Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Отечественные и зарубежные теории защитных механизмов личности

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
3973071

500 руб.

Просмотров
760
Размер файла
148.4 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕАктуальность. Концепция психологической защиты всегда была очень актуальной темой и ценным вкладом в развитие теории психоанализа. Известные ученые, такие как: Р.М. Грановская, Фрейд С., Роджерс К., Р. Плутчик, Дж. Келлерман и другие наблюдали за таким феноменом и научным открытием как психологические защитные механизмы личности и внимательно изучали его в различных проявлениях, что составляло сложный и длительный процесс.Защитные механизмы отличаются и являются индивидуальными процессами каждого человека, кроме этого, плохо поддаются рефлексии. Хотелось бы также отметить, что защитные механизмы не существуют только по одному на каждого человека: у одного человека их может быть пять, у другого – два и т.д. С помощью защитных механизмов человек оберегает свою психику от травм, которые могут причинить ему реальные жизненные ситуации, способные разрушить Я-концепцию личности.У человека такие механизмы возникают, развиваются и изменяются на протяжении всей жизни. Причем существуют как специальные средства социально – психологической адаптации и потому невозможно изучать это явление самостоятельно и поверхностно, нужно углубляться во все его нюансы.Эта тема актуальна как раньше, так и в наше время потому, что в жизни каждого человека возникают те или иные ситуации, разного характера, в которых человек испытывает дискомфорт и напряженность, когда желания человека не осуществляются или осуществляются не полностью, и человек тратит значительные усилия. Все это приводит к стрессам и человек вынужден применять психологические защитные механизмы для снятия напряжения и облегчения эмоционального состояния. Но, что остается наиболее интересным, так это то, что с накоплением отрицательной информации, психологическая защита становится менее эффективной, ведь искажая реальность в целях обеспечения лишь временного эмоционального благополучия, он действует без дальнейшей перспективы. Хотелось бы также отметить, что эта тема очень важна для будущего педагога, потому что благодаря знаниям о психологических защитах личности педагог сможет определить внутреннее состояние ребенка, исследовать расстройства в поведении, связывать основные проблемы, которые беспокоят ребенка и заранее избавиться от них. Также это касается и родителей, ведь это первые люди, которые должны оказать психологическую помощь ребенку в конкретной сложной ситуации. Если подытожить все вышеизложенное, то можно сделать итог, что тема психологических защит личности очень важна не только для педагогов, но и для родителей, и поэтому, она остается актуальной и в наши дни.Цель исследования состоит в изучении теоретических материалов отечественных и зарубежных теорий защитных механизмов личности.Объектом исследования является процесс изучения теорий защитных механизмов личности.Предметом исследования являются теоретические основы изучения теорий защитных механизмов личности.Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач: Проанализировать литературу по данной теме в целях изучения явления психологической защиты личности;Раскрыть понятие личности и рассмотреть классификацию защитных механизмов;Изучить теории зарубежных и отечественных психологов по защитным механизмах личности.Методы научного исследования: теоретический анализ психологической литературы.Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (38 наименований). Общий объем работы изложен на 28 страницах, основное содержание – 25 страниц.ГЛАВА 1. Понятие личность и механизмы ее защиты в психологии1.1 Понятие личности и теории личности в психологииПроблема личности является центральной в психологии. Решить ее пытаются представители разных психологических направлений и школ. Исходя из своих концептуальных позиций, одни ученые акцентируют внимание на роли биологического в развитии личности, другие рассматривают личность как продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Однако большая сложность проблемы и разница в подходах к ее решению пока не позволяют сформировать общепризнанную теорию личности.В зарубежной психологии выделяют следующие теории личности:традиционные (3. Фрейд, К.-Г. Юнг, В. Дильтей, К. Левин, В. Штерн и др.);новые (А. Адлер, К. Хорни, Г. Олпорт, К.-Р. Роджерс, А.-Х. Маслоу, Г.-Ю. Айзенк, Дж. Кэттел и др.);новейшие (Э. Фромм, Э.-Х. Эриксон, Г. Салливен, К. Леонгард, Э. Берн и др.).Все они представлены в бихевиористических и необихевиористических, психоаналитических, гуманистических, интеракционистских концепциях и Структура личности – это основные неизменные характеристики, присущие человеку всегда [18]. Таковыми структурными единицами являются черты, свойства личности. Черта – это склонность человека вести себя определенным образом [3]. Другим примером структуры является описание типов личности. Тип личности – это совокупность многих черт, образующих обобщенные поведенческие характеристики [21]. К примеру, по К. Юнгу, все люди делятся на два типа: интровертов и экстравертов [36].Мотивация. Цельная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Развитие личности – это изменение ее от рождения до конца жизни. Есть немало стадийных моделей для понимания фаз роста. Так, например, в теории 3. Фрейда это стадии психо-сексуального развития, в теории Э. Эриксона – стадии развития эго и т. д. Теории личностного роста отличаются тем, какую роль в развитии личности отводят они генетическим факторам или среде [32].Психопатология – каждый ищет ответ на вопрос, почему некоторые люди проявляют патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Этнология – это изучение и объяснение причин ненормального функционирования психики человека [27].Психическое здоровье – это критерии оценки здоровой личности и понятия здорового образа жизни. На психическое здоровье человека тоже есть разные взгляды.Изменение личности посредством терапевтических воздействий, т.е. поиск путей, как изменить личность, как повысить свою компетентность. Есть много психотерапевтических направлений, отличающихся как методами воздействия, так и взглядами автора на личность.Эффективность теории можно оценить по следующим параметрам [23]:насколько ее положение можно проверить;в какой степени теория стимулирует психологов проводить дальнейшие исследования;отсутствие внутренних противоречий;экономность, то есть количество понятий и концепций в теории;широта охвата, то есть на какое количество поведенческих проявлений ее можно перенести;способность помочь людям понять их поведение и решить проблемы.В следующей части нашей работы мы рассмотрим классификацию механизмов личности.1.2 Классификация механизмов личностиЗащитные механизмы - Этот термин впервые был принят в 1894 году в книге З. Фрейда «Защитные нейропсихозы». Механизм психологической защиты направлен на то, чтобы лишить значимости и тем самым обезвредить психологически травмирующие моменты. Перечень защитных механизмов очень велик, и ученые еще не пришли к теоретическому компромиссу по поводу их количества. Психологические защиты очень разные. Они могут производиться как внутреннее действие (например, в форме искривления действительности) так и внешнее действие (например, повышение голоса), бывают сознательные и бессознательные, здоровые и нездоровые. Существуют три основные разновидности психологических защит – это умные, проблемные и невротические. Например, когда мы прекращаем общение с невоспитанным собеседником – это разумная защита. Когда ребенок, теряет игрушку и начинает плакать, то он учится использовать игру «несчастная жертва»: это проблемная защита. Но больше всего внимание уделяется невротическим защитам, так как дети и невротики – творческие существа, и каждый день они могут изобретать новые способы психологической защиты [32]. Ниже представлены несколько видов психологической защиты.Вытеснение – это процесс самопроизвольного устранения в бессознательное непринятое мнение, чувства, мотивы. Эта защита проявляется в том, что человек забывает имена, ситуации, события прошлого, сопровождавшиеся переживанием негативных эмоций. Условием вытеснения результат сравнения новой информации с идеалом «Я». Если этот результат неблагоприятный для человека, то некоторые моменты откалываются от единства с другими, задерживаются на пути движения к реализации. Но бессознательное неподвластное времени. Событие, ранее вытесненное и много лет снова введенное в сознание, не теряет своего эмоционального заряда и действует на сознание с прежней силой. Для удержания их в бессознательном состоянии требуется непрерывное расходование энергии. Когда вытесненное пытается пробиться в сознание, субъективно появляется чувство тревоги, беспричинного страха [8]. Замещение – удовлетворение или угнетение недовольных желаний с помощью другого объекта. Сильное возбуждение, связанное с неудачей, оскорблением или какой-нибудь другой неприятностью, резко сужают сознание человека. Этот вид защиты каждый знает с детства. Когда ребенок играет с игрушками ему разрешено делать все, что он сам не мог делать с другими, то есть кричать, бить, оскорблять и т д. [13]. Регрессия – это возврат на более низкий уровень развития, предполагающий менее развитые реакции и, как правило, уменьшение уровня требований. Регрессия может быть частичной, полной или символической. В норме это проявляется в игре, в реакции на неприятное событие, например, когда второй ребенок рождается, первенец перестаёт пользоваться туалетом, начинает просить соску. В ситуации повышенной ответственности, при болезнях больной нуждается в повышенном внимании и опеке. В патологических формах регрессия проявляется при психических болезнях, особенно при шизофрении [14].Конфлюенция (или слияние) – индивидуум вообще не чувствует границы между собой и средой, когда он считает, что он и среда – единое целое. В языке обычно находит отражение в устойчивом употреблении местоимения «мы». Такое поведение характерно для мам младенцев или родителей тяжелобольных детей [8].Идентификация – это повышение чувства собственной значимости путем отождествления себя с выдающимися личностями. Механизм идентификации получил свои истоки в психоанализе С. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения – все это копируется и воспроизводится [19]. Отрицание – это механизм отвержения мыслей, чувств, желаний, потребностей или реальности, которые не приемлемы на сознательном уровне. Личность ведет себя как будто проблемы не существует. Человека с отрицанием как ведущим механизмом защиты отличают эгоцентризм, внушаемость, артистические и художественные способности, отсутствие самокритики и богатая фантазия [14].Реактивное формирование – это защитный механизм, который подменяет неприемлемые для осознания побуждения гипертрофированными, противоположными тенденциями. Например, преувеличенная любовь ребенка к родителю может быть превращением социально недопустимого чувства ненависти к нему. Жалость или бережность может рассматриваться как реактивное образование по отношению к бессознательной черствости, жестокости или эмоциональному безразличию [23].Компенсация – это бессознательная попытка преодоления реальных и мнимых недостатков личности в себе. Компенсация может быть социально и неприемлемой. Еще выделяют прямую компенсацию (стремление к успеху в явно проигрышной области) и косвенную компенсацию (стремление утвердить себя в другой сфере) [8].Рационализация – это механизм, оправдывающий мысли, чувства, поведение, которые на самом деле неприемлемы. Рационализация помогает сохранять самоуважение, избежать ответственности и вины. В любой рационализации есть хотя бы минимальное количество правды, однако в ней больше самообмана, поэтому она и опасна. [23]Интеллектуализация – прекращение переживаний, вызываемых неприятной ситуацией, или урегулирование несовместимой установки логическими манипуляциями. Может быть привержен определенному ценному и установке, даже если есть явные доказательства о противоположных установках [27].Интроекция – процесс, в ходе которого отношения, стандарты поведения, мораль, ценности и т.д. берутся личностью без критической проверки, усвоения. При неправильном использовании они представляют собой своеобразные блоки «ты должен», «необходимо», подсознательно управляющие жизнью человека. Интроекция выполняет очень важную роль в раннем развитии личности, так как на ее основе усваиваются родительские ценности и идеалы [19]. Проекция – процесс противоположный интроекции, в котором положительные и отрицательные свойства, отношения, верования, поведение или ощущения, которые в действительности относятся к личности, приписываются другим объектам или людям. Проекция в определенной степени упрощает поведение. Исключает необходимость в повседневной жизни каждый раз оценивать свои поступки [19].Ретрофлексия – это движение человеком всей энергии на изменение себя. Она может проявляться в двух противоположных процессах: человек делает себе то, что хотел бы делать другим (упрекает, обвиняет, наказывает), или то, что хотел бы получить от других (жалость, восхищается). Типичные ретрофлексии – «Я должен владеть собой», «Я стыжусь себя». Такое отчуждение приводит к эмоциональной опустошенности, нерешительности и неуверенности, а заканчивается чаще всего депрессией [8].Катарсис – это защита, которая связана с изменением ценностей, которая приводит к ослаблению влияния травмирующего фактора. Для этого в качестве посредника иногда привлекается некоторая внешняя, глобальная система ценностей, по сравнению с которой ситуация, травмирующая человека, теряет в своей значимости [23]. Дифлексия – это избегание нежелательного контакта с людьми или реальностью или собственными чувствами. Такое поведение является попыткой оградиться от мира и себя, укрепляет контактный предел пока оно не станет непроницаемым. Настоящие эмоции или проблемы скрываются за длинными отвлеченными соображениями или выражаются несоответствующей ситуации [27].Сублимация – это один из механизмов психологической защиты личности, снимающий напряжение в конфликтной ситуации путем превращения инстинктивных форм психики (инстинктивной энергии) в социально желательные для человека и общества формы деятельности. По мнению З. Фрейда, сублимация — это механизм психологической защиты, благодаря которому энергия влечений направляется на другие, более высокие, уже несексуальные цели. Он объяснял творчество через сублимацию. Переключение энергии либидо на процесс творчества или шутки, вызывающее разрядку напряжения в форме, разрешенной обществом, – одна из важных особенностей сублимации [9].Изоляция – это отделение субъекта от обычных условий жизни и собственного мира. Это механизм психологической защиты, при котором человек отделяет свои чувства от понимания происходящего. Благодаря этому механизму, например, врач может отвлечься от страдания больного, сохраняя хладнокровие во время операции, а спасатель будет собран, заботясь о тех, кому еще нужна помощь [5].Фантазия – это удовлетворение несбывшихся желаний в своем воображении [9].Эмоциональное выгорание – один из новейших, рассмотренных в психологической литературе механизмов психологической защиты. При достижении определенного уровня напряженности организм начинает пробовать защитить себя. Это проявляется в синдроме "эмоционального выгорания". Он может включать в себя большое количество разнообразных симптомов как психологического, так и соматического плана: ощущение хронической усталости, раздражительность, напряженность, тревожность; подавленное настроение и связанные с ним переживания типа пессимизма, безнадежности, бессмысленности, апатии, цинизма и т.д [5].Итак, как можно увидеть из всего написанного выше видов психологической защиты множество. Все они могут как помочь человеку, так и привести к психическим проблемам, все зависит в основном от частоты и интенсивности их использования.Выводы по первой главеОбобщая первую главу, можно сказать, что механизмы защиты личности являются системой регуляторов, служащие для того, чтобы устранить или снизить до минимума негативные, травмирующие человека переживания. Эти ощущения в основном связаны с внутренним или внешним конфликтом, состоянием тревоги и стресса. Механизм защиты направлен на сохранение устойчивости самооценки индивида, его образа «Я», образа «Мира».Психологическая защита – естественная защита человека от окружающей среды. Она бессознательно защищает его от негативной эмоциональной напряженности. Защита — это не «встроенная» личностная структура, имеющаяся с рождения. Защитные механизмы появляются в процессе социального развития, меняются, изменяются под воздействием социальной деятельности. В конце концов, психологическая защита становится способом возникновения несбывшихся желаний, потребностей, нужд [6]. Функции психологической защиты можно рассматрива как позитивные, так как они защищают человека от негативного переживания, устраняет тревогу, помогают сохранить самоуважение в конфликте. Несмотря на это, их можно оценить и как негативные. По мере роста негативной информации, критического замечания, неудач, неизбежные в нарушении социального процесса, психологическая защита, временами позволяет индивидууму иллюзорно отрицательно воспринимать субъективное неблагополучие.ГЛАВА 2. Анализ зарубежных и отечественных теорий защитных механизмов личности2.1 Теории личности в зарубежной психологииЗащитные механизмы – подсознательная стратегия, защищающая разум от ощущения беспокойства. Защитные механизмы в какой-то мере искажают реальность, для того чтобы человек мог лучше справиться с определенной ситуацией, как отмечается в справочнике по психологии [16].Американский психолог Эрнест Р. Хилгард утверждает, что защитные механизмы являются немедленными реакциями на разочарования. Их используют для решения проблем: они помогают защитить самооценку человека, а также, защищают человека от беспокойства при столкновении с постоянные разочарованиями [37].Зигмунд Фрейд утверждал, что защитный механизм — это эго, чтобы защитить себя путем избавления от беспокойства, страха, неприятных воспоминаний и мыслей на бессознательном уровне [32].Теория личности – это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но предугадать поведение человека [33].Современная психология выделяет восемь основных подходов для исследования человека. У каждого подхода есть своя теория, своя концепция свойства и структуры личности, свои методы измерения их. Поэтому можно только предложить следующую схему: личность представляет собой многомерную и разноуровневую систему психологических особенностей, которые обеспечивают индивидуальное разнообразие, временные и ментальные устойчивости поведения человека. Любая теория позволяет построить одну или несколько структурных моделей человека. Большая часть моделей – умозрительные, и только некоторые, основным образом диспозиционные, построены при помощи современных методов математического моделирования. Разберемся с каждым подходом более детально.Психодинамическая теория личности. Основатель теории психодинамической теории личности, известной также как классический психоаналитик, австрийский ученый 3. Фрейд. По мнению Фрейда, главный источник развития человека является врожденный биологический фактор инстинкта – либидо (лат. libido) - влечение, желание. Эта энергетика направлена, прежде всего, на расширение сексуального влияния и, прежде всего, на уничтожение агрессивного влечения [32].Фрейд выделяет три основных концептуальных блока или инстанции личности:1) ид («оно») – главная структура личности, состоящая из совокупности бессознательных (сексуальных и агрессивных) побуждений; ид функционирует в соответствии с принципом удовлетворения;2) эго («я») – совокупность преимущественно осознаваемых человеком познавательных и исполнительных функций психики, представляющих, в широком смысле, все наши знания о реальном мире; эго – это структура, которая призвана обслуживать ид, функционирует в соответствии с принципом реальности и регулирует процесс взаимодействия между ид и суперэго и выступает ареной непрерывной борьбы между ними;3) суперэго («над-я») – структура, содержащая социальные нормы, установки, моральные ценности того общества, в котором живет человек.Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд считал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как защитные механизмы [31]. Когда определенные события, чувства или стремления вызывают индивидуальную тревогу, человек желает уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго и их чрезмерное использование может быть проблематичным.В психодинамическом направлении существует несколько новых теорий, авторы которых, каждый по-своему, пытались пересмотреть классическую теорию З. Фрейда. Наиболее яркими представителями психоаналитического движения, критиковавшими Фрейда и создавшими свои собственные теории личности, были А. Адлер и К. Юнг. А. Адлер подчеркивал целостность, креативность и самоопределяющуюся сущность человека, движущей силой развития, которого является стремление к превосходству, к компенсации чувства неполноценности, пережитого в детстве [35].Таким образом, в рамках психодинамической теории личность есть система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов – с другой, а структура личности представляет собой индивидуально разное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.Аналитическая теория личности. В отличие от Фрейда, К. Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту. В личности К. Юнг выделял три структуры: эго, личное и коллективное бессознательное [36].Коллективное бессознательное - является основной структурой личности, на которой концентрируется весь культурный и исторический опыт человека, представленный на психике человека с помощью унаследованного архетипа.Личное бессознательное — это совокупность «комплексов», или эмоциональной зарядки мыслей, ощущений, которые вытесняются из сознания. Образом комплекса могут служить «комплекс власти», когда человек тратит все свои психические энергии на деятельность, на прямую связанную с желанием власти, не понимая его. Индивидуальное сознательное является структурой, служащей основой сознания и включающей в себя мысль, чувство, воспоминание, благодаря чему мы понимаем себя и регулируем сознательную активность.Феноменологическая теория личности (К. Роджерс). Сущность теории состоит в том, что поведение личности можно понимать с позиции субъективного восприятия и познания действительности: 1) объективная действительность есть реальность, сознательно воспринятая и интерпретируемая человеком в данный момент времени; 2) человек способен сам определять свою судьбу, он свободен в принятии решений относительно своей жизни и в то же время несет полную ответственность за то, что он собой представляет; 3) отражает положительную природу человека и его стремление к самореализации, развитию, совершенствованию [25].По К. Роджерсу, люди – это положительные и умные создания, которые искренне желают жить в гармонии с собой и другими. Движущая сила развития личности, согласно К. Роджерсу [25], тенденция к актуализации, то есть стремление сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие свои качества, заложенные природой.Гуманистическая теория личности. Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. В психике человека две врожденные тенденции. Первая, называемая самоактуализацией, содержит в первую очередь в свернутой форме будущие качества человека. Вторая отслеживание организма, процесс является механизмом контроля развития человека. На основании этих трендов человек в процессе его развития обретает особую личностную структуру «Я», в которую входят «идеальное Я» и «реальное Я».В гуманистической модели личности основными концептуальными "единицами" выступают:"Реальное Я" - совокупность мнений, чувств и переживаний "здесь и сейчас"."Идеальное Я" – совокупность мыслей, чувств и переживаний, которые человек хотел бы иметь для реализации своего личного потенциала.Целостность личности достигается в том случае, когда конгруэнтность между "реальным Я" и "идеальным Я" приближается к единице. Цель личности является основным качеством «полно функционирующего человека». Смысл образования и корректировки личности заключается в развитии целостной личности. Поэтому в соответствии с гуманистическим подходом личность является внутренним миром человеческого «Я», как результатом самосознания, и структура личности представляет собой индивидуальное взаимоотношение «реального Я» и «идеального Я», и индивидуальное развитие потребности самосознания [25].Когнитивная теория личности. Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней есть ряд существенных отличий. Основателем этого подхода является американский психолог Дж. Келли (1905–1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни – это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем [14].По мнению Келли, главный источник личностного развития – это среда, социальная среда. Когнитивное учение личности предполагает влияние процессов интеллектуальной деятельности на человеческое поведение. В данной теории каждый человек сравняется с исследователем, который проверяет гипотезы природы вещей, а также прогнозирует будущие события. Все события открыты для многократной интерпретации. Главное понятие в данном направлении - «конструкт».  Конструкт – это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.У каждого человека есть своя собственная система личностных конструктов, которая делится на два уровня (блока):Блок «ядерных» конструктов – это примерно 50 основных конструктов, находящихся на вершине системы, то есть в постоянном фокусе оперативного сознания. Этими конструктами человек пользуется наиболее часто при взаимодействии с другими людьми.Блок периферических конструктов – это все остальные конструкты. Количество этих конструктов сугубо индивидуально и может варьировать от сотен до нескольких тысяч.Контрольный вопрос: почему одни люди агрессивнее других? Когнитивисты отвечают таким образом: агрессивные люди обладают особой когнитивной системой личности. Они по-другому воспринимают мир и его интерпретируют, особенно лучше помнят события агрессивного поведения.Поведенческая теория личности. Существуют два направления в поведенческой теории личности – рефлекторное и социальное. Рефлекторное направление представлено работами известных американских бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скиннера [29]. Основателями социальной направленности являются американские исследователи А. Бандура и Дж. Роттер. Личность — это продукт обучения и ее свойства – обобщенные рефлексы поведения и социальный опыт. С точки зрения бихевиористов можно сформировать любое типа личности, будь то труженик или бандит, поэт или торговец. Скиннер утверждает, что человек является совокупностью социальных навыков, которые сложились в результате обучения операнта. Оперантом Скиннер называл любое изменение среды в результате любого моторного акта.Человек пытается совершать те операции, после которых следует поддержка и избегать тех, которые следуют наказанию. Поэтому, благодаря определенной системе поддержки и наказания, человек приобретает новую социальную способность и, соответственно, новые качества личности: доброта или честь, агрессия или альтруизм. Основная задача саморегуляции – обеспечивать само эффективность, то есть делать только те формы поведения, которые человек может реализовать, опираясь на внутренние факторы в каждый данный момент. Внутренние факторы действуют по своим внутренним законам, хоть и возникли из прошлого опыта в результате обучения из-за подражания. Бихевиористы считают, что личность формируется и развивается на протяжении всей жизни по мере социализации, воспитания и обучения. Однако ранние годы жизни человека они рассматривают как более важные. Поведенческая теория предполагает, что человек почти полностью освобождается от свободы волей. Наша деятельность детерминирована внешними факторами. Внутренние миры человека объективны. В нём все зависит от окружения. Личность абсолютно объективна в поведенческой форме. Никакого «фасада» нет. Поведение человека и есть личность. В бихевиористической теории человека элементами личности являются рефлексы или социальные навыки. Постулируется, что набор социальных навыков, то есть свойства, характеристики, черты личности, присущие конкретному индивидууму, определяются научением его социального опыта. Свойства личности и требования социального окружения человека совпадают. Ответ на вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» В рамках данной теории формулируется следующим образом: так как в процессе воспитания этих людей поощрялись за агрессивное поведение, их окружение состояло из агрессивных людей и именно агрессивное поведение для них субъективно значимо и доступно.Трансакционный анализ. Анализ Э. Берна [38] представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний "Я". По Берну, структура личности также трехкомпонентная, как и у Фрейда. Термином "Я" ("Эго") он обозначает личность. Каждое «Я» может проявляться в каждый момент времени в одном из трех сословий, которые Э. Берн назвал: «Ребенок», «Взрослый», «Отец». «Ребенок» – это источник спонтанных, архаических, неконтролируемых импульсов. «Отец» – педант, "голова", знающий, как нужно себя вести и склонен к наставлениям. «Взрослый» – своего рода счетная машина, взвешивающая баланс «хочу» и «надо». В каждом человеке эти «три» живут одновременно, хотя и обнаруживаются в каждый момент в одиночку.В теории личности К. Левина также отражены явления защитных проявлений. Научно ценен подход исследователя к рассмотрению проблемы замещающего действия. Согласно К. Левину [15], осуществление желания, удовлетворение определенной потребности может быть отклонено от начальной цели и направлено на другую цель. Ученый делает выводы о том, что замещение зависит от степени напряжения системы, поскольку именно сила напряжения определяет эффективность замещения; недостижимость цели приводит к символическому замещению (по терминологии автора – замещение в "ирреальной сфере"). К. Левин гипотетически предполагает, что человек может испытать удовольствие со стороны замещающего действия, которое является лишь символом того первоначального действия, на которое было направлено намерение. Такой ирреальной сферой может быть субъективная творческая реальность (как сюрреализм, абстракционизм и т. п.). Обнаруженное в клинической практике психоанализом явление психических защит призналось и в жизни каждого человека. Но по традиции все способы психической защиты рассматривались как отдельные, автономно существующие проявления, в основном ситуативный характер [15]. Теории личности в отечественной психологииДеятельностная теория личности. Это теория стала наиболее распространенной в отечественной психологии. Среди наиболее влиятельных исследователей в его развитии можно назвать в первую очередь С. Л. Рубинштейна [24] и А. Н. Леонтьев [17], К. А. Абульханова-Славская [1], А. В. Брушлинский [6]. Эта теория отличается рядом общих черт от поведенческой теории личности, в частности, от ее социально-научного направления, гуманистических и когнитивных теорий.Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействий субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которых и формируются свойства личности [17]. Сложившаяся личность (внутреннее) в дальнейшем становится посредственным звеном, через которое внешнее воздействует на человека [24]. Основными чертами деятельности являются предметность и субъектность. Предметность представляет собой характеристику, присущую только человеку и проявляется в первую очередь в языковых понятиях, социальной роли, ценностях. В отличии от А. Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейн с его последователями подчеркивает, что личность и сам человек понимаются не как особое явление психической деятельности, а настоящую, творческую, самостоятельную деятельность конкретных людей.Представители этого подхода считают, что сознание занимает основное место в личности, и структуры сознания не дают человеку в первую очередь, а сформированы в раннем возрасте в процессе общего и действия. Бессознательное происходит только при автоматизированных операциях. Сознание человека полностью подчиняется общественному быту, ее деятельности, общественным отношениям и конкретным условиям, в которых она входит. Человек имеет свободу воли только в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные условия сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм. Свобода – это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Всё зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и подвергаются операционализмами и объективному измерению.Л. С. Выготский [7] является одним из психологических методологов. Его понятие было названо культурно историческим, поскольку интерпретация сознательного и психического процесса может быть выведена только в культурно исторических отношениях, в которые поступает человек с момента его рождения. Выготский выдвигает две гипотезы: о способности высшей психической функции и происхождении внутреннего действия из внешнего путем интерференции.Главной идеей Выготского было утверждение положения развития высшей психической функции из природных процессов, которые обеспечивают выживание благодаря потреблению и приспособлению организма к окружающей среде, а также приспособлению организма к окружающим условиям. Личность — это понятие социальное, оно охватывает в человеке над природное, историческое. Оно не является врожденным, а возникает благодаря присвоению культуры того исторического периода, и таким образом «личность» является понятием исторического.Б.Г. Ананьев [3] - виднейший отечественный психолог. Как и в трудах других отечественных психологов, идея социальной детерминации личности занимает в концепции Ананьева одно из центральных мест. Она охватывает единство поведения, которое ориентировано на овладение социального опыта.Ананьев считает, что в исследовании личности особенно выделены: статус личности (ее место в обществе, экономическом, политическом); общественная функция, осуществляемая личностью в соответствии с этим положением и историческим периодом; мотивация её поведения, деятельности в соответствии с целями и ценностями, образующими внутренний мир, мироощущение и всю совокупность отношений индивида (к окружающим миру, обществу, к другим, к себе). Вся эта сложная система субъективных свойств и качеств человека, его социально-психологических феноменов определяет его деятельность и поведение [3].В.Н. Мясищев – психолог, психиатр, психотерапевт, разрабатывал психологию отношений. Он подчеркивал, что система общественных отношений формирует субъективные отношения человека ко всем сторонам действительности. Отношение - одна из форм отражения человеком окружающей его реальности. Отношения человека - его потребности, его интересы и склонности – продукт взаимодействия человека и конкретной среды. Среди типов отношений он называет эмоциональные, интересные и оценочные. Особый интерес вызвала проблема характера - он определяет ее как устойчивое в каждой человеческой личности отношение к различным сторонам реальности, которое проявляется в типичных способах личности выражать эти отношения в ее обычном поведении [18].В структуре личности он выделял несколько планов. Первый - доминирующие отношения личности, второй - психический уровень, или уровень желаний и достижений, третий уровень - динамика реакций (или темперамент).А. В. Петровский [21] проводит исследования по личностному подходу в психологии, а также трехфазной модели личностного развития, включающей в себя этапы адаптации, индивидуализации и интеграции. По его мнению, личностный подход не ограничивается лишь индивидуальными особенностями психического процесса мышления, воли, памяти и чувств, а направлен на выявление личностного представления в коллективе. Модель структуры личности составляют три подсистемы: внутрииндивидная (интраиндивидная), межиндивидуальная (интериндивидная) и метаиндивидную (надындивидную) подсистемы личности.Формально-динамическое направление представлено Б.М. Тепловой и В.Д. Небилициным. Особенностью данного направления является утверждение, что у личности человека существуют два уровня: формально-динамический и содержательный. Содержательные характеристики личности близки к понятию проприума. Они являются продуктом воспитания, обучения, деятельности и охватывают не только знания, умения, навыки, но все богатство внутреннего мира человека: интеллект, характер, смыслы, установки, цели и т. д. [20].Выводы по второй главеПодведем итог всего вышеизложенного: Во-первых, психологическая защита личности — это подсознательная стратегия, применяемая личностью в особых ситуациях, таких как чувство беспокойства, тревоги, дискомфорта и других,Во-вторых, таким путем человек предохраняет себя и свою психику от травм, которые могут вызвать разрушение Я-концепции. У человека такие механизмы возникают, развиваются и изменяются на протяжении всей жизни.В-третьих, изучая теории личности зарубежных и отечественных психологов, можно заметить, что главная идея теорий личности состоит в том, что основные положения о природе человека образуют фундамент, на котором моделируются и проверяются взгляды на личность.Психологические защитные механизмы личности – это явление бессознательное, а сфера бессознательного всегда была не до конца исследована, и поэтому именно концепция механизмов защиты остается одной из наиболее интересных тем для изучения.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог нашей работы, сделаем следующие выводы:Психологическая защита – это подсознательная стратегия, защищающая разум от ощущения беспокойства. Защитные механизмы в какой-то мере искривляют реальность, для того чтобы человек имел возможность лучше справиться с определенной ситуацией;Термин «защитный механизм» был впервые внедрен Зигмундом Фрейдом в 1894 году в работе «Защитные нейропсихозы» и был использован в ряде его работ по описанию борьбы «Я» против аффектов и болезненных мыслей;Все психологические защиты направлены на преодоление и сведение на нет, абстрагирование от отрицательной информации, не травмируя психику человека; Во всех теориях ученых есть много повторяющихся психологических защит, а есть и также новые, и поэтому нельзя считать не одну классификацию наиболее полной, потому что такой вопрос как концепция психологической защиты невозможно рассматривать отдельно, этот вопрос должен быть рассмотрен в комплексе и по сравнению с другими теориями.Для достижения цели нашей работы, были поставлены ряд задач. Для решения первой задачи, мы рассмотрели классификацию защитных механизмов и раскрыли понятие личности.Для решения второй задачи мы изучили психологическую литературу и выделили основные теории зарубежных и отечественных психологов по защитным механизмам личности.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАбульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. – М.: Наука, 1980 – 335 с.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1980. - С.295Асмолов А. Г. Личность как предмет психологического исследования. - М.: Изд - во МГУ, 1984.Бассин Ф.В. О «силе Я» и «психологической защите» / Бассин Ф.В. – К.: Свичадо, 1969 – 97с. .Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998.Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. – М.; ИП РАН, 1994 – 346 с.Выготский Л. С. Психология. /Л.С.Выготский ,М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).Гребенников Л. Механизмы психологической защиты - генезис, функционирование, диагностика - М., 1996. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: Психологические механизмы. - СПб.: Знание, Свет, 1999. - 352 с Гиппенрейтер, Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. для студентов/ Ю. Б. Гиппенрейтер. – 3-е изд., стер. – М.: «ЧеРо», 2002. – 336 с.Гиппенрейтер, Ю. М. Введение в общую психологию: учеб. для студентов/ Ю. М. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Наука, 1996. – 420 с.Дружинина, В. Н. Психология: учеб. помощь для вузов / В. Н. Дружинина. – М.: Изд-во Наука, 2009. – 656 с.Дёмина Л.Д, Ральникова И.А. Учебное пособие "Психическое здоровье и защитные механизмы личности". Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. – 123 c. . Психотерапевтическая энциклопедия // Под ред. Карвасарская Б.Д. СПб.: Питер, 1998. – 752 с. . Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса // Вопросы психологии. - 1990. - № 4. - С. 14-22. Зейгарник, Б.В. Теория личности. / Б. В. Зейгарник, К. С. Левина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1981. – 500 с.Кордуэлл М. К66 Психология. А – Я: Словарь-справочник / М.Кордуэлл, Пер. с англ. К. С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. – 448 с: ил.Леонтьев А.М. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975 – 304 с.Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности //Психология личности: тексты /под ред. Ю. Б. Гиппенрейтера, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 1982.Михайлов А.Н., Ротенберг В.С. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях// Вопр. психологии. 1990, №5, с.106.Небылицин В, Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. – М.: Педагогика, 1990 – 403с.Петровский, А. В. Общая психология: учеб пособие для вузов / А. В. Петровский. – М.: Образование, 1976. – 479 с.Первин Л. , Джон О. Психология личности: Теория и исследования /пер. с англ. М.С.Жамкочьян; под.ред В.С.Магуна. -М.: Аспект Пресс, 2001.Романова Е. С. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика / Романова Е. С., Гребенников Л. Г. – Мытищи: Талант, 1996 – 144 с. . Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2.Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер, с англ. М. Исенина; Общ, ред. И. Е. Исениной. – М.: Прогресс, 1994 – 479 с.Робертсон, Р. С. Введение в психологию Юнга: учеб. помощь для вузов/ Р. С. Робертсон. – 2-е изд., стер.- М.: Образование, 1999. – 450 с.Савенко Ю.С. Проблемы психологических компенсаторных механизмов и их типологии // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний. - М., 1974. - С. 95- 112. Субботина, Л. Ю. Структурно-функциональная организация психологической защиты личности / Субботина Л. Ю М.: РГБ, 2007 – 283 с.Скиннер Б. Ф. Размышления о бихевиоризме и обществе. – М.: 1978Фрейд, С. И. Лекции по психоанализу: учеб. помощь для вузов / З. И. Фрейд. – Москва: Изд-во Урал. 1999. – 259 с.Фрейд, С. И. Психология бессознательного: учений. помощь для вузов / З. И. Фрейд. – Москва: Изд-во Урал. 1990.- 386 с.Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. Из сборника "Детский психоанализ". – СПб.: Питер, 2004. – 477 с. .Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение / Пер. с англ. С. Меленевский, Д. Викторова. – 2-е изд., испр. – СПб.: Питер, 1998 – 606 с.Холл, К. М. Теории личности. / К. М. Холл, Г. С. Линдсей. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1997. – 500 с.. Юнг, К. Г. Психологические типы: учений. помощь для вузов/ К. Г. Юнг. – 3-е изд., стер. – М.: Образование, 1998.- 459 с.Юнг, К.Г. Аналитическая психология. Прошедшее и настоящее: учений. помощь для вузов/ К. Г. Юнг. – М.: Образование, 1995. – 550 с.Хилгард Эрнест / Hilgard, Ernest R. (р. 1905). Исследовательские интересы Хилгарда поначалу были связаны с психологией научения и мотивацииЭрик Берн, . Трансакционный анализ в психотерапии / пер. с англ. А. Грузберга. — М.: Эксмо, 2009. — 416 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.