это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3946513
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры………………6
1.1 Роль мотивации учащихся в начальном обучении………………….6
1.2 Повышение мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьников……………………………………………………..12
1.3 Использование дидактической игры для повышения учебной мотивации младших школьников………………………………………...15
Выводы по главе 1…………………………………………………………21
Глава 2. Практическая работа по повышению учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры………………23
2.1 Исследование учебной мотивации младших школьников………….23
2.2 Опыт повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры……………………………………….. 25
2.3 Анализ результативности повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры………………………….29
Вывод по главе 2…………………………………………………………...31
Заключение…………………………………………………………………32
Список использованной литературы……………………………………..35
Приложения ……………………………………………………………….40
Введение
Актуальность исследования. Мотивация в педагогике всегда была и есть одним из важнейших компонентов обучения, фундаментом для осуществления всестороннего развития личности. В Федеральном законе «Об образовании РФ» особое внимание обращается на формирование мотивации к познанию, мировоззрения, развития творческих способностей. Заметим, что мотивационный компонент является одним из важнейших элементов любого учебно-воспитательного процесса при изучении школьниками различных учебных предметов, и особенно в начальной школе. Психологические исследования использования различных средств повышения учебной мотивации проводились многими учеными, в частности Л.В. Занковым, И.М. Соловьевым, Ж.И. Шиф, Б.И. Пинским, Г.М. Дульневым, В.Г. Петровой, М.М. Нудельманом, М.П. Феофановым и др. В педагогике проблеме учебной мотивации школьников к обучению большое значение придавал еще К.Д. Ушинский. Позже эту проблему изучали такие педагоги как В.И. Лозовая, Г.В. Троцко, Г.И. Щукина и др. Сегодня педагоги отмечают значительное снижение интереса и низкую учебную мотивацию. Это наблюдается уже и у учеников начальной школы. Повышение учебной мотивации является важным фактором успешного решения задач гуманитарного образования, направленного на общий подъем духовности, воспитание украинской ментальности. Одним из эффективных средств повышения учебной мотивации у младших школьников является использование на уроках и на внеклассных занятиях дидактических игр наглядного и занимательного характера, что способствует созданию у учащихся эмоционального настроя на весь урок, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами. Изучение роли дидактической игры и ее соотношения с результатами обучения занимает большое место в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов. Многочисленные исследования доказывают, что для формирования полноценной положительной учебной мотивации необходима целенаправленная работа, где одно из важных мест занимает дидактическая игра, цель которой – активное освоение учебной деятельности. При включении детей в игровую ситуацию, интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. В соответствии с актуальностью проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: какова роль дидактической игры в повышении учебной мотивации младших школьников? Объект исследования – процесс повышения учебной мотивации младших школьников.Предмет исследования – проведение дидактических игр как средства повышения учебной мотивации младших школьников.Цель исследования – теоретическое обоснование и проверка эффективности использования дидактических игр как средства повышения учебной мотивации младших школьников.Задачи исследования:Анализ научной литературы и определение роли мотивации учащихся в начальной школе;Изучение основ повышения мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьниковОписание методов использования дидактической игры для повышения учебной мотивации младших школьников;Проведение исследования учебной мотивации младших школьников;Описание опыта повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры;Проведение анализа результативности повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры.Гипотеза исследования: мы считаем, что дидактические игры будут эффективным средством повышения познавательной мотивации, если педагог будет их использовать на разных этапах урока, проводить систематически и целенаправленно, игры будут сопровождаться ярким наглядным материалом, во время проведения игр будет создаваться ситуация успеха. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, а именно:- теоретические: анализ, синтез, индукция, сравнение, обобщение, систематизация; - эмпирические: проведение диагностики, анкетирование.База исследования: Средняя общеобразовательная школа №2». В исследовании участвовали 20 учеников 3 класса.Практическое значение исследования заключается в том, что представленный опыт повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры, который может быть использован педагогами в их профессиональной деятельности.Глава 1. Теоретические аспекты повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игрыРоль мотивации учащихся в начальном обученииМотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личным свойством, изнутри побуждая к совершению определенных действий. Другими словами, мотив – это:1) побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности;2) предметно-направленная активность определенной силы;3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков лица.В качестве мотивов могут выступать потребности, интересы и желания. Термин «Мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». В настоящее время понятие мотивация трактуют по-разному. В одном случае-как совокупность факторов, направляющих поведение [3], в противном случае-как совокупность мотивов [9], в третьем – как побуждение, вызывающее активность организации и определяет ее направленность [8].Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиски ответов на вопросы типа «почему?», «зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какое значение?». Описание причин устойчивых изменений и есть ответ на вопрос о мотивации поступков, содержащих его.Мотивация объясняет целенаправленность действий, организованность и устойчивость деятельности, направленной на достижение определенной цели [3].Высказывания авторов о соотношении мотива и мотивации также очень разнообразные. Н.Г. Михайлова считает, что мотивация выступает как вторичная по отношению к мотиву образование. Более того, по ее мнению, мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов: возникла ситуация, которая позволяет реализовать имеющийся мотив, появляется и мотивация [14]. Е.А. Климов утверждает, что через выработку отдельных мотивов мы можем влиять на мотивацию в целом, то есть уже мотивация зависит от мотивов, которые становятся первичными. Кроме того, автор считает, что мотивы относятся к действиям, а мотивация-к деятельности [10].Таким образом, ни в педагогике, ни в психологии не существует четких определений терминов «мотив» и «мотивация», и нет единства взглядов на них. У многих работах эти два понятия рассматриваются как синонимы. Выход из положения, которое создавшееся, видится в том, чтобы рассматривать мотивацию как совокупность устойчивых мотивов, определяющих содержание, направленность и характер деятельности лица, ее поведения.Мотивация учебной деятельности - это совокупность мотивов с доминирующим познавательным или учебным мотивом. Иначе мотивацию учебной деятельности называют внутренней мотивацией обучения, которая является совокупностью мотивов, заложенных в самой учебной деятельности (мотивы, связанные с содержанием и самим процессом обучения).С приходом ребенка в школу устанавливается новая социальная ситуация развития-учебная деятельность, а ее центром становится учитель. Учебная деятельность - особая форма активности ребенка, направленная на изменение себя самой как субъекта обучения. В структуру учебной деятельности по Г.И. Щукиной входят:– мотивация учения – система побуждений, которая заставляет ребенка учиться, добавляет учебной деятельности значение;- учебная задача, то есть система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает самые общие способы действия;- учебные действия, те с помощью которых усваивается учебная задача, то есть все те действия, которые ребенок совершает на занятии;– действия контроля – те действия, с помощью которых контролируется ход усвоения учебной задачи;– действие оценки – те действия, с помощью которых оценивается успешность усвоения учебной задачи [30].Как правило, учебная деятельность ребенка просыпается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Иными словами, мотивационная сфера детей младшего школьного возраста разнообразна, по-своему содержанию. Рассмотрим ряд классификаций мотивов обучения, предложенных различными и весьма авторитетными специалистами в этой области.Классификация мотивов обучения по И.Г. Горбачевой [5].1. Мотивы понимающие и реально действующие. Ребенок понимает, что надо учиться, но это еще может не побудить ее заниматься учебной деятельностью. Понимающие мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.2. Мотивы ведущие и второстепенные. Одни мотивы оказывают более сильное влияние на учебную деятельность, чем другие.3. Мотивы, порождаемые учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом обучения; мотивы благополучия, связанные с желанием получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу родителей; и престижные мотивы, обусловленные желанием выделиться среди товарищей, занять определенное положение в группе.Н.Г. Алиева предлагает такую классификацию [2].1. По отношению к непосредственной цели учения мотивы могут быть внешними (наказание, поощрение, требование, выгода) и внутренние (интерес к знаний, любознательность, потребность в новой информации).2. Внутренние мотивы учения могут быть познавательными, связанными с содержанием самой учебной деятельности и социальными, связанными с факторами, влияющими на мотивы обучения, но не связанными с учебной деятельностью (стремление быть умным, стремление заполучить одобрение старших товарищей, добиться успеха).3. Мотивы учения могут быть вызваны далекими перспективами или же непосредственной ситуацией. Последние имеют большое педагогическое значение, поскольку они прямо направляют активность ребенка на процесс познания.Особую ценность представляет классификация мотивов учебной деятельности старших дошкольников, предложенная А.С. Войтовым [4].1. Мотивы прихода в школу. Это мотивы, связанные не только с потребностью ребенка получить новые знания и умения, но и со стремлением поднять свой статус (называться школьником), казаться взрослее.2. Мотивы получения знаний. В качестве такого мотива выступает познавательный интерес (желание овладеть способами приобретения знаний, потребность в новой информации).3. Мотивы получения отметки. Дети воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества выполненной работы. Поэтому ребенку непонятно почему взрослые считают, что она учится не очень, ведь она старается.4. Мотивы избежания неудачи. Дети стремятся избежать низкой отметки и тех последствий, которые она влечет за собой недовольство воспитателя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.п.).5. Мотив достижения успеха. Желание хорошо, правильно выполнить задание и получить высокую отметку или одобрение взрослых.По мнению Т.О. Гордеевой, к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у старшего дошкольника в ходе обучения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у дошкольника выражена направленность на другую человека в ходе обучения, то это говорит о социальных мотивах [6]. К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе обучения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного. К социальным – такие мотивы, как понимание необходимости обучения для дальнейшей жизни, обучение в школе, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренних мотивов учебной деятельности.По мнению В.П. Донец, и познавательные, и социальные мотивы могут иметь различные уровни [7].1. Уровни познавательных мотивов (преобладание у дошкольника в ходе обучения направленности на содержание учебного предмета):– широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями, фактами, закономерностями);– учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение способов добывание знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний);- мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний);2. Уровни социальных мотивов (направленность на общение):– широкие социальные мотивы (ответственность, понимание значимости обучение);- узкие социальные, или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях со взрослыми и сверстниками, заполучить их одобрение);- мотивы сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия с другой человеком).Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Учебная мотивация, как и любой другой ее вид системная. Она характеризуется направленностью, устойчивостью и динамичностью [6]. В работах И.Г. Кондратюк отмечается, что мотивация учебной деятельности побуждает иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть или внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее исполнением, или широкие социальные мотивы, связанные с потребностью ребенка занять определенную позицию в системе общественных отношений [9]. Другими словами, можно сказать, что личная готовность к обучению в школе охватывает две группы мотивов обучения, которые необходимо формировать у детей перед школьного возраста в комплексе, не разрываяих между собой. Это широкие социальные мотивы обучения и мотивы познавательные, которые предполагают ориентацию на учебный процесс и его содержание.Между различными видами мотивов состоит соподчинение, иерархия мотивов: одни из них приобретают важнее значение для ребенка, чем другие.Учебная деятельность является полимотивированной, поскольку активность обучаемого имеет разные источники. Выделены три вида источников активности:1) внутренние источники, к которым относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально ободряющим действиям и достижениям);2) внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности ребенка, к которой относятся требования, ожидания и возможности. 3) личные источники включают интересы, потребности, установки, обуславливающие стремление к самосовершенствованию, самоутверждения и самореализации в учебной и других видах деятельности.Взаимодействие вышеупомянутых источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности, и ее результаты [4].Таким образом, мотивационная сфера детей младшего школьного возраста очень разнообразна по своему содержанию и является ядром лица ребенка. На протяжении всего детства происходят изменения в мотивах, а также меняется их содержание, появляются новые виды. Между различными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия, которая придает определенную направленность деятельности ребенка.1.2 Повышение мотивации как фактора успеха учебной деятельности младших школьниковГлавная цель начальной школы на современном этапе — создание условий для развития и самореализации каждой личности как гражданина России, формирование поколения, способного учиться на протяжении жизни. Поэтому задачей в начальной школе должна быть подготовка детей к систематическому и целенаправленному обучению в старших возрастных периодах, формирование положительной мотивации обучения, обеспечение морально-духовной зрелости личности [4].Наиболее ценной является познавательная мотивация. Она обусловлена желанием учиться, интеллектуальной инициативой ребенка. Я организую учебный процесс так, чтобы заинтересовать детей, вызвать желание учиться. Учебный материал должен стимулировать мышление учащихся, поставленную задачу — подталкивать к поискам путей его решения. Чрезмерно упрощенные задачи являются неинтересными для учащихся, а это приводит к потере мотивации усвоения учебного материала. Ребенок должен радоваться тому, что он о чем-то узнал. Только тогда можно сказать, что у нее развивается мотивация, адекватная структуре личности.Мотивация достижения успеха — это желание качественно и правильно выполнить задание, получить нужный результат. Она ориентирует ребенка на качество и результативность учебных действий (независимо от оценки), способствует формированию саморегуляции. При формировании такого вида мотивации я создаю ситуации успеха, использую похвалу, поощрение к деятельности [11].Мотивация престижа наиболее характерна для детей с завышенной самооценкой и склонностью к лидерству. Она побуждает школьника учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Но постоянное соперничество со сверстниками, пренебрежительное отношение к ним мешают формированию здоровых отношений ребенка с коллективом.Мотивация избегания неудачи, как правило, проявляется у учеников, которые не успевают в учебе. Дети стараются любым способом избежать негативной оценки и тех последствий, которые она за собой влечет. Эта мотивация придает учебной деятельности негативную эмоциональную окраску, вызывает у ребенка чувство страха и тревоги. Чтобы предотвратить формирование такой мотивации, я поддерживаю детей в их малейших успехах, хвалю за выполнение промежуточных действий, а не оцениваю только конечный результат [12].Именно мотивация обучения побуждает ребенка к определенной деятельности с целью расширения и углубления знаний, и является основным средством повышения успеваемости обучения. Перестройка позиции учителя в обеспечении мотивационного компонента урока предполагает такую организацию обучения, чтобы для всех детей были предпосылки воспитания положительных черт характера, желания и умения учиться.Для развития мотивации обучения нужны стимулирующая среда и целенаправленное воздействие через систему педагогических приемов. Поэтому общие условия педагогического стимулирования на уроках я совмещаю с применением широкого диапазона методических приемов, которые «прямо работают» на мотивационный компонент урока.К мотивационного компонента урока я подбираю интересный материал, который стимулирует эмоции и чувства учащихся, используя ролевые, сюжетные, дидактические игры. Игра в учебном процессе создает мотивацию, возбуждает интерес, развивает коммуникативные навыки. Преимущество игры еще в том, что она достигает своей цели незаметно для ребенка [20].Учебные задачи урока подбираю с элементами новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса во время его выполнения; слежу за тем, чтобы задания не только соответствовали возрастным ограничениям, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности школьника; регулирую уровень сложности заданий, каждый раз повышая его; предоставляю ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом ее свободу; наполняю содержание обучения интересным, личностно значимым материалом; стараюсь поддерживать положительные эмоции, стимулировать интеллектуальные чувства младших школьников [29].Опыт убеждает, что эмоциональные переживания у учеников вызывает все новое, яркое, интересное, насыщенное живыми образами. Тот учебный материал, который нашел эмоциональный отклик у учащихся вызвал у них интеллектуальные чувства, запоминается лучше и прочнее. Для формирования полноценной мотивации, которая в свою очередь является средством повышения качества знаний учащихся, использую работу творческими группами. Ученики работают на уроке как настоящие исследователи, ученые. Мотивация учебной деятельности проводится в виде умственной разминки, ситуации свободного выбора, создания проблемной ситуации. Решающим фактором в развитии мотивации учения является использование мною активных методов обучения, которые способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, предоставление возможности развития собственной индивидуальности, самореализации, привлечение учащихся к выполнение конструктивных, преобразующих, фантазийных, творческих задач средствами слова, образа, модели, практического действия. Это метод тестирования, групповой работы, дидактической игры, метод эвристической и мотивационной беседы [27].Таким образом, можно выделить следующие условия повышения у учащихся полноценной мотивации:- использование на уроке личностно ориентированного интересного материала,- поддержка стремления к саморазвитию и самосовершенствованию,- формирование любознательности и познавательного интереса,- обогащение мышления интеллектуальными чувствами,- стимулирование появления эмоционального удовольствия от процесса обучения,- формирование адекватной оценки собственных возможностей,- использование различных способов педагогической поддержки.- воспитание чувства долга, ответственного отношения к учебной работе,- установление по-настоящему гуманных отношений с учениками, уважение к личности ребенка,- удовлетворение потребности в общении с учителем и одноклассниками во время обучения.1.3 Использование дидактической игры для повышения учебной мотивации младших школьниковИгру относят к исторически обусловленному, природному элементу культуры, выступающему видом произвольной деятельности индивида. В играх принимают участие люди всех возрастов. В образовательной отрасли, а именно в учебных заведениях разных типов, достаточно широко используются дидактические игры [24].В научной литературе существует несколько разнообразных подходов к толкованию понятия «дидактическая игра», которое характеризуется исследователями как средство, метод и форма обучения. В частности, дидактическую игру рассматривают как ценный метод стимулирования интереса к обучению; как средство, возбуждающее интерес к учебе (Ю.К. Бабанский).Метод обучения по П.М. Матюшкину - это «способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности учителей и первоклассников, направленной на решение за дань образования, воспитания и развития в процессе на учение» [12, с. 129].Кроме того, исследователями предложены различные термины для описания похожих понятий, а именно: «дидактическая игра», «обучающая игра», «игровой метод», «игровой прием», «игровая технология». Считаем, что термин «дидактическая игра» подчеркивает педагогическую направленность данного метода обучения и многофункциональность его использования.Суть дидактической игры-моделирование, имитация (наследование). Именно в дидактической игре в упрощенномвиде воспроизводится, моделируется действительность, происходит имитация реальных действий, которая способствует повышению значимости учебного материала для личности школьника, влияющего на характер ее мотивации, формированию творческого мышление [3].Дидактическая игра выполняет несколько основных функций: мотивационно-побудительную; учебную; воспитательную; ориентационную; социокультурную; коммуникативную; самореализации; диагностическую; коррекционную. Итак, данный метод обучения является полифункциональным, позволяющим использовать его на разных этапах организации учебного процесса.И.Н. Скрипкин, С.Б. Ступина подробно осветила функции дидактических игр, используемых в начальной школе: активизация интереса и внимания детей, развитие познавательных способностей, сообразительности, воображения, закрепления знаний, умений и навыков, тренировка сенсорных умений и тому подобное [22]. По мнению исследовательницы, правильно построенная интересная дидактическая игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, тренирует волевые качества ребенка.Исследователями предложены различные классификации дидактических игр, которые опираются на разные по характеру и количеству критерии.В частности, В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой выделяют следующие виды дидактических игр, использующих в начальной школе: сюжетно-ролевые, игры-упражнения, игры-драматизации, игры-конструирование [26].П.М. Матюшкин классифицирует дидактические игры на: ролевые (предусматривающие разыгрывание определенных ситуаций, когда школьники выполняют конкретные роли); деловые (имитация работы представителей науки, отдельных профессий, с учетом конкретных данных); организационно-деятельностные (используются для профессиональной подготовки специалистов, повышение их квалификации, оптимального решения задач личностной самореализации в профессиональных ситуациях); компьютерные (используют для изучения языка программирования и формирования компьютерных знаний, а также изучения различных дисциплин с помощью компьютерных программ) [12].Автор отмечает, что организационно-деятельностные дидактические игры делятся на: учебные, позволяющие установить в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности; производственные, основной целью которых является повышение квалификации работников управленческих предприятий и организаций; педагогические, которые направлены на развитие профессионально-личностных качеств педагога, умения работать в реальных условиях, совершенствовать знания и умения в отрасли методики преподавания.Н.Г. Недогреева подробно описал ролевые учебные игры (игра-драматизация, игра-моделирование в гипотетических условиях), имитационно-моделирующие игры (игра-упражнение, игра-иллюстрация, игра с усилю вальным ролевым компонентом, игра с общим принятием решения в сложном социальном контексте), дискуссии («Круглый стол», «Заседание экспертной группы», «Форум», «симпозиум», «Дебаты») [15].Одним из факторов обеспечения эффективности дидактической игры выступает реализация всех ее элементов. К структуре дидактической игры относят: дидактическое задание, которое определяется в соответствии с требованиями программы по учетом возрастных особенностей детей; игровой замысел, в котором маскируется дидактическое задания; игровое начало, что существенно влияет на создание игровой атмосферы; правила игры; игровые действия – средство реализации игрового замысла и вовремя осуществления поставленной педагогом задачи; подведение итогов [5]. Рассматривая связь учебного процесса дидактической игры как своеобразного средства его реализации, важно учитывать, что дидактическая цель формулируется в виде игрового задания, учебная деятельность подчиняется правилам игры, а успешное выполнение заданий способствует достижению игрового и обучающего результатов.Дидактическая игра будет эффективной при условии ее правильной организации. Для использования дидактических игр характерны следующие этапы (И.Г. Кондратюк): ориентация (учитель представляет тему, дает характеристику игре, общий обзор ее хода и правил); подготовка к проведению (оказывается в ознакомлении со сценарием, распределении ролей, подготовке к их выполнению, обеспечении процедур управления игрой); проведение игры (учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, фиксирует результаты); обсуждение игры (дается характеристика выполнения действий, их восприятия участниками, анализируются положительные и отрицательные моменты хода игры, трудности, обсуждаются возможные пути совершенствование игры).Заметим, что соблюдение этих этапов организации дидактической игры является обязательным для педагога, независимо от возраста ее участников. И.Г. Горбачева выделила оптимальные способы использование дидактических игр в системе уроков в начальной школе: весь урок строится как сюжетно-ролевая игра (уроки-путешествия, уроки-сказки и тому подобное); во время урока игра используется как структурный элемент; во время урока несколько раз создаются игровые ситуации (с помощью сказочного персонажа, игрушки, необычного способа по обстановки задачи, элементов всеобщности и тому подобное) [5].Е.Б. Ковалева выделила факторы, определяющие продолжительность дидактической игры во времени и ее место на уроке (школа первой ступени): уровень сложности учебного материала, предлагаемого в содержании дидактической игры; опыт учителя в организации и проведении учебно-игровой деятельности; опыт участия учащихся в дидактических играх; особенности ученического контингента [8].К преимуществам использования дидактической игры отнесены: непосредственное влияние на формирование у учащихся учебной мотивации; стимулирование инициативы и творческого мышления; включение в учебную деятельность практически всех младших школьников; приобретение ими опыта сотрудничества; установление межпредметных связей; обеспечение познавательной насыщенности учебного процесса; создание «неформальной среды» для обучения и благоприятных предпосылок для формирования различных стратегий решения задач; проявление первоклассниками волевых усилий при решении поставленных задач; «структурирование» знаний, которые могут применяться в различных областях; обеспечение межпредметных связей; объединение разрозненных представлений в сложную и сбалансированную картину мира и тому подобное.Определено, что использование дидактических игр в начальной школе позволяет первоклассникам преодолевать существенные трудности в обучении, видеть собственные ошибки, оценивать достижения, сочетать теоретические знания с практическими.По мнению ученых, для игровых методов характерные особенности, отличающие их от традиционных: наличие игровых моделей объекта, процесса или деятельности; активизация мышления и поведения первоклассника; высокая степень задействованности в учебном процессе; обязательность взаимодействия первоклассников между собой и учителем или учебным материалом; усиление эмоциональности и творческий характер занятия; самостоятельность в принятии решение; стремление приобрести умения и навыки по относительно короткий срок (М. Фицула).В научной литературе предложено несколько дидактических условий успешного использования дидактической игры в первом классе: органическое включение игры в структуру урока; усиление ее развивающей направленности; умелое руководство педагогом процессом игровой деятельности; правильный отбор и использование игрового оборудования; захватывающие названия; наличие действительно игровых элементов; направленность игры на развитие математических навыков и математических умений; постепенное возрастание сложности дидактических игр с учетом уровня обученности учащихся и степени их подготовленности; учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; связь дидактической игры с другими видами деятельности на уроке; разнообразие видов игр в учебном процессе [14].По нашему мнению, данную группу педагогических условий уместно дополнить следующими: организация учебной и игровой деятельности; реализация структурных составляющих дидактической игры; коллективное и индивидуальное отслеживание образовательного и игрового результата; системность и систематичность использования дидактических игр; применение дидактических игр в вне урочное время. В исследованиях представлен опыт привлечения учащихся начальной школы к разработке новых дидактических игр, которые базируются на современных сюжетах. Предложены подходы к использованию системы дидактических игр как средства определения студента ми индивидуальной образовательной траектории [2].В качестве перспективного направления работы ученых определена разработка комплекса образовательных электронных программ с использованием дидактических игр для различных учебных предметов в среди них общеобразовательном учебном заведении.Считаем, что целенаправленное, систематическое использование данного метода обучения в образовательных заведениях разных типов будет способствовать формированию в обучающихся, иерархически-подчиненных компетентностей (ключевых, общепредметных и предметных).Потенциальный положительный влияние данного метода на успешность реализации компетентностного подхода обуславливает дальнейшее проведение научных исследований для разработки комплекса дидактических игр, направленных на формирование компетентностей определенного вида, определение дидактических и методических основ их использования в учреждениях дошкольного, начального и среднего образования; характеристики критериев и показателей эффективности данной работы [11].Таким образом, в результате анализа понятия «дидактическая игра» выявлено, что оно постепенно развивается в рамках дидактики. Нами была охарактеризована суть дидактической игры как метода обучения, ее особенности, основные функции, структуру, этапы организации, дидактические условия и оптимальные способы использования и т. д. Выводы по главе 1Учебная мотивация - это одно из важнейших условий, обеспечивающим успешное формирование у учащихся знаний, служит для них источником получения новой информации и осмысления ее, развитию речи и самостоятельного понимания материала.В процессе восприятия объекта наряду с восприятием участвуют память и мышление. Перед общеобразовательными школами стоит одна из первоочередных задач: обеспечить успешное изучение предметов, добиться свободного владения приобретенными знаниями. В этом помогает повышение мотивации учебной деятельности как средства повышения качества знаний учащихся.Дидактическая игра - это один из важных в педагогической практике и теории средств для расширения, углубления и закрепления знаний. Дидактическая игра представляет собой сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Основными целями проведение дидактических игр на уроках в начальной школе являются следующие: расширение кругозора учащихся; познавательная деятельность учащихся; применение знаний, умений и навыков в практической деятельности; формирование умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков и тому подобное.При организации учебного процесса с использованием дидактических игр важнейшими являются три принципа: доступности, посильности, систематичности. Принцип доступности предлагает обеспечивать соответствие обучение в процессе организации дидактической игры уже накопленным знаниям и индивидуальным особенностям учащихся. Глава 2. Практическая работа по повышению учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игры2.1 Исследование учебной мотивации младших школьниковДля того, чтобы подтвердить эффективность использования дидактических игр как средства повышения учебной мотивации младших школьников, мы провели экспериментальную работу. Данная работа состояла из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ СОШ № 2. В исследовании приняли участие 20 учеников 3-го класса.Задачи экспериментального исследования:1. Подобрать диагностическую методику для изучения учебной мотивации младших школьников;2. Провести исследование и оценить результаты;3. Внедрить дидактические игры в учебный процесс, используя их систематически и целенаправленно на каждом уроке;4. Провести повторное исследование и оценить результаты.Для диагностики учебной мотивации младших школьников на констатирующем этапе мы использовали методику Н. Г. Лускановой [11].Мы предложили школьникам анкету, которая состояла из 10-ти вопросов. На основании результатов данной анкеты будут выявлены уровни учебной мотивации младших школьников. Н. Г. Лусканова выделяет пять уровней:- 25-30 баллов – высокий уровень учебной мотивации;- 20-24 – хороший уровень учебной мотивации;- 15-19 - положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью,- 10-14 – низкая учебная мотивация;- менее 10 баллов негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.Представим анализ результатов исследования. Анкета представлена в приложении 1. Отвечая на вопрос «Тебе нравится в школе?» большинство (50%) младших школьников ответили «не очень», остальные дети 25% ответили «нравится» и 25% «не нравится». Основной массе 60% утром, чаще всего хочется остаться дома, только 15% ответили, что «идут в школу с радостью», остальные 25% сказали, что бывает по-разному. 45% младших школьников при возможности остаться дома не пошли бы в школу, только 15% высказали желание прийти на уроки, 40% сказали «не знаю».60% учащихся нравится, когда у них отменяют занятия, 30% сказали «не знаю», только 10% ответили, что «бывает по-разному». 30% младших школьников хотели бы, чтобы в школе не задавали домашних заданий, 35% учащихся не хотели бы, 35% ответили «не знаю».Большинство младших школьников (65%) хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены, 30% обучающихся не хотели бы, 5% сказали «не знаю». Только 50% младших школьников часто рассказывают о школе родителям, 25% редко, 25% не рассказывают. 35% обучающихся хотели бы, чтобы у них был менее строгий учитель, 40% ответили «точно не знаю», 25% не хотели бы. У 60% в классе много друзей, у 25% мало, 25% нет друзей.50% младшим школьникам нравятся одноклассники, 25% не очень нравятся одноклассники, 25% - не нравятся. Таким образом, анализ результатов показал, что у 10 (50%) младших школьников – низкий уровень учебной мотивации, у 3 (15%) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, 5 (25%) хороший уровень учебной мотивации, у 2 (10%) обучающихся высокий уровень учебной мотивации. Протокол исследования представлен в приложении 2. Рассмотрим результаты в диаграмме 1.Рисунок 1. Уровень учебной мотивации младших школьников на констатирующем этапе исследованияТаким образом, результаты исследования показали, что у большинства низкая учебная мотивация, только у 10 % высокий уровень. Это говорит о том, что обучающимся не интересно в школе, дети хотели бы, чтобы было больше перемен, многие желают иметь менее строгого учителя. Полученные данные говорят о том, что необходимо проводить работу по повышению учебной мотивации младших школьников. Для этого мы будем использовать дидактические игры. 2.2 Опыт повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игрыНа формирующем этапе исследования мы внедряли дидактические игры в учебный процесс. Цель формирующего этапа исследования – повысить учебную мотивацию младших школьников. Представим примеры использования игровых элементов на разных стадиях урока, причем это будут разные типы уроков, в зависимости от дидактических заданий и способов организации учебной деятельности.Проводить дидактические игры, создавать игровые ситуации, важно на каждом уроке. Поэтому дидактическая игра должна войти в практику работы учителя как один из самых эффективных методов организации учебной деятельности младших школьников.Дидактическую гру можно предлагать в начале урока. Такие игры должны возбудить мысль ученика, помочь ему сосредоточиться и выделить основное, самое важное, направлять внимание на самостоятельную деятельность. Иногда игра может быть как бы фоном для построения всего урока. Когда же ученики утомлены им целесообразно предложить подвижную игру. Сложность использования дидактической игры в обучении связана с ее особенностями (двухплановое поведение, отсутствие персональной ответственности каждого за результаты действий, упрощенное представление о реальности), что требует от ученика усилий для вхождения в игру. Нужно, чтобы ученики были сориентированы на исходе игры.Ученики 6-7 лет одновременно тяготеют к двум видам деятельности: игровой и учебной. Поэтому учебная деятельность становится ведущей лишь постепенно, сперва балансируя с игровой. Поэтому в течение урока можно ввести 2-3 кратковременные игровые ситуации разной продолжительности.Так, например, в систему игр на уроках мы включали такие игры: - на восстановление, дополнение целого;- на формирование мыслительных операций (анализ, сравнение, классификация, обобщение);- удаление «лишнего»;- игры-инсценировки;- игры-конструирование, ролевые игры с элементами сюжета.Более рациональным является формат игр предполагают участие большинства детей класса, быстрый ответ, сосредоточения произвольного внимания.Можно привести примеры игр на уроках математики- «Кто быстрее?» (излагают различные варианты состава числа);- «Молчание» (учитель показывает карточку с числом, а дети-соседей или предыдущее или следующее число);- «Дорисуй фигуру»;- «Закончи пример»;- «Найди свою пару» (раздаются карточки с цифрами, дети ищут пару, чтобы дополнить число до 10);- «Веселый счет» (на трех одинаковых таблицах размещены цифры от 1 до 10 в произвольном порядке и разные по размеру; трое учащихся соревнуются в скорости называние чисел в порядке возрастания или в порядке убывания);- «Цепочка» (один ученик называет пример, вычисляет его и вызывает другого ученика, который должен назвать другой пример, не повторяя предыдущего).Интересным занятием является также графические диктанты: учитель говорит, в какую сторону и на сколько проводить линию, а дети выполняют, не отрывая карандаша от бумаги, затем самостоятельно продолжают узор). Игры на уроках обучения грамоте (чтение):- «Почтальон» (дети получают листы с заданием для составления небольших рассказов по рисунку или опорными словами);- «Отгадай» (на столе разложено 5-6 игрушек или предметных рисунков. Детям предлагается внимательно рассмотреть их и выбрать один из них. Один ученик должен рассказать об этом предмете, не называя его, чтобы все остальные догадались, о чем идет речь);- Работа в парах: составление диалогов: покупатель-продавец, врач-больной; разговор по телефону и тому подобное.- «Микрофон» (во время итога урока учительница предлагает ответить на такие вопросы: чему научились на уроке? Какое задание больше всего понравилось? Чей ответ запомнился?);- «Цепочка слов» (можно проводить с мячиком).В младшем школьном возрасте важно также использовать упражнения на конкретизацию понятий. Важно также обращать внимание и на внешкольную деятельность. Так, например, можно предложить интегрированные уроки «Окружающего мира» и «Изобразительного искусства», который представляет собой целую систему уроков-путешествий, основанные на игровой деятельности школьников. На занятиях дети изучают жанры и виды искусств, их специфические особенности в виде сказочных стран, городов, улиц. Во время изучения и закрепления нового художественно-эстетического материала создаются игровые ситуации, используются сказки, игрушки, куклы-ведущие, то есть изучение искусствоведческого материала, эстетическое воспитание и развитие личности каждого воткнутого в форме игры. Куклы-ведущие как будто исполняют роль учителя. Сказочные герои предлагают ученикам творческие задания: вспомнить и исполнить песню об осени для того, чтобы попасть в сказочный замок волшебницы музыки, отгадать загадки, чтобы открылся сундук бабушки мастерицы, перевоплотиться в героев сказки, чтобы попасть в страну Театрального искусства и тому подобное.Данные уроки можно рассматривать как длительную игру-путешествие, по сценарию которой ученики на протяжении всего учебного года путешествуют разными художественными странами. Таким образом, тематика уроков чередуется в зависимости от того вида искусства, который является доминантой конкретного занятия. В течение всего учебного года дети по нескольку раз посетят каждую страну с разной целью. Например, во время первой поездки Карандаш расскажет детям о жителях страны Изобразительного искусства (художников, скульпторов), покажет города Живописи, Графики, а во время второго путешествия Карандаш пригласит детей в гости к себе в город Живописи на улицу Портретную и познакомит с известными портретистами.Во время путешествия дети познают новый художественно-эстетический материал, выполняют творческие задания, направленные на развитие самостоятельного творческого, образного мышления, воображения, фантазии.Также мы широко использовали дидактические игры, которые ведутся в течение одного или нескольких уроков. Выполняя комплекс творческих заданий, ученики пребывают в ролях художников, скульпторов, певцов, кукловодов, режиссеров, декораторов, поэтов, сказочников.Во время уроков младшие школьники вели себя активно, проявляли инициативу, поднимали руку для ответа, обсуждали варианты ответов, были любознательны и самостоятельны. 2.3 Анализ результативности повышения учебной мотивации младших школьников посредством дидактической игрыПосле проведения формирующего этапа исследования мы повторно провели диагностику учебной мотивации младших школьников по той же методике, которую использовали на констатирующем этапе исследования. Отметим, что на контрольном этапе исследования результаты младших школьников были значительно выше. Представим анализ результатов исследования. Отвечая на вопрос «Тебе нравится в школе?» большинство только 10% младших школьников ответили «не очень», остальные дети 90% ответили «нравится». 70% младших школьников ответили, что «идут в школу с радостью», только 30% сказали, что бывает по-разному. Только 15% младших школьников при возможности остаться дома не пошли бы в школу, 60 % высказали желание прийти на уроки, 25% сказали «не знаю».50% учащихся не нравится, когда у них отменяют занятия, 30% сказали «не знаю», только 20% ответили, что «бывает по-разному». 60% младших школьников не хотели бы, чтобы в школе не задавали домашних заданий, 15% учащихся хотели бы, 25% ответили «не знаю».Большинство младших школьников (80%) не хотели бы, чтобы в школе остались одни перемены, 20% обучающихся сказали «не знаю». 75% младших школьников часто рассказывают о школе родителям, 25% редко. Только 15% обучающихся хотели бы, чтобы у них был менее строгий учитель, 20% ответили «точно не знаю», 65% не хотели бы. У 90% в классе много друзей, у 10% мало.70% младшим школьникам нравятся одноклассники, 30% не очень нравятся одноклассники. Таким образом, анализ результатов показал, что у 5 (25%) младших школьников – высокий уровень учебной мотивации, у 10 (50%) – средний, младших школьников – низкий уровень учебной мотивации, у 3 (15%) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, у 2 (10%) низкий уровень учебной мотивации. Протокол исследования представлен в приложении 3. Рассмотрим результаты в диаграмме 2.Рисунок 2. Уровень учебной мотивации младших школьников на контрольном этапе исследованияТаким образом, результаты исследования показали, что после внедрения дидактических игр в учебный процесс у большинства младших школьников хороший уровень учебной мотивации, низкая учебная мотивация, только у 10 %. Это говорит о том, что обучающимся интересно на уроках, они настроены на учебу, с удовольствием идут утром в школу. Сравним результаты констатирующего и контрольного этапа исследования в диаграмме 3.Рисунок 3. Динамика учебной мотивации младших школьниковТаким образом, мы видим, что после систематического и целенаправленного использования дидактических игр произошла существенная динамика на всех уровнях учебной мотивации младших школьников. Высокий уровень вырос на 25%, хороший уровень на 35%, за счет детей, которые перешли с низких уровней мотивации. Низкий уровень сократился на 35%. Таким образом, результаты контрольного исследования позволяют нам сделать вывод, что использование дидактических игр способствовало повышению учебной мотивации младших школьников. Следовательно, дидактическая игра является эффективным средством повышения учебной мотивации младших школьников. Выводы по главе 2В ходе практического исследования мы провели экспериментальную работу, которая состояла из трех этапов. На первом этапе мы оценили уровень учебной мотивации младших школьников. На основаниии проведенной диагностической работы мы выявили, что у большинства низкая учебная мотивация, только у 10 % высокий уровень. Это говорит о том, что обучающимся не интересно в школе, дети хотели бы, чтобы было больше перемен, многие желают иметь менее строгого учителя. Полученные данные говорят о том, что необходимо проводить работу по повышению учебной мотивации младших школьников.На формирующем этапе мы внедрили дидактические игры во все этапы урока, проводили их систематически и целенаправленно, создавали ситуации успеха, сопровождали игры средствами наглядности. Во время уроков младшие школьники вели себя активно, проявляли инициативу, поднимали руку для ответа, обсуждали варианты ответов, были любознательны и самостоятельны. На контрольном этапе мы повторно провели диагностическую работу и ценили динамику повышения учебной мотивации младших школьников. Результаты показали, что после систематического и целенаправленного использования дидактических игр произошла существенная динамика на всех уровнях учебной мотивации младших школьников. Высокий уровень вырос на 25%, хороший уровень на 35%, за счет детей, которые перешли с низких уровней мотивации. Низкий уровень сократился на 35%. Это говорит об эффективности проведенной работы.ЗаключениеВ результате проделанной работы можно сделать теоретические и практические выводы и предложенияПервой задачей исследования было провести теоретический анализ данных научной и научно-методической литературы об особенностях учебной мотивации на начальном этапе обучения. Мотивационная сфера детей младшего школьного возраста очень разнообразна по своему содержанию и является ядром лица ребенка. На протяжении всего детства происходят изменения в мотивах, а также меняется их содержание, появляются новые виды. Между различными видами мотивов складывается соподчинение, иерархия, которая придает определенную направленность деятельности ребенка.Решая вторую задачу вы выявили условия повышения учебной мотивации младших школьников: использование на уроке личностно ориентированного интересного материала, поддержка стремления к саморазвитию и самосовершенствованию, формирование любознательности и познавательного интереса, обогащение мышления интеллектуальными чувствами, стимулирование появления эмоционального удовольствия от процесса обучения, формирование адекватной оценки собственных возможностей, использование различных способов педагогической поддержки, воспитание чувства долга, ответственного отношения к учебной работе, удовлетворение потребности в общении с учителем и одноклассниками во время обучения.Третья задача состояла в исследовании возможности дидактических игр в повышении мотивации младших школьников на уроках. Анализ современной отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы дает основания утверждать, что использование дидактических игр в учебном процессе позволяет индивидуализировать учебный процесс, учитывать интересы школьников, способствует развитию их творческих способностей, личностной самореализации, повышению учебной мотивации. Анализ педагогической, методической литературы, учебников и школьных программ дает повод для вывода, что именно в игровом формате в силу его креативность, мотивированность ученика к обучению может реализоваться наиболее полно. Но сравнивая отечественные и зарубежные программы можно констатировать, что в отечественных учебных материалах недостаточно места отведено игровым технологиям.Четвертой задачей было проведение исследования уровня учебной мотивации младших школьников. Для данного исследования была выбрана методика Н. Г. Лускановой. Результаты исследования показали, что у 10 (50%) младших школьников – низкий уровень учебной мотивации, у 3 (15%) положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью, 5 (25%) хороший уровень учебной мотивации, у 2 (10%) обучающихся высокий уровень учебной мотивации. Решая пятую задачу мы внедряли дидактические игры в учебный процесс. Для решения этой задачи использовались специально отобранные дидактические игры и игровые моменты. На формирующем этапе мы внедрили дидактические игры во все этапы урока, проводили их систематически и целенаправленно, создавали ситуации успеха, сопровождали игры средствами наглядности. Во время уроков младшие школьники вели себя активно, проявляли инициативу, поднимали руку для ответа, обсуждали варианты ответов, были любознательны и самостоятельны. На контрольном этапе мы повторно провели диагностическую работу и ценили динамику повышения учебной мотивации младших школьников. Результаты показали, что после систематического и целенаправленного использования дидактических игр произошла существенная динамика на всех уровнях учебной мотивации младших школьников. Высокий уровень вырос на 25%, хороший уровень на 35%, за счет детей, которые перешли с низких уровней мотивации. Низкий уровень сократился на 35%. Это говорит об эффективности проведенной работы.Применение дидактических игр требует специальных психолого-педагогических знаний со стороны учителя по специфики игры как деятельности. Этот вид деятельности направлен на формирование личности ребенка, его социализацию, развитие познавательных интересов, закапывание и совершенствование приобретенных знаний, умений и навыков. Использование различных видов дидактических игр создает благоприятные условия для реализации актуальных потребностей младших школьников, адаптации к новой социальной среды, воспитания самостоятельного интереса к обучению, повышает его учебную мотивацию.Таким образом, все задачи решены, цель достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.Список использованной литературыАкиньшина Е.И. Совершенствование общеучебных навыков, умений общаться и сотрудничать путем нетрадиционных форм и методов обучения / Е.И. Акиньшина // Вестн. Науч. конф. - 2016.- № 3-5.- С. 10-11.Алиева Н.Г. Формирование учебной мотивации у школьников // Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Челябинск, 2003. – 24 с.Балашов О.Л. Развитие сотрудничества школьников в учебно-познавательной деятельности // диссерт. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования. — Курский государственный университет. — Курск, 2017. — 124 с.Войтов А.С. Развитие интегральной индивидуальности младших школьников с низким уровнем учебной мотивации / Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология (психологические науки). ПГЛУ. Пятигорск – 2014. — 276 с.Горбачева И.Г. Особенности интегративной деятельности мозга при активации познавательных процессов. - М.: Креативная экономика, 2017. — 198 с.Гордеева Т.О. Мотивация учебной деятельности школьников и студентов: структура, механизмы, условия развития / Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. Специальность 19.00.07 – Педагогическая психология (психологические науки). МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2013. –— 444 с.Донец В.П. развитие познавательной деятельности учащихся профессионального лицея на основе принципа индивидуализации обучения. – Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. – Ставрополь, 2018. – 21 с.Ковалева Е.Б., Харченко В.Д. Мотивация учения школьников: диагностика и формирование // Учебно-методическое пособие. — Иркутск: ИПКРО, 2007. — 133 с.Кондратюк И. Г. Активизация учебной деятельности учащихся на уроке // Английский язык и литература. – 2016. – № 15. – С. 2Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань: Издательство Казанского университета, 1969. – 46 с.Лусканова А.Г. Методика определения школьной мотивации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ (1-4 кл (ucoz.ru)Матюшкин П.М. Психологическая структура, динамика и развитие учебной мотивации // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 5-17.Мерлин В. С. Психология индивидуальности / под редакцией Е. А. Климова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. – 87 с.Михайлова Н.Г. Формирование учебной мотивации младших школьников в условиях реализации ФГОС / Н.Г. Михайлова // Вест. Науч. достижений. - 2017.- № 2-1 (2).- С. 106-108. Недогреева Н.Г., Ступина С.Б. Познавательная деятельность как условие повышения учебной мотивации младших школьников // Институт дополнительного профессионального образования СГУ. – 2020. -№ 2. – с. 5 -10Овчарова Р.В., Уманский С.В. Психология личности. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2010. — 237 с.Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. - М.: Академия, 2002. - 272 с.Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 98 с.Половникова Н. А. О воспитании познавательной самостоятельности. Казань :Таткнигиздат, 2017. – 65 с.Рубиштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб: Питер, 2002. – 722 с.Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника //Проблемы педагогики и психологии. – 2019. - №03. – С. 185-188.Скрипкин И.Н. Формирование положительной мотивации у школьников к учебной деятельности на основе дифференциации образовательного процесса / Научно-методическое издание. - Липецк, 2010. - 245 с.Смирнов С.Д. Психология образа: проблема деятельности психического отражения. - М.: Издательство Московского университета. Москва. 1985. - 245 с.Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. – М.: Просвещение, 2017. - 103 с. – Режим доступа: ФГОС – Федеральные государственные образовательные стандарты (fgos.ru) – Дата обращения: 10.04.2022Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – М.: Просвещение, 2014. - 98 с. – Режим доступа: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru) – Дата обращения: 10.04.2022Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова, И. Ломпшера, А.К. Марковой; Науч.-исслед.психологии Акад. пед. наук СССР, Науч. исслед. ин-т педагогической психологии Акад. пед. наук ГДР. – М.: Педагогика, 1982. – 87 С.Хоменко Т.В. Психолого-педагогические проблем развития познавательной деятельности // Педагогический вестник. – 2019.- № 2. – С. 25-32Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1989. – 209 с.Шевченко Е. Б. Использование дидактических игр для развития познавательного интереса на уроках // Геометрия. – 2020. – № 24. – С. 4 – 6Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе // Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.Приложение 1Анкета для оценки учебной мотивации младших школьников Н. Г. ЛускановойПриложение 2Протокол исследования учебной мотивации младших школьников на констатирующем этапе исследования №Имя ребенкаВопрос 1Вопрос 2Вопрос 3Вопрос 4Вопрос 5Вопрос 6Вопрос 7Вопрос 8Вопрос 9Вопрос 10Уровень 1Анна Г.3000030000Высокий 2Антон В.1131111311Хороший 3Борис Т.3131131311Хороший 4Виктория С.3131131311Низкий5Григорий В.3003330033Положительное отношение6Дарья В.3311333113Положительное отношение7Елена П.3331133311Низкий8Захар О.0031100311Высокий 9Камилла Р.3113331133Низкий10Максим П.3131131311Низкий11Олег Ш.0331103311Хороший 12Павел Р.3113331133Низкий13Руслан В.3131131311Положительное отношение14Светлана К.0331103311Низкий15Святослав П.3113331133Хороший16Тимур О.3113031130Хороший17Ульяна К.3103031030Положительное отношение18Юлия В.0331003310Низкий19Юрий Н.0110001100Положительное отношение20Яна П.3311333113НизкийПриложение 3Протокол исследования учебной мотивации младших школьников на контрольном этапе исследования №Имя ребенкаВопрос 1Вопрос 2Вопрос 3Вопрос 4Вопрос 5Вопрос 6Вопрос 7Вопрос 8Вопрос 9Вопрос 10Уровень 1Анна Г.3333333133Высокий 2Антон В.1131131331Высокий3Борис Т.3333333333Хороший 4Виктория С.3333333333Низкий5Григорий В.3333333033Высокий6Дарья В.3333333133Высокий7Елена П.3333333333Высокий8Захар О.3111111311Низкий9Камилла Р.3333333133Высокий10Максим П.3333333333Высокий11Олег Ш.3133131311Хороший 12Павел Р.3333333133Высокий13Руслан В.3333333333Высокий14Светлана К.3133131311Низкий15Святослав П.3333333133Хороший16Тимур О.3333333133Хороший17Ульяна К.3333333033Положительное отношение18Юлия В.0331003310Низкий19Юрий Н.3133131311Положительное отношение20Яна П.3311333113Низкий
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!