это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3859628
Ознакомительный фрагмент работы:
Государственная собственность является одним из основополагающих элементов экономической системы Российской Федерации. Однако без разработки последовательной политики управления экономикой и, конечно, эффективной системы управления сама по себе она не имеет экономического смысла. Государственная собственность уже давно является доминирующей формой собственности и занимает наибольшую долю. В период перехода к рынку государственная собственность уменьшилась, но она по-прежнему является решающим фактором в развитии российского общества.Управление государственной собственностью в субъектах Российской Федерации представляет собой особую, целостную и самостоятельную систему государственного управления, в основе которой лежит сложная структура и многообразные функции, и в то же время единый характер объектов управления.В сложной системе экономических отношений государственная собственность - это форма собственности, направленная на национальную оплату имущества, выделенного из собственности других организаций и граждан. Совпадение национальных и государственных интересов в сфере распределения материальных благ основано на конституционной ситуации, когда перевозчиком и единственным источником власти в Российской Федерации является многонациональный народ.Актуальность выбранной темы заключается в том, что продолжается постоянное преобразование и разделение прав собственности в федеральную собственность.Поэтому целью данного реферата является изучение основных объектов государственной собственности, а также методов их управления.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ЦЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Согласно статье 214 Гражданского кодекса, государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации).Управление государственной собственностью – это совокупность разнообразных отношений между различными субъектами по поводу организации воспроизводства и использования объектов государственной собственности с помощью организационно-экономических механизмов и методов для удовлетворения основных социально-экономических интересов общества и государства.Функционирование большей части недвижимости, принадлежащей государству, происходит в рамках государственных казенных учреждений, унитарных предприятий и акционерных обществ, часть акций которых принадлежит государству. Однако существуют и другие объекты, находящиеся в государственной собственности (заповедники, объекты исторического и культурного наследия, территориальные воды и др.)Казенные предприятия (ГК РФ от 30.11.1994, №51-ФЗ, статья 115) – унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Целью работы данных предприятий является наиболее эффективное использование собственности с точки зрения государственных интересов, содействия социально-экономическому развитию страны, предоставления в достаточном объеме социально значимых услуг (оборона и правопорядок, воздушный и железнодорожный транспорт, образование, здравоохранение).Государственные унитарные предприятия (ФЗ от 14.11.2002 № 161-ФЗ) – унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. В рамках работы данных предприятий ставятся задачи обеспечения нормального функционирования объектов, а также повышения отдачи от их использования, производства отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов РФ, дотируемых или ограниченных в гражданском обороте.Акционерные общества с долей государственной собственности в уставном капитале (ФЗ от 26.12.1995 № 208-ФЗ) – хозяйственное объединение, уставной капитал которого разделен на число акций, удостоверяющих обязательственные права участников – акционеров по отношению к обществу. Государство, в данном случае, задействовано в высокодоходных отраслях экономики, производящих ликвидную продукцию и имеющих стабильное финансовое положение, получает дивиденды, выполняет функции контроля или управления и заинтересовано в повышении эффективности государственных инвестиций и обеспечении определенной доходности.К Федеральной собственности относятся: – имущество органов власти и управления РФ;– ресурсы континентального шельфа и морской экономической зоны;– культурные и исторические ценности общегосударственного значения;– средства бюджета РФ;– государственные банки;– золотой запас, алмазный и валютный фонды;– страховые, резервные и иные фонды.В государственной собственности РФ и ее субъектов:– средства производства в промышленности;– предприятия транспорта, связи, информатики, топливноэнергетического комплекса и иные предприятия;–• иное имущество, включая государственную казну РФ и субъектов. Всобственности субъектов РФ:– имущество их органов власти и управления;– культурные и исторические ценности народов, ее населяющих;– средства соответствующего бюджета;– предприятия, имущественные комплексы и иное имущество,обеспечивающее самостоятельность субъектов РФ.Каждый субъект Федерации самостоятельно определяет пути, методы и способы управления своей собственностью. Однако любая политика, в том числе экономическая, должна иметь в своей основе основополагающее направление, в котором эта политика и должна реализовываться.Государственная политика преследует следующие цели:– увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью;– оптимизация структуры собственности (с точки зрения пропорций на макро- и микроуровне) в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;– вовлечение максимального количества объектов государственной собственности в процесс совершенствования управления;– использование государственных активов в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики;– повышение конкурентоспособности коммерческих организаций, улучшение финансово-экономических показателей их деятельности путем содействия внутренним преобразованиям в них и прекращению выполнения несвойственных им функций.
2 ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
На рынке недвижимости государство выполняет следующие функции:– идеологической и законодательной инициативы (концепции развития отдельных видов рынка и программы их реализации);– эмитента государственных и муниципальных ценных бумаг под залог недвижимого имущества;– регулятора, устанавливающего правила и нормы функционирования рынка недвижимости;– контролера устойчивости и безопасности рынка (регистрация прав и сделок с недвижимостью);– профессионального участника при торговле жилищными сертификатами, государственными зданиями и сооружениями, и другими объектами недвижимости и др.Методы управления федеральной собственностью представляет собой совокупность способов, приемов и операций управленческой деятельности для решения задач, и достижения на этой основе ключевых целей.На рисунке 1 представим виды методов.center182880Методы управления государственной собственностью400000Методы управления государственной собственностьюМетоды управления государственной собственностьюМетоды управления государственной собственностью4306125905500413437451104 -475725352177Прямые (административные)4000020000Прямые (административные)Прямые (административные)Прямые (административные)right45196Косвенные (экономические)4000020000Косвенные (экономические)Косвенные (экономические)Косвенные (экономические)Рисунок 1 – Методы управления государственной собственностью Под административными методами управления вообще следует понимать способы и формы управления, в основе которых лежит жесткое администрирование, распорядительство, опирающиеся на приказы распоряжения, спускаемые сверху установленные административные методы управления, называют также директивными, т.е. основанные на том, что субъект управления управляющий орган вырабатывает директивные команды, распоряжения, подлежащие неукоснительному исполнению со сторон объекта управления, подчиненных субъекту лиц.Когда речь идет о государственной собственности, то правомерно утверждать, что административные методы управления являются определяющими. Они преобладают над косвенными (экономическими) методами, также применяемыми государством, хотя порой и вынужденно, в управлении государственным сектором экономики и социальной сферой.Приведем несколько форм административного (прямого) управления государственной собственностью:– прямое воздействие государства на ее параметры: массовая приватизация государственного имущества;– директивное изъятие части государственного имущества у одного хозяйствующего субъекта и передача его другому;– установление административного режима по отношению к экономическим монополиям и олигополиям, т.е. установление границ поведения;– ограничения для руководителей унитарных предприятий и учреждений по распоряжению имуществом.Далее рассмотрим косвенные (экономические) методы управления государственной собственностью. Косвенные методы – это методы, основанные на правильном использовании экономических законов производства и создают дополнительные стимулы для предпринимательской деятельности.Рассматриваемый метод подразумевает использование рыночных инструментов воздействия на интересы участников.К экономическим методам относят: прогнозирование, разработку стратегий, бизнес-планирование и др.Приведем несколько форм экономических форм управления государственной собственностью:– определение годовых объемов производства предприятием в рамках государственного заказа;– научным организациям, учреждениям образования, здравоохранения,культуры и искусства, предприятиям железнодорожного транспорта государством предоставлена самостоятельность по передаче закрепленного за ними государственного недвижимого имущества в аренду другим юридическим лицам, предпринимателям. А получаемые от этого средства направляются на внутреннее развитие этих организаций, учреждений и предприятий.К этому следует отнести и введение платного образования в государственных высших учебных заведениях, платных услуг в государственных учреждениях здравоохранения и т.д. А ведь при этом используется государственное имущество и оборудование.
3 РЕЗУЛЬТАТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ
В настоящее время сохраняется значительный потенциал для оптимизации структуры государственных активов. В частности, данные, приведенные в таблице 1 за 2020 год, позволяют сделать вывод о нерациональности структуры их распределения по отраслям. Если значительное количество государственных организаций в машиностроении, транспортном комплексе, научно-образовательной сфере объяснимо, то наличие их значительного числа в пищевой промышленности, строительстве и торговле в целом неоправданно.Таблица 1 – Распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики за 2020 годОтрасль экономики2020 гСельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство1 919Добыча полезных ископаемых42Обрабатывающие производства584Обеспечение электрической энергией, газом и паром142Водоснабжение126Строительство431Торговля оптовая и розничная437Транспортировка и хранение1 119Деятельность гостиниц и предприятий213Деятельность в области информации1 573Деятельность финансовая и страховая293Деятельность по операциям с недвижимым имуществом926Деятельность профессиональная, научная и техническая4 765Деятельность административная 1 603Государственное управление и обеспечение военное безопасности, социальное обеспечение 16 517Образование10 581Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг 12 592Деятельность в области культуры и спорта3794Всего57 903Проблема активизации инвестиционного процесса является одной из наиболее сложных для российской экономики. При этом государственная собственность не используется в качестве инструмента повышения инвестиционной активности, напротив, неудовлетворительное управление государственными активами представляет собой дополнительную угрозу экономическому росту. Поэтому важным является повышение эффективности инвестиционной деятельности государства. Речь идет, прежде всего, о стратегической эффективности, адекватности государственных инвестиций макроэкономическим приоритетам развития государства.При этом актуальность данной проблемы объясняется не только с необходимостью мобилизации финансовых ресурсов для решения долговых проблем, но также связана с тем, что управление государственной собственностью является одним из важнейших механизмов проведения экономических реформ. Кроме того, создание системы эффективного управления объектами государственной собственности - важнейшее условие повышения эффективности системы государственных финансов.Основные доходы от управления государственной собственностью формируются за счет таких источников, как доходы от приватизации государственной собственности, дивиденды по акциям, находящимся в собственности Российской Федерации, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и прибыль государственных унитарных предприятий, перечисляемая в бюджет. В контексте задач укрепления единого экономического пространства и формирования эффективных рыночных институтов на всей территории страны важнейшим приоритетом в деятельности государства является выработка единой концепции управления государственной собственностью как на федеральном, так и субфедеральном уровне. На региональном и муниципальном уровнях управление государственной собственностью носит еще более «непрозрачный» и неэффективный характер, чем на федеральном. В большинстве случаев информация о структуре и масштабах государственной собственности на субфедеральном уровне является неполной. Официальные данные позволяют в лучшем случае сформировать лишь общее представление о ее масштабах и структуре.Если на федеральном уровне государственная собственность призвана обеспечить решение важнейших задач социально-экономического развития в масштабах всего государства, то эффективное управление собственностью на субфедеральном уровне способно создать предпосылки для более полного учета региональной специфики, развития региональной инфраструктуры, решения социальных проблем в субъектах федерации. Однако на практике в условиях слабости рыночных институтов и отсутствия эффективного контроля со стороны федерального центра госсобственность на субфедеральном уровне не увеличивает экономический потенциал субъектов РФ, а во многих случаях приводит к коррупции, препятствует конкуренции и появлению эффективных собственников. Во многих случаях реальной причиной участия органов власти в деятельности предприятий является желание чиновников контролировать финансовые потоки, не заботясь о перспективах их развития. Собственность в этом случае не служит эффективным инструментом финансового регулирования на региональном уровне, не способствует поступлению дополнительных доходов в субфедеральные бюджеты, и поэтому не служит надежной базой выполнения региональными и местными властями своих функций.Действующая законодательная база, посвященная управлению государственной собственностью, регулирует в первую очередь деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, а также акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности. Вместе с тем, основы финансового регулирования унитарных предприятий и хозяйственных обществ, относящихся к ведению региональных и местных властей, не отражены в федеральном законодательстве и продолжают регулироваться субфедеральными властями, что еще более усугубляет недостатки деятельности государственных организаций, связанные с неэффективностью и непрозрачностью их работы. Мониторинг деятельности государственных организаций, расчет показателей эффективности их работы, учет связанных с ними доходов и обязательств должен действовать не только на федеральном, но и на субфедеральном уровне.Выработка эффективного механизма финансового регулирования экономики предполагает определение и законодательное закрепление видов имущества, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, собственности субъектов федерации и муниципального образования для выполнения возложенных на каждый уровень власти функций. Имущество, не связанное с выполнением таких функций, подлежит приватизации.Государственная собственность в России насчитывает значительное число объектов, охватывающих широкий спектр отраслей экономики. Качество управления государственной собственностью не только определяется системой финансовых показателей, отражающих доходы и расходы бюджета, но и оказывает значительное влияние на развитие социальной сферы. От того, насколько эффективно выстроен финансовый механизм управления государственной собственностью, во многом зависит результативность социальной политики и безопасность государства. В этой связи повышение эффективности управления объектами государственной собственности является необходимой предпосылкой для повышения конкурентоспособности национальной экономики и обеспечения устойчивого экономического роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в данном реферате было дано понятие государственной собственности, которое представляет собой имущество, находящееся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, находящееся в собственности субъектов Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации).Основными целями управления государственной собственности является увеличение доходов федерального бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью.Были рассмотрены функции управления государственной собственности. Основными является: регулятор, устанавливающего правила и нормы функционирования рынка недвижимости; контроль устойчивости и безопасности рынка (регистрация прав и сделок с недвижимостью) и др.– профессионального участника при торговле жилищными сертификатами, Методы управления федеральной собственностью представляет собой совокупность способов, приемов и операций управленческой деятельности для решения задач, и достижения на этой основе ключевых целей. Методы управления государственной согбенности можно разделить на две группы. Первая группа – административные методы управления. Вторая группа – косвенные методы управления.Также нами было рассмотрено распределение федеральных государственных унитарных предприятий по отраслям экономики за 2020 год. Таким образом, для достижения целей и выполнения задач управления государственной собственностью субъектов РФ при соблюдении определенных принципов управления, необходим индивидуальный подход к каждой из сфер управления, к каждой группе объектов управления, и на основе их анализа соответствующий выбор наиболее подходящих форм и методов управления.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Консультант Плюс: официальный сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/ (дата обращения 10.03.2022). Текст. – электронный.2. Постановление Правительства РФ «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом». – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_77490/ дата обращения 10.03.2022). Текст. – электронный.3. Купцов, А. В. Управление государственной и муниципальной собственностью / А. В. Купцов, Н. С. Соменкова. – Нижний Новгород: ННГУ, 2020. – 60 с.4. Федеральная служба государственной статистики. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191 (дата обращения 10.03.2022). Текст. – электронный.5. Табольская, В. В. Управление государственной и муниципальной собственностью / В. В. Табольская, С. И. Жук, А. Н.Макаров. – Набережные Челны: Издательскополиграфический центр Набережночелнинского института, 2019. –79 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!