это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3893305
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Интересы мирового сообщества на море издавна основываются на той важной роли, которую играют морские пространства в жизни человечества. Морские пространства оказывают существенное влияние на развитие экономических, политических, культурных и других связей между народами и государствами. В настоящее время свыше 130 государств являются прибрежными. Морские сообщения для многих государств были и остаются важнейшим видом коммуникаций как между континентами и государствами, находящимися на значительных расстояниях друг от друга, так и между удаленными районами внутри государств. На долю международного судоходства приходится более 90% глобальной торговли. В пределах морских пространств проходят важнейшие и самые географически экономичные пути сообщения, активно развивается туризм. Все больший интерес государств привлекают огромные запасы как живых, так и неживых ресурсов Мирового океана, находящиеся в его водах, на его дне и в недрах. Наряду с этим государства размещают на дне морей отдельные элементы своей инфраструктуры, имеющие важное экономическое, оборонное, социально-культурное значение. Это трубопроводы, различного характера подводные кабели связи (телеграфные, телефонные, волоконно-оптические), силовые электрические кабели. Строятся электростанции, позволяющие использовать огромный потенциал морской воды при приливах и отливах. Большое значение имеют морские пространства для большинства государств в военном отношении. В прибрежной части их сухопутной территории располагаются военно-морские базы, иные военные объекты. В морских районах, прилегающих к побережью государств, их вооруженные силы и пограничные органы выполняют задачи по охране и обороне своих рубежей, отстаивают военные, экономические и политические интересы, участвуют в борьбе с преступностью. Освоение пространств и ресурсов Мирового океана - одно из главных направлений развития мировой цивилизации в третьем тысячелетии. Сущность национальной политики ведущих морских держав и большинства государств мирового сообщества в обозримом будущем составят самостоятельная деятельность и сотрудничество в освоении Мирового океана, а также неизбежное соперничество на этом пути. Таким образом, появились необходимость в правовых нормах и возможность их создания. Эти правовые нормы должны были определять границы распространения суверенитета государств на морские пространства, с одной стороны, и регламентировать деятельность государств и иных субъектов международного права в различных частях морского пространства, с другой стороны. Актуальность изучения международного морского права возрастает в связи с увеличением международного интереса к пространствам и ресурсам Мирового океана, а также в связи с военными, экономическими и политическими интересами. Предметом данного реферата выступает международное морское право, как совокупность норм, определяющих правовой статус морских пространств и регулирующих межгосударственные отношения в связи с их исследованием и использованием.1.Понятие и история международного морского праваМеждународное морское право — это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане.Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.В течение долгого времени обычное право составляло основу данной отрасли, регулируя прежде всего отношения, связанные с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также применялся для этих целей на ранних стадиях развития международного морского права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии влияние на формирование международно-правового режима территориальных вод.По римскому праву, море, в общем признавалось свободным для судоходства и рыбной ловли, но с ограничениями. Море, как и воздух, считалось res communis omnium (вещью, общей для всех), вместе с тем оно подчинялось юрисдикции императора. Кроме того, свобода моря признавалась Римом только в отношении своих граждан, но не для других народов.Древнеизраильское право рассматривало морские пространства к западу от Палестины в качестве доминиона Израиля. В целом можно констатировать, что в античном международном праве не существовал принцип свободы открытого моря, как и не было самой отрасли международного морского права в качестве системы норм, определяющих режим морских пространств и правила их использования. Объяснялось это неразвитостью экономических отношений и отсутствием единого мирового рынка.В феодальную эпоху с ее патримониальными отношениями было характерно распространение власти монарха (imperium) и его права владения (dominium) на значительные водные пространства. Так, Португальская корона претендовала на Атлантический океан к югу от Марокко, Испанская монархия — на Тихий океан и Мексиканский залив, Английские короли — на северную Атлантику, Венеция считала себя сувереном Адриатического моря, а Генуя — Лигурийского. Ряд этих претензий подкреплялся буллами римских пап Александра VI (1493 г.) и Юлия II (1506 г.). В феодальную эпоху развитие норм и правил морской деятельности шло по отдельным морским регионам и учитывало местные условия и традиции. Таким образом появились региональные источники морского права: Родосский морской кодекс, Олеронские свитки, Законы Висби, Кодекс Ганзы, Консолато дель маре и др. В основном эти источники представляли собой свод местных законов, обычаев и обыкновений, сло-жившихся и действовавших в странах и портах определенного морского региона. Несмотря на региональный характер, многие положения этих источников оказали существенное влияние на развитие международного морского права.Бурное развитие промышленности, торговли и мореплавания, приведшее к великим географическим открытиям, способствовало утверждению принципа свободы открытого моря и отказу от территориальных претензий на морские пространства за пределами территориальных вод. Основатель науки международного права голландский мыслитель, юрист и дипломат Гуго Гроций, отстаивая интересы первой страны победившего капитализма — Нидерландов, в своей книге «Свобода морей или право, которое принадлежит Голландии, принимать участие в торговле в Ост-Индии» («Mare Liberum») утверждал, что ни Порту-галия, ни любая другая держава не могут владеть морями и обладать исключительными правами на судоходство. Гроций отмечал, что общие потребности человечества и интересы международной торговли требуют признания открытости морей. В то же время он признавал возможность установления пояса территориальных вол прибрежным государством и право мирного прохода по нему судов других государств.Великая французская революция и утверждение капиталистических производственных отношений во многих европейских странах способствовали широкому признанию принципа свободы открытого моря. В 1661 г. итальянский юрист А. Джентили писал, что mare portio terrae (море — часть суши), имея в виду пояс территориальных вод, за пределами которых должен действовать принцип свободы морей.История международных морских отношений свидетельствует о том, что нормы и принципы международного морского права складывались и развивались при непосредственном взаимодействии двух тенденций — защиты своих интересов прибрежными государствами и необходимости свободного использования открытого моря в интересах всех субъектов международного права.XX век ознаменовался необычайно быстрыми темпами развития промышленности, науки и техники; появлением мирохозяйственных связей и мирового рынка; значительным расширением деятельности государств в Мировом океане. Все эти изменения потребовали развития норм и институтов международного морского права, их кодификации.2. Кодификация международного морского праваВ связи с бурным развитием торгового, рыболовного и военного флота государств, расширением сфер деятельности в Мировом океане обычно-правовой характер норм международного морского права перестал удовлетворять растущим потребностям морской деятельности. Возникла острая необходимость разработки и принятия международных морских соглашений.Первая попытка кодификации норм международного морского права, не увенчавшаяся успехом, была предпринята в 1930 г. в рамках Гаагской конференции по кодификации международного права.Организация Объединенных Наций с самого начала своей деятельности приступила к кодификации и прогрессивному развитию международного морского права. В период 1949 — 1956 гг. Комиссия международного права ООН провела большую работу по кодификации обычно-правовых норм и разработке новых. Это дало возможность провести I Конференцию ООН по морскому праву в 1958 г., на которой было рассмотрено и принято четыре конвенции: об открытом море; территориальном море и прилежащей зоне; континентальном шельфе; рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря.В результате этой большой работы международного сообщества удалось кодифицировать ряд общепризнанных принципов и норм международного морского права: принцип свободы открытого моря, включающий свободу судоходства, рыболовства, прокладки морских кабелей и трубопроводов, полетов над открытым морем; право мирного прохода через территориальное море; принцип реальной связи между судном и государством флага; о режиме континентального шельфа и др.Однако на I Конференции не удалось решить вопрос о максимальной ширине территориального моря и рыболовной зоны. Для решения этих проблем была созвана II Конференция ООН по морскому праву в I960 г. К сожалению, II Конференция не дала желаемых результатов.Тем временем вопросы, связанные с шириной территориального моря, рыболовной зоны, континентального шельфа, с экономическими и другими правами прибрежных государств в их взаимодействии с интересами международного сообщества в целом, становились все более актуальными. Дополнительно к этим вопросам добавились проблемы, порожденные научно-технической революцией, — загрязнение морей и океанов, возможность использования мощных технических средств в деле разведки и добычи живых и неживых ресурсов Мирового океана, расширение и усложнение научных исследований морских пространств.К этому времени весомым политическим фактором международных отношений стали развивающиеся государства, которые заявили о своих интересах в освоении Мирового океана.Совокупность этих обстоятельств вызвала необходимость новой широкой дискуссии по проблемам развития международного морского права, которая началась под эгидой ООН в 1967 г.В процессе этой дискуссии государствам удалось согласовать свои позиции по вопросам безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море, защиты и сохранения морской среды, режима рыболовства. В результате появились такие международно-правовые акты:как Конвенции по охране человеческой жизни на море 1960 и 1974 гг.;Конвенция о международных правилах предотвращения столкновения судов в море 1972 г.; Конвенция по поиску и спасанию на море 1979 г.; Конвенция о вмешательстве в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения с судов 1973 г.; Конвенция о предотвращении загрязнения моря из наземных источников 1974 г.; Конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 г.; Конвенция о порядке ведения промысловых операций в Северной Атлантике 1967 г.; Конвенция о сохранении антарктических тюленей 1972 г. и др.Проблемы, связанные с созданием и совершенствованием норм международного морского права в конкретных областях, указывали на необходимость разработки и принятия всеобъемлющей конвенции по морскому праву — хартии современного международного морского права. Среди прочих первостепенную важность приобрели проблемы режима континентального шельфа и рыболовной зоны, района морского дна за пределами национальной юрисдикции и охраны морской среды от загрязнения. Для решения этих сложных задач в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 2750 С (XXV) от 17 декабря 1970 г. и 3067 (XXVIII) от 16 ноября 1973 г. была созвана III Конференция ООН по морскому праву, работавшая с 1973 по 1982 год.Многоплановый, глобальный характер Конференции и ее нормотворческие задачи обусловили специфику процедурных и организационных форм этого форума. Важной составной частью Правил процедуры Конференции было «джентльменское соглашение» о консенсусе как главном средстве принятия решений. Другим важным элементом организации работы Конференции был принцип «пакетного» подхода, т.е. рассмотрения всех вопросов в совокупности, исходя из признания тесной взаимосвязи всех проблем Мирового океана. Конвенция не допускает каких-либо оговорок и исключений.Всего было проведено 11 сессий, причем начиная с 7-й сессии каждая из них имела дополнительные («возобновленные») части сессии. В них принимали участие делегации 164 государств. Приглашены также были 12 специализированных учреждений ООН, 19 межправительственных организаций и ряд неправительственных организаций.На Конференции проявили себя силы, за которыми стояли определенные политические и экономические интересы, такие, как «Группа 77» (развивающиеся государства, которых было на самом деле около 120); группа западных капиталистических государств; группа социалистических государств; группа архипе-лажных государств; группа государств, не имеющих выхода к морю, и других, находящихся в неблагоприятных географических условиях; группа проливных государств и др. Несмотря на такое разнообразие интересов участвующих в конференции государств в конце концов удалось вынести на единственное за все годы голосование согласованный текст Конвенции ООН по морскому праву. 30 апреля 1982 г. Конвенция была принята:«за» проголосовали 130 делегаций, «против» — 4 и 17 воздержались. Вместе с Конвенцией были приняты 4 резолюции, составившие Приложение I к ней.Заключительный акт III Конференции ООН по морскому праву был принят в Монтего-Бей (Ямайка) 10 декабря 1982 г. В этот же день Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. была открыта для подписания.3. Пределы действия норм международного морского права Применение правил, содержащихся в нормах международного морского права, находится в прямой зависимости от пределов морских пространств, где они осуществляются. Причем часть из них действует в пределах всех морских пространств, другая - только в пределах их отдельных районов. Все они имеют различный правовой статус и международно-правовой режим, что непременно необходимо учитывать на практике. Нормы международного морского права действуют в отношении различных морских объектов (судов, стационарных платформ и т.п.), предметов (полезных ископаемых, предметов, имеющих археологическую ценность, и т.п.). Их правовой статус определяется объемом прав и обязанностей государств в соответствии с международным правом, а также местонахождением в пределах различных морских пространств. Правовой статус физических лиц на море также зависит от их местонахождения в пределах морских пространств, их нахождения на различных морских объектах, деятельности, которую они осуществляют (Валеев Р.М., 2011). Основным объектом, на регулирование деятельности которого направлено международное морское право, является морское судно. Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что морские суда имеют различный правовой статус, определяемый как обычными нормами международного права, так и универсальными международными договорами и даже двусторонними международными договорами, учитываемый во взаимных отношениях между их участниками. Как правило, суда подразделяются на две основные группы: торговые суда и государственные суда, эксплуатируемые в коммерческих целях; военные корабли и государственные суда, эксплуатируемые в некоммерческих целях (таможенные, полицейские и другие суда). Каждое государство определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов на его территории и права плавать под его флагом. Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. При этом каждое судно должно плавать под флагом только одного государства. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации, особенности которой можно найти в Конвенции об условиях регистрации судов 1986 г. Между государством и судном, плавающим под его флагом, должна существовать реальная связь. Каждое государство должно эффективно осуществлять в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом. Согласно международному обычаю, основанному на всеобщей практике государств, везде, где бы ни находилось иностранное судно, внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно. Однако эти правила осуществляются с учетом особенностей законодательства иностранного государства, в водах которого находится судно. Юрисдикция государств на борту иностранных судов осуществляется с учетом местонахождения судна, его конкретной деятельности. Иностранные военные корабли, в свою очередь, обладают иммунитетом от иностранного вмешательства, где бы они ни находились, за исключением отдельных случаев, предусмотренных правом вооруженных конфликтов (международным гуманитарным правом).
Заключение
Значение этой отрасли современного международного права существенно возросло в начале XXI в., так как использование Мирового океана превратилось в одну из глобальных проблем, вокруг решения которой развернулась острая борьба различных групп государств; активизировалась деятельность государств по освоению Мирового океана, повысилась роль Мирового океана в обеспечении мира и международной безопасности. Сегодня океаны продолжают открывать широкие возможности для содействия устойчивому развитию, сокращению масштабов нищеты и создания "зеленой экономики". Рыбный промысел по-прежнему является важным источником для занятости и продовольствия для миллиардов людей. Океанам свойственно крайне богатое биоразнообразие, включая морские генетические ресурсы, открывающее огромные перспективы для их возможного применения, в частности, в промышленной, фармацевтической и терапевтической областях. Недавние открытия и сдвиги в науке и технике раздвинули границы наших знаний об океанических процессах и экосистемах. Объемы морских перевозок продолжают расти, содействуя увеличению коммерческих обменов между государствами, открывая возможности в плане занятости для многих моряков и способствуя развитию государств. Как и в прошлом, указанные вопросы подлежат правовому регулированию на национальном уровне и главными действующими лицами должны быть правительства, неправительственные организации, частный сектор и иные субъекты деятельности на море. В то же время должно развиваться и международное право, в рамках которого осуществляются координация и регулирование деятельности мирового сообщества в морях и океанах.
Список использованной литературы
Егоров С.А. Международное право. Учебник, 5-е изд. М., 2013. Валеев Р.М., Курдюков Г.И. Международное право: Особенная часть. Учебник для вузов. М.: Статут, 2011. Глебов И.Н. Международное право. Изд: Дрофа, 2010. Бирюков П.Н. Международное право. Учебное пособие, 2-е изд. М.: Юристъ, 2010. .Колосов Ю.М. Международное публичное право. М., 2009.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!