это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3910727
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические основы изучения устного народного творчества……7
1.1. Понятие устного народного творчества………………………………….7
1.2. Теоретические основы изучений проблемы развития связной речи….11
1.3. Особенности развития связной речи у детей младшего школьного
возраста…………………………………………………………………………...14
1.4. Формирование связной речи в условиях реализации ФГОС НОО……17
1.5. Устное народное творчество как способ развития связной речи.……..21
Выводы по I главе……………………………………………………………….25
Глава II. Экспериментальное изучение развития связной речи младших
школьников средствами устного народного творчества……………………..26
2.1 Организация содержания и методики исследования……………………..26
2.2. Методики исследования связной речи…………………………………….27
2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей
младшего школьного возраста средствами устного народного творчества…34
Вывод по II главе………………………………………………………………..40
Заключение………………………………………………………………………41
Список использованной литературы…………………………………………..42
3
Введение
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают
широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и
становление речи природа отводит человеку очень мало времени – ранний и
дошкольный возраст. В этот период создаются благоприятные условия для
развития речи, закладывается фундамент для письменных форм речи - чтения
и письма, и последующего речевого и языкового развития ребенка. По
данным исследований дети младшего школьного возраста достигают
сравнительно высокого уровня развития связной речи.
Речь является основанием для развития всех остальных видов детской
деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской, а также
важнейшим условием успешности ребенка в социальном и интеллектуальном
развитии. В этой связи развитие речи ребенка младшего школьного возраста
становится одной из актуальных проблем в деятельности учителя начальных
классов.
Согласно Закону об образовании школа является первым уровнем в
системе образования в Российской Федерации, которое направлено на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, в том числе
формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление
здоровья детей младшего школьного возраста.
Одной из задач ФГОС НОО является задача создания благоприятных
условий развития детей в соответствии с его возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим
собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В ФГОС НОО «Речевое развитие» выделена как основная
образовательная область. В соответствии с требованиями Федерального
4
государственного стандарта начального образования, ребенок должен уметь
достаточно хорошо владеть устной речью, выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.
Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях
обучения: и естествознания, и музыки, и математики и др. Однако основной
базой для решения задач развития речевой деятельности являются уроки
русского языка и литературы. В начальном курсе русского языка все более
четко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и
речевое развитие. При этом знания по языку и речеведению составляют для
учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми
умениями.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание
(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и
взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность
речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее
понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной
характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Проблема развития связной речи была и остается в центре внимания
психологов, лингвистов, психолингвистов, педагогов и методистов
(Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин,
А.А.Леонтьев, И.А.Зимняя, 3.И.Истомина, Н.Р.Гальперин, Н.И. Жинкин,
К.Д.Ушинский, Е.Н.Тихеева, Е.А.Флерина, А.М.Леушина и др.) [13].
Педагоги используют загадки, пословицы и поговорки на занятиях по
развитию речи с детьми. Поэтому у педагогов возникает потребность в
разработке методики по развитию речи детей младшего школьного возраста
средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не
только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни
5
школы. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги школьного
образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого
процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении
дополнительных занятий). Общетеоретические вопросы развития речи детей
младшего школьного возраста в трудах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выгодского и
др.
Как следствие, педагоги школьного образования вынуждены искать
отдельные способы развития речи, посредством малых форм фольклора, не
ориентируясь на четкие теоретические и методические положения. И так,
возникает противоречие между потенциальными возможностями малых
форм фольклора в речевом развитии младших школьников и недостаточной
обеспеченностью учителей начальных школ методиками развития речи детей
средствами малых форм фольклора.
Выделенное противоречие указывает на гипотезу - если использовать
малые формы фольклора на уроках, то уровень развития речи младших
школьников повысится.
Актуальность. Связная речь выполняет важнейшие социальные
функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми.
Определяет нормы поведения в обществе, что является решающим условием
его личности. Связная речь оказывает влияние на всестороннее развитие
личности развивают образность и выразительность речи обогащают
художественно речевой опыт детей. Речевое развитие включает владение
речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи; развитие речевого творчества
Цель исследования: изучение теоретических основ развития связной
речи детей с общим недоразвитием речи и с нормальным речевым развитием.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей младшего
школьного возраста.
6
Предмет исследования: приемы и технологии обучения в развитии
связной речи детей младшего школьного возраста.
Исходя из актуальности, объекта, предмета и цели были поставлены
следующие задачи:
Задачи:
- рассмотреть понятие устного народного творчества
- изучить теоретические основы проблемы развития связной речи
- рассмотреть особенности развития связной речи у детей младшего
школьного возраста
- разобрать формирование связной речи в условиях реализации ФГОС
НОО
- изучить устное народное творчество как способ развития связной
речи
- провести экспериментальное изучение развития связной речи
младших школьников средствами устного народного творчества
Методы исследования: изучение психолого-педагогической
литературы по данной проблеме; эксперимент, графические методы,
комплексный метод диагностики речевого развития, количественный и
качественный анализ полученных данных.
База исследования: лицей, г. Троицк, Москва. В эксперименте
участвовали 28 детей первого класса.
7
Глава I. Теоретические основы изучения устного народного
творчества
1.1. Понятие устного народного творчества
Устное народное творчество – это словесное творчество народа, не
записывающего свои сочинения, а изустно передаваемого (из уст в уста) из
поколения в поколение. Устное народное творчество также называют одним
словом – фольклор.
Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых
входят пословицы и поговорки, загадки, пестушки (потешки), небылицы,
считалки, скороговорки и частушки [14, с. 115].
Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного
характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее
форму законченного предложения.
Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся:
познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные,
эстетические, нравственные и др. Наиболее распространенная форма
пословиц - наставления. С педагогической точки зрения интересны
наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в
добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения,
призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец,
наставления особого рода, содержащие педагогические советы,
констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой
обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный
образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.
Положительные и отрицательные черты личности по пословицам
представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие
всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом
примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих
8
совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может
подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не
только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются
мотивированными и аргументированными призывами к
самосовершенствованию [1, с. 116].
Поговорка - из простейших поэтических произведений, каковы басня
или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь,
элементы в которых сгущают их содержание; это - не отвлечённая формула
идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого
произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или
«собака на сене», или «он выносит сор из избы»). Поговорка, в отличие от
пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл [3, с. 58].
Пословицы и поговорки представляют собой сравнительные или
иносказательные высказывания и содержат в себе житейскую мудрость
народа. Из этих двух росточков, метафор (в загадках) и образных сравнений
(в поговорках), и вырастает народная поэзия [9, с.18].
В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как
«замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления,
испытывающее сообразительность отгадывающего». В основе разных
определений загадки одни и те же признаки:
- по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание,
которое надо расшифровать;
- описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;
- описание лаконично;
- загадке присущ ритм.
Таким образом, загадка - краткое описание предмета или явления,
часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде
явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.
9
Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их
анализировать предметы и явления из различных областей окружающей
действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и
том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету
(явлению). Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному
мышлению, быстроте умственных реакций.
Небылицы (перевертыши)очень близки к прибауткам, но предлагают
ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную
ситуацию (отсюда и название - «небылицы»). В основе небылицы - парадокс,
её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и
убедившись, что «так не бывает», ребёнок учится ориентироваться в
действительности, различать реальность и вымысел, возможное и
невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы,
является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и
понятий, присвоение предметам несвойственных им функций [24].
Игра - самое занимательное в жизни каждого, поэтому мы становимся
не только объектом всевозможных игр, но и их активными участниками.
Именно здесь в игре мы часто встречаемся с ещё одним фольклорным
жанром - считалками. Считалка - небольшой по объему текст, обычно
стихотворной формы, направленный на разделение на команды и др.
Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как
честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор
этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской
романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает
чувство ритма, необходимое в песне, танце, в работе (фактор эстетический).
Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую
функции [21].
Скороговорка - это специально подобранная фраза с трудно
выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная
10
поговорка или прибаутка. Скороговорки учат говорить, правильно
произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался «чистоговорки».
Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно
произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины
жизни часто вызывают смех, улыбку [22].
Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и
балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми
песнями и импровизациями. К песенному жанру присоединяются и
причитания.
Частушка (припевка, пригудка, коротушка) - самый любимый и самый
распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества.
Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов, а в
выражении к ним определенного отношения, в передаче самых
разнообразных мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает желание
и умение выразить чувства, переживания, симпатии с помощью уже
написанной или сочинения новой частушки так же воспитывает чувства
юмора.
Фольклорные произведения являются важным воспитательным
средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом.
Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую
ценность сказок. Дети и фольклорные произведения - неразделимы, они
созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа
должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого
ребенка.
Наиболее характерные особенности фольклорных произведений -
народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и,
наконец, дидактизм. Материалом для фольклорных произведений служила
жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, - и окружающая
природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это
11
темное и реакционное - следствие тяжелого исторического прошлого
трудящихся. В большинстве же фольклорных произведений отражены
лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде,
безграничная преданность народу и родине. Воплощение в фольклоре
положительных черт народа и сделало его эффективным средством передачи
этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что фольклор отражает
жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении
эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик
фольклора.
Таким образом, воспитательный потенциал фольклора заключается в
следующем: во-первых, фольклор способствует углублению знаний о
народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем.
1.2. Теоретические основы изучений проблемы развития связной
речи
Связная речь - это смысловое развернутое высказывание (логически
сочетающиеся предложения), которая обеспечивает общение и
взаимопонимание людей, построенное на законах логики и грамматики [15,
с.53]. Связность речи, считал С.Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого
оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности
для слушателя или читателя» [21, с.25]. Значит, основная характеристика
связной речи - ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные
стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по
двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в
мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его
речи.
12
В методике термин «связная речь» употребляется в нескольких
значениях:
1) процесс, деятельность говорящего;
2) продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;
3) название раздела работы по развитию речи [23, с. 81].
Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».
Высказывание – это и речевая деятельность, и результат этой деятельности:
определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его
стержнем является смысл (Т.А. Ладыженская [16], М.Р. Львов [18]). Связная
речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные
между собой и тематически объединенные, законченные отрезки.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она
осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из
этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики
их формирования.
Развитие связной речи ребенка происходит в тесной взаимосвязи с
освоением звуковой стороны, словарного состава, грамматического строя
языка. Важной составной частью работы по развитию речи является развитие
образной речи. Воспитание интереса к художественному слову, умение
использовать средства художественной выразительности в самостоятельном
высказывании приводит к развитию у детей поэтического слуха, и на этой
основе развивается его способность к словесному творчеству.
Вопросы развития связной описательной речи детей младшего
школьного возраста были и остаются на сегодняшний день в центре
внимания ученых различных направлений: педагогов, психологов,
лингвистов (Л.С. Выготский, И.Р. Гальперин, В.В. Гербова, Н.И. Жинкин,
И.Ю. Зимняя, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, О.С. Ушакова, Л.Г.
Шадрина, Д.Б. Эльконин и др.). Это связано с повышением требований к
речи детей, поступающих в первый класс.
13
По мнению Н.И. Жинкина, А.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия,
Т.В. Ахутиной и других ученых, любое словесное высказывание
(предложение или текст) [2, с. 120] порождается и формируется постепенно,
а не переходит из мысли в речь сразу в готовом виде.
В.И. Бельтюков изучает проблему формирования связной речи в
настоящее время на основе системного подхода. Проанализировав
многочисленные литературные источники, автор доказал противоположность
построения языковой и речевой структур по характеру, которая заключается
в дискретности первой и непрерывности второй [3, с. 75].
Развитие связной речи является одним из основных направлений
речевого развития школьников, этот вопрос подробно исследовался в
работах классиков отечественной педагогики К.Д. Ушинского, Е.И.
Тихеевой, А.М. Бородича, Е.А. Флериной и др. «Связная речь, - писал Ф.А.
Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей,
которые выражены точными словами в правильно построенных
предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка
в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного
запаса и грамматического строя» [24, С. 41]. Анализируя то, как ребенок
строит связные высказывания, можно определить уровень его речевого
развития.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой
деятельности. Она носит характер последовательного систематического
развернутого изложения и реализуется в двух основных формах:
1. диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых
реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и
ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.
Опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность
ситуации, знание того, о чем идет речь;
14
2. монологическая речь является связной речью одного субъекта, в
качестве ее коммуникативной цели выступает сообщение об определенных
фактах действительности. Монолог считают наиболее сложной формой речи,
посредством которой реализуется целенаправленная передача информации.
Основными свойствами монологической речи являются: односторонний
характер высказывания, произвольность, обусловленность содержания
ориентацией на слушателя, ограниченное употребление невербальных
средств передачи информации, произвольность, развернутость, логическая
последовательность изложения. Особенностью данной формы речи является
заданный характер и предварительное планирование ее содержания [2, С. 36].
Связную речь также можно разделить на ситуативную и контекстную.
Ситуативная речь связывается с определенной наглядной ситуацией и не
является отражением содержания мысли в речевой форме. В контекстной
речи это содержание становится понятным по самому контексту.
Контекстная речь более сложная, поскольку требует построения
высказываний без учета конкретной ситуации, а опираясь исключительно на
языковые средства [24, С. 21].
1.3. Особенности развития связной речи у детей младшего
школьного возраста
Своевременное и полноценное развитие речи исследователи считают
первоочередным условием полноценного психического развития ребенка.
Внимание к овладению связной речью в младшем школьном возрасте
является особенно важным, поскольку в это время происходит интенсивный
рост мозга ребенка и формирование основных его функций. Физиологи
считают, что функции центральной нервной системы именно в период их
естественного формирования с легкостью поддаются тренировке. Отсутствие
15
тренировок может спровоцировать задержку развития этих функций, а в
некоторых случаях даже остановить его [15, С. 7].
На момент поступления в школу к 7 годам многое из того, что требует
создание текста, дети усвоили на интуитивном уровне путём подражания.
Речь детей этого возраста во многом ситуативна, носит сбивчивый характер
изложения, а для, более развернутых по объему, описаний и рассуждений
необходимо поставить дополнительные вопросы — стимулы. Возраст
первоклассника 6–7 лет приходится на период интенсивного развития
связной речи и с первых дней обучения детей в школе необходимо
воспользоваться природной способностью детей. В методики развития речи
младших школьников неизменно входят занятия по развитию речи,
обучению грамоте, грамматике, правописанию и чтению. Неотъемлемой
частью занятий является работа над словом (словарная работа),
словосочетанием, предложением, связной речью. Для предупреждения
речевых ошибок, а также для обогащения речи учащихся проводятся
разнообразные упражнения с использованием наглядности, карточек,
слайдов и презентаций. Задачам развития связной речи служат такие виды
работ, как изложения (пересказы) и сочинения различных видов. Работа по
развитию связной речи в начальных классах закладывает основы важнейших
интеллектуально — речевых умений, имеющих большое значение на
дальнейшее развитие социально-активной личности. На уроках чтения, когда
ученики делятся своими впечатлениями о прочитанном произведении,
оценивают поступки героев, они пользуются разговорной речью, включая в
свои высказывания образно-выразительные средства, заимствованные из
художественных произведений или созданные по их типу (соавторские
слова). В разговорном стиле, когда школьники устно рассказывают или
пишут о себе, о том, что они пережили летом, видели на прогулке и т. д., они
создают монологические высказывания. Этим же стилем речи они
пользуются, когда пересказывают содержание текстов разговорного стиля.
16
Нередко стиль исходного текста, т. е. текста, который предлагается для
изложения, в результате его адаптации теряет свои стилевые черты.
Изложения и сочинения некоторых школьников представляют собой речевые
произведения неопределенного стиля, так как дети подражают стилю
текстов, написанных в учебнике русского языка, беря их за образец. В своих
изложениях и сочинениях ученики не всегда уместно используют
образно–выразительные средства художественной речи наряду с языковыми
средствами разговорной и деловой речи. Отсутствие специальной системы
работы по развитию того непринуждённого устного монолога разговорно-
обиходного стиля, которым дети овладевают до школы, приводит к тому, что
к окончанию начальной школы некоторые из детей утрачивают способность
достаточно живо, свободно, раскованно рассказать о том, что с ними
произошло, что они увидели. Немалую роль в этом играет привычка детей
пользоваться в устных высказываниях предложениями сходных с теми,
которые они составляют на уроке русского языка. У многих детей ослабевает
желание выступить перед классом с устным рассказом. На уроках развития
речи, а затем и русского языка, математики и других первоклассники,
усваивая элементарные понятия и представления, а также знания о способах
деятельности, овладевают учебно-научной разновидностью книжного типа
речи. Так, на уроках русского языка в 1 классе в связи с повторением звуков
и букв ученики, отвечая на вопросы или объясняя выполненное задание,
должны пользоваться такими наименованиями терминологического
характера, как: «разные звуки», «разные буквы», «гласные буквы»,
«согласные буквы», «гласные в первом слоги», «гласные в словах первого
предложения», «слоги с буквами я, ю, е, ё», «согласная перед буквами е, ё».
При этом, отвечая на вопросы в заданиях, в упражнениях, ученики
конструируют предложения книжного стиля, пользуясь введенными
терминологическими наименованиями. Если учесть большой объем
специальной лексики, которую дети усваивают на уроках математики (не
17
менее 40 слов терминологического характера), станет очевидным, что,
усваивая язык того или иного учебного предмета, дети усваивают не только
нормы и особенности употребления специальных слов, но и учебно-научную
разновидность книжного стиля речи в целом. И хотя в начальных классах
чаще используется беседа, всё же в это время закладываются основы устной
учебно-научной монологической речи. Следовательно, обучение детей в
начальных классах поднимает их на новую ступень — на ступень овладения
книжной речью. Для более успешного развития речи необходима четкая,
целенаправленная, согласованная во всех её звеньях работа на
межпредметном уровне по обучению детей смысловому восприятию текстов
учебно-научного стиля и по созданию высказываний.
1.4. Формирование связной речи в условиях реализации ФГОС
НОО
Проблема развития и эффективности речи особенно важна сегодня,
когда растёт значение правильного, убедительного слова. Школьная
программа также предъявляет высокие требования к речевому развитию
школьников. Современная школа должна подготовить человека думающего,
чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти
знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой.
Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении
школы.
Это, во-первых, усвоение литературной языковой нормы.
Школа учит детей отличать литературный язык от просторечия,
диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном,
научном и разговорном вариантах.
Иными словами, школьник должен усвоить тысячи новых слов, новых
значений известных ему слов, словосочетаний, множество таких
18
грамматических форм и конструкций, которых он в своей речевой практике
совсем не употреблял, и, кроме того, знать уместность употребления тех или
иных средств языка в определенных ситуациях; должен усвоить нормы в
употреблении слов, оборотов речи, грамматических средств, а также
орфоэпические и орфографические нормы.
Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма — важнейших
речевых навыков, необходимых каждому члену современного общества.
Третья задача школы — это совершенствование культуры речи
обучающихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого
не должен остаться ни один школьник.
Для решения указанных задач нужна планомерная работа учителя,
учителя-логопеда и обучающихся, с определенной дозировкой материала, с
последовательным планированием как общей, «большой» перспективной
цели (которая обобщенно может быть определена как «хорошая речь»), так и
частных, «малых» целей каждого отдельного урока, каждого упражнения по
развитию речи.
В рамках внедрения ФГОС НОО (начального общего образования) в
современной школе развитие речи обучающихся рассматривается как
главная задача. Это значит, что элементы развития речи вплетаются в канву
каждого урока (не только по русскому языку, но также и других уроков),
каждого логопедического занятия и во внеклассные мероприятия.
Речь возникает из потребности высказаться, а высказывания человека
порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой
деятельности психологи называют мотивацией речи.
Наличие мотивации речи означает, что у школьника не только есть
мысли и чувства, которые могут быть выражены им, но что ему хочется
поделиться, т.е. у него имеется внутреннее побуждение к тому, чтобы
высказать свои чувства и мысли.
19
“Мотив речи – ради чего я говорю” - Л.С. Выготский, возникает у детей
при наличии эмоций, интереса к той работе, которую предлагает учитель.
В основе высказывания ребёнка должен лежать непосредственный
речевой мотив, т.е. желание сообщить другим о своих впечатлениях о
виденном и пережитом.
Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения
с детьми. В процессе живого общения высказывания детей должны быть
свободными по форме, это могут быть слово, фраза, развёрнутое сообщение.
Речь – это один из видов общения, которое необходимо людям в их
совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в
познании, в образовании. Она обогащает человека, служит предметом
искусства.
Развивая речь обучающихся, школа придерживается четко
определенных характеристик речи, к которым следует стремиться и которые
служат критериями оценки ученических устных и письменных
высказываний. Первое требование — это содержательность. Рассказ или
сочинение должны быть построены на хорошо известных ученику фактах, на
его наблюдениях, жизненном опыте, на сведениях, почерпнутых из книг,
картин, радиопередач.
Вторым требованием к речи является логика речи: последовательность,
обоснованность изложения, отсутствие пропусков и повторений, отсутствие
чего-либо лишнего, не относящегося к теме, наличие выводов, вытекающих
из содержания. Логически правильная речь предполагает обоснованность
выводов (если они есть), умение не только начать, но и завершить
высказывание
Указанные два требования касаются содержания и структуры речи;
последующие требования относятся к ее языковому оформлению.
Третье требование - точность речи предполагает умение говорящего
или пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в
20
соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие
языковые средства — такие слова, словосочетания, фразеологические
единицы, предложения, которые передают все признаки, присущие
изображаемому.
Отсюда вытекает четвертое требование — богатство языковых средств,
их разнообразие, умение выбрать в разных ситуациях различные синонимы,
различные структуры предложения, наилучшим образом передающие
содержание. В начальных классах, конечно, еще не могут быть предъявлены
высокие требования к богатству языка, но и эта задача всегда должна
предусматриваться в учебной работе.
Пятое требование — ясность речи, то есть ее доступность слушателю и
читателю, ее ориентированность на восприятие адресатом.
Речи вредит излишняя запутанность, чрезмерная усложненность
синтаксиса; не рекомендуется перегружать речь цитатами, терминами. Речь
должна быть коммуникативно целесообразна в зависимости от ситуации, от
цели высказывания, от условий обмена информацией.
Речь лишь тогда воздействует на слушателя или читателя, когда она
выразительна ( и это шестое требование), то есть ярка, красива, убедительна.
Для школы особенно большое значение имеет правильность речи
(седьмое требование) — ее соответствие литературной норме. Различают
правильность грамматическую (образование морфологических форм,
построение предложений), орфографическую и пунктуационную для
письменной речи, а для устной — произносительную, орфоэпическую.
Немалое значение для правильности речи имеет выбор слов, логика
высказывания.
Перечисленные требования тесно связаны между собой и в системе
школьной работы выступают в комплексе. Все они применимы к
обучающимся начальных классов.
21
1.5. Устное народное творчество как способ развития связной
речи
Использование фольклорных произведений способствует
формированию связной речи и навыков коммуникативной культуры. Учителя
в современной школе часто сталкиваются с проблемой нарушения связной
речи у учащихся. Плохо развитая речь учащихся отрицательно сказывается и
на межличностных отношениях со сверстниками, возникают трудности
общения со взрослыми. Все это приводит к потере эмоциональных контактов
другими людьми, искаженному восприятию и пониманию их [2, с. 37].
Фольклор как форма проведения занятия по развитию культуры речи
является уникальным средством достижения коррекционно-развивающих
задач. Слушая (читая) фольклорные произведения, ребенок вслушивается в
речь, улавливает ее ритм, проникает в их смысл, слушает интонацию
учителя.
Фольклор совершенствует просодические компоненты речи детей,
помогает уточнить речевое сообщение и заложенную в нем информацию.
Педагогическое воздействие направлено на воспроизведение основных
интонационных тонов с развитием эмоциональной отзывчивости ребенка и
умения передавать с помощью интонации определенные чувства, настроения.
На занятиях создаются положительные мотивации к общению детей, с
этой целью по фольклорным произведениям проводятся игры на развитие
выразительности движений, мимики и речи, раскованности и
произвольности. Учитель предлагает при помощи мимики и пантомимы
изобразить персонажей фольклорных произведений. С помощью мимики и
пантомимики дети изображают ситуации, в которых формируются
коммуникативные навыки. Учитель моделирует ситуацию общения между
персонажами фольклорных произведений, а ученики разыгрывают их
встречи, поведение, эмоции при помощи выразительных действий (радость,
22
удивление, интерес, жалость, обида и т.д.). Затем в процессе беседы
выясняется, поняли ли дети смысл разыгранной ситуации, эмоции. Педагог
пересказывает (если в классе есть хорошо читающие дети, то читают они)
произведение, а ученики проверяют себя. Эти упражнения направлены на
развитие способности понимать эмоциональное состояние партнера, умение
адекватно выразить свой внутренний настрой, формируют коммуникативную
культуру, учат детей правильно и связно выражать свои мысли [24, с. 79].
На уроках ставится цель развития восприятия и понимания
фольклорных произведений детьми. Осознание прямого и переносного
смысла фольклора дает возможность ребенку активно поддерживать контакт
со сверстниками и педагогом. Развитие средств общения на занятиях
сочетается с познанием окружающего мира.
Самый распространенный вид фольклорных произведений - о
животных. В них животные приобретают человеческие черты - говорят,
действуют, думают. Такие образы несут ребенку знания о мире людей, а не
животных. Здесь животные говорят на человеческом языке. Главная задача
этих произведений - высмеять плохие черты характера, поступки и вызвать
сострадание к обиженному, слабому. Так, главная черта лисицы - лживая,
хитрая речь, она дурачит других зверей. Волк - пустослов; во
взаимоотношениях с лисицей он непременно попадает впросак. У зайца –
неуверенная и робкая речь.
Аникин В.П. отмечает, что детям нравится волшебная сказка.
Моральные ценности в волшебных сказках представлены более конкретно,
чем в сказках о животных. У положительных героев, как правило, речь
уверенная, смелая, наделена прямотой, честностью. Для девочек это красная
девица (вежливая, никогда не перебивает, не кричит), а для мальчиков -
добрый молодец (его речь наполнена отвагой и смелостью, он не бросает
слов на ветер) [2, с. 38].
23
С целью развития речи обучающихся в начальной школе
целесообразно проводить следующие виды творческих работ на основе
произведений фольклора:
1) изложение содержания предложенного фольклорного текста с
элементами творческого характера;
2) написание сочинения-миниатюры на тему «Сказочная поляна» по
мотивам волшебных сказок и т.п. (Текст должен был быть насыщен
прилагательными-эпитетами, чтобы описание получилось ярким,
интересным. При этом нужно сохранить язык и стиль волшебный сказки.)
Творческие работы могут выполняться младшими школьниками и дома.
Например, они оформляют свои сочинения в виде небольших
иллюстрированных книжек.
На уроках русского языка младших школьников знакомят с устным
народным творчеством через пословицы, поговорки, сказки, прибаутки,
календарный, потешный, игровой фольклор, обучающиеся раскрывают для
себя нравственно-этические понятия добра, зла, честности, уважения к
старости, взаимопомощи, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с
удовольствием поют приговорки, проговаривают и поют небылицы, отмечая
красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Особый вид устного народного поэтического творчества составляет
детский фольклор:
– произведения, связанные с игровыми действиями (частушки и
потешки, жеребьевки, считалки, игровые приговорки и припевки, плясовые,
шуточные, игровые песни);
– произведения, которые занимают детей своим словесным
содержанием и исполняются независимо от игровых действий (молчанки,
прибаутки, небылицы, колыбельные песни, заклички или скороговорки).
Можно рассматривать как один из видов сочинения написание писем
сказочному персонажу с целью определения богатства и разнообразия
24
словаря младших школьников, а также изучение связности, точности,
логичности и правильности их речи.
С целью актуализации словарного запаса младших школьников
можно предложить им вспомнить и записать пословицы об учебе. Чаще всего
обучающиеся вспоминают такие пословицы: «Иди в науку терпеть муку»,
«Смотришь в книгу - видишь фигу», «Век живи, век учись», «Азбука – к
мудрости ступенька». А с целью уточнения словаря обучающихся –
продолжить пословицы. Интересно, что младшие школьники не смогли
продолжить пословицы «Дело мастера боится» и «Плуг от работы блестит».
Ф вот пословицу «Без труда не вытащить и рыбку из пруда» продолжают все
дети.
Самые распространённые задания с фольклорными текстами,
следующие: предположи, домысли, нарисуй словами, расскажи со слов героя.
Они позволяют включить воображение младших школьников, которое
является основой для развития речи.
Сочинения на основе фольклорных текстов могут быть нескольких
видов: сочинение сказки по началу (придумать развитие сюжета и концовку);
или наоборот, дана концовка, необходимо придумать начало; сочинение
сказки, в которой слова начинались бы на одну и ту же букву; сочинение
сказки по картинке; сочинение сказки на заданную тему; письмо сказочному
персонажу; сочинение по картине. Знакомство с полотнами известных
художников по мотивам русских народных сказок обогащает знания детей об
окружающей действительности, помогает развитию у них мышления,
воображения, эстетического вкуса. Тематика сочинений на основе
произведений фольклора может быть следующей: «Сказка о снежинке»;
«Письмо сказочному другу», «Три богатыря», «Снегурочка», «Алёнушка»
(по картинам В.М. Васнецова).
Возможности урока литературного чтения, способствующие
формированию коммуникативных универсальных учебных действий
25
ученика, велики. Чтобы дети могли общаться, их нужно учить этому именно
в рамках урока литературного чтения.
Созданию благоприятной обстановки для формирования
коммуникативных действий на уроке литературного чтения способствуют
игры, игровые приёмы; задания, направленные на развитие творческого
воображения. Примером такого задания могут быть рассказ от лица главного
героя, комплимент, сочинительство сказок и др.
Работа на уроке литературного чтения в парах и группах помогает
общению, коммуникации, так как у каждого ученика появляется
возможность поговорить с интересным и доброжелательным собеседником.
Одно из главных условий успешного и продуктивного диалога – это создание
атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания,
взаимодействие равных и разных людей, собеседников. Участие младших
школьников в играх и специальных упражнениях обеспечивает на уроке
возникновение атмосферы выстраивания доброжелательных отношений.
Таким образом, начать формирование связной речи у школьников
важно уже в младшем школьном возрасте, побуждая обучающихся к
целенаправленному общению. Общение является неотъемлемой частью
любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся
ведет к повышению качества учебно- воспитательного процесса.
Выводы по I главе
Таким образом, грамотная связная речь является показателем
благополучного развития ребенка. Не имея связной речи, у ребенка
возникают трудности в общении, в обучении. Устное народно творчество
очень близко младшим школьникам. Рассказывая сказки, заучивая
пословицы, поговорки, скороговорки, пропевая потешки, дети развивают
связную речь.
26
Глава II. Экспериментальное изучение развития связной речи
младших школьников средствами устного народного творчества
2.1 Организация содержания и методики исследования
С целью подтверждения теоретических положений и проверки
гипотезы нами была проведена опытно-экспериментальная работа,
направленная на разработку и апробирование системы занятий,
направленных на развитие связной речи школьников посредством через
устного народного творчества.
Цель данного эксперимента – выявить уровень развития связной речи
младших школьников.
Для достижения цели практического исследования необходимо было
решать ряд задач:
1. отобрать необходимый методический материал для проведения
эксперимента;
2. провести эксперимент, составить цель эксперимента и его
результата;
3. сделать вывод, подтверждающий или опровергающий выдвинутое
нами предположение.
Для проведения исследования, были использованы такие методы, как:
педагогический эксперимент, наблюдение.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение
исходного уровня развития связной речи у детей младшего школьного
возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня развития связной речи у детей в ходе
наблюдения;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) провести диагностику уровня развития связной речи;
27
4) проанализировать полученные результаты диагностики.
В опытно-экспериментальной работе приняли участие 28 детей в
возрасте 7-8 лет. Из них, 15 мальчиков и 13 девочек.
2.2. Методики исследования связной речи
Для изучения связной речи младших школьников мы использовали:
1. Методику выявления уровня развития монологических умений.
Авторы: Ушакова О.С., Струнина Е.М.
2. Методику обследования связной речи Глухова В.П.
Цель методик: диагностика уровня речевого развития детей младшего
школьного возраста.
Показатели диагностики:
1. Умение составлять описательный рассказ; строить речь
преднамеренно, произвольно.
2. Умение выстраивать последовательно и осмысленно
повествовательный рассказ.
3. Умение понимать и осмысливать тему, подбирать необходимый
материал; располагать материал в нужной последовательности.
Критерии оценки детских высказываний:
1. Самостоятельность
2. Правильность построения (последовательность, логичность,
связность)
3. Полнота (развернутость) высказывания
Эти критерии конкретизируются для каждого отдельного задания.
Сначала мы провели обследование связной речи по Методике
Ушаковой О.С., Струниной Е.М.:
28
Для исследования навыков рассказывания детей употребляется
несколько заданий. Оценка результатов по методике представлена в
Приложении А.
Задание №1: Составление предложений по отдельным ситуационным
картинам (картинки-действия). (Приложение Б)
Цель: установить умения детей составлять законченную фразу.
Оборудование: картины «Мальчик катается на самокате». «Кошка
ловит мышь». «Мальчик ловит рыбу». «Девочка ловит бабочку сачком».
Инструкция: ребенку показывается картина и задается вопрос: «Что ты
видишь на картине? / Что делает мальчик (девочка, дети)»
Задание №2. Составление предложения по трем картинам (ребенок,
санки, горка).
Цель: выявить умения детей составить правильное предложение по
трем картинам.
Оборудование: три картинки, связанные между собой по сюжету
(Приложение В).
Инструкция. Ребенку показываются три картины и предлагается
составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех предметах,
изображенных на картинах.
Задание №3. Пересказ текста после прослушивания педагога.
Цель: выявить умения детей пересказывать услышанный литературный
текст.
Оборудование: книга с рассказом или сказкой, либо аудиозапись.
Инструкция: Детям предлагается прослушать сказку «Под грибом» -
автор Сутеев В.Г. Текст произведения зачитывается (дается прослушать) 2
раза. Перед повторным чтением дается установка, что детям нужно будет
пересказать услышанный текст товарищу, который «опоздал, и не услышал
сказку».
29
При анализе пересказа обращается внимание на полноту содержания
текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической
последовательности изложения.
Задание №4. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Цель: обнаружение возможностей детей составлять связный сюжетный
рассказ на основе иллюстрированного материала в виде последовательных
фрагментов-эпизодов (Приложение В).
Инструкция. Ребенку предлагаются отдельные картины, разложенные
перед ним в нужной последовательности. Задача ребенка - по сюжетным
картинам составить связный рассказ.
Задание №5. Сочинение рассказа на основе личного опыта.
Цель: обнаружить индивидуальный уровень и особенности владения
связной фразовой и монологической речью.
Инструкция: ребенку предлагается тема для рассказа: «Мой день
рождения». Педагог может задавать вопросы, на которые ребенок также
должен полно и связно ответить.
Таблица 1 – Результаты по методике Ушаковой О.С., Струниной Е.М.
№
п/п Имя ребенка Задание
1
Задание
2
Задание
3
Задание
4
Задание
5
Средний
балл
1 Варвара П. 5 4 5 5 4 5
2 Сергей З. 4 5 3 4 3 4
3 Кристина Л. 4 4 3 4 4 4
4 Оксана Я. 3 4 5 4 3 4
5 Максим У. 4 4 4 4 3 4
6 Лариса Т. 3 3 3 3 3 3
7 Мария П. 4 4 3 3 4 4
8 Екатерина Х. 5 4 5 4 5 5
9 Ян С. 3 4 3 4 3 3
10 Элеонора П. 4 4 3 3 3 3
11 Николай З. 3 3 4 4 4 4
30
12 Злата С. 4 4 4 3 3 4
13 Валентина Б. 4 5 3 4 4 4
14 Николай С. 5 4 4 4 4 4
15 Лилия Ф. 5 4 4 5 5 5
16 Роман М. 4 5 3 3 4 4
17 Юлия Б. 4 2 3 4 3 3
18 Руслан Е. 3 3 5 3 4 4
19 Михаил Д. 4 4 4 4 4 4
20 Ольга Ш. 3 3 2 3 3 3
21 Тимур К. 3 4 5 2 3 3
22 Эдуард Ч. 4 3 4 3 4 4
23 Данила Я. 4 5 5 4 4 4
4 Аркадий В. 3 4 3 3 4 4
25 Мирослава У. 3 4 5 3 4 4
26 Олег К. 4 3 2 3 3 3
27 Светлана Л. 4 5 5 4 5 5
28 Галина Р. 3 4 2 3 3 3
В связи с проведённым исследованием были выявлены уровни
развития связной речи у детей младшего школьного возраста:
По результатам проведённого исследования мы можем сделать
следующие выводы:
1. высокий уровень развития связной речи у 4 детей (14%);
2. средний уровень развития связной речи у 16 детей (58%);
3. низкий уровень развития связной речи у 8 детей (28%).
Методика обследования связной речи Глухова В.П.
Для исследования навыков рассказывания детей употребляется
несколько заданий. Оценка результатов по методике представлена в
Приложении Д:
Задание №1. Определить способность ребенка составлять законченное
высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
31
Материал: серия картинок следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
• Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция:
«Скажи, что здесь нарисовано?». При отсутствии фразового ответа задается
второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на
изображенное действие («Что делает мальчик/девочка?»).
Задание №2. Выявление способности детей устанавливать лексико-
смысловые отношения между предметами и переносить их в виде
законченной фразы-высказывания. Материал: Три картинки «девочка»,
«корзинка», «лес».
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем
говорилось обо всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с
учетом только одной-двух картинок (например, «Девочка гуляла в лесу»),
задание повторяется с указанием на пропущенную картинку. Следующие
задания предназначены для определения уровня сформированности и
особенности связной монологической речи детей.
Задание №3. Выявить возможности детей воспроизводить небольшой
по объему и простой по структуре литературный текст.
Материал: знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка
ряба».
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением
дается установка на составление пересказа. Инструкция: послушай и
перескажи.
Задание №4. Составить связный сюжетный рассказ на основе
наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
32
Материал: Серии картинок по сюжетам Н. Радлова. Картинки в нужной
последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их
рассмотреть. Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный
рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного
содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных
деталей). При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется
жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь.
Задание №5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью
выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой
и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему
тему (например, «На нашем участке», «Игры на детской площадке») и дается
план рассказа: - что находится на площадке; чем занимаются там дети; в
какие игры они играют; назвать свои любимые игры и запомнить; вспомнить,
какие игры зимой, а какие летом.
Таблица 4 – Результаты по методике Глухова В.П.
№
п/п Имя ребенка Задание
1
Задание
2
Задание
3 Задание 4 Задание
5
Средний
балл
1 Варвара П. 5 4 4 4 4 4
2 Сергей З. 4 4 3 3 4 4
3 Кристина Л. 4 4 3 4 4 4
4 Оксана Я. 4 3 4 3 3 3
5 Максим У. 4 4 4 4 3 4
6 Лариса Т. 3 3 3 3 3 3
7 Мария П. 4 4 3 3 4 4
8 Екатерина Х. 5 4 5 5 5 5
9 Ян С. 4 4 3 5 3 4
10 Элеонора П. 4 4 3 3 3 3
11 Николай З. 3 3 4 4 4 4
12 Злата С. 4 4 5 3 3 4
33
13 Валентина Б. 4 5 3 4 3 4
14 Николай С. 5 4 3 4 4 4
15 Лилия Ф. 5 4 4 4 4 4
16 Роман М. 4 3 3 3 3 3
17 Юлия Б. 4 3 4 3 4 4
18 Руслан Е. 3 3 4 4 4 3
19 Михаил Д. 4 4 5 3 3 4
20 Ольга Ш. 4 5 5 4 5 3
21 Тимур К. 5 4 3 4 4 4
22 Эдуард Ч. 5 4 5 5 5 5
23 Данила Я. 5 4 4 4 4 4
24 Аркадий В. 4 3 3 3 3 4
25 Мирослава У. 3 3 4 4 4 4
26 Олег К. 4 4 5 3 3 4
27 Светлана Л. 4 5 5 4 5 5
28 Галина Р. 5 4 3 4 4 4
В связи с проведённым исследованием были выявлены уровни
развития связной речи у детей младшего школьного возраста:
По результатам проведённого исследования мы можем сделать
следующие выводы:
1. высокий уровень развития связной речи у 3 детей (11%);
2. средний уровень развития связной речи у 19 детей (68%);
3. низкий уровень развития связной речи у 6 детей (21%).
Вывод по результатам эксперимента: с детьми необходимо проводить
работу, способствующую развитию связной речи.
2.3. Методические рекомендации по развитию связной речи у детей
младшего школьного возраста средствами устного народного творчества
Цель методических рекомендаций показать:
34
способы работы с малыми жанрами фольклора, влияние малых
фольклорных жанров на развитие речи младших школьников.
Работа может вестись по плану (таблица 5).
Таблица 5
План работы по развитию связной речи средствами устного народного
творчества
Занятие Цели, задачи план
Блок 1
(4 занятия)
Сказка «Заюшкина
избушка»
Формировать грамматическую структуру
речи, формировать разные выражения,
использовать местоимения в речи,
выбирать определения предмета, явления;
координировать прилагательные с
существительными по полу, числу,
падежу. Включить словарь. Улучшение
мелкой моторики. Активируйте
творческое воображение и мышление.
Упражняйтесь в решении творческих
задач. Чтобы культивировать способность
слушать друг друга, чтобы не беспокоить
...
1.Рассказывание сказки.
2. Отгадывание загадок.
3. Дидактические игры:
«Что умеют делать звери»
«Какой, какая, какое?»
«Кто сумеет похвалить»
«От каждого по словечку»
4. Развивающая игра « А
если бы…»
5. Придумывание нового
названия сказки.
6. Придумывание нового
конца сказки.
Блок 2
(4 занятия)
Сказка «Каша из
топора»
Систематизируйте размышления о
значении слова. Чтобы активировать
словарь. Формировать грамматическую
структуру речи, умение подбирать слова -
названия атрибутов, действий, частей
предметов; умение подбирать антонимы,
синонимы, употребление местоимений в
речи, согласование прилагательных и
существительных. Упражняйтесь в
творческом решении проблем. Должен
сказать, что это зависит от вашей
способности совершенствоваться.
Сосредоточьте творческое воображение и
мышление.
Чтение сказки.
Беседа.
Дидактические игры:
«Закончи предложение»
«Кто знает другое слово»
Развивающие игры:
«А если бы…»
«Хорошо-плохо»
Пересказ эпизода сказки от
имени героя.
Изменение сюжета сказки
путем ввода нового героя.
Блок 3
(4 занятия)
Сказка «Петушок и
бобовое зернышко»
Продолжать формировать умения
подбирать антонимы, согласовывать
прилагательные с существительным
своего рода, в том числе и падеж. сделать
фразы, выбрать слова-имена атрибутов,
действий, достопримечательностей вещей.
Чтение сказки.
Пересказ с помощью
иллюстрации.
Придумывание нового
названия сказки.
Придумывание загадок.
35
Словарь для активации. Развивать умение
делать связные высказывания.
Упражнение для творческого решения
задач.
Дидактические игры:
«Дополни предложение»
«Какой, какая, какое»
«Задай вопрос герою»
Придумывание нового
окончания сказки.
Изменение сюжета сказки.
Блок 4
(4 занятия)
Сказка «Гуси-
лебеди»
Систематизировать представления о
значении слов. Активизировать словарь.
Формировать грамматический строй речи,
умения подбирать слова-названия качеств,
предметов, действий, частей предметов,
глаголы, прилагательные; умение
использовать суффиксы; умение
продолжать и заканчивать высказывание,
подбирать подходящее слово и
согласовывать его с другими словами в
предложении. Активизировать творческое
воображение, мышление. Упражнять в
решении творческих задач.
Чтение сказки.
Беседа.
Дидактические игры:
«Кто сумеет похвалить»
«Назови ласково»
«Задумай слово»
«От каждого по словечку»
Развивающие игры:
«А если бы…»
« Хорошо-плохо»
Пересказ по цепочке с
опорой на иллюстрацию.
Придумывание нового
названия сказке.
Придумывание нового
окончания сказки.
8. Изменение сюжета
сказки.
Блок 5
(4 занятия)
Сказка «крошечка-
Ховрошечка»
Формирование способности выбирать
условные заменители для обозначения
героев сказок; цель: развивать способность
выбирать части предметов, качеств,
поступков, сравнивать, выбирать
антонимы, выбирать синонимы. Развивать
умение создавать последовательную
пословицу. Примите творческий подход к
решению проблем:
Чтение сказки.
Беседа.
Изображение героев гео-
метрическими фигурами.
Рассказывание сказки по
схеме.
Дидактическая игра «Скажи
наоборот»
Придумывание истории.
Придумывание нового
названия сказки.
Придумывание загадок.
Придумывание другого
конца сказки.
Развивающие игры:
«Хорошо-плохо»
« А если бы…»
10. Изменение сюжета
сказки путем добавления
36
нового героя.
Блок 6
(4 занятия)
Итоговый.
1 занятие. Итоговое
по пройденным
сказкам.
Формировать грамматический строй речи,
умения подбирать слово к заданному,
объяснять смысловую связь между
словами, обогащать словарь. Развивать
воображение. Активизировать и развивать
мышление и память.
Рассказ эпизода сказки по
иллюстрации.
Вымышленный герой попал
в сказку.
2 занятие.
Придумывание
новой сказки
(любимые сказки).
Активизировать знания и представления.
Формировать умение подбирать нужное
слово, уточнять значение слов. Развивать
творческое воображение и мышление.
Продолжать формирование умения
составлять связное высказывание.
Дорисовывание кляксы на
бумаге.
Дидактические игры:
«Бывает – не бывает»
«Речевые ситуации»
Придумывание сказочной
истории про Кляксу.
3 занятие.
Придумывание
сказочной истории
по игрушке.
Развивать творческое воображение,
мышление, мелкую моторику. Продолжать
формирование умения самостоятельно
составлять связное высказывание.
Дидактические игры:
«Какой, какая, какое»
«Закончи предложение»
Придумывание сказочной
истории про игрушку.
3. Рисование истории.
4 занятие.
Придумывание
сказки по сюжетной
картинке.
Формировать умения классифицировать
предметы по цвету, форме, качеству,
материалу; сравнивать предметы,
сопоставлять; подбирать как можно
больше наименований, подходящих под
заданное определение; составлять разнооб
разные словосочетания, связные
высказывания.
Дидактические игры:
«Какое что бывает?»
«Что умеют делать звери?»
Рассматривание картинки.
Придумывание сказочной
истории по сюжетной
картинке.
Пословица.
Упражнения:
- Закончи выражение: Голоден, как... Упрям, как... Здоров, как... и т.д.
Без труда ... Каков мастер ... Поспешишь ...
- Где и когда можно употребить данную пословицу?
- Кто больше? За определенное время вспомнить пословицы на
определенную тему.
- Вспомни, как называется в народе такой человек:
Ел да устал, спал да намаялся, (лентяй)
37
Язык без костей, что хочет, то и лопочет, болтун)
Подал ручку, да подставил ножку, (двуличный)
- Составь пословицу:
День - ночь, дело - потеха, дело - мастер.
- Пословицы - ребусы.
- Восстанови пословицу, добавив прилагательное: За (какой?) головой,
ногам покоя нет.
- Вспомни пословицу с числом 7.
Чистописание.
- Подчеркнуть все знакомые орфограммы.
- Найти слова, где два слога, три слога, выписать их, поставить
ударение.
- Выписать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова,
разделить их для переноса.
- Найти слова, где все согласные звонкие (или глухие)
- Выписать слова, в которых букв больше, чем звуков.
Скороговорка.
«Водовоз вез воду из водопровода».
- Над артикуляцией:
Читаем по слогам. Читаем по словам. Цепочкой. Медленно - ласково.
Быстро - четко. Первое слово громко, постепенно понижая голос и т.д.
Подражая какому-нибудь животному.
Упражнения на память: расскажи по памяти.
Можно предложить сразу несколько скороговорок - повтори, что
запомнил. Повтори скороговорку на определенную тему.
Упражнения на логическое ударение: Выделяй голосом указанное
слово: Водовоз вез воду из водопровода.
Упражнения на интонацию: Что изменилось? Водовоз вез воду из
водопровода. Водовоз вез воду из водопровода?
38
Упражнения на лексику: Найди родственные слова. Выдели общую
часть (корень). Найди родственников, которых нет в скороговорке. Объясни
значение каждого слова
Упражнения на орфографию: Какое из слов - родственников будет
проверочным?
Загадки.
На уроке математики:
Что стоит в конце страницы,
Украшая всю тетрадь?
Чем вы можете гордиться?
Ну конечно, цифрой пять.
О чем загадка?
Покажи числовую карточку, соответствующую числу 5.
Назови соседей числа 5.
Как получить число 5.
Сравни число 5 с последующим и предыдущим.
Для закрепления конкретных знаний о числах, величинах,
геометрических фигурах, предлагаю загадки, в которых есть слова,
содержащие математические термины:
Он давно знакомый мой,
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Все его представить рад
Как зовут его.. .(квадрат).
Считалки заставляют разучивать больше стихотворений и тем самым
развивать связную речь и память.
Шесть – конфеты любим есть, Семь – мы помогаем всем, Восемь – мы
друзей в беде не бросим. Девять – учимся на пять, Десять – кончили считать.
39
Сказки.
- Продолжи сказку: «Жили-были...»
- «Угадай, кто я?» Дети получают задание: представить себя в роли
сказочного героя, двигаться, изъясняться от его имени. Остальные должны
догадаться, в кого превратился их товарищ. Возможны индивидуальные и
групповые роли.
- Инсценировка. Отрывок или вся сказка обыгрывается детьми.
Подражаем голосом (артикуляция) + жесты; + мимика; + эмоции.
- Угадай сказку:
«Не лежалось на окошке,
покатился по дорожке...»
«А дорога - далека. А корзина - нелегка.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок».
«По тропе шагая бодро,
Сами воду тащат ведра...»
-. Растеряшка.
Назови хозяина вещи, название сказки по описанию или по
демонстрации.
- Доскажи имя литературного героя и в какой сказке он живет.
- Кот...(в сапогах, Котофей Котофеич, Леопольд, Матроскин)
Баба... (Яга,...) Лисичка.. .(сестричка,...)
- Докажи характер героя примерами из сказок.
Зайчишка - трусишка, лисичка - сестричка, дочка - ..., падчерица и т.д.
- Опиши героя.
Лиса (какая?)... Морозко (какой?)...
- Поставь вопрос к задаче.
Я колобок, колобок. От зайца ушел, От волка ушел. От медведя ушел.
А от лисы не удалось!
- Реши задачу.
40
Красная шапочка принесла бабушке 3 пирога с мясом и 2 с грибами.
Сколько пирогов всего она принесла?
У Алёнушки было 5 яблок. Она искала брата и потеряла 2 яблока.
Сколько осталось?
Измени задачку, чтобы она решалась сложением.
Помоги Аленушке и Иванушке разложить 10 яблок в 2 корзины.
- По картинке к сказке придумай задачу на заданную тему, используя
текст сказки.
Вывод по II главе
Развивать речь младшего школьника необходимо на каждом уроке и
при работе со словом (ребёнок должен понимать слово, различать его
переносное, образное значение, а затем умело использовать его в
собственной речи); и при работе с текстом (уметь воспринимать текст,
понимать смысл прочитанного, воссоздавать в своём воображении
прочитанное, воспроизводить текст).
Заключение
Устное народное творчество в различных своих формах предоставляет
огромные возможности для развития речи, развития творчества, развития
41
личности. Все вышеперечисленные упражнения показывают возможность,
необходимость и эффективность использования малых форм фольклора.
Таким образом, использование элементов устного народного творчества
помогает учащимся «открыть глаза на мир», активизирует мыслительную
деятельность, развивает их души, формирует потребность к
самосовершенствованию, саморазвитию.
В результате активного использования малых фольклорных жанров
повышаются воспитательные и познавательные возможности детей; дети
учатся говорить более выразительно, глубже выражают свою мысль, что
отражается на других уроках; занимательные задания способствуют
развитию логики мышления, пространственных представлений, воображения
и воли детей, расширению кругозора и общей осведомленности об
окружающем мире; улучшается артикуляция, вырабатывается хорошая
дикция.
Решая поставленные задачи исследования, мы выяснили, что роль
фольклора в развитии связной речи детей младшего школьного возраста, в
деле воспитания человека, его личности велика. Работая над проблемой
связной речи на занятиях с использованием фольклора, мы пришли к выводу,
что постоянное, систематическое использование русских народных сказок
является эффективным средством развития связной речи. Сказка помогает
детям выразить свое отношение к прослушанному, используя сравнения,
метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
Список использованной литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Культура письменной и устной
русской речи, М.: Академия. - 2010. - 400 с.
42
2. Аникин, В.П. Русская народная сказка / В.П. Аникин. – М.:
Художественная литература, 2009.
3. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,
2012. – 128 с.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей, М.: Мозаика-
синтез, - 2009, 112 с.
5. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по школьной
психологии, М: Академия. – 1998, 304 с.
6. Бархатова Е.В. Воспитание культуры поведения / Е.В. Бархалова
// Школьное воспитание. – 2008.
7. Богусловская З.М. Смирнова Е.О. Развитие игры для детей
младшего школьного возраста: Книга для воспитателей детского сада, М.:
Просвещение. - 2011. – 207 с.
8. Бодалев А.А. Обучаемся общению, М.: Педагогика. - 2011. - 270
с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.
М.: Просвещение. - 1968. – 358 с.
10. Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н. В.
Бордовская, А. А. Реан — М.: Питер,2000. — C.304
11. Василик М.А. Коммуникативная культура. М.: Гардарики. – 2016.
- С. 61.
12. Венецкая А.Б. Формирование культуры общения младших
школьников / А. Б. Венецкая // Начальная школа .- 2009 .- №2 .- С.73-77.
13. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций. -М. -
1989. – 168 с.
14. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,
2012. – 128 с.
43
15. Душка Н.Д., Соколова Н.И. Обучение диалогу детей младшего
школьного возраста, М.: Логопед. - N7. – 2016. С. 35.
16. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. М.: Академия
педагогических наук. - 2013. – 183 с.
17. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей
младшего школьного возраста. // Вопросы психологии ребенка младшего
школьного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. М. - 2016. –
368 с.
18. Защиринская О., Сказкотерапия в работе психолога, Изд.:
СПбГУ, 2016, 304 с.
19. Киселева М.Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для
детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с
детьми. — СПб.: Речь, 2006. 160 с.
20. Котлякова, Т. Дидактические сказки в развитии младших
школьников / Т. Котлякова // Детский сад от А до Я — 2009 — №4 — С.118-
121.
21. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,
2012. – 128 с.
22. Кротова И.В. Речь и общение, М.: Логопед. - № 7. – 2010 – С. 23.
23. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М., - 2015. – 497 с.
24. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении
СПб.: Питер, 2009. - 320 с.
25. Лук А.Н. Мышление и творчество, М.: Политиздат. - 2016. - 144
с.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М: Педагогика. -
2016. – 57 с.
27. Логинова В.И. Развитие речи детей младшего школьного
возраста / под ред. Ф. Сохина. М.: Речь, –2014 г, - 89 с.
44
28. Менджерицкая Д.В. Культура русской речи и эффективность
общения. М.: Просвещение. - 2012. - 134 с.
29. Михальченко К.А. История развития и значение сказкотерапии,
как направления практической психологии/ К.А. Михальченко //
Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч.
конф. (г. Москва, февраль 2012г.). – М.: Буки-Веди, 2012. С. 42–45.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество: учебник для студентов вузов. 5-е изд., стереотип. М.:
Академия. - 2016. – 456 с.
31. Нетужилова О.С. Комплекс занятий по преодолению
коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. Череповец: ЧГУ. – 2011. – 76 с.
32. Ноговицин А.Е., Пономарева В.И. Типология сказки. М.:
Генезис, 2001. — 336 с.
33. Парыгин Б.Д. Социальная психология. М.: Слово. - 2015. – 362 с.
34. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста
рассказыванию: пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение,
2012. – 128 с.
35. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших
школьников родному языку / Н. В. Пудовкина, Л. П. Нестерова. — Текст :
непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 4 (108). — С. 809-813.
36. Развитие общения дошкольников со сверстниками / Под. ред.
А.Г. Рузской. - М., 1989. - 92 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т.. М.:
Просвещение. - 2008. – 314 с.
38. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. учеб.
Заведений. М.: ВЛАДОС. - 2013. – 368 с.
39. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития, М.:
Дошкольное воспитание. – 2014. – №3. – С. 69-71.
45
40. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.
пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Академия. - 2016. - 160 с.
41. Соколов Д. Ю. Сказки и сказкотерапия - М., 2001. - С. 12–35.
42. Старший дошкольный возраст в игровой деятельности. / Под
редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. СПб.: Детство–ПРЕСС. – 2016. –
456 с.
43. Теплюк С. Хорошая речь: сдвиги в представлении об
эталоне//Активные языковые процессы конца XX века. М.: Дошкольное
воспитание. – 2011. – №9. – С. 91-96.
44. Ткач Р.М. «Сказкотерапия детских проблем» — СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2008.- 112 с.
45. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. М.: Просвещение. -
2016. – 98 с.
46. Федосеева Е.Г. Формирование коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис.
… канд. пед. наук / Е.Г. Федосеева. М., 2010. – С. 76.
47. Фролова, О. А. Речевое развитие младших школьников / О. А.
Фролова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46
(284). — С. 320-321
48. Шаршов И.А., Субботкина М.И. Возрастные особенности
младшего школьника в контексте формирования УУД. // Вестник ТГУ.
2012. № 12 (116)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!