это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3968828
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Через речь ребенок вступает в контакт с окружающими его людьми, она помогает ему выразить свои мысли. Хорошее развитие речи регулирует поведение ребенка и позволяет принимать активное участие в различных сферах жизни.
Вопросы речевого развития дошкольников интересовали теоретиков и практиков во все времена, волнуют и сегодня. Одна из создателей дошкольной педагогики в России, автор ряда трудов по дошкольному воспитанию и организации работы детских садов Е.И. Тихеева считала важнейшим компонентом речевого развития ребенка сформированность культуры языка, что подразумевает умение грамматически правильно и связно строить высказывание, владеть богатством языка, его выразительными возможностями.
Чтобы разобраться в вопросах актуальности обозначенной проблемы, изучим один из главных документов современности – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2013 г. Он ориентирует педагогов на достижение целей формирования устной речи и навыков речевого общения дошкольников с окружающими на основе владения литературным языком своего народа [31].
В нем выделена одна из образовательных областей «Речевое развитие», в основе которой лежит решение следующих задач:
− владение речью как средством общения и культуры;
− развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
− развитие речевого творчества;
− развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Современное общество нуждается в людях, которые могут интересно и эмоционально представить необходимую информацию, убедительно и увлекательно передавать свои мысли, завораживают виртуозной манерой изъяснения. Такой человек обычно владеет связной монологической речью, ее выразительными средствами, умеет придать словам интонационную окраску. Именно таких людей имела ввиду В.И. Яшина, когда говорила о формировании не только правильной, но и хорошей, коммуникативно-целесообразной устной речи [33].
Для выполнения задач по развитию речевой активности у детей дошкольного возраста существует достаточное количество средств и способов, приемов и методов. Одним из таких является наглядное моделирование, которое эффективно применяется в современных дошкольных организациях.
В трудах известных отечественных педагогов и психологов (А.Л. Венгер, П.Я Гальперин, В.В. Давыдов, Л.М. Фридман, Д.Б Эльконин и др.) подчеркивается целесообразность использования в образовательном процессе метода наглядного моделирования, поскольку оно оказывает положительное влияние на все аспекты психического развития детей.
Именно поэтому нами выбрана тема курсовой работы «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с использованием наглядного моделирования».
Теоретической и методологической базой исследования послужили:
− научные исследования в области речевого развития М.М. Алексеевой, Л.С. Выготского; А.Н. Гвоздева, В.В. Гербовой, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, В.И. Яшиной и др.;
− труды Е.Л. Агаевой, Л.А. Венгера, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Н.Н. Поддьякова, Д.Б. Эльконина и др. по использованию метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками.
Цель исследования – изучить проблему использования наглядного моделирования для речевого развития детей дошкольного возраста.
Объект исследования – процесс обучения речевому развитию в дошкольном возрасте.
Предмет исследования – приемы наглядного моделирования по развитию речи детей дошкольного возраста в условиях дошкольной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития речи.
2. Выявить условия, способствующие речевому развитию детей дошкольного возраста.
3. Раскрыть сущность метода наглядного моделирования и уточнить виды моделей для развития связной речи детей дошкольного возраста.
4. Изучить опыт работы дошкольных организаций по применению наглядного моделирования в речевом развитии дошкольников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по обозначенной проблеме; изучение практического опыта по использованию наглядного моделирования в дошкольных организациях.
Структура работы: представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемых источников и приложением.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. 576 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. М.: Мозаика-Синтез, 2012. 296 с.
3. Байгулова Н.В., Чепурная О.В. Педагогические результаты реализации проекта по развитию связной речи с помощью мнемотехники //Мир науки, культуры, образования, 2016. № 3 (58). С. 11-14.
4. Безродная Н.В. Обобщение опыта работы по теме Использование метода наглядного моделирования с детьми на занятиях по развитию речи» / [Электронный ресурс] // Образовательный портал prodlenka (дата обращения: 08.04.2022).
5. Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. Испр. СПб. Детство-Пресс, 2005. 96 с.
6. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. М.: Просвещение, 2008. 135 с.
7. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. 352 с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. СПб: Детство-Пресс, 2007. 471 с.
9. Глухов В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учебное пособие для вузов / В.П. Глухов. 2-е изд., испр. и доп. М.: издательство Юрайт, 2020. 231 с.
10. Голиусова Ю.И. Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников / Ю.И. Голиусова, Н.А. Новикова [и др]. [Электронный ресурс] // Молодой ученый, 2017. №36. С. 83-86. URL https://moluch.ru/archive/170/45586 / (дата обращения: 06.03.2022).
11. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. [Электронный ресурс] // Толково-словообразовательный. URL:http://www.efremova.info (дата обращения: 24.02.2022).
12. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. М.: Просвещение, 2014. 350 с.
13. Зотова Ирина Васильевна, Сергиенкова Анастасия Олеговна Роль и значение моделирования в развитии описательной речи у детей старшего дошкольного возраста // European research. 2017. №6 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-znachenie-modelirovaniya-v-razvitii-opisatelnoy-rechi-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 18.04.2022).
14. Игнатенко Е.В. Опыт работы «Метод наглядного моделирования в формировании речевых навыков у детей дошкольного возраста». [Электронный ресурс] // Портал «Образовательная социальная сеть». URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/08/05/opyt-raboty-metod-naglyadnogo-modelirovaniya-v-formirovanii-rechevyh (дата обращения: 18.04.2022).
15. Карачинцева В.С. Опыт работы по теме: «Метод наглядного моделирования как основа формирования речевой и познавательной активности у дошкольников с речевыми нарушениями». [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Современный урок». URL: https://www.1urok.ru/categories/20/articles/27087 (дата обращения: 08.04.2022).
16. Кондрашина О.Е. Педагогические условия речевого развития дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник ТГУ. 2013. №5 (121). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov (дата обращения: 18.04.2022).
17. Корниенко М.В. Метод наглядного моделирования как средство развития связной речи. [Электронный ресурс] URL: https://ds113.centerstart.ru/sites/ds113.centerstart.ru/files/archive/img/zhurnal_ped.innovaciy_metod_naglyadnogo_modelirovaniya (дата обращения: 08.04.2022).
18. Коровкина Н.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников. [Электронный ресурс] // Филологическое образование в период детства. 2013, Т. 20. С. 48-52. (дата обращения: 18.04.2022).
19. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 2009. 214 с.
20. Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника [Текст] // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999. С. 358-369.
21. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой]. – изд. 2-е, испр. и доп. М.: Эксмо, 2020. 608 с.
22. Немов Р.С. Психологический словарь / Р.С. Немов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. 560 с.
23. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования [Текст / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Издание пятое (инновационное), испр. и доп. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. c.336.
24. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка. Учебное пособие / С.В. Плотникова. М.: Издательство «Флинта», 2018 г. 224 с.
25. Поддъяков Н.Н. Умственное воспитание дошкольников / Н.Н. Поддъяков. Москва, 2013. 290 с.
26. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Изд. «Питер», 2013. 712 с.
27. Сохин, Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учебное пособие [Текст] / Ф.А. Сохин. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. 224 с.
28. Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов /Т.А. Ткаченко. М.: Гном, 2004. 16 с.
29. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] // О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. М.: ВЛАДОС, 2008. 287 с.
30. Ушакова, О.В. Обучение дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О.В. Ушакова, Е.А. Смирнова // Дошкольное воспитание, 2016. № 11. с. 115-120.
31. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384).
32. Филичева, Т.Б. Развитие речи дошкольника. Методическое пособие с иллюстрациями [Текст] / Т.Б. Филичева. М.: Литур, 2001. 80 с.
33. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. – 2-е изд. М.: ИПП; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. 416с.
34. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. Ред. В.И. Яшиной. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. 448с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!