это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3970173
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕФундаментальные изменения, произошедшие в нашей стране в последнее время, практически во всех жизнеопределяющих аспектах общества, привели не только к изменениям в экономических и политических сферах, но и весомо повлияли на социокультурную ситуацию в целом. Многие нравственные ценностные ориентиры и установки, обуславливавшие гармонизацию жизнедеятельности людей, всю систему взаимоотношений человека с миром, стали потеряны в современно обществе. Итог таков, то что еще недавно воспринималось незыблемыми постулатами, либо отвергнуто полностью, либо перестало быть значимым.Для современной ступени развития образования характерен резкий взлет приоритетного человеческого фактора, усилением внимания к личности педагога и его социально-нравственного развития. В Концепции модернизации Российского образования до 2010 года отмечается, что готовность человека к выбору в ситуациях неопределенности становится необходимой предпосылкой его социальной и профессиональной успешности, основания которой должны закладываться образованием. В этой ситуации нужен педагог, жизненной установкой которого будет опора на базовые ценности своей высокопрофессиональной деятельности и способность к такому же проектированию образовательной среды, которая дает возможность самоопределения, как для детей, так и для самого педагога.С развитием теории образования, традиционные проблемы педагогики, как науки стали обретать иное значение. Одним из важных вопросов специалистов, стал анализ выделения профессионально значимых качеств педагога, таких как ценностно-смысловая ориентация. Выводы, к которым пришли такие исследователи как (Ф.Н. Гоноблин, М.М.Левина, К.К.Платонов, М.М.Поташник, Л.В. Поздняк, В.А. Сластенин и др.), таковы, на сегодняшний день в дошкольной образовательной системе ценностно-смысловая сфера, рассматривается на разных ступенях: государственной политики; ценностных ориентаций ребенка; ценностях семьи; ценностях культуры. Результатом такой взаимосвязи, становится преодоление негативных тенденций и формирование ценностно-смысловых ориентаций.Модернизация профессиональной ценностно-смысловой сферы педагогов ДОО происходит в различных видах деятельности, включая методическую. Однако, в наше время также обновились и требования к организации методической работы в ДОО и методам работы с педагогами.Применение различных подходов к методической работе по развитию профессиональных ценностно-смысловых ориентаций педагогов ДОО расширяет кругозор, формирует знания, совершенствует личностные качества педагогов ДОО, у педагогов проявляется стремление вырабатывать активную профессионально-жизненную позицию.Цель исследования: изучить особенности ценностно-смысловой сферы современных педагогов ДОО.Объект исследования: ценностно-смысловая сфера современных педагогов ДОО.задачи исследования:изучить психолого-педагогическую литературу, выявить и определить основные понятия;изучить ценностно-смысловые ориентации педагогов ДОО;ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕДАГОГОВ ДООПонятие ценностных ориентаций личности в трудах отечественных и зарубежных ученых.Ценностно-смысловые ориентации, являются одними из самых значимых элементов внутренней структуры личности, они закреплены собственным жизненным опытом индивида, полной совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое, существенное для данного человека от незначительного, несущественного.Объединение устоявшихся ориентаций ценностно-смысловой сферы, образует стержень сознания, дающий устойчивость личности, филиация определенного типа поведения и деятельности, которая выражается направленности потребностей и интересов. Вследствие этого, ценностно-смысловые ориентации выступают основополагающим фактором, регулятором, детерминирующим мотивацию личности. [29] Основа содержания ценностно-смысловых ориентаций - политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, нравственные принципы поведения. Из этого следует, что в любом обществе ценностно-смысловые ориентации личности оказываются объектом целенаправленного воздействия. Ориентации ценностно-смысловой сферы, влияют и на уровне сознания, и на уровне подсознания, определяя направление волевых усилий, внимания, интеллекта. Аппарат действия и развития ориентаций ценностно-смысловой сферы, имеет тесную связь с необходимостью разрешения противоречий и конфликтов в мотивационной сфере, которая выражается в борьбе между долгом и желанием, мотивами нравственного и утилитарного порядка. [19]Яницкий М.С., придерживается мнения, что развитые ориентации ценностно-смысловой сферы, являются важным признаком зрелости личности и показателем ее социальности. Это восприятие внешнего и внутреннего мира индивида, которое обуславливает взаимосвязь сознания и самосознания, психологическое основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря которому, развивается интегративная совокупность ориентаций ценностно-смысловой сферы, во что-то своеобразное, целостное, что характеризует именно для данную личность. [33]Согласно исследованиям Г.А. Сунгатуллиной, устойчивость ориентаций ценностно-смысловой сферы, характеризуют качества личности такие как надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели. Противоречия ценностно-смысловых ориентациях может породить инконсеквентность в поведении. Недостаточность развития ориентаций ценностно-смысловой сферы, является признаком инфантилизма, ведущей роли внешних стимулов во внутренней структуре личности. [27]Психологи выделяют ряд условий, определяющих основные закономерности психического развития личности. Прототипическим является уровень психического развития каждой личности; умственное развитие и способность к самостоятельному построению ценностных ориентации, к выбору линии поведения, позволяющей отстаивать эти ориентации. [11]Согласно А.Н. Леонтьеву, система личностных смыслов каждого человека определяет индивидуальные варианты его ценностно-смысловых ориентаций. С первых лет жизни, каждый человек создает ценностные ориентации, формирующие его житейский опыт и осваивает их. Именно эти ориентации ценностно-смысловой сферы, человек переносит на свое будущее. Потому и индивидуальный характер ценностные позиции людей в обществе. [17]Личностный смысл – это индивидуальное отражение действительности, выражающееся в отношении субъекта к тем объектам, которые побуждают деятельность и общение. Взаимоотношения между «опредмеченными» в действительности значениями и личностными смыслами - это взаимоотношения между социальным и индивидуальным в жизни личности. Личностно-смысловые качества не становятся в противовес социально-типическим системным качествам личности, они представляют собой специфическую, преобразованную в процессе деятельности форму их существования в индивидуальной жизни личности. [19]Личностный смысл представляет собой важный, но не единственный момент функционального развития мотивационно-смысловых отношений личности. При анализе этих отношений необходимо учитывать движение как от деятельности к индивидуальному сознанию, так и от индивидуального сознания к поведению индивидуальности. [15]Развитие личности определяют не только врожденные особенности (если речь идет о здоровой психике), не только социальные условия, но и внутренняя позиция, складывающаяся у ребенка определенным отношением к миру людей, к миру вещей и к самому себе. Указанные предпосылки и условия психического развития глубинно взаимодействуют друг с другом, определяя внутреннюю позицию человека по отношению к себе самому и окружающим людям. Но это не значит, что, сложившись на данном уровне развития, эта позиция не поддается воздействию извне на следующих этапах формирования личности. [19]На первом этапе происходит стихийное, не направляемое самосознанием формирование личности. Это период подготовки рождения сознающей себя личности, когда у ребенка появляются в явных формах полимотивированность и соподчиненность его действий. Начало развития личности обусловлено следующими событиями в жизни ребенка. В первую очередь он выделяет себя как персону (это происходит на протяжении всего раннего и дошкольного возраста), как носителя определенного имени (имя собственное, местоимение «Я» и определенный физический облик). Психологически «Я - образ» формируется с эмоционального (положительного или отрицательного) отношения к людям и с изъявления своей воли («Я хочу», «Я сам»), которая выступает как конкретная потребность ребенка. Очень скоро начинает проявляться притязание на признание (имеющее как позитивное направление, так и негативное). В то же время у ребенка формируется чувство половой принадлежности, что также определяет особенности развития личности. Далее, у ребенка возникает ощущение себя во времени, у него появляется психологическое прошлое, настоящее и будущее, он по-новому начинает относиться к самому себе - для него открывается перспектива его собственного развития. Важнейшее значение для формирования личности ребенка имеет понимание того, что человек среди людей должен иметь обязанности и права. Самосознание представляет собой ценностно-смысловые ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности. [10]Понятие о профессиональных ценностях, классификация ценностейКатегория ценности стала одним из важнейших вопросов философского осмысления начиная с 60-х гг. ХХ столетия, интерес к проблемам человека и к субъективному фактору в целом, стал возрастать в геометрической прогрессии.Категория ценности применима к индивидуальности каждого человека и обществу в целом. Без человека понятие ценности просто не существует, само понятие ценности — это некий особый человеческий тип значимости предметов и явлений. Ценности не могут быть примордиальны, они являются производным от соотношения мира и мира человека, подтверждая значимость созданного человеком в истории. В социуме любые события, в той или иной степени, значимы, каждое явление выполняет какую-либо роль. Между тем, к ценностям можно относить исключительно положительно окрашенные, значимые явления и события, имеющие связь с социальным прогрессом.По мнению авторов В.А. Сластенина, Г.И. Чижакова «педагогическая аксиология рассматривает ценности как специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Отдельно взятая личность или общество в целом, рассматриваются носителями ценностей, а последние мотивируют действия и поступки человека. Особенности деятельности личности на прямую говорят об отношении этой личности к окружающему и самому себе.Педагогические ценности - это нормы, которые упорядочивают деятельность и выступают познавательно-действующей системой, служащей связующим звеном между уже сложенным социальным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога». [4]Педагогические ценности, равно как и любые иные ценности, носят синтагматический характер, и фиксируются в педагогике, как форма общественного сознания в виде специфических образов и представлений. Познание педагогических ценностей происходит в процессе педагогической деятельности, в это же время они субъективируются. Только уровень субъективации педагогических ценностей становится показателем личностно- профессионального развития педагога.Каждая образовательная система может существовать в своем определенном социокультурном пространстве, взаимодействуя с ним. Но неверно было бы смотреть на образование только как на транслятор накопленных культурой и обществом ценностей. В образовании заложены условия, помогающие проявлению новых ценностей, ведь образование есть пространство творческого освоения новой информации, формирования новых жизненных умений и способностей, возможности формирования практического опыта.В работах наших современников, посвященных вопросам развития педагогического образования, как и в живом общении с коллегами-педагогами, существуют две связанные между собой области дискуссий:- обсуждение ценностных аспектов образования вообще и педагогического, в частности;- обсуждение инструментальных условий, при которых те или иные ценности утверждаются либо нет, в силу выбора более или менее подходящих средств, независимо от декларируемого намерения их утверждать.«Государственная политика в области образования основывается на одном из следующих принципов:1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». [1]Ценности, ценностное сознание, ценностное отношение, ценностное поведение, ценностная установка, ценностная ориентация, образование, воспитание являются основными понятиями педагогической аксиологии.Теоретики рассматривают ценности, как ориентир деятельности и поведения человека, но только при условии сформированности у него ценностных установок. ( В.С.Безрукова, Л.С. Выготский, В.А. Сластенин и др.).Раскроем содержание основных понятий, существенных для педагогической аксиологии как относительно самостоятельной области науки.Ценностное сознание.В философии сознание рассматривается как особый объект, который невозможно исследовать и объяснить обычными способами. Сознание не является биологической субстанцией; оно позволяет человеку осуществлять жизнедеятельность за границами его тела, вступать во взаимодействие с людьми, ценностями культуры, приобщаться к различным видам деятельности без непосредственного контакта. То есть благодаря сознанию человек живет в сфере не только конкретного, но и абстрактного.В широком смысле «сознание» трактуется как проблема человеческого бытия и способ отображения проблемности общественных процессов.Ценностное сознание – форма отражения объективной действительности, позволяющая субъекту определить пространство своей жизнедеятельности как нравственно-духовное; единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия на основе отражения действительности как мира духовных ценностей.Ценностное отношение.Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей. Оно раскрывается как форма участия, соучастия в чем- либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго.Ценностное отношение – это внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений.Ценностная установка.Термин установка был впервые употреблен У.Томасом и Ф. Знанецким именно в значении направленности человеческой деятельности. Установка обладает регулятивным характером, отражающим состояние готовности личности к определенной деятельности; в ней выделяют когнитивную (знания, информация) и аффективную (эмоции, чувства) составляющие. Установка соотносится с потребностями индивида, она выполняет приспособительную и защитную функции, выражает ценности индивида и организует знания.Поскольку сущность установки, как и отношения, во многом определяется значимостью объекта для субъекта, то это означает, что установка обладает ценностным характером.Ценностная установка – это осознание личностью своей внутренней позиции и наличие готовности к деятельности в соответствии с определенными ценностями.Ценностная ориентация.Ценностные ориентации характеризуются как «направленность личности на те или иные ценности.Ценностная ориентация – это система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры общества.В исследованиях психологов, социологов и педагогов доказано, ценностные ориентации играют большую роль в жизни и устройстве общества. Они представляют собой относительно устойчивую, социально обусловленную направленность личности на цели и средства деятельности и тесно взаимосвязаны с самооценкой. [4]Ценности не абстрактное понятие, они тесно связаны с нравственными качествами. Нравственная ценность – жертвенная и деятельная любовь к людям – требует воспитание таких качеств личности, как доброжелательность, стремление совершать добрые поступки; терпимость к недостаткам и ошибкам окружающих, способность просить прощение и прощать, стремление примирять ссорящихся, не отвечать злом на зло; человеколюбие, уважение индивидуальности личности и мнения окружающих, ответственность за свое решение; честность, правдивость, справедливость, способность видеть свои недостатки, признавать ошибки; ответственность, заботливость, чуткость к людям, сострадание, послушание; трудолюбие, бережное отношение к труду другого, желание радовать своим трудом других; совестливость, стыдливость, способность слышать «голос совести».Ценностные ориентации определяются сознанием или подсознанием, формируются в ходе обретения личного опыта. В сформированном состоянии они представляют индивидуальную иерархическую совокупность ценностей, определяющих направленность личности и избирательность ее поведения.1.3 Особенности педагогической деятельности воспитателей детского садаЛичность педагога изучали и изучают многие авторы (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Э.Ф. Зеер, С.В. Кондратьева, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, А.А. Реан, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.).Структура личности педагога включает:¾мотивацию личности;¾свойства личности (педагогические способности, характер, психические процессы и состояния);¾интегральные характеристики личности (педагогическое самосознание, индивидуальный стиль, творческий потенциал). [10]Мотивация личности воспитателя всегда обусловлена ее направленностью. Педагогическая направленность - это стремление стать, быть и оставаться педагогом, действенная ориентация на развитие личности ребенка.В мотивационной сфере личности педагога, как правило преобладает потребность в доминировании, являющаяся ресурсом самоактуализации (И.И. Осадчева). Выявлено (Н.Н. Демиденко) три типа мотивационно-потребностной сферы педагога (нисходящего типа - потребности в безопасности, самооценке; переходного типа - устойчивая тенденция роста от потребностей в самооценке к потребности в самоактуализации; восходящего типа).Педагогические способности - важное свойство личности воспитателя. С.А. Дружилов выделил две группы педагогических способностей (перцептивно-рефлективные и проективные), включающие разные виды чувствительности воспитателя к отдельным сторонам педагогического процесса. [12]Перцептивно-рефлексивные (перцепция - восприятие) способности дают возможность проникать во внутренний мир ребенка и понимать самого себя. Проективные, конструктивные, управленческие способности позволяют воздействовать на другого человека.К интегральным характеристикам личности воспитателя относится профессиональное педагогическое самосознание.Профессиональное педагогическое самосознание - комплекс представлений о себе как профессионале - включает следующие составляющие:¾осознание воспитателем норм, правил, модели своей профессии как эталонов для осознания своих качеств;¾осознание этих качеств у коллег, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации;¾учет оценки себя как профессионала со стороны других людей -детей, коллег, руководства;¾самооценивание педагогом своей деятельности и личности как в плане познавательном, так и в эмоциональном, в результате которого складывается положительная или отрицательная Я-концепция. Положительная самооценка педагога благоприятно сказывается на учениках, т.к. чувствуя себя спокойно и уверено, педагог доброжелателен к ним. Педагог с низкой самооценкой, чувствуя себя не уверено, часто обращается к авторитарному стилю как к средству психологической самозащиты. [14]Череда авторов рассматривают профессиональную компетентность педагога, как качество интегральной характеристики личности. Выделяют такие виды компетентности педагога, как: методическую; дифференциально-психологическую; специальную; научно-педагогическую. Элементами компетентности педагога являются культура педагога, носящая личностно-гуманистическую ориентацию, целостное и системное восприятие педагогической реальности, профессиональные знания и умения, наличие мотивации, критичность мышления, готовность к творчеству (Н.Е. Костылева). Профессиональная компетентность педагога рассматривается в связи с уровнями его рефлексии, концепции «я - педагог» - репродуктивный, эвристический, креативный (А.А. Воротникова). Выделены (В.А. Коротков) четыре типа профессиональных ориентации педагога, определена их различная распространенность у педагогов: ориентация на ценность содержания предмета (18,1%), ориентация на инновационную деятельность (26,5%), ориентация на технологию профессиональной деятельности (21,5%), ориентация на личность ребенка (33,9%) данные показывают достаточно высокую распространенность увлечений педагогами как гуманистическим, так и технологическим подходами. Отмечается двухфазный характер (по Б.Г. Ананьеву) развития психических качеств педагога под влиянием педагогической деятельности: так, мышление педагога, снижающееся с возрастом, может сопровождаться развитием профессионально сенсибилизированной структуры мышления. [12]Теоретический анализ трудов многих авторов, позволяет выделить несколько направлений в изучении личности педагога.Складывающаяся у педагога концептуальная модель педагогического процесса описана М.С. Игнатенко, связь индивидуальной концепции педагогической деятельности с профессиональной деятельностью выделена в работах С.А. Белых. Отмечается повышенная значимость ошибочных действий в деятельности педагога (М.В. Журавкова). Описан психологический барьер закрепощенности педагога в деятельности и общении (Л.Г. Дмитриева). Намечены профессиональные типы личности педагога (реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный, предприимчивый, артистичный), из которых наиболее адекватным для педагогической деятельности является социальный профессиональный тип (М.В. Журавкова). Построена типология личности педагога в связи с его профессиональным стилем деятельности - достиженческий, доминирующий, уравновешенный, аффилиативный (О.В. Кондратьева). Изучена интегральная индивидуальность педагога и ее уровни - нейродинамический, психодинамический, личностный, метаиндивидуальный (Л.А. Ивашнева). Личность педагога была изучена с его индивидуальными стилями (педагогического оценивания - критикующий (негативный), пассивно-формальный (нейтральный), поддерживающий (позитивный), которые интерпретируются в связи с типом нервной системы педагога (Н.П. Крикля).Остановимся более подробно на индивидуальном стиле деятельности.Индивидуальный стиль деятельности и общения педагога.Можно выделить два крайних стиля:¾рассуждающе-методичный;¾эмоционально-импровизационный.Для рассуждающе-методического стиля работы характерно:¾четкое структурирование, планирование и организация учебного процесса;¾большое внимание повторению и закреплению на уроке;¾работа в основном со средними и слабыми учениками, невысокий темп работы;¾хорошее качество знаний учеников, но недостаточное развитие их активности и инициативы.Для эмоционально-импровизационного стиля характерно:¾отсутствие четкого планирования урока, в основе которого - развитие самостоятельности учеников;¾незначительное время повторения и закрепления;¾предпочтение работе с «яркими» учениками, высокий темп работы, импровизация;¾учащиеся ориентированы на поиск нового, но е всегда обеспечено прочное усвоение знаний и навыков. [14]Еще одна необходимая интегральная характеристика личности педагога - творческий потенциал педагога.Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов.Признаки творческой личности:¾способность замечать и формировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок;¾умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть перспективу;¾отказ от ориентации на авторитеты;¾способность увидеть знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;¾отказ от категорических суждений, деления на белое и черное;¾легкость ассоциирования (способность вызывать в сознании образы и создавать из них новые комбинации;¾способность к оценочным суждениям, критичность мышления;¾готовность памяти: владение достаточно большим объемом систематизированных знаний;¾способность увидеть целое раньше, чем детали, способность к переносу функции одного предмета на другой.Педагогическое творчество - это всегда поиск и нахождение нового.Возможны следующие уровни творчества [10]:. Творчество в широком понимании: открытие нового для себя, обнаружение нестандартных способов решения педагогических задач, ранееоткрытых и описанных. примеры: выбор оптимального решения из ряда возможных, использование старого приема в новой, нестандартной ситуации и др.. Творчество в более узком понимании: открытие нового для себя и для других, новаторство - создание новых оригинальных приемов или целостных подходов, меняющих привычный взгляд на явление, перестраивающих общественный педагогический опыт. [12]Новаторство - это особый тип мышления, отличающийся способностью обнаружения всеобщих проблем, их оригинальным решением, возвращением в педагогическую практику.Умения, необходимые для самовыражения и саморазвития личности педагога:¾реализация и развитие своих педагогических способностей;¾управление своими эмоциями, способность придавать им конструктивный, а не разрушительный характер;¾осознание перспектив своего профессионального развития, особенностей своего индивидуального стиля, максимальное использование своих¾природных данных;¾овладение педагогическим мастерством, открытость поиску нового,¾способность его воплощения.Освоение личностью профессии неизбежно сопровождается изменениями в структуре ее личности, когда, с одной стороны, происходит усиление и интенсивное развитие качеств, которые способствуют успешному осуществлению деятельности, а, с другой, изменение, подавление или даже разрушение структур, не участвующих в этом процессе. Если эти профессиональные изменения расцениваются как негативные, т.е. нарушающие целостность личности, снижающие ее адаптивность и устойчивость, то их следует рассматривать как профессиональные деформации.Остановимся более подробно на особенностях педагогической деятельности педагогов ДОО.Взаимодействие человека и общества берет свое начало в детском саду, в этот период закладываются основы общественных отношений, которые необходимы любому человеку в каждом виде деятельности. Потому педагог должен быть человеком ответственным и внимательным, тактичным, терпеливым, иметь высокоразвитые коммуникативные способности. Общая культура и грамотная речь, хорошо поставленный голос, умение управлять коллективом, умение держать под контролем свое поведение – вот необходимые качества для педагога. Он должен непрерывно совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики, должен идти вперед, осваивать инновационные технологии и методы.Для оптимизации деятельности современного педагога ДОО необходимо уметь правильно планировать свою работу, что сделает работу педагога более осмысленной и результативной, придаст педагогическому процессу организованный характер. Планирование образовательного процесса необходимо строить с учетом комплексно-тематического принципа и принципа интеграции образовательных областей. Такой подход позволяет объединить комплексы различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой «темы», обеспечить целостное представление детей об окружающем мире, освоить информацию через разные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический. В качестве вариантов тем использую, «события», «сезонные явления в природе», «праздники», «традиции». [7]Для нашего времени характерно непрерывное обновление информации. Данные условия диктуют воспитателю детского сада работать по-новому, используя при организации образовательного процесса современные педагогические технологии. Для определения уровня освоения образовательной программы воспитанниками детского сада, целесообразности планирования педагогической, коррекционно-развивающей работы, получения оперативной информации о реальном состоянии и тенденциях изменения в развитии ребенка два раза в год, а при необходимости и в середине года, воспитателю необходимо проводить комплексную диагностику. Педагогическая деятельность разнообразна, связана с детьми и требует педагогического творчества, педагогической направленности, что возможно только при сформированности ценностно-смысловой сферы педагога ДОО.Выводы по первой главеТаким образом, были рассмотрены общечеловеческие, общественные ценностные идеалы и социальные ценности. Представления каждого человека об этих ценностях глубоко субъективны. Существует своя иерархия этих ценностей для каждой отдельно взятой личности. Существуют ценности реально привычного функционирования, деятельности личностных отношений, общения учебной деятельности, ценность плана познания, осознания действительности. Сочетание нескольких ценностей говорит о более высоком уровне развития личности. Максимально реализовать личностные возможности можно только при присутствии трёх основных планов ценностей, связанных с деятельностью, отношениями, познанием. Так формируется ценностная сфера.Глава 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРИЕНТАЦИИ ПЕДАГОГОВ ДОО.2.1 Организация исследования. Для анализа особенностей ориентации ценностно-смысловой сферы педагогов ДОО была применена диагностическая методика «Морфологический тест жизненных ценностей» авторы В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина (Приложение 1) и Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича.1. «Морфологический тест жизненных ценностей» авторы В.Ф. Сопов Л.В. Карпушина (Приложение 1)МТЖЦ («Морфологический тест жизненных ценностей») помогает определить мотивационно-ценностную структуру личности. В этой методике, диагностический конструкт - терминальные ценности, такие как отношение субъекта к явлению, объекту и субъекту, жизненному факту, и признание его как имеющим жизненную важность.В ряд жизненных ценностей включены такие аспекты как: развитие себя, духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты, собственный престиж, достижения, высокое материальное положение и сохранение собственной индивидуальности. Исходя из того, что каждый индивид реализует свои ценности в различных сферах деятельности, в структуре опросника присутствуют все основные сферы: профессиональная жизнь, образование, семейная жизнь, общественная активность, увлечения, физическая активность. Помимо этого, в конструкте методики присутствует шкала достоверности, степени желания у индивида социального одобрения его поступков, основой для которой стал опросник зарубежных психологов Д. Л. Крауна и Д. А. Марлоу.МТЖЦ («Морфологический тест жизненных ценностей») состоит из 112 утверждений (приложение 1), каждое из которых оценивается по 5-бальной системе. Началом тестирования является инструкция: «Вам предлагается опросник с различными желаниями и стремлениями человека. Нужно оценить каждое утверждение по 5-бальной шкале следующим образом:-если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;-если имеет небольшое значение - цифру 2;если утверждение имеет определенное значение - поставьте цифру 3;если для Вас это важно - цифру 4;если очень важно - 5.Не забывайте, неправильных ответов нет и не может быть. Попробуйте не использовать цифру 3 для оценки утверждения».Баллы суммируются в соответствии с ключом, сырые баллы переводятся в стандартные.Эта методика была выбрана, на основании того, что она позволяет изучить индивидуальную систему ценностей личности, определить какими ценностями человек руководствуется в той или иной деятельности, а также проследить направленность испытуемого на духовно-нравственные или прагматические ценности.2.Методика изучения ценностных ориентации М. РокичаСистема ориентации в ценностно-смысловой сфере, определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему, к другим людям, к себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».Одной из самых распространенных современных методик является «Методика изучения ценностных ориентации» под редакцией М. Рокича, она основана на прямом ранжировании списка ценностей. По М. Рокичу есть два класса ценностей:терминальные - убеждения, основанные на том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;инструментальные - убеждения, основанные на том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.Данное разделение полностью соответствует традиционному (ценности-цели и ценности-средства).Испытуемому предложены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Сначала предлагается набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.Даётся инструкция о том, что сейчас будет предложен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Основная задача - разложить их в порядке значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная, останется последней и займет 18 место. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».При анализе иерархии ценностей, непременно стоит выделить их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. К примеру, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Нужно попытаться уловить индивидуальную закономерность.Для конкретизации критериев ранжирования, предлагалось учитывать не только значимость ценности, но и степень ее реализованности. Для этого после завершения ранжирования обоих списков испытуемым предлагалось оценить в процентах степень реализованности каждой из ценностей в его жизни. Для получения групповых результатов для каждой из ценностей подсчитывалось среднее арифметическое значение ранга по данным всей группы, а затем полученные усредненные ранги всех ценностей вторично ранжировались в порядке возрастания: ценности с наименьшим рангом приписывался вторичный ранг 1, следующей 2 и т.д. Результатом этой процедуры являлась групповая иерархия ценностных ориентаций, представленная в той же форме, что и индивидуальные результаты. Ценности, попавшие в верхнюю часть иерархии, интерпретировались как предпочитаемые, в среднюю и нижнюю часть как незначимые. Кроме того, анализировалась направленность ценностных ориентаций данной профессиональной группы.2.2 Результаты исследования и их интерпретацияРезультаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы педагогов ДОО. По усредненным групповым данным был составлен профиль ценностных ориентаций личности современных педагогов.Таблица 1. Профиль ориентаций ценностно-смысловой сферы личности педагогов ДОО Жизненные ценностиЖизненные сферыЗначимость ценностиПрофес.Образов.Семейн.Обществен.УвлеченияФиз. актив.Саморазвитие8737767Дух. удовлетворение8838676Креативность7846656Соц. контакты7848666Собств. престиж7765666Достижения8777756Мат. положение8877776Сохранение индив-ти8776776Значимость сферы665666Анализируя, полученные результаты видно, что нормы жизненных ценностей, особенно для такой ценности, как саморазвитие, оказались высокими, согласно нормы. Аналогичным образом выглядит и картина с направленностью личности. Это объясняется тем, что в современном мире педагоги выстраивают свою жизнь на достаточно высоком уровне осознания. То же самое можно сказать и о нормах жизненных сфер, нормы для сферы общественной жизни достаточно высоки, что свидетельствует о том, что у педагогов сформирована ценность служения. А вот нормы для сферы семейной жизни оказались низкими (3-7 по сравнению с нормальной 4-7), это может быть свидетельством меньшей значимости семьи, хотя по уточняющей беседе испытуемых говорили, что семья важна для них сама по себе, как некая основа, фундамент жизни, тесные взаимоотношения на основе любви и честности.Результаты педагогов отражают уравновешенную направленность личности испытуемых на гуманистические и прагматические ценности, с небольшим перевесом в сторону первых, наиболее важной жизненной ценностью для испытуемых является духовное развитие, что подтверждают данные второй методики. Также видно, что деятельность педагогов в каждой из жизненных сфер полимотивирована, что явно указывает на высокий уровень развития ценностно-смысловой сферы исследуемых.В своей профессиональной деятельности педагоги реализуют ценности духовного удовлетворения, достижений, высокого материального положения и сохранения собственной индивидуальности. Им характерно стремление к наиболее полной реализации, раскрытию и развитию своих профессионально-важных способностей. Они тщательно планируют всю свою работу. Пытаются понять смысл выполняемых действий и получают удовольствие, как от процесса, так и от результатов своей деятельности.Работая в сфере образования, испытуемые обладают такими приоритетными ценностями как: духовное удовлетворение, креативность, активные социальные контакты и устойчивое материальное положение. Это характеризуется более развитой познавательной потребностью, узнавая что-то новое, личность получает духовное удовлетворение, кроме этого, пытается ответить на спорные вопросы, открыть что-то новое. Стремление достичь определенного уровня образования объясняется желанием иметь интересную, стабильно оплачиваемую работу и входить в тесные контакты с определенным кругом людей.В общественной сфере наиболее значимыми и первоочередными для исследуемых, являются ценности духовного удовлетворения и активных социальных контактов. Это означает, что педагогам общественная деятельность, которую они выполняют, позволяет взаимодействовать с людьми, и это приносит еще и моральное удовлетворение.Анализ данных испытуемых МТЖЦ показал, что ценности, не включенные в единый смысловой блок, либо важны для испытуемых сами по себе (семья, духовный рост, свобода…), либо относительно незначимы в данный момент (труд, деньги). Для двоих человек характерно наличие двух смысловых блоков. В качестве одного из объединений ценностей выступают связки духовный рост - честность и честность - здоровье, в качестве второго - все остальные ценности.Таблица 2. Средние ранговые показатели по методике ценностных ориентаций М. РокичаПоказателисреднее значениеМестоЦенностиВоспитатели детского сада со стажем педагогической деятельности не более 5 летВоспитатели детского сада со стажем педагогической деятельности более 10 летВоспитатели детского сада со стажем педагогической деятельности не более 5 летВоспитатели детского сада со стажем педагогической деятельности более 10 летДеньги2,32,122Семья1,61,811Познание7,16,377Работа4,67,658счастье других3,22,533саморазвитие7,45,385карьера8,7999друзья4,24,444удовольствия5,85,866Согласно данным, отраженным в таблице, основной ценностью педагогов ДОО является «семья», на втором месте «деньги», как средство к существованию, на третьем «счастье других», на четвертом месте «друзья».На пятом месте - «работа» и «саморазвитие».Шестое место занимает «удовольствие», седьмое место «познание». Это характеризуют опрошенных, как личностей открытых новым впечатлениям, стремящихся к гармоничному бытию и здоровым отношениям с окружающим миром, готовых ставить цели и добиваться их за счет собственных резервов, внутреннего потенциала.На восьмом месте «саморазвитие» и «работа», и на девятом месте оказалась карьера.Исходя из полученных данных, для педагогов ДОО на первом месте находится семья (заботы о детях, о их здоровье, финансовом благополучии).Выводы по второй главе.Согласно проведенному исследованию, наиболее значимой ценностью для современных педагогов является здоровье, к сохранению и поддержанию здоровья ими прилагается много усилий. Свобода также занимает место, как одна из ценностно-смысловых особенностей. Далее по убыванию важности у следуют честность, семья, ответственность, духовный рост, деньги и труд. Особая значимость здоровья совсем неудивительна, потому как здоровье - это основа счастливой, длинной и благополучной жизни. А относительная незначимость таких ценностей, как деньги и труд, объясняется тем, что они являются средством, возможностью для реализации всех остальных ценностей. Наиболее актуальны и соответственно наименее реализованы следующие ценности: деньги, духовный рост и здоровье. Деньги, как средство, постоянно необходимы, а духовный рост, как процесс, является непрерывным. Деньги нужно заработать и, что важнее, потратить так, чтобы удовлетворить свои потребности, получить удовольствие. Духовный рост и семейные взаимоотношения требуют постоянного самоанализа, поиска компромисса, движения вперед. Свобода, здоровье и ответственность - наиболее реализованные ценности.Также особую важность для современных педагогов несут в себе ценности индивидуальной направленности (здоровье, свобода, духовный рост), так и ценности, значимые для общественного благополучия (честность, семья, ответственность). В целом же, можно сказать, что ведущей становится индивидуалистическая направленность, которая все же имеет ценность для общества, и значимость для общественного благополучия (духовный рост и труд).ЗаключениеЦенностно-смысловая сфера - понятие, одинаково используемое и в философии, и в социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплотивших социальные идеалы и выступающих эталоном должного. В подавляющем большинстве случаев, личностным ценностям характерна высшая осознанность; они находят отражение в сознании в виде ценностно-смысловых ориентаций, и являются весомым фактором социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения человека. Ориентации ценностно-смысловой сферы, по сути, важнейшие элементы внутренней структуры личности, которые закреплены индивидуальным жизненным опытом, совокупностью его переживаний и отграничивающие значимое от незначительного. Общность устоявшихся, прочно сложившихся ценностно-смысловых ориентаций образует своеобразный стержень сознания, который, в свою очередь, обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов.Для исследования особенностей ориентаций ценностно-смысловой сферы педагогов ДОО были использованы две диагностические методики.Результаты диагностики отражают уравновешенную направленность личности испытуемых на гуманистические и прагматические ценности, с небольшим перевесом в сторону первых, наиболее важной жизненной ценностью, является здоровье и духовное развитие, что подтверждают данные методик. Также видно, что деятельность современных педагогов - полимотивирована, что указывает на высший уровень развития ценностно-смысловых ориентаций исследуемых. В общественной сфере наиболее значимыми и первоочередными являются ценности духовного удовлетворения и активных социальных контактов, достижения и материального положения, это означает, что общественная деятельность, которую выполняют педагоги, позволяет взаимодействовать с людьми и приносит моральное удовлетворение.Результатом исследования был определен уровень развития ценностно-смысловой сферы современных педагогов ДОО. Главными особенностями ценностно-смысловой сферы у педагогов является свобода и здоровье, они прилагают массу усилий к сохранению и поддержанию здоровья, а также к достижению личностной свободы. Достаточно важны и ценности индивидуальной направленности (здоровье, свобода, духовный рост), а также ценности, значимые для общественного благополучия (честность, семья, ответственность). Подводя итог, можно сказать, что ведущей становится индивидуалистическая направленность, которая все же имеет ценность для общества и значимость для общественного благополучия (духовный рост и труд).Список использованной литературы1. Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. - М., 2009.2.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: Питер, 2008.3.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2006.4.Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики //Психологический журнал.-2003.-№1.-С.28-38.5.Беляев И.А. Исследование ценностных ориентаций. Конфликтология. // Вестник ОГУ, 2004.- № 2.6.Волков Б.С. Психология юности и молодости: Учебник для вузов. - М.: Трикста, 2006.-256с7.Вяткин Б.А. Психология метаиндивидуальности учителя начальных классов.- Пермь, ПГПУ, 2008.8.Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования, 2007. №1. с.96-105.9.Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. - 2008. - №1. - С.96-105.10.Дружилов С. А. Индивидуальный ресурс человека как основ становление профессионализма : Монография. - Воронеж : Научная книга, 2010. - 260 с.11.Дружилов С. А. Психология выживания в современном мире. - Харьков: Изд-во «Гуманитарный Центр», 2012. - 300 с.12.Дружилов С.А. Психология профессионализма: Инженерно-психологический подход : монография - Харьков : Издательский дом «Гуманитарный центр», 2011. - 296 с.13.Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения. // Вестник МГУ. Психология, 2008 №2 (апрель июнь) с. 58-67.14.Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия , 200915.К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. /Под. ред. В.С. Мухиной. - М., 2006.16.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. - 2008. - №4. - С.29-37.17.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.18.Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Академия, 2007. - 359 с.19.Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М. Смысл, 2008.20.Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России. / В.Т.Лисовский- СПб.: СПбГУП, 2008.21.Марголина Т.И. Конфликтность учителя как его метаиндивидуальная характеристика. Хрестоматия / Составитель Н.И.Леонов.- Москва-Воронеж, 2005.22.Психология возрастных кризисов. Хрестоматия. -М.: Харвест, 200423.Психология: Учебник /под ред. А.А. Крылова.- М.: Проспект, 2005. - 752с.24.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М., 2010. - 369 с.25.Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 2006. -26.Стойлик, А. Ю. Ценностные ориентации: социально-психологический и гендерный аспекты // Журнал прикладной психологии. - 2003. - №6. - С. 60-69.27.Сунгатуллина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи // Вестн. Московского ун-та. Сер.18. 2002 №3. - с.158-164.28.Хьелл, Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб.: Питер, 2010. - 608 с.29.Чудновский В.Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии.- №3.-2008.- С.3-15.30.Шакуров, Р. Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии. - 2003. - №5. - С. 18-32.31.Эриксон Э.Г. Детство и общество. / Э.Г. Эриксон - СПб., 2009 - 456 c.32.Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. - СПБ, 2009.- 142с.33.Яницкий М. С., Серый А.В. Ценностно-смысловая сфера личности / М. С. ЯПриложение 1Опросник МТЖЦПросим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определённым действиям, по 5-тибалльной шкале, проговаривая фразу: «Для меня сейчас (ваша оценка) …»если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте в бланке цифру «1»;если утверждение ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «2»;если утверждение ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЁННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру «3»;если утверждение ВАЖНО, поставьте цифру «4»;если утверждение ОЧЕНЬ ВАЖНО, поставьте цифру «5».1Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию.2Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знаний.3Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся.4Общаться с разными людьми, активно участвуя в общественной деятельности.5Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же, чем и я.6Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов.7Испытывать антипатии к другим.8Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня.9Создавать что-то новое в изучаемой мною области знаний.10Быть лидером в моей семье.11Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью.12В своём увлечении быстро достигать намеченных целей.13Чтобы физическая подготовленность позволяла надёжно выполнять работу, дающую хороший заработок.14Позлословить, когда у людей неприятности.15Учиться, чтобы «не зарывать свой талант в землю».16Вместе с семьёй посещать концерты, театры, выставки.17Применять свои собственные методы в общественной деятельности.18Состоять членом какого-либо клуба по интересам.19Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость.20Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему.21Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии.22Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми.23Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом.24Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью.25Чтобы моё увлечение помогало укрепить моё материальное положение.26Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях.27Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры.28Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни.29В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее.30Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании.31Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде.32Иметь приятельские отношения с коллегами по работе.33Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга.34Чтобы мои дети опережали в своём развитии сверстников.35Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность.36Чтобы моё увлечение подчёркивало мою индивидуальность.37Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью.38Полностью сосредоточиться на своём увлечении, проводя свободное время на хобби.39Придумывать новые упражнения для физической разминки.40Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой.41Какое впечатление моя работа оказывает на других людей.42Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень.43Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния.44Твёрдо отстаивать определённую точку зрения в общественно-политических вопросах.45Знать свои способности в сфере хобби.46Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки.47Внимательно слушать собеседника, кем бы он ни был.48В работе быстро достигать намеченных целей.49Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить моё материальное положение.50Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи.51Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер.52Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам.53Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и т.д.)54Учиться, чтобы не затеряться в толпе. 55Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах.56Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность.57Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности.58Учиться, получая при этом удовольствие.59Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье.60Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми.61Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению.62Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий.63Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах.64Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса.65Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину.66Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой.67Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей.68Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия.69Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение.70Не говорить с умыслом неприятных вещей.71Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать.72В супружестве быть всегда абсолютно надёжным.73Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась.74Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же.75Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать своё превосходство.76Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.77Чтобы приёмы моей работы изменялись.78Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей.79Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения.80Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности.81В своём увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т. п.).82Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы.83Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов.84Быть полезным для общества.85Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби.86Чтобы среди членов моей спортивной секции (клуба, команды) было много друзей.87Внимательно следить за тем, как я одет.88Чтобы во время работы постоянно была возможность общаться с сослуживцами.89Чтобы уровень моего образования соответствовал уровню образования человека, мнение которого я ценю.90Тщательно планировать свою семейную жизнь.91Занимать такое место в обществе, которое укрепляло бы моё материальное положение.92Чтобы мои взгляды на жизнь проявлялись в моём увлечении.93Заниматься общественной деятельностью, учиться убеждать людей в своей точке зрения.94Чтобы увлечение занимало большую часть моего свободного времени.95Чтобы моя выдумка проявлялась даже в утренней зарядке.96Всегда охотно признавать свои ошибки.97Чтобы моя работа была на уровне и даже лучше, чем у других.98Чтобы уровень моего образования помог бы мне занять желаемую должность.99Чтобы супруг (супруга) получал высокую зарплату.100Иметь собственные политические убеждения.101Чтобы круг моих увлечений постоянно расширялся.102Иметь, прежде всего, моральное удовлетворение от достигнутых успехов в спорте.103Не придумывать вескую причину, чтобы оправдаться.104Перед началом работы чётко её распланировать.105Чтобы моё образование давало возможность получения дополнительных материальных благ (гонорары, льготы).106В семейной жизни опираться лишь на собственные взгляды, даже если они противоречат общественному мнению.107Тратить много времени на чтение литературы, просмотр передач и фильмов о спорте.108Не завидовать удаче других.109Иметь высокооплачиваемую работу.110Выбирать редкую, уникальную специальность для обучения, чтобы лучше проявить свою индивидуальность.111Вести себя за столом дома так же, как и на людях.112Чтобы моя работа не противоречила моим жизненным принципам. Приложение 2МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» (М. Рокич)Бланк тестируемого________________Список А (терминальные ценности):- активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);-жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);- здоровье (физическое и психическое);- интересная работа;- красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);- любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);- материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);- наличие хороших и верных друзей;- общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);- познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);- продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);- развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);- развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);- свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);- счастливая семейная жизнь;- счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);- творчество (возможность творческой деятельности);- уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).Список Б (инструментальные ценности):- аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;- воспитанность (хорошие манеры);- высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);- жизнерадостность (чувство юмора);- исполнительность (дисциплинированность);- независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);- непримиримость к недостаткам в себе и других;- образованность (широта знаний, высокая общая культура);- ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);- рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);- самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);- смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;- твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);- терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);- широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);- честность (правдивость, искренность);- эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);- чуткость (заботливость).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!