Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Материнское отношение к болезни детей с отклоняющимся развитием

Тип Курсовая
Предмет Психология отклоняющегося развития и основы коррекционной работы

ID (номер) заказа
4031824

500 руб.

Просмотров
699
Размер файла
77.45 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Содержание

Глава 1.Теоретико-методологический аспекты изучения внутрисемейных отношений родителей и детей с нормальным и отклоняющимся развитием 5

1.1.Современные подходы к определению понятия «детско-родительские отношения»  5

1.2 Система отношений в семьях, воспитывающих детей с отклоняющимся развитием  13

1.3 Стили семейного воспитания   16

1.4 Сравнительный анализ типов отношений родителей к психической болезни детей  24

1.5 Влияние родительского отношения на формирование характера и личности ребенка  33

 

Глава 1.Теоретико-методологический аспекты изучения внутрисемейных отношений родителей и детей с нормальным и отклоняющимся развитием1.1.Современные подходы к определению понятия «детско-родительские отношения» Отношения родителей и детей всегда рассматривались психологической наукой с особой важностью. В отечественной и зарубежной литературе понятия «детско-родительские отношения» и «родительское отношение» используются как синонимы. Э. Эриксон в своих работах выделяет двойственности детско-родительских отношений, дав им определение «двойственная интенция». По его мнению, двойственность проявляется в том, что, с одной стороны, родители проявляют чувственную заботу о нуждах ребенка, а с другой стороны, лишь сам ребенок устанавливает нужный баланс между требованиями родителей и своей инициативой [59]. А.С. Спиваковская считает, что внутренняя конфликтность детско-родительских отношений выражается в том, что взрослеющий ребенок стремится к сепарации от родителей, которые, в свою очередь, пытаются удержать его возле себя, одновременно желая взросления и дальнейшего развития ребенка [68., 69]. Детско-родительские отношения формируются независимо от факта осознания их участниками. Построение взаимоотношений для детей выступает одновременно и процессом персонализации их личности в личности родителя, и процессом, опосредующим отношения родителя и ребенка, и влияющим на личности как одного, так и дргого. В рамках теории «персонализации личности» А.В. Петровского, личность может отражаться в других людях в виде идеальной представленности. Согласно данной теории, можно утверждать, что родитель часто представляет свою личность в личности ребенка. Изменения личности и родителя, и ребенка являются неотъемлемой частью этого процесса [34]. Т.В. Якимова включает в понятие «детско-родительские отношения» совокупность эмоционально-мотивационных, когнитивных и поведенческих аспектов общения родителя и ребенка [61]. По мнению Н.А. Ефремовой, детско-родительские отношения двусторонние и каждая из сторон в свою очередь формирует общую систему взаимоотношений. Изначально неравноправные отношения стремятся к равноправию в пике своего развития, а результатом этих отношений можно считать сформированную личность ребенка. Иными словами, Н.А. Ефремова определяет детско-родительские отношения как систему взаимоотношений между родителем и ребенком, которые формируются через взаимодействия, имеют свою динамику и специфическое содержание. Отношения зависят от таких факторов, как родитель, ребенок и культурно-историческиий контекст их взаимоотношений [17]. Б. Долгорсурэнгийн считает, что детско-родительские отношения эффективнее всего рассматривать через призму законов гармонических отношений А.С. Спиваковской. В список данных законов относят: закон соединения, закон слияния, закон границ, закон взаимодополняемости, закон соотнесения целей и планов, закон узнавания, закон понимания, закон принятия, закон чувства ответственности и закон эмоциональной зрелости [46]. О.А. Карабановой также отмечается важность детско-родительские отношений. Их можно классифицировать как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями их участников. Детско-родительские отношения являются неотъемлемым фактором психического развития ребенка и процесса социализации. Они характеризются следующими параметрами:тип эмоциональной связи;мотивы воспитания и родительства;степень вовлеченности обеих сторон в отношения; стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства;удовлетворение необходимых потребностей ребенка, забота и внимание по отношению к нему;способ выхода из проблемных и конфликтных ситуаций;поддержка автономии ребенка;родительский мониторинг;социальный контроль;способ контроля;родительский мониторинг;степень устойчивости и последовательности семейного воспитания. Также О.А. Карабановой отмечает, что в отличие от других межличностных отношений, этот вид имеет высокую значимость для всех сторон [21]. Б. Долгорсурэнгийн в качестве интегративных показателей отношений родителя и ребенка выделяет: родительскую позицию (например, характер эмоционального принятия ребенка, образы воспитания, ребенка, степень удовлетворенности родительством и т.д.);тип семейного воспитания (например, стиль общения, характер эмоциональных отношений, особенности родительского контроля и т. д.);образ воспитателя в лице родителя;образ у ребенка системы семейного воспитания [15]. Позиция, изложенная в «модели взаимодействия родителя и ребенка», утверждающая о равенстве влияния родителя и ребенка между собой, сейчас является достаточно популярной. До 70-х гг. ХХ в. рассматривалась однонаправленная модель развития, которая чрезмерно усиливала роль матери в процессе становления личности ребенка и нивелировало вклад ребенка в деятельности по социализации и налаживанию социальных связей. Современные исследования психологов подтверждают, что более верным является первый подход, рассматривающий каждую сторону отношений как активных и равных объектов психологического взаимодействия и формирования социальных отношений. Некоторые авторы считают понятие «родительское отношение» более подходящим для описания детско-родительской подсистемы. Несмотря на то, что оно используется достаточно часто, пока нет точного и общепринятого определения термина. Принято считать, синонимами «родительского отношения» являются такие понятия, как типы и стили родительского отношения и воспитания, родительское поведение, установки и позиции Возможно, это из-за того, что сам термин нередко используется интуитивно. Понятие «родительские отношения» являются частью структуры отношений личности. Чтобы определить какое место родительские отношения занимают в системе бытия личности, надо разобраться с определением «отношение» в психологии в целом. Многие авторы изучали данное понятие. Среди них можно выделить В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурскиого, В.Н. Мясищева и др. Главным положением психологии отношений является то, что личность, психика и сознание формируются единство отражения объективной действительности и отношения человека к ней. Отношения в психологии – это целостную система индивидуальных, сознательных и избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Система имеет свойство формироваться на протяжении всей жизни человека. Она определяет его собственный опыт, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на разные стимулы и переживания личности. Рассматривая отношение в виде связи субъекта и объектом, можно говорить о его целостности. В тоже время отношение состоит из элементов, рассматриваемых как частичные отношения. Их часто называют сторонами или видами отношения. Признаками отношения являются избирательность, сознательность, активность и целостно-личностный характер. Оно состоит из отражения, эмоциональной реакции и поведенческго ответа на ситуацию. Доминирующей из них считается эмоциональная реакция, она может показать соответствие объект или субъекта отношения потребностям либо ценностям человека. Отношение бывает положительным и отрицательным, противоречивым и безразличным [16]. И.С. Коном выделены следующие факторов, влияющие на характер родительского отношения:ценности и социальные установки матери и отца;социальные роли родителей;культурные символы материнства и отцовства;чувства родителей к ребенку;стиль взаимоотношений. Автор к данным факторам также относит возраст и пол ребенка. Это обусловлено тем, что родителями по-разному воспринимаются дочери и сыновья, младенцы и подростки. Еще одним дополнительным фактором, влияющим на отношение, являются социальные условия семьи [22]. А.Г. Лидерс пишет, что понятие «стиля воспитания» корректно использовать в целях определения установок и самого поведения, которое не является реакцией на конкретного ребенка, а скорее характеризует отношение к детям в целом [26]. К. Роджерс, Э. Фромм, Э. Эриксон, К. Хорни, а также многие другие психологи считают материнское отношение к своем ребенку самым важным фактором развития у него базового доверия к миру, эмоциональной устойчивости, личностной стабильности и залогом успешного социализации. По мнению А.Я. Варги, родительское отношение - это система разных чувств, испытывающих родителем к ребенку, поведенческих стереотипов, используемых в контакте с ним, особенностей восприятия и понимания его характера и поступков. Интегральное принятие или отвержение ребенка, межличностная дистанция, социальная желательность поведения и формы направления и контроля являются составными элементами родительского отношения. Каждый элемент - сочетание эмоционального, когнитивного и поведенческого составляющего. В зависимости от того, какой из элементов доминирует, формируется определенный тип родительского отношения. Он может быть принимающе-авторитарный, симбиотический и симбиотически-авторитарный, отвергающий с инфантилизацией и социальной инвалидизацией [7]. По мнению Р.В. Овчаровой родительские отношения состоят из когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющих. Когнитивная составляющая включает в себя представления о способах и формах взаимодействия с ребенком, а также цели и приоритетности направлений взаимодействия. В поведенческую составляющую входят формы и способы контроля и поддержания контакта с ребенком, наличие дистанции в процессе общения. Эмоциональная составляющая включает оценки, суждения о типах родительского отношения, основной эмоциональный фон при общении с ребенком и родительские чувства [32]. Данный компонент представляется В.В. Столиным и Н.Н. Голосовой как структура из:уважения или неуважения;симпатии или антипатии;близости или отдаленности [48]. Е.Б. Насонова также опирается на эмоциональную составляющую и дает следующую классификацию родительского отношения:принятие/непринятие;близость/отдаленность. Исходя из этой классификации, Е.Б. Насонова разделяет типы поведения родителя на следующие:разумная любовь;гиперопекающее отношение;амбивалентное родительское отношениеотвержение [28]. А.А. Петровой определены следующие составляющие родительского отношения:эмоциональная составляющая:- симпатия и антипатия;- близость и отдаленность; - принятие и отвержение;когнитивная составляющая:- манера обращения с ребенком;- формы и направления контроля;поведенческая составляющая:- потакание/автономия;- доминирование/партнерство [33]. Э. Роу характеризует родительские отношения через следующие компоненты:эмоциональное принятие/непринятие;наличие/отсутствие контроля;стимулирование/нестимулирование активности ребенка [2]. А.С. Спиваковская дает определение родительским отношения как направленность, которая позволяет анализировать широкий фон отношений. Фундаментом отношений являются сознательная и бессознательная оценка ребенка, проявляющаяся в способах и формах взаимодействия с детьми и позволяющая видеть структуру в целом [45]. Понятие «родительское отношение» имеет высокую значимость и не похоже ни на какие виды других эмоциональных связей, ведь оно жизненно необходимо для развития ребенка. Другими словами, основой эмоционального благополучия ребенка по праву можно считать любовь родителей к нему. По мнению Е.О. Смирновой и М.В. Быковой амбивалентность родительского отношения определяется через безусловный аспект (например, любовь, принятие, сопереживание и т.д.) и условный аспект (например, контроль, объективная оценка, направленность на воспитание определенных качеств). В качестве структурных элементов родительского отношения можно выделить личностное и предметное начало. Относительная выраженность этих начал охарактеризует все варианты родительского отношения. В случае доминирования личностного начала предполагается безоценочное отношение к ребенку, сопереживание и сочувствие, желание ему помочь, ориентация на психологический комфорт, отсутствие определенных ожиданий и требований. При доминировании предметного начала отношения характеризуются внешней оценочной позицией родителя, наличием конкретных требований к ребенку, жесткой стратегией поведения родителя, целью которой является формирование важных, по его мнению, качеств ребенка. С возрастом ребенка меняется также и взаимодействия в диаде родитель и ребенок. Это обусловлено тем, что в начале жизни мать и ребенок составляют единство и ребенок в полной мере зависим от нее, но по мере взросления он ведет себя все более самостоятельно. Родители, в свою очередь, все чаще начинают видеть в своем ребенке объект воспитания. Они заботятся о его будущем, обучая нормам и стандартам жизни в конкретном обществе. Это поведение связано с проявлением у родителей более или менее жесткой воспитательной стратегии, которая характеризуется нацеленностью воздействий на будущее. Еще одним противоречием внутри данного феномена является то, что родитель пытается сохранить тесную связь с ребенком и одновременно принимать факт отделения его от себя. По мере взросления ребенка личностное начало уступает место предметному. Постепенно увеличиваются требования к ребенку, ожидания определенного поведения, поступков, а его качества, особенности личности, уровень развития его навыков и способностей все чаще оцениваться дифференцированно [44]. По описанным типологиям родительского отношения можно резюмировать, что как отечественные, так и зарубежные авторы рассматривают его в виде основного фактора развития личности человека, имеющего высокой эмоциональную значимость. Оно может образовать положительные и отрицательные эмоции. Родительское отношение характеризуется одновременно и безусловным принятием, и оценочным отношением к ребенку. Его характер может меняться и от возраста ребенка. 1.2 Система отношений в семьях, воспитывающих детей с отклоняющимся развитием Неоспоримым является важность роли семья в развитии личности ребенка. Несмотря на то, что существует большое количество исследований на эту тему, до сих пор нет единого подхода к изучению семьи. Объяснить это можно сложностью процессов, работающих в семье, закрытостью системы семьи, отсутствием общей научной терминологии [30].Чаще всего под термином «семья» считают:исторически конкретную систему взаимоотношений (например, между мужем и женой, родителями и детьми);малую группу людей, связанных родственными отношениями, общим бытом и взаимной моральной ответственностью друг перед другом;социальную необходимость, обусловленную потребностью человечества в воспроизводстве населения физически и духовно [14]. Теория о семье как об открытой, живой и развивающейся системе, функционирующей засчет законов поддержания гомеостаза и отклонения от гомеостаза, начала свое развитие в 50-х годах XX века. По мнению Берталанфи фон Л., все живые системы состоят из взаимосвязанных составляющих, при взаимодействии которых появляются новые характеристики, не свойственные составляющему в отдельности. Вся система в целом имеет такие уникальные свойства, которых нет у ее составляющих, если рассматривать их порознь [4]. Приверженцы системного подхода характеризуют семью следующими свойствами:единая система больше сумм ее частей;изменения в системе влияют также и на каждую составляющую по отдельности;изменения в одной из составляющих влияют также и на систему, и на остальные составляющие. Такие понятия, как структура ролей, подсистемы семьи, внешние и внутренние границы подсистем, семейные правила, стереотипы взаимодействия, семейные история, мифы, стабилизаторы и так далее, имеют большое значение для данного подхода. Созданная Бронфенбреннером У. биоэкологическая модель признана одной из самых популярных моделей человеческого развития. В ней говорится, что социокультурную среду развития ребенка можно представить в виде четырех систем, вложенных друг в друга:микросистема, в которой представлены занятия, роли и взаимоотношения человека с его ближайшим окружением;мезосистема, представляющая взаимодействие нескольких микросистем (к примеру, семья и школа);экзосистема, содержащая аспекты социальной среды и общественные структуры, влияющие на человека, но непосредственно с ним не соприкасающиеся (к примеру, местные органы здравоохранения);макросистема состоит из культурных ценностей, законов и традиций. При взаимодействии данных систем формируется хроносистема, так называя пятая система. Экологическая теория стала частью теории семейных систем, что позволяет анализировать влияние культуры, внутри которой живет семья [23]. Николаева Е. И., рассматривая семью, воспитывающую ребенка с отклоняющимся развитием, выделяет в микросистеме следующие подсистемы:Мать и отец. Основным здесь будет необходимость принятия изменений, которые влечет за собой рождение ребенка с отклоняющимся развитием.Мать и особый ребенок. Часто у матери появляются депрессия, чувство вины, проблема отношения к ребенку.Мать и здоровый ребенок. Нередко перегрузка матери заботами об особом ребенке сказывается на недостатке внимания к сиблингу и перекладыванию часть нагрузки на него.Отец и особый ребенок. Бывают случаи, когда отец отказывается заботиться о ребенке с отклоняющимся развитием.Отец и здоровый ребенок. Нередки случаи использования отцом здорового ребенка для компенсации своих чувств.Особый ребенок и здоровый ребенок. Часто сиблинг может испытывать чувство вины за свое нормальное развитие либо страх «заражения» нарушениями. Перекладывание заботы за особым ребенке на сиблинга может стать для здорового ребенка поводом для амбивалентных чувства к особому ребенку. Например, он может любить и ненавидеть одновременно [29]. Структура, культурный и идеологический стили важны для того, чтобы лучше разбираться в семейной системе. Состав семьи также играет немаловажную роль, так как семьи, в которых большое количество членов, получают больше поддержки друг от друга. Это, в свою очередь, говорит о большей возможности для социальной адаптации. К примеру, в случае, если после рождения ребенка с отклоняющимся развитием, отец решает уйти из семьи, у матери будет намного меньше возможности для отдыха. По статистике примерно 30% - 60% семей распадаются, а часть семей живут вместе «ради ребенка», в дисфункциональных взаимоотношениях [90]. Исследование Полухиной Е. А. подтверждает, что в семьях, в которых растет ребенок с отклоняющимся развитием, часто стиль семейного взаимоотношения меняется на более жесткий, сами роли поляризются, а правила становятся менее гибкими. Появление особого ребенка зачастую отрицательно отражается на межсупружеских взаимоотношениях. Для них свойственны снижение самооценки и снижение значимости партнера. Восприятие себя и супруга происходит лишь через призму отношений с ребенком. Как отмечают ряд авторов, семьям, воспитывается ребенок с отклоняющимся развитием, свойственны наличие симбиотических связей в диаде мать-ребенок и изолированность отца [31]. Подход к заботе об особенном ребенке также зависит от культурного стиля, в котором живет семья. Как правило, родители, объясняющие отклонение своего ребенка сочетанием генетических и средовых причин, обращаются в медицинские учреждения за помощью. Родители, объясняющие отклонение карой за грехи, ищут виноватого, испытывая при этом безысходность своего положения. Для анализа приспособленности к ребенку с отклонением важным будет знать и идеологический стиль семьи. Если в семье преобладают догматические представлениями о причинах болезни, данная новость оставит особое потрясение. Если до этого семья свысока смотрела на особых детей, то рождения такого ребенка в их семье нередко меняет их «картину мира», делая их защитниками таких детей [42]. Многие психологи рассматривают рождение ребенка с отклоняющимся развитием как травму для родственников [50]. В этом случае основными психотравмирующими факторами выделяются неожиданность, продолжительность и периодичность воздействия. Галасюк И. Н. утверждает, что отсутствие перспективы выздоровления, ежедневные переживания и трудности делают стресс хроническим. Семья испытывает одновременно и физическую, и психологическую нагрузку, намного сильнее нагрузок семьи, воспитывающего здорового ребенка. Имеющихся ресурсов, часто не хватает для переживания настолько тяжелой травматической ситуации [13]. Ткачева В. В. также пишет, что превышение уровня переживания матери часто отражается в различных соматических заболеваниях, астенических и вегетативных расстройствах [51]. Полоухина Е. А. утверждает, что здоровые сибсы, воспитывающиеся в семье благоприятно влияют на климат в семье и семейное функционирование. Компенсирующая роль сибса формирует альтернативные паттерны взаимодействия [37].1.3 Стили семейного воспитания Человек находится в постоянном взаимодействии со своим окружением: он как сам влияет на окружение, так и подвергается его влиянию. Многими учеными отмечается, что отношения, которые складываются внутри семьи, являются первым своеобразный примером общественных отношений, поглощающих человека с первых дней жизни. Чтобы личность развивалась гармонично, необходимо получение опыта взаимоотношений с родителями через адекватные модели материнского и отцовского поведений. Это оказывает влияние на взаимопонимание между полами в будущем. Живя в семье и являясь членом данной социальной системы, человек должен адаптироваться к ней. Именно поэтому его поступки диктуются характеристиками системы, которые, в свою очередь, являются плодом его собственных поступков в прошлом, как и поступков других членов семьи. Человека можно считать подсистемой или же частью системы, но ни в коем случае нельзя не принимать в расчет систему в целом. Данное определение семьи, как интерактивного объединения, дал Minuchin в 1974 году. Уникальной семью делают такие факторы, как состав семьи, культурный и идеологический стили. Из них наиболее неизменным являются культурные представления. Они создаются за счет этнического, расового, религиозного факторов и социально-экономического статуса семьи. Культурный стиль оказывает влияние на то, каким именно образом семья приспосабливается к ребенку с отклоняющимся развитием, в каком виде и объеме будет использована медицинская и социальная помощь, как сильно будет доверять семья социальным учреждениям и так далее. Культурный стиль влияет на формирование идеологического стиля (взгляды, ценности и поведение, принятое в семье), моделей взаимодействия и функциональных приоритетов. К примеру, семьи многих стран Европы в воспитании детей делают большой акцент в интеллектуальном развитии детей. Родители часто контролируют успехи детей в школе, а также поступление после школы в колледж. Возможно, это связано с тем, что хорошо усвоенные знания дают большие возможности в выборе профессии и избегании дискриминации. В тоже время нередко можно встретить итальянскую семью, которая выше всего ценит привязанность и прочную родственную связь, а учебу в колледже находит угрозой для сплоченности семьи. Подобные убеждения и ценности, обусловленные кросс-культурными особенностями, могут наследоваться через поколения. Несмотря на это, не стоить забывать, что и люди, имеющие схожие этнические, религиозные и культурные характеристики, могут сильно отличаться друг от друга [42]. Влияние культуры и общества на воспитание ребенка показали также Уитинг и Чайлд с помощью своего знаменитого исследования в 1953 году, по результатам которого были сделаны два общих вывода: у всех обучающихся детей из разных стран есть общие характеристики по отношению к определенным проблемам поведения; воспитание детей в разных обществах отличаются друг от друга. В середине 1950-х годов на основании выводов, сделанных Уитингом и Чайлдом, Барри и его коллеги смогли определяет шесть основных параметров воспитания, характерные для всех обществ: воспитание повиновения – уровень, до которого учат ребенка повиноваться взрослому; обучение ответственности – уровень, до которого учат ребенка брать на себя ответственность за пропитание или выполнение дел по дому; обучение воспитанию – уровень, до которого учат ребенка заботься и помогать младшим и нуждающимся в их помощи; обучение достижению цели – уровень, до которого учат ребенка делать усилия для получения стандартов совершенства в работе; уверенность в своих силах – уровень, до которого учат ребенка заботиться о себе и при этом быть независимым от других; обучение общей независимости – уровень, до которого учат ребенка свободе от контроля и доминирования. Сформировав главные параметры воспитания, Барри начал анализировать их взаимозависимость. Им были сделаны выводы, что пять параметров из всех возможно поделить на две группы. Первую группу он назвал «давление в сторону уступчивости», в нее вошли обучение повиновению, ответственности и заботе о младших. Вторая группа «давление в сторону самоутверждения» вобрала в себя обучение достигать цели и обучение уверенности в себе. Из-за того, что группы имели отрицательную корреляцию, Барри ввел дополнительный параметр, который помог расположить общества с одной стороны исходя из воспитания уступчивости и с другой – из воспитания самоутверждения. Он отметил, что для первой группы характерны конформизм, повиновение. Следовательно, она приводит к ограниченному диапазону различий. Для второй группы свойственны развитие самовыражения и независимости. Она, в свою очередь, приводит к большому диапазону различий. В 1957 году Барри с коллегами заметили, что гендерные различия при воспитании зависят: 1) от экономики, которая поощряет превосходство силы, характерной для мужчин; 2) от обычаев, которые соответствуют семье [3]. Существует также большое количество теорий, доказывающий воздействие родительского отношения на развитие ребенка. Например, в психоанализе родительская позиция представляет собой культурно и исторически обусловленный конкретный набор отношений и свойств родителей, в котором отец предстает как сильное начало, а мать - первый объект выбора [54]. К. Хорни, Салливен, будучи неофрейдистами, акцент делали на роли воспитания в вопросе формирования личности детей. Как утверждала К. Хорни, невротизация является последствием «исходной базальной тревоги», которая возникает у детей, страдающих от нехватки любви. Дети строят свою самооценку, опираясь на оценки и отношения к нему других [57]. A.C. Макаренко стал одним из первых отечественных специалистов, изучающих влияние родительского воспитания на детей. Он выделил несколько видов ложного авторитета родителей: авторитет подавления, подкупа, расстояния, педантизма, резонерства. Положительными видами авторитета были выделены: авторитет любви, доброты, уважения [27]. Как утверждают многие психологи, «родительское отношение» является одним из самых главных аспектов межличностных отношений в семье. Под ним подразумевается система установок, позиций в отношении с ребенком, восприятием родителей своего чадо, стиль поведения с ним. В некоторых источниках можно встретить синонимы понятия «родительское отношение». Часто пишут о «родительском стиле» или о «стиле воспитания». Джеймс Мартин Болдуин выделил такие стили родительского воспитания, как демократический и контролирующий. Дети, получившие воспитание первого воспитания, больше общаются с родителями, участвуют в решении семейных проблем, отличаются лидерством среди сверстников, агрессивностью, стремлением контролировать других детей. Также им приписывают хорошее физическое развитие и высокую активность в социуме. Из негативных качеств можно отметить, что они трудно поддаются контролю взрослых и им не присущи чувствительность и переживание за других. В подобных семьях родители всегда готовы оказать помощь при необходимости, тем не менее они стараются развивать самостоятельность в ребенке. Второй стиль, напротив, подразумевает наличие множества ограничений в поведении детей, их полное послушание, неагрессивность, внушаемость, боязливость. Они не отличаются настойчивостью в достижении целей. Также выделяется смешанный стиль воспитания, при котором дети вырастают внушаемыми, послушными, эмоционально чувствительными. Им не свойственны любознательность, оригинальность мышления, развитая фантазия [49]. Дианой Баумринд были предложены три следующих стиля родительского отношения: 1. Авторитетный стиль, при котором наблюдаются одновременно высокий контроль, поощрение растущей самостоятельности детей, близкие отношения с ребенком. В семьях, в которых преобладает данный стиль, дети растут социально адаптированными, уверенными в себе, способными к самоконтролю. Авторитарный стиль, при котором наблюдаются высокий уровень контроля, жесткие требования и правила, желание беспрекословного послушания, холод и отстраненность по отношению к детям. Дети чаще всего растут замкнутыми, пугливыми и угрюмыми. Либеральный стиль, при котором наблюдаются низкий уровень контроля и установление теплых отношений с детьми. Д. Баумринд предположил, что данный стиль возникает вследствие увлечения родителями демонстрации «безусловной любви». В таких семьях дети растут склонными к непослушанию и агрессивности, часто ведут себя импульсивно, нетребовательны к себе. Э. Маккоби и Дж. Мартин дополнили эту классификацию четвертым стилем семейного воспитания – безразличный стиль (индифферентный стиль). При данном стиле наблюдаются низкий уровень контроля, холод и безразличие в отношения. Часто дети проявляют разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению [5]. В семьях, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, родители довольно часто используются неправильные стили воспитания. Туревская Р.А., Косарева Е.Н., Егоршева И.В. выделяют стратегии взаимодействия родителей с детьми, которые могут ограничивать или блокировать развитие личности ребенка: болезнь доминирует в воспитании: личность ребенка теряется за набором симптомов, болезнь представляется возможностью ухода от ответственности; морально-нравственная оценка поведения ребенка отсутствует; существует симбиотическая связь; формируется «искусственная» среда, которая конфликтует с социальными нормами и требованиями; присутствует жестокое обращение с ребенком (физическое и эмоциональное насилие, частая критика, пренебрегание желаниями и потребностями ребенка); присутствует «инвалидизация» ребенка; отсутствие методов ограничения, полная вседозволенность;стремление родителей к достижениям, не принимая в расчет личность ребенка.Исследовав нарушения воспитания детей с патологиями, Р.А. Туревская, Е.Н. Косарева, И.В. Егоршева выявили, что у многих исследуемых родителей высокие показатели гиперпротекции, гипопротекции, недостаточности требований и обязанностей, недостаточности требований и запретов, редкие наказания, непостоянность стиля воспитания, боязнь утраты. Данные факторы создают дисфункциональные модели и паттерны взаимодействия. Основополагающими для них являются снижение социальных требований к ребенку в отношении правил и норм, снятие социальной ответственности. Если родители оправдывают неисполнение правил с помощью болезни, то они принимают медицинскую точку зрения, в условиях болезни снимающую ответственность с человека. Это, в свою очередь, не может не привести к снижению ресурсов для борьбы болезнью [53]. Из неправильных стилей воспитания В.В. Ткачева выделяет гиперопеку, воспитание по типу повышенной моральной ответственности, противоречивое воспитание, авторитарную гиперсоциализацию, симбиотический тип, воспитание в «культе» болезни, «маленький неудачник», отвержение, гипоопеку. Стиль воспитания, при котором родители стараются выполнять все за ребенка, и даже то, что он мог бы сделать сам, называется гиперопекой. Для ребенка создают «тепличные» условия: его не учат преодолевать трудности, у него не формируются навыки самообслуживания. Посредством жалости и оказания во всем помощи, ему они сами ограничивают возможности его развития. Противоречивое воспитание характеризуется разногласиями в использовании воспитательных средств членами семьи. Последствием такого воспитании является нарушение формирования у ребенка адекватной оценки своих возможностей. Постепенно он начинает привыкать к «лавированию» между взрослыми и часто друг с другом их сталкивает. Если родители при воспитании выбирают тип повышенной моральной ответственности, можно предположить, что у ребенка большая вероятность. Если родители при воспитании выбирают тип повышенной моральной ответственности, можно предположить, что у ребенка большая вероятность возникновения хронического перенапряжения. Объясняется это тем, что на него очень часто возлагают такие обязанности и ответственность, с которыми ребенок не может справиться, поэтому он всегда не дотягивает до ожидаемого уровня и во всем является неуспешным. Как правила, у него формируется заниженная самооценка своих возможностей, также повышается утомляемость. Высокие социальные установки родителей объясняются авторитарной гиперсоциализацией. Они завышают возможности ребенка, пытаясь с помощью своих авторитарных усилий развить у него социальные и другие навыки. При воспитании ребенка в стиле «культ» болезни родители относятся к нему как к «больному». Они мнительны, боятся любого недуга. Ребенок также перенимает подобное отношение к себе: он начинает воспринимать себя слабым, не способным к каким-либо достижениям. Родители при симбиотическом типе полностью «растворяются» в проблеме ребенка. Чаще это встречается в неполных семьях. Родители практически полностью забывают о своих проблемах, профессиональной карьере и личностном росте. Подобная любовь искажает возможности личностного развития ребенка: может формироваться эгоистическая личность, которая не способа сама к проявлению любви. Тип «Маленький неудачник» означает приписывание ребенку социальной несостоятельности и уверенность в его неуспешности во всем. Данный стиль воспитания вынуждает родителей испытывать стыд и досаду за своего ребенка. Есть родители, которые считают жизнь с ребенком с патологией тяжелой ношей, «крестом» на всю жизнь. В семьях с низким социальным статусом, а также в семьях, где ребенок с отклонениями в развитии не имеет ценности из-за этих отклонений, доминирующим стилем является гипоопека. Родители почти не заботятся и не занимаются с ними. При отвержении также отсутствует любовь к ребенку, но здесь, в отличие от предыдущего стиля, семья с высоким социальным статусом. В сознании родителей он может быть сопряжено с идентификацией себя с дефектом ребенка. Чаще наблюдается у отцов. Материнское отвержение ребенка обусловлено незрелостью личностной сферы и несформированностью материнского инстинкта [52]. Стоит отметить, что родители могут использовать разные стили семейного воспитания в зависимости от ситуации, тем не менее только одна из них будет доминировать и повторяться чаще других. 1.4 Сравнительный анализ типов отношений родителей к психической болезни детей Существует множество классификаций типов отношений родителей к болезни ребенка. Наиболее полной и часто используемой является классификация Личко А.Е. и Иванова Н.Л., которая включает в себя такие типы, как: 1.гармоничный;2.эргопатический; 3.анозогнозический; 4.тревожный;5. ипохондрический; 6.неврастический; 7.меланхолический; 8.апатический;9. сенситивный; 10.эгоцентрический; 11.паранойяльный; 12.дисфорический. Гармоничный (также реалистичный или взвешенный) тип является из всех наиболее условно «здоровой» реакцией родителей на болезнь. Данный тип подразумевает принятие реального состояния без склонности к преувеличению и тревоге. Родители стремятся во всем активно содействовать успеху лечения. При эргопатическом (стеническом) типе родителям свойственно не замечать болезнь ребенка. Они, помимо создания социальной среды для ребенка, пытаются также реализовать свои интересы. Анозогнозический (эйфорический) тип проявляется в отрицании самой возможности нарушений у ребенка. Родители продолжают придерживаться старого образа жизни, без внесения в нее изменений. Симптомы болезни рассматриваются ими как случайность либо как проявления «несерьезных» заболеваний. Семьи часто отказываются от лечения, обосновывая это желанием «разобраться самому» и «обойтись своими средствами». Они упорно верят в том, что «все само обойдется». При тревожном (тревожно-депрессивном) типе родители постоянно испытывают мнительность, беспокойство и тревогу по поводу состояния ребенка, боятся осложнений, некомпетентности или халатности врачей. Часто находятся в поиске новых способов лечения и дополнительной информации о болезни. Им свойственна частая смена лечащего врача. По сравнению с ипохондрическим типом отношения к болезни, при тревожном стиле ярче выражен интерес к объективным данным (то есть к результатам анализов, заключениям специалистов), чем к субъективным ощущениям. Ипохондрический тип отношения к болезни проявляется через чрезмерное сосредоточение на переживаниях, чувствах и ощущениях ребенка; преувеличение действительных и выискивание несуществующих симптомов и болезней. Все проявления эмоций ребенка родители переживают довольно тяжело, реагируют разрушающими собственную психику состояниями. В этом типе сочетается одновременно и стремление лечиться, и неверие в успех. При неврастеническом типе родителями демонстрируется поведение по типу «раздражительной слабости», при котором особенности, свойственные ребенку с нарушениями развития, злят и раздражают родителей. Они становятся помехой для построения адекватной модели воспитания. Раздражение обычно заканчивается раскаянием и угрызением совести. Родители c меланхолическим (витально-тоскливым) типом отношения демонстрируют и переживают «сверхудрученность» болезнью. Они практически не надеются, что ребенок может полностью вылечиться или адаптироваться к особенным условиям даже при благоприятных объективных данных. Апатический тип свойственен родителям, безразличным к исходу болезни ребенка, к результатам лечения. При настойчивом побуждении со стороны они пассивно подчиняются. Утрачивается интерес ко всему, что раньше волновало, наблюдается вялость и апатия в поведении. Сенситивному типу свойственны переживание сильной травматизации, чрезмерные ранимость и уязвимость. Родители часто испытывают опасения по поводу мнения окружающих о болезни ребенка: страх, что их будут жалеть, считать ребенка неполноценным, пренебрежительно или с опаской относиться, распространять слухи или избегать общения. Родители с эгоцентрическим (истероидным) типом отношения несмотря на то, что демонстрируют мнимое «принятие» болезни, ищут вторичные выгоды для себя. Им свойственны желание показать другим их исключительность, непохожесть на других в отношении болезни; эмоциональная нестабильность и непрогнозируемость. При паранойяльном типе у родителей присутствует уверенность, что болезнь ребенка зависит от внешнего влияния. Например, они часто подозревают, что кто-то мог умышленно нанести вред, «сглазить». Они во всем ищут злой умысел. Это нередко затрудняет оказание необходимой помощи ребенку и поддержки им самим. Проявлениями дисфорического (агрессивного) типа у родителей являются озлобленное настроение, тревожный и раздраженный вид, склонность винить в болезни ребенка других людей. Родители постоянно требуют особого внимания к своему ребенку, они крайне подозрительны к назначенным процедурам и лечению. Зачастую это создает трудные условия для обучения, воспитания, развития ребенка с отклонениями в развитии [6]. Переживание родителями болезни ребенка и отношение к ней имеют свою динамику, в которой прослеживаются конкретные этапы (стадии горя), которые так же необходимо учитывать во время работы с семьей. Примечательно, что теория стадий горя вызывает большие споры. К примеру, некоторые исследователи одну и ту же стадию называют «отрицанием», другие – «виной». В 1990 году Mary было обнаружено, что привычная на тот момент последовательность эмоциональных уровней выявлено почти у 20 % матерей- афроамериканок. В то же время у «белых» матерей последовательность сохранилась в 68% случаев, а у латиноамериканок – 75%. Был сделан вывод о взаимосвязи стадий с культуры семьи, от образования матери, от опыта использования социальных услуг. Dunkan адаптировал стадии горя от смерти близкого человека, предложенных Kubler-Ross в 1969 году: 1) отрицание (шок); 2)сделка;3)гнев;4) депрессия; 5)принятие. Отрицание (шок) является первой реакцией членов семьи. На ранней стадии отрицание смягчает удар, но далее вызывает определенные трудности. Для развития ребенка достаточно опасно, когда родители в течение долгого времени продолжают отрицать нарушение. Таким родителя свойственно слишком сильное давление, принуждение ребенка делать то, что ему не по силам и отказ от участия в программах раннего вмешательства. Они часто посещают разных врачей в попытках услышать желаемое. Как правило, шоковое состояние, проявляется через растерянность, дезорганизацию, оцепенелость и беспомощность родителей. Бывают случаи, когда во время разговора со специалистом родители «отключаются» и перестают воспринимать информацию. Именно поэтому после сообщения диагноза бессмысленно рассказывать об этиологии болезни, ее течении и прогнозе подробно. Лучше всего отвечать на те вопросы, которые будут задаваться родителями. На стадии сделки родителям кажется, что, если они сильно постараются, состояние ребенка чудом изменится, что исход болезни полностью в их руках. Выздоровление станет своеобразной наградой за усердную работу, добрые поступки или оказание помощи другим. Родители активно вступают в организации с различными гуманитарными целями, пламенно обращаются к религии. Как только приходит понимание, что чуда не произойдет с ребенком, рождается гнев: на Бога, на себя, на супруга или же на «недобросовестных» специалистов. Часто наблюдаются обвинения супруга в рождении больного ребенка или в недостаточном оказании помощи. Гнев также может быть последствием раздражения на недоброжелательных соседей, грубых специалистов, отсутствие необходимой помощи, усталости от больниц и угнетающего чувства вины. Последствием гнева на самого себя часто является депрессия. Важно, чтобы психолог воспринимал гнев спокойно, позволяя и даже поощряя родителей выражать его. Избегание эмоции способно усилить депрессию и отдалить членов семьи друг от друга. Их проявление, наоборот, снижает чувство тревоги, так как имеет катарсический и очистительный эффект. В то момент, когда родителям приходит осознание, что гневом ничего не изменить и что нарушения имеют хроническую природу, гнев сменяется депрессией. Тяжесть последнего зависит от интерпретации состояния ребенка членами семьи, и от способности преодолевать трудности. Следующим этапом после депрессии является отчуждение. Часто у родителей оно про является через опустошенность и безразличие ко всему. На этой стадии приходит признание реальности происходящего. Стадия принятия наступает, когда наблюдаются хотя бы пару характеристик, описанных ниже: родители могут говорить о нарушениях ребенка; родители сохраняют баланс между проявлением любви и поощрением ребенка за самостоятельность; родители совместно со специалистами прорабатывают краткосрочные и долгосрочные планы; у родителей появляются личные интересы, не связанные с ребенком; родители без чувства вины могут запрещать что-либо ребенку и наказывать;6.в воспитательном процессе не используется ни гиперопека, ни чрезмерная строгость. Психологу необходимо всегда помнить о том, что каждая семья уникальна, также это касается и эмоциональных процессов. Бывает, что стадии повторяются на всех этапах развития или же во время всех кризисов. Чтобы ответить на какой стадии находится конкретная семья, необходимо иметь представление о том, какие стадии вообще приняты в ее культуре, испытывают ли все члены семьи одну и ту же стадию одновременно, какая продолжительность стадии, как каждая стадия развивается и т. д. К принятию в среднем приходят примерно через два года после постановления диагноза. Следует отметить, что есть случаи, когда адаптация и вовсе не достигается. Также стоит отметить, что реакции могут сочетаться друг с другом. К примеру, при преобладании гнева члены семьи часто испытывают также и отрицание, и скорбь [42]. В работе, посвященной воспитанию детей с отклонениями развития, Смирнова А.Н. выделяет следующие типы отношения к болезни: Тип, характеризующийся глубоким переживанием родителями неполноценности ребенка: они его жалеют, окружают чрезмерным вниманием, опекают, освобождая их даже от посильных обязанностей. Подобная опека подавляет в ребенке любые проявления самостоятельно- сти. При этом, приспособиться к сложным жизненным условиям для ребенка становится затруднительным. Тип, характеризующийся преувеличением возможностей ребенка и игнорированием отклонений. Причиной такого отношения является нежелание родителей мириться с неполноценностью ребенка. Тип, при котором родители испытывают стеснение по поводу неполноценности своего ребенка: прячут его от других, не посещают общественных мест. Подобным поведение родители лишают его ярких впечатлений жизни. Тип, при котором родители относятся и к болезни, и к самому ребенку пренебрежительно: могут обижать, смеяться над ним, особенно выделяя 30 его нарушения. В подобных семьях у ребенка часто наблюдается подавленное состояние, он становится обидчивым, раздражительным, упрямым. Тип, характеризующийся равнодушием родителей к болезни и к ребенку. Родители не обращают должного внимания на ребенка, стараясь все воспитание и заботу о нем переложить на других. Тип, характеризующийся принятием родителями всей ситуации. Он основан на спокойствии, терпеливости, справедливости и по- следовательности родителей в своих поступках [43]. Американский педиатр Б.Спок, рассматривая также подобные семьи, выделяет следующие типы отношения родителей к болезни: Родители стыдятся странностей своего ребенка, чрезмерно стараются оберегать его. Следствием такого отношения является то, что ребенок не чувствует себя в спокойствии и в безопасности; он растет замкнутым, и крайне недовольным собой. Родители считают себя виновными в болезни ребенка, они настаивают на проведении самых неразумных методов «лечения», которые далеко не всегда приносят ребенку пользу. Родители считают состояние ребенка безнадежным, они не проявляют к нему должного внимания и любви. Родители упорно не желают замечать отклонения у ребенка. Они постоянно пытаются доказать и себе, и окружающим полноценность развития их ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. В ребенке формируется упрямство и раздражительность из-за сильного давления, а снижается самооценка и уверенность в своих силах. Родители относятся к болезни спокойно, без лишней тревожности, чрезмерной заботы или равнодушия. Их не беспокоит мнение окружающих, они не стремятся прятаться и скрывать ребенка от чужих глаз [47]. Печникова Л.С., изучая материнское отношение к детям с ранним детским аутизмом, выявила, что оно сильно зависит от наличия или отсутствия в семье здорового сибса и порядка рождения ребенка. Если ребенок с нарушениями единственный в семье, чаще можно наблюдать его эмоциональное принятие матерью. В случае, если вместе с ребенком с РДА в семье растет и здоровый младший ребенок, в 50% случаев будет наблюдаться эмоциональное отвержение больного ребенка. Если же здоровый ребенок является старшим по отношению к ребенку с нарушением, у матери часто возникают комплекс неполноценности и трудности с адаптацией к особенностям ребенка. Стремление скорректировать свои ожидания и установки по отношению к ребенку и одновременно невозможность изменить биологический и эмоциональный его статусы могут привести к отвержению ребенка матерью и к невротизации [35]. Часто для диагностики отношения родителей к болезни ребенка используют методику Кагана В.Е. и Журавлева И.П. (ДОБР). В ней рассматриваются 5 шкал: 1)интернальность;2)тревога;3)нозогнозия;4) контроль активности; 5) общая напряженность. Красильникова Е.Д., проведя исследование по ДОБР, нашла ряд закономерностей. В частности, при искаженном и задержанным психическом развитии наблюдаются самые высокие показатели общей напряженности. Тип, ограничивающий активность ребенка, чаще проявляется у родителей, воспитывающих детей с поврежденным психическим развитием. То есть ощущение угрозы жизни и здоровью ребенка заставляет этих родителей использовать к более щадящим режим воспитания, который в свою очередь приводит к их стремлению ограничивать активность ребенка. Анозогнозический тип отношения чаще замечается у родителей ребенка с психическим недоразвитием и с искаженным психическим развитием. Переживания родителей ребенка с психическим недоразвитием приводят к более частому использованию данного типа отношения к болезни. Гуровичем И.Я. было проведено исследование отношения родителей к выявленным у детей расстройствам (в основном, невротическим и психосоматическим). По результатам работы было зафиксировано, что лишь 1/3 из 100 человек осознавали и принимали реальную проблему, причем различия между матерями и отцами были несущественными. У всех остальных наблюдалось различного вида искаженное отношение к болезни ребенка. Голиком А.Н. в 1998 году было выявлены следующие виды неадекватного отношения родителей к психическому расстройству ребенка: 1) недооценивание тяжести болезни ребенка (часто встречается при сниженном интеллекте самих родителей); 2) диссимуляция, преуменьшение тяжести болезни у ребенка, желание не замечать очевидного. (часто встречается у матерей, которые не сами занимаются воспитанием.); 3) аггравация нарушений у ребенка [24]. 1.5 Влияние родительского отношения на формирование характера и личности ребенка Принято считать, что последствиями чрезмерной родительской опеки являются инфантилизм и несамостоятельность ребенка, а последствием излишней требовательности - неуверенность в себе. A.Roe, М. Siegelman классифицируют родительское отношение на следующие виды: отвержение, безразличие, гиперопека, сверхтребовательность, устойчивость, активная любовь. По их мнению, лишь два последних вида могут дать возможность гармонично развивать ребенка, а самым травматичным для него является эмоциональное отвержение, потому что может вызвать высокий уровень тревоги и агрессивности. D.Stevenson-HindeH и M.Simpson материнское отношение к ребенку делят на спокойное (при котором чаще всего используется положительное подкрепление) и взволнованное (при котором наблюдается излишнее компанейство и легкое отвлечение матери на разные социальные стимулы). Так как поведение является более непредсказуемым поведением, именно его можно считать наиболее вредным для ребенка отношением, порождающим устойчивые реакции страха. Anderson утверждает, что социальный статус ребенка в группе сверстников определяет не что иное, как степень гиперпротекции и доминирования родителя. Иными словами, чем больше доминирования и гиперопеки со стороны родителя, тем статус ребенка в группе ниже. M.s.Hadke показана зависимость авторитаризма родителя от социальной дезадаптации ребенка, исходя из отзывов учителя в школе [8].


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
ТюмГУ
Спасибо большое за курсовую работу!! Оригинальность 75%, оценка отлично
star star star star star
СПбГУ
Очень грамотное написание курсовой, видно, что исполнитель разбирается в теме работы и пиш...
star star star star star
РЭУ им.Плеханова
Благодарю Евгению за выполнение работы,оценка-отлично.Сделано -все как положено,грамотно и...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Подогнать готовую курсовую под СТО

Курсовая, не знаю

Срок сдачи к 7 дек.

только что
только что

Выполнить задания

Другое, Товароведение

Срок сдачи к 6 дек.

1 минуту назад

Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы

Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники

Срок сдачи к 12 дек.

1 минуту назад

Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе

Курсовая, профилактики травматизма, медицина

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО

Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание

Срок сдачи к 5 дек.

2 минуты назад

Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения

Лабораторная, Моделирование, математика

Срок сдачи к 10 дек.

4 минуты назад

Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы

Лабораторная, основы технологии машиностроения

Срок сдачи к 14 дек.

4 минуты назад

2504

Презентация, ММУ одна

Срок сдачи к 7 дек.

6 минут назад

выполнить 3 задачи

Контрольная, Сопротивление материалов

Срок сдачи к 11 дек.

6 минут назад

Вам необходимо выбрать модель медиастратегии

Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг

Срок сдачи к 7 дек.

7 минут назад

Ответить на задания

Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование

Срок сдачи к 20 дек.

7 минут назад
8 минут назад

Все на фото

Курсовая, Землеустройство

Срок сдачи к 12 дек.

9 минут назад

Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff

Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления

Срок сдачи к 1 мар.

10 минут назад
11 минут назад

перевод текста, выполнение упражнений

Перевод с ин. языка, Немецкий язык

Срок сдачи к 7 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.