Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Современное состояние финансовой системы и показатели ее оценки

Тип Курсовая
Предмет Финансы

ID (номер) заказа
3864076

500 руб.

Просмотров
667
Размер файла
176.65 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Современное состояние финансовой системы и показатели ее оценки Содержание TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc97897207 \h 3Глава 1. Финансовая система, ее роль и показатели оценки PAGEREF _Toc97897208 \h 61.1 Сущность и структурные особенности финансовой системы PAGEREF _Toc97897209 \h 61.2 Основные функции финансовой системы в национальной экономике PAGEREF _Toc97897210 \h 101.3 Показатели оценки состояния финансовой системы PAGEREF _Toc97897211 \h 13Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Российской Федерации PAGEREF _Toc97897212 \h 182.1 Анализ ситуации в бюджетной сфере российской экономики PAGEREF _Toc97897213 \h 182.2 Оценка роли финансового рынка и финансового сектора в стимулировании экономического развития Российской Федерации PAGEREF _Toc97897214 \h 22ГЛАВА 3. Повышение роли финансовой системы в обеспечении роста и развития российской экономики PAGEREF _Toc97897215 \h 27Заключение PAGEREF _Toc97897216 \h 31Список использованных источников PAGEREF _Toc97897217 \h 33ВведениеАктуальность темы работы. Финансовая система позволяет обеспечить оборот производственных фондов, регулирование отраслевых и территориальных форм экономики, стимулировать хозяйственное производство и научно-технические достижения. Актуальность данной темы обусловлена тем, что финансовая система России охватывает всю сферу экономических отношений каждого хозяйствующего субъекта и государственных органов, которые участвуют в экономической жизни, а также регулируют экономические отношения. От состояния финансовой системы России зависит благосостояние жизни каждого гражданина России, чем и подтверждается актуальность выбранной темы.Финансовая система занимает важное место в экономике, потому что экономическая жизнь страны в некоторой степени зависит от ее состояния. Основной причиной низкого роста экономики является недостаточная инвестиционная активность. При этом, учитывая тот факт, что Россия с 2014 года находится под экономическими санкциями, которые расширялись и дополнялись финансирование инвестиций возможно преимущественно за счет внутренних источников. В данном контексте повышается роль финансовой системы, которая должна содействовать экономическому росту через государственные расходы, а также через обеспечение работы механизмов трансформации внутренних сбережений в инвестиции. По этой причине представляется, что изучение вопросов, связанных с функционированием финансовой системы России, анализ ее роли в обеспечении роста и развития российской экономики являются актуальными и имеют достаточную практическую значимость в современных условиях. Целью курсовой работы является анализ показателей развития финансовой системы Российской Федерации и оценка роли основных элементов финансовой системы в обеспечении роста и развития российской экономики. Для достижения этой цели в работе поставлены следующие основные задачи:показать сущность и основные структурные элементы национальной финансовой системы;рассмотреть роль финансовой системы в экономике и показатели, характеризующие финансовую систему с точки зрения выполнения ее ключевых экономических функций;проанализировать в динамике ситуацию в бюджетной сфере, а также в финансовом секторе и на финансовых рынках – с точки зрения влияния на экономический рост и развитие экономики России; дать оценку возможных направлений повышения роли финансовой системы Российской Федерации в стимулировании роста экономики в среднесрочной перспективе.Объект и предмет исследования. Объектом проводимого в работе исследования выступает национальная финансовая система, предметом – механизмы влияния финансовой системы на рост и развитие экономики. Методы исследования. При подготовке работы использованы общенаучные методы такие, как анализ, синтез или сравнение. Кроме того, применялись методы статистического и расчетно-графического анализа. Структура работы. По структуре работа состоит из введения, 2 глав, включающих 6 параграфов, заключения и списка использованных источников. В главе 1 «Финансовая система, ее роль и показатели оценки» рассмотрены общие вопросы, касающиеся определения сущности и структуры финансовой системы, ее основных функций в экономике, а также показатели, которые могут использоваться для анализа предмета исследования. Глава 2 «Анализ современного состояния финансовой системы Российской Федерации» посвящена анализу ситуации в бюджетной сфере, в финансовом секторе и на финансовых рынках Российской Федерации с точки зрения их влияния на ситуацию в реальном секторе экономики России. Кроме того, в главе рассматриваются направления повышения роли финансовой системы в обеспечении развития российской экономики на среднесрочную перспективу. Глава 1. Финансовая система, ее роль и показатели оценки 1.1 Сущность и структурные особенности финансовой системы В российской научной и учебной литературе нет единых подходов к определению финансовой системы. С одной стороны, под финансовой системой понимают взаимосвязанную совокупность таких элементов как государственные и муниципальные финансы, финансы домашних хозяйств и финансы организаций. Такой подход перед начало еще в советской науке о финансах и используется многими современными авторами. В частности, определение финансовой системы как совокупности взаимосвязанных сфер финансовых отношений, участниками которых выступают государство, организации и население, используется в учебнике под ред. Маркиной Е.В. .С другой стороны, в зарубежной традиции под финансовой системой понимают преимущественно финансовый сектор экономики и финансовые рынки - без учета государственных, корпоративных финансов и финансов домашних хозяйств. Ни первый, ни второй подход не охватывают всей полноты финансовых отношений в экономике, поэтому существует третий подход, их объединяющий. С точки зрения этого подхода финансовая система включает в себя и элементы, входящие в структуру финансовой системы с точки зрения первого подхода, и элементы, составляющие ее структуру с точки зрения второго. Финансовая система представляет собой совокупность финансовых взаимосвязей между отдельными участниками, образующихся на основе финансовых потоков между ними. Участники финансовой системы - все экономические субъекты, являющиеся собственниками, владельцами или пользователями имущества в материальной или денежной форме и осуществляющие взаимодействие между собой путем платежей и расчетов. В качестве отдельного звена выделяют финансовых посредников (финансовый рынок).Финансовую систему как форму организации денежных взаимоотношений возможно разбить на 3 взаимозависимые подсистемы, через которые создаются и используются экономические ресурсы: 1)у хозяйствующих субъектов,2)у государства и органов местного самоуправления,3)у населения. Все вышеперечисленные системы имеют свой способ образования и расходования денег, задачу и финансовое устройство, ориентированное на достижение своих целей любым.В систематизированном виде структура финансовой системы в ее наиболее широком представлении показана на рисунке 1. Рисунок 1 – Основные элементы финансовой системы с точки зрения широкого подхода к ее пониманиюВ данном случае из представленных на рисунке элементов требуется уточнение понятий финансовых рынков и финансового сектора экономики, учитывая тот факт, что в экономической литературе нет однозначного толкования понятия финансового рынка. В наиболее общей трактовке, финансовый рынок это «…совокупность экономических отношений между участниками сделок (продавцами, покупателями, посредниками) по поводу купли–продажи финансовых активов и финансовых услуг» .Это определение характеризует, по мнению автора настоящей работы – две стороны финансового рынка: это и комплекс финансовых отношений по поводу выпуска и купли-продажи финансовых инструментов, и совокупность институтов – участников рынка, финансовых инструментов, инфраструктуры, которые обеспечивают функционирование этих отношений. Именно в таком понимании финансовый рынок рассматривается в работе.Однако с точки зрения дальнейшего анализа важно определить основные структурные элементы финансового рынка, и чаще всего они выделяются на основании классификации финансовых инструментов финансового рынка. Один из возможных вариантов такой классификации представлен на рисунке 2. Рисунок 2 – Основные сегменты финансового рынка, исходя из используемых финансовых инструментовФинансовый сектор экономики, с точки зрения СНС ООН представляет собой взаимосвязанную совокупность центрального банка и финансовых корпораций – организаций, которые аккумулируют временно свободные денежные средства в экономике, и от своего имени, и за свой счет, размещают их в финансовые инструменты. Это, прежде всего, банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, инвестиционные фонды, и др. 1.2 Основные функции финансовой системы в национальной экономике Известно, что финансы, в одной из трактовок этого понятия, представляют собой экономические отношения, которые возникают по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Эти фонды служат для выполнения некоторых функций теми институциональными единицами, которые эти фонды формируют. Как видно на рисунке 1 в предыдущем параграфе работы, такими институциональными единицами выступают государство, нефинансовые корпорации или предприятия, домашние хозяйства, а также – финансовый сектор и финансовые рынки. Исходя из секторального деления экономики в СНС ООН, домашним хозяйством считается одно или несколько лиц, ведущих совместное хозяйство. С точки зрения функций в экономике домашние хозяйства осуществляют конечное потребление товаров и услуг. Кроме того, домашним хозяйствам принадлежат основные факторы производства, которые объединяются для создания добавленной стоимости в секторе нефинансовых корпорацийСоответственно, финансы домашних хозяйств обеспечивают индивидуальное потребление, в том числе и будущее потребление, которое в настоящем имеет форму накоплений или инвестиций. Финансы нефинансовых корпораций должны обеспечивать процесс создания добавленной стоимости в экономике. Государственные финансы обеспечивают выполнение основных функций государства в социально-экономической сфере. Четкого перечня этих функций не существует, вопрос о границах вмешательства государства в социальные и экономические отношения является дискуссионным, однако чаще всего к основным функциям государства относят:обеспечение процессов создания так называемых «общественных благ», которые доступны на полностью безвозмездной либо частично-возмездной основе гражданам страны или населению;создание и обеспечение работы базовых социально-экономических институтов таких, например, как защита собственности;создание условий для поддержания экономической безопасности, а также экономического базиса для обеспечения безопасности в более широком понимании этого термина;социальная защита, то есть поддержка тех групп населения, которые по каким-то причинам не в состоянии обе6спечить себе минимально-приемлемый уровень жизни либо просто – выживать;повышение эффективности функционирования экономической системы, которое может выражаться ростом создаваемой добавленной стоимости, обеспечением этого роста при меньших затратах ресурсов, то есть обеспечение инновационного роста, а также – распределением и перераспределением создаваемой добавленной стоимости так, чтобы это отвечало запросам общества в целом. Для выполнения этих функций государство через бюджетную систему обеспечивает частичное перераспределение создаваемой в экономике добавленной стоимости.Финансовый сектор, а также финансовые рынки также участвуют в перераспределительных отношениях в экономике. В любой момент времени в экономике существуют временно свободные денежные средства, которые аккумулируются финансовым сектором и финансовыми рынками с помощью различных финансовых инструментов. Одновременно в экономике существуют экономические субъекты, включая население, финансовые и нефинансовые корпорации, государство, заинтересованные в привлечении дополнительного финансирования. Это финансирование предоставляется финансовым сектором и рынками с помощью различных финансовых инструментов, как правило, на платной, срочной и возвратной основе.Иными словами, финансовый сектор и финансовые рынки в экономике обеспечивают работу механизма трансформации сбережений в инвестиции, финансовые и реальные – то есть инвестиции, необходимые для обеспечения процесса создания добавленной стоимости. При этом в зависимости от институциональной структуры финансовой системы трансформация сбережений в инвестиции может осуществляться либо преимущественно финансовым сектором, либо преимущественно финансовыми рынками. Россия, например, относится к числу стран с континентальной финансовой системой и основные функции финансового посредничества выполняются финансовым сектором, а преимущественно – банками. Отметим, что перечисленные выше функции, которые выполняются отдельными элементами финансовой системы – взаимосвязаны. Любая экономическая система должна обеспечивать создание добавленной стоимости. С макроэкономической точки зрения это означает наличие экономического роста, а в более широком смысле – экономического развития. Непосредственно процесс создания добавленной стоимости обеспечивается в основном в секторе нефинансовых корпораций и домашних хозяйств. Финансовые рынки и финансовый сектор экономики могут способствовать этому процессу, направляя аккумулируемые временно свободные денежные средства – в инвестиции. С точки зрения любой из существующих моделей экономического роста, необходимым его условием являются инвестиции в основной капитал, а также оборотный и человеческий капитал, инновации. Финансирование этих инвестиций – важнейшая с точки зрения экономического роста и развития функция финансового сектора и рынков. При этом источником денежных средств, аккумулируемых финансовым сектором и рынками выступают, в том числе денежные средства домашних хозяйств, предприятий и государства. Государство, через бюджетную систему, с одной стороны, изымает часть доходов нефинансовых корпораций, банков, населения, формируя централизованные фонды денежных средств. С другой стороны, через государственные расходы, а также через изменение структуры и условий налогообложения, может стимулировать экономический рост.Отметим, что в целом, перечень функций финансовой системы – шире, чем это показано выше, однако, по мнению автора настоящей работы важнейшими среди функций финансовой системы являются те, что связаны с обеспечением роста и развития национальной экономики.1.3 Показатели оценки состояния финансовой системы Исходя из рассмотренных выше вопросов структуры, а также функций финансовой системы в работе анализируются, во-первых, тенденции в бюджетной сфере российской экономики, во-вторых, состояние и тенденции развития финансового сектора и финансовых рынков – с точки зрения их участия в обеспечении роста и развития российской экономики.Показатели оценки состояния финансовой системы. Значимыми считаются макроэкономические характеристики. Основная роль данных факторов отводится 3 признакам:Уровень и структура сбережений.Уровень инфляции.Величина ВВП.Практически на все показатели финансовой системы влияют риски такого характера как:темпы роста мировой экономики;усиление геополитической напряженности в мире;большая волатильность цен на нефть;инфляционный риск;риск не реализации программы импортозамещения;демографический риск.Так же одним из важных показателей, характеризующих состояние финансовой системы является показатель монетизации экономики.Ситуация в бюджетной сфере определяется, прежде всего, показателями бюджетной системы. В Российской Федерации, которая является по государственному устройству федеративным государством, бюджетная система имеет трехуровневую структуру и состоит из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, а также систему внебюджетных фондов. Строго говоря, ситуация в бюджетной сфере российской экономики характеризуется структурой и динамикой доходов и расходов, сбалансированностью, а также иными показателями консолидированного бюджета. Однако поскольку в России государственные финансы отличаются высокой степенью централизации и около половины консолидированного бюджета по доходам и расходам составляет федеральный бюджет, в главе 2 работы будут использоваться и показатели федерального и показатели консолидированного бюджетов. Отметим в данном случае, что с точки зрения влияния на экономику ключевую роль играют расходы государства. Еще в 19 ст. А. Вагнер открыл статистическую закономерность, состоящую в том, что ускорение роста промышленно-развитых экономик всегда предварялось увеличением расходов государства. Поэтому наряду с точки зрения роли бюджетной системы в обеспечении роста экономики важным является анализ динамики государственных расходов – в относительном выражении, то есть в % ВВП или в реальном выражении. Кроме того, известно, что экономический рост и развитие экономики влияет не только динамика государственных расходов, но и их структура. С теоретической точки зрения, производительные расходы государства, направленные на формирование инфраструктуры, на финансирование инвестиций в основной и человеческий капитал, в инновации, имеют значительно боле существенное воздействие на динамику ВВП, чем непроизводительные расходы, связанные с текущим потреблением. Поэтому во второй главе работы отдельно анализируется динамика расходов государства на экономику.Особенностью экономики Российской Федерации, влияющей на ситуацию в бюджетной сфере, является зависимость экономического развития от ресурсного экспорта, а в частности, от экспорта углеводородов. В этой связи в России, как и во многих других странах-экспортерах сырьевых товаров существует практика изъятия части доходов от ресурсного экспорта в суверенные фонды благосостояния в рамках так называемого «бюджетного правила». В России бюджетное правило и институт суверенных фондов существуют с 2004 года, когда был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации. В 2008 году он был ликвидирован, а одновременно были созданы Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Остатки средств Стабилизационного фонда были перечислены в Резервный фонд, который предназначался для финансирования дефицита федерального бюджета и был полностью использован к концу 2017 года. В настоящее время в России один суверенный фонд – Фонд национального благосостояния. С точки зрения законодательства он представляет собой обособленную часть федерального бюджета, которая аккумулируется на счетах Министерства финансов Российской Федерации в Банке России. Формируется этот фонд за счет изъятия части выручки от экспорта углеводородов при ценах, выше цены отсечения. Средства Фонда национального благосостояния включаются в состав международных резервов и размещаются Банком России преимущественно в зарубежные активы. Ключевую роль в деятельности финансового сектора российской экономики играют банки. По состоянию на 2021 год совокупные активы финансовых посредников в России составляли 125% ВВП, из этого объема 78% приходилось на активы банков. Остальные 22% распределены между активами страховых компаний, ПИФов, небанковских кредитных и других финансовых организаций.Важнейшими сегментами финансового рынка Российской Федерации с точки зрения его участия в обеспечении развития российской экономики следует считать фондовый рынок и кредитный рынок. Существенное воздействие на ситуацию в экономике оказывает также динамика валютного курса рубля, формируемого на внутреннем валютном рынке. Состояние финансового рынка можно характеризовать такими показателями как: динамика фондовых индексов, в России это индексы Московской биржи IMOEX и RTSI для акций и RGBITR и RUCBITR для корпоративных и государственных облигаций;динамика задолженности по корпоративным и розничным кредитам, а также доля просроченной задолженности в кредитном портфеле банковского сектора; динамика валютных курсов рубля.Однако эффективность выполнения финансовым сектором и финансовым рынком функций финансового посредничества можно охарактеризовать через сопоставление валовых сбережений в экономике России и валовых инвестиций в основной капитал. Глава 2. Анализ современного состояния финансовой системы Российской Федерации 2.1 Анализ ситуации в бюджетной сфере российской экономики Ситуация в бюджетной сфере характеризуется, прежде всего, структурой и динамикой доходов и расходов консолидированного и федерального бюджетов. Структуру консолидированных бюджетных доходов Российской Федерации по основным источникам поступлений показывает рисунок 3. Рисунок 3 - Структура доходов консолидированного бюджета России, удельный вес, % (подписи данных в % ВВП)Как видно эта структура достаточно устойчива, значимыми источниками поступлений являются НДС, страховые взносы – в государственные социальные фонды (пенсионный, ОМС, социального страхования), налог на добычу природных ископаемых, налог на прибыль и подоходный налог. Рисунок 4 - Структура доходов федерального бюджета, подписи данных в % ВВПОсобенностью формирования доходной части федерального бюджета (рис. 4) является высокий удельный вес нефтегазовых доходов Это поступления от углеводородного НДПИ, вывозных пошлин на нефть, газ и продукты их первично переработки, акцизов на отправляемую в переработку нефть. В структуре источников формирования не нефтегазовых доходов федерального бюджета наиболее значимыми являются внутренний и внешний НДС, налог на прибыль. Как отмечалось ранее, основное влияние на темпы роста и развития экономики оказывает динамика бюджетных расходов государства. Показатели этой динамики на основании исходных данных в % ВВП показаны на рисунке 5 – нарастающим итогом к уровню 2014 года. Период 2014-2021 гг. использован по той причине, что с 2014 года в России имеет место замедленная макроэкономическая динамика, которая академиком РАН Аганбегяном характеризуется термином «стагнация». Рисунок 5 – Темпы прироста бюджетных расходов в Российской Федерации, к уровню 2014 года в %, исходные данные в % ВВПРисунок 5 показывает, что и расходы консолидированного и расходы федерального бюджетов в рамках рассматриваемого периода возрастали только в период экономических кризисов 2015-2016 гг. и 2020 г., а в остальное время – снижались. Расходы государства на экономику – снижались постоянно. В первой главе работы отмечалось, что существенное влияние на ситуацию в бюджетной сфере оказывает бюджетное правило, которое аккумулирует в Фонде национального благосостояния, а, одновременно, в составе международных резервов, и выводит в зарубежные активы значительную часть поступлений от ресурсного экспорта. Объем средств, которые выводились из экономики через суверенные фонды показывают данные рисунка 6. Рисунок 6 - Международные резервы, средства в СФБСчитается, что это лишние, избыточные для экономики средства и их необходимо стерилизовать во избежание перегрева. Рисунок 7 - Изменение за период международных резервов, средств суверенных фондов благосостояния (СФБ), совокупного внешнего долга России, в млрд. долларов СШАОднако данные рисунка 7 показывают, что это не так, поскольку сопоставимые средства экономика заимствовала за рубежом.2.2 Оценка роли финансового рынка и финансового сектора в стимулировании экономического развития Российской ФедерацииВ первой части работы было показано, что основная функция финансового рынка и финансового сектора – как элементов финансовой системы должна заключаться в обеспечении работы механизма трансформации сбережений в реальные инвестиции. В России финансирование инвестиций в основной и оборотный капитал, а также инновации может осуществляться с помощью таких финансовых инструментов как банковский кредит, а также эмиссия долговых и долевых ценных бумаг нефинансовыми организациями. Рисунок 8 – Финансирование текущей и инвестиционной деятельности российских нефинансовых организаций через инструменты финансового рынка, подписи данных в % ВВППри этом, как отмечает Банк России, эмиссия корпоративных ценных бумаг, акций и облигаций, является инструментом финансирования преимущественно крупного бизнеса. Кроме того, эмиссия акций редко применяется как инструмент финансирования капитальных вложений, в основном это инструмент реструктуризации собственности. Поэтому кредит, как показывают данные рисунка 8, играет значительно большую роль в финансировании деятельности предприятий, чем ценные бумаги. Однако рисунок 9 показывает, что в источниках финансирования инвестиций в основной капитал, а это 99% всех нефинансовых или, другими словами, реальных инвестиций в России по данным Росстата, доля банковского кредита колеблется всего около 10%, в то время как удельный вес эмиссионных ценных бумаг в этих источниках стремится к нулю – менее 1% до 2014 года, далее информация не публикуется (рис. 9).Рисунок 9 – Структура инвестиций в основной капитал нефинансовых организаций по источникам финансирования, удельный вес в, %Более того, как видно на рисунке 8, кредитование экономики банками сокращалось с 2016 года, кроме 2020 года, когда в рамках антикризисных мероприятий были расширены программы льготного кредитования. В результате, как видно из данных рисунка 9, финансирование инвестиций в основной капитал осуществляется преимущественно за счет средств самих предприятий. В целом же эффективность выполнения финансовым рынком и финансовым сектором функции трансформации сбережений в инвестиции можно охарактеризовать через сопоставление валовых сбережений в экономике России и валовых инвестиций в основной капитал (рис. 10). Рисунок 10 – Разрыв между аккумулированными сбережениями и инвестициями в основной капитал в экономике России, данные в % ВВП, разрыв в п.п. ВВПКак видно на рисунке 4, в последние годы валовые инвестиции в основной капитал в России – меньше валовых сбережений. Причем разница – достаточно существенна и составляет от 5 до 10 процентных пункта (п.п.) ВВП.В первой главе работы отмечалось также, что значительное влияние на ситуацию в реальном секторе экономики оказывает динамика валютного курса рубля, формируемая на внутреннем валютном рынке. Рисунок 11 - Среднегодовой номинальный курс рубля к доллару США и ППС, руб. за долларРисунок 11 показывает, во-первых, что рубль с 2014 года постоянно девальвировался, кроме 2017 года. Во-вторых, на рисунке видно, что, по крайней мере, с начала 2000-х гг. рубль постоянно недооценен по отношению к паритету покупательной способности, причем с 2014 года разрыв между рыночным курсом и ППС постоянно расширялся. Рисунок 12 - Показатели платежного баланса Российской Федерации, млн. долларов СШАДевальвация рубля могла бы вызываться факторами, связанными с платежным балансом. Однако, как видно на рисунке 12, в последние годы текущий счет платежного баланса России имел постоянно положительное сальдо, которое покрывало отток капитала. Поэтому можно предположить, что постоянная девальвация связана с политикой Банка России, а именно с практикой покупки иностранной валюты в рамках бюджетного правила для пополнения Фонда национального благосостояния и международных резервов. А также – с отказом Банка России с января 2015 года от регулирования валютного курса в рамках перехода к таргетированию инфляции и режиму плавающего курса при проведении денежно-кредитной политики. С одной стороны, искусственное занижение курса рубля выгодно ресурсным экспортерам, поддерживая ценовую конкурентоспособность ресурсного экспорта на внешних рынках, либо обеспечивая им дополнительный доход. С другой стороны, эта девальвация оказывает негативное влияние на остальную экономику. Девальвация рубля негативно влияет на покупательную способность доходов населения. Это связано с высокой долей импорта на потребительском рынке, а также с высоким удельным весом импорта в себестоимости продукции российских производителей. Кроме того, девальвация отрицательным образом влияет на инвестиционную активность, поскольку Россия – чистый импортер технологий, то есть реализация инвестиционных проектов предполагает импорт оборудования, а на его рублевые цены прямое влияние оказывает валютный курс рубля. ГЛАВА 3. Повышение роли финансовой системы в обеспечении роста и развития российской экономики Важнейшим фактором роста экономики являются инвестиции и, прежде всего, инвестиции в основной капитал. Кроме того, отмечалось, что в России в последние годы наблюдается замедленная макроэкономическая динамика. Это подтверждается данными рисунка 13, который показывает, что и динамика ВВП в постоянных ценах и динамика инвестиций – имели нисходящую направленность в период после кризиса 2008-2009 гг.Рисунок 13 – Экономический рост и динамика инвестиций в основной капитал в России (исходные данные в долларах США в постоянных ценах 2010 года), годовые темпы прироста в %В 2018 году был принят Указ Президента Российской Федерации №204 «О национальных целях развития», в котором ставились задачи по ускорению роста экономики России. Для этого предполагалось обеспечить увеличение инфраструктурных инвестиций через реализацию приоритетных национальных проектов, перечень которых был утвержден в декабре того же 2018 года. Если бы реализация этих национальных проектов была фактически начата, это отразилось бы на бюджетных расходах, которые должны были бы существенно увеличиться. Банковский кредит, который мог бы быть важнейшим источником финансирования инвестиций, этой функции фактически не выполняет. Основная причина этого заключается в поддержании такого уровня ставок по банковским кредитам, который значительно превышает нормы рентабельности активов в реальном секторе. Это иллюстрируется данными рисунка 14, на котором рентабельность сопоставляется со средневзвешенными кредитными ставками за период 2016-2020 гг. Рисунок 14 - Рентабельность активов, средние ставки по корпоративным банковским кредитам, %В такой ситуации происходит, во-первых, снижение спроса на кредит со стороны предприятий, что подтверждается данными рисунка 8 в параграфе 2.2. Во-вторых, если предприятия и вынуждены использовать кредит, на его обслуживание в такой ситуации направляется не прибыль, а оборотный капитал и, в том числе – фонды заработной платы и амортизационные фонды. На уровне экономики в целом это ограничивает рост доходов населения и инвестиции. При этом такая ситуация не является следствием кредитной политики банков, а обусловлена денежно-кредитной и надзорной политикой Банка России. Кредитные ставки банков, как показывает рисунок 15, тесно связаны с ключевой ставкой Банка России, за счет изменения которой проводилась в последние годы денежно-кредитная политика. Разница между ключевой ставкой и ставками банков создается наценкой банков за риски кредитования, а эта наценка в значительной мере регулируется надзорными требования Банка России. Рисунок 15 - Средневзвешенные ставки по корпоративным кредитам и ключевая ставка Банка России, %Таким образом, тот факт, что бюджетная система, а также финансовый сектор и финансовые рынки в России в недостаточной степени участвуют в финансировании роста экономики в значительной степени обусловлен государственной финансовой, то есть бюджетной и денежно-кредитной политикой. На это указывают представители российского научного сообщества, а в частности – представители РАН, которыми в последние два-три года неоднократно публиковались предложения по выводу экономики России из кризисного состояния и переходу к устойчивому экономическому росту. Все эти предложения содержат меры по смене приоритетов экономической политики и по повышению роли бюджетной политики и банковской системы в стимулировании экономического развития. Подробный анализ этих мер выходит за рамки настоящей работы, однако основная проблема заключается в том, что такого рода меры не воспринимаются ни Министерством финансов Российской Федерации, ни Банком России. И если исходить из Основных направлений бюджетной и денежно-кредитной политики на период 2022-2024 гг., подходы к проведению этой политики менять не планируется. А это означает, что сохранятся и проблемы, ограничивающие роль финансовой системы в стимулировании развития экономики Российской Федерации. Заключение Финансовая система, как составная часть экономической системы, в широком понимании представляет собой взаимосвязанную совокупность государственных финансов, финансов предприятий, домашних хозяйств, финансового сектора и финансовых рынков, обеспечивающих перераспределительные отношения в экономике. Исходя из того, что любая экономическая система должна обеспечивать создание добавленной стоимости, функционирование основных элементов финансовой системы должно быть ориентировано на стимулирование роста и развития экономики. Это стимулирование финансовая система может осуществлять через бюджетную систему, поскольку для поддержания экономического роста требуется рост государственных расходов и, в частности расходов на экономику. Кроме того, финансовый сектор и финансовые рынки, как элементы финансовой системы, должны обеспечивать работу механизмов трансформации сбережений в инвестиции – в основной и оборотный, человеческий капитал, в инновации. Инвестиции, в свою очередь, являются неотъемлемым условие и важнейшим фактором роста и развития экономики. Проведенный с этой точки зрения анализ ситуации в бюджетной сфере российской экономики показал, что бюджетная система в последние годы в недостаточной степени стимулировала экономическое развитие в России. Государственные расходы росли только в периоды экономических кризисов 2015-2016 гг. и 2020 г., расходы государства на экономику – снижались постоянно к уровню 2014 года. Не способствовало стимулированию экономического развития и бюджетное правило, в соответствии с которым значительные средства выводились из экономики и размещались в зарубежные активы. Финансовый сектор и финансовые рынки – также ограниченно участвовали в обеспечении роста и развития экономики России. В работе показано, что в России существовал постоянный разрыв между валовыми сбережениями и инвестициями в основной капитал, что свидетельствует о недостаточной эффективности функционирования трансформации сбережений в инвестиции. Доля кредита в источниках финансирования инвестиций в основной капитал не превышала 10%, а в целом эти инвестиции финансировались в основном за счет собственных средств предприятий, что несовместимо с расширенным воспроизводством в современных условиях. Негативное влияние на население, а также на инвестиционную активность в российской экономике оказывал и валютный курс рубля. В работе показано, что рубль постоянно девальвировался с 2014 года кроме 2017 года, а также что в последние годы он был недооценен по отношению к паритету покупательной способности В целом проведенный анализ показал, что бюджетная система, а также финансовый сектор и финансовые рынки как важнейшие элементы финансовой системы России играли недостаточную роль в стимулировании экономического развития. В заключительной части работы показано также, что проблемы, ограничивающие участие финансовой системы в стимулировании экономического развития Российской Федерации, в значительной мере являются следствием экономической политики последних лет. Соответственно изменение сложившейся ситуации требует изменения подходов к проведению бюджетной и денежно-кредитной политики, о чем свидетельствуют и предложения российского научного сообщества последних лет. Однако, исходя из Основных направлений бюджетной и денежно-кредитной политики на ближайшие три года действующие принципы государственного регулирования экономики сохранятся. А это значит, что роль финансовой системы в обеспечении экономического роста – скорее всего не изменится. Список использованных источников Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/12112604/paragraph/10692866/doclist/18486/showentries/0/highlight/Бюджетный%20кодекс:1Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» в ред. от 19.07.2018 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432!! В АЛФАВИТНОМ ПОРЯДКЕ ФИО АВТОРОВ!Бюджетная система и система налогов и сборов Российской Федерации : учебник для магистратуры / отв. ред. Е. Ю. Грачева, О. В. Болтинова. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2017. — 272 с.Галанов В.А. Финансы, денежное обращение и кредит[Электронный ресурс] : учебник / В.А. Галанов. - 2-е изд. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 416 с.:- (Профессиональное образование) ). - ISBN 978-5-91134-552-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1019937 Государственные и муниципальные финансы. Баженова В.И., Гришина О.А., Киреева Е.В., Омшанова Э.А., Чалова А.Ю., Слепов В.А./Учебник под редакцией В.А. Слепова, А.Ю. Чаловой / М., 2019.Слепов, В. А. Финансы : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. А. Слепова. — Москва : Магистр : ИНФРАМ, 2021. — 336 с. (Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-102365-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1048794 Михайленко М.Н. Финансовые рынки и институты: учебник для прикладного бакалавриата / М.Н. Михайленко - – 2-е издание перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. –336 с.Финансы: учебник / коллектив авторов; под ред. Е. В. Маркиной. – 3-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2017. — 432 с.Финансовые рынки и финансово-кредитные институты: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Никитина, А. В. Репета-Турсунова. – 2-е издание испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. –139 с.Аганбегян А.Г. От стагнации и кризиса – к социально-экономическому подъему // Вестник ВШОУЗ – 2021 – Т.7, №2 – с. 4-27Акуева П.М. Экономические функции государства // Аллея науки – 2019 –Т.1, №9 – с. 328-333Антонов А.П. Содержание социальных функций современного государства // Вопросы российского и международного права -2019 - Том 9 - № 8А - c. 30-37Бурлачков В.К., Иволгина Н.В., Никитина С.А. Факторы и тенденции развития финансового посредничества // Российское предпринимательство – 2018 – Т. 19, №4 – с. 1123-1134Глазьев С.Ю. О приведении макроэкономической политики в соответствие с целями развития страны, поставленными Президентом России // Научные труды ВЭО - 2020 - Т. 221, №1 - с. 69-78Игонина Л.Л. О функциях национальной финансовой системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения – 2017 – Т. 10, №10 – с. 1188-1202Капанщиков С. Структура государственных расходов и экономический рост // Общество и экономика - 2020 - №7 - с. 16-21Молчанов И.Н. Финансовая система как инструмент решения стратегических задач социально-экономического развития России // Друкеровский вестник - 2019 - № 3-- с. 80-91Олейникова И.Н. Ключевые аспекты использования суверенных фондов в решении структурных проблем национальной экономики // Вестник Астраханского государственного технического университета - 2018 - №2 - с. 61-72Полтораднева Н.Л., Завьялова Д.А. Современный взгляд на трактовку категории «финансовая система» // Финансы и кредит – 2018 – Т. 24, №3 – с. 537-549Порфирьев Б.Н. Перспективы экономического роста в России // Научные труды Вольного экономического общества России - 2020 - Т. 221 - №1 - с. 83-91Солянникова С.П., Бондаренко Н.О. Тенденции развития суверенных фондов как инструмента бюджетной политики // Экономика. Налоги. Право - 2019 - Т.12. №1 - с. 57-67Чибриков Г.Г. О моделях экономического развития // Россия: тенденции и перспективы развития – 2021 – Вып. 16, Ч. 1 - с. 248 – 251Аганбегян А.Г., Порфирьев Б.Н., Широв А.А. О преодолении текущего кризиса и путях развития экономики России [Электронный ресурс]. - URL: http://veorus.ru/доп-материалы/Доклад_ВЭО_России.pdfВаловой внутренний продукт [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/accountsВыпущенные на внутреннем рынке долговые ценные бумаги [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbr.ru/securities_market/statistic/ Ключевая ставка Банка России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/hd_base/keyrateМеждународные резервы Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/hd_base/mrrf/#highlight=международные%7CрезервыНациональные проекты: ключевые цели и ожидаемые результаты, февраль 2019 года [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/news/35675/Обзор российского финансового сектора и финансовых инструментов, 2020 год / Аналитический материал Банка России [Электронный ресурс]. – URL: https://www.cbr.ru/Collection/Collection/File/32168/overview_2020.pdfОсновные направления развития финансового рынка Российской Федерации на период 2022-2024 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/content/document/file/131005/onrfr_project_2021-11-19_key_messages.pdfОсновные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2021/09/main/Prilozheniya_k_ONBNiTTP_2022-2024.pdfПлатежный баланс Российской Федерации (стандартные компоненты) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/#highlight=статистика%7Cвнешнего%7Cсектора%7CстатистикиРоссия в цифрах [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/document/12993Сведения по кредитам нефинансовым организациям в рублях, долларах США и евро [Электронный ресурс]. - URL: http://www.cbr.ru/statistics/bank_sector/int_rat/#highlight=кредитам%7Cкредитов%7Cсведения%7Cрублях%7Cдолларах%7CевроСтатистика Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://minfin.gov.ru/ru/statistics/Структура и основные категории СНС [Электронный ресурс]. – URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/vvp/metod.htmСтруктура инвестиций в основной капитал [Электронный ресурс]. – URL: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancialExchange rates [Электронный ресурс]. - URL: https://data.oecd.org/conversion/exchange-rates.htm#indicator-chartPurchasing power parities (PPP) [Электронный ресурс]. - URL: https://data.oecd.org/conversion/purchasing-power-parities-ppp.htmWDI World Bank [Электронный ресурс]. – URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators#


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.