это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4034940
Ознакомительный фрагмент работы:
ВведениеАктуальность исследования. Одаренная личность является большой ценностью общества. Следовательно, образование одаренных выступает объективным гарантом их дальнейшего социально-экономического и культурно-политического развития. Это отражено в базовых государственных нормативных документах, таких как: - федеральный закон «Об образовании РФ» (Для развития способностей, дарований и талантов учащихся создаются профильные классы (с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовки), специализированные школы, гимназии, лицеи, коллегиумы, а также различные типы учебно-воспитательных комплексов, объединений. Особо одаренным детям государство оказывает поддержку и поощрение (стипендии, направление на обучение и стажировку в ведущие отечественные и зарубежные образовательные, культурные центры) [28];- ФГОС («Государство должно обеспечивать: формирование у учащихся и молодежи современного мировоззрения, развитие творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности; создание условий для развития одаренных учащихся и молодежи») [27].Основные теоретические вопросы, связанные с проблемой выявления и развития одаренных школьников, освещены в научной литературе многими учеными, в частности в ряде психолого-педагогических студий С.Л. Рубинштейна, Дж. Фриман, А.И. Савенкова, В.Э. Чудновского, Н.Б. Шумаковой и др., где отмечается, что одаренность – это скорее скрытые потенциальные возможности личности, целостное проявление которых возможно благодаря наличию у педагога большого опыта и специальных знаний по этому вопросу. Ученые предлагали различные способы поддержки одаренных учащихся (Е.Л. Боева, О.И. Кондратенко, Т. Хромова, Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова). Часто одаренность учащихся проявляется в литературном творчестве, однако стратегии педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве представлены фрагментарно и нуждаются в дополнительном анализе.Актуальность теоретических и методических проблем обучения одаренных учащихся обусловили выбор темы курсовой работы «Стратегии педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве».Объект исследования - процесс педагогической поддержки одаренных учащихся в системе научно-методической работы.Предмет исследования - технология педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве, формы и методы организации работы с одаренными детьми.Цель исследования заключается в научном обосновании стратегии педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве.Гипотеза исследования: учебные достижения одаренных учащихся в литературном творчестве повышаются при условии:- соответствия внеурочной деятельности индивидуальным особенностям учащихся;– использование различных методов и средств для работы с одаренными учащимися;- системного целевого подхода к организации работы с одаренными детьми.Задачи исследования:1. Проанализировать сущность понятия «одаренность»;2. Проанализировать психологические особенности одаренных учащихся;3. Рассмотреть основные направления педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве;4. Провести анализ педагогического опыта по осуществлению педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве;6. Рассмотреть внеклассную работу как форму педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве.Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования; анализ педагогических работ по вопросам работы с одаренными детьми с целью определения целей, предмета, гипотезы, задач исследования, выводов.Практическое значение работы заключается в создании обоснованной системы работы учителя, которая способствует развитию одаренных учеников в литературном творчестве. Выводы исследования могут использоваться в дальнейшей научной разработке проблем, связанных с организацией обучения одаренных учащихся. Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка использованной литературы и приложения.Глава 1. Теоретические особенности педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчествеСущность понятия «одаренность»На рубеже XX - XXI вв. наметились принципиально новые черты мировой цивилизации, связанные с особенностями функционирования постиндустриальных обществ, информационных технологий, процессов глобализации, что дает возможность утверждать о формировании новой цивилизации. Наибольшего успеха будут добиваться государства, имеющие высококвалифицированные кадры в высокотехнологичных отраслях производства. Поэтому проблема одаренности, творчества, интеллекта выходит на передний план в государственной политике, определяя поиск, обучение и воспитание одаренных учащихся и молодежи, стимулирование творческого труда, защита талантов.Федеральный закон «Об образовании РФ» предусматривает с целью развития способностей, дарований и таланта учащихся создание профильных классов (с углубленным изучением отдельных предметов или начальной допрофессиональной подготовки), специализированных школ, гимназий, лицеев, коллегиумов, учебно-воспитательных коллективов, объединений. Наиболее одаренным детям государство оказывает поддержку и поощряет их (выделяет стипендии, направляет на обучение и стажировку в отечественных и зарубежных образовательных центров) [28].Одаренность - индивидуальное потенциальное своеобразие задатков человека, благодаря которым он может достичь значительных успехов в определенной области деятельности [7].В педагогике выделяют несколько типов одаренности: рационально-мислительний (необходим ученым, политикам, экономистам); образно-художественной (необходим дизайнерам, конструкторам, художникам, писателям); рационально-образный (необходим историкам, философам, учителям); эмоционально-чувственный (необходим режиссерам, литераторам). Российский педагог Е.Л. Боева выделяет общую (умственную) и специальную (художественную, социальную, спортивную) одаренность. Каждый из типов охватывает по несколько видов одаренности, а каждый вид истолковывается как специальные способности [1].В условиях общеобразовательной школы важно правильно организовать работу учителя с одаренными детьми, не только создавая необходимые условия для их развития, но и психологически готовя их к упорному труду, самовоспитания.Одаренные дети-дети, у которых в раннем возрасте проявляются способности к выполнению определенных видов деятельности [17].Они отличаются среди сверстников ярко выраженными возможностями в достижении результатов на качественно высшем уровне, который превышает определенный условный «средний» уровень, их успехи не являются случайными, а проявляются постоянно.Одаренные дети характеризуются сравнительно высоким развитием мышления, прочным запоминанием учебного материала, развитыми навыками самоконтролю в учебной деятельности, высокой работоспособностью то-что, им присущи высокая умственная активность, повышенная склонность к умственной деятельности, неординарность, свобода самовыражения, богатство воображения, сформированность различных видов памяти, скорость реакции, умение подвергать сомнению и осмыслению определенные явления, стереотипы [2].Они всегда проявляют внимательность, собранность, готовность к напряженной работе, что перерастает в трудолюбие, в необходимости работать неустанно, без отдыха. Мышление их отмечается высокой оперативностью (производительностью). Круг их познавательных интересов не ограничивается одной проблемой, постоянно расширяется, что является стимулом умственной активности.Поэтому учащиеся должны иметь благоприятные морально-психологические условия для активной учебной деятельности, выполняя работу большую по объему и интенсивности.Социальные и психолого-педагогические подходы к определению сущности «природы» одаренности отмечаются определенной неоднозначностью; мы исходим в нашем исследовании из теории о способностях и одаренности Б. М. Теплова, Н.С. Лейтеса, А.М. Матюшкина, В. А. Моляко.Анализ научных исследований этих ученых позволяет выявить структурные типы одаренности и сформулировать такое понимание их сущности.Одаренность можно рассматривать как высокое развитие способностей человека, что позволяет ей достичь особых успехов в деятельности [3].Общая одаренность – высокое развитие интеллектуальных способностей при условии достаточного объема знаний [14].Творческая одаренность-высокое развитие творческих способностей, склонностей и стремлений к творческой работе [10].В своем исследовании мы отмечаем, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется среди своих коллег ярко выраженными успехами в достижении результатов на качественно высшем уровне, который превосходит определенный условный «средний» уровень [20].При подготовке учителя к работе с одаренными детьми необходимо конкретизировать индивидуально-личностные черты проявления одаренности, совокупность которых определяет его творческие возможности, и на развитие которых учителю следует обратить внимание в учебно-воспитательном процессе. В исследованиях А.Н. Матюшкина, В.А. Моляко выделяются творческие качества личности, характеризующие направленность на творческую деятельность.Среди них: адекватная Я-концепция, влечение к процессу творчества, смелость, самостоятельность, готовность к риску, инициативность, целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, требовательность к себе, наблюдательность, энергичность, сдержанность, эмоциональная активность, способность к выявлению противоречий, критичность мышления, развитая интуиция и другие (всего более 60 качеств) [9].Таким образом, в процессе анализа различных подходов к определению сущности природы одаренности мы пришли к выводу, что одаренность ребенка проявляется и развивается прежде всего в творческой деятельности и обуславливается мотивацией учебной деятельности, характерологическими и индивидуальными особенностями проявления одаренности.Характерные особенности одаренных учащихсяВ результате исследований учеными выделены следующие характерные особенности одаренных учащихся:- часто «перескакивают» через последовательные этапы своего развития;- у них замечательная память, которая базируется на ранней речи;- рано начинают классифицировать поступающую к ним информацию;- с удовольствием увлекаются коллекционированием, при этом их целью является не приведение коллекции в идеальный порядок, а реорганизация, систематизация на новых основаниях;- имеют большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова и понятия;- могут заниматься несколькими делами сразу, например, следить за несколькими событиями, что происходят вокруг них;- очень любознательны, активно исследуют окружающий мир и не терпят никаких ограничений своих исследований;- в раннем возрасте способны прослеживать причинно-следственные связи, делать правильные выводы;- могут длительное время концентрировать свое внимание на одном деле, они буквально «погружаются» в свое занятие, если оно им интересно;- имеют развитое чувство юмора;- постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока не под силу;- отличаются разнообразием интересов, что порождает склонность начинать несколько дел одновременно;- часто раздражают ровесников привычкой поправлять других и считают себя всегда правы;- им не хватает эмоционального баланса, они часто нетерпеливы и порывисты [13].Одаренные дети наделены высоким творческим потенциалом и высоким уровнем развития способностей. По большей части важнейшими характеристиками одаренных учащихся считают: - чрезвычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности; - скорость и точность выполнения мыслительных операций, что обусловлено устойчивостью внимания и оперативной памятью; - сформированность навыков логического мышления; - богатство активного словаря; - быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций; - выраженная установка на творческое выполнение заданий; - развитие логического мышления и воображения; - владение основными компонентами умения учиться [20].Важной характеристикой одаренности является креативность - способность к творчеству. Согласно психологическим исследованиям основой одаренности является заложенный от рождения творческий потенциал, который развивается на протяжении всей жизни человека. Он не зависит напрямую от уровня умственных способностей, поскольку дети с высоким уровнем интеллектуального развития иногда обладают незначительным творческим потенциалом [15]. Одаренные дети часто оригинальны в поведении и общении. Они используют особые способы общения с взрослыми и сверстниками, чувствительные к ситуации общения, проявляют умение общаться не только словесно, но и с помощью невербальных средств (мимики, жестов, интонации и т. п), легко вступают в контакт со сверстниками, стремятся к лидерству в совместной деятельности. Одаренные дети чаще своих сверстников выбирают роль взрослого в творческих играх, соревнуются с другими детьми. Не избегают они ответственности, предъявляют высокие требования к себе, самокритичны; не любят, когда к ним относятся с восторгом обсуждают их исключительность, талантливость. Эти дети опережают сверстников в нравственном развитии, активно стремятся к добру, справедливости, правде, проявляют интерес ко всем духовным ценностям [8].Основным принципом работы общеобразовательной школы является раскрытие в процессе обучения детской одаренности. Внедрению в жизнь этого принципа способствует совместная деятельность практического психолога, педагогов и родителей.Содержание работы с одаренными детьми содержит ряд задач, а именно: содействие развитию каждой личности; выявление дарования учащихся и максимальное содействие их развитию [12].На первом этапе выявления одаренных учащихся учитываются сведения о достижениях ребенка в определенной сфере деятельности, предоставленные родителями и педагогами. Могут быть использованы также результаты групповых тестирований, социологических опросов. Это позволит определить круг учащихся, с которыми следует проводить углубленные индивидуальные исследования [4].Второй этап можно назвать диагностическим. На этом этапе проводится индивидуальное оценки творческого потенциала и особенностей нервно-психического статуса ребенка психологом и учителями. С учетом результата первого этапа обследования учащихся проводятся с помощью психологических тестов, в зависимости от того, какой вариант потенциальных возможностей преобладает. Если преобладает интеллектуальная сфера и ребенок легко учится, имеет острое мышление и любознательность, проявляя практическую смекалку, то используются методики, направленные прежде всего на определение базовых, когнитивных и речевых параметров у одаренных учащихся, например, методика «Тест структуры интеллекта Амтхауера и тому подобное.У учащихся, одаренных в сфере академических достижений, наиболее развиты могут быть отдельные способности к языкам и литературе, математике или естествознанию. Поэтому задача-не только определить уровень общего интеллектуального развития ребенка,но и дать оценку типу мышления [17].Дети с творческим и продуктивным мышлением отличаются независимостью, раскованностью поведения, способностью продуктовать оригинальные идеи, умением находить нестандартные решения, изобретательностью. Такое творческое направление одаренности учащихся предполагает оценивание прежде всего их творческих способностей.Контактные, инициативные, с повышенной потребностью в общении и лидерстве дети имеют высокие организаторские способности. Среди сверстников и взрослых они чувствуют себя уверенно; сверстники всегда выбирают их на главные роли в играх и занятиях. Во время исследований таких учащихся используются личностные методики и социометрия, например, «комплексный личностный социометрический тест» А. Зварыкина. Если же у ребенка преобладают художественные способности, он с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке, психологическое тестирование направляется на оценку степени эмоциональной устойчивости и уровня невротизма, поскольку такой ребенок очень уязвима и требует индивидуального психологического подхода [13].Одаренность в двигательной сфере проявляется в высокой степени психомоторных реакций, ловкости, значительной физической силе, развитию двигательных навыков (бег, прыжки). Диагностика одаренности в этой сфере проводится с помощью методик, которые предназначены для определения зрительно-моторной координации.Многие дети проявляют высокую степень одаренности не в одной сфере, а в нескольких. В этом случае очень важно не только выявить такую Поли-одаренность, но и совершенствовать, развивать ее.На третьем этапе работы с одаренными детьми основную роль должны выполнять педагоги, задача которых – формирование и углубление детских способностей [10]. Развитие государственности в России обусловило новые тенденции в развитии образования. Появилась насущная потребность общества в творческих, деятельных, одаренных, интеллектуально, духовно развитых личностях. Каждый ребенок по-своему неповторим. Она приходит в этот мир, чтобы творить свою жизнь, найти себя: кто-то способен к музыке, изобразительному искусству, художественному труду, кто-то пишет стихи, рассказы. Сколько учащихся – столько и способностей, которые зависят от психолого - физиологических особенностей человека, социального окружения, семьи и школы.Таким образом, одаренные дети – будущий цвет нации, интеллектуальная элита, ее мировой авторитет, а потому перед каждым педагогическим коллективом стоит задача направлено на обеспечение формирования интеллектуального потенциала нации путем создания оптимальных условий для всесторонне одаренной молодежи.Основные направления педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчествеЕдинственных рекомендаций по обучению одаренных учащихся в литературном творчестве не существует и не может существовать, ведь каждый ребенок – уникальная личность со своими преимуществами и недостатками. Поэтому главным является поиск ключа-индивидуального подхода к каждому ученику, в частности учащемуся одаренному, с выраженной индивидуальностью, независимостью [15].С одаренными детьми, с одной стороны, работать легче, потому что они имеют высокие умственные способности, а с другой - труднее, поскольку эти дети «знают себе цену», требуют много внимания, особого отношения. К тому же работа с ними требует профессиональных и педагогических знаний от учителя. Ведь обучение – процесс технологический, и его, как и на производстве, легче испортить, нарушив технологию. Вред от этого может быть огромный, ибо «изделием» выступает живая личность учеников.Поэтому в работе с детьми учителю необходимо: - постоянно работать над воспитанием чувств учащихся, особенно одаренных, уязвимых ко всему, что касается их «Я»;- помогать одаренным детям сформировать адекватную Я – концепцию и самооценку;- обеспечивать благоприятную эмоциональную атмосферу, ведь ребенок приобретает эмоциональный опыт в процессе взаимодействия с людьми;- соблюдать порядок и дисциплину, одаренные дети, как и все остальные, должны знать предел допустимого поведения;- направлять энергию и творчество одаренных учащихся в нужное русло, чтобы их труд приносил пользу;- использовать исследовательский метод (это активизирует их работу);- развивать способности учащихся, активно использовать метод самостоятельного приобретения знаний;- приучать одаренных учащихся работать в коллективе, это поможет им легче адаптироваться к социальным условиям;- тесно сотрудничать с родителями одаренных учащихся, чтобы развить способности каждого ребенка. Одним из важных направлений работы с одаренными детьми в школе является постоянный психологический патронаж всех участников учебно– воспитательного процесса, ибо только в рамках психологического мониторинга, который помогает осуществлять психологическое сопровождение в обучении одаренных и способных учащихся, педагогический коллектив должен решать такие задачи:- разработка индивидуальных образовательных маршрутов;- формирование адекватной самооценки;- охрана и укрепление психического и физического здоровья; - предупреждение изоляции одаренных и способных учащихся в группе сверстников;- развитие психолого–педагогической компетентности педагогов и родителей одаренных учащихся [3].Осознавая, что главной педагогической целью обучения является привлечение одаренного ребенка к непрерывному процессу самосовершенствования-самовоспитания, саморазвития, самообучения – необходимо:- определять вариативную часть рабочего плана так, чтобы максимально учесть развитие одаренных учащихся;- работать над созданием комплекса научно – методических учебных материалов;- поддерживать педагогические кадры, которые способны способствовать творческому труду ученика, проявлять инициативу и профессиональную компетентность в этой области педагогической деятельности;- разработать систему материального и морального поощрения одаренных учеников и учителей, работающих с ними [7].Можно сделать вывод, что одаренные дети – это категория учащихся, которые требуют особого подхода, соответствующего воспитания, специализированной работы педагогов и психологов. И учитель для них должен быть особенным, осведомленным, готовым, что одаренный ребенок может знать даже больше него. Современная система работы с одаренной молодежью также имеет хорошие наработки в этом направлении, но важно использовать опыт зарубежных ученых и активнее приобщаться к работе Европейского совета по высоким способностям, которая объединяет многих ученых, работающих над проблемой эффективной организации работы с одаренными детьми Европы.Главными способом наблюдения одаренных учащихся в процессе изучения языка и литературы следует определить такие, как самостоятельная творческая деятельность (которая предусматривает подготовку различных исследований по языку и литературе, написание творческих работ различного рода и конкурсная деятельность, написание конкурсных творческих работ) [19, с. 17].Выводы по главе 1Современная школа должна обеспечивать всестороннее развитие индивидуальности человека как личности и высшей ценности общества на основе выявления ее задатков, способностей, одаренности и талантов. В России принят целый ряд законов и программ (в частности Закон «Об образовании РФ», ФГОС и другие), которые направлены на создание общегосударственной сети учебных заведений для одаренной молодежи. Итак, в современных условиях возрастает интерес к воспитанию и обучению одаренных детей. Одаренный ребенок – это такой ребенок, который демонстрирует развитие способностей, выше способности сверстников, это совокупность способностей, которая позволяет ребенку достичь весомых результатов в одном или нескольких видах деятельности, что является ценным для общества. Это качество формируется и проявляется в деятельности. Талантливый ребенок-это такой ребенок, который имеет высокую степень способностей к какой-то специальной деятельности, причем эти способности уже в значительной мере успели реализоваться в конкретных общественно значимых процессах. Талантливый и одаренный ребенок является субъектом деятельности в процессе школьного обучения только при условиях, если ребенок самостоятельно находит средства решения задач и сам ставит перед собой все новые и новые цели. Выявление одаренных детей и развитие их способностей и дарований являются одной из проблем современной психолого-педагогической науки. Чем раньше начинается развитие способностей и талантов, тем больше шансов на их оптимальное развитие, именно поэтому так важно выявить одаренность детей на раннем этапе. Проблемы выявления одаренности осложняются неоднозначностью понимания самого термина «одаренность», отсутствием фактора или группы факторов, которые были бы определены как составляющие одаренности.Глава 2. Методические стратегии педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве2.1 Анализ педагогического опыта по осуществлению педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчествеДля осуществления педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве необходимо использовать традиционные и нетрадиционные методы работы. Способы работы необходимо подбирать, исходя из целей и задач урока, а также с учетом возрастных и индивидуальных способностей учащихся. Для того чтобы детально изучить стратегии педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве мы рассмотрели педагогический опыт современных педагогов, представленный в журналах и интернете.А.И. Добриневская учитель начальных классов считает, что для осуществления педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве необходимо проводить работу над заданиями творческого характера. Это способствует более эффективному усвоению учащимися основных текстологических понятий, которые изучаются на уроках русского языка, так и содержания прочитанного художественного произведения. Учащиеся приобретают опыт творческого самовыражения, повышается уровень коммуникативных умений детей [6].Для педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве А.И. Добриневская применяет следующие творческие упражнения:- иллюстрирование (словесное, графическое, музыкальное);- составление монологического высказывания по произведению от имени одного из героев; - составление произведения по аналогии или противопоставлению;- составление одной-двух пропущенных частей произведения по поданным готовым частям;- составление рассказов, описаний, рассуждений по собственному опыту и с использованием слов, выражений из прочитанного произведения;- предугадывание содержания произведения по названию и иллюстрацией;- работа с пословицами, которые созвучны с главной мыслью произведения;- постановка вопросов по содержанию прочитанного;- продуцирование диалогов по образцу или противоположного содержания;- чтение-перефразирование;- составление или восстановление плана;- составление аннотации;- чтение-инсценировка (в лицах);- составление письма герою или автору произведения;- составление репортажа для детской газеты о событиях, изображенных в произведении;- составление загадок, ребусов, кроссвордов о предметы, явления, описанные в тексте;- драматизация произведения или его отрывков, составление сценариев;- переводы разных видов (детальный, близкий к тексту, сжатый, творческий) и тому подобное [6].А.И. Добриневская использует следующие виды задач:1. «Составьте текст». Текст предварительно разделила на части (абзацы, группы предложений, отдельные предложения), каждая из которых дается на отдельной карточке. Школьники в группах читают самостоятельно, определяют порядок фрагментов, нумеруют карты. Затем объясняют класса, какую работу выполнили, и читают вслух весь текст.2. «Дайте название». Текст разделяю на две – три части. Задача учащимся: самостоятельно прочитать и подобрать заголовки к целому тексту и его частям. Это задача для многих учеников сложное, поэтому предлагаю варианты названий, среди которых они выбирают нужную. Среди них могут быть удачные, не совсем удачные и неправильные (такие, что неверно толкуют смысл и суть текста). Ученики читают текст вслух и объясняют, почему выбрали тот или иной заголовок.3. «Найдите указанную часть». Школьник читает отрывок текста и получает задание: найти определенную часть текста (то или иное описание, какое-то доказательство, предложение, которое что-то объясняет, сравнение и т. д.). Время для выполнения задания ограничивается с учетом нормы для чтения молча.4. «Найдите ответ». Эта работа приучает ученика следить за развертыванием мысли, концентрировать внимание на существенном. Даю задание ученикам молча прочитать текст и мысленно ответить на вопросы, которые записаны рядом с той или иной частью текста или на доске. 5. «Задайте вопрос» ученики самостоятельно читают текст, который предварительно разделен на несколько частей, и ставят вопросы к каждой части текста [6].Таким образом, творческие задания активизируют познавательную деятельность младших школьников, способствуют развитию интереса к чтению.В.И. Панов в своем опыте педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве предлагает использовать проблемные задания. Она предлагает детям проблемную задачу «Догадайтесь, что дальше?», которая направлена на развитие важного читательского умения – предсказывать развитие мысли в тексте. Во время работы над этой задачей ученики читают или слушают начало текста. Затем должны предусмотреть, о чем говорится в следующей части. После этого читается вслух следующая часть. По окончании этой работы класс сравнивает ученические варианты и авторский текст, определяется правильность или ошибочность предположений, дается общая оценка работе [18].Еще одно задание, которое предлагает В.И. Панов «Заполните пропуски». Педагог убирает в тексте некоторые слова так, чтобы все можно было понять без лишних усилий. Один или несколько учеников читают текст, пытаясь его понять. Далее текст читается вслух с добавлением пропущенных слов. Другие ученики, получившие полный текст, слушают и следят глазами за текстом, чтобы заметить различия. После этого дети обсуждают, правильно по смыслу, хотя, возможно, и другими словами дополнен текст, или вставки оказались неточными, неопределенными, такими, которые искажают содержание текста [18].Чтобы научить кратко излагать содержание произведения В.И. Панов использует упражнение «Посмотрите, поймите». Эта задача формирует умение улавливать суть текста, отличать ее среди второстепенных элементов содержания. Заранее в тексте подчеркиваю ключевые слова. Ученик читает только подчеркнутое, а остальные пытаются догадаться, о чем говорится в произведении. Когда несколько школьников выскажут свои предположения, произведение читается полностью, делается вывод о правильности предположений, сделанных на основе лишь отдельных слов из текста. Позже ученики, имеющие достаточно навыков подобной работы, самостоятельно определяют и подчеркивают ключевые слова [18].Для педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве можно использовать задание «Определи главное мнение». Педагог предлагает детям 3-4 формулировку главной мысли, одна из которых правильная. Учащиеся выбирают нужное, объясняют свой выбор, доказывают отрывками из текста. Эта задача предлагается для фронтальной и индивидуальной работы, или для работы в парах. О.Л. Попов считает, что для педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве необходимо проводить уроки сказки, уроки-путешествия, уроки-соревнования, уроки-конференции, уроки-конкурсы, на которых используется групповая работа. На таких уроках педагог дает задания, которые необходимо выполнять вместе. Во время выполнения группового задания педагог не руководит работой, а сами дети учат друг друга, обмениваются информацией, привлекают других к труду. Примером таких уроков может быть урок «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», где дети вспоминают главных героев сказок, учатся анализировать поступки героев, подбирают пословицы и поговорки в качестве основной мысли произведения. Урок – соревнование, где дети соревнуются и демонстрируют свои знания, полученные на уроках литературного чтения [20].Безусловным лидером среди средств педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве является игра. Учащимся нравятся разные игры, потому что они приучают бороться за победу, отсекают эгоизм, воспитывают общительность и коммуникабельность. Для педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве можно использовать разные виды игр: дидактические, ролевые, театрализованные. Анализ педагогического опыта показал, что многие педагоги используют театрализованные игры для педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве.На уроках и во внеурочной деятельности учащиеся разыгрывают сценки из рассказов или сказок, также театрализацию используют для отчетных концертов и выступлений. Ролевые игры можно использовать во время изучения драматических произведений и библиографии писателей. Например, игра «Эксперты», для проведения необходимо объединить младших школьников в группы. «Эксперты» - доносят информацию о жизненном пути писателя, «литературоведы» - исследуют творчество, «филологи» - язык художественных произведений. Для проверки усвоения нового материала педагоги использую игру «Вратарь». Ученика - вратаря приглашают к доске (ворота), его задача - отбивать голы (вопросы).Интересным является опыт Т. Хромовой, которая использует для педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве технологию критического мышления через чтение и письмо. В своей работе она использует «кубирование» и составление сенканов, развивающих образное мышление, учит обобщать информацию и выражать собственное отношение к ней. Также она предлагает детям самостоятельное составление таблиц и схем, характеризующих поступки и образ героев. Педагог систематически проводит чтение с пометками, с целью организовать, сплотить учеников, нацелить их на общий творческий труд [25]. Для педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве необходимо использовать интерактивные технологии. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Использование мультимедийных презентаций на уроках сочетает в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников [25]. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасциации (принцип привлекательности). Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать. Буктрейлер-это короткий проморолик (длительностью не более 3 мин.) по мотивам книги, видео, клип по книге, который содержит в себе особенно яркие, познанные мгновения книги и визуализирует ее содержание. Главная задача буктрейлера – ярко и образно рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя, побудить к чтению, фантазии и творчества [25]. Блог – это еще одна возможность для поощрения детей к читательской деятельности. Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») – это вебсайт, основное содержание которого – записи, изображения или мультимедиа, регулярно добавляются. Для блогов характерны короткие записи временной значимости. Эти сайты являются неотъемлемым средством в работе современного учителя. Читательский блог дает возможность каждому ученику, анонимно или открыто, делиться своими впечатлениями, чувствами от прочитанной книги. Такая платформа дает полную свободу: в выборе произведений, высказывании оценок по поводу прочитанного и создании своих мини-рецензий, тем самым пропагандируя чтение [25]. Следовательно, использование инновационных средств на уроках одновременно влияет на все органы чувств учащихся, вызывает положительные эмоции и интерес, позволяет без чрезмерных волевых усилий воспринимать учебный материал и побуждает к самостоятельной творческой деятельности. Мультимедийная поддержка урока в начальной школе позволяет вывести его на качественно новый уровень, повысить статус учителя как современного специалиста. Использование одновременно нескольких каналов восприятия информации усиливает обучающий эффект, обогащает урок, делает его интересным и незабываемым. Возможности компьютера как наглядного пособия качественно нового уровня позволяют существенно повысить интерес учащихся к изучаемому материалу.Таким образом, анализ педагогического опыта показал, что педагоги решают проблему педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве посредством различных методов и средств. Важно, чтобы материал вызывал у ученика эмоциональный отклик, желание искать информацию, активно работать на уроке. При выборе методов и средств педагог должен учитывать не только предметные цели и задачи. Но и интересы и индивидуальные возможности одаренных учащихся.2.2 Внеклассная работа как форма педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчествеВнеурочная работа – это форма организации учащихся для выполнения после уроков обязательных, связанных с изучением курса практических работ по индивидуальным или групповым заданиям учителя. По содержанию эта работа совпадает с учебными занятиями, и ее результаты оцениваются учителем [1]. Внеурочная работа – чрезвычайно важный компонент учебного процесса, что происходит за взаимодействия ума, воли, эмоций учащихся и требует четкой организации. Она да широко возможности для развития творческой активности учащихся, их наклонностей, способностей и интересов.В процессе внеурочной деятельности, нацеленной на педагогическую поддержку одаренных учащихся в литературном творчестве возможно решать следующие задачи:1. Организация и проведение школьных, районных, областных олимпиад.2. Обеспечение участия одаренных детей в городских, районных, областных творческих конкурсах.3. Организацию факультативов, кружков, секций для поддерки литературного творчества учащихся. 4. Проведение выставок, конкурсов, создание стенгазет, творческих вечеров.На факультативные занятия педагог может принести газеты, в которых есть интересные материалы о жизни учеников, встречи, поездки. Прочитать ученикам заметки детей из других городов и сел, напоминая время от времени, что в газету может написать каждый, кто захочет. Ученики начинают писать простенькие заметки-рассказы об интересных мероприятиях в школе, о своих родителях, бабушках, дедушках. Уже давно прослеживается, что хороший учитель передает свои знания другим, лучший – учит, а лучший побуждает к творчеству. Поэтому с одаренными учащимися надо работать так, чтобы помочь им раскрыть свои творческие способности, таланты. В.А. Сухомлинский большое внимание в учебном процессе уделял творчеству. В своей книге «Сердце отдаю детям» он писал: «Творчество открывает в детской душе те уголки, в которых дремлют источники добрых чувств». Педагог считал, что поэтическое творчество – это высшая ступень культуры речи, и пытался к творческому труду приобщить каждого ученика.На факультативных занятиях ученики могут учиться сочинять стихи. Педагог с детьми может создать журнал «Проба пера». Стихи учеников представлены в приложении.Самые эффективные современные формы и методы внеурочной работы с одаренными детьми в литературном творчестве, раскрытие потенциала креативности, а именно:1. Методы психолого – педагогического сопровождения личности:метод моделирования проблемно – насыщенной воспитательной среды;метод стимулирования групповой и индивидуальной рефлексии;метод проблемно-конструктивного тренинга;метод педагогического содействия;метод эмпирической аккумуляции;метод субъект-субъективного диалога.2. Методы субъективной актуализации:метод перспективного самопознания;метод группового прогнозирования;метод интерактивного взаимодействия;метод проектирования личностных достижений;метод эвристических исследований;метод продуктивной самореализации [29].Во время внеурочной деятельности можно обсуждать книги, которые учащиеся прочитали вне программы. Анализируя роман Юрия Яновского «Всадники», ученики знакомятся с репродукцией картины Сальвадора Дали «Предчувствие гражданской войны» и высказывают свои мысли о том, какие ассоциации возникают у них с новеллой «двойной круг».Важной формой работы внеурочной деятельности являются проблемные вопросы. При изучении различных тем подбираю вопросы, на которые ученик готового ответа не найдет. При этом для правильного ответа ему нужно еще применить знания из ранее изученных разделов. Еще в вопросе какая-то проблемная ситуация, решить которую нужно неординарным способом. Например, в ходе анализа произведения «Проблема власти и государственности в романе – хронике П. Кулиша «Черная рада» можно поставить следующую ситуативную задачу. Представьте себе: вы советник гетмана Сомка. Что бы вы ему посоветовали:а) при подготовке к выборам;б) в случае победы гетмана;в) в случае поражения [28].Прорабатывая роман В. Пидмогильного «Город», предлагаем ученикам решить проблему «Степан Радченко – завоеватель города или его жертва?». Учащиеся составляют сравнительную таблицу.Работа с одаренными детьми требует надлежащей содержательной наполненности занятий, ориентированности на новизну информации и различные виды поисковой, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету и ученикам учителям. Ученики высказывают свои соображения, дают ответы на проблемный вопрос [23]. Таким образом, внеурочная деятельность является важной формой педагогической поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве. Для развития одаренности учащихся необходимо умело сочетать урочную и внеурочную деятельность. Во время внеурочной деятельности педагог может подготовить учащихся к олимпиаде, организовать кружок любителей литературного творчества. Использовать более сложные методы и формы работы, предложить ученикам сложные задания, которые неодаренным учащимся будет сложно выполнить.Выводы по главе 2Работа с одаренными детьми с целью поддержки их в литературном творчестве требует должной содержательной наполненности занятий, сориентированности на новизну информации и разнообразные виды поисковой, развивающей, творческой деятельности. Среди методов поддержки одаренных учащихся должны превалировать самостоятельная работа, поисковый и исследовательский подходы к усвоенных знаний, умений и навыков. Контроль за их обучением должен стимулировать углубленное изучение, систематизацию, классификацию учебного материала, перенос знаний в новые ситуации, развитие творческих элементов в их обучении. Домашние задания должны иметь творческий, дифференцированный характер. Вышеперечисленные аспекты, которые должны быть органично вплетенными в уроке, дополняются системой внеклассной и внешкольной работы: выполнение учеником внеучебных задач; занятия в научных обществах; посещение кружка или участие в тематических массовых мероприятиях; обзоры-конкурсы литературного творчества, встречи с учеными и тому подобное.ЗаключениеОдаренные дети-дети, у которых в раннем возрасте проявляются способности к выполнению определенных видов деятельности.Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены во время наблюдения за ее действиями. Признаки явной одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполняемой деятельности. Для оценки социального развития ребенка, творческих способностей, интеллекта используют различные психодиагностические методы, которые дополняются сведениями родителей, данными наблюдений за ребенком.Выявление одаренных и талантливых детей — это длительный процесс. Одаренный ребенок сам себе поможет, если учитель творческий, а учебный процесс интересный, разносторонний, результативный.Работа с одаренными детьми требует должной содержательной наполненности занятий, сориентированности на новизну информации и разнообразные виды поисковой аполитичной, развивающей, творческой деятельности. Она под силу высококвалифицированным, неравнодушным к своему предмету учителям.Среди методов поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве должны превалировать самостоятельная работа, поисковый и исследовательниц-кий подходы к усвоенных знаний, умений и навыков. Контроль за их обучением должен стимулировать углубленное изучение, систематизацию, классификацию учебного материала, перенос знаний в новые ситуации, развитие творческих элементов в их обучении. Домашние задания должны иметь творческий, дифференцированный характер.Формами работы могут быть групповые и индивидуальные занятия на уроках и во внеурочное время, факультативах. Содержание учебной информации должно дополняться научными сведениями, которые могут получить в процессе выполнения дополнительных задач в то же время, что и другие ученики, но за счет более высокого темпа обработки учебной информации.Вышеперечисленные аспекты, которые должны быть органично вплетенными в уроке, дополняются системой внеклассной и внешкольной работы: выполнение учеником внеучебных задач; занятия в научных обществах; посещение кружка или участие в тематических массовых мероприятиях (вечерах любителей литературы, истории, физики, химии и др.); смотры-конкурсы художественной, технической и других видов творчества, встречи с учеными и тому подобное.Индивидуальные формы внеклассной работы предусматривают выполнение разнообразных заданий, участие в очных и заочных олимпиадах, конкурсах на лучшую научно-исследовательскую работу. Учителя должны последовательно следить за развитием интересов и наклонностей учащихся, помогать им в избрании профиля внешкольных занятий.В системе поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве чрезвычайно большая роль принадлежит педагогам. Учитывая то, что одаренные дети учатся в одной группе с другими детьми, педагоги должны уметь работать с детьми, которые обладают разными способностями и особенностями, знать возрастные и психологические особенности развития детей, уметь создавать условия для развития познавательно-творческой деятельности, способствовать развитию творческого потенциала детей. Учитывая психологические, физиологические, дидактические и другие особенности для поддержки одаренных учащихся в литературном творчестве должны быть соблюдены следующие условия: соответствие внеурочной деятельности индивидуальным особенностям учащихся; использование различных методов и средств для работы с одаренными учащимися; системного целевого подхода к организации работы с одаренными детьми.Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.Список использованной литературыБоева Е.Л., Кондратенко О.И. Работа с одаренными детьми. Выявление одаренности у детей / Методические рекомендации для педагогов. - Старый Оскол. СОШ №20, 2011. – 95 с.Бумаженко Н.И. Социально-педагогические основы работы с одаренными детьми. – м.: УО «ВГУ им. П. М. Машерова, 2007. - 129 с. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М. Одаренные дети. - М.: Прогресс, 1991. - 383 с.Вахитова Л.В., Куптараева С.И. Проблемы выявления и развития одаренности детей / Сборник учебно-методических материалов. — Нефтекамск: ИМЦ, 2015. — 65 с.Голубничая Е.В. Обеспечение формирования готовности педагога к работе с одаренными детьми в муниципальной системе образования / Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования. — Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. — Красноярск, 2019. — 287 с.Добриневская А.И. Работа с одарёнными детьми: индивидуальное сопровождение / Кіраванне ў адукацыі. — 2019. — № 4. — С. 16-25.Каширская Е.А., Фролова А.Ю. Особенности воспитания одаренных детей / Педагогика. – 2021. -№ 4. –С. 9-13Кондаурова И.К. Организационно-педагогические основы обучения одаренных детей / Сборник задач и упражнений. — Саратов: СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2017. — 59 с.Кутнякова Н.П. Воспитываем гениев. Творческие методики развития личности. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. — 346 с.Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984. – 123 с.Лейтес Н. С. Ранние проявления одаренности //Вопросы психологии. — 1988 — № 4 — С. 99.Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети / Монография. — М.: Когито-Центр, 2014. — 132 с. Мукашева А.Б., Вишневская А.В. Педагогика одаренных детей / Учебное пособие. — Алматы: Қазақ университеті, 2015. — 138 с.Мусабекова Г.А. Педагогические подходы к работе с одаренными детьми в условиях обновления содержания среднего образования / Монография. — Костанай: Костанайский государственный педагогический университет им. У. Султангазина (КГПУ), 2019. — 112 с. Нагорнова А.Ю. Инновационные технологии в образовании и воспитании одаренных детей. - Ульяновск: Зебра, 2017. — 94 с.Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. Другое детство / Сборник тезисов участников второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития. – М.: МГППУ, 2009. – 327 с.Омельян А.М., Москвитина А.А., Пилипенко И.В. Ярмарка педагогических идей и инноваций / Сборник материалов, посвященных актуальным вопросам и перспективам осуществления инновационной работы в системе образования Белгородской области (г. Белгород, 16 апреля 2021 г.). — Белгород: Белгородский институт развития образования (БелИРО), 2021. — 113 с.Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение – развитие / Педагогика. — 2021. — № 4. — С. 30-43.Петрова С.Ф., Андросова М.И., Трофимова В.П. Социально-педагогическая работа с одаренными детьми и подростками / Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование». — Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2020. — 92 с. Поддержка одарённых детей (по материалам региональной научно-практической конференции) / авт. О.Л. Попов. - Иркутск: ИИПКРО, 2013. — 103 с.Попов А.И. Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения / Материалы международной научно-методической конференции. — Тамбов: Изд-во Тамбовского государственного технического университета, 2005. — 84 с.Психолого-педагогическое сопровождение одаренных школьников/ авт.-сост. А.В. Комарова. - Минск: Красико-Принт, 2008. - 176 с.Румбешта Е.А., Червонный М.А. Система социального сопровождения при организации академической мобильности одаренных детей. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2012. — 116 с.Сокольская М.А. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей и талантливой молодежи / Учебное пособие. — Курган: Курганский государственный университет (КГУ), 2021. — 194 с.Хромова Т. Одаренные дети / Воспитание школьников. — 1997. — №4. — С. 6-9.Чернышев А.С. и др. Социально одарённые дети. Путь к лидерству (экспериментальный подход) / 2-е изд., испр. и доп. — Воронеж: Кварта, 2007. — 210 с.Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/ea5d7777caea0f829ef088881c72c46bf592482c/ Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] – Режим: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ Юркевич В.С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность – книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 2000. - 136 с.ПриложениеСтихи одаренных учащихсяМоя деревняС далеких гор течет река, Через долину край села, Через леса, посреди Утесов, А название ей-бурная Случь,В мой родной край течет она, Немного спокойная и грустная. Несет прозрачную водицу В деревню, что зовется огородница.Моя деревня со всех сторон Лес зелененький обступил. Там каждую весну цветут сады,А в них поют соловьи.Уже двести лет в селе Работают наши "гончары". Больница и церковь есть у нас, И в сердце у нас живет Тарас.И завораживают всех Мир нежных зрение ночью ясных.И Луна шлет лучи нам, Что все спада, как желтый крам.Люблю свою деревню за то, Что тут Счастливый люд живет. Люблю за реку и лес, Потому что именно здесь я вырос.Куда бы ни ехал ты, вспомни, Что есть у тебя родной край. И вернешься снова туда, Где родился и вырос ты.Павловская Юлия, 10 классМой поселокЗеленые поля,Цветущие рощи -Это все родные земли мои.Беленькие избы в цветущих садах - Я часто их вижу у себя во снах.Между домов пробегает чудесная река.Под названием Случ - всем странность.Несет свои воды в разные села,Вода в ней течет прозрачная, ясная.Все эти рощи и поля, и домаБлизки моему сердцу эти родные края.Яковчук Анна, 8 класс
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!