это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
3991634
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность темы исследования. Подрастающее поколение XXI века нуждается в лидерах новой формации-компетентных, ответственных, способных мыслить неординарно. Проблема воспитания молодых лидеров-это проблема подготовки будущего человека, которая отвечает требованиям этого времени. Поэтому необходимы поиск и поддержка детей, чьи личные убеждения, направленные на активное участие в общественной жизни, которые имеют организаторские способности, осознают себя потенциальными лидерами, имеют желание использовать свою энергию и способности ради других.Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС) нацеливает педагогов на воспитание «личности, которой присущи демократическая гражданская культура, готовность к компетентному участию в жизни общества».Об актуальности ученического самоуправления свидетельствуют изменения, которые произошли в нашей стране за последние годы и коснулись социального заказа общества современной школе. Оно заключается в воспитании личности, которая обладает не только определенной суммой знаний, умений и навыков, но и имеет способность активно включиться в демократические процессы, происходящие в нашей стране. Всем нам известно, что в школьном возрасте дети учатся и стремятся принимать самостоятельно решения, отвечать за свой выбор, быть способными к выявлению критичности и самокритичности. Именно в школе они готовятся к адаптации в условиях быстрых изменений общественной жизни. Элементы сознательного активного участия в общественной жизни государства моделируются в школе через систему ученического самоуправления, которая должна строиться на основе демократических ценностей. Именно для решения этой задачи требуется развитие ученического самоуправления. Поэтому прежде всего мы должны создать условия для того, чтобы наши дети могли его приобрести: путем участия в школьном самоуправлении, создания детских и молодежных объединений, сотрудничества с общественными организациями, самостоятельного принятия решений и умение действовать в правовом поле, анализировать различные ситуации, прежде всего, в своем ближайшем окружении.Ценности образования гуманизации предполагают изменение авторитарно-дисциплинарной модели воспитания на личностно-ориентированную. Существенными признаками этих изменений является воспитание индивидуальной личности, созданием условий для саморазвития и самообучения учащихся, осмысленного определения ими своих возможностей и жизненных целей.Практика показывает, что все эти признаки наиболее полно воплощены в ученическом самоуправлении. Многие педагоги, методисты (Г.С. Абузярова, Т.А. Парфиянович, М.Б. Горный, М.И. Рожков, Л.В. Байбородова) отмечали необходимость создания ученического самоуправления в школе. Исследователи предлагали различные методы и формы ученического самоуправления в современной школе (В.В. Ермоленко, Ф.В. Ферстер, И.Ф. Исаев).Однако несмотря на интерес педагогов и методистов в современных школах редко реализуется работа по организации детского самоуправления, поэтому необходимо рассмотреть современные подходы к организации данного процесса, так как главная задача школьного самоуправления заключается в том, что через развитие социальной активности учащихся воспитывать в них чувство собственного достоинства, предоставлять им возможность проявлять себя дальше. Объект исследования – детское самоуправление в общеобразовательных учебных заведениях. Предмет исследования – подходы к организации детского самоуправления.Целью курсовой работы является исследование современных подходов к организации детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Задачи исследования: Исследовать понятие и актуальность создания ученического самоуправления; Рассмотреть историю школьного управления;Описать актуальность создания школьного самоуправления в современных условиях;Рассмотреть формы организации детского самоуправления в общеобразовательных учреждениях. Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования, классификация понятий, анализ педагогического опыта.Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.Глава 1. Научно-теоретические подходы к организации детского самоуправления1.1 Понятие ученического самоуправленияОсновным звеном в становлении воспитательного коллектива является ученическое самоуправление – самодеятельная организация детской жизни в школе. Оно олицетворяет демократическое и самодеятельную атмосферу, защищает и обеспечивает права всех участников коллектива, способствует формированию у них гражданственности, организаторских качеств, помогает педагогическому коллективу в проведении различных мероприятий, выступает их инициатором. В целом ученическое самоуправление является незаменимым помощником педагогов [14]. Ученическое самоуправление - это стиль и принципы организации ученического коллектива, что обеспечивает комплексный подход к воспитанию учащихся путем их привлечения к систематическому участию в учебно-воспитательном процессе. Это самостоятельная деятельность учащихся, которая осуществляется в соответствии с целью и задачами, стоящими перед ученическими коллективами, под руководством ответственного педагога [1]. Функционирует с целью обеспечения выполнения учениками своих обязанностей и защиты их прав и способствует гармоничному развитию личности, формированию навыков будущего организатора, руководителя.В ученическом самоуправлении принимают участие лица, обучающиеся в общеобразовательном учебном заведении. Все такие лица имеют равное право на участие в ученическом самоуправлении. Оно осуществляется лицами, обучающимися в школе:- непосредственно;- через органы ученического самоуправления, избираемые путем тайного или открытого голосования.Высшим органом ученического самоуправления является общее собрание или ученическая конференция. Исполнительный орган (ученический комитет, совет ученического коллектива, совет старост, парламент) является подотчетным общему собранию. Ученические собрания проходят не менее двух раз в год.Органы ученического самоуправления (по действующему законодательству):- проводят организационные, научные, культурно-массовые, спортивные, оздоровительные и другие мероприятия;- выполняют другие функции [5].Решения органов ученического самоуправления имеют совещательный характер. В своей деятельности органы ученического самоуправления руководствуются законодательством, уставом учебного заведения. Органы ученического самоуправления общеобразовательного учебного заведения должны пользоваться всесторонней поддержкой и помощью педагога-организатора или заместителя директора по воспитательной работе в решении вопросов обеспечения помещениями, оборудованием, документацией, средствами по согласованию с руководителем учреждения. В частности, директор школы должен всесторонне способствовать созданию надлежащих условий для деятельности органов ученического самоуправления:- предоставление помещения, мебели, оргтехники;- обеспечение постоянным доступом к сети Интернет;- отвод мест для установки информационных стендов и тому подобное [3]. Целью Совета ученического самоуправления:- активизация деятельности органов ученического самоуправления на уровне школы;- участие учащихся в принятии решений;- защита прав и интересов детей на разных уровнях;- всесторонняя реализация учениками своих интересов, способностей, прав и свобод на принципах общечеловеческих ценностей;- создание условий для самореализации учащейся молодежи, привлечение ее к участию в принятии решений;- налаживание контактов, обмен информацией, координация действий участников совета и реализация совместных проектов [10]. Основными задачами ученического самоуправления являются:- обеспечение и защита прав и интересов учащихся, в частности относительно организации учебного процесса;- обеспечение выполнения учащимися своих обязанностей;- содействие учебной, воспитательной и творческой деятельности студентов;- содействие деятельности ученических кружков, обществ, объединений, клубов по интересам;- организация сотрудничества с учащимися других учебных заведений и молодежными организациями;- содействие проведению среди учащихся социологических исследований [18]. В современной школе, которая самостоятельно формирует органы самоуправления, оно представлено по одному из трех вариантов: 1. Представительский вариант. В ученический комитет входят старосты всех классов. Такая структура дает возможность оперативно доводить до сведения учащихся, особенно в большой школе, решение ученического комитета, организовать любую акцию, подвести итоги. 2. Коммунарский вариант. Предусматривает при организации конкретного дела создание временного штаба или совета из заинтересованных учащихся. Члены совета решают (с участием учителей), как привлечь весь коллектив школы или группу классов к делу, дают поручения, организуют работу (праздники, спартакиады, олимпиады, массовые путешествия и т. п.). После их завершения штаб (совет) самоликвидируется, зато возникает другая временная структура для нового дела. 3. Комиссионный вариант. Согласно им на общем собрании или конференции формируется ученический комитет в составе 9-15 человек. Они выбирают из своего состава председателя, заместителя, секретаря комитета, остальные возглавляют комиссии, в которые подбирают активистов классов. Такой состав комитета является устойчивым, но часто он бывает заформализованным или вообще бездействующим. Высшим органом ученического самоуправления в школе является общее собрание или ученическая конференция. Исполнительный орган (ученический комитет, совет ученического коллектива, совет командиров (старост), парламент, ученическое представительство и тому подобное) подотчетен общему собранию [2]. Ученические собрания проводятся не менее двух раз в год (в сентябре – для определения задач на новый учебный год, в мае – для отчета исполнительного органа и его перевыборов). Накануне проведения отчетно-выборного собрания проводят с учащимися дискуссию, деловую игру по проблемам ученического самоуправления, структуры ученического самоуправления, основных направлений и содержания работы, прав и обязанностей членов исполнительного органа. Количество членов исполнительного органа ученического самоуправления определяет ученический коллектив в зависимости от объема запланированной деятельности и количества комиссий [5]. Количество комиссий зависит от специфики направлений деятельности школы, особенностей структуры, опыта и традиций, уровня теоретико-методологической и практической подготовленности педагогического коллектива к руководству ученическим самоуправлением. Важными условиями плодотворной деятельности ученического самоуправления являются: понимание учащимися и активом задач, содержания и сути самоуправления; умение самостоятельно планировать, организовывать работу, координировать усилия различных звеньев самоуправления, постоянно осуществлять самоконтроль; умение учитывать, регулировать, анализировать свою деятельность, объективно оценивать ее; поиск эффективных форм и методов деятельности органов самоуправления, творческое использование опыта других школ [8]. Комиссии исполнительного органа направляют свою работу на повышение качества обучения, реализацию требований режима школы, организацию внеклассной воспитательной работы, на развитие инициативы и творческой самодеятельности учащихся, реализацию их прав и обязанностей. Члены комиссии являются ответственными за определенное направление работы класса. Исполнительный орган проводит заседание один раз в месяц, комиссии – раз в две недели. Свою работу исполнительный орган планирует на год или полугодие ориентировочно по следующим разделам: 1. Введение (краткий анализ работы за предыдущий год, задание на новый). 2. Организационная работа (определение тематики общешкольных конференций, классных собраний, планирование обучения актива по отдельным, вопросам, организация открытости в работе). 3. Заседания исполнительного органа ученического самоуправления. 4. Работа комиссий (секторов) [9]. В плане работы учитывают обязательные дела, в организации которых участие исполнительного органа объективно необходима (День знаний, работа по благоустройству пришкольной территории, налаживание дежурство в школе и классах, подготовка к проведению каникул и др). При организации масштабных и эпизодических дел могут быть объединены усилия постоянных органов самоуправления с временными (советы, инициативные группы клубов, творческих объединений и т. п.). Коллективным органом самоуправления в классе является собрание коллектива класса – влиятельный фактор укрепления дисциплины учащихся, воспитания в них моральных качеств. На собрании классного коллектива обсуждают актуальные, понятные вопросы повседневной жизни (подготовка культурно-массового мероприятия, выпуск журнала, итоги обучения за четверть, семестр, год и др.), исторические события, современные достижения, моральные проблемы. Периодичность их проведения зависит от конкретных условий деятельности класса [17]. Гласность, открытость работы органов самоуправления (все ученики знают, где, когда, какие вопросы обсуждаются, могут принимать участие в обсуждении, предлагать новое, оригинальное, интересное, влиять на жизнь коллектива) способствует углублению демократизма в школьной жизни. Развитие ученического самоуправления, участие в котором развивает ответственность за школьные дела, помогает приобрести организаторские навыки, способствует духовному росту, развитию организаторских способностей детей. Демократизм в ученическом самоуправлении зависит от позиции взрослых, в частности руководства школы. Разногласия между администрацией и ученическим самоуправлением возникают вследствие неправильной организации педагогического руководства, когда нет взаимодействия между педагогическим и ученическим коллективами для достижения цели [20]. Основными средствами совершенствования педагогической помощи ученическом самоуправлению являются: обеспечение реальных прав и обязанностей органов самоуправления; повышение доверия педагогов к решениям ученического коллектива, его органов самоуправления; квалифицированная, тактичная помощь; целенаправленное обучение учащихся сложном деле организации жизни ученического коллектива, руководства делами школы. За каждой комиссией педагогический совет закрепляет учителей-консультантов, которые постоянно должны помогать органам самоуправления, способствовать определению цели деятельности, планированию работы, решению сложных ситуаций, управленческих задач.1.2 История школьного управленияВыработка целесообразных форм организации процесса обучения и воспитания детей и накопление полезных знаний о самоуправлении осуществлялись человечеством с незапамятных времен. До нас дошли сведения о прогрессивной деятельности многих педагогов древности, чьи мысли, выводы из практики образовательной деятельности, высказывания и идеи выполняли роль составных частиц в создании теории школьного самоуправления. В нее по праву вошли изречения Платона в воспитании через положительный пример, Аристотеля – о тесной связи физического, этического и умственного воспитания, принципы гуманистической педагогики Витторино да-Фельтре и идеи Томаса Мора и др. Первое упоминание о школьном самоуправлении и его организации относятся к ХVI веку. В 1531-1556 гг. в г. Гольдберге (Силезия) работала латинская школа, которой руководил Валентин Тротцендорф. Он был первым педагогом, использовавшим в целях гражданского воспитания специально организованное им школьное самоуправление. В школе ежемесячно избирался сенат из 15 учеников, который рассматривал и решал возникающие конфликты. Ученики привлекались к выполнению различных общественных обязанностей. Несомненный интерес представляют братские школы на Украине. В уставе Львовской братской школы 1586. вместе с правами и обязанностями учителя содержатся требования к организации детей [24]. Выдвинул демократический принцип единой школы Славянский педагог Я. А. Каменский. В своем сочинении «законы хорошо организованной школы» он сформулировал краткие правила организации школьного режима и управления школой. Элементы самоуправления детей были заложены М. В. Ломоносовым в подготовленный им в 1758 г. «Регламент московских гимназий», согласно которому порядок занятий в гимназии поддерживается самими гимназистами. Огромное влияние на общественность оказали труды К.Д. Ушинского по проблемам воспитания и обучения. Подходы К.Д. Ушинского были очень популярны и серьезно поставили педагогов перед необходимостью критической переоценки устоявшейся в России системы воспитания. Раскрывая свое понимание новой школы, И. И. Горбунов в своей статье «несколько вступительных слов» (1907 г.) подчеркивал, что главным делом для учителей будет установление взаимного доверия, искреннего равенства между ними и учениками, без чего не может быть никакой действительной взаимопомощи в работе воспитания и образования. Одним из первых обратился к проблемам детского самоуправления С. Шацкий, который в 1906 году создал в Москве своеобразное общество культурных людей «СЕТЛЕМЕНТ». В основе воспитательной системы лежала идея «детского царства», где каждый воспитанник получал возможность для всестороннего развития. Решения, принятые на собрании клубов и на общем собрании, считались обязательными [25]. Актуально для современной школы звучат слова Н.К. Крупской о том, что школьное самоуправление должно охватить всех школьников и, таким образом, не сводится только к работе одних выборных комиссий. Необходимо чтобы на общем собрании обсуждались все важные вопросы, интересующие школьника. Неоценимый вклад в становление теории самоуправления, а также в практику его развития внес А. С. Макаренко, который выявил и убедительно раскрыл основные элементы системы управления жизнедеятельностью школьного коллектива: целеполагание, планирование, организацию и самоуправление. Вершиной школьного самоуправления в 20-30-е годы можно считать созданную А. С. Макаренко коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. Как известно, все управление жизнью коммуны осуществлялось самими коммунарами [20]. Система самоуправления коммуны содержалась в «Конституции страны ФЭД». В соответствии с ней высшим органом в коммуне было общее собрание Коммунаров, имевших право налагать на Коммунаров взыскание. В 1991 году был принят Федеральный закон «Об образовании РФ», в котором нашла определенное воплощение идея демократизации школы. Отныне каждая школа разрабатывает свой устав, в котором имеет право устанавливать конкретную форму демократического самоуправления. С 1996 г. образовательные учреждения руководствуются законом «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании РФ». В соответствии с ними управление образовательными учреждениями должно строиться на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления названы совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет. Порядок выборов органов самоуправления должен определиться уставом учреждения. Важная роль в самоуправлении учреждения отводится учащимся [19]. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема-сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности. В рамках школьного самоуправления дети получают возможность влиять на содержание образования, на процесс разработки, принятие и реализации локальных нормативно-правовых актов школы, отстаивать свои права и интересы в ней, удовлетворенность актуальные потребности в самовыражении, самоутверждении и самореализации [12]. Для достижения самоуправления в современном образовательном учреждении необходимо решить ряд проблем, таких как формальное функционирование органов самоуправления, без учета мнения и желания самих учащихся. Принцип самодеятельности и инициативы в работе с учениками нередко игнорируется. Педагоги оказывают прямое давление на общественное мнение школьников, самоуправление организуется формой, но не по своей сути. Самоуправление остается привилегией лишь отдельных школьников. При этом забывается, что оно не только средство, но и результат воспитания, он предполагает широкую вариативность. На протяжении десятилетий в педагогике использовался опыт и идеи опыт и идеи С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, И.П. Иванова. Внедрялись на практике производные от стройных моделей самоуправления, разработанных этими педагогами. Перед организаторами воспитательного процесса современного образовательного учреждения встает вопрос – какая модель школьного самоуправления наиболее приемлема, какие классические принципы необходимо пересмотреть, что взять за основу.1.3 Актуальность создания школьного самоуправления в современных условияхПрежде чем задумываться о создании школьного самоуправления, необходимо ответить на вопрос о необходимости вовлечения детей в процесс школьного самоуправления. Рассмотрим ответ на этот вопрос с двух позиций – ребенка и педагога с учетом социально-психологических особенностей развития ребенка. С точки зрения возрастных психологических особенностей для подросткового возраста характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении [9]. С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций. Из педагогики мы знаем, что в условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении. На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм [23]. Дети стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. При этом очень важно обеспечить осознание своих потребностей, целей и получения практического результата деятельности. Важность и необходимость создания эффективного школьного самоуправления для педагогов понятна. Но точка зрения взрослых наставников может не совпадать с точкой зрения детей и их родителей на проблему школьного самоуправления. Учащиеся осознают необходимость создания школьного самоуправления, понимают, что участие в нем позволит: - обеспечить реализацию права на свободу мыслей, свободу слова, равноправие, самоутверждение; – развивать чувство ответственности за себя, коллектив, школу;– изменить уклад жизни школы и взаимоотношения между учениками и педагогами для создания духа сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания; – организовывать свой досуг [16]. Для развития самоуправления подростки предлагают разделить учеников по звеньям и распространять идеи школьного самоуправления. В этой работе ученики должны стать реформаторами, учителя – помощниками и связующим звеном, администрация – координатором и спонсором. Отношения между учителями и учениками должны строиться на взаимоуважении, взаимопонимании и взаимопомощи. Дети считают, что для эффективной работы необходим лидер, который должен быть умным лицом, обладающим организаторскими и ораторскими способностями, ответственностью, доброжелательностью, чувством юмора. Ученики отмечают, что школьное самоуправление должно объединить все возрастные группы через совместную деятельность: организацию массовых мероприятий и работу, направленную на благоустройство школы. Ученики говорят о том, что для них важно: - какие в нем существуют правила: формальные или неформальные;- есть ли в школе детское объединение, общественная организация; - уровень иерархии и дисциплины, как в объединении, так и во всей школе; - могут ли они участвовать в управлении или самоуправлении школой; - могут ли ученики принимать решения, если да, то по каким вопросам; - возможен ли процесс совместной деятельности между администрацией, педагогами и учащимися; - какова роль педагога в детском объединении, в школьном самоуправлении [23]. В образовательных учреждениях, где отсутствуют организации учащихся, администрация склонна расценивать общение с представителями от классов или параллелей классов как участие школьников в управлении. Вряд ли их участие в управлении у такой способ заходит дальше выяснения вопросов, когда будет проходить дискотека или кто будет принимать участие в соревнованиях, уже не говоря о том, что вопросы соблюдения и защиты прав детей, формирования гражданских качеств в системе образования таким путем не решить. Только через свою общественную организацию дети могут донести свое мнение о школьной жизни до сведения администрации, участвовать в процессе изменения школьного климата. Общение администрации с выборными представителями организации учащихся позволяет обсудить спорные вопросы, возникающие в процессе взаимодействия, в том числе и вопросы, касающиеся соблюдения прав и законных интересов детей. Общественная организация учащихся является наиболее эффективной формой, с помощью которой осуществляется плодотворное сотрудничество всех участников образовательного процесса.Степени ученического самоуправления [6]. Первая ступень ученического самоуправления - классное самоуправление. Его работу организует совет самоуправления класса, в состав которого входят классный руководитель, староста класса, члены школьного парламента. Совет определяет, контролирует, выполняет и отвечает за такую работу:1. Деятельность в направлениях образование, окружающая среда, творчество, здоровье, спорт, красота.2. Создание поста бережливых, который отвечает за сохранность учебников.3. Создание санитарного поста, который отвечает за чистоту, порядок в классе, ведет уголок гигиены.4. Систематическое оформление классного уголка, где можно получить всю информацию о классе (название, девиз, состав совета самоуправления, план работы на месяц, график дежурства, награды класса, объявления, информирование о главной творческое дело класса) [13]. Каждый ученик работает не только в своем центре, но и имеет постоянное и временное поручение, участвует в работе инициативных творческих групп. Таким образом к классному самоуправлению привлекаются все ученики класса.Вторая ступень школьного самоуправления - староста. Его заседания проходят ежемесячно, на них подводятся итоги работы классов. Для этого старосты классов готовят рапорты, в которых содержится такая информация:- работа по всем направлениям;- качество знаний учащихся по всем предметам;- награды за участие в общешкольных мероприятиях.Староста вместе с членами ученического парламента проводит обучение активу классов, участвует в работе школьного парламента; координирует работу самоуправления классов [12]. Третья ступень школьного самоуправления - школьный Совет во главе с президентом или председателем ученического самоуправления. В составе парламента — президент, вице-президент, секретарь и члены школьного парламента (по 2 ученика от каждого класса) [19]. Выборы президента парламента проходят путем тайного голосования. Для этого создается избирательная комиссия, которая обрабатывает заполненные бюллетени: кто получил наибольшее количество голосов, становится президентом, меньшее количество — вице-президентом. С начала сентября продолжается предвыборная кампания, кандидаты (ученики 8-11 классов, лидеры, усердны в учебе, активны во внеклассной и внеурочной работе, с высокими моральными качествами на общешкольных линейках выступают со своей избирательной Программой.Президент возглавляет:- комиссии, осуществляющие рейды по школе;- жюри, оценивающие ученические конкурсы.Президент контролирует:- организацию и проведение общешкольных акций, недель здоровья; недель права и Месячника правовых знаний; предметных недельВ течение года парламент организует свою работу в комиссиях:- Комиссия обучения- Комиссия дисциплины и порядка- Комиссия труда и экологии- Комиссия культуры- Комиссия спорта и здравоохранения- Комиссия связи с детскими организациями [3]. В наши дни в процессе коренного преобразования работы образовательного учреждения ученическое самоуправление выходит на качественно новый этап своего развития. Ключевая проблема-сделать ребенка активным участником, субъектом образовательного процесса в школе. Участвуя в деятельности органов детского самоуправления, школьники включаются в разностороннюю внеурочную деятельность, деловое общение со взрослыми на равноправной основе, вовлекаются в практику гражданского поведения и социальной деятельности [7]. В настоящее время в образовательных учреждениях идет процесс создания школьного самоуправления и детских общественных организаций.1.4 Социально-педагогические принципы построения модели школьного самоуправленияОпираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления. Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели [5]. Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления. Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности. Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправленияПринцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин. Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории. (А. С. Прутченков.) Выделенные принципы построения модели ученического самоуправления должны определить общий путь ее создания. Необходимо учитывать то, что все составные элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного, ученического самоуправления, то есть разрабатываемая модель должна соответствовать всем требованиям надежности, применяемым ко всем методам научного познания [20]. Изучение массовой практики показывает, что большинство образовательныхучреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель «Школьный совет». В данной модели самоуправление основано на точном выполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольные собрания учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы – все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества. Данная классическая модель имеет как сильные, так и слабые стороны. В данной модели практически не используются такие атрибуты современной педагогики и воспитания в качестве игровых технологий. Прослеживается формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического [14]. Самоуправление способствует развитию самостоятельности детей, развитию лидерских качеств. И как в реальной жизни взрослый человек пытается занять свое место в обществе, выбрать себе профессию по душе, завоевать авторитет в кругу коллег, так и в школьном самоуправлении все проходит по принципу естественного выбора. Главное, чтобы каждый ребенок нашел себе занятие и стал выполнять ту роль, которая ему нравится и с которой он в силах справиться. Самоуправление – это возможность раскрыть свой творческий потенциал, реализовать управленческие навыки, воплотить в жизнь рационализаторские идеи. Самоуправление - это уже опыт существования в социуме. Эта некая игра во взрослую современную жизнь с ее корпоративной культурой, значимостью индивидуальности и ростом числа карьеристов. Учитель, контролирующий и регулирующий этот процесс должен четко понимать, что не учитывать реалии этого взрослого мира никак нельзя. Учитель может многое дать ребенку: развитие ответственности, усердия, самостоятельности, обязательности. Играя в себя, ребенок между тем не должен чувствовать, что это игра [22]. Главная ошибка-отсутствие связи со временем и реальностью. Желая вернуть славные времена пионерии, педагоги забывают, что и это движение нужно адаптировать к современности. И наоборот, нельзя отрекаться от добрых старых форм самоуправления. Зачем «изобретать велосипед», если замечательные педагоги старой школы создали прекрасную базу школьного самоуправления.Сейчас педагоги и методисты не рекомендуют давать органам детского самоуправления такие названия как «Школьная республика», и просят не называть лидера этой организации президентом. Возможно, в этом есть умная нотка, ведь президент в стране один и такое звание просто тешит самолюбие ученика и даже обесценивает в его глазах труд президента. Есть моральные и идеологические аспекты, к которым надо воспитывать уважение с малых лет. К тому же есть много других привлекательных названий. Например, «Корпорация успешных школьников», «Команда мечты», «Новое поколение» и т.д. Лучше всего, если самоуправления в этом деле будет как можно больше, и выбор названия, и общая идея будет принадлежать ученикам [8]. Разделение на исполнительные органы обязательно. В их создании без креатива не обойтись. Ученики будут не только руководить и командовать, но и выполнять поручения, помогать, заниматься полезными делами. Например, орган или отдел, занимающийся поддержанием порядка и дисциплины в школе, может носить название «Отряд», «Все в порядке» или «Дневной дозор». Орган, отвечающий за организацию конкурсов и праздников - «Агентство радости» или «продюсерский центр». Спортивный сектор можно назвать «Олимпийский десант», редколлегию и оформителей - «Дизайн +» или «Мастер-Фломастер». В органы самоуправления обязательно входит пресс-центр. Назвать его тоже можно ярко и интересно: «Папарацци», «Охотники за информацией», «Престиж» (пресса, телевидение и журналистика»). Вариантов действительно много [13]. Обязательной составляющей системы самоуправления должен быть совет в который входят лидеры самоуправления, главы отделов или органов и представители всех классов. Совет должен проходить не реже одного раза в месяц. На нем обсуждаются дела, подводятся итоги, принимаются решения. Миссия представителей Совета-донести свои решения в классный коллектив.Этот совет координирует всю работу самоуправления. Отдельно, со своей регулярностью, должны встречаться и советоваться отделы. Их представители в идеале также должны представлять все классы школы. Конечно, начальные классы должны работать по -другому. Они с не меньшим энтузиазмом возьмутся за самоуправляемые дела, но к ним должен быть другой подход. В основе их работы-игра. Поэтому представители начальных классов должны собираться отдельно, но задействовать малышей нужно и в общих массовых делам [22]. Прежде всего, самоуправление не должно быть скучным. Дети должны чувствовать себя на своем месте, не бояться строгости и надзора учителя. Учителя должны прислушиваться к ученикам, направлять их и помогать. Любое простое дело, а ведь до сборки макулатуры, можно представить модным, увлекательным и ярким проектом. Стоит только дать ему оригинальное название, сделать привлекательную рекламу, вынести идею лучшей мотивации и процесс мерах представлять в местной прессе ярко и с юмором. И самое главное, в школьном самоуправлении не должно быть подмены власти. Для учеников это будет только полезным и необычным жизненным опытом, уникальной возможностью повзрослеть, оставаясь детьми.Глава 2. Практическая работа по организации детского самоуправления2.1 Деятельность детской организации младших классов «Страны Солнечных Зайчиков»Детское объединение учащихся 1-4 классов «Солнечных Зайчиков» является младшим подразделением ученического самоуправления «Потомки», которое осуществляет свою деятельность на основе нормативно-правовых актов: Конституции РФ, Всемирной декларации о правах ребенка, Законов «Об образовании РФ», «Об общественных организациях», «Устава школы».«Страна солнечных зайчиков» - это детское добровольное объединение детей, ориентированное на общечеловеческие ценности, которое представляет и защищает интересы и права своих членов.Детское объединение учеников 1-4 классов «Страна солнечных зайчиков» работает под девизом: «над всем на свете злом одержим победу: солнечные зайчики всегда придут на помощь!»Оновна цель объединения: воспитывать любовь и уважительное отношение к родному краю, , ее истории и культуре, чувства национального достоинства; воспитывать и развивать потребность ведения здорового образа жизни, сохранения собственного здоровья и здоровья окружающих; развивать креативные способности учащихся, чувство коллективизма, взаимопомощи, гуманного отношения к товарищам и взрослых, милосердие, культуру поведения, общечеловеческие и высокие моральные качества; объединить детей вокруг коллективных творческих дел, воспитывать организаторские способности. В объединение по желанию вступают ученики с 6 лет, которые учатся в 1 классах. Каждый год, прочитав рассказ Всеволода Нестайко «Страна солнечных зайчиков», желающих первоклассников принимают в жители страны солнечных зайчиков. Руководит детским объединением большой солнечный Совет. Каждый класс проживает в цветочном домике Лотоса, Эдельвейса, Ромашки и колокольчика. Детское объединение «Страна солнечных зайчиков» имеет свой гимн «Наш солнечный зайчик бежит по планете», девиз, классный уголок, на котором обязательным атрибутом является – «наши добрые дела».Работают младшие школьники по программе «Семь колодцев человечности» с ориентиром на направление «Я – семья – Родина».Учащиеся и классы, которые активно принимают участие в жизни школы приносят своим классам «Лидера», а нарушители дисциплины и порядка – «Аутсайдера». Все данные регистрируются на классном уголке. Структура детского объединения «Страна солнечных зайчиков» разработана. Между учениками детского объединения, педколлективом школы, родителями существует неразрывная связь, как между равноправными партнерами.Как вывод хочется сказать, что педагог, работающий с ученическими объединениями, должен помнить, что нельзя подменять подростков там, где они сами могут справиться; нужно иметь выдержку, терпение и готовность поддерживать идеи детей, инициативы, опираться на них; важно уметь уважать решение детей и помогать им их реализовывать; нужно избегать прямого нажима, даже тогда, когда мнения и действия детей кажутся ошибочными; стараться разъяснять, убеждать; научиться видеть не только внешнюю сторону, явные проявления всех и каждого, но и узнавать ценностные представления, побудительные мотивы, ожидания, интересы, настроения для создания условий самореализации и саморазвития учащихся.2.2 Формы ученического самоуправления «Потомки» в МБОУ СОШ №3Ученическое самоуправление «Потомки» является одним из главных направлений развития воспитательного процесса МБОУ СОШ №3. Ведь именно в школе ученики проводят большую часть своей жизни. А научить жить их, учеников, в этом мире — это одна из первоочередных задач нас, учителей. Ученики, которые нашли себя в самоуправлении, действительно меняют жизнь школы, а в будущем внесут новые изменения и в государстве. Потому что быть гражданином своего государства, ответственным организатором - именно этому учат школьные детские объединения и организации.Работа ученического самоуправления МБОУ СОШ №3 направлена на формирование личности с глубоко осознанной гражданской позицией. Обеспечивает комплексное воспитательное влияние на учащихся путем привлечения их к активному и систематическому участию в решении важных вопросов класса и школы, в привлечении всех членов школьного коллектива к планированию, организации, контролю и подведению итогов учебного и общественно-полезного труда. Основная цель: формировать в учениках чувства хозяина школы, класса, активную жизненную позицию, умение сотрудничать на принципах партнерства. Привлекать к общественной деятельности, стимулировать их творческую инициативу, развивать организаторские способности.Принципы: сами решили! Сами сделали! Сами отвечаем!Девиз: Предлагай! Планируй! Организовывай! Выполняй!Работа ученического самоуправления в МБОУ СОШ №3 базируется на принципах:- ответственности органов ученического самоуправления перед избирателями, партнерами, членами коллектива, педагогами, родителями;- самостоятельности при решении вопросов в рамках своих полномочий, закрепленных в Уставе;- разнообразия форм организации ученического самоуправления;- взаимосвязи между различными уровнями ученического самоуправления;- открытости и прозрачности деятельности во всех сферах самоуправления;- системности планирования и реализации намеченных программ и проектов;- консультативно-педагогической поддержки взрослыми.Ученическое самоуправление осуществляется через работу детской организации – «Берегиня», детской организации «Страна Солнечных Зайчиков», которое призвано помогать руководству школы в воспитании творческой, социально - активной личности учащихся, способной к саморазвитию и самореализации. В начале учебного года проводятся выборы президента МБОУ СОШ №3, выборы комиссий школьного совета; органов классного ученического самоуправления и планирование их работы на год. Работа комиссий направлена именно в такое русло, чтобы сплотить учеников, содействию самореализации их способностей и организации их внешкольной жизни.В школьной организации «Берегиня» работают шесть комиссий, которые выполняют определенные функции и обязанности, а именно:- Комиссия обучения;- Комиссия дисциплины и порядка;- Комиссия труда и экологии;- Комиссия культуры;- Комиссия спорта и здравоохранения;- Комиссия связи с детскими организациями.Каждая комиссия имеет своего ответственного, который руководит работой, учителя – координатора, отвечает за определенный вид работы. Функции комиссии обучения:- Принимать участие в планировании работы координационного центра;- Участвовать в работе советов соуправления;- Оказывать помощь в организации работы комиссии обучения по структурным подразделениям;- Отчитываться перед координационным центром о проведенной работе за отчетный период;- Выдвигать вопросы для решения на заседаниях координационного центра.Функции комиссии дисциплины и порядка:- Принимать участие в планировании работы координационного центра;- Выявлять причины пропусков занятий в школе;- Проводить разъяснительную работу с нарушителями дисциплины и порядка, учащимися, допускающими пропуски занятий в школе без уважительных причин (вместе с классным руководителем);- Отчитываться перед координационным центром о проведенной работе за отчетный период;- Выдвигать вопросы для решения на заседаниях координационного центра.Функции комиссии спорта и здравоохранения:- Принимать участие в планировании работы координационного центра;- Контролировать проведение оздоровительных мероприятий в режиме дня (физкультминутки на уроках, отдых на свежем воздухе на переменах, дежурство учащихся в классе);- Организовывать проведение агитации за ведение здорового образа жизни;- Организовывать вместе с учителем физкультуры спортивные и оздоровительные мероприятия;- Оказывать помощь в работе комиссии связи с детскими организациями;- Отчитываться перед координационным центром о проведенной работе за отчетный период;- Выдвигать вопросы для решения на заседаниях координационного центра.Функции комиссии культуры:- Принимать участие в планировании работы координационного центра;- Организовывать и руководить подготовкой и проведением общешкольных мероприятий;- Организовывать встречи с интересными людьми;- Оказывать помощь в организации работы в зонах милосердия;- Отчитываться перед координационным центром о проведенной работе за отчетный период;- Выдвигать вопросы для решения на заседаниях координационного центра.Функции комиссии труда и экологии:- Организовывать и контролировать дежурство учащихся по школе;- Следить за сохранностью школьного имущества, организовывать и проводить рейды-проверки сохранности школьного имущества, книг;- Следить за озеленением помещения школы и классных комнат;- Поддерживать связь со школьной и сельской библиотеками;- Следить за проведением оздоровительных мероприятий в режиме дня;- Организовывать и контролировать проведение экологических субботников и трудовых десантов;- Оказывать помощь в проведении работы в зонах милосердия.Функции комиссии связи с детскими организациями:- Принимать участие в планировании работы координационного центра;- Оказывать помощь в организации работы совета друзей малышей;- Помогать в организации и проводит линейки, игры на переменах, праздники;- Помогать во внеурочной деятельности малышей, возрождении традиций.Заседание палаты представителей президента (ППП) проходит раз в месяц и в случае необходимости больше. Заседание Совета командиров проходит в первый понедельник месяца, а в первый вторник месяца – заседание совета друзей малышей и большого Солнечного совета. В течение учебного года комиссиями ученического самоуправления проводятся общешкольные праздники и мероприятия, тематические линейки, беседы, конкурс на лучший классный уголок, рейды по посещению учащимися школы, рейды-проверки дежурство по школе, соблюдение санитарно-гигиенических норм в классных комнатах и внешнем виде учащихся, трудовые десанты, благотворительные акции.Задача педагога как организатора заключается в том, чтобы работа ученического самоуправления была направлена так, чтобы от уровня, когда решение принимается по инициативе взрослых вместе с детьми до того уровня, когда решения, принимаемые по инициативе детей под руководством взрослых. Когда инициатива принадлежит детям, они активно участвуют в процессе принятия решений, но под руководством взрослых. Только через личное участие они могут развить собственные способности и навыки, сформировать жизненные цели самоутвердиться и самореализоваться, а помочь им – задача каждого учителя.ЗаключениеПроанализировав работу современных подходов к ученического самоуправления в школе можно сделать вывод: процесс организации ученического самоуправления будет эффективным только при условии учета взаимосвязи трех этапов его развития.1. Организационный этап заключается в осуществлении организационной работы, содержанием которой предполагается:- определение цели и задач функционирования ученического самоуправления;- разработка оптимальной структуры органов ученического самоуправления с учетом специфики функционирования общеобразовательного учебного заведения, интересов, запросов и потребностей учащихся;- разработка необходимых документов: Положения о деятельности органов ученического самоуправления, памятников, прав и обязанностей органов ученического самоуправления, планов работы, содержания временных и постоянных поручений и т. п;- выбор актива на демократических началах, чередование творческих поручений учащихся и разработка их содержания.2. Организация непосредственной работы ученического самоуправления. На этом этапе:- организуется непосредственная практическая работа ученического самоуправления;- уточняются функции каждого исполнительного органа и содержания поручений их членов с учетом прав и обязанностей;- организуется проведение систематического обучения актива по вопросам планирования, проведения заседаний, рейдов, дежурств и тому подобное.3. Постоянное совершенствование организационной культуры учащихся, расширение роли ученического самоуправления в жизни школы, приобретение представителями актива опыта осуществления организаторской работы. Координатор (педагог-организатор) деятельности ученического самоуправления за содействие администрации школы совместно с педагогическим коллективом, создает условия для постоянного поиска интересных форм организаторской работы, совершенствовании методов работы с ученическим активом, структуры органов ученического самоуправления, его модели. В школе должно осуществляться обучение педагогов-консультантов, которые отвечают за оказание методической помощи органам ученического самоуправления, ученикам-лидерам, ученикам-волонтерам, классным руководителям по проблеме организации интересных дел, акций, обучения ученического актива и тому подобное.Ученическое самоуправление эффективно будет функционировать при таких педагогических условиях:- осознание администрацией школы и каждым членом учительского и родительского коллектива педагогических возможностей действенного ученического самоуправления;- четкое распределение обязанностей между членами педагогического коллектива по оказанию необходимой помощи учащимся в процессе организации различных дел;- организация системы работы органов ученического самоуправления в рамках школы (требования, памятки, графики обучение актива и проведение обучения в Школе организаторской мастерства, лидеров, ведущих);- организация органами ученического самоуправления системы соревнования (определение видов деятельности, из которых организуется соревнование, разработка условий и критериев оценивания деятельности, обеспечения гласности средствами стенной печати, выпуска бюллетеней, радиогазет др);- разработка системы стимулирования, поощрения и награждения классных коллективов, творческих групп, органов ученического самоуправления, учащихся-лидеров, учителей-консультантов Список использованной литературыАбузярова, Г.С. Основные тенденции развития ученического самоуправления в современных образовательных системах [Текст] / Г.С. Абузярова // Диссертация на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. - УлГУ, 2010. - 316 с.Александрова, М. А. Классному руководителю о самоуправлении в классе : Методические рекомендации [Текст] / М. А. Александрова, Е. И. Баранова, Е. В. Володина. – М, 2006. – 96 с.Байбародова, Л. В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / Л. В. Байбародова. – М., 2000. – 246 сБатракова, Г. Учком помогает развивать самостоятельность школьников [Текст] / Г. Батракова, Т. Кузина// Воспитание школьников. – 2019. – № 6. – С. 12–16.Бочкарев, В. И. Директору школы о самоуправлении [Текст] / В. И. Бочкарев. – М., 2001. – 165 с.Бочкарев, В. И. Социально-педагогические основы школьного самоуправления [Текст] / В. И. Бочкарев. – М., 1997. – 258 с. Вежевич, Т. Е. Педагогические условия развития лидерских качеств учащихся [Текст] / Т. Е. Вежевич. – Улан -Удэ: Бэлинг, 2005. – 172 с. Гордин, Л. Ю. Школа инициативы и самостоятельности [Текст] / Л. Ю. Гордин. – М., 1984. – 61 с. Головаха, Е. И. Структура групповой деятельности [Текст] / Е. И. Головаха. – Киев, 1979. – 139 с. Гузеев, В. В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии [Текст] / В. В. Гузеев. – М., 2004. – 128 с. Дрогин, Л. Учеба актива ученического самоуправления в классе [Текст] / Л. Дрогин // Воспитание школьников. – 2019. – №5. С. 52–54.Жуков, В. Учеба актива ученических комитетов общеобразовательных школ [Текст] / В. Жуков // Воспитание школьников. – 2020. – №1. – С. 51–53 Заленцева, А. Активная школа : Теория, практика, перспективы [Текст] / А. Заленцева, К. Спенсли, С. Шехтер. – М., 2005. – 29 с. Занковский, А. Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология» [Текст] / А. Н. Занковский. – М., 2002. – 648 с.Карякин, A. M. Командная работа. Основы теории и практики: Учебное пособие [Текст] / A. M. Карякин. – Иваново : ИГЭУ, 2003. – 136 с. Касьяник, П. М. Психология управления : Конспект лекций [Текст] / П. М. Касьяник. – Санкт-Петербург : Сова, 2005. – 126 с.Манухин, В. П. Самоуправление в образовательном учреждении: Учебно-методическое пособие [Текст] / В. П. Манухин. – М., 2005. – 184 с.Методические рекомендации по развертыванию и организации деятельности управляющих советов [Текст] / Под редакцией A. M. Моисеева. – М., 2005. – 180 с.Методические рекомендации по развитию самоуправления в бщеобразовательных учреждениях [Текст] / Министерство образования РФ. – Текст : непосредственный // Классный руководитель. – 2006. – № 8. – С. 5.Мехонцева, Д. М. Научные основания организации школьного и студенческого самоуправления [Текст] / Д. М. Мехонцева // Школьные технологии. – 2020. – № 6. - С. 126.Парафиянович Т.А. Организация студенческого самоуправления в учреждении образования. Методическое обеспечение [Текст] / Т.А. Парафиянович. - Минск: МГВРК, 2010. — 44 с.Прутченков, А. С. Методические рекомендации по развитию ученического самоуправлении в школе [Текст] / А. С. Прутченков // Официальные документы в образовании. – 2005. – №20. – С. 56-68.Прутченков, А. С. Взаимное доверие и равноправное сотрудничество. Самоуправление и российская школа : Историко-педагогический экскурс [Текст] / А. С. Прутченков, Н. Акатов // Учительская газета. – 2020. – №21. – С. 28–33.Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М., 2001. – 90 с.Школа должна развивать индивидуальность: результаты нового опроса ВЦИОМ – URL: https://5uglov.ru/post/15407_shkola_dolzhna_razvivat_individualnost _rezultati_novogo_oprosa_vciom – Текст : электронный. (Дата входа: 17.04.2022).ПриложениеСтруктура ученического самоуправления в школе
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!