это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3960767
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕВ XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог.За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. правление общественной жизнью и государственными процессами включает в себя ряд вопросов, которые непосредственно связаны с планированием деятельности государственных органов и их функций, организацией работы, анализом результатов и финальным шагом - контролем. Государственное регулирование невозможно без государственных средств, которые призваны поддерживать и осуществлять деятельность всех сфер жизни. Основными такими средствами являются государственные финансы страны, которые образуют общую финансовую систему.Объект исследования. Отечественная практика финансового регулирования территориальных пропорций.Предмет исследования. Исследования особенностей государственных финансов.Цель работы. Рассмотреть теоретические основы финансового регулирования территориальных пропорций. В частности следует провести анализ отечественной практики финансового регулирования территориальных пропорций.Задачи работы:Рассмотреть сущностные основы финансового регулирования территориальных пропорций;Изучить особенности методов и форм регулирования территориальных пропорций;Провести анализ основ финансового регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации;Определить перспективы развития регулирования территориальных пропорций в Российской Федерации.Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОПОРЦИЙ1.1 Сущностные основы финансового регулирования территориальных пропорцийФинансовые правила — это законы, которые регулируют деятельность банков, инвестиционных компаний и страховых компаний. Они защищают вас от финансовых рисков и мошенничества. Но они должны быть сбалансированы с необходимостью обеспечить эффективное функционирование капитализма.Нормативные акты защищают потребителей от финансового мошенничества. К ним относятся неэтичные ипотечные кредиты, кредитные карты и другие финансовые продукты.Эффективный государственный надзор не позволяет компаниям брать на себя чрезмерные риски. Некоторые, например, пришли к выводу, что ужесточение регулирования могло бы остановить Lehman Brothers от рискованного поведения, что могло бы предотвратить или сдержать финансовый кризис 2008 года.Такие законы, как Антитрестовский закон Шермана, не позволяют монополиям захватывать и раздувать свою власть. Нерегулируемые монополии могут свободно устанавливать завышенные цены, продавать некачественную продукцию и подавлять конкуренцию.Без регулирования свободный рынок порождает "пузыри" активов. Это происходит, когда спекулянты взвинчивают цены на акции, дома и золото. Когда пузыри лопаются, они приводят к кризисам и рецессиям.Государственная защита может помочь некоторым важнейшим отраслям начать работу. В качестве примера можно привести электроэнергетику и кабельную промышленность. Компании не стали бы инвестировать в высокую стоимость инфраструктуры, если бы правительство не защищало их. В других отраслях регулирование может защитить небольшие или новые компании. Правильные правила могут способствовать развитию инноваций, конкуренции и расширению потребительского выбора.Регулирование защищает социальные проблемы. Без них предприятия будут игнорировать ущерб, наносимый окружающей среде. Они также будут игнорировать нерентабельные районы, например, сельские округа. Регулирование является проблемой, когда оно препятствует свободному рынку. Рынок — это самый эффективный способ установления цен. Он повышает эффективность работы компаний и снижает затраты для потребителей. В 1970-х годах регулирование цен на заработную плату исказило рынок и стало одним из существенных факторов стагфляции.Регулирование может сдерживать экономический рост. Компании вынуждены использовать свой капитал для соблюдения федеральных правил вместо того, чтобы инвестировать в заводы, оборудование и людей.Предприятия создают прибыльные продукты в непредвиденных областях. Регулирование неэффективно против новых видов продуктов, таких как кредитно-дефолтные свопы, но регулирующие органы постоянно следят за опасностями, которые часто представляют эти инновационные продукты.Наконец, некоторые лидеры отрасли слишком сблизились со своими регуляторами. Они влияют на них, чтобы те создавали правила, выгодные им, и подавляли конкуренцию. Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).В регулировании территориальных пропорций принимают участие в основном государственные и местные финансы, а также частично финансы предприятий. Следует заметить, что саморегулирование происходит при предоставлении дотаций и субвенций нижестоящим бюджетам, формировании и использовании территориальных фондов регулирования, различных форм государственного кредита.В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты (в Российской Федерации — это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.Таким образом, территориальные финансы — это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход; фонд денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий.В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется. Величина территориальных финансов растет, и во многих странах это превалирующая часть финансовых ресурсов государства.Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику.На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется. За счет средств территориальных бюджетов стали финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.С помощью территориальных финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны.Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы.Средства на их осуществление формируются за счет источников доходов бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц, а также налогов вышестоящих бюджетов. При этом территориальным бюджетам выделяются отчисления от определенных налогов, а также субвенции, т. е. финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).1.2 Особенности методов и форм регулирования территориальных пропорцийСовременный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Следовательно, основным субъектом финансового регулирования выступает государство.Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осуществляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование: вязано также с ее достижением.Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.Таким образом, финансовое регулирование — это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.Существует три типа финансовых регуляторов.Банковские регуляторы. Банковские регуляторы выполняют четыре функции, которые помогают укреплять и поддерживать доверие к банковской системе - а доверие крайне важно для функционирования системы. Во-первых, они проверяют безопасность и устойчивость банков. Во-вторых, они следят за тем, чтобы у банка был достаточный капитал. В-третьих, они страхуют вклады. В-четвертых, они оценивают любые потенциальные угрозы для всей банковской системы.Федеральная корпорация по страхованию депозитов (FDIC) проверяет и контролирует более 5 000 банков, что составляет значительную часть банков в США. Когда банк терпит крах, FDIC выступает посредником при его продаже другому банку и переводит вкладчиков в банк-покупатель. FDIC также страхует сберегательные, чековые и другие депозитные счета.Федеральная резервная система осуществляет надзор за банковскими холдинговыми компаниями, членами банковской системы ФРС и операциями иностранных банков.Закон Додда-Франка о реформе Уолл-стрит и защите прав потребителей усилил власть ФРС над финансовыми компаниями. Если какая-либо из них становится слишком большой, чтобы обанкротиться, она может быть передана под надзор ФРС. ФРС также отвечает за проведение ежегодного стресс-теста крупнейших банков.Управление контролера валюты осуществляет надзор за всеми национальными банками и федеральными сберегательными ассоциациями. Оно также осуществляет надзор за национальными филиалами иностранных банков. Национальная администрация кредитных союзов регулирует деятельность кредитных союзов.Финансовые рынки. Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) находится в центре федерального финансового регулирования. Она поддерживает стандарты, регулирующие фондовые рынки, проверяет требования к подаче корпоративных документов и контролирует Корпорацию по защите инвесторов в ценные бумаги.SEC также регулирует деятельность компаний по управлению инвестициями, включая взаимные фонды. Она рассматривает документы, представленные в соответствии с Законом Сарбейнса-Оксли от 2002 года. Самое главное, SEC расследует и преследует в судебном порядке нарушения законов и правил о ценных бумагах. Еще один регулирующий орган, Корпорация по защите инвесторов в ценные бумаги (SIPC), помогает защитить финансовые инвестиции. SIPC страхует инвестиционные счета клиентов в случае банкротства брокерской компании.Комиссия по торговле товарными фьючерсами регулирует рынки товарных фьючерсов и свопов. К сырьевым товарам относятся продукты питания, нефть и золото. Наиболее распространенными видами свопов являются процентные свопы. Нерегулируемое использование кредитно-дефолтных свопов способствовало возникновению финансового кризиса 2008 года.Федеральное агентство жилищного финансирования было создано в соответствии с Законом о жилищном строительстве и экономическом восстановлении 2008 года. Оно осуществляет надзор за вторичным ипотечным рынком и контролирует деятельность Fannie Mae, Freddie Mac и Федеральной системы банков домашнего кредита.Администрация фермерского кредита является крупнейшим в США кредитором фермерских хозяйств и осуществляет надзор за системой фермерского кредитования.Потребители. Бюро по финансовой защите потребителей находится в ведении Министерства финансов. Оно следит за тем, чтобы банки не завышали цены на кредитные карты, дебетовые карты и займы. Оно требует от банков разъяснять заемщикам рискованные ипотечные кредиты. Банки также должны проверять, есть ли у заемщиков доход.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы финансового регулирования территориальных пропорций.Таким образом, финансовое регулирование стало предметом большого общественного интереса после финансового кризиса, хотя оно всегда было ключевой (но скорее "технической") государственной политикой. Оно преследует целый ряд целей, наиболее важной из которых является сохранение финансовой стабильности. Мировой финансовый кризис высветил некоторые проблемные вопросы, которые лишь частично были решены в ходе последовавших за кризисом реформ регулирования. Среди основных открытых вопросов - разрыв между глобализованными рынками и национальным надзором; проблема нездоровых трансграничных финансовых учреждений или финансовых учреждений, слишком больших, чтобы обанкротиться; связь между финансовым кризисом и кризисом суверенного долга, которые остались без внимания как на международном, так и на национальном уровне. Поэтому финансовое регулирование не обладает достаточными возможностями для предотвращения или преодоления следующего финансового кризиса.ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПРОПОРЦИЙ2.1 Основы финансового регулирования территориальных пропорций в Российской ФедерацииФинансовое регулирование территориальных пропорций и управление территориальным развитием – это специально организуемые системные действия, направленные на обеспечение устойчивого и сбалансированного воспроизводства социального, хозяйственного и природного потенциалов территории при позитивной динамике параметров уровня и качества жизни населения.Главная задача состоит в обеспечении на всей территории РФ одинакового уровня жизни, как это декларирует Конституция. Однако выполнение этой задачи является сложным процессом, поскольку большая часть регионов – дотационные, для их развития нужны большие средства. В условиях кризиса в экономике увеличивать размер ассигнований из бюджета непросто, необходимо использовать различные подходы. Одним из таких подходов можно считать более полное использование ресурсов самого региона – объекта государственного регулирования. В первую очередь, необходимо освободить малый бизнес от налогов, которые мешают становлению предприятий в начале их деятельности, максимально упростить бюрократические процедуры, связанные с предпринимательской деятельностью в тех случаях, когда это касается отечественных производителей.По мнению многих исследователей, необходимо совершенствовать процесс взимания ресурсной ренты, оптимизировать платежи за землю и другие ресурсы, а также обеспечить адекватное информационное сопровождение этого процесса. Так, Антон Силуанов, первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации, призвал губернаторов думать не о трансфертах из бюджета, а о том, как привлекать инвестиции и повышать производительность труда. Также нужны меры по предотвращению коррупции в органах власти, в результате которой иностранные компании получают возможность захватывать рынок и заполнять его своими товарами – дорогими и экологически вредными. Это проблема актуальна на всех уровнях управления.Если проанализировать тенденции развития регионов РФ за последние годы, то можно заметить следующее: соотношение дотационных регионов и регионов - доноров сохраняется. Полюсы роста в РФ – это Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Татарстан, Свердловская область, Краснодарский и Красноярский края. Они создают 43% ВРП страны, в них проживает почти 30% экономически активного населения. У этих регионов высокий индекс конкуренции, который складывается из рынков сбыта, технологии, капитала, трудовых и природных ресурсов.Повышение эффективности системы межбюджетных отношений в 2017-2019 гг. обеспечивается за счет перераспределения в пользу доходов федерального бюджета налога на прибыль с последующим предоставлением эквивалентной суммы бюджетам субъектов через механизм дополнительных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Кроме того, за счет дополнительных поступлений федерального бюджета по налогу на прибыль организаций было запланировано предоставление субъектам грантов за достижение наивысших темпов роста налогового потенциала территорий.Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» определены предельные объемы межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2019 – 2021 гг. (таблица 1).Таблица 1.Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации в 2018 – 2021 гг. в млрд. руб.Показатель2018201920202021Межбюдж. трансферты, всего:1 719,62 095,32 153,92 013,9в том числе:Дотации:832,0887,7875,1893,4Субсидии:397,0569,2626,5481,8Субвенции:309,3376,6388,7394,1Иныемежбюджетные трансферты:181,4261,8263,6244,5[3]Источник: данные Минфин РФ.Дотации доминируют в данной структуре, так как их объемы увеличиваются. Таким образом, в Российской Федерации с 2019 по 2021 гг. планируется уменьшение всех межбюджетных трансфертов на 81,4 млрд. руб. Из них только дотации увеличиваются на 5,7 млрд. руб., субсидии уменьшатся на 87,4 млрд. руб., субвенции уменьшатся на 17,5 млрд. руб. и иные межбюджетные трансферты также уменьшатся на 17,3 млрд. руб. в период с 2019 г. по 2021 г.424815212090Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Динамика межбюджетных трансфертов 2019 -2021 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Динамика межбюджетных трансфертов 2019 -2021 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Динамика межбюджетных трансфертов 2019 -2021 гг.Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Динамика межбюджетных трансфертов 2019 -2021 гг.На рис. 1 можно наглядно рассмотреть динамику межбюджетных трансфертов в РФ за период с 2019 по 2021. Необходимо отметить, что дотации за 2019 г. составляют 42,4% к МБТ (всего), субсидии – 27, 2%, субвенции – 18%, иные МБТ – 12%.Стоит упомянуть, что Министерство финансов Российской Федерации продолжает процедуру оптимизации межбюджетных отношений на законодательном уровне. Так, согласно документу «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», опубликованного на сайте Министерства финансов, с 2018 года по 2020 год, бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений будет сосредоточена на решении сбалансированности бюджетов различных уровней.Общей проблемой всех регионов РФ является нехватка финансирования, и, как следствие, регионы становятся непривлекательным с экономической точки зрения, а именно для частных инвесторов. Особое значение приобретает проблема оптимизации налоговых и неналоговых зачислений в бюджеты различных уровней. Распределение налогов должно гарантировать регионам конституционную самостоятельность, одновременно повышая ответственность органов власти каждого звена за проведение активной финансово-экономической политики на местах. Например, Правительство Нижегородской области внесло в региональный парламент законопроект о перераспределении в пользу местных бюджетов 20% платежей, собираемых по упрощенной системе налогообложения. Планируется, что изменения, которые вступят в силу с 2020 года, будут стимулировать малый и средний бизнес на местах. В настоящее время налоговые доходы с предпринимателей, работающих по УСН, в полном объеме поступают в областную казну.Стоит отметить, что аналогичные законопроекты разрабатываются правительствами других субъектов: так, в Челябинской области соотношение поступлений в региональный и местные бюджеты со следующего года составит 60% и 40% соответственно, что, по оценке местной администрации, даст МСУ дополнительно 300 млн руб. в год. Процесс территориального планирования сложен. Для его реализации нужен прогноз, основанный на фактических данных о развитии региона за ряд лет. Необходимо выявить тенденции развития, предусмотреть риски, возможные при реализации того или иного сценария. Для такой работы нужны специалисты определенной квалификации, которые бы могли принимать решения в условиях постоянно меняющейся ситуации.Анализируя межбюджетные отношения в РФ можно прийти к выводу, что необходимо очень грамотно подходить к перераспределению финансовых средств, так как они позволяют обеспечить макростабильность и макроуправляемость большой территорией, а также участвуют в воспроизводственном процессе, увеличивая возможности территориального развития. В рамках этого процесса соблюдение баланса данных, интересов представляется одной из сложнейших задач государства, в связи с чем на федеральном уровне постоянно проводится работа по совершенствованию межбюджетных отношений.2.2 Перспективы развития регулирования территориальных пропорций в Российской ФедерацииНаиболее важным моментом при регулировании регионального развития является его финансовая составляющая, так-как любые движения будут предприниматься лишь при условии оплаты всех связанных с ними расходов. Наиболее значимыми аспектами являются специально организуемые способы формирования и распределения финансовых потоков между уровнями и частями территориальной структуры государства, а также специально создаваемые условия для усиления финансового потенциала территориального развития.С точки зрения субъектов-регионов Федерации вся политика формирования федерального бюджета вырабатывается двумя главными вопросами: кто и сколько платит в этот бюджет, и кто и сколько из него получает. Поэтому и в построении федерального бюджета так важна региональная справедливость. Но все же очень трудно выразить понятие «потребности» регионов, слишком сложно доказать, что у одного района она больше, чем у другого, так же нельзя уверить в этом все регионы и тех, кто демонстрирует их интересы в высших уровнях власти. Диапазон регионально ориентированных расходов федерального бюджета невероятно большой: от финансовой поддержки отраслей до финансирования социальных программ. Их главная особенность состоит в том, что они по общепризнанной классификации расходов бюджета не рассматриваются в качестве открытых затрат на территориальное развитие, а обозначаются в качестве скрытой формы финансовой поддержки районов.Каждое государство владеет определенными природными ресурсами, финансовым капиталом и интеллектуальным потенциалом населения. И от того, каким образом организовано управление, зависит уровень его социально-экономического развития. В широком смысле организация управления как главный фактор общественного прогресса содержит государственное устройство, закрепляемое в основном законе страны – в Конституции, состав действующих социальных институтов, формально закрепленный правовыми актами, и «набор» органов государственной власти и управления разных уровней, обусловленный необходимостью реализации жизненно необходимых функций.Экономические изменения в России отразились на уровне и динамике развития ее территорий, развитии их производственной и внешнеэкономической. инфраструктуры. Восемьдесят девять субъектов РФ весьма разнообразны по природному богатству и размеру их территорий, по количеству населения, роли и месту в общероссийском территориальном разделении труда, экономико-географическому положению, профессиональной структуре кадров, набору факторов производства, качеству трудового потенциала, уровню жизни населения. Очень неравномерно расположены природные ресурсы на территории России: на севере сосредоточены основные промышленные запасы энергоносителей, практически все запасы газа, примерно 70% нефти, а также алмазов, золота, алюминиевого и фосфорного сырья; на долю сибирских регионов приходится около 100% экспорта газа, более 70% — меди, 90% — нефти, почти 60% — угля, 85% — алюминия, и т. д. С начала 90-х гг. существенно углубилась разграниченность регионов по уровню экономического развития. Трудности регионального развития через саморегулирующиеся рыночные систему не разрешились. Напротив, из-за изменения структуры цен, нарушением экономических связей, ростом транспортных тарифов, они усилились, появились и новые проблемы. Сильно сократились концентрированные инвестиции и объемы прямой финансовой помощи из федерального бюджета. 7В результате в выигрышном положении оказались районы с размещенными на их территориях экспорториентированными отраслями, т. е. располагающие топливно-сырьевыми ресурсами, производствами по первичному переделу сырья, возможностями производства товарной промышленной и сельскохозяйственной продукции. Проиграли от экономических преобразований регионы с концентрацией высокотехнологичных отраслей, включая предприятия военно-промышленного комплекса (ВПК), а также территории, зависящие от ввоза потребительских товаров и сырья для производства продукции легкой и пищевой промышленности.В Российской Федерации различные формы бюджетных расходов как методы финансового регулирования предусмотрены федеральными, региональными и муниципальными целевыми программами. Данные программы разработаны и реализуются с целью поддержки отдельных отраслей, территорий. Реализация целевых программ осуществляется за счет бюджетных инвестиций, субсидий, субвенций (в том числе на компенсацию части процентной ставки по кредитам коммерческих банков), бюджетных кредитов (ставка по ним значительно ниже, чем ставка банковского кредита, она устанавливается обычно на уровне 1/3 учетной ставки Центрального банка Российской Федерации). Интересен пример Москвы, где в рамках программы поддержки промышленности используются субсидии на частичную компенсацию процентных платежей по долговым корпоративным ценным бумагам организаций, частично находящихся в собственности Москвы.Наличие на территории регионов прибыльных предприятий и видов деятельности улучшает бюджетное положение, способствует росту доходов населения и соответственно потребления, развитию малого предпринимательства. Отсутствие стабильных источников прибыли в регионе вызывает неплатежи, рост безработицы и бедности, увеличивает зависимость от федеральных дотаций. Региональная ситуация тесно связана с отраслевой специализацией территорий. Наиболее значительные группы беднейшего населения сконцентрированы в регионах с преобладанием обрабатывающей промышленности и с низким уровнем экономического развития, слабыми возможностями обеспечения за счет собственных ресурсов приемлемого уровня развития социальной сферы.В настоящее время особенно остро проявились недостатки финансовой политики, сдерживающие экономическое и социальное развитие Российской Федерации. К ним относятся:догматический (нетворческий) характер финансовой политики, ее неспособность быстро реагировать на изменяющиеся условия развития нашего государства;отсутствие стратегических разработок;проведение частичных, малообоснованных тактические мероприятий, ориентированных на сиюминутную выгоду;отрыв финансовой политики от фактического состояния дел в экономике;нарушение сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации;остаточный подход при определении финансовой базы удовлетворения социальных потребностей.Сегодня средства бюджета не попадают на счета министерств и ведомств, а доводятся на основании их распоряжений до конкретных получателей на местах. При этом объем распорядительных прав ведомств не ущемлен, а подконтрольность бюджетных ресурсов многократна возросла. Передача бюджетных средств непосредственно потребителям через казначейства в регионах практически страхует валютный рынок страны от резких выбросов рублевой массы.Территории же с началом реальной работы органов казначейства получат более упорядоченную и понятную схему финансирования объектов, мероприятий, программ за счет федерального бюджета. Это положительно сказывается на финансово-экономическом и социальном климате регионов.Усовершенствовать управление развитием регионов и размещением производительных сил могло бы тщательное изучение и критическое использование не только зарубежного, но прежде всего собственного прошлого опыта территориального регулирования. Никакой натяжки или некорректности в такой постановке вопроса нет, наоборот, она полностью оправдана.Во-первых, ныне в России с традиционно высокой ролью государства в экономике задействован ряд тех же инструментов территориального регулирования, какие использовались в советское время (прогнозы, программы, налоги и т.д.).Во-вторых, тогда основное внимание уделялось производственной сфере, регулированию территориального развития реального сектора экономики, что ныне выражено слабо и требует усиления.В-третьих, в области размещения и регионального развития СССР имел бесспорные крупные успехи, что признано во всем мире.В-четвертых, советский опыт территориального планирования успешно использовался и используется другими странами, не только социалистическими, но и капиталистическими (программы подъема слаборазвитых регионов и т.д.).В-пятых, прогресс цивилизации всегда опирается на лучшие достижения науки и практики во всем мире, т.е. достижения как капитализма, так и социализма.Осуществленные за советский период в неразрывной связи с индустриальным переустройством экономики коренные сдвиги в размещении народного хозяйства, масштабах и структуре социально-экономического развития регионов нашли наглядное выражение:Из предшествующего опыта можно было бы, например, включать в паспорта приватизируемых объектов и лицензируемой хозяйственной деятельности характеристику соответствия предприятия (объединения и т.п.) принципам и факторам рационального размещения производительных сил, выбора района и пункта дислокации и т.д. (и учитывать ее при определении перспектив, решений вопроса о банкротстве и т.п.). Ведь еще в довоенные и послевоенные годы для осуществления структурных сдвигов и подъема отсталых районов смело шли на перепрофилирование предприятий, а также на создание предприятий-дублеров (т.е. конкурентов). Тем более это актуально для «рыночной» экономики, требующей быстрой диверсификации производства в зависимости от спроса и поддержания конкуренции на рынке товаров.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводился анализ отечественной практики финансового регулирования территориальных пропорций.Таким образом, необходимы новые подходы в определении стратегии развития европейских и восточных районов. Проводя политику жесткого ресурсосбережения, нельзя по-прежнему ратовать за слишком высокие темпы освоения природных богатств Востока и Севера (вместо дополнительной экспортной валюты целесообразно получить недоплаченные за “приватизированную” государственную собственность миллиарды рублей). Только широкое развитие в Сибири, отчасти и на Дальнем Востоке, перерабатывающих отраслей промышленности (наряду с добывающими), преимущественно энерго и водоемких, создает условия для ускоренного подъема там производительных сил.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время современный этап развития рыночной экономики во многих странах отличается активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, так как существуют монополии, сильное влияние профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом из-за ограниченности возможности использования административных методов часто используемым экономическим инструментом становятся финансы. Следовательно, основным из субъектов финансового регулирования выступает государство.Государство вмешивается в экономику через использования законодательными и исполнительными органами власти стоимостных методов воздействия на процессы общественного развития.С помощью государственной налоговой политики, инвестиций, деятельности различных государственных структур возникает конкретный механизм влияния на экономику.Регулирующие возможности финансов организаций используют в основном для межхозяйственного и внутрихозяйственного перераспределения финансовых ресурсов, воздействие государственного бюджета — для регулирования территориальных и отраслевых пропорций.В регулировании территориальных пропорций обозначаются в основном государственные и местные финансы, а также отчасти финансы предприятий. Необходимо отметить, что саморегулирование происходит при обеспечении субвенций и дотаций нижестоящим бюджетам, образовании и использовании различных форм государственного кредита, территориальных фондов регулирования. Чтобы извлечь экономику из кризисного состояния, обеспечить верным и устойчивыми источниками роста, необходимо использовать финансовые мотивы, с помощью которых можно воздействовать на материальные интересы субъектов хозяйствования. На современно этапе, развитие нашей страны требует усовершенствования ценового регулирования, проведения жесткой финансовой и более свободной распространенной денежной политики, нацеленных на увеличение инвестиций и общего подъема экономики. Это подразумевает активное применение государственного программирования - одного из наиболее перспективных, судя по мировому опыту, методов концентрированного управления. Важной целью программирования должно выступать воздействие государственных мероприятий, направленных на регулирование распределения кредитов, инвестиций, управление денежным рынком через изменение процентной ставки, определение приоритетов бюджета, управление денежным рынком через изменения процентной ставки и инструментов кредитования и т.д. Программирование разрешает комплексно использовать нужные средства финансового регулирования экономики, уходить от противоречивости и несогласованности в проведении регулирующих методов, оно должно рассматриваться как один из способов рационального направления использования финансовых ресурсов и повышения эффективности их влияния на воспроизводственный процесс.Отечественной системе финансового регулирования экономики предстоит пройти значительные этапы становления, но безусловно одно - к оценке ее влияния на воспроизводство, подходы к решению стоящих перед ней задач, поиску направлений повышения действенности механизмов и совершенствование подходящего процесса должны основываться на действительно научной теории финансового воздействия. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКНормативно-правовые акты"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 16.04.2022)"Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года" (разработан Минэкономразвития России)Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 17.12.2021) "О Федеральном казначействе"Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 29.11.2021) "О Министерстве финансов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)Указ Президента РФ от 16.01.2017 N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года"Список литературыАврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 175 c.Аврамчикова Н. Т. Государственные и муниципальные финансы. Учебник и практикум. — М.: Юрайт, 2019. — 174 c.Алехин Б. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 185 c.Берзон Н. И. Государственные финансы. — М.: Юрайт, 2020. — 138 c.Валиева Е.Н. Государственные (муниципальные) финансы / Е.Н. Валиева, А.Г. Лукин. — М.: Русайнс, 2016. — 288 c.Вовченко Н. Г., Костоглодова Е. Д. Государственные финансы США. Учебник. — М.: Мини Тайп, 2016. — 280 c.Вовченко Н.Г. Государственные финансы США / Н.Г. Вовченко, Е.Д. Костоглодова. — Рн/Д: Мини Тайп, 2016. — 280 c.Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Юнити, 2016. — 391 c.Государственный и муниципальный финансовый контроль: Учебное пособие / Федченко Е. А. — М.: Прометей, 2020. — 360 c.Грачева Е. Ю., Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Актуальные проблемы финансового права в условиях цифровизации экономики. — М.: Проспект, 2020. — 256 c.Избранные труды кафедры финансового права Российского государственного университета правосудия. Сборник статей / Цинделиани И. А. — М.: Проспект, 2018. — 368 c.Кикавец В. В. История правового регулирования государственных закупок в России: финансовый аспект. Монография. — М.: Проспект, 2020. — 128 c.Костоглодова Е. Д., Андреева О. В., Иванова О. Б. и др. Государственные финансы Германии. Теория и методология. Монография. — М.: Мини-Тайп, 2018. — 200 c.Кудрин А.Л. Государственные финансы Ренессанса: Карафа — Ортис — Боден: Учебное пособие / А.Л. Кудрин, М.П. Афанасьев. — М.: Магистр, 2018. — 32 c.Кузнецова Е. К., Хаиров Б. Г. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие. — М.: Прометей, 2018. — 108 c.Мысляева И. Н. Государственные и муниципальные финансы. — М.: Инфра-М, 2019. — 446 c.Подъяблонская Л.И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Л.И. Подъяблонская. — М.: Юнити, 2014. — 559 c.Ракитина И. С., Березина Н. Н. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. — М.: Юрайт, 2017. — 333 c.Ракитина И.С. Государственные и муниципальные финансы: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И.С. Ракитина, Н.Н. Березина. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 333 c.Соловьев И.Н. Государственные финансы: уголовно-правовая защита: Учебное пособие / И.Н. Соловьев. — М.: Проспект, 2016. — 240 c.Толстой Д. А. История финансовых учреждений России со времени основания государства до кончины императрицы Екатерины II. — М.: Либроком, 2021. — 270 c.Федорова И. Ю. Финансовый механизм государственных и муниципальных закупок. — М.: Юрайт, 2020. — 149 c.Федорова И. Ю., Фрыгин А. В., Седова М. В. и др. Государственные и муниципальные закупки как инструмент повышения эффективности расходов бюджетов. — М.: Дашков и ко, 2020. — 242 c.Шохин С. О. Международные стандарты государственного финансового контроля: особенности правового регулирования: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2020. — 294 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!