это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3991468
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы. В настоящее время в системе социальной
защиты населения все большую роль играют различные институты,
деятельность которых направлена на развитие социальной политики. Во многих
странах мира, в том числе и в России существует проблема, связанная с
пенсионным обеспечением. Всё отчётливо видно, что в настоящее время
государство не имеет возможности в долгосрочной перспективе обеспечить
достойную старость гражданам страны. В настоящее время наблюдается
проблема старения населения и демографический кризис, вызванный низким
уровнем рождаемости и высоким уровнем смертности, в результате чего
спрогнозировать повышение качества жизни населения и роста пенсий
затруднено, поэтому наиболее важнейшим механизмом для формирования
будущих пенсий является переход на трёх уровнях пенсионную систему, одним
из институтов которой являются негосударственные пенсионные фонды.
Будущие пенсионеру будут иметь возможность самостоятельно накопить
финансовые ресурсы и сформировать достойную пенсию, а в государстве будет
развиваться более эффективная пенсионная система, обеспечивающая
стабильный рост качества жизни населения и получение социальных гарантий.
На сегодняшний день индивидуальные пенсионные накопления в
обязательном порядке формируется более чем в 20-ти странах мира.
Формирование негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного
обеспечения играет огромную роль в развитии финансовой системы и
социальной политики. Поэтому изучение их роли как инвесторов и социальных
институтов является актуальным вопросом.
Целью исследовательской работы является изучение роли
негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения.
Задачи исследования:
4
изучить понятие, задачи и функции негосударственных пенсионных
фондов в РФ;
дать оценку развития негосударственных пенсионных фондов в системе
пенсионного обеспечения РФ;
выявить проблемы и перспективы развития негосударственных
пенсионных фондов в РФ.
Объектом исследования являются НПФ.
Предметом исследования является особенность развития НПФ в системе
пенсионного обеспечения.
Методами исследования послужили: статистический анализ, синтез,
метод научного исследования, сравнение, дедукция, а также табличный и
графический методы.
Теоретическую и информационную базу исследования представили
труды отечественных и зарубежных авторов, а также монографии, статьи,
диссертации, интернет-ресурсы и официальные данные сайтов НПФ и ПФР.
5
1 Понятие, задачи и функции негосударственных пенсионных фондов в
РФ
1.1 Сущность, задачи и функции развития негосударственных
пенсионных фондов
Негосударственный пенсионный фонд представляет собой организацию,
которая обеспечивает рост пенсии своих клиентов. Негосударственные
пенсионные фонды инвестируют накопленные средств в различные
финансовые инструменты, с целью получения дополнительного
инвестиционного дохода.
Инфраструктура НПФ, сформированная в РФ, представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 –Инфраструктура НПФ в РФ 1
6
Основной целью негосударственных пенсионных фондов является
обеспечение граждан негосударственным пенсионным обеспечением в форме
выплат негосударственных пенсий и страхования по обязательному
пенсионному страхованию.
Задачи НПФ представлена на рисунке ниже.
Рисунок 2 – Задачи НПФ РФ
В настоящее время участниками негосударственных пенсионных фондов
являются: физические и юридические лица, управляющие компании,
государственные органы, аудиторские фирмы, депозитарии которые являются
участниками и вкладчиками негосударственного пенсионного обеспечения.
Участник фонда может получать выплаты из негосударственного
пенсионного фонда (НПФ) с момента выхода на пенсию. Для того, чтобы стать
участником негосударственного пенсионного фонда необходимо перевести
часть накопительной пенсии в негосударственный пенсионный фонд 2 .
Вкладчик может быть одновременно и участником НПФ, в случае если
вкладчиком является юридическое лицо между НПФ и юридическим лицом
заключается «солидарный пенсионный договор», на основании которого
формируется накопительная пенсия, исходя из размера взносов вкладчика.
Негосударственные пенсионные фонды имеют право самостоятельного
размещения денежных средств в различные финансовые инструменты: акции,
облигации, государственные ценные бумаги и пр. кроме того, НПФ имеют
право размещать денежные средства через управляющую компанию.
1 Михайлова А.А. Есть ли ресурсы на новые бюджетные реформы? // Финансы. – 2016. – №6.
– С. 6-11
2 Михайлова А.А. Есть ли ресурсы на новые бюджетные реформы? // Финансы. – 2016. – №6.
– С. 6-11
Задачи НПФ
заключают пенсионные
договоры, договоры об
обязательном
пенсионном
страховании и договоры
о создании
профессиональных
пенсионных систем
аккумулируют
пенсионные взносы и
средства пенсионных
накоплений и
осуществляют расчеты
определяют
инвестиционную
стратегию при
размещении средств
пенсионных резервов и
инвестировании средств
пенсионных
накоплений
7
Основными функциями негосударственных пенсионных фондов по
мнению Нелюбовой Н.Н., являются:
– аккумулирующая функция. Данная функция представляет собой сбор и
аккумулирование пенсионных взносов в НПФ;
– учетно-контрольная функция. Данная функция обеспечивает контроль и
учет за всеми средствами фонда;
– организационно-правовая функция. Данная функция выражается в
предварительном подписании договора между юридическим и физическим
лицом по вопросам пенсионных отчислений;
– стимулирующая функция. Сущность данной функции выражена в
оказании материальной помощи населению, а также содействию развития
общественного производства.
Некоторыми авторами также выделяется политическая функция. Данная
функция направлена на сглаживание диспропорций в уровне социального
обеспечения различных слоев населения.
Кроме того, выделяется инвестиционная функция, сущность которой
заключается в размещении финансовых средств фонда в приоритетные отрасли
развития национальной экономики, целью инвестиционной функции является
получение дополнительного дохода 3 .
Выполняя отдельные функции НПФ, способствуют развитию социальной
и экономической сфер.
Таким образом, сущность НПФ заключается в аккумулировании и
размещении средств участников негосударственного пенсионного обеспечения,
с учетом интересов участников, а вся деятельность направлена на получение
максимального инвестиционного дохода.
1.2 Значение негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного
3 Крюкова, Елена Негосударственные пенсионные фонды в России / Елена Крюкова. - М.:
LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 104 c.
8
обеспечения в РФ
В условиях развития рыночной системы роль негосударственных
пенсионных фондов достаточно велика. В социальной сфере НПФ позволяют
удовлетворить социальные потребности населения в области пенсионного
обеспечения, в результате чего повышается уровень доходов населения и
снижается социальная напряженность в обществе.
Следует отметить, тот факт, что в России существует ряд проблем,
требующих незамедлительного решения, как в организации пенсионного
обеспечения РФ, так и в процессах формирования и исполнения бюджета, что в
значительной мере тормозит развитие национальной экономики. 4
Выделим некоторые из них:
увеличивается дефицит Пенсионного Фонда РФ и его зависимость от
федерального бюджета РФ,
увеличивается число пенсионеров в государстве,
отсутствует интерес по формированию пенсионного капитала, как у
работодателей, так и у самих работников.
Поэтому велика роль НПФ в развитии новой пенсионной системы.
Государство не снимает с себя ответственности по выплатам пенсий, а дает
возможность населению выбрать НПФ и процентную ставку на накопительную
пенсию, а также получить налоговый вычет, но не более 6% от годовой
заработной платы. Таким образом, за счет добровольных отчислений,
население сможет увеличить размер своей будущей пенсии.
Работодатель по-прежнему будет делать отчисления за человека, но уже
из его собственной зарплаты и оплата пойдет не в общий государственный
котел, как в солидарной пенсии, а на личный счет, защищенный госгарантиями
от банкротства страховщика. Страховая государственная пенсия на
сегодняшний день стремится к минимуму.
4 Мадатов, А.А. Пенсионная система России: Перспективы развития / А.А. Мадатов, В. Ю.
Михальчук // Финансы и Кредит. - 2015. - № 25. - С.77 - 81.
9
Анализируя состояние негосударственного пенсионного обеспечения в
России можно отметить, что с каждым годом растет число вкладчиков и
участников негосударственных пенсионных фондов, при этом 6,66 млн.
человек, а это 9,5% экономически активного населения России добровольно
формируют пенсионные накопления за счет собственных взносов и/или взносов
работодателя.
Более 1,1 млн. человек из них получают негосударственную пенсию.
Свыше 5,75 млн. человек перевели средства обязательных пенсионных
накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в
негосударственные пенсионные фонды.
Роль НПФ в пенсионной системы сложно переоценить, поскольку она
является мощнейшим инструментом регулирования пенсионной системы, и
оптимизирует социальную сферу. 5
Деятельность негосударственного пенсионного обеспечения оказывает
огромное влияние на экономическую, социальную, общественную и
финансовую сферу государства. Данное свойство обусловлено тем что
социально-экономические структуры между собой взаимосвязаны, как на
экономику, так и на социальную сферу пенсионная система, рынок труда,
демографический потенциал, развитие налоговой системы и пр. оказывает
огромное влияние.
Обеспечивая инвестиционную деятельность в сфере пенсионных
накоплений, НПФ обеспечивают рост инвестиционного дохода будущего
пенсионера. Следует отметить, что чем длительнее срок инвестирования и
превышение доходности над инфляцией в государстве, тем больше будет сума
пенсионных накоплений, тем самым НПФ позволяют добровольно и
самостоятельно формировать будущие накопления 6 .
5 Мадатов, А.А. Пенсионная система России: Перспективы развития / А.А. Мадатов, В. Ю.
Михальчук // Финансы и Кредит. - 2015. - № 25. - С.77 - 81.
6 Эрдман 1000% за 5 лет, или Правда о паевых инвестиционных фондах / Эрдман, Генрих. -
М.: НТ Пресс; Издание 2-е, испр., 2018. - 144 c.
10
В финансовой системе НПФ играют также значимую роль, так как
обеспечивают организацию инвестиционной деятельности и образуют
поступления в национальный доход государства, которые впоследствии
направляются на реализацию государственной политики и государственных
программ.
Среди основных преимуществ негосударственных пенсионных фондов в
Российской Федерации следует выделить:
гарантия надежности и сохранности вложений за все производимые
отчисления участников негосударственного пенсионного обеспечения.
Согласно Российскому законодательству если негосударственный пенсионный
фонд ликвидируется либо доход уйдёт в минус, то участнику
негосударственного пенсионного фонда будут возмещены все убытки за счёт
страхового резерва, при этом участник НПФ может выбрать другой
негосударственный пенсионный фонд с целью получения пенсии;
возможность корректировки инвестиционной программы, то есть
каждый участник негосударственного пенсионного фонда при изменениях на
финансовом рынке может внести корректировки в инвестиционную программу.
Недостатки негосударственных пенсионных фондов:
налогообложение дохода;
неблагоприятные изменения в законодательстве;
нет гарантии высокой доходности.
В целом негосударственные пенсионные фонды действуют в
соответствии с российским законодательством по принципу деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации, при этом негосударственный
пенсионный фонд аккумулируют средства и инвестирует их целью получения
дополнительного инвестиционного дохода и увеличения накопительной части
трудовой пенсии.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что деятельность
негосударственных пенсионных фондов в первую очередь направлена на
11
удовлетворение потребностей населения в пенсионном обеспечении.
Негосударственные пенсионные формы являются звеном пенсионной системы
в государстве.
2 Оценка развития негосударственных пенсионных фондов в системе
пенсионного обеспечения РФ
12
2.1 Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ с 2019-
2021 гг.
Проведем анализ НПФ с 2019-2021 гг. По данным ЦБ РФ в 2021 году
негосударственные пенсионные фонды вложили в ценные бумаги и депозиты
более 264 млрд. руб., что составляет 7% от совокупного портфеля, при этом
уровень доходности топ-10 негосударственных пенсионных фондов в 2021 году
составил 4,7% годовых, в 2020 году данный показатель составил 7,2%, а в 2019
году – 10,7%. Основной причиной снижения доходности негосударственных
пенсионных фондов в 2021 году по отношению к 2020 году является рост
инфляции, величина которой в 2021 году достигла уровня 8,4%, увеличившись
по отношению к 2020 году в 1,8 раз.
10,7
7,2
4,7
3
4,9
8,4
0
2
4
6
8
10
12
201920202021
Доходность НПФ, %Инфляция, %
Рисунок 3 – Уровень доходности НПФ и уровень инфляции в РФ с 2019-
2021 гг., % 7
Таким образом, накопительная часть пенсии в негосударственных
пенсионных фондах сгорает при высоком уровне инфляции, что не позволяет
эффективно развивать накопительную пенсионную систему в России.
7 Составлено автором по данным ЦБ РФ
13
Кроме того, одной из причин снижения доходности негосударственных
пенсионных фондов в течение последних трех лет является снижение
количества участников негосударственного пенсионного обеспечения.
В 2021 году количество клиентов сократилось на 63,4 тыс. человек, что во
многом связано с выходом большинства участников на пенсию. По данным
Центрального банка в 2022 году процесс снижения участников
негосударственного пенсионного обеспечения продолжит снижаться,
поскольку в результате вероятности роста инфляция доходность пенсионных
портфелей снизится.
Если в 2019 году количество участников НПФ составляло в РФ около 37,4
млн. чел., то в 2021 году их количество составило 34,4 млн. чел, что меньше,
чем в 2019 году на 8,03%.
Тем не менее, объем пенсионных резервов ежегодно увеличиваются и на
конец 2021 года совокупный объём пенсионных резервов достиг 1073 млрд.
руб, что на 6% больше по отношению к 2020 году, при этом наибольшая доля
объёма пенсионных резервов – это корпоративные пенсионные программы,
доля которых составляет более 94%.
По объёму пенсионных резервов среди негосударственных пенсионных
фондов на первом месте находится НПФ «Благосостояние», объём активов
которого на конец 2021 года составил 444, 6 млрд руб. или 29,7 % доли рынка, а
число застрахованных лиц НПФ «Благосостояние» на конец 2021 года
составило 1,3 млн человек.
На втором месте находится НПФ «Газфонд» объём активов данного НПФ
на конец 2021 года составил 442,8 млрд руб. или 29,6 % доли рынка. На третьем
месте находится НПФ «Эволюция» - объём активов данного
негосударственного пенсионного фонда на конец 2021 года составил 116,3
млрд руб., а доля рынка составила 7,0%.
Среди негосударственных пенсионных по объёму пенсионных
накоплений на первом месте находится НПФ «Сбербанк», объём активов
составил 688,8 млрд руб., а доля рынка 2021 году составила 22,6%, на втором
14
месте находится НПФ «Газфонд», объем пенсионных накоплений составил
574,4 млрд руб., а доля рынка на конец 2021 года составила 19,3%. Данные о
рейтинге НПФ за 2021 гг. представлены в приложении 1.
При усилении конкуренции между финансовыми группами и НПФ в
ближайшие несколько лет количество российских НПФ может сократиться до
25 ед., поскольку основным фактором эффективности развития НПФ является
уровень доходности.
В структуре средств пенсионных накоплений продолжает расти доля
государственных ценных бумаг. По итогам 2021 года доля вложений в
государственные ценные бумаги в портфеле пенсионных накоплений достигла
32 %. Двумя годами ранее показатель составлял лишь 30,1 %. Меньше активов,
в которые инвестируются прочие активы, а также в акции.
Основным классом активов, в которые инвестируются средства
пенсионных накоплений, остаются корпоративные облигации. Их доля на
31.12.2021 составила 53 против 52,2 % двумя годами ранее.
52,251,453
30,932,732
1,21,216,166,4
9,68,77,6
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
201920202021
ОблигацииГосударственные ценные бумагиИностранные ценные бумагиАкцииПрочие
Рисунок 4 – Структура пенсионных накоплений НПФ с 2019-2021 гг., % 8
Несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию в РФ в 2020
году, структура портфелей НПФ в 2021 году практически не изменилась по
сравнению с 2019 годом.
8 Составлено автором по данным ЦБ РФ
15
Таким образом, вследствие неблагоприятных условий фондового рынка и
пандемии 2020 года, в течение последних трех лет доходность пенсионных
накоплений НПФ снизилась. Тем не менее, негосударственные пенсионные
фонды показывают достаточно уверенный рост по всем финансовым
показателям. Действующие негосударственные фонды созданы в наиболее
перспективно развивающихся отраслях экономики: банковская система,
отрасль добывающей промышленности, страховая деятельность, что создает
дополнительные гарантии финансовой устойчивости НПФ и их деятельности,
направленной на пенсионное обеспечение, сохранение и инвестирование
пенсионных накоплений.
2.2 Оценка деятельности негосударственных пенсионных фондов в РФ
В настоящее время НПФ осуществляют инвестиционную деятельность
благодаря вложению средств участников негосударственного пенсионного
обеспечения в различные инструменты, создавая положительный
экономический эффект в экономике страны и обеспечивая приток
дополнительного финансового долгосрочного ресурса. Успех инвестиционной
деятельности участников НПФ во многом будет зависеть от инвестиционной
политики и сформированного инвестиционного портфеля, который
представляет собой совокупность финансовых инструментов, используемых с
целью получения дохода на длительную перспективу.
Объем пенсионных накоплений в НПФ ежегодно увеличивается, на конец
2020 года объем пенсионных средств, находящихся в распоряжении НПФ
составил 4,43 трлн. руб., что на 2,3% больше по отношению к 2019 году. Объем
пенсионных накоплений в 2020 году составил 2,9 трлн. руб., что на 4,7%
больше по сравнению с 2019 годом (рис. 5).
16
Рисунок 3 – Объем пенсионных накоплений в НПФ с 2019-2021 гг. трлн.
руб. 9
НПФ являются инструментом формирования сбережений населения.
Однако доходность вложений в НПФ остаётся относительно невысокой, при
росте инфляции объем будущих накоплений снижается, так если средний
уровень доходности НПФ в 2021 году составил чуть более 4%, то
потребительские цены в указанный период составили более 4,4% в год.
Инфляция в данном случае выступает негативным фактором для
инвестиционной деятельности негосударственных пенсионных фондов, так как
ее повышение снижает реальную доходность инвестирования и ведет к рискам
неплатежеспособности или нарушению сохранности средств.
Текущий показатель инфляции в России более чем в два раза превышает
доходность НПФ в большинстве случаев. Поэтому основные резервы
обеспечения положительной реальной доходности в России скорее связаны с
повышением эффективности деятельности правительства и Банка России,
прежде всего их антиинфляционной политики, чем с профессионализмом
управляющих инвестициями. Именно поэтому судьба накопительной пенсии в
России во многом зависит от того, удастся ли ЦБ РФ и монетарным властям в
9 Отчет ЦБ о НПФ 2020: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/32250/rewiew_npf_20Q4.pdf
17
целом достичь минимального планируемого уровня инфляции в ближайшие
годы.
Позитивная тенденция наблюдается лишь в расширении сегмента
индивидуальных накопительных планов, в 2021 году взносы граждан по
индивидуальным пенсионным планам увеличить 2,7 раз по отношению 2019
году и составили 19,8 млрд руб.
Таким образом, роль НПФ в пенсионной системе России настоящее
время незначительна, поскольку активы НПФ в 2021 году составили 4% к
ВВП, а в 2019 году данный показатель составлял 5,0% к ВВП. Кроме того,
Россия по данному показателю существенно отстаёт от уровня развитых
государств, поскольку средний показатель по ОЭСР в 2021 первом году
составил 99,9%, в Бразилии 28,2%, в Индии – 9,6%.
Рассматривая структуру инвестиций пенсионных накоплений с 2019-2021
гг., следует отметить, что НПФ в основном вкладывают средства в реальный
сектор экономики – более 39% в 2021 году и в государственный сектор – 33% в
2020 году (рис. 4).
Рисунок 4 – Структура вложений пенсионных накоплений по секторам
экономики с 2019-2021 гг., % 10
10 Отчет ЦБ о НПФ 2020: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/32250/rewiew_npf_20Q4.pdf
18
При этом если рассматривать портфель пенсионных резервов НПФ среди
компаний реального сектора, то стоит отметить, что вложения в нефтегазовый
сектор в 2021 году существенно сократились по сравнению с 2020 годом, при
этом увеличилась доля вложений пенсионных накоплений в финансовый
сектор. Основной причиной таких изменений вероятнее всего стало снижение
эмиссии ценных бумаг данных секторов экономики, а часть поглощаемых
облигации не была заменена новыми выпусками. Таким образом, в 2021 году
наибольшая доля вложений в НПФ в корпоративные облигации.
Рассматривая структуру вложений в корпоративные облигации по
отраслям, следует отметить, что наибольшую долю в 2021 году составили
вложения в отрасль машиностроения 36,4%, а также в отрасли связи и
телекоммуникаций 11,22% и отрасль транспорта и хранения 19,5%. Структура
вложений в корпоративные облигации по отраслям представлена в приложении
2.
Таким образом, в инвестициях пенсионных накоплений увеличивается
доля корпоративных облигаций и акций, чему способствует положительная
переоценка долговых инструментов. При этом доля реального сектора
увеличилась, что связано с увеличением доли инвестиций в добывающие
отрасли экономики и металлургию.
19
3 Проблемы и перспективы развития негосударственных пенсионных фондов в
РФ
В долгосрочной перспективе при условия сохранения начисления
страховых взносов объём средств, поступающих в Пенсионный фонд не
достигнет желаемого объема, так как расходы будут расти ещё быстрее, а
эффективный тариф взносов на страховую часть пенсии будет снижаться.
В результате в 2050 году ожидается что пенсионная система будет
финансироваться полностью из средств федерального бюджета, так как
поступления пенсионной системы будут минимальными, а доля расходов
бюджета увеличится.
В настоящее время пенсионная система испытывает большие трудности в
Российской Федерации в части рационального использования средств
пенсионных накоплений, а важнейшим механизмы развития инвестиционных
инструментов по инвестированию пенсионных накоплений является развитие
рынка финансовых активов.
Рынок финансовых активов может стать эффективным инструментом в
развитии пенсионной системы и реализации государственной политики по
пенсионному обеспечению. Финансовые активы должны обеспечиваться за
счет выпуска долгосрочных федеральных и региональных ценных бумаг.
Сегодня у правительства РФ недостаточно ни финансовых, ни управленческих
ресурсов, поэтому следует привлекать частный сектор экономики в развитие
рынка финансовых активов, за счет чего ожидается увеличение видов ценных
бумаг для инвестирования пенсионных накоплений граждан РФ 11 .
11 Обзор НПФ в 2021 году [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://cbr.ru/Collection/Collection/File/34346/rewiew_npf_21Q1.pdf
20
В настоящее время, несмотря на стабильное развитие негосударственной
системы пенсионного обеспечения, можно выделить ряд проблем
эффективного развития НПФ в РФ.
Во-первых, существует проблема низкого доверия населения к
негосударственным пенсионным фондам, что обусловлено высокими рисками и
недостаточными гарантиями.
У российских граждан не сформированы привычки самостоятельного
управления пенсионными взносами, тогда как система негосударственного
страхования рассчитана на активных людей.
Во-вторых, проблемой роста доходности пенсионных накоплений
является высокая доля инвестирования в облигации, вследствии чего
пенсионные накопления увеличиваются вровень с инфляцией.
В-третьих, отсутствуют юридические гарантии при нарушении НПФ и
частными УК своих обязательств, в частности, по договору доверительного
управления.
В-четвертых, недостаточная прозрачность деятельности НПФ в РФ.
Представленные выше проблемы тормозят развитие негосударственного
дополнительного пенсионного обеспечения в стране.
От эффективной работы государства и пенсионной модели во многом
зависит будущее страны, её экономики, культуры, развития, значимости в
мировых отношениях.
Роль НПФ в пенсионной системы сложно переоценить, поскольку она
является мощнейшим инструментом регулирования пенсионной системы, и
оптимизирует социальную сферу.
Государство сегодня стремится увеличить количество населения,
участвующего в добровольном пенсионом обеспечении.
Рассмотрим основные направления развития пенсионной системы в РФ
на период до 2021 года разрабатываемые Правительством РФ и Министерством
РФ:
21
- действия законодательных и исполнительных органов государственной
власти координируются на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях;
- принимаются меры по стимулированию работников и/или их
работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий;
- ужесточаются требования к надежности и устойчивости НПФ и других
участников накопительной пенсионной системы;
- изменяются параметры тарифа взноса в сторону его увеличения (до 36%
совокупного тарифа, из которых 26% пойдет на финансирование трудовых
пенсий, в том числе 8% - на финансирование накопительной части),
- повышение привлекательности НПФ как объектов для перевода в них
материнского капитала,
- устранение излишних административных барьеров на пути создания
рыночной инфраструктуры НПФ
- развивается инфраструктура негосударственного пенсионного
обеспечения.
Все вышеупомянутые меры должны привести к более высокой
стабильности пенсионной системы России в целом. 12
Рассмотрим основные направления развития негосударственного
пенсионного обеспечения в РФ на период до 2020 года:
- координируются действия законодательных и исполнительных органов
государственной власти на федеральном, региональном и муниципальном
уровнях;
- принимаются меры по стимулированию работников и/или их
работодателей к участию в формировании негосударственных пенсий;
- ужесточаются требования к надежности и устойчивости НПФ и других
участников накопительной пенсионной системы;
12 Обзор НПФ в 2021 году [Электронный ресурс] – Режим доступа:
https://cbr.ru/Collection/Collection/File/34346/rewiew_npf_21Q1.pdf
22
- изменяются параметры тарифа взноса в сторону его увеличения (до 36%
совокупного тарифа, из которых 26% пойдет на финансирование трудовых
пенсий, в том числе 8% - на финансирование накопительной части),
- повышение привлекательности НПФ как объектов для перевода в них
материнского капитала,
- устранение излишних административных барьеров на пути создания
рыночной инфраструктуры НПФ
- развивается инфраструктура негосударственного пенсионного
обеспечения.
Все вышеупомянутые меры должны привести к более высокой
стабильности пенсионного обеспечения в России в целом.
С целью повышения прозрачности деятельности негосударственных
пенсионных фондов в 2020 году Президент РФ подписал указ об обязательном
информировании граждан участников НПФ о возможной потере
инвестиционного дохода. Данный указ обеспечивает населению возможность
своевременно перевода денежных средств с одного НПФ в другой или в
Пенсионный фонд РФ.
Основные преимущества негосударственного пенсионного фонда по
сравнению с другими вариантами инвестирования пенсионных накоплений
состоят в том, что можно откладывать средства на старость постепенно,
малыми порциями в течение длительного времени, и гарантии надежности
накопленных пенсионных средств и их рост, так как НПФ наиболее
подконтрольны застрахованным лицам.
Для того, чтобы установить эффективную систему инвестирования
пенсионных накоплений следует также усовершенствовать организационные,
правовые и финансовые основы для создания корпоративных пенсионных
систем, а также выделить основные принципы государственного контроля за
деятельностью негосударственных пенсионных фондов.
Для повышения надежности инвестиции необходимо:
23
ввести требование распространение контроля со стороны
специализированного депозитария за средствами пенсионных накоплений;
обязать государственные пенсионные фонды открывать расчетные счета,
которые предназначены для осуществления операций с пенсионными
резервами;
усовершенствовать законодательство, регулирующее деятельность
негосударственных пенсионных фондов;
внедрить цифровизацию и снизить бумажную деятельность НПФ и пр.
Кроме того, необходимо снять ограничения на приобретение ценных
бумаг эмитентов Пенсионного фонда.
Таким образом, существует необходимость в расширении перечня
объектов инвестирования пенсионных накоплений, что позволит повысить
доходность пенсионных вложений населения, кроме того, необходимо
проводить эффективный контроль за деятельностью НПФ, с целью повышения
эффективности всей пенсионной системы в РФ.
Перспективы развития негосударственных пенсионных фондов
представлены на рисунке 5.
24
Рисунок 5 – Перспективы развития НПФ в РФ
Таким образом, реализация поставленных задач будет способствовать
развитию рынка негосударственного пенсионного обеспечения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реформирование пенсионной системы РФ в настоящее время
соответствует общемировым тенденциям и связано со снижением
государственных обязательств перед пенсионерами: повышение пенсионного
возраста, отмена индексации пенсии работающим пенсионерам,
стимулирование более позднего выхода на пенсию, «заморозка» пенсионных
накоплений.
Негосударственные пенсионные фонды – это некоммерческие
организации, осуществляющие свою деятельность в области пенсионного
обеспечения и страхования.
В ходе исследования был сделан вывод о том, что негосударственные
пенсионные фонды являются одним из важнейших элементов пенсионной
системы РФ, деятельность которых направлена на пенсионное обеспечение и
страхование пенсионных накоплений. Вопросы дальнейшего развития
негосударственных пенсионных фондов остаются актуальными и приобретают
высокую значимость в период реформирования пенсионной системы в стране.
Негосударственные пенсионные фонды активно занимаются
инвестированием вложенных денежных средств, что в дальнейшем создает
благоприятные условия для увеличения размера накопительной пенсии
участников негосударственного пенсионного обеспечения. Таким образом,
НПФ осуществляют социальную и аккумулирующу функцию.
Эффективное управление финансовыми ресурсами НПФ является
важнейшей деятельностью многих фондов.
25
Осуществляя инвестиционную деятельность, НПФ используют
современные методы управления с целью обеспечения прироста пенсионных
резервов.
Пенсионные активы, находящиеся на счетах фондов инвестируются УК в
различные виды ценных бумаг, тем самым повышая доходность фонда. После,
данный доход распределяется пропорционально суммам пенсионных
начислений, между участниками фонда. Таким образом, негосударственные
пенсионные фонды осуществляют инвестиционную деятельность.
Как институт социальной политики НПФ обеспечивают полное
удовлетворение потребностей населения в пенсионном обеспечении, как
финансовый институт НПФ играют значимую макроэкономическую роль,
которая заключается в увеличении доли накопительного фонда в национальном
доходе, а также в формировании мощного инвестиционного потока в развитие
национальной экономики.
Однако, существуют определенные проблемы, не позволяющие
эффективно функционировать НПФ в пенсионной системе государства.
Основной проблемой является недостаточный уровень доходности пенсионных
накоплений, в результате чего снижается уровень участников НПФ и доверие
населения к добровольной пенсионной системе в целом.
С целью развития отечественной пенсионной системы и повышение ее
финансовой устойчивости, следует разработать следующие рекомендации.
Во-первых, необходимо создать регулирующие инструменты
инвестирования пенсионных накоплений, которые имеют своей цель
повышение доходности пенсионных накоплений, а также снижение рисков их
вложения.
Для этого необходимо отменить или снизить количество ограничений и
барьеров со стороны государства при инвестировании пенсионных накоплений,
а также создать контролирующую систему за негосударственными
пенсионными фондами.
26
Во-вторых, необходимо создать эффективный механизм компенсации
риска инвестирования пенсионных накоплений. Для этого необходимо создать
ряд институтов, которые направлены на предоставление страхования и
гарантий формирования накопительной части пенсии на принципах
государственно-частного партнерства при инвестировании в инфраструктурные
проекты.
В-третьих, необходимо привлекать дополнительные финансовые ресурсы,
с целью формирования накопительной части пенсии. Реализация поставленных
задач будет способствовать развитию рынка негосударственного пенсионного
обеспечения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных
пенсионных фондах» // Консультант Плюс
2. Бурлака Н.П. Зарубежный опыт применения практики гибкого выхода
на пенсию // Экономика и предпринимательство. 2016. – № 3-2 (68). – С. 32-34.
3. Иванова Т.А. Пенсионное обеспечение как элемент социально –
экономической безопасности РФ / Т.А. Иванова // Studium. — 2019. — № 3 (44).
— С. 4.
4. Кузьмичева Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы
развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». —
№11(27). – 2018. – С. 1-4.
5. Кузьмичева Ю.В. Пенсионная реформа в России: перспективы
развития / Ю.В. Кузьмичева // «Научно-практический журнал Аллея Науки». —
№11(27). – 2018. – С. 1-4.
6. Михайлова А.А. Есть ли ресурсы на новые бюджетные реформы? //
Финансы. – 2016. – №6. – С. 6-11
7. Обзор НПФ в 2018 году – URL: https://raexpert.ru/researches/npf/2018/
27
8. ЦБ РФ Основные показатели деятельности НПФ РФ – URL:
https://cbr.ru/Collection/Collection/File/34346/rewiew_npf_21Q1.pdf
9. Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов –
URL: http://www.№apf.ru .
10. Сочивко С.А. Пенсионная реформа / С.А. Сочивко – URL:
https://svpressa.ru/society/article/230347/?cba=1
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!