это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3912776
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы нашей курсовой работы обусловлена тем, что сегодня школа, как никогда, призвана оставаться для детей родным домом, второй семьей. А атмосферу добра и теплоты создают педагогические работники. В центре всей общеобразовательной деятельности школы стоит задача максимального развития каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.Деятельность классного руководителя является одним из важнейшего звена в воспитательной работе школы. Где планирование его работы по воспитанию соответствует современным требованиям.В течение учебного года классные руководители являются творцами интересных дел для детей и разнообразных форм работы, организовывают повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса.Объектом курсовой работы выступает классное руководство.Предметом курсовой работы является самообразование в деятельности классного руководителя.Целью данной работы является изучение самообразования в деятельности классного руководителя.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1. Освоить теоретические подходы к проблеме организации классного руководства в начальных классах;2. Раскрыть сущность понятия «самообразование» в психолого-педагогической литературе;3. Изучить принципы самообразования классных руководителей4. Рассмотреть организацию процесса самообразования педагогов в современной школе.В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературы, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, логическое рассуждение.Так же, при написании работы был изучен ряд источников информации, а именно труды Коджаспировой Г. М., Коджаспирова А.Ю., Галкиной Т. И., Щуклиной Е.А. и др.Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ1.1 Сущность понятия «классный руководитель» в психолого-педагогической литературеКлассный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. Классный руководитель назначается директором школы из числа наиболее опытных и авторитетных учителей. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами народного образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе.Основные обязанности классного руководителя сформулированы в Уставе средней общеобразовательной школе.Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.Деятельность классного руководителя достигает своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе. Система работы классного руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.Организация и воспитание классного ученического коллектива– это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы– ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.В своей совокупности основные разделы деятельности классного руководителя составляют сложную систему, которая является основой деятельности любого классного руководителя.1.2 Исторический аспект появления классного руководства как института воспитанияИнститут классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочий всех педагогов детского учреждения. Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б) «О структуре начальной и средней школы в СССР». Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе.Классное руководство как самостоятельное педагогическое явление в нашей стране имеет небольшую (чуть более 70 лет), богатую историю. Самыми плодотворными для развития классного руководства были 50 --80-е гг. XX в. Именно в этот период такие блестящие ученые, как Н. И. Болдырев, О. С. Богданова, А. И. Дулов, И.С.Марьенко и другие, разработали и апробировали целостную теорию классного руководства. Идеи этих выдающихся педагогов остаются востребованными и в настоящее время; они развиваются, совершенствуются, корректируются с позиций сегодняшнего дня.Сущность, задачи и содержание работы классного руководителя менялись в зависимости от социального заказа. Так в «Положении о классном руководителе», утвержденном Министерством просвещения РСФСР в 1947 г., записано: «Основной задачей классного руководителя является сплочение учащихся класса в дружный, целеустремленный, работоспособный ученический коллектив в целях успешного разрешения учебно-воспитательных задач, поставленных перед школой». В педагогическом словаре 1960 г. говорится, что «классный руководитель - это учитель советской школы, осуществляющий наряду с преподаванием общую работу по организации и воспитанию ученического коллектива определенного класса».В постсоветский период сущность деятельности классного руководителя меняется: «Классный руководитель в общеобразовательной школе Российской Федерации - педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы».В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно, изменился институт классного руководства.Сейчас имеется несколько типов классного руководства:1) Учитель - предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя.2) Классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, то есть, имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой - либо работой).3) Классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции (освобожденный классный руководитель).4) В некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель, опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.Таким образом, можно наблюдать, что институт классного руководства сложился давно, и в разные эпохи должность классного руководителя именовалась по-разному (классный наставник, групповод и т. д.). Но полномочия, по сути, оставались одни и те же - классный руководитель обязан вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми, должен быть примером во всем, создавать благоприятную почву для полноценного развития личности школьников, что и сейчас, несомненно, является главными обязанностями классного руководителя.1.3 Функции и задачи современного классного руководителя в начальной школеДеятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.Задачи деятельности классного руководителя:формирование и развитие коллектива класса;создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;формирование здорового образа жизни;организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;защита прав и интересов обучающихся;организация системной работы с обучающимися в классе;гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентирах;организация социально значимой творческой деятельности обучающихсяДля педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основ работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.Функции классного руководителя:1. Организационно-координирующие:обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования);проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомагательным персоналом общеобразовательного учреждения;организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых» педсоветов, педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;введение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).2. Коммуникативные:регулирование межличностных отношений между обучающимися;установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.3. Аналитико-прогностически:изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и динамики их развития;определение состояния и перспектив развития коллектива класса.4. Контрольные:контроль за успеваемостью каждого обучающегося;контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.1.4 Технология проектирования воспитательной системы в начальных классахТехнологию проектирования воспитательной системы класса можно представить в виде своеобразной цепочки последовательно выполняемых следующих действий:актуализация знаний классного руководителя об использовании системного подхода в воспитательной деятельности, о проектировании и построении системы воспитания учащихся в классе;составление плана работы по организации проектирования воспитательной системы класса;изучение классного коллектива и его членов, результатов предшествующей воспитательной работы с ними;формирование классным руководителем образа класса и процесса воспитания в нем;организации совместной деятельности детей и взрослых по проектированию образа класса;составление концепции воспитательной системы класса и программы ее построения;научно-методическая и управленческая экспертиза разработанного концептуального замысла.Актуализация знаний классного руководителя об использовании системного подхода в воспитательной деятельности, о проектировании и построении системы воспитания учащихся в классе. Процесс проектирования воспитательной системы класса, как правило, начинается с момента издания директором образовательного учреждения приказа о назначении педагогов классными руководителями на новый учебный год. Учителю, ставшему классным наставником 1-го, 5-го или 10-го класса, необходимо продумать работу по проектированию и созданию системы воспитания учащихся в классном коллективе. В этой связи он актуализирует и пополняет свои знания о возможностях и условиях применения системного подхода в практике воспитательной деятельности. В настоящее время существует большое количество научно-методических публикаций по данной проблеме. Немало таких разработок размещено в Интернете. Правильно поступают в тех образовательных учреждениях, где накануне учебного года проводятся для классных руководителей первых, пятых и десятых классов теоретические и практические занятия по таким вопросам:— Что такое воспитательная система класса?— В чем заключается педагогическая целесообразность ее создания?— Какие компоненты и связи составляют структуру системы воспитания детей?— Как организовать деятельность по ее проектированию? Какие формы, приемы и методы помогают вовлечь детей и их родителей в работу по проектированию жизнедеятельности и воспитательного процесса в классном коллективе?— Из каких разделов может состоять концепция воспитательной системы класса?Самообразовательная деятельность и участие в учебных занятиях помогают обеспечить методическую готовность классных руководителей к работе по формированию и реализации проектных представлений о воспитательной системе класса.2. Составление плана работы по организации проектирования воспитательной системы класса. Чаще всего концептуальный замысел системы воспитания учащихся разрабатывается в течение 5—6 месяцев. На этот период классный руководитель составляет план работы. Данный документ может иметь следующие разделы:— Краткая психолого-педагогическая характеристика класса (раздел является открытым и пополняется посредством получения новых сведений).— Задачи работы по проектированию воспитательной системы класса.— Содержание и организация деятельности по проектированию системы воспитания детей в классном коллективе.3. Изучение классного коллектива и его членов, результатов предшествующей воспитательной работы с ними. В ходе диагностико-аналитической деятельности важно решить три задачи:— изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива;— определить уровень сформированное™ классного коллектива, состояние в нем деловых и межличностных отношений;— выявить воспитательные возможности родителей и других категорий взрослых, вовлеченных в жизнедеятельность классной общности.Организация совместной деятельности детей и взрослых по проектированию образа класса. Субъектную роль в проектировании воспитательной системы класса должны играть не только классный наставник, но и учащиеся класса, и их родители, и друзья классного коллектива. От их активного и заинтересованного участия во многом зависит успешность как формирования, так и реализации проектных представлений. Для обеспечения их включенности в процесс формирования образа класса можно использовать разработанные в практике воспитания формы совместной деятельности.— Организационно-деятельностная игра «Развитие личности младшего школьника», коллективное творческое дело «Экологическая тропа класса», конкурс идей и проектов учащихся «Класс, в котором я хотел бы учиться», киностудия «Яркий мир», мастерская «Портрет класса», хронограф добрых дел, продуктивная игра «Когда уйдем со школьного двора», час проектирования «Скажи: какой ты след оставишь?»— Ролевые игры «Планета друзей», «Путешествие в неизвестное», «Приходи к нам в будущее», «Строим классный классный город», «Театр», конкурс «Герб класса», творческое дело «Устав класса», продуктивная игра «Класс как благоприятная среда развития личности», проектная мастерская «Какой она будет, классная жизнь?»— Родительское собрание по моделированию воспитательной системы класса, коллективное творческое дело учащихся и родителей «Вот что вместе можем мы», родительское собрание «Ценности нашего класса».6. Составление концепции воспитательной системы класса и программы ее построения. Эти документы являются итогом совместной проектной деятельности детей и взрослых.Концепция воспитательной системы класса может состоять из таких разделов, как:краткая психолого-педагогическая характеристика класса;цель и задачи воспитательной системы класса;перспективы и принципы жизнедеятельности классного сообщества;механизм функционирования и построения воспитательной системы класса (системообразующий вид деятельности, годовой круг традиционных дел в классе, самоуправление в классном коллективе, основные внутренние и внешние связи и отношения членов классного сообщества, этапы становления и развития воспитательной системы);критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса.Какой должна быть программа построения воспитательной системы класса? На этот вопрос педагог может и должен найти ответ самостоятельно. Главное, чтобы в программе были отражены этапы, направления и способы построения системы, которые в дальнейшем составят основу плана работы классного руководителя.7. Научно-методическая и управленческая экспертиза разработанного концептуального замысла. Ее могут осуществить заместитель директора школы по воспитательной работе, руководитель или опытные члены методического объединения классных руководителей, специалисты муниципальных методических кабинетов (центров). В ходе экспертизы необходимо обратить внимание на следующие моменты:насколько концептуальный замысел системы воспитания детей в классном коллективе соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, положениям концепции воспитательной системы образовательного учреждения;представляются ли научно обоснованными и корректно сформулированными основные идеи разработанной концепции;является ли очевидным системный характер построения процесса воспитания и жизнедеятельности детей в классном коллективе;будет ли обладать гуманистическими признаками создаваемая воспитательная система;продумана ли диагностико-аналитическая оснащенность воспитательного процесса;будет ли проявляться индивидуальность («лицо») классного коллектива.Экспертизой завершается технологическая цепочка действий по проектированию воспитательной системы класса и начинается напряженная работа по реализации разработанного проекта.2 САМООБРАЗОВАНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ2.1 Сущность понятия «самообразование» в психолого-педагогической литературеСамообразование – самостоятельная познавательная деятельность человека, включающая следующие компоненты: – целенаправленная самореализация на основе внутренней свободы личности, предпосылкой которой являются: наличие способности индивида к познанию и наличие самосознания; – удовлетворение потребностей в социализации; – продуктивная активность личности на основе осознания познавательных потребностей (самостоятельные: постановка проблемы – творческий поиск – открытие);– специально организованная самодеятельная систематическая познавательная деятельность по достижению целей, связанных с личностным (в том числе профессиональным) развитием. В определении отражено понимание самообразования и в философском, и в социологическом, и психологическом, и собственно в педагогическом аспектах. Достаточно глубокая разработанность теории самообразования в педагогике служит основой для анализа проблемы самообразования будущего учителя. Выявленная сущность самообразования в данном контексте претерпевает конкретизацию в следующих направлениях: процесс подготовки студентов к педагогическому самообразованию нуждается в специально организованных условиях в рамках учебно-воспитательного процесса; одним из возможных направлений является использование педагогической деятельности во время практики в школе как модели их педагогического самообразования.В психологической литературе самообразование рассматривается как деятельность, связанная с самоорганизацией – способностью личности организовать себя и свою деятельность, т.е. самостоятельно ставить цель и задачи деятельности, выбирать способы их достижения, определять свое поведение во времени, осуществлять самоконтроль, самоанализ, самокоррекцию. Психологи подчеркивают, что цель может быть дана субъекту извне: в виде требований, указаний и т.д. или продуцироваться им самим. В первом случае эффективность реализации всецело зависит от ее внутреннего принятия личностью, когда предложенная цель – совпадает с его мотивационной сферой. В самообразовательной деятельности действует второй вариант постановки цели, поскольку самообразование-это самоорганизованный и самоуправляемый процесс познания. В отечественной психологической литературе уже затрагивалась проблема человека как субъекта своей деятельности, способного целенаправленно преобразовывать объективную действительность и осуществлять собственное саморазвитие, а, следовательно, и самообразование.Ведущими характеристиками педагогического самообразования являются: многокомпонетность, осознанность, целенаправленность, систематичность, самостоятельность, творческий характер, личностная и профессиональная значимость. Педагогическое самообразование можно представить как процесс творческой самореализации в профессии. Под данным процессом понимается наиболее полное выявление учителем своих индивидуальных и профессиональных возможностей на основе: работы над приобретением глубоких и всесторонних учебных знаний и их критической переработки и осмысления; умения перевести теоретические и методические положения в педагогические действия; разработки новых методик, форм, приемов и средств и их оригинальных сочетаний; способности к рефлексивной оценке собственной деятельности и ее результатов; формирования индивидуального стиля деятельности; умения видеть «веер» вариантов решения педагогических проблем. Следует отметить, что данная деятельность невозможна без развития педагогического самосознания, комплекса представлений о себе как профессионале. Педагогическое самообразование связано с профессиональной социализацией учителя, поскольку она есть процесс вхождения учителя в профессиональную среду, усвоения им педагогического опыта, овладения стандартами и ценностями педагогического сообщества, активной реализации накопленного опытаТаким образом, на основе вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что педагогическое самообразование – это самостоятельная познавательная деятельность учителя, представленная как: – творческая самореализация на основе профессионального самосознания; – способ профессиональной социализации; – принцип профессиональной деятельности; – самоорганизованное личностное и профессиональное развитие.2.2 Принципы самообразования классных руководителейСамообразование классного руководителя – одно из условий успеха в организации воспитательной работы.Основными принципами самообразования классного руководителя являются: - непрерывность,- целенаправленность, - единство общей и профессиональной культуры- достижение результата.Составляющие процесса самообразования классного руководителя:1.Изучение и внедрение новых технологии, приемов и методов. Например, использование метода фасилитации (при проведении внеклассных мероприятий, классных часов). Это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей.2.Посещение занятий коллег и участие в обмене опытом;3.Периодические проведения самоанализа своей профессиональной деятельности;4. Повышение уровня своей эрудиции.5. Посещение семинаров, конференций;6. Проведение открытых занятия для анализа со стороны коллег;Самообразование классного руководителя предполагает использование таких приемов, как;- самообязательство (добровольное задание самому себе осознанных целей и задач самосовершенствования, решение сформировать у себя те или иные качества);- самоотчет (ретроспективный взгляд на пройденный за определенное время путь);- самоконтроль (систематическая фиксация своего состояния и поведения);- осмысление собственной деятельности и поведения (выявление причин успехов и неудач).Чтобы быть хорошим классным руководителем, требуется непрерывный процесс самообразования. Суть которого заключается в самостоятельной работе над собственным совершенствованием: овладение культурой умственного труда, умение преодолевать проблемы, освоение новых педагогических технологий, которые классные руководители используют в своей работе с детьми и родителями.Ведь учащиеся, вне зависимости от возраста и успеваемости, не имеют такого широкого кругозора и запаса знаний, как взрослые образованные люди. Поэтому роль классного руководителя – не просто дать им эти знания, а собственным примером, подтолкнуть их к самостоятельному исследованию и изучения различных тем и образовательных сфер.Главным в самообразовании является наличие мотива.Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.Желание творчества. Учитель — профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.Конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к «лучшему» учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.2.3 Организация процесса самообразования педагогов в современной школеПостоянная работа педагога над совершенствованием своего развития важна в силу специфики педагогической деятельности, направленной на обучение и воспитание ученика, а также сложившемуся общественному мнению в отношении статуса учителя. Готовясь к уроку, разрабатывая речь для общения с родителями, моделируя внеклассное мероприятие, учитель испытывает необходимость изучить соответствующую литературу, сверяться с актуальным опытом. Основным инструментом профессионального роста педагога и совершенствования его мастерства является самообразование в области общения со всеми участниками образовательного процесса.Самообразование осуществляется добровольно и осознано. Планируется, управляется и контролируется самим человеком. Самообразование необходимо для совершенствования профессиональных и личностных качеств и навыков.Наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации. Главное достоинство такой формы самообразования — возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами. Недостатки: эпизодичность прохождения курсов; время проведения — в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всей школы; качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, т. к. нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей. Получение второго высшего образования или второй специальности. Главное достоинство такой формы самообразования — возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор. К недостаткам можно отнести дефицит у педагогов свободного времени и высокую стоимость обучения. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады иконкурсы. Главные достоинства такой формы самообразования: возможность пройти их в удобное для педагогов время; возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам. Недостатки: дистанционные курсы проводятся на платной основе; не все учителя владеют ИКТ на достаточно высоком уровне, чтобы обучаться дистанционно; документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, не всегда учитывают при проведении очередной аттестации. Индивидуальная работа по самообразованию, которая включает: научно-исследовательскую работу по определенной проблеме; изучение научно-методической и учебной литературы; участие в педагогических советах, методических объединениях; посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания; теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов. Однако, не смотря на необходимость самообразования, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя, — отсутствие времени, стимулов, нехватка источников информации. Сетевые педагогические сообщества — новая форма организации самообразования учителей. Сетевое педагогическое сообщество — это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов страны. Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности: использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов; самостоятельное создание сетевого учебного содержания; освоение информационных концепций, знаний и навыков;наблюдение за деятельностью участников сообщества. Главные преимущества этой формы самообразования: обмен опытом осуществляется между учителями-практиками; методическая помощь является персональной и адресной; попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время. При организации самообразования учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения. Начинающему педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, учиться на опыте коллег, пополнить свой методический багаж. Педагог со стажем имеет возможность не только пополнить копилку своих знаний, но и найти эффективные, приоритетные для себя приемы развивающей и коррекционной работы с детьми и родителями, овладеть элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно. Технология организации самообразования педагогов может быть представлена в виде следующих этапов: 1 этап — диагностический, который предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; анализ профессиональных затруднений и интересов; постановку проблемы, выбор цели работы, формулирование личной индивидуальной темы, осмысление последовательности своих действий (планирование и прогнозирование результатов). 2 этап — обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования; знакомство с передовым педагогическим опытом, наработанным коллегами в городе, регионе, стране; накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, формирование картотеки по теме. 3 этап — практический, во время которого происходит адаптация теоретического материала к конкретной ситуации (классу, предмету); апробирование на практике выбранных методов работы; мониторинг, анкетирование. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы. На данном этапе идет осмысление, анализ и обобщение накопленных фактов. Целесообразно организовать коллективное обсуждение с коллегами прочитанной педагогической литературы и апробированного опыта. 4 этап — внедрение, на нем педагог в процессе дальнейшей работы использует собственный опыт, а также занимается его распространением. Созданием собственных наработок в русле выбранной темы с опорой на теоретический материал (дидактические материалы, разработки уроков, внеклассных мероприятий и другие методические наработки); апробацией, коррекцией, отслеживанием результативности. Данный этап предусматривает практические выходы: отчет о ходе самообразования на заседаниях методического объединения, проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий, мастер-классы для коллег. 5 этап — обобщающий (или итогово-контрольный), на котором педагог должен провести анализ своей самостоятельной методической работы по теме самообразования, оформить результаты, рекомендации для коллег. Провести мониторинг, анкетирование и презентацию материалов на заседаниях методических объединений, педагогических советов. Длительность этапов может варьироваться в зависимости от сложности темы, глубины «погружения» и опыта самого педагога. Срок реализации плана педагог определяет сам. Темы для самообразования подбираются с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого педагога. Они всегда связаны с прогнозируемым результатом (что мы хотим изменить) и направлены на достижение качественно новых результатов работы. Материал, собранный в процессе самообразования, целесообразно разделять на отдельные темы и сохранять в виде карточек, специальных тетрадей, тематических папок, личного педагогического дневника. Большое значение в процессе занятий по самообразованию имеет умение работать с литературными источниками: делать выписки, составлять конспект, тезисы, развернутый план или аннотацию. Самообразование не должно сводиться к ведению тетрадей, написанию докладов и оформлению красочных папок и стендов. Источники самообразования делятся на источники знаний, способствующие личностному росту, и источники, способствующие профессиональному росту. Могут способствовать и тому и другому одновременно. Это: литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мероприятия по обмену опытом, мастер-классы; курсы повышения квалификации и др. Результатом самообразования педагога являются совершенствование работы с детьми, рост его профессионального мастерства. Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Показатели эффективности педагогического самообразования — это, прежде всего, качество организованного педагогом учебно-воспитательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога. Ведущую роль в организации процесса самообразования играют администрация образовательной организации и методические объединения учителей-предметников. Именно они способствуют формированию устойчивой потребности в самообразовании, побуждают к изучению новой информации и передового опыта, приучают к самооценке и самоанализу.ЗАКЛЮЧЕНИЕОт эффективности работы классного руководителя зависит, как ученик сможет решать возникшие перед ним проблемы, какое у него сложится отношение к жизни и т.п. Поэтому правильно организованная учебно-воспитательная деятельность классного руководителя – основа для достижения наиболее высоких результатов в воспитании культурно-нравственной личности.Классный руководитель в силу многообразия своей деятельности должен обладать разнообразными способностями и всесторонними знаниями в различных сферах деятельности. Одному овладеть таким багажом знаний просто физически невозможно, и именно поэтому в школе необходимо создать систему совершенствования и повышения квалификации классных руководителей, в которой самообразованию отводится далеко не последняя роль.Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью. С другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования и воспитания, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнтонова О.Н. Самообразование как важнейшее условие развития профессиональной компетентности классного руководителя // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - №4. - С. 26-31.Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост.М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 2015. - 558 с.Багаева И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя / И.Д. Багаева - Усть-Каменогорск, 2016. - 338 с.Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие / К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2016. - 64 с.Березовская Н.В. Самообразование классного руководителя // Образование взрослых, самообразование. - 2018. - №6. - С. 74-79.Галкина Т. И. Воспитательная работа классного руководителя в начальных классах / Т.И. Галкина, В.В. Котельникова. - М.: Феникс, - 2016. - 318 cГулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учеб. пособие для СПО / И.Н.Гулидов. – М.: Форум, 2015. – 240 с., табл. – (Профессиональное образование). – Гриф Минобразования РФ Дик Н.Ф. Отдыхая - обучаемся, познавая - развиваемся: кн. для классных руководителей 5-8 кл. / Н. Ф. Дик, Е. П. Сгибнева. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 320 с.Классное руководство: новый взгляд на практику воспитания школьников / авт.-сост.: Ю. Н. Таран, М. В. Солодкова. - Волгоград : Учитель, 2016. - 223 с.Клименко Л.Н. Профессиональное самообразование педагога / Л.Н. Клименко // Психология: проблемы практического применения: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2011 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый. 2011. С.30-39.Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2010. - 448 с.Кокоткина О.А. Как организовать работу по самообразованию / О.А. Кокоткина // Дошкольное воспитание. 2017. № 8. С.36.Коптева С.И. Инновационные технологии и психологическое сопровождение образования. Учебно-методическое пособие. Мн.: БГПУ, 2017. -104 с. Криволапова, Е. В. Организация процесса самообразования педагога / Е. В. Криволапова. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 272-276. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. - М.: Высш. шк., 2016. - 255 с.Маленкова, Л.И. Классный руководитель (воспитатель): педагогические основы и методика деятельности. Гриф УМО МО РФ / Л.И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2017. - 827 c.Скакун, В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие для СПО / В.А.Скакун. – М.: Форум: Инфра-М, 2016. – 336 с. – (Профессиональное образование). – Гриф Минобразования РФСластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя: учебное пособие / В.А. Сластенин. - М.: Прометей, 2017. - 178 с.Соколова О.В. Условия развития профессионального мастерства педагогов ДОУ / О.В. Соколова, С.Н. Юревич // Магнитогорский государственный университет. - Магнитогорск. – 2017 г. – с. 3-12Щуклина Е.А. Технологии самообразования: социологический аспект / Е.А. Щуклина // Общественные науки и современность, 2015, № 5. - С. 140-151.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!