Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Финансовая политика РФ: сущность, цели, задачи и перспективы развития по указанному плану

Тип Курсовая
Предмет Финансы

ID (номер) заказа
3894307

500 руб.

Просмотров
749
Размер файла
636.96 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕНи для кого не секрет, что для успешного функционирования и развития экономики любой страны необходимо, чтобы органы государственной и муниципальной власти максимально реализовывали возложенные на них обязанности и функции, касающиеся обеспечения экономического постоянства, развития социальной сферы, повышения уровня жизни населения и так далее. Для того, чтобы осуществлять вышеперечисленные функции, следует сформировать финансовую базу деятельности органов власти, а также урегулировать финансовые отношения в обществе и создать финансовый механизм их реализации, который будет соответствовать целям экономического развития [2].В случае изменения целей развития экономики вытекает надобность изменения финансовых отношений в ее отраслях или сферах деятельности. Также много раз пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и основные формы их использования. При возникновении данных условий страна формирует соответствующую финансовую политику.Финансовая политика — это совокупность целенаправленных мер страны в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики страны, которые больше всего отвечают современным условиям.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом.Объект исследования. Финансовая политика Российской Федерации.Предмет исследования. Основы финансовой политики государства.Цель работы. Рассмотреть теоретическую сущность финансовой политики государства, в частности следует рассмотреть основные пути оздоровления финансов. В результате следует провести анализ современного состояния экономики Российской Федерации.Задачи работы:Рассмотреть сущность и задачи финансовой политики;Определить содержание финансовой политики;Изучить типы финансовой политики;Рассмотреть меры по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системы;Изучить пути выхода экономики РФ из финансового кризиса;Дать оценку макроэкономическим показателям Российской Федерации;Определить последствия мирового финансового кризиса.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде трёх глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА1.1 Сущность и задачи финансовой политикиФинансовая политика государства, как правило, направлена на построение финансового механизма, позволяющего с максимальной эффективностью добиться достижения тактических и стратегических целей, которые заявлены в долгосрочной программе развития страны на перспективу. Финансовая политика государства включает в себя все составляющие: бюджетную, налоговую, таможенную, валютную и денежно-кредитную политику.Финансовая политика государства — это совокупность целенаправленных действий, направленных на постановку целей, а также определение средств их достижения. Таким образом, это экономическая политика государства, которая проявляется в использовании финансовых государственных ресурсов, а также в налоговом регулировании, в регулировании расходов и доходов, в воздействии на национальный валютный курс, в исполнении и формировании государственного бюджета, в управлении денежным обращением.Основным субъектом политики является государство. Именно им поручается разработка научно обоснованных концепций развития финансов; определяются основные направления их применения; разрабатываются мероприятия для достижения конкретных целей.Финансовой политике государства присущи стратегические направления, определяющие средне- и долгосрочные перспективы использования финансов и обеспечивающие решение основных задач, вытекающих из специфики функционирования социальной сферы и экономики страны. Наряду с этим состоянием осуществляются текущие задачи и цели применения финансовых отношений. Все вышеперечисленные виды деятельности взаимозависимы и тесно взаимосвязаны.Финансовая политика государства является неотъемлемой частью экономической политики. Финансовая стратегия — это долгосрочная финансовая политика государства, рассчитанная на длительную перспективу, она предусматривает решение масштабных задач. Таким образом, финансовые меры и решения, направленные на достижение результатов в течение 12 месяцев, считаются долгосрочной политикой.Финансовая тактика — это решение проблем на определенном этапе развития с помощью своевременной перегруппировки финансовых связей. Принципы формирования долгосрочной и краткосрочной политики взаимозависимы. Краткосрочные финансовые решения обязательно должны соотноситься с долгосрочными целями и способствовать их достижению. Эта взаимосвязь тесно связана со стратегией и тактикой в финансовой политике государства в целом. Стратегические решения и долгосрочная финансовая политика государства связаны с инвестициями, поэтому для их разработки анализируются инвестиционные процессы.Финансовый рынок — это организованная институциональная структура по созданию финансовых активов для их последующего обмена. На финансовом рынке происходит мобилизация капитала, предоставляются кредиты, осуществляются обменные денежные операции. Деятельность национального финансового рынка регулируется Центральным банком страны. Международные финансовые рынки имеют определенные зоны, в которых сосредоточена их деятельность. Как правило, это международные финансовые центры, где осуществляется большая часть международных финансовых операций. Если перечислять мировые финансовые рынки по убывающей шкале, то список возглавит Лондон, а завершит его Сингапур. Международные финансовые рынки — это совокупность национальных финансовых рынков. Деятельность международных финансовых рынков регулируется различными международными институтами и международными соглашениями.1.2 Содержание финансовой политикиФинансовая политика – это прежде всего, это совокупность всех действий, направленных на использование финансов и отношений, связанных с распределением национального богатства и дохода. Кроме того, под этим термином понимается осуществление деятельности, направленной на использование этих отношений таким образом, чтобы государство могло выполнять свои функции.Каково содержание финансовой политики?Для того чтобы своевременно обеспечить деятельность государства, сначала разрабатывается концепция финансовой политики, ставятся задачи и определяются ее цели.Второй этап - создание и постоянное совершенствование грамотного финансового механизма.Адекватное управление денежно-кредитной политикой государства, а также других экономических субъектов.Следует отметить, что финансовая политика основывается на стратегических принципах, которые определяют использование финансов в будущем, обеспечивая решение всех основных задач страны. Наряду с этим государство определяет тактические цели использования финансов. Эти мероприятия составляют единый комплекс, они тесно переплетены между собой.Какие задачи ставит перед собой финансовая политика государства?Создание благоприятных условий для накопления и использования максимального количества финансовых ресурсов.Разработка схемы рационального, выгодного использования государством финансовых ресурсов.Использование финансовых механизмов для стимулирования различных процессов (например, социальных или экономических).Постоянное обновление и совершенствование финансового механизма, обеспечение его соответствия меняющимся целям, стратегиям.Создание оперативной, адекватной, удобной системы управления финансами.Финансовая политика всегда тесно переплетается с другими составляющими экономики: кредитной, денежной, ценовой.Чтобы учесть результаты финансовой политики и оценить их, необходимо учесть, насколько она отвечает интересам граждан, социальных групп общества, достигла ли она всего, что было положено по ее целям.Финансовая политика невозможна без механизма, который обеспечивает деятельность любого государства в области перераспределения финансов. Финансовый механизм — это разработанная специалистами и закрепленная государством специальная система, объединяющая все структуры и виды финансовых отношений. Он включает в себя следующие компоненты:формы ресурсов и методы их создания,законодательную базу, регулирующую движение финансов, организацию рынка ценных бумаг, финансов предприятий, бюджетную систему.Финансовый механизм делится на директивный и регулятивный.Первый создается для финансовых отношений с непосредственным участием государства. Сюда входят налоги и бюджетное финансирование, финансовое планирование, расходы бюджета и его полная организация. Часто директивный механизм может затрагивать рынок ценных бумаг (корпоративный), другие отношения, имеющие немаловажное значение для финансовой политики в целом.Регулирующий механизм работает там, где интересы государства напрямую не затрагиваются, например, на частных предприятиях. Здесь механизм регулирует лишь общую схему использования финансовых ресурсов.Каковы цели финансовой политики?Политические.Экономические.СоциальныеСледует помнить, что финансовая политика как единство действий, направленных на достижение целей, может использовать свои механизмы и приемы для решения проблем на разных уровнях, от мирового до уровня домохозяйства.1.3 Типы финансовой политикиВыделяют следующие типы финансовой политики:929640213995Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Типы финансовой политикиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Типы финансовой политикиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Типы финансовой политикиРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Типы финансовой политикиКлассический тип финансовой политики был главенствующим до 20-х годов ХХ столетия. У его истоков стояли классики политической экономии Адам Смит и Давид Риккардо. Основа классической финансовой политики – невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов (см. Экономика свободной конкуренции).Такая политика привела к ограничению государственных расходов и налогов, обеспечения условий для формирования и исполнения сбалансированного бюджета. Государственные расходы выступали преимущественно в виде расходов на оборону и армию, уплаты процентов по государственному долгу, его погашению. Система налогов включала самые простые и самые эффективные, с точки зрения взимания, прямые и косвенные налоги. Управление финансовой деятельностью в государстве сосредотачивалось в одном органе – Министерстве финансов (казначействе).Регулируемый тип финансовой политики сменил классический. Данное изменение было обусловлено обострением экономических, политических и социальных проблем в 20-х гг. ХХ столетия. Новый тип финансовой политики дал возможность на протяжении 30-60-х годов обеспечить стабильный экономический рост, высокий уровень занятости, достаточное финансирование социальных расходов в большинстве европейских государств.В основе регулируемой финансовой политики лежит экономическая теория Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) о необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики и социальных отношений с целью обеспечения полной занятости населения. Основными рычагами вмешательства государства в экономику становятся государственные расходы, формирующие дополнительный спрос. В итоге обеспечивается оживление предпринимательской деятельности, создание новых рабочих мест, рост национального дохода и уменьшение безработицы.В отличие от классической финансовой политики, главным механизмом налогового регулирования становится подоходный налог. Он обеспечивает изъятие через прогрессивные ставки у хозяйствующих субъектов доходов в виде сбережений. Такой подход дает возможность создать сбалансированный государственный бюджет при высоком уровне доходов. Дефицит бюджета используется для регулирования экономики. Увеличивается роль рынка заемных капиталов как источника доходов бюджета. Проводится широкомасштабная политика дефицитного финансирования, когда государство активно использует средне — и долгосрочные займы.Управление финансами осуществляют самостоятельные специализированные службы. Они осуществляют планирование бюджета, контроль над поступлением налогов, управление государственным долгом.Неоклассический тип. Концепция этого типа финансовой политики не отказывалась от регулирующей роли государства, но ограничивала степень его вмешательства в экономику и социальную сферу. В действительности степень вмешательства государства не уменьшалась, а скорее усиливалась, т.к. это вмешательство осуществлялось теперь не только непосредственно через доходы или расходы государственного бюджета, но и через регулирование денежного обращения, валютного курса, рынка ссудных капиталов и ценных бумаг.Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Ставится задача сокращения налогов и уменьшения степени их прогрессивности обложения.Примером, стран успешно проводивших неоклассическую финансовую политику является Великобритания во времени правления Маргарет Тетчер и США во времена Президента Рональда Рейгана.Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основанная на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами. Цель финансовой политики в этих условиях – обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.Основной задачей финансового механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Расходы бюджетов определялись исходя из приоритетов, устанавливаемых государственным планом. Управление финансами осуществлялось из единого центра – Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Государство полностью финансировало из бюджета потребности экономики и социальной сферы, непосредственно и монопольно регламентировало ценообразование, денежное обращение, систему расчетов и кредитные отношения. Таким образом, государство непосредственно руководило всеми сферами общественной деятельности при помощи государственных планов экономического и социального развития.Монетарная финансовая политика пришла на смену планово-директивной в середине 90-х годов ХХ века. Монетарная политика – это согласованная деятельность органов государственной власти по управлению денежными потоками, которые, используя определенные специфические механизмы работы, направлены на достижение определенных макроэкономических целей.Основные цели и задания монетарной политики:Регулирование экономического роста.Удержание роста инфляции.Обеспечение занятости.Выравнивание платежного баланса.Основными инструментами монетарной политики являются учетная ставка центрального банка, валютный курс и масштаб цен. Особое место в ней уделено государственному регулированию финансового рынка.Принципы и методы политики монетаризма разрабатывали Ирвин Фишер, Джефри Сакс и другие. Положительные результаты от применения ее принципов были достигнуты в Польше, Венгрии, Израиле.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривалась теоретическая сущность финансовой политики государства.Таким образом, развитие государства связано с изменением финансовой политики. Использование того или иного типа финансовой политики связано с особенностями текущего этапа развития экономики и социальной сферы, интересами правящих партий и социальных групп и господствующими теоретическими концепциями, влияющими на экономический и политический курс государства. Все это обеспечивает сохранение и развитие существующей в данном государстве системы общественных отношений. ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПУТИ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВ2.1 Меры по преодолению мирового кризиса и формированию устойчивой финансово-экономической системыПо мере того, как ослабевают ветры, вызванные недавними кризисами, а мировой спрос, торговля и инвестиции набирают обороты, правительства могут наконец выйти из кризисного режима и направить мир в более устойчивое русло. Но что именно они должны делать? В ежемесячном брифинге ДЭСВ ООН "Мировое экономическое положение и перспективы" определены четыре ключевые области.1. Диверсифицировать экономику. Стратегии развития не реализуются в одночасье. Цели устойчивого развития (ЦУР) — это 15-летнее глобальное начинание, а Повестка дня Африканского союза на период до 2063 года рассчитана на полвека. Планирование на столь отдаленную перспективу требует стабильного источника финансирования. Многие развивающиеся страны, которые зависят только от нескольких товаров, лишены такой роскоши. Без диверсификации они сильно подвержены ценовым шокам и сдвигам в инвестиционных циклах.Нынешние благоприятные экономические ветры открывают для стран окно возможностей для реструктуризации и расширения источников доходов путем проведения фискальной реформы. Например, страны Совета сотрудничества стран Персидского залива пытаются избавиться от зависимости от нефти путем запланированного введения налога на добавленную стоимость.2. Остановить рост неравенства. В 2017 году Международный валютный фонд подсчитал, что около 10 процентов доходов в странах с развитой экономикой достается всего 1 проценту населения. Рост неравенства не только нарушает социальную сплоченность, но и угрожает долгосрочному росту и препятствует прогрессу в достижении ЦУР.Для поддержания экономического роста и продвижения вперед в достижении Глобальных целей странам придется срочно повысить уровень жизни самых обездоленных и решить проблему неравенства возможностей в долгосрочной перспективе. Эти инвестиции не только улучшат качество роста, но и увеличат его долгосрочный потенциал.Тем временем США завершили 2017 год принятием масштабной налоговой реформы, которая, как ожидается, немного повысит рост ВВП в 2018 году, но также будет способствовать дальнейшему росту неравенства в оплате труда после уплаты налогов.3. Сделать финансы устойчивыми. Стоимость достижения общепризнанных ЦУР оценивается в несколько триллионов долларов ежегодно до 2030 года, при этом государственные средства способны покрыть не более 1 триллиона долларов в год. Необходимость участия частного сектора очевидна, но многотриллионный дефицит вряд ли можно покрыть за счет благотворительных проектов. Необходим фундаментальный сдвиг в методах ведения бизнеса.Мировые финансовые рынки и рынки капитала управляют активами на сумму более 300 триллионов долларов. Миру нужна новая финансовая архитектура, которая постепенно переведет эти триллионы от операций, ориентированных на краткосрочную прибыль, к долгосрочным инвестициям в исследования и разработки, машины и оборудование, инфраструктуру, человеческий капитал и здравоохранение.Все страны имеют возможность поддержать этот процесс, в том числе посредством государственных инвестиций, способствующих привлечению частных инвестиций, государственно-частного партнерства, улучшения институционального потенциала, изменения нормативно-правовой базы и структурных реформ.4. Совершенствовать институты. Слабое управление и политическая нестабильность остаются фундаментальными препятствиями для достижения ЦУР и экономического роста во многих частях мира. В 2017 году капитал начал возвращаться в развивающиеся страны, но он может снова уйти при первых же признаках проблем, если государства не смогут улучшить свои правовые институты, административный потенциал, прозрачность и условия ведения бизнеса.Актуальным является вопрос о том, требуют ли жесткие условия финансирования и сохраняющаяся нагрузка на банковскую систему дальнейших мер со стороны правительств и центральных банков, чтобы помочь оживить предоставление банковских кредитов экономике. Ответ на вопрос о необходимости и характере возможных дальнейших мер зависит от причин или детерминант преобладающих условий финансирования и от структуры финансовой системы. В той степени, в которой (i) стрессы на финансовых рынках, (ii) процесс делевериджа, (iii) неопределенность в отношении экономических перспектив и возможных дальнейших убытков банков, и (iv) низкий уровень доверия ухудшают функционирование кредитного и банковского рынков финансирования и передачу эффектов денежно-кредитной политики, "нестандартные" меры, направленные на снижение неопределенности финансирования и улучшение функционирования кредитного рынка и, следовательно, механизма передачи денежно-кредитной политики, могут представлять собой возможные направления действий. В еврозоне, поскольку банковская система играет более доминирующую роль в финансировании частного сектора, чем рынок капитала, по сравнению с другими экономиками, реализация таких мер будет в большей степени направлена на банковскую систему. Потенциальные меры могут включать продление сроков погашения ликвидности центрального банка, предоставляемой банкам, и покупку частных долговых ценных бумаг на вторичном рынке с целью повышения его ликвидности и снижения стоимости финансирования реального сектора экономики, что поможет его восстановлению.Может ли дальнейшее смягчение денежно-кредитной политики способствовать сдерживанию потенциальных рисков дезинфляции и оказать дальнейшую поддержку экономической активности? Я хотел бы сделать два общих замечания относительно роли денежно-кредитной политики в содействии восстановлению экономики и устойчивому росту на данном этапе и в целом. Во-первых, как мы уже подчеркивали в прошлом, денежно-кредитная политика ЕЦБ должна обеспечить надежное закрепление инфляционных ожиданий в средне- и долгосрочной перспективе в соответствии с целью Управляющего совета поддерживать инфляцию на уровне ниже 2%, но близко к нему. Такое закрепление инфляционных ожиданий поддерживает устойчивый рост, создание рабочих мест и способствует финансовой стабильности. Во-вторых, позиция денежно-кредитной политики должна быть определена таким образом, чтобы также способствовать плавному выходу из нынешних исключительных обстоятельств исторически низких ставок и неограниченного предоставления денег центрального банка банковской системе. Следовательно, денежно-кредитная политика, направленная на устранение потенциальных рисков дезинфляции и поддержание среднесрочной ценовой стабильности, должна проводиться таким образом, чтобы также обеспечить сохранение ценовой стабильности в более долгосрочной перспективе.Реформа финансовой системы. И это подводит меня к двум заключительным моментам, касающимся двух других важнейших условий устойчивого роста: реформы финансовой системы и разумной фискальной политики. На сегодняшний день общепризнанно, что существует большая и срочная необходимость в проведении реформ, которые предотвратят повторение эпизодов эксцессов и коррекций на финансовых рынках и сделают глобальную финансовую систему более устойчивой к потрясениям. Национальными властями и международными органами под эгидой Форума по финансовой стабильности и, в последнее время, в рамках процесса G20 была проделана обширная и впечатляющая работа. Были сформулированы конкретные предложения - и в настоящее время разрабатываются другие - о том, как снизить цикличность финансовой системы с помощью различных мер и реформ, включая расширение масштабов и повышение эффективности финансового регулирования и надзора. В ЕС доклад Группы де Ларозьера является ценным вкладом в решение этой задачи. Предстоящая встреча на высшем уровне Группы 20 в Лондоне может стать еще одним важным шагом в эффективном осуществлении этой программы реформ на глобальном уровне. Скорейшая реализация предложенных финансовых реформ не только будет способствовать устойчивому росту и финансовой стабильности в долгосрочной перспективе, но и внесет вклад в укрепление доверия к финансовой системе в краткосрочной перспективе, способствуя тем самым восстановлению экономики.Фискальная политика. И последнее, но, безусловно, не менее важное условие устойчивого роста и процветания - сохранение уверенности в долгосрочной устойчивости государственных финансов. Государственные дефициты и государственные долги в большинстве стран значительно увеличиваются в результате экономического спада, дискреционных мер по стимулированию экономики и финансирования схем банковской поддержки. Отчасти это неизбежно - из-за экономического спада - и отчасти необходимо - для стабилизации экономики и финансовой системы - в краткосрочной перспективе. Но также необходимо, чтобы фискальная политика разрабатывалась и осуществлялась таким образом, чтобы соблюдался правильный баланс между необходимостью поддержать восстановление экономики и необходимостью сохранить уверенность в надежности и устойчивости государственных финансов, что является ключевым для долгосрочных показателей экономики.Тяжесть и продолжительность текущего экономического и финансового кризиса отчасти являются следствием снижения уверенности в перспективах экономики и устойчивости финансовой системы. Восстановление экономики также зависит от восстановления доверия потребителей и бизнеса, которое может способствовать оживлению расходов и инвестиций, а также возвращению к нормальной ситуации на финансовых рынках и в банковской системе. Восстановление доверия будет зависеть от нашей способности правильно сочетать политические меры, необходимые для решения насущных проблем, с необходимыми реформами для создания экономической, финансовой и институциональной среды, способствующей устойчивому долгосрочному росту.2.2 Пути выхода экономики РФ из финансового кризисаНаблюдатели в целом согласны с тем, что российские лидеры были в основном готовы к мировому финансовому кризису. Как и их коллеги в ряде других стран, они заверили население в том, что их страна не пострадает от потрясений, вызванных мировым экономическим спадом.До тех пор, пока кризис оставался в пределах финансового сектора, у лидеров были веские основания для этого аргумента. Финансовая система России оправилась от рублевого кризиса 1998 года и развивалась. С 2001 по 2007 год М2 - самый широкий показатель денежной массы - быстро рос. Темпы роста колебались от 32,4% в 2002 году до 50,5% в 2003 году. Кроме того, бартер и различные заменители денег - определяющая черта российской экономики в 1990-е годы - уступили место рублям.Также произошло резкое снижение доли валютных вкладов на всех сберегательных счетах - с 32,5 до 13,2 процента, что свидетельствует об укреплении отечественной экономики. В то же время совокупные активы банковского сектора выросли с 34,3 до 54,4 процента ВВП. Российские фондовые рынки были одними из самых успешных в мире.Тем не менее, финансовая система России во многих отношениях была не столь развита, как в странах с аналогичным уровнем доходов. Около 60 процентов домохозяйств не имеют банковских счетов - большинство россиян продолжают жить в условиях наличной экономики, когда зарплата выдается в конвертах, и даже крупные потребительские товары, такие как автомобили, обычно покупаются за наличные.Только одна из десяти сделок с жильем совершается с использованием банковских кредитов, а в мегаполисах Москвы и Санкт-Петербурга эта цифра возрастает до одной из пяти. Отношение банковского долга домохозяйств к ВВП составляет чуть более 10 процентов, что в разы меньше, чем в странах с более развитой рыночной экономикой и аналогичным уровнем доходов. А поскольку из более чем 50 миллионов российских домохозяйств менее одного миллиона имеют реальное состояние, мало кто из них почувствует эффект от падения фондовых индексов.Конечно, основная роль банковской отрасли в России заключается в обслуживании компаний, а не домохозяйств. Хотя банки вносят незначительный вклад в инвестиции предприятий, публичные размещения акций и облигаций, банковский кредит компаниям вырос с 12,4 процента ВВП в 2001 году до 26,5 процента в 2007 году.Эти изменения - в дополнение к растущей зависимости России от иностранных рынков по мере увеличения числа рублевых рынков и повышения кредитоспособности - сделали Москву привлекательной целью для глобальных рынков, переполненных наличностью.Немногие другие страны могли похвастаться экономическим положением России. Официальные валютные резервы в несколько раз покрывали несколько процентных пунктов внешнего долга, принадлежащего государству, в дополнение ко всему внешнему долгу России - государственному и частному, который быстро рос, но всегда оставался ниже 40 процентов ВВП.Государство не только могло гарантировать погашение своего собственного долга, но у рынков были основания полагать, что аналогичное покрытие распространяется на контролируемые государством или квазигосударственные компании и банки. На самом деле Россия отвечала по частным долгам по мере необходимости, чтобы сохранить свою кредитоспособность и поддержать российскую экономику и ее репутацию.В результате Москва все больше рассматривалась как безопасная ставка. В 2000 году чистый отток капитала из России составил $24,8 млрд. В 2007 году приток составил 81,2 миллиарда долларов. Чистая позиция российских банков по иностранным активам составляла +2,3% ВВП в 2001 году, но -5,5% в 2007 году. Политика обменного курса России также способствовала этим изменениям. В условиях притока в страну значительного количества денег реальное укрепление рубля было неизбежным. Это сделало все ставки на обменный курс односторонними.Главной особенностью российской антикризисной политики стало решение руководства страны о постепенной девальвации валюты - известной как поэтапная девальвация - после нескольких месяцев ожиданий в ноябре 2008 года. Такие девальвации редко рекомендуются. Они, как правило, создают ожидания непрерывного цикла обесценивания валюты, и, следовательно, легко возникает порочный круг, ведущий к чрезмерному обесцениванию валюты.Наблюдатели считают, что премьер-министр Путин принял политику поэтапной девальвации, несмотря на возражения практически всех заинтересованных сторон. Очевидно, он основывался на аргументах, что это позволит сохранить стабильность валюты, в то время как единовременная девальвация - обычно предпочтительная альтернатива - могла привести к трудно прогнозируемой реакции населения.В то же время постепенная девальвация давала экономическим агентам достаточно времени для корректировки своих активов путем приватизации валютных резервов. Это означало, что властям не пришлось выполнять свои первоначальные обещания о предоставлении валютной поддержки всем компаниям и банкам с иностранным долгом.Мало кто сомневается в том, что девальвация была необходима, поскольку российский экспорт резко упал во второй половине 2008 года. В странах, экспортирующих углеводороды, реальная цена на нефть оказывает сильное влияние на равновесный обменный курс. Вопрос о том, привела бы разовая девальвация к меньшему обесцениванию рубля, остается открытым. Девальвация рубля не означала повышения конкурентоспособности, учитывая, что такие экспортные конкуренты, как Украина и Казахстан, также резко девальвировали.В целом, как и в других ресурсозависимых странах, нормальные показатели реального эффективного обменного курса в России в основном вернулись к докризисным уровням.И колебания вокруг равновесного обменного курса, каким бы он ни был, должны быть приемлемыми для страны, зависящей от углеводородов, с управляемым плавающим или привязанным обменным курсом.В условиях перегрева экономики в 2007 и 2008 годах и сильного притока финансовых средств власти предпочли позволить реальному обменному курсу укрепиться за счет высокой внутренней инфляции. Реальная ставка по депозитам была резко отрицательной - еще один фактор, обуславливающий зависимость от иностранного финансирования, и, несмотря на высокие процентные спрэды, средняя ставка по кредитам также была ниже нуля.В отличие от других стран, возможности снижения ставок центрального банка были невелики, поскольку возрастал риск стагфляции - совпадения высокой инфляции и снижения производства. Напротив, желание остановить отток финансов давало России стимул для повышения внутренних процентных ставок.В это время спрэды по банковским процентным ставкам, которые всегда были очень большими, еще больше расширились, поскольку банки принимали меры предосторожности против ожидаемых невозвратных кредитов, которые, к счастью, так и не выросли до таких размеров, как обычно опасались. Хотя реальные кредитные ставки, наконец, достигли положительного уровня, спрос на кредиты практически отсутствовал.Только в начале 2010 года центральный банк смог начать снижать свою учетную ставку в несколько этапов.Такая политика имела два последствия. С одной стороны, бремя стимулирования экономики легло на фискальную политику. Без реальной поддержки со стороны монетарной политики влияние фискальной корректировки в 2008 и 2009 годах не могло быть столь сильным, как это следует из простых показателей бюджетного баланса.С другой стороны, в банковском секторе банки, контролируемые государством, такие как Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк, взяли на себя противоречивые роли и действовали как каналы ликвидности, наподобие принудительной подачи финансов в экономику, не желающую их принимать. Ожидалось, что они не будут использовать поэтапную девальвацию для торговли на валютном рынке в явной попытке заработать деньги. Но они должны были быть организациями, ориентированными на получение прибыли, а не филиалами правительственной бюрократии.Наконец, фискальное стимулирование было направлено на достижение политически мотивированных целей. В 2005-2006 годах в России разрабатывались "приоритетные национальные программы", которые курировал тогдашний глава администрации президента Дмитрий Медведев. Эти программы, впервые запланированные на 2007 и 2008 годы, были направлены на улучшение сельского хозяйства, образования, здравоохранения и жилья. Хотя эти программы продолжались и впоследствии, они так и не привели к увеличению доли таких социальных расходов в консолидированном бюджете и впоследствии уступили место другим расходам на стимулирование экономики страны.В структуре этих расходов выделялись два аспекта: поддержка банков и поддержка многих из сотен городов-компаний, которые обычно поддерживались предприятиями сырьевого сектора или металлургической промышленности.К сожалению, многие из этих предприятий были унаследованы от Советского Союза, имели низкую производительность, устаревшее оборудование и машины, большие потребности в инвестициях и были далеки от конкурентоспособности. Такие предприятия чрезвычайно энергоемки и создают основу промышленной структуры, которая, по оценкам российского правительства, ответственна за печально известную низкую энергоэффективность России. Это немаловажная деталь.Очевидно, что в ближайшие годы Россия не сможет увеличить производство первичной энергии. Закрытие многих заводов в городах, где расположены предприятия, поможет повысить эффективность использования энергии внутри страны и обеспечит России возможность продолжать экспортировать объемы энергии в будущем.Чаще всего такие заводы относятся к военной промышленности или обладают важным мобилизационным потенциалом двойного назначения. Изначально они были обязаны своим существованием вековой оценке российской военной угрозы, связанной с масштабной наземной войной вдоль западных границ страны. Но недавняя военная доктрина показывает, что этой угрозы больше не существует.Акцент России на стимулировании определенных секторов занятости во время кризиса был весьма проблематичным более чем в одном отношении. Это помогло сохранить существующие рабочие места, но не смягчить дислокацию, вызванную неизбежным уходом компаний. Многие из этих компаний не обладают конкурентоспособностью и являются огромным источником энергоснабжения России, угрожая будущему экспортному потенциалу страны.Естественно, закрытие целых городов или даже поселков не является мерой, которую легко принять в любой стране. Но в России тактика, а не стратегия, слишком часто побеждает, особенно в условиях, когда режим не уверен в том, как долго он еще будет пользоваться высоким рейтингом одобрения.Помимо поддержки городов, где расположены компании, программы бюджетного стимулирования направлены на повышение пенсий, минимальной заработной платы, к которой привязаны некоторые социальные льготы, и зарплат бюджетников. Поскольку эти выплаты исторически были низкими, а пенсии получают около трети всех избирателей, такого роста расходов следовало ожидать.В кризисные годы есть дополнительное оправдание - малообеспеченные люди склонны тратить большую часть своих денег на товары отечественного производства. Проблема в том, что такие повышения являются постоянными и, при отсутствии высокой инфляции в будущем, будут оставаться бременем для бюджета в течение многих лет.Путин недавно сделал акцент на повышении эффективности расходов. Это то, что хотели бы видеть все правительства, но результаты обычно неоднозначны. Другой возможностью является масштабная налоговая реформа, которая, вероятно, перенесет большее бремя на прогрессивное подоходное налогообложение. Все масштабные налоговые реформы, опять же, трудно осуществить, и существующий плоский налог на доходы был предметом гордости российских руководителей.Трудно повернуть назад. Единственный другой вариант - заморозить или даже сократить расходы. Кудрин предпочитает эту альтернативу, но она не пользуется политической популярностью.Если мировая экономика не изменится к худшему, то, согласно текущим прогнозам, рост российской экономики в 2010 году составил 5-6 процентов, причем большая часть этого роста будет обусловлена базовым эффектом очень низкого ВВП в 2009 году. Частное потребление может расти даже быстрее, чем ожидается, учитывая, что доходы населения в среднем не снизились во время кризиса, а долг домохозяйств даже ниже, чем в докризисный период. В среднесрочной перспективе потенциал роста России вполне может составить 3 или даже 4 процента в год.Россия пережила резкое падение во время кризиса, но, похоже, она также быстро восстанавливается, быстрее, чем большинство, если не все другие европейские экономики. Некоторую тревогу вызывает тот факт, что восстановление происходит под влиянием тех же факторов, которые привели Россию к кризису. Цена на нефть снова выше, чем ожидалось, а приток финансовых средств вызывает беспокойство.Возможно, это еще одна упущенная возможность. Реформы, необходимые в средне- и долгосрочной перспективе, снова будут отложены. Действительно, многие реформы технически сложны и политически проблематичны, но режим, не уверенный в своей долгосрочной поддержке населения, кажется, слишком готов отказаться от них. Если позволить тактике снова взять верх над стратегией, то кризис действительно будет потрачен впустую.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы рассматривались основные пути оздоровления финансов.Таким образом, исходя из того, что благополучие неделимо, что устойчивым может быть только совместный рост и что глобальный план восстановления должен быть ориентирован на удовлетворение потребностей и обеспечение рабочих мест для трудящихся и их семей не только в развитых странах, но и в странах с формирующейся рыночной экономикой и беднейших странах мира, а также отражать интересы не только нынешнего, но и будущих поколений. Предполагается, что единственным надежным фундаментом для устойчивой глобализации и улучшения благосостояния для всех является открытая мировая экономика, базирующаяся на рыночных принципах, эффективном регулировании и прочных глобальных институтах.В этой связи сегодня нужно сделать все необходимое, для того чтобы:восстановить уверенность, темпы роста и рабочие места;восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;обеспечить финансирование и реформирование наших международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем;поощрять глобальную торговлю и инвестиции и отказаться от протекционизма, чтобы заложить фундамент для благополучия; иобеспечить устойчивый экономический подъем для всех без ущерба для окружающей среды.ГЛАВА 3. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ЭКОНОМИКИ РФ3.1 Оценка макроэкономических показателей Российской ФедерацииПосле распада Советского Союза Россия претерпела значительные изменения, перейдя от централизованной плановой экономики к более рыночной системе. Однако в последние годы экономический рост и реформы затормозились, и Россия остается преимущественно государственным государством с высокой концентрацией богатства в руках чиновников. Экономические реформы 1990-х годов привели к приватизации большей части промышленности, за заметными исключениями в энергетическом, транспортном, банковском и оборонном секторах. Защита прав собственности все еще слаба, и государство продолжает вмешиваться в свободную деятельность частного сектора.Россия является одним из ведущих мировых производителей нефти и природного газа, а также ведущим экспортером металлов, таких как сталь и первичный алюминий. Россия сильно зависит от динамики мировых цен на сырьевые товары, поскольку зависимость от экспорта сырья делает ее уязвимой к циклам бумов и спадов, которые следуют за неустойчивыми колебаниями мировых цен. В период 1998-2008 годов, когда цены на нефть стремительно росли, экономика росла в среднем на 7%, но с тех пор темпы роста снижаются, поскольку российская модель роста, основанная на сырьевых товарах, исчерпала себя.Сочетание падения цен на нефть, международных санкций и структурных ограничений привело к глубокой рецессии в России в 2015 году, когда ВВП сократился почти на 2,8%. Спад продолжался в течение 2016 года, когда ВВП сократился еще на 0,2%, но в 2017 году он был обращен вспять, поскольку мировой спрос начал расти. В последнее время усилилась государственная поддержка импортозамещения в попытке диверсифицировать экономику, отказавшись от добывающих отраслей.В Докладе Всемирного банка об экономике России анализируются последние экономические события, представляются среднесрочные экономические перспективы, а также проводится углубленный анализ конкретной темы. Таблица 1.Макроэкономические показатели Российской Федерации20182019202020212022f2023fРост ВВП, процент2.82-34.32.41.8Рост потребления домашних хозяйств, процент4.33.2-8.69.63.22.7Рост валового накопления основного капитала, процент0.61.5-4.35.33.83.6Рост экспорта, процент5.60.7-4.32.84.22.7Рост импорта, процент2.73.4-12.016.25.95.7Баланс государственного бюджета, процент от ВВП2.91.9-4-0.31.51.2Долг органов государственного управления, процент от ВВП14.614.720.420.521.221.8Счет текущих операций (миллиарды долларов США)115.764.836.1121.9108.279.6Счет текущих операций, процент от ВВП73.82.47.15.84.1Экспорт (ВНФС), млрд. долл.508.6481.6380.4530.9569.9575.7Импорт (ВНФС), млрд. долл.343.6352.5303.7364.8406.0432.0Счет операций с капиталом и финансами (млрд. долл. США)-78.53.9-49.9-67.0-51.7-34.9Счет операций с капиталом и финансовыми активами, процент от ВВП-4.70.2-3.4-3.9-2.8-1.8Инфляция ИПЦ (средняя)2.94.53.46.66.24.0В 2021 году основное внимание экспертов было сфокусировано на теме восстановления экономики. Повестку 2022 года формируют опасения, связанные с финансовыми и геополитическими рисками, вопросы экономического роста смещены на второй план. В центре экономического внимания остается инфляция. При учете высокой точки входа в 2022 году, аналитики Группы компаний Финам повысили прогноз по инфляции на следующий год до 6%. Такой прогноз объясняется ожиданиями негативной конъюнктуры на формирующихся рынках, в том числе, курса рубля до 80 руб./долл. к концу 2022 г., дополнительными индексациями социальных расходов и ограниченным предложением на рынке трудовых ресурсов. Эксперты предполагают, что ставка ЦБ РФ продолжит повышаться, определить границу на сегодняшний день не представляется возможным.Эксперты прогнозируют, что рост ВВП России в следующем году составит 1,5%. За январь – сентябрь 2021 года Россия продемонстрировала сильный рост ВВП на 4,6% по отношению к 2020 году на фоне высокого внешнего спроса, превышающего ожидания роста бюджетных расходов на 10% (к уровню 2020 г.), и роста розничных кредитов на 24% (к 2020 г.). Таким образом скорость восстановления превзошла даже самые позитивные прогнозы и показала самую высокую динамику за 10 лет. На рисунке ниже представлен график продовольственной и непродовольственной инфляции в России, в %, год к году.88201596521Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Источник: Финам по данным Росстата, Альфа-Банка00Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Источник: Финам по данным Росстата, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Источник: Финам по данным Росстата, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 2. Источник: Финам по данным Росстата, Альфа-БанкаВ октябре 2021 года инфляция в России достигла 8,1% (к аналогичному периоду 2020 г.), при этом 50-70% ускорения роста цен за год обусловлены внешними факторами. Среди них - скачок мировых цен на продовольствие (рост на 31% год к году), перебои в мировых цепочках поставок. В итоге инфляционные ожидания российских домохозяйств выросли до 13,5-13,6% в октябре-ноябре 2021 г. Последние статистические данные, по информации Финам, указывают на то, что после новой волны ускорения роста цен инфляция в России может достигнуть уровня 8,5% в конце 2021 г. Поэтому ключевым вопросом экономической повестки 2022 года остается сдерживание роста цен. На рисунке ниже показаны колебания мировых цен на продовольствие в %, год к году.center17145Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Источники: Финам по данным FAO, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Источники: Финам по данным FAO, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Источники: Финам по данным FAO, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 3. Источники: Финам по данным FAO, Альфа-БанкаВнешний спрос остается устойчивым, однако в 2022 году повторение быстрого роста как в 2021 г. маловероятно. Еще одним фактором, определяющим инфляционную картину, будет состояние мировой экономики. По предварительным прогнозам, конъюнктура высоких цен на сырьевых рынках сохранится и в 2022 г. Высока вероятность и того, что мировая продовольственная инфляция останется высокой, что будет негативно влиять на локальные цены.Проект бюджета федерального правительства на 2022 год предусматривает сокращение расходов на 2% по отношению к 2021 году. По мнению экспертов Финам, такой жесткий подход к данным расходам подставляется слишком амбициозным. Во-первых, проект бюджета был подготовлен в сентябре, когда инфляция прогнозировалась на уровне 5,8% к концу 2021 года, а не 8,0-8,5% как это произошло, поэтому следует ожидать увеличения социальных расходов. Во-вторых, финансирование расходов из Фонда национального благосостояния должно начаться с 2022 г., что может усилить повышательное давление на зарплаты на рынке труда. В числе дополнительных расходов, по словам вице-премьера Правительства России Андрея Белоусова, станут средства, необходимые на финансирование перехода к безуглеродной экономике. Инвестиции, которые могут потребоваться, могут составить порядка 3,2 трлн руб. в год (или 2-3% ВВП). На рисунке ниже показаны расходы федерального бюджета, в %, год к году, в период с 2000 по сентябрь 2021 года.center18415Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Источники: Финам по данным Минфина, Альфа-Банка00Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Источники: Финам по данным Минфина, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Источники: Финам по данным Минфина, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 4. Источники: Финам по данным Минфина, Альфа-БанкаАналитики Финам прогнозируют рост российского ВВП на уровне 1,5% в 2022 г. По их мнению, в целом предстоящий год привнесет с высокой долей вероятности сильную финансовую волатильность, создав, при этом, негативный фон с точки зрения повестки экономического роста. Российская экономика продолжает выигрывать от смягчения квот по добыче в рамках соглашения ОПЕК и существуют отложенные из-за пандемии инвестиционные проекты, ожидающие своего завершения. Эксперты утверждают, что финансовая неопределенность и геополитические риски отвлекают внимание от вопросов экономического развития и делают экономическую повестку малоинтересной с точки зрения финансовых рынков. На рисунке ниже представлены чистые инвестиции российских домохозяйств в акции иностранных компаний в млрд руб. за период с 1 кв. 2018 года по 3 кв. 2021 года.center5715Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Источники: Финам по данным ЦБ РФ, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Источники: Финам по данным ЦБ РФ, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Источники: Финам по данным ЦБ РФ, Альфа-БанкаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 5. Источники: Финам по данным ЦБ РФ, Альфа-БанкаВосстановление экономической активности в первой половине 2021 года вызвало рост торговли, превысивший допандемийный уровень. В связи с этим эксперты Всемирной торговой организации (ВТО) повысили свои прогнозы по торговле в 2021 и 2022 гг. По расчётам экспертов, объем мировой торговли товарами в этом году вырастет на 10,8% у (предыдущий прогноз - 8%), а в 2022 году показатель составит 4,7%. Прогнозный показатель роста глобальной торговли в следующем году ниже практически в 2 раза, поскольку торговля товарами постепенно приблизилась к своей долгосрочной тенденции до пандемии, соответственно, в дальнейшем ее рост должен замедлиться. Аналитики ВТО согласны с мнением большинства экономистов, что наибольшие риски дальнейшему развитию несет распространение новых штаммов коронавируса. К другим угрозам для мировой экономики необходимо отнести существующий сегодня дефицит полупроводников, а также нагрузку на порты, которые не справляются с объемами грузов. Эти проблемы могут создать дополнительное давление на цепочку поставок в целом, но не должны оказать глобального влияния.Рост торговли положительно скажется на динамике мирового ВВП, который, по прогнозам ВТО, составит 5,3% в 2021 и 4,1% в 2022 году. До этого экономисты прогнозировали увеличение на 5,1% и 3,8%, соответственно. Генеральный директор Всемирной торговой организации Нгози Оконджо-Ивеала заявила, что торговля имела критическое значение в борьбе с пандемией, и сегодняшний сильный рост подчеркивает, насколько будет велико ее значение в восстановлении мировой экономики.Вместе с ростом мировой торговли увеличатся и различия между странами. Аналитики ВТО считают, что отсутствие вакцин в нуждающихся государствах может привести к появлению более опасных штаммов, которые отбросят назад мировой прогресс, достигнутый в области здравоохранения и экономики. Показатели развивающихся регионов и сегодня значительно отстают от среднемировых. Причиной эксперты считают неравный доступ к вакцинам. Так импорт в азиатском регионе увеличится на 9,1%, по сравнению с 2019 годом, в группе наименее развитых стран снизится на 1,6%. В странах СНГ экспорт вырастет на 0,6%, а импорт на 13,1%.Многие аналитики полагают, что основным ограничением для российской экономики в 2022 году может стать ужесточение денежно-кредитной политики, что повлечет сдерживание потребительского спроса. При этом драйверами роста будут нефтегазовый сектор и останавливающаяся сфера услуг. Главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков заявляет, что наибольшее ускорение придется на добычу нефти и ассоциированные секторы, такие как нефтехимия: «Мы ждем роста российской экономики на 2,5% в следующем году в условиях, когда циклические секторы будут скорее замедляться – это касается розничной торговли, финансового сектора и кредитования».Экономические события. После активного восстановления после рецессии, вызванной пандемией, глобальная активность в настоящее время замедляется. После резкого подъема во второй половине 2020 года темпы мирового роста снизились в первой половине 2021 года, сдерживаемые возобновившимися вспышками COVID-19. Темпы роста торговли снизились на фоне ослабления глобальной экономической активности и сохраняющихся узких мест в поставках.В первой половине 2021 года в экономике России наблюдался сильный подъем, и ожидается, что в этом году рост составит 4,3 процента. Однако во второй половине года динамика ослабла.Поскольку в конце 2020 - начале 2021 года в России были сняты ограничения по COVID-19, потребительский спрос во втором квартале резко вырос, чему способствовали сбережения, накопленные за 2020 год, и быстрый рост кредитования. Во втором квартале 2021 года инвестиции в Россию также были высокими, а профицит текущего счета достиг многолетнего максимума благодаря росту цен на сырьевые товары и низкому уровню выездного туризма и к сентябрю 2021 года достиг 82 млрд долларов.Однако к осени стало ясно, что началась новая разрушительная волна пандемии, которая, при относительно низком уровне вакцинации, представляет риск как для экономической деятельности, так и для здоровья людей. В связи с новыми мерами по борьбе с COVID и потребительским подъемом, экономическая активность в третьем квартале снизилась.Инфляция росла на протяжении всего 2021 года, поскольку Россия справляется с высоким спросом, растущими ценами на сырьевые товары и недостатком предложения. Центральный банк России (ЦБ РФ) стал одним из первых центральных банков, начавших ужесточать денежно-кредитную политику в 2021 году, поскольку инфляция превысила целевой уровень, установленный ЦБ РФ с декабря 2020 года. С марта он повышал ставки шесть раз, в общей сложности на 325 базисных пунктов, и в конце октября они составили 7,5%. Этот шаг помог сохранить реальные процентные ставки на нулевом уровне и перевести денежно-кредитную политику с аккомодационной на нейтральную позицию.Российский банковский сектор оказался устойчивым к пандемии COVID-19, поскольку восстановление экономики сейчас способствует улучшению балансов, а быстрый рост кредитования начал ослабевать.За первые девять месяцев этого года федеральный бюджет России продемонстрировал впечатляющий рост доходов; нефтегазовые доходы выросли на 60 процентов, а НДС и налоги на прибыль - примерно на 30 процентов каждый. Общий дефицит бюджета на четырехквартальной скользящей основе сократился с 3,8 процента в конце 2020 года до примерно 1 процента в третьем квартале 2021 года. Благодаря высоким нефтегазовым доходам ЦБ РФ приобрел от имени правительства 35 миллиардов долларов в иностранной валюте в период с января по ноябрь 2021 года, которые будут направлены в Фонд национального благосостояния в 2022 году.Рынки труда также восстановились. Во втором квартале число вакансий, размещенных работодателями в 2021 году, подскочило на 24 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а соотношение числа безработных и вакансий снизилось.Рост реальной заработной платы, который в 2020 году поддерживался на уровне чуть выше 2 процентов, продолжился и в этом году, составив в среднем 2,5 процента к концу августа.Экономические перспективы. Поскольку мир вступает в третий год пандемии COVID-19, ожидается, что в следующем году глобальный рост замедлится до 4,3 процента. Ожидается, что в течение 2022 года инфляция будет постепенно снижаться, однако в течение большей части года темпы инфляции, вероятно, останутся выше целевого уровня.Рост в России прогнозируется на уровне 2,4 процента в 2022 году благодаря продолжающемуся росту нефтяного сектора, а затем замедлится до 1,8 процента в 2023 году. Поскольку уровень вакцинации остается низким, в следующем году могут потребоваться меры по борьбе с COVID-19, что существенно повлияет на рост.Неопределенность в отношении инфляции остается высокой. Если инфляция окажется более устойчивой, чем ожидается, или если экономика столкнется с препятствиями, в том числе в результате запланированного Федеральной резервной системой США сворачивания количественного смягчения, может потребоваться более длительное ужесточение денежно-кредитной политики, что также может негативно сказаться на перспективах роста.Долгосрочные экономические перспективы России будут зависеть от ряда факторов. В частности, Россия по-прежнему сталкивается с относительно низким потенциальным ростом, который, если не принять меры, будет препятствовать достижению целей развития высокого уровня и повышению доходов и уровня жизни. Успех будет зависеть от укрепления рамочных механизмов и рыночных стимулов для компаний к конкуренции, инновациям и созданию стоимости, как внутри страны, так и через связи с глобальными цепочками создания стоимости.Еще одним фактором, который окажет влияние на экономику России в долгосрочной перспективе, является новая Стратегия низкоуглеродного развития страны, обнародованная правительством 29 октября 2021 года. Представляя собой возможность стимулировать "зеленый" рост, она предусматривает гораздо более амбициозный сценарий смягчения последствий изменения климата, который предусматривает 70-процентное сокращение чистых выбросов к 2050 году и чистую углеродную нейтральность через 10 лет после этого.Стратегия предусматривает повышение темпов роста одновременно с экологизацией экономики, нацеливаясь на средний рост не менее 3 процентов в год. Эта амбициозная двойная цель - рост и экологизация - потребует одновременного внимания к устранению уже существующих в экономике ограничений для роста и конкурентоспособности, а также к ограничению затрат на переход к "зеленой" экономике и использованию всех возможностей, которые она может предоставить.Специальный фокус на "зеленом" переходе России: Пути, риски и надежная политика. Хотя многое в глобальном "зеленом" переходе остается неясным, темпы изменений, вероятно, набирают обороты по мере того, как все больше стран объявляют о планах стать углеродно-нейтральными. На сегодняшний день более 60 стран, представляющих более 80 процентов мировой экономики, выразили стремление достичь углеродной нейтральности в ближайшие десятилетия. Есть признаки конкретных изменений в политике некоторых стран мира. Именно в этом контексте Россия заявила о своих амбициях стать углеродно-нейтральной к 2060 году.Специальная тема данного отчета представляет сценарии и варианты для России с целью определения соответствующих подходов к управлению рисками для "зеленого" перехода ее экономики. В условиях неопределенной и меняющейся глобальной среды проактивные действия в области внутренней политики в отношении изменения климата являются эффективной и надежной стратегией управления рисками, которые в противном случае могли бы навязать России более беспорядочный и дорогостоящий переход. Глобальный "зеленый" переход также может предоставить возможность преобразовать экономику к лучшему и тем самым создать потенциал для более высокого и диверсифицированного роста. В докладе отмечается, что "зеленый" переход требует пересмотра политических рамок для изменения укоренившихся инвестиционных решений и поведения фирм и домохозяйств. Ценообразование на выбросы углерода является одним из основных факторов, способствующих этому. Ценообразование на углерод в различных формах - обычно в виде налога или системы разрешений, которыми можно торговать, - обеспечивает рыночные стимулы для всех участников процесса учитывать социальную стоимость выбросов углерода.Успешный переход также потребует более широкой диверсификации активов страны - включая человеческий капитал, возобновляемый природный капитал и переход к "зеленому" производственному капиталу. Ресурсы, полученные от ценообразования на выбросы углерода, могут поддержать эти амбиции, но не менее важным будет инвестирование в более мягкие активы, такие как институты, управление, инновации и предпринимательство. Это станет частью более широкой программы реформ, которая позволит сформировать более динамичный, конкурентоспособный и инновационный частный сектор, играющий ведущую роль в создании конкурентоспособной на международном уровне низкоуглеродной российской экономики.В своем предстоящем Докладе об изменении климата и развитии России Всемирный банк рассмотрит отраслевые проблемы и возможности, факторы, способствующие развитию экономики в целом, а также инклюзивные и социальные аспекты "зеленого" перехода.В специальном докладе о субсидировании потребительской энергии в России, сопровождающем это издание Доклада об экономике России, анализируется, как эти значительные ресурсы могут также привести к увеличению выбросов и снижению экономической эффективности. Новые оценки Всемирного банка показывают, что в 2019 году потребительские субсидии на электроэнергию, газ и нефть в России составили 1,4% ВВП. Перераспределив эти ресурсы, власти могут увеличить ВВП и гарантировать, что ни один потребитель не останется в худшем положении, одновременно сокращая выбросы и продвигаясь к амбициозной цели России по экологизации экономического развития.3.2 Последствия мирового финансового кризисаГлобальный финансовый кризис создает эффект домино, то есть одна проблема часто связана с другой. Например, снижение потребительских расходов может привести к росту безработицы. Другим примером того, как один эффект мирового финансового кризиса приводит к другому, является ограниченная доступность кредитов, вынуждающая людей полагаться на наличные деньги, которых у них стало меньше из-за значительного падения фондового рынка.Частные лица, предприятия и правительства в значительной степени полагаются на кредиты. Глобальный финансовый кризис может ограничить доступность кредитов для всех сторон и заставить их в большей степени ориентироваться на наличные деньги. Хотя некоторые кредиты все еще могут быть доступны, требования к их получению становятся более строгими, и во многих случаях стоимость заимствования также возрастает.В некоторых странах правительства могут попытаться стимулировать экономическую активность путем удешевления некоторых видов кредитов, таких как банковские займы. Хотя нет никакой гарантии, что это сделает кредиты более доступными, это означает, что сбережения будут расти не так быстро из-за более низких процентных ставок. Это означает, что люди, имеющие деньги на сберегательных счетах, в депозитных сертификатах (CD) и государственных облигациях, получают гораздо меньшую прибыль от этих инвестиций, чем в более благоприятные экономические времена.Глобальный финансовый кризис сокращает приток денег и другими способами, особенно потребительские расходы. Во время экономического спада люди обычно покупают меньше, что еще больше сокращает доходы предприятий, которые и так имеют меньше возможностей для получения кредитов. Кроме того, инвесторы могут стать осторожными, не желая вкладывать средства в компании, испытывающие трудности, что может негативно сказаться на фондовом рынке. Когда фондовый рынок падает, люди, сделавшие такие инвестиции, теряют часть своего состояния.В определенный момент многие компании начинают понимать, что их выживание зависит от сокращения расходов, а труд, как правило, является одним из самых больших расходов компании. Это означает, что необходимо ликвидировать рабочие места, часто в широких масштабах. Другие компании просто обнаруживают, что они не в состоянии пережить последствия мирового финансового кризиса и вынуждены закрыться. Это приводит к потере большего количества рабочих мест, что увеличивает общий уровень безработицы.Важно помнить, что благотворительные организации — это тоже бизнес, а во время финансового кризиса люди часто жертвуют меньше. Во многих случаях это ставит под угрозу или лишает людей доступа к ресурсам, в которых они отчаянно нуждаются, включая продукты питания, чистую воду и жилье.Малые экономики могут ощутить последствия мирового финансового кризиса гораздо сильнее. Эти страны часто ориентированы на экспорт и имеют ограниченный внутренний потенциал заработка. Когда крупные страны снижают свой спрос, эти страны, в которых уже существует высокий уровень бедности, видят, как большая часть их граждан борется за выживание. Это может вызвать широкий спектр политических проблем, таких как правительственные протесты и даже гражданские войны.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ современного состояния экономики Российской Федерации.Таким образом, российская экономика достаточно сильно зависит от экспорта сырья, особенно в европейские страны. В условиях санкций и конкуренции на международном рынке, российская экономика испытывает значительные трудности в оптимизации поставок сырья на международный рынок и вследствие этого необходимо рассмотреть специфику зависимости экономики России от экспорта сырьевых ресурсов. Улучшение количественных экономических показателей развития экономики России связано с наращиванием экспорта сырьевых ресурсов. Существующая в стране сырьевая модель экономики определила привязанность российской экономики к ресурсам и как следствие сложность оптимизации экономического развития и обновления производственного потенциала. Прежде всего, обновление производственного потенциала относится к инновационным технологиям, которые позволяют двигать экономику ЗАКЛЮЧЕНИЕФинансовая политика государства — это товарно-денежные отношения хозяйствующих субъектов в финансовой сфере, которые имеют свои права и обязанности.Финансовая политика России — это система, состоящая из национальных и территориальных финансов, финансов хозяйствующих субъектов и финансов обычных граждан.Каждый компонент этой политики имеет определенные задачи, они же отвечают за функционирование определенных отношений в сфере финансов.Так, например, задачей национальных финансов является аккумулирование финансовых ресурсов в распоряжении государства и, при необходимости, направление их, либо, согласно утвержденному бюджету, на финансирование социальных программ и других общегосударственных нужд. Формирование этого источника государственных доходов осуществляется за счет налоговых сборов, сумм, полученных от приватизации государственного имущества и государственной пошлины. В состав государственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное кредитование и страхование, а также федеральные внебюджетные фонды. Следует также отметить, что через них в развитых странах перераспределяется до 50% ВВП. Это также своеобразный механизм стимулирования предпринимательской и экономической активности субъектов.Федеральный бюджет представлен системой сопоставления доходов и расходов на государственном уровне, которая должна быть утверждена законом. Структура доходов и расходов определяется направлениями социально-экономической государственной политики.Финансовая система государства подвержена всем изменениям в своем функционировании, будь то политическая неразбериха или различные социально-экономические ситуации.Финансовая система государства не может нормально функционировать без территориальных финансов, которые призваны выполнять задачи, аналогичные национальным финансам, но только с одним отличием - на территории отдельных административных единиц, которые являются самоуправляемыми. Они состоят из внебюджетных фондов и территориальных бюджетов. Их формирование осуществляется за счет местных налогов и сборов, местных займов, штрафов, лотерей и других источников.Как указывалось выше, финансовая система государства включает в себя такую составляющую, как финансы субъектов хозяйствования. Формирование этого источника происходит как за счет прибыли, так и за счет амортизации предпринимательского сектора.Итак, финансовая политика государства — это комплекс осуществляемых мер, которые направлены на достижение тех целей, которые определены государственными финансовыми органами. Именно в рамках этой политики указываются основные источники формирования и направления в социальной сфере финансовых ресурсов.Одной из мер финансовой политики является создание эффективного финансового механизма, с помощью которого осуществляется деятельность государства в области финансов. Здесь мы видим, что финансовая система государства выступает в качестве инструмента или элемента финансового механизма. Ведь основой этой системы являются финансовые ресурсы, за формирование которых отвечает финансовая политика. Также к ее основным составляющим относятся методы формирования финансов (структура доходов), система законодательства, отвечающая за эффективность формирования доходов и расходов бюджета.Ну и, конечно же, вывод был бы неполным, если не определить приоритеты финансовой политики государства. Во-первых, эта политика должна стремиться к формулированию законодательства, адаптированного к реальным условиям. Во-вторых, с помощью эффективной финансовой политики государство должно найти "золотую середину" в налогообложении - оптимальную налоговую нагрузку при эффективном функционировании налоговой системы. В-третьих, для повышения эффективности государственной политики необходимо планировать и прогнозировать направления использования финансовой системы. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.03.2022)Федеральный закон от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов"Список литературыВотинова, Е.М., Тихонова, Ж.В. Экономика и организация производства. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2019. 466 с.Гладковская, Е.Н. Финансы: учебное пособие. Стандарт третьего поколения / Е.Н. Гладковская. – СПб.: Питер, 2018. – 320 с.Глазьев, С.Ю. Как построить новую экономику? Социально- ориентированное развитие на основе прогресса реального сектора: материалы Московского экономического форума. Под ред. Р.С. Гринберга, К.А. Бабкина, А.В. Бузгалина. М., Культурная революция, 2019. с. 84 – 92.Гринберг, Р.С. Экономика современной России: состояние, проблемы, перспективы // Вестник института экономики РАН. 2018. №1. С. 10 – 29.Грязнова, А.Г. Финансы: учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 496 с.Динамика цен на нефть Brent (ICE.Brent, USD за баррель) [Электронный ресурс] / URL: https://news.yandex.ru/quotes/1006.htmlДьяченко, М. В. Стабилизационная финансовая политика государства: концептуальные представления//Финансы и кредит. 2018. № 8. С.59-67.Ковалева, Т.М. Финансы, деньги, кредит, банки: учебник / коллектив авторов; под ред. Т.М. Ковалевой. – М.: КНОРУС, 2019. – 256 с.Колосов, А.В. Экономическая безопасность хозяйственных систем: учебник/под ред. А.В. Колосова. М.: Изд-во РАГС. -2018. -446 с.Корень, А.В., Краубергер Ж.Ю. Формирование и перспективы развития эффективной налоговой политики в сфере налогообложения микробизнеса//Экономика и предпринимательство. -2019. -№ 12 -2. -С. 78 -80.Кравцова, Р.Е. Финансовая политика государства РФ / В сборнике: Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2020. С. 118-120.Кузулгуртова, А.Ш. Построение механизма государственной финансовой политики и его основные элементы / А.Ш. Кузулгуртова // Финансы и кредит. – 2019. – № 34 (418). – С. 53-60.Ларкина, И.В. Методологические и организационные основы регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений /И.В. Ларкина, В.Н. Минат. -в сб.: Современные энерго-и ресурсосберегающие экологически устойчивые технологии и системы сельскохозяйственного производства: сб. научных трудов. 2019. С. 196-199.Лепёшкина, К.Н. Преодоление современного финансово-экономического кризиса в России: анализ в свете мировой практики антикризисных мер//Молодой ученый. -2019. -№ 7. -Т. 1. -С. 94-99.Максимов, Ю.А. К вопросу о финансовой политике РФ в сфере регулирования внешней торговли / Современная научная мысль. 2018. № 2. С. 148-155.Мысляева, И.Н. Государственные и муниципальные финансы: учебник / И.Н. Мысляева. – 3-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ Инфра-М, 2019. – 393 с.Полтавченко, А.А., Седых, Н.В. Финансовая политика России на современном этапе // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. 2019. №43. С. 186 – 191.Сафронова, В.Р. Государственное регулирование инвестиций//Экономика и экономические науки. 2019. № 1 (2). С. 98.Ставка рефинансирования ЦБ РФ на сегодня и за все годы (с 1992 по 2018 год) [Электронный ресурс] / URL: https://bankirsha.com/all-rates-of-refunding-of-the-central-bank-with-1992.htmlТесля, П. Н. Денежно-кредитная и финансовая политика государства. М.: ИНФРА-М, 2017.Халяпин, А.А., Кравцова, Р.Е. Финансовая политика государства / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2018. № 1-1 (56). С. 122-125.Центр Международной Торговли / Экономика России 2021. Итоги, прогнозы / Электронный ресурс: [https://corp.wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/ekonomika-rossii-2021-itogi-prognozy/?ysclid=l1i6wr0mvp] / Дата обращения: 2022 г.Шаринова, Г.А. Финансовая политика Российской Федерации на современном этапе / В сборнике: Экономика современного общества: актуальные вопросы антикризисного управления Материалы Международной научной конференции: Электронный ресурс. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова». 2018. С. 167-169.Шаринова, Г.А. Финансовый механизм — активный элемент в системе управления финансами//Вестник Калмыцкого университета. — 2019. -№1. -С.93-98 Щербакова, Ю.В. Современные проблемы финансовой политики и пути их решения//Молодой ученый. -2019. -№ 13. -С. 477-480.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТИ НИЯУ МИФИ
Все отлично, курсовая написана на "Ура!", все замечания сразу были исправлены, спасибо, Ал...
star star star star star
лгу им пушкина
Работу выполнили быстро, как и хотела. Большой объём за короткий срок. Креативный подход, ...
star star star star star
МГИМО
Огромное спасибо исполнителю за внимательное отношение к моему заказу и подробные ответы н...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.