Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


История и традиции театральной педагогики.

Тип Курсовая
Предмет Искусство

ID (номер) заказа
3985185

500 руб.

Просмотров
952
Размер файла
62.13 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕКогда употребляется понятие формирование личности, то имеется в виду единство объективных условий и субъективных факторов, целенаправленно воздействующих на процесс становления и развитие человека. Хотя воспитание и учитывает влияния внешней среды, оно в основном олицетворяет усилия, которые осуществляют социальные институты. Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, по некоторым аспектам она продолжается всю жизнь.Современные ученые-педагоги ведут неустанный поиск новых воспитательных средств и форм, изучают условия духовного развития подрастающего поколения. Исследуют различные технологии воспитания. обеспечивающие гуманизацию педагогического процесса. Одной из современных тенденций в деятельности общеобразовательных учреждений разных типов является значительное расширение дополнительного образования. Сегодня к этому есть целый ряд объективных и субъективных оснований:– на развитие воспитания в целом и дополнительного образования как одной из его составляющих нацеливают организаторов общего образования нормативные документы;– все больше педагогической наукой и практикой осознаются образовательные, социально-педагогические и воспитательные возможности дополнительного образования;– активно развивается сама сфера дополнительного образования, все больше становясь полноценной составляющей процесса непрерывного образования человека.Поэтому необходимо отметить, что именно дополнительное образование зачастую является определяющим фактором в выборе профессии, образа мыслей и жизни подрастающего человека. Именно оно наиболее полно отражает склонности ребенка к той или иной деятельности, позволяет проявить его индивидуальность и раскрыть способности. Кроме того дополнительное образование всегда подразумевает коллектив для ребенка необычный, нестандартный (школа или семья), это не только дополнительная и интересная для ребенка сфера деятельности, но также новые друзья, педагоги, а следовательно дополнительная адаптация в обществе. Правильно организованная система дополнительного образования представляет собой ту благоприятную сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, что позволит в конечном итоге сделать более результативным и эффективным не только весь процесс школьного образования, но и развития личности ребенка в целом.Социализация личности предполагает, что объектом исследования становится не одно или несколько, а весь комплекс общественно значимых качеств человека в их тесном единстве и взаимодействии. Они охватывают всю совокупность черт сознания и поведения: знания, убежденность, трудолюбие, культуру, воспитанность, стремление жить по законам красоты, физическую подготовку и т.д. В современных условиях процесс социализации предъявляет новые требования к духовному облику, убеждениям и действиям людей. То есть это объемный процесс, органично включающий в себя множество факторов: передачу социального опыта человечества, преемственность традиций, общественно-политическую и познавательную деятельность человека, выделение и преодоление негативных явлений в сознании и поведении людей, а также взаимодействие мировой и национальных культур. Кроме того, чрезвычайная сложность процесса социализации личности требует постоянного совершенствования средств его осуществления, каждодневном поиске, конкретизирующем и уточняющем место и ответственность человека при решении как общественных, так и личных проблем.Исходя из всего выше сказанного, в данной работе мы рассмотрим вопросы воспитания средствами театральной педагогики, а следовательно, социализацию личности ребенка в детском театральном коллективе, потому что детское театральное творчество обладает большими резервами воспитательно-образовательного воздействия, во многом способствует наиболее всесторонней социализации ребенка, развитию творческой личности, ее самостоятельности и инициативы.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ1.1. Сущность понятия «театральная педагогика»К определению понятия «театральная педагогика» обращались такие отечественные и зарубежные ученые, как В.Ц. Абрамян, Т.В. Коляда, Г.В. Кристи, Ю.Л. Львова, В.В. Мигунова, Г. Переухенко, C.И. Сафарян, В.А. Соколова. Элементы театральной педагогики рассматривали в своих трудах К.C. Станиславский и М.П. Чехов. Требования к использованию элементов театральной педагогики в школе выдвигали В.М. Букатов, П.М. Ершов, А.П. Ершова, В.А. Ильев, другие. Театральное искусство позволяет стимулировать школьников к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, традиций, природы). С его помощью ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится фантазировать, представлять, общаться с окружающими, учится преодолевать трудности, ставить задачи и решать их. В.А. Сухомлинский писал: «Педагогика – не только наука, но и искусство, - самое большое, самое сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». И я попыталась совместить учебный процесс с театральным искусством. А использование элементов театральной педагогики считаю закономерным вектором личностно-ориентированного обучения [13]. Я.А. Коменский считал, что педагогическое мастерство заключается «...и в постановке голоса, и в управлении лицом... Педагог не может не играть. Не может быть педагога, который не умел бы играть». Элементы театральной педагогики воплощаются в учебно-воспитательный процесс благодаря разнообразию развивающих дидактических игр. Игра – это средство, с помощью которого можно ускорить, сконцентрировать и эмоционально оживляет процесс практического усвоения знаний, умений и навыков учащихся [15].Проблема применения элементов театральной педагогики в начальной школе пока находится на стадии разработки. Театральную педагогику как «самостоятельную отрасль педагогической науки, которая опирается на методологические и теоретические положения общей педагогики, имеет свой объект, предмет и методы исследования, понятийно-категориальный аппарат и изучает процесс духовного и эстетического развития театральных специалистов в условиях их обучения и воспитания», рассматривает. Ц. Абрамян [1]. Большинство исследователей, когда пишут об элементах театральной педагогики, имеют в виду специальные системы, созданные К.С. Станиславским и проанализированы М. П. Чеховым. Эти системы порождены желанием человека сознательно владеть своим психофизическим аппаратом, в том числе и в «предложенных обстоятельствах», соотносить свои действия с действиями партнера, познать природу творчества и ее механизмы [14]. В перечень творческих элементов, изучающий театральную педагогику, как отмечает Н.В. Среда, относятся: внимание к объекту, память на ощущения и создание на этой основе образного видения, воображение, способность к взаимодействию, логичность и последовательность действий и чувств, чувство правды и вера, чувство ритма, обаяние, выдержка, мышечная свобода и пластичность, владение голосом и произношением, умение влиять словом [16].Овладение этими элементами творчества приводит к творческому самочувствию, которое состоит из взаимосвязанных элементов: активной сосредоточенности (сценическое внимание); свободного от напряжения тела (сценическая свобода), правильной оценки предлагаемых обстоятельств (сценическая вера), желание действовать, возникает на этой основе (сценическое действие) [2].Из истории мировой педагогической мысли можно вспомнить давнюю, канонизированную Я.А. Коменским, традицию театральных постановок в школе, а также сформулированы педагогом «Законы хорошо организованной школы», где под цифрой девять в этом труде значились: «Законы о театральных представлениях», которые уместно использовать в школах. «За то, что жизнь каждого человека устроена так, что она должна поддерживать разговор и действовать...Надо, чтобы ученик научился наблюдать разницу в вещах, умел реагировать на это, делать приличные действия, держать тело и душу в соответствии с обстоятельствами, изменять тембр голоса, то есть играть любую роль соответствующим образом...» [15]. Театральная педагогика понималась Я.А. Коменским исключительно в контексте формирования творческой личности или умение держаться соответствующим образом. Интересным будет тот факт, что аналогично учебным пьесам Я.А. Коменского, методика обучения была тождественной как для средневековых университетов, так и в народной педагогике [15]. Ю.М. Рубина называет элементы театральной педагогики «живым необходимым средством развития речи и воспитания» и советовала их использовать в процессе обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста [16]. Согласно взглядам Ю.М. Рубиной, использование игр-драматизации в соответствии с поставленной целью является целесообразным и необходимым в процессе обучения. Заучивание слов литературных героев способствует обогащению словаря детей образными литературными выражениями. Овладение элементами театрального творчества приводит к созданию адекватного творческого самочувствия, которое направлено на формирование творчества, связанной с идеей создания культуротворческой личности младшего школьника в процессе получения им социокультурного опыта [18].Отсюда задача педагога – создать условия для естественного и творческого раскрытия сущности младшего школьника, используя свой собственный опыт по сложившимся на этой основе мотивом. Особенностью профессиональной деятельности педагога является то обстоятельство, что ему приходится не только испытывать на себе различных эмоциональных воздействий, но и самому создавать их, уметь конструировать и реконструировать педагогический процесс таким образом, чтобы учебная драматизация была направлена на вовлечение младших школьников в процесс творческо-эмоционального самовыражения. Педагог должен уметь пробудить творческое самочувствие детей, создать особую, благоприятную атмосферу в процессе обучения, в этом контексте его работа подобна работе режиссера с актерами в процессе репетиций [20]. С точки зрения К.С. Станиславского, искусство и душевная техника актера, как и педагога, направлена на то, чтобы уметь естественным путем находить в себе зерна человеческих качеств и пороков, а затем выращивать уничтожать их в своей деятельности. Искусство театра и обучения базируется на синтетическом сценическом действии актера, в лице которого выступает педагог, и актерского ансамбля или коллектива школьников (мимика, пантомимика, жест, сценическое слово) [12]. Все эти составляющие создают действо, чтобы, прежде всего через чувства школьника, его переживания, мысли, дойти до глубинных сдвигов, очистки идеалов, жизненных целей. Театральное действо может быть и уроком, и увлекательной игрой, средством погружения в другую эпоху и открытием неизвестных граней современности, помогает средством диалога усваивать нравственные и научные истины, учит быть самим собой и «другим», перевоплощаться в героя и проживать множество жизней, духовных коллизий, драматических испытаний характера. Театральный моделирующий подход позволяет снять страхи и другие негативные эмоции у младшего школьника, на что указывали Е.М. Минский, О.И. Михалева и другие, и позволяет активизировать развивающе-творческие возможности младших школьников в процессе приобретения ими социокультурного опыта [19]. Осваивая театральные методики, педагог учится «входить» в ситуацию, выяснять психологическое состояние и корректировать свое влияние в отношении заинтересованно-действенной позиции младших школьников. Основой создания такого подхода будут три составляющих педагогического процесса («учитель», «ученик», «методика»), которые являются взаимозависимыми и взаимодополняющими.В современной ситуации, когда школьная система не может более строиться на авторитарных принципах, педагогу необходимо находить в содержании учебного материала, с которым он идет к ученику, актуальные темы для того, чтобы сделать привлекательным и комфортным школьный педагогический процесс. Придумав интересный для ребенка сюжет урока, педагог сможет успешно реализовать поставленную цель и тактику занятия, учитывая особенности внутреннего мира младшего школьника и его творческий потенциал. Ведь только раскрытие творческих способностей школьника дает возможность наиболее полно сформировать личность школьника, определив этим его место в педагогическом процессе школы и обществе [22]. Таким образом, педагог в своей практической деятельности сможет создать должное эмоциональный фон занятия, что будет способствовать созданию особых отношений с позиции сотрудничества и сотворчества для того, чтобы школьник действительно стал участником школьного учебного процесса. Практически это означает, что учитель должен развить у ребенка способность мыслить, чувствуя: «Мы учим и учимся языка головой, сердцем, руками и ногами» (драматический метод). Так, ученые (К.Д. Станиславский, Н.Ф. Сорокина и другие) указывают, что для этого необходимо учитывать взаимодействие эстетической игры и законов искусства. Отсюда, основной задачей педагога будет – привлечение театральной и эстетической игры, что является весомым средством в воспитании и формировании личности младшего школьника. Так как в младшем школьном возрасте более развит игровой опыт, воображение и эстетическое восприятие действительности, то театральная игра возникает более естественно, даже иногда без вмешательства педагога [23]. Традиционным является взгляд С. Соломахи, что в процессе театральной игры младшие школьники могут влиять на выбор темы и развитие сюжета, распределение ролей и на создание игрового образа, поскольку, создавая игровой образ, ребенок не только выражает свое отношение к выбранному персонажу, но и сможет реализовать свои личные творческие качества. Однако учитель должен организовать творческое пространство таким образом, чтобы школьники смогли осознанно и естественно «войти в образ», используя основные компоненты эстетической игры и создавая «мнимую» ситуацию [21]. При этом необходимо соотнесение собственных переживаемых ощущений и эмоций с чувственным содержанием произведения искусства. Итак, театральная педагогика – это раздел педагогики, изучающий систему методов, приемов и форм, которые обеспечивают развитие природных задатков учащихся и совершенствования педагогической техники будущего учителя. Применение элементов театральной педагогики в начальной школе позволяет целостно развивать личность с одновременным привлечением сознания, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Ценным в определенном процессе является развитие актерских способностей детей. Организация формирования отдельных групп актерских умений у младших школьников выступает перспективой изучения проблемы исследования.1.2. Особенности применения элементов театральной педагогики в учебной деятельностиОпыт работы педагогов-новаторов подтверждает мнение о том, что учебно-воспитательный процесс требует внедрение элементов театральной педагогики как инновационной образовательной технологии. Применения средств театральной педагогики требует от учителей начальных классов, постоянного самосовершенствования. Младшие школьники безоговорочно признают авторитет своего учителя, считают его мнение приоритетным. Ученики копируют выражения, жесты, мимику, тон, манеры, что из-за многократного повторения может сказаться на самостоятельных формах их поведения, причем присваиваться может как положительный, так и негативный опыт [10]. Таким образом, владение учителем языковыми и позаказным средствами выразительности являются важным фактором в формировании личности ученика. Одним из средств решения данной проблемы является использование на уроках в начальной школе, в основном на уроках чтения, элементов театральной педагогики. Главная задача, стоящая перед педагогом - положительными стимулами поддержать поисковую деятельность учащихся, чтобы учебный процесс сопровождала радость открытия. Сочетание элементов игры, театрализации и обучение способно положительно влиять на развитие творческих способностей детей.Традиционные уроки, как основная форма обучения, не удовлетворяют потребности учащихся в самовыражении, самореализации. Именно поэтому учебно-воспитательный процесс постоянно совершенствуется благодаря введению новых технологий, методов, приемов обучения. Используя методы театральной педагогики, педагоги должны ставить перед собой цель:- создавать предпосылки для многостороннего развития личности ребенка;- развивать внимание, мышление, память, самостоятельность;- расширять знания детей;- оттачивать их язык, развивать связную речь;- прививать любовь к литературе;- повышать общую культуру детей;- порождать атмосферу радостного творчества;- развивать коммуникативные умения и навыки [22].Дети получают уникальную возможность самовыражения и самопознания. Обучение младших школьников происходит через игру. Ученики начальных классов еще хорошо помнят и любят своих кукол, мишек, играются машинками. И если их любимые игрушки и сказочные персонажи придут в гости, то урок станет интересным, похожим на сказку. Тогда ручка превратится в волшебную палочку, а сами дети волшебников. Любимая игра на уроках чтения говорить голосами сказочных персонажей. Детям нравится подбирать слова, чтобы охарактеризовать действующих лиц. Например, на доске написаны слова, и ученики должны подчеркнуть те, которые характеризуют того или иного героя, доказать свое мнение.Очень продуктивные уроки чтения с использованием элементов театральной педагогики. Это мастерское чтение текстов, применение мимики и жестов, использование соответствующей атрибутики и бутафории, а также инсценировки, игровые приемы. Обычно урок начинается с музыки и поэзии. Звучит музыка, учитель выразительно читает стихи, дети слушают произведения в исполнении актеров, учатся составлять партитуру, читают рассказы в лицах, разыгрывают сценки на заданную тему или по прочитанным рассказом, сказкой, басней [18].Детям очень нравится пантомима. Начинать эту работу на уроках следует с простейшего из отгадывания загадок. Дети любят уроки, на которых они вместе с учителем читают сказки. С большим удовольствием ученики пересказывают только прочитанную сказку, особенно когда имитируют голоса своих персонажей. Можно и немножечко пофантазировать. Для этого следует изготовить маски зверят волка, зайчика, лисички, мишки; домашних животных собачки, кошки. А также пошить на уроках трудового обучения перчатку, вырезать из картона и разрисовать репку и множество других атрибутов до известных сказок [19].Изучая басню или сказку, можно разыгрывать сценки в лицах. Интересным видом работы является продолжение законченной сказки. У детей возникает ощущение непосредственного участия в создании сказки. Во время создания сказочных персонажей стоит предложить ученикам познакомить друг друга со своим любимым героем озвучить образ, воссоздать в собственном исполнении характерные его признаки. Волшебный мир сказки и драматизация произведений приемы обучения, которые поддерживают познавательный интерес, обеспечивают эстетическое развитие личности.Учитель поощряет детей к подобной деятельности, радуется их успехам: самостоятельно составленной сказке или написанной пьесе и тому подобное. Ученики с удовольствием готовят спектакли кукольного театра, выступают с ними перед воспитанниками детсада, на родительских собраниях, школьных утренниках. Значительно способствуют активизации устной речи детей уроки внеклассного чтения. Создавая сценарии, дети учатся составлять план, работают над развитием речи. Для инсценировки можно брать не весь текст (если он большой), а только основные части, в которых раскрываются отношения между героями. Драматизация - это передача событий, о которых идет речь в прозаическом или стихотворном произведении, в драматической форме, то есть в лицах. Праздник сказки - это завершающий этап работы учителя с учениками в классе [24].В систему дидактических игр для младших школьников целесообразно вводить игры-инсценировки, ролевые игры с сюжетом. Для участия в ролевой игре дети должны иметь представление о те особенности деятельности, которые можно воспроизвести игровыми средствами (речевые ситуации, жесты, мимика, практические действия, игровой реквизит). Например, разместившись за экраном телевизора, стоящего на столике, юный диктор прилагает максимум усилий, чтобы прочитать текст отчетливо, красиво, а все остальные придирчиво слушают. Детям нравится театр одного актера (ученик читает стихотворение, а слушатели оценивают). Маленькая сцена, что есть в классе, приучает правильно, четко, эмоционально читать стихи. Кроме того, эмоциональность как неизменный спутник всего, что связано с искусством превращает изучение языка в интересное занятие [7]. В. Силивон предлагает следующие способы применения элементов театральной педагогики на уроках литературного чтения: - придумывают различные варианты окончания рассказа; - додумывают события, которые могли бы продолжить рассказ о героях рассказа; - создают мысленные образы на основе прочитанных текстов; - вводят в произведение новые события и персонажей [25]. Читая сказку «Рукавичка», дети сами определяют, что слова волка и медведя следует читать грубым, то есть низким голосом. Слова мышат из сказки «Колосок» надо прочесть высоким, писклявым голосом. Умение варьировать голос дети могут продемонстрировать, читая произведения внеклассной чтение. Одно из важных требований выразительного чтения умение интонировать прочитанное. Интонирование произведения зависит от пауз и логического ударения. Уже с 1-го класса дети учатся читать знаки препинания. В каждом произведении отражена радость или печаль, восторг или удивление. Чтение художественных произведений вызывает у учеников определенные настроения, чувства. Почувствовав их, дети находят соответствующую интонацию для воспроизведения голосом радости или горя, одобрения или осуждения. Порой ученикам необходима помощь учителя. Но она должна заключаться не в подсказке относительно того, весело или грустно, восторженно или задумчиво следует читать текст. Она может быть действительно эффективной только при условии целенаправленного анализа произведения: его содержания, поведения действующих лиц, описанных событий и ситуаций. Размышляя над прочитанным, учащиеся сами приходят к выводу, как следует читать произведение [15]. По мнению А. Никитиной, чтобы должным образом формировать навыки театрального искусства на уроках литературного чтения, следует акцентировать внимание на следующем: - учить детей интонировать предложения, определять главных героев и читать произведение б лицах; - учить инсценировать произведения; - обучать сочинять сценарии на основе прочитанного; - обогащать словарный запас школьников; - совершенствовать навыки актерской игры; - развивать актерские способности детей, творческую фантазию; - воспитывать любовь к родному слову, театру, поддерживать познавательный интерес [23]. Младшим школьникам хочется читать сказки, разыгрывать их в лицах - быть актерами. При этом не только на уроках чтения, когда они читают в лицах какое-то произведение, или инсценируют его, а и на уроках русского языка, математики, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, музыки. Можно проводить на всех уроках театральные минутки. Когда ребенок выступает перед аудиторией, что-то рассказывает и когда это связано с темой урока – она лучше запоминает. М.С. Немцева считает, что элементы театральной педагогики необходимо подбирать, исходя из целей и задач урока. О том, что на уроке будет разыгрываться сказка необходимо предупреждать младших школьников заранее. Например, русский язык. Тема. Обобщение знаний о повествовательные, вопросительные и побудительные предложения. М. Пришвина «Будешь из гнезда выпадать?» [22].Математика. Тема. Прямоугольник. Задачи на нахождение третьего слагаемого. Нахождение значений буквенных выражений. Календарь. Сказка В. Сухомлинского «Клен вздохнул…».О.И. Михалева описывает особенности подготовки к драматизации сказки на уроках в начальной школе. Она выделяет несколько этапов:1. Первый этап – подготовка. Выразительное чтение сказки и беседа о прочитанном. Выясняем не только содержание, цель и задачи, но и отдельные средства выразительности. Чем полнее и эмоциональнее воспримут сценарий дети, тем легче им будет потом сыграть, театрализовать прочитанное. Поэтому при чтении используем весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.2. Второй этап – организационный. Обсуждение с детьми количество действующих лиц, назначение авторов, продумывание декораций, музыкальное оформление. Здесь дети учатся решать вопросы на основе диалога и демократического общения. Учатся правильно оценивать свои возможности, возможности товарища. Стараемся сделать это так, чтобы каждый ребенок услышал себя нужной и значимой в этой работе.3. Третий этап-предусматривает работу над ролью. Заучивание роли прекрасно тренирует произвольную память. Как известно совершенствование произвольной памяти у учащихся младшего школьного возраста тесно связано с постановкой перед ними специальных задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала.4. Четвертый этап – репетиция. На этом этапе идет работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов, мимики, интонации [20].По мнению О.И. Михалевой именно процесс репетиций является важнейшим в детском творчестве, поскольку в процессе работы над образом, ролью, взаимодействии с другими артистами происходит развитие и творческое становление личности ребенка, усвоение им социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции [20].В процессе занятий с использованием элементов театральной педагогики большое внимание уделялось песенному материалу, который широко использовался в процессе обучения. Существуют два основных взгляда на значение песенной практики для младших школьников. Согласно первой - разучивание песен носит тематический характер, согласно второй - функциональный. Наиболее распространена вторая точка зрения, то есть представление о том, что изучение определенной песни формирует лингвострановедческий кругозор младшего школьника в естественной для него среде.Таким образом, для эффективного применения элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы учить детей основам театрального искусства. Театральная педагогика способна помочь каждому учителю повысить эффективность работы по формированию жизненной компетентности ребенка. Результативность работы прослеживается и в том, что учащиеся умеют наблюдать, анализировать, использовать полученную информацию в различных ситуациях; владеют приемами запоминания и навыками выразительного чтения, с большим желанием выполняют творческие задания: сочиняют сказки, пишут стихи, инсценировки, владеющих основными приемами театрализации; умеют работать в группах и парах, самостоятельно организуют свою работу, являются успешными участниками классных, школьных театрализованных мероприятий. Значительно повысился уровень социальной адаптации личности школьника, духовности. ГЛАВА 2. ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ2.1. Результативность концепции целенаправленных занятий с использованием элементов театральной педагогикиКонцепция рассматривала «общую направленность и задачи занятий театральным искусством с детьми в условиях общеобразовательной школы, роль и функции руководителя занятий, связь детского театрального творчества с основами профессионального искусства, возможности обучения школьников основам сценической грамоты» [23].В концепции подчеркивалась важность обусловленности репертуара и способа его воплощения на школьной сцене возрастными особенностями и возможностями детей. Основа воспитания в драматическом кружке базируется на коллективном характере театрального творчества, при сохранении внимания на раскрытие индивидуальности ребенка. Незыблемым является традиционный принцип преобладания в детской театральной самодеятельности воспитательных целей над целями художественными [17].В 80-е годы в центре исследовательского внимания сотрудников НИИ художественного воспитания в целом и лаборатории театра в частности была идея комплексного преподавания искусства. Ее теоретическая и методическая разработка была актуальна и востребована современной школой. В первую очередь речь шла о художественно-творческом потенциале и методических возможностях, которые содержались во взаимодействии литературы с другими видами искусства. В комплексе «литература – театр» искали своего рода педагогический фермент, способный активизировать воспитывающий и развивающий потенциал урока, усовершенствовать процесс постижения школьником искусства в его художественной специфике. Разумеется, в условиях урока театральное творчество должно было иметь свое специфическое содержание и особое методическое оснащение. Главную задачу театра по отношению к литературе исследователи видели в том, чтобы интерпретировать ее средствами, соответствующими природе театра как искусства действия. «Методы театрального творчества помогают учителю актуализировать в сознании школьника-читателя действенную основу литературного произведения», – писали авторы сборника «Театр и образование» [26]. В этом смысле применение театральных методов результативно на уроке не только при изучении драматургии, но и при анализе повествовательных и поэтических произведений.Урок литературы представлял исследователям чрезвычайно разнообразные возможности включения всех школьников в ту сферу актерской и режиссерской деятельности, которая связана с «осознанием собственного отношения к литературной первооснове спектакля и ограничена периодом рождения сценического замысла». Сотрудником лаборатории Л.А.Никольским была разработана модель режиссерского творчества ученика на уроке литературы. В ее основу был положен «принцип индивидуального выбора, выделение и укрупнение учащимися таких образно-эмоциональных компонентов и мотивов художественного произведения, которые по субъективным причинам или в силу актуальности звучания привлекли внимание, представились особо значимыми или впечатляющими в бесконечном богатстве многогранного образа пьесы, повести, рассказа и т. п.» [26]. И на сегодняшний день представляются чрезвычайно актуальными выявленные исследователем закономерности творческих поисков учеников и проблем театрального режиссера, работающего над замыслом спектакля:1) ассоциативно-образное обобщение восприятия пьесы и первоначальный анализ ее эмоционального звучания;2) действенно-мотивационный анализ драматического материала:а) выделение основных персонажей будущего спектакля, интерпретация мотивов их поведения и характера взаимодействия;б) определение главного эпизода пьесы, раскрытие события и структуры действия этого эпизода и ее образной системы;3) выявление изобразительного и музыкального образов пьесы, характера их сценического воплощения.Как пишет Л.А.Никольский, «…для ученика решение каждой из поставленных задач – этап формирования собственного замысла спектакля и одновременно ступень индивидуального осмысления драмы» [26].Следует отметить, что именно в 80-е годы термин «театральная педагогика» стал активно употребляться в сфере школьного образования. Большой научный интерес в эти годы представляют работы А. П. Ершовой, которые посвящены анализу проблемы всеобщей доступности театрально-исполнительской деятельности [10]. Идея широкого использования художественно-воспитательных возможностей театрального творчества в общеобразовательной школе была успешно апробирована в предыдущее десятилетие. Использование театрально-творческих методов на уроках литературы было частью этого образовательного направления.2.2. Лабораторные исследования театра в общеобразовательном процессе театрального искусстваИсследования лаборатории театра в 80-е годы позволили доказать, что преподавание театрального искусства в общеобразовательной школе эффективно влияет на учебно-воспитательный процесс в целом. Творческая театральная деятельность всех школьников и углубление зрительской культуры «способны значительно повысить уровень эмоциональной отзывчивости и организованности учащихся, их подвижности и тренированности внимания, памяти, ответственного отношения к своим словам, поступкам и действиям» [26]. Широкое проведение опытно-экспериментальной работы и внедрение в педагогическую практику методик, разработанных в лаборатории, доказывали, что занятия театральным исполнительским искусством обладают большим воспитывающим потенциалом как тренинг и освоение разных типов общения и навыков коллективной работы. «Игра в поведение» как момент актерского искусства, возникающая в любой точке классного пространства и постоянно меняющая местами зрителей и исполнителей, требующая коллективной согласованности действий, – уникальный по своей структуре педагогический инструмент» [26].Итак, рассматривая театральную педагогику как междисциплинарное направление, можно выделить следующие сферы ее применения:- детское театральное творчество в форме любительского театра (школьного театра, театра-студии, театра при Доме творчества или иного художественного объединения). Соответственно, подготовка специалистов, режиссеров-педагогов, работающих с детьми;- уроки театра в образовательном пространстве школы: использование театральных приемов и методов в преподавании учебных дисциплин, собственно театральные уроки. Соответственно, обучение действующих школьных учителей основам актерского и режиссерского мастерства и подготовка специалистов для проведения уроков в школе;- воспитание театральной культуры и изучение восприятия театрального искусства детьми разного возраста. Соответственно, обучение педагогов основам зрительской культуры.Именно в 80-е годы деятельность педагога-режиссера или театрального педагога стала особой проблемой современной школы. «Театр оказался единственным в школе видом искусства, лишенным профессионального руководства. С появлением театральных классов, факультативов, внедрением театральной педагогики в общеобразовательные процессы стало очевидным, что школа не может обойтись без профессионала, умеющего работать с детьми, как это уже давно осознанно в отношении других видов искусства» [8]. Следует отметить, что проблема эта не решена и спустя четверть века.Профессиональных кадров для театральной работы с детьми не готовят ни в педагогических, ни в театральных институтах. Проблема решается силами Институтов повышения квалификации работников образования, но это не является предметом нашего рассмотрения.Как частный случай решения этой проблемы можно рассматривать деятельность творческого объединения «Московский школьный театр», которое было создано на базе Института художественного образования в 1987 году. В Положении о Московском школьном театре говорится, что он «призван содействовать школам Москвы в формировании художественно-творческой и зрительской культуры детей, укреплению связей школы с деятелями профессионального искусства и оказании организационной, методической и консультативной помощи детским театральным коллективам» [8]. На десятилетие Московский школьный театр стал научно-методической базой в Москве для регулярной консультативной помощи учителям-руководителям школьных театральных коллективов, не имеющим профессиональной подготовки.Для этого к работе с детьми привлекались талантливые педагоги, профессиональные режиссеры, актеры, художники и драматурги. Руководители Московского школьного театра ставили перед собой цель качественного обогащения педагогики детского сценического творчества, а также внедрения театральной педагогики в общеобразовательные и воспитательные процессы в школе. К сожалению, коммерциализация некоторых направлений дополнительного художественного образования, которая началась в нашей стране в конце 90-х годов, не позволила реализоваться этому объединению.В 80-е годы появилась и начала распространяться такая форма театрального образования и воспитания школьников, как театральные классы. Сотрудники лаборатории театра ИХО РАО А. П. Ершова и В. М. Букатов, много лет занимавшиеся проблемами театрального образования, предложили свою классификацию опыта работы театральных классов, основанную на трактовке понятия «детское театральное творчество». По их характеристике существует три типа театральных классов:- класс-клубы, «в которых театральное искусство рассматривается как средство общего развития школьников»;- класс-театры, деятельность которых «опирается на воспитывающие возможности участия школьников в создании спектакля как целостного произведения»;- класс-школы; руководители этих школ «видят максимальную пользу от включения школьника в овладение техникой, грамотой театрального искусства, т.е. опираются на воспитывающие возможности театрального обучения» [26].Авторы поддерживали актуальную для того времени идею о необходимости открытия в школах искусств театральных отделений. Организовать процесс начального и среднего профессионального образования детей возможно «только в результате осознания театральной педагогикой своего предмета, последовательности его освоения, границ и возможностей индивидуальности в каждом возрасте», – писали авторы концепции театрального образования [23].В начале 90-х годов педагогическая общественность активно обсуждала социоигровой стиль обучения, у истоков которого стоял коллектив учителей начальной школы – В. Н. Протопопов, Е. Е. Шулешко, Л. К. Филякина, а дальнейшая разработка принадлежала А. П. Ершовой и В. М. Букатову. Социоигровые подходы первоначально разрабатывались на материале обучения детей в начальной школе чтению, письму и математике, а также на занятиях с дошкольниками в детском саду. Параллельно социоигровые приемы отрабатывались и в обучении подростков театрально-исполнительскому искусству. В это время происходило активное обогащение развивающегося направления приемами театральной педагогики. Ученые-разработчики утверждали, что для социоигровых подходов к практике обучения характерно отсутствие дискретности, в них дидактические знания и советы не расчленяются на части: принципы и методы отдельно, а результат отдельно. «Как авторам и разработчикам «социоигровой педагогики, – пишут А. П. Ершова и В. М. Букатов в своей монографии «Общение на уроке, или режиссура поведения учителя», – нам приходилось слышать, что учителя, особенно в начальных классах, всегда использовали и используют различные – например, дидактические – игры. Но социоигровой стиль – это стиль всего обучения, всего урока, а не одного его какого-то элемента. Это не отдельные «вставные номера», это не разминка, отдых или полезный досуг, это – стиль работы учителя и детей, смысл которого – не столько облегчить детям саму работу, сколько позволить им, заинтересовавшись, добровольно и глубоко втянуться в нее» [9].В многолетней опытной работе, в большом количестве проведенных исследователями семинаров с педагогами в разных регионах страны, они объединили два направления: артистизм педагогического труда и социоигровой стиль обучения. Когда к этим двум направлениям присоединилась герменевтика, исследованием которой занимался В. М. Букатов, появился новый, несколько непривычный и интригующий педагогов термин – «драмогерменевтика». Авторы исследования писали, что «драмогерменевтика является вариантом обучающего и воспитывающего совместного проживания урока всеми его участниками, включая учителя. Как направление в педагогике она еще ждет своего детального описания, дальнейшего развития и широкого распространения» [9].Драмогерменевтика возникла на переплетении трех сфер: театральной, герменевтической и педагогической. В каждой сфере были выбраны центральные положения. В театральной это общение, действенная выраженность, мизансцена; в герменевтической – индивидуальность понимания, блуждание, странности; в педагогической – очеловеченность, примерность поведения, дихотомия. Авторы подчеркивали, что «драмогерменевтическим дефинициям не свойственна жесткая дискретность, они носят подчеркнуто условный характер, естественным образом и «перетекая» друг в друга и отражаясь в каждой части целостности» [9].Следует также отметить и направление научно-исследовательской деятельности лаборатории театра, посвященное изучению проблемы взаимоотношения ребенка с профессиональным искусством. Это направление получило широкое отражение в исследованиях А. Я. Михайловой, посвященных изучению зрителя младшего школьного возраста, и работах Ю. И. Рубиной, охватывающих целый спектр проблемы «театр и юный зритель» [20]. Еще в 70-е годы лаборатория театра успешно решала основные задачи эстетического воспитания средствами театра. Можно утверждать, что лаборатория фактически изучала процесс театрального воспитания, рассматривая в качестве обязательных компонентов последнего, единство живых сценических впечатлений и определенных знаний о театре, непосредственного зрительского опыта и его критического осмысления. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы нами были сделаны следующие выводы:Театральная педагогика – это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие.Школьная театральная педагогика – это междисциплинарное направление, появление которого обусловлено рядом социокультурных и образовательных факторов. Широкое применение элементов театральной педагогики в учебной деятельности начальной школы дает возможность педагогу не оставить без внимания ни одного ребенка, развивать их природные способности, снизить уровень закомплексованности учащихся, научить культуре речевого общения, воспитывать навыки культурно - экспрессивного проявления эмоций и чувств, развивать у детей умение применять новые полученные знания на практике, реализовать задачи национального воспитания. С помощью театральной педагогики дети учатся работать самостоятельно, проявлять инициативу, легко уживаться с товарищами, усваивать новые знания по собственному желанию и охотно, принимать решения, раскрывать свои творческие способности, чувствовать себя уверенной и осведомленной личностью.Анализ опыта работы педагогов показал, что вместе с другими методами, формами работы, театральная педагогика является действенным средством развития личности младшего школьника, его речи. Умелое использование кукольного театра, пьес, спектаклей, инсценировок, драматизации оказывает большую помощь в повседневной работе учителя и воспитателя начальных классов в умственном, нравственном, эстетическом воспитании учащихся начальных классов.Таким образом, театрализованная деятельность позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения, повысить самооценку, улучшить память, обогатить словарный запас, то есть воспитать интеллектуально и духовно развитую личность. Но это возможно лишь при том условии, если обращаться к театрализации систематически, не только во внеурочное время, а также непосредственно во время учебного процесса. БИБЛИОГАФИЧЕСКИЙ СПИСОК1. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании. Сб. В помощь семье и школе. М.: Польза, 2001 г.;2. Брянцев А.А. Воспоминания. Статьи. Выступления. Дневник. Письма. Ред.-сост. А.А.Гозенпуд. М.: ВТО, 2006 г.;3. Букатов В.М. Театральные технологии в гуманизации процесса обучения школьников: Дис... д-ра пед.наук / Институт художественного образования РАО. М., 2001 г.;4. Горчаков Н.Н. Режиссерский уроки Станиславского. М., 2010 г.;5. Дети. Молодежь. Театр. Образование. //Тезисы докладов Всерос. науч.-практ. конференции. М.: ВЭЦ ШТ, 2003 г.;6. Драматизация в школе: Программы для I и II ступени Семилетней Единой Трудовой школы. М.:1921 опубл.: Первое сентября//17 марта 2001 г.;7. Драматический кружок школьников. Сост. В.В. Ширяева. М.: Учпедгиз, 2013 г.;8. Екатерина Куприяновна Чухман. Статьи, воспоминания, библиография. Составитель Б.С. Каплан. М., 2010 г.;9. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Моск. психолого-социал. инст., Флинта, 1998 г.;10. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. I-XI классы. Программа и методические рекомендации. М.:2010 г.;11. Ершова А.П. Чему мы хотим научить учителя//Магистр, 2015 г.;12. Ершова А.П., Гутина О.М. Театральная культура в школьной педагогике// Народное образование, 2005 г.;13. Игра. Непериодическое издание, посвященное воспитанию посредством игры. – НАРКОМПРОС, 2014 г.;14. Игра-драматизация в средней школе. Под ред. Е. Соловьевой. М.-Пг, Гослитиздат, 2016 г.;15. Игорев А.И. Искусство и дети. 2015 г.;16. История художественного образования в России: проблема культуры XX века. М.: Издат. дом Российской академии образования, 2003 г.;17. Некрасова Л.М. Театральная педагогика: становление и развитие. // Научные школы в педагогике искусства. М.: Издат. Дом РАО, 2008 г.;18. Проблемы освоения театральной педагогики в профессионально-педагогической подготовке будущего учителя: Материалы Всесоюзной научно-практической конф. Полтава, 2011 г.;19. Революция – Искусство – Дети: Материалы и документы: из истории эстетического воспитания в советской школе. Кн. для учителя. В 2-х частях. / Сост. Н.П.Старосельцева. М.: Просвещение, 2007 г.;20. Роль театра в учебно-воспитательной работе школы: Методические рекомендации. М.: НИИ ХВ АПН СССР, 2005 г.;21. Рошаль Г.Л. Этапы работ Государственной Мастерской педагогического театра. Сб. Педагогический театр, № 1, 2015 г.;22. Рубина Ю.И. Театр и подросток. М.: Просвещение, 2016 г.;23. Рубина Ю.И. и др. Основы педагогического руководства художественной самодеятельностью школьников. М.: Просвещение, 2013 г.;24. Сац Н., Розанов С. Театр для детей. Л., 2005 г.;25. Сборник официальных постановлений и распоряжений по вопросам художественного воспитания детей. М.: Изд. ЦДХВД, 2003 г.;26. Современные проблемы театрально-творческого развития детей: сборник научных трудов. М.: Изд. НИИ ХВ АПН СССР, 2013 г.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
150199
рейтинг
icon
3155
работ сдано
icon
1367
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
145339
рейтинг
icon
5930
работ сдано
icon
2676
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
101686
рейтинг
icon
2065
работ сдано
icon
1287
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
48 828 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
УлГТУ
Спасибо большое за выполненую работу. Всё быстро, аккуратно и в срок. Рекомендую исполнителя)
star star star star star
Морской Государственный университет
Хорошая работа. Текст и оформление соответствуют требованиям. Быстро, качественно, проходи...
star star star star star
Ургэу
Оксана вы супер😍 спасибо большое вам за ваши старания и труды. Очень рекомендую исполнител...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

1.Контрольные работы. 2.Ответить на вопросы.

Контрольная, Информатика

Срок сдачи к 23 янв.

1 минуту назад

онлайн экзамен

Онлайн-помощь, уголовное право

Срок сдачи к 2 февр.

4 минуты назад

Составить ведомость трудоемкости

Другое, строительство

Срок сдачи к 27 янв.

10 минут назад

Сделать чертеж для курсовой работы по расчетам в ней

Чертеж, Проектирование предприятий по производству кондитерских, сахаристых и шоколадных изделий

Срок сдачи к 22 янв.

10 минут назад

Сравнительный анализ культур : Великобритания и Германия

Другое, межкультурная коммуникация

Срок сдачи к 22 янв.

12 минут назад
12 минут назад

Написать реферат и отчёт по реферату

Контрольная, Общая психология

Срок сдачи к 22 янв.

12 минут назад

Cитуация

Решение задач, Управление конфликтами

Срок сдачи к 27 янв.

12 минут назад

Техника и технологии рекламного видео

Тест дистанционно, реклама

Срок сдачи к 27 янв.

12 минут назад

Дать название плоскости (hNf). Построить недостающие проекции точек A

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 21 янв.

12 минут назад

Внести изменения в чертеж. автокад. формат а-3 (м1:100).

Чертеж, Архитектура

Срок сдачи к 24 янв.

12 минут назад

1. определить центр тяжести 2. определить моменты энерции

Решение задач, техническая механика

Срок сдачи к 21 янв.

12 минут назад

ответы на индивидуальное задание

Отчет по практике, право и организация социального обеспечения

Срок сдачи к 3 февр.

12 минут назад

Реферат по предмету «Религия»

Реферат, Религия

Срок сдачи к 21 янв.

12 минут назад

Задача 1. Смирнов и Пенкина на железнодорожном вокзале в...

Решение задач, Основы противодействия экстремизму, терроризму и антикоррупционная политика Российской Федерации

Срок сдачи к 24 янв.

12 минут назад

Физическая культура для всех

Реферат, Физра

Срок сдачи к 1 февр.

12 минут назад

решение задач сопромат

Решение задач, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 22 янв.

12 минут назад

Дать характеристику (описание) строительному участку.

Решение задач, Архитектура

Срок сдачи к 25 янв.

12 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.