это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3944964
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc101651431 \h 31 Экономическая сущность и функции налогов PAGEREF _Toc101651432 \h 51.1 Определение налога и его черты как экономической категории PAGEREF _Toc101651433 \h 51.2 Функции и роль налога в социально-экономическом развитии общества PAGEREF _Toc101651434 \h 72 Основные понятия налогов и их классификация PAGEREF _Toc101651435 \h 122.1 Основные понятия налогов PAGEREF _Toc101651436 \h 122.2 Классификация налогов по различным признакам PAGEREF _Toc101651437 \h 133 Понятие и принципы построения налоговой системы государства PAGEREF _Toc101651438 \h 183.1 Понятия и принципы построения налоговой системы PAGEREF _Toc101651439 \h 183.2 Основные условия налогообложения PAGEREF _Toc101651440 \h 243.3 Состав налоговой системы Российской Федерации PAGEREF _Toc101651441 \h 264 Организация государственных финансов на федеральном уровне PAGEREF _Toc101651442 \h 294.1 Характеристика государственных финансов на федеральном уровне PAGEREF _Toc101651443 \h 294.2 Структура и динамика налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации PAGEREF _Toc101651444 \h 36Заключение PAGEREF _Toc101651445 \h 40Список использованных источников PAGEREF _Toc101651446 \h 41ВведениеПо мере своего развития учение о государстве открывало новые возможности для выяснения природы налога. Таким образом, трудности исследования налога заключались в том, что две науки – экономическая и правовая – занимались налогом каждая, не считая его «своим» предметом исследования. Выделение финансовой науки в самостоятельную отрасль знания позволило ей в последней четверти XIX – в начале XX в., используя идеи неоклассической школы и учение о правовом государстве, обосновать необходимость взимания налогов, сформулировать определение налога – одним словом, выяснить экономическую природу налога.Налоги – это обязательные платежи, взимаемые государством, с налогоплательщиков по ставке установленной законодательством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги являются основной формой доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру и на состояние НТП. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д.С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне.Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других обязательный платежей, взимаемых в установленном порядке с налогоплательщиков.Целью данной работы является изучение социально-экономического содержания налогов и налоговой системы государства.Для достижения цели были поставлены следующие задачи:1. Освоить экономическую сущность и функции налогов;2. Изучить основные понятия налогов и их классификацию;3. Рассмотреть понятия и принципы построения налоговой системы государства;4. Изучить организацию государственных финансов на федеральном уровне.В ходе написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования: критический анализ литературы, сравнение и сопоставление, анализ и синтез, логическое рассуждение.Так же, при написании работы был изучен ряд источников информации, а именно труды Аронова А. В., Панскова В. Г., Мишле Е. В., Малкиной М. Ю., официальный сайт ФНС Российской Федерации, а также нормативно правовая база, связанная с налогами и налогообложением.Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.1 Экономическая сущность и функции налогов1.1 Определение налога и его черты как экономической категорииНалоги представляют собой один из существенных элементов, определяющих функционирование социально-экономической системы современного общества. За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей 8 (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура, и т.д.), но и осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизуется в казну и перераспределяется от 30 до 50 процентов ВВП. Налоги составляют финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств. В силу этого налоговые отношения выделяются из общей массы общественных социальноэкономических отношений, для них характерны признаки императивности и администрирования, свойственные при функционировании государственного механизма. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и т.д. В налоговых отношениях экономически воплощено существование государства. Изъятие государством в пользу общества ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. С экономической точки зрения, налоги – инструменты фискальной политики и одновременно метод косвенного регулирования экономических процессов на макроуровне. С юридической точки зрения, налоговые отношения – система специфических обязательств, в которых одной стороной является государство, а с другой субъект налогообложения, на которого возложена обязанность оплачивать налоги в бюджет в соответствии с налоговым законодательством. Можно выделить два направления, регулирующих доходность государства в сфере налогообложения:первый, заключается в аккумулировании налоговых платежей и формировании налоговой части бюджета. второй, заключается в стимулировании посредством рычагов определенных видов экономической деятельности или отраслей экономики. В этом проявляется ее регулирующая функция. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП: 1) Работники своим трудом создающие материальные и нематериальные блага, и получающие определенный доход. 2) Хозяйствующие субъекты, владельцы капитала действующего в сфере предпринимательства. Налогообложение является необходимым условием и следствием реализации права собственности, т.е. ее обременением. Таким образом, уплата налога не есть плата за приобретение (владение, пользование, осуществление) объекта налогообложения. Налоговое правоотношение носит односторонний характер, поскольку у налогоплательщика нет заинтересованности в его возникновении. Субъективное право использовать объект налогообложения как экономико-правовую ценность, выполняя при этом корреспондирующие частноправовые обязанности (уплата цены, арендной платы, процентов по кредиту), составляет содержание гражданско-правового отношения; обязанность уплачивать налоги, обусловленная наличием объекта налогообложения и не предполагающая встречного удовлетворения, возникает и реализуется в рамках налогового правоотношения, сопровождающего правоотношения частноправового характера.Исходя из всего вышесказанного, можно дать такое определение налогам как экономической категории. Налоги есть совокупность отношений между налогоплательщиками (как физическими, так и юридическими лицами) и государством из-за перераспределения ВВП, чтобы сформировать централизованные денежные фонды в государстве. Однако налоги воспринимаются по-разному, в зависимости от того, с чьей точки зрения рассматривать. С точки зрения государства, налоги – денежные доходы в казну, а с точки зрения населения – изъятие его собственного дохода. В отношениях между сторонами таких отношений всегда возникают противоречия. Государство, путём максимизации налогов, рассчитывает на получение большего количества денег в казну, что не устраивает налогоплательщиков, которые хотели бы платить низкие налоги, чтобы увеличить собственный доход. Большие усилия приложены обоими участниками налоговых отношения по защите их экономических интересов. Основной задача налоговой политики должна быть не только в том, чтобы собрать больше налогов, но, и чтобы помочь развитию предпринимательской деятельности. Величина налогов должна соответствовать объему предоставляемых государством услуг.1.2 Функции и роль налога в социально-экономическом развитии обществаСущностью налогов являются их функции. Функции налогов − это те их свойства, с помощью которых налоги можно использовать как инструмент регулирования доходов государства, экономического развития и решения большинства проблем в стране. Существует три основных функции налогов: фискальная, стимулирующая и регулирующая. 1 Фискальная функция является основной. С помощью реализации данной функции на практике, формируются государственные финансовые ресурсы, создаются материальные условия для функционирования государства. Она направлена на перераспределение первичных доходов юридических и физических лиц согласно существующей налоговой системе. Чем лучше она выполняется, тем успешнее осуществляются расходы. 2 Регулирующая функция нацелена на антикризисное регулирование, а также на возможность государства воздействовать на экономические и социальные процессы. Благодаря этой функции, государство может распределять налоговые платежи между юридическими и физическими лицами, а также регулировать доходы всех групп населения. 3 Стимулирующая функция осуществляется с помощью льгот, налогового кредита, пониженных ставок, что позволяет государству стимулировать технический прогресс. Также стимулирующая функция способствует более успешному развитию отдельного предприятия, отраслей, регионов. Говоря о принципах налогообложения, можно сказать, что государство нуждается в полном удовлетворении потребностей, исходя из чего, оно устанавливает комплекс налогов, которые будут изыматься по единым законам и принципам. Впервые эти принципы выразил Адам Смит, который в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» пишет о четырех главных принципах налогообложения:– Принцип равенства и справедливости: всё население должно участвовать в формировании бюджета страны соразмерно получаемым доходам и возможностям.– Принцип определенности: все налоги, выплата которых обязательна, должны быть строго определены, определено время оплаты, способ и размер должны быть известны каждому налогоплательщику. – Принцип экономности взимания: система налогообложения должна быть экономична. Этот принцип подразумевает под собой, что под каждым конкретным налогом должна подразумеваться максимальная эффективность, которая выражена в низких издержках страны на сбор налогов и содержание налоговой системы. Иными словами, издержки по изъятию должны быть меньше, чем сумма самих налогов. – Принцип удобства: взимание налогов не должно причинять неудобства налогоплательщику. Все налоги должны взиматься в удобное время и место для каждого. Следовательно, необходимо устранить формальности и упросить акты уплаты налогов.В результате практического использования налоги исполняют очень важную роль в перераспределении ВВП между участниками производства и государством, а также регулирующую и контрольную роль. Вводя налоги, государство преследует следующие цели:1) изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу;2) воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения. Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредовано. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике, и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно-технического процесса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства. Мировая практика выработала и использует множество форм налогов, среди которых выделяются прямые и косвенные налоги. Соотношение этих групп во многом зависит от состояния экономики и проводимой налоговой политики. Применительно к проблемам макроэкономического регулирования роли прямых и косвенных налогов разнятся. Так, прямые налоги могут использоваться в качестве встроенных стабилизаторов: они достаточно чутко реагируют на смену фаз экономической конъюнктуры и поэтому представляют собой циклически нестабильный источник налоговых доходов. В отличие от них косвенные налоги в целом, также следуя за фазами экономического цикла, более устойчивы к колебаниям конъюнктуры. В фазах экономического спада объем прибыли снижается весьма существенно (вплоть до нуля), тогда как товарооборот, который также может снижаться, никогда не достигнет нулевой отметки. Кроме того, косвенные налоги обладают свойством прямого индексирования по темпам инфляции. Темпы инфляции почти автоматически переносятся на объемы поступлений косвенных налогов в доходы бюджетной системы. Динамика же поступлений прямых налогов прямо не связана с темпами инфляции: поступления налога на прибыль и подоходного налога могут, как отставать от темпов инфляции, так и опережать их в зависимости от динамики объектов обложения и характера установленных ставок. Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций. Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения использует и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие попало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика: создающее материально-техническую основу деятельности имущество предприятий, рабочая сила, потребляемые в производстве ресурсы, доход. Это создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.Таким образом, преобладание прямых налогов характерно для стабильной экономики, в период экономических кризисов происходит рост косвенных налогов.2 Основные понятия налогов и их классификация2.1 Основные понятия налоговВ современной российской экономической теории нет единого мнения относительно определения налогов, на практике используют формулировку, представленную в Налоговом Кодексе РФ. Согласно ей, налог представляет собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Данное определение в целом базируется на основных сущностных признаках налога. Из признака «обязательность» вытекает, что налогообложение основано на государственном принуждении. В этом заключается коренное отличие налогового права от гражданского, семейного и трудового, которые строятся на основе добровольности. Люди добровольно вступают в брак, организации добровольно заключают между собой договора, работник добровольно вступает в трудовые отношения с работодателем. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.Для целей НК РФ страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.Налоги же добровольно не заплатит подавляющее большинство плательщиков. Государство, устанавливая налоговое законодательство, заставляет индивидуальных налогоплательщиков платить налоги и распределяет полученные средства для блага всего общества. При неуплате налогоплательщик будет наказан. Поэтому налоговые отношения - это специальным образом законодательно закрепленные отношения. В отношении большинства налогов таким законодательством является налоговое законодательство, что не исключает возможности установления некоторых налогов и иным законодательством в зависимости от компетенции контролирующих его исполнение органов, например, таможенным законодательством.2.2 Классификация налогов по различным признакамНа сегодняшний день налоговая система Российской Федерации довольно обширна. Каждый налог самостоятелен, потому как предполагает собственную правовую конструкцию и занимает чёткую позицию в финансовой системе. Распределение каждого налога помогает составить эффективно функционирующий механизм, в котором каждый налог, круг плательщиков, перечень объектов, с которых взимается налог, является частью этого механизма. Существуют различные виды налогов, которые объединены в отдельные группы, что позволяет более детально определить их юридическую сущность. Точное установление вида налога способствует правильному распределению налоговой компетенции Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований. Немаловажное значение несут в себе видовые критерии налога в правоприменительной практике, потому как влияют на объем налоговой обязанности плательщика. Видовое многообразие налогов предполагает их классификацию по различным основаниям. 1. В зависимости от плательщика: – налоги с организаций − обязательные платежи, которые взыскиваются только с организаций. Подразумевает под собой НДС, налоги на прибыль и т.д. Нужно помнить, что субъектами налогового права являются организации, а не юридические лица, хотя существуют случаи, когда организации имеют статус юридического лица. Организации относятся к налогоплательщикам, также, как и филиалы и представительства. – налоги с физических лиц – это обязательные платежи, которые взимаются с индивидуальных налогоплательщиков – физических лиц. Изымается налог на доходы физ. лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, и др.; Также существуют общие налоги для физических лиц и организаций − обязательные платежи, которые уплачиваются всеми категориями налогоплательщиков, вне зависимости от их статуса. Наличие общих налогов обусловлено тем, что главным принципом их взимания является наличие какого-либо объекта в собственности лица (например, земельный налог). 2. В зависимости от формы обложения: − прямые (подоходно-имущественные) − налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на: − личные − налоги, которые взимаются с плательщика в зависимости от его дохода и имущества с учётом предоставленных льгот; − реальные − это налоги, которыми облагается конкретные виды имущественных благ. Рассчитываются ставки реальных налогов обычно по результатам деятельности нескольких одинаковых категорий налогоплательщиков. К примеру, таким образом, рассчитываются налоги на вмененный доход, налог на доходы от ценных бумаг и др.− косвенные налоги – налоги на товары и услуги, которые устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу. Они определяются доходом налогоплательщика. Формальным плательщиком налога является продавец товара или услуг, который является как бы посредником между казной государства и потребителем. Реальным же плательщиком налога является потребитель. Именно критерий соотношения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные. 3. По территориальному уровню: – федеральные налоги − устанавливаемые и вводимые в действие федеральным органом представительной власти – Государственной Думой. Перечень федеральных налогов и их ставки являются едиными на всей территории РФ и не могут быть изменены органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления. Согласно п. 2 ст. 12 НК РФ федеральные налоги должны устанавливаться непосредственно НК РФ. Таковыми согласно ст. 13 НК РФ являются, например, налог на добавленную стоимость; акцизы; налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций; налог на добычу полезных ископаемых; водный налог; – региональные налоги − налоги, перечисленные в Налоговом Кодексе, но вводимые в действие представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на недвижимость); – местные налоги – налоги, устанавливаемые НК, но вводимые в действие представительными органами местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на имущество физических лиц). 4. В зависимости от канала поступления: – государственные − налоги, полностью зачисляемые в государственные бюджеты; – местные − налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты; – пропорциональные – налоги, распределяемые между бюджетами различных уровней по определенным квотам; – внебюджетные − налоги, поступающие в определенные внебюджетные фонды. 5. В зависимости от характера использования: – налоги общего значения − используемые на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются. Таковыми является большинство налогов, взимаемых в Российской Федерации; – целевые налоги – налоги, зачисляемые в целевые внебюджетные фонды или выделяемые в бюджете отдельной строкой и предназначенные для финансирования конкретно определенных мероприятий (например, земельный налог). 6. В зависимости от периодичности взимания: – разовые − налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного периода при совершении конкретных действий (например, налог на наследование или дарение); – регулярные налоги − взимаемые систематически, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика. Перечисленные критерии классификации налогов не являются исчерпывающими, но вместе с тем достаточны для юридической характеристики всех действующих ныне налогов и сборов в Российской Федерации. В научной и учебной литературе налоги группируются и иными способами, что позволяет более точно выявить сущность каждого обязательного платежа, взимаемого в обязательном порядке.3 Понятие и принципы построения налоговой системы государства3.1 Понятия и принципы построения налоговой системыИсходя из необходимости наиболее полного удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах, а также в целях выполнения налогами возложенных на них функций государство устанавливает совокупность налогов, которые должны взиматься по единым правилам и на единых принципах. Иначе говоря, налоги должны быть объединены в единую целостную систему. Налоговая система -- это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства. Налоговая система является важнейшим активным элементов рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе.От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства.Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот, и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. Основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений ставших классическими, принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:1. Подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому...3. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика...4. Каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает в кассы государства".Принципы Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики. Сегодня эти принципы расширены и дополнены в соответствии с духом нового времени. В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т. е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну. И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Но обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками. В мировой практике существуют два подхода к реализации принципа равенства и справедливости. Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т. е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и т. д. и т. п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета. Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности. В построении налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным;налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. В частности, не могут устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными субъектами Федерации либо муниципальными образованиями, вывоз капитала за пределы субъекта Федерации или муниципального образования либо ограничивающие капиталовложения в пределах другого субъекта Федерации или муниципального образования страны;налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;максимальная эффективность каждого конкретного налога, выражаемая в низких издержках государства и общества на сбор налогов и содержание налогового аппарата, т. е. административные расходы по управлению налоговой системой и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.Важное значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы организации, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного (складочного) капитала (фонда) или имущества налогоплательщика. Кроме того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических, конфессиональных или иных подобных критериев;должен быть обеспечен одинаковый подход к исчислению налогов вне зависимости от источника или места образования дохода или объекта обложения.Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не должно допускаться обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа стабильности налоговых ставок. Реализация этого принципа обеспечивается тем, что налоговые ставки должны утверждаться законом и не должны часто пересматриваться.Одновременно с этим принципом в налоговой практике нередко используется и принцип дифференциации ставок в зависимости от уровня доходов налогоплательщика. Этот принцип не является обязательным. Вместе с тем при его применении не должно допускаться введение индивидуальных ставок налогообложения, так же как и введение максимальных налоговых ставок, побуждающих налогоплательщика свертывать экономическую деятельность.Исключительно важным, особенно в условиях федеративного государства, является соблюдение принципа четкого разделения налогов по уровням государственного управления. Этот принцип обязательно должен быть закреплен в законе и имеет в виду, что каждый орган власти (федеральный, региональный, местный) наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и т. д. В то же время зачисление налогов в бюджеты разных уровней может регулироваться при ежегодном утверждении закона о бюджете. Одним из принципов, сформулированным еще А. Смитом, является принцип удобства и времени взимания налога для налогоплательщика. Исходя из этого принципа каждый из всей совокупности налогов должен взиматься в такое время и таким способом, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщика. Иными словами, при формировании налоговой системы и введении любого налога должны быть ликвидированы все формальности, акт уплаты налога должен быть максимально упрощен: уплата налога должна производиться не получателем дохода, а предприятием, на котором он работает; налоговый платеж приурочивается ко времени получения дохода. С точки зрения этого принципа, наилучшими являются налоги на потребление, когда уплата налога осуществляется одновременно с покупкой товара или оплатой услуги.Исходя из изложенного выше принципа удобства и времени взимания налогов особую актуальность приобретает принцип разумного сочетания прямых и косвенных налогов. Для реализации этого принципа должно использоваться все многообразие видов налогов, позволяющее учесть, как имущественное положение налогоплательщиков, так и получаемые ими доходы. Кроме того, использование данного принципа важно для стабильности финансов государства, особенно в период обострения кризисной ситуации в экономике, поскольку экономически более обоснованно иметь много источников пополнения бюджета со сравнительно низкими ставками и широкой налогооблагаемой базой, чем один-два вида поступлений с высокими ставками налогообложения. 3.2 Основные условия налогообложенияНалогообложение – это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.Главные принципы налогообложения – это равномерность и определенность. Равномерность – это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а также равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона. Денежные средства, вносимые в виде налогов не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой-либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику. В Налоговом кодексе РФ статьи 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» указаны основные условия налогообложения:1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.2. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.4. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.5. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.6. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).3.3 Состав налоговой системы Российской ФедерацииСовокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных НК РФ представляет собой налоговую систему.Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией РФ и НК РФ ст. 3 ч. 1 НК РФ:Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер.Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физического лиц или места происхождения капитала.Налоги и сборы должны иметь экономическое основание.Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации.Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).Структура налоговой системы Российской Федерации предусматривает выделение уровней системы налогообложения и элементов налоговой системы, которые характеризуют эти уровни.Налоговая система РФ состоит из уровней (ст. 12 НК РФ):федеральный;региональный;местный.При этом каждый из уровней налоговой системы РФ состоит из определенных элементов, которые характеризуют этот уровень и обеспечивают выполнение функций налоговой системы.К таким элементам можно отнести:налоги, сборы и страховые взносы;налогоплательщики, плательщики сборов и страховых взносов;налоговые органы;законодательство о налогах, сборах и страховых взносах.При этом если первый элемент структуры характеризует исключительно один из уровней налоговой системы, то последующие могут одновременно принадлежать к разным уровням. Так, налогоплательщик может уплачивать одновременно федеральные, региональные и местные налоги, а, соответственно, один и тот же налоговый орган, где этот налогоплательщик стоит на учете, обеспечивают контроль за своевременностью исчисления и уплаты налогов на всех уровнях.При этом каждый конкретный элемент в структуре налоговой системы может быть в дальнейшем детализирован. Так, в частности, применительно к федеральному, региональному или местному налогу такими подэлементами являются (п. 1 ст. 17 НК РФ):объект налогообложения (к примеру, реализация товаров, имущество, прибыль, доход);налоговая база (стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения);налоговый период (период времени, по окончании которого определяется налоговая база и рассчитывается налог к уплате);налоговая ставка (величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы);порядок исчисления налога;порядок и сроки уплаты налога.Указанные подэлементы налогов в структуре налоговой системы являются обязательными. К ним могут быть добавлены налоговые льготы и основания для их применения (п. 2 ст. 17 НК РФ).Соответственно, и иные элементы налоговой системы могут быть представлены с большей степенью детализации. К примеру, налоговые органы – это ФНС и ее территориальные органы (управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня).Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.4 Организация государственных финансов на федеральном уровне4.1 Характеристика государственных финансов на федеральном уровнеВ соответствии со ст. 5 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, что обусловлено федеративной формой государственного устройства. Исходя из этого в Российской Федерации и составе государственных финансов можно выделить государственные финансы на федеральном уровне и государственные финансы на уровне субъектов РФ (региональном уровне). Государственные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реализацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ, государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за органами государственной власти субъектов РФ.Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ1, в состав которых входят бюджет Пенсионного фондаРоссийской Федерации, бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.Средства федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ находятся в федеральной собственности, указанные бюджеты утверждаются в форме федеральных законов.Государственные финансы на региональном уровне включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов2. Бюджеты субъектов РФ представлены разными видами бюджетов: республиканскими бюджетами республик, краевыми бюджетами краев, областными бюджетами областей, окружными бюджетами автономных округов, областным бюджетом автономной области, городскими бюджетами городов федерального значения. К бюджетам территориальных государственных внебюджетных фондов относятся бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.Средства бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности субъектов РФ, данные бюджеты утверждаются в форме законов субъектов РФ.Таким образом, состав государственных финансов в России можно представить в следующем виде:Рисунок 1 – состав государственных финансов в Российской ФедерацииФедеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности федеральных органов государственной власти. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.Федеральный бюджет — фонд денежных средств, находящийся в распоряжении федеральных органов государственной власти и обеспечивающий выполнение возложенных на них функций и задач.Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов.К налоговым доходам федерального бюджета относятся доходы: от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на прибыль организаций, налога на добавленную стоимость, налога на добычу полезных ископаемых и др.); от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам и сборам, подлежащим зачислению в федеральный бюджет.Неналоговыми доходами федерального бюджета являются: доходы от внешнеэкономической деятельности (таможенных пошлин и таможенных сборов и др.); доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности (перечисления части прибыли Центрального банка РФ, арендной платы за переда чу в возмездное пользование государственного имущества PФ и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (плата за использование лесов, за геологическую информацию о недрах, за проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и др.); доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (за предоставление информации, содержащейся в Едином государственном реестре налогоплательщиков, и др.); доходы от продажи материальных и нематериальных активов (конфискованного имущества, обращенного в доход государства, и др.); административные платежи и сборы, штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации (денежные взыскания за нарушение законодательства РФ об основах конституционного строя РФ, бюджетного законодательства РФ в части федерального бюджета и др.).В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, от юридических и физических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств.Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет отчисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.За счет средств федерального бюджета обеспечиваются: финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти; финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации; государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических); финансирование деятельности государственных учреждений, обеспечивающих оказание государственных услуг; финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса; финансирование выборов и референдумом Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных функций органом государственной власти РФ.Наряду с федеральным бюджетом значительный объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении органов государственной власти РФ, сосредоточен в бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ.Бюджет государственного внебюджетного фонда РФ — фонда денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.Доходы бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ формируются за счет: налоговых доходов3; неналоговых доходов (paзличных видов страховых взносов; доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении государственных внебюджетных фондов РФ; денежных взысканий за нарушение законодательства РФ о государственных внебюджетных фондах РФ и др.); безвозмездных поступлений (из других бюджетов бюджетной системы РФ, от физических и юридических лиц и др.)За счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ осуществляются расходы, связанные с реализацией конституционных прав граждан на: социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, и случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах.Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) — фонд денежных средств, находящийся в распоряжении органов государственной власти субъектов РФ и предназначенный для выполнения возложенных на них функций и задач.Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений и других доходов.Налоговыми доходами бюджетов субъектов РФ являются доходы: от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, акцизов по отдельным видам подакцизных товаров и др.); от региональных налогов (транспортного налога, налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес); от денежных взысканий за нарушение налогового законодательства РФ по налогам и сборам, подлежащим зачислению в региональный бюджет.В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются: доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ (размещения временно свободных средств бюджетов субъектов РФ, перечисления прибыли государственных унитарных предприятий субъектов РФ после уплаты налогов и иных обязательных платежей и др.); платежи при пользовании природными ресурсами (плата за пользование водными объектами, находящимися в государственной собственности субъектов РФ, и др.); доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (сборы за выдачу лицензий органами государственной власти субъектов РФ и др.); доходы от продажи материальных и нематериальных активов (земельных участков, находящихся в государственной собственности субъектов РФ, и др.); административные платежи и сборы; штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъектам РФ (денежные взыскания за нарушение законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и др.).В бюджеты субъектов РФ могут зачисляться безвозмездные поступления из других бюджетов бюджетной системы РФ, от физических и юридических лиц, от международных организаций и правительств иностранных государств.К другим доходам региональных бюджетов относятся доходы от приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями субъектов РФ, и иные доходы, предусмотренные законодательством РФ.Между бюджетами органов государственной власти и бюджетами государственных внебюджетных фондов существуют определенные взаимосвязи, среди которых можно выделить следующие:между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. Например, из федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ перечисляются средства в порядке финансовой поддержки (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и др.), возмещения временного недостатка в бюджетных средствах; из бюджетов субъектов РФ в федеральный бюджет могут перечисляться межбюджетные субсидии, средства в счет погашении задолженности по бюджетным кредитам;между федеральным бюджетом и бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ. Так, из федерального бюджет в бюджет Пенсионного фонда РФ перечисляются средства на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в бюджет Фонда социального страхования РФ направляющем средства на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан (подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и др.). Временно свободные денежные средства бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ могут инвестироваться в государственные ценные бумаги РФ, средства от размещения которых поступают в федеральный бюджет;между бюджетами субъектов РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов. В частности, из бюджетов cyбъектов РФ в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования перечисляются средства на обязательное медицинское страхование неработающего населения. За счет бюджета Пенсионного фонда РФ предоставляются средства бюджетам субъектов РФ на социальную поддержку определенных категорий граждан (Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы и др.). Средства бюджетов субъектов РФ направляются в бюджет Пенсионного фонда РФ на социальные выплаты отдельным категориям граждан (пенсии гражданам, признанным безработными, и др.);между бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ. Так, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования предоставляются средства бюджету Фонда социального страхования РФ на оплату медицинской помощи отдельным категориям граждан (женщинам в период беременности и родов и др.);между бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов. Например, из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования перечисляются средства на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.4.2 Структура и динамика налоговых доходов федерального бюджета Российской ФедерацииКак правило, для выполнения своих задач государству необходимы ресурсы, которые будут направляться на финансирование бюджетных расходов государства. Источниками доходов бюджета являются налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.Налоги составляют основную часть доходов федерального бюджета Российской Федерации и только при условии поступления налогов, государство имеет возможность реализовать на практике весь заложенный в него функционал.Таблица 1. Динамика структуры доходов федерального бюджета РФ за 2019-2021 гг. (млрд. руб)2019Удельный вес, %2020Удельный вес, %2021Удельный вес, %Всего доходов15 088, 910019 454, 410019 970, 3100В том числе:Налоговые9 017,959,811742,760,412 380,262,0Неналоговые6 071,040,27 711, 839, 67 590,138,0Так, изучив таблицу 1, можем утверждать, что налоговые доходы являются ключевыми в структуре бюджета России. При этом, стоит отметить, что за период 2019-2021 гг., наблюдается увеличение доли налоговых доходов и, соответственно, снижение доли неналоговых доходов. За три года прирост налоговых поступлений в денежном эквиваленте составил более 3 триллионов рублей, а именно: 2 274,8 трл. руб. в 2020 году и 1 087,5 трл. руб. в 2021 году. Общим фактором такого роста выступает налоговое администрирование, то есть улучшение организации работы по сбору налогов, контроля за исполнением налогового законодательства, выявления схем уклонения от уплаты налогов и т.д. Далее, с помощью диаграмм рассмотрим долю каждого налога в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета.-78402749300063571437500Рисунок 2 – Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2020 годРисунок 3 – Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет за 2021 годЗа оба года наибольший процент доли в общем объеме налоговых поступлений занимает налог на добычу полезных ископаемых. А именно, в 2020г. – 51% и в 2021 г. – 50%. Снижение поступлений НДПИ обусловлено, в основном, снижением поступлений по НДПИ на добычу нефти в результате снижения цены на нефть марки «Urals» в декабре 2020 – ноябре 2021 на 10% (с 70,24 до 63,23 долл./за барр.) при одновременном росте курса доллара США в декабре 2020 – ноябре 2021 на 5,1% (с 61,95 до 65,11 рублей за долл. США), а также изменения законодательства и введения в соответствии с Федеральным законом от 03 августа 2018 года №301-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» повышающих коэффициентов, увеличивающих ставку НДПИ в виде нефти в среднем на 1508,4 рублей за 1 тыс. тонн. Второй по значимости вид налога – это налог на добавленную стоимость. За два года его доля повысилась с 30% до 31%. Доля налога на прибыль организаций в 2020 году равна 8%, а в 2021 – 10%. Акцизы показали отрицательную динамику, его доля снизилась с 7% до 4%. Поступления по акцизам снизились из-за снижения объемов реализации продукции, а именно: табачной продукции, алкогольной продукции и т.д. Прочие налоги и сборы занимают наименьшую долю в структуре налоговых поступлений за 2020 г. и в 2021 г. (4% и 5%).Так, изучив структуру налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ и проследив их динамику за 2019-2021 гг. можем сделать выводы о том, что наибольший вес имеют НДПИ, НДС и налог на прибыль организаций. Подводя итог, стоит отметить, что общим фактором роста налоговых поступлений в бюджет РФ является повышение качества налогового администрирования.ЗаключениеАккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов: здравоохранение, образование, культура, и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое. Таким образом, государство за счет налогов является плательщиком разнообразных потребностей его граждан. От стабильности налоговой системы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно все общество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства на предприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, рост доходов населения. Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Совершенствование налоговой политики способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем государственного долга и возможного бюджетного дефицита. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощный стимул экономического роста.Список использованных источниковНалоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) : 31.07.1998 г. № 146-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_19671/ (дата обращения: 23.04.2022). Налоговый кодекс Российской Федерации, ч. 2 : 05.08.2000 г. № 117-ФЗ // КонсультантПлюс : сайт. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 23.04.2022).Аронов А. В. Налоговая политика и налоговое администрирование : учебное пособие / А. В. Аронов, В. А. Кашин. – 2-е изд. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2017. – 544 с.Ворожбит О. Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система Российской Федерации : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Менеджмент», «Товароведение» / О. Ю. Ворожбит, В. А. Водопьянова ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Владивосток. гос. ун-т экономики и сервиса. – Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2018. – 175 с.Григолия С.З., Ржевская Д.С., Бледных А.Д. Налоговые доходы Федерального бюджета РФ, анализ их состава, динамики и структуры // Вестник современных исследований. – 2019. – №4.7 (31). – С. 78-83. Малкина М. Ю. Налоговая система Российской Федерации и ее характеристики : монография / М. Ю. Малкина, Р. В. Балакин. – Москва : ИНФРА-М, 2019. – 127 с.Малис Н. И. Теория и практика налогообложения : учебник / Н. И. Малис, И. В. Горский, С. А. Анисимов ; отв. ред. Н. И. Малис. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2017. – 382 с.Мишле Е. В. Налоговое право. Региональные и местные налоги и сборы : учебное пособие для вузов / Е. В. Мишле. – Москва : Юрайт, 2020. – 177 с.Налоговая система Российской Федерации : учебник / М. М. Шадурская, Е. А. Смородина, И. В. Торопова, М. И. Львова, А. Г. Лачихина ; под общ. ред. М. М. Шадурской ; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2020. – 254 с.Пансков В. Г. Налоговая система РФ: проблемы становления и развития : монография / В. Г. Пансков. – Москва : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. – 246 с.Официальный сайт ФНС России. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn05/ (дата обращения 23.04.2022) Гришина В.В. Анализ и оценка налоговых доходов федерального бюджета РФ // Актуальные вопросы налогообложения, налогового администрирования и экономической безопасности. – 2019. – С. 48-52. Итоги деятельности ФНС России за 2020 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/analit/itog20.pptx (дата обращения 26.03.2020) Итоги деятельности ФНС России за 2021 год. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/about_fts/itog21_22.pptx (дата обращения 26.03.2020)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!