Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологические основы детской депрессии

Тип Курсовая
Предмет Педагогика

ID (номер) заказа
4036010

500 руб.

Просмотров
3442
Размер файла
256.19 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВЕДЕНИЕЭмоциональная сфера всегда была предметом пристального внимания человека. С древних времен отмечалось, что в радости человек совершенно другой, чем в горе, и это касается не только его внешности, действий, различных действий, но и его влияния на других людей. Депрессия — это серьезное эмоциональное расстройство, которое поражает людей всех возрастов, включая детей и подростков. Она характеризуется устойчивым состоянием грустного и раздражительного настроения и потерей интереса и радости в жизни. Эти чувства сопровождаются рядом дополнительных симптомов, которые влияют на аппетит и сон, уровень активности и концентрации, а также на самочувствие.Актуальность работы обусловлена значимостью выбранной темы. Сегодня, несмотря на огромное количество исследований, проблема депрессивных расстройств у детей и подростков остается и становится актуальной из-за того, что число детей с расстройствами личности растет: вегетативные расстройства, плохая успеваемость, эпизоды тревоги и страха, одержимость, грубость и другие виды поведения, такие как курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, преступность и общие нарушения общественного порядка.Таким образом, возникает четкое противоречие между необходимостью изучения проблемы депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста и недостаточно практической проработкой этого вопроса с точки зрения психологии.Объект исследования. Особенности депрессивных реакций у школьников младших классов.Предмет исследования. Депрессия и способы ее возникновения у детей.Цель работы. Рассмотреть теоретические основы исследования особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста.Задачи работы:Рассмотреть психологические основы детской депрессии;Изучить особенности поведения у депрессивных детей;Определить причины возникновения и развития депрессии у детей;Провести эмпирическое исследование особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста;Определить результаты изучения депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста;Проанализировать профилактическую и психокоррекционную работу по преодолению депрессивных реакцийГипотеза исследования основана на том факте, что депрессивные состояния у детей младшего школьного возраста могут препятствовать или нарушать академическое развитие и успехи ученика, или, наоборот, академическая неудача может стать провоцирующей причиной для ученика развить депрессивный эпизод.В ходе исследования мы использовали в качестве основных психодиагностических процедур: для определения уровня самооценки по заранее определенным качествам методологию «Исследования самооценки Дембо-Рубинштейна» (авторы Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейн) для исследования «Я-концепции» или «Я-образ» «Тест двадцати аффирмаций самоотношения» (М. Кун и Т. Макпортленд).Методы исследования: поисковый, эмпирический, наблюдение, диагностика, тестирование, анализ результатов, обобщающий.База исследования. Выборку исследования составили подростки МБОУ № 28, города Старый Оскол. Всего было обследовано 30 обучающихся 2 «А» классаСтруктура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической части в виде двух глав, заключения и библиографического списка.ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА1.1 Психологические основы детской депрессииСлово «депрессия» имеет латинское происхождение, означает «давить», «подавлять». Патология занимает значительное место в структуре детских психических расстройств. Распространенность колеблется от 0,5% до 5%. Отмечается тенденция роста заболеваемости, снижения среднего возраста пациентов. Частота аффективных расстройств возрастной группы до трех лет составляет 0,6-0,9%. Первичные проявления эмоциональной нестабильности малышей являются предвестниками депрессии дошкольников, школьников, взрослых. Отмечается сезонность обострений, пик заболеваемости приходится на осенне-зимний период. Депрессия у детей – психическое аффективное расстройство, характеризующееся сниженным настроением, неспособностью переживать радость, моторной заторможенностью, негативным мышлением. Заболевание проявляется тревогой, страхами, фобиями, навязчивыми действиями, нарушениями социальной адаптации, соматическими симптомами (головной болью, недомоганием, нарушениями пищеварения). Диагностика осуществляется с использованием метода клинической беседы, опроса родителей, проективных психологических тестов. Лечение включает психотерапию, социальную реабилитацию, применение медикаментов.У младших школьников более заметны: замкнутость, безразличие, потеря интереса к играм, школьным занятиям, тоскливое настроение. Но обычно до 12-13 лет от ребенка редко можно услышать жалобу на «печаль» или «тоску». Чаще дети жалуются на то, что им «скучно», «ничего не интересно», «невыносимо», «хочется плакать», «камень на сердце», «темная стена». Кстати, жалоба на «скуку», означающая снижение интереса к окружающей жизни, - один из самых частых признаков детских депрессий. При этом, в отличие от депрессивных взрослых, у детей отмечаются повышенная слезливость или постоянная готовность к плачу, выраженные тем больше, чем моложе ребенок. Депрессивные дети плачут по малейшему поводу: при обиде, замечании или поощрении, приходе в дом постороннего.Отмечаются также повышенная чувствительность, жалостливость (дети могут плакать над сломанным цветком, срубленной елкой, убитым жуком), жалеть неодушевленные предметы. Они не отпускают от себя мать, просят взять их на руки, покачать, в их речи появляются младенческие интонации. Между тем дети выглядят не столько печальными, сколько мрачными и угрюмыми. В отличие от взрослых, «вектор вины» при детской депрессии направлен вовне. Дети недовольны отношением к ним родителей, считают их виновными в плохом самочувствии, сниженном настроении, высказывают массу претензий и упреков. Начиная сомневаться в любви родителей, они много раз в день задают один и тот же вопрос: «Ты любишь меня?», но при положительном ответе и ласке успокаиваются ненадолго, ловят взгляды близких, наивными способами пытаются проверить их любовь. Всякое замечание, недовольство родителей провоцируют приступы двигательного беспокойства с криком, плачем, нелепыми угрозами и поступками, вплоть до демонстративных попыток самоубийства. Одним из ранних признаков детской депрессии является школьная дезадаптация. Она, как правило, нарастает постепенно, проявляясь в трудностях осмысления и запоминания учебного материала. Дети все больше времени тратят на приготовление домашних заданий, не понимают прочитанного. Много раз пересказав текст дома, на другой день не могут вспомнить его у доски, не могут решить простейших задач, путают счет. Начинают плакать, причитая, что все их усилия напрасны, что «все равно будет двойка». Становятся крайне рассеянными, забывают дома тетради, учебники, жалуются на потерю памяти: «совсем глупая стала», «не умею учиться», силюсь понять и не понимаю». Считают, что учителя их недолюбливают за тупость, сверстники презирают, стремятся обидеть, смеются над их плохой успеваемостью, что они неинтересны, неприятны, и даже родители отдают предпочтение другим детям в семье. Появляется и несвойственная ребенку медлительность, неловкость. Дети подолгу одеваются, не могут бегать, играть со сверстниками на переменах, на уроках физкультуры выглядят вялыми и неуклюжими, постепенно прекращают посещать спортивные секции, требующие физического напряжения. В период улучшений ребенок дает слово завтра же отправиться в школу, готовит уроки, собирает портфель, а на утро либо наотрез отказывается выполнять свое обещание, либо доходит до ворот школы и возвращается домой. Связно объяснить свое состояние не может, на все вопросы отвечает «не могу», «не хочу» или каждый раз ссылается на новые несущественные причины. Он весел и спокоен, когда в связи с болезнью или каникулами родители прекращают обсуждать вопрос о школе. Такое состояние «школьной фобии» может продолжаться года 3-4. На развитие депрессии влияют как внешние, так и внутренние факторы. Наиболее травмирующим фактором для детей младшего дошкольного возраста (до 4 лет) является отделение от матери, от семьи (помещение в больницу, санаторий, круглосуточный детский сад, ясли, дом ребенка и т. п.), а для детей старше 5 лет - длительная неблагополучная семейная ситуация (скандалы, жестокость родителей, развод, смерть родителей). Начиная с 7-летнего возраста, наиболее значимыми факторами депрессии становятся проблемы, связанные со школой (смена класса, учителя, отставание от сверстников, оскорбительное отношение учителя). Короткофазность, быстротечность депрессии в детском возрасте встречается чрезвычайно редко: обычная длительность депрессии от 1-3 мес., до года и больше. При этом интенсивность депрессивной симптоматики отличается непостоянством, связана с семейной ситуацией и физическим состоянием ребенка.1.2 Особенности поведения у депрессивных детейВсе, что характерно для депрессивных взрослых, можно отнести и к депрессивным детям. Обычно это очень неуверенные в себе дети, с неустойчивой самооценкой. Постоянно испытываемое ими чувство страха перед неизвестным приводит к тому, что они крайне редко проявляют инициативу. Будучи послушными, предпочитают не обращать на себя внимание окружающих, ведут себя примерно и дома, и в школе, стараются точно выполнять требования родителей и воспитателей - не нарушают дисциплину, убирают за собой игрушки. Таких детей называют скромными, застенчивыми. Однако их примерность, аккуратность, дисциплинированность носят защитный характер - ребенок делает все, чтобы избежать неудачи.Депрессивные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Они отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.Так как депрессивные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя того, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают [18, с.12].Депрессивные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их может быть как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь. Депрессивные дети имеют склонность к вредным привычкам невротического характера (они грызут ногти, сосут пальцы, занимаются онанизмом). Манипуляция с собственным телом снижает у них эмоциональное напряжение, успокаивают. Распознать тревожных детей помогает рисование. Их рисунки отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях, особенно мелких.У депрессивных детей серьезное, сдержанное выражение лица, опущенные глаза, на стуле такой ребенок сидит аккуратно, старается не делать лишних движений, не шуметь, предпочитает не обращать на себя внимание окружающих [18, с.14].Итак, поведение депрессивных детей отличается частыми проявлениями беспокойства и тревоги, такие дети живут в постоянном напряжении, все время ощущая угрозу, чувствуя, что в любой момент могут столкнуться с неудачами. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств – важный показатель в понимании внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии, благополучии, возможных перспективах развития. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникают проблемы в общении и установлении контакта. Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один, ничем не интересуется. При обследовании такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт [7, с.105].Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.1.3 Причины возникновения и развития депрессии у детейРазвитию депрессии у детей способствуют следующие факторы:1. Патология раннего неонатального периода, такие как: хроническая внутриматочная гипоксия плода, рождение детей с асфиксией, наличие энцефалопатии новорожденных, внутриутробные инфекции. Все эти состояния приводят к поражению головного мозга.2. Семейный климат: неполная семья, конфликты в семье, «сверхопека» матерями, или, наоборот - отсутствие заботы со стороны родителей, отсутствие должного сексуального воспитания со стороны родителей.Очень часто в неполных семьях дети не могут рассказать своему родителю обо всех своих проблемах, особенно это касается семей, где дочь воспитывает только отец. В таких семьях дети замыкаются в себе, весь груз проблем ложиться только на их плечи, и иногда они с этим грузом не справляются. Частые конфликты в семье приводят к идеям у ребенка, что он является обузой для родителей, что без него им бы жилось намного легче. При наличии «сверхопеки» со стороны матери, дети не способны адаптироваться к окружающей среде и обществу. Без отсутствия поддержки со стороны матери они становятся совершенно беспомощными.Подростковый возраст – это период экспериментов, особенно в сексуальном плане. При отсутствии сексуального опыта, очень часто могут возникнуть проблемы и неудачи при первом сексуальном контакте. При достаточной информированности ребенка в сексуальном плане это обстоятельство не вызовет у подростка отрицательной реакции, однако, при отсутствии полового воспитания, такая ситуация может негативно сказаться на подростке, что приведет к его замкнутости.3. Подростковый возраст. Как уже говорилось выше, подростковый возраст – это период экспериментов. Помимо ранее описанных проблем, в этот период происходит гормональная и структурная перестройка организма. У девочек появляются первые месячные, у мальчиков ночные поллюции (ночное семяизвержение), изменяется форма тела, появляются юношеские прыщи. Из-за переизбытка гормонов дети становятся более агрессивными, в их среде появляются лидеры, которые диктуют тот или иной образ жизни. Если ты не соответствуешь этому образу, ты не можешь попасть в группу общения, а значит, ты оказываешься за бортом общественной жизни. Все это может привести к отчуждению ребенка из общества, появлению мыслей, что он не такой как все.4. Частая смена места жительства. У ребенка должен быть свой круг общения, друзья. При частой смене места жительства ребенок не может завести полноценных друзей, с которыми он мог бы проводить свободное время, делиться секретами.5. Проблемы в учебе. Современный учебный процесс слишком перегружен предметами, не каждый ребенок способен справиться со школьной нагрузкой. Отставание по школьной программе изолирует ребенка от его одноклассников, делая его очень уязвимым в психическом плане.6. Наличие компьютера и Интернета. Достижения технологии позволили объединить целый мир, сузив его до монитора компьютера, однако, это плохо сказалось на способности молодежи к общению. У детей сужается круг интересов, они не способны ничего обсудить со своими сверстниками, кроме того, насколько он «прокачал» своего героя или скольких «ботов» он «замочил» вчера. Дети становятся стеснительными при личной встрече, им тяжело подобрать слова, ведь в компьютере так легко спрятаться за парой смайликов. При этом единственной формой общения у них является общение в чате. Депрессия у ребенка может развиться вследствие воздействия острых или хронических стрессов (смерть или тяжелая болезнь близких, распад семьи, ссора с близкими людьми, конфликты со сверстниками и т.д.), но может начинаться вне связи с какими-то видимыми причинами на фоне полного физического и социального благополучия, что, как правило, связано с нарушениями нормального протекания биохимических процессов в головном мозге. Выделяют так называемые сезонные депрессии, возникновение которых связано с особой чувствительностью организма к климатическим условиям (часто проявляется у детей перенесших гипоксию, получивших различные травмы в родах).Профилактика депрессии у детей и подростков.Никакое лечение депрессии у детей не будет полным без позитивных изменений в его семье, родители должны принять «настоящего ребенка», его нужды и стремления вместо своих собственных ожиданий, вместо «ребенка своей мечты». При проведении психотерапии работают над укреплением самооценки ребенка, развитием его способности выражать свои чувства, делиться ими, шаг за шагом справляться с проблемами и конструктивно воздействовать самому на сложившуюся ситуацию.Интересуйтесь жизнью вашего ребенка, покажите насколько интересно то, чем он увлекается, для вас. Старайтесь знать друзей вашего ребенка, однако, необходимо, чтобы это было ненавязчиво, все должно происходить в форме беседы, когда ребенок сам все рассказывает вам. Обращайте внимание на поведение ребенка, замечайте все новые пристрастия у вашего ребенка. Ребенок чаще должен находиться на воздухе, быть активным при дневном свете и отдыхать в полной темноте. Это благоприятно воздействует на весь организм, нормализует биоритмы.Самостоятельно ребенок не сможет выйти из депрессивного состояния, поэтому задача родителей вовремя обратить внимание на изменение в личности ребенка и обратиться за медицинской помощью.Вывод по первой главе работы. В данной главе работы рассматривались теоретические основы исследования особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста.Таким образом, на основании анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать следующие выводы:Депрессивность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих.Причиной возникновения депрессии всегда является внутренний конфликт ребенка, его несогласование с самим собой, противоречивость его стремлений, когда одно его сильное желание противоречит другому, одна потребность мешает другой. Наиболее частыми причинами такого внутреннего конфликта являются: ссоры между людьми, равно близкими ребенку, когда он вынужден принимать сторону одного из них против другого; несовместимость разных систем требований, предъявляемых ребенку, когда, к примеру, то, что разрешают и поощряют родители, не одобряется в школе, и наоборот; противоречия между завышенными притязаниями, нередко внушенными родителями, с одной стороны, и реальными возможностями ребенка, с другой, неудовлетворение основных потребностей, таких, как потребность в любви и самостоятельности.Тем не менее, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста депрессия еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий, ее можно существенно снизить, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации.ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1 Организация и методы исследованияВ настоящем параграфе мы остановимся на описании выборки испытуемых и обработки полученного эмпирического материала.Исследование особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста проводилось в несколько этапов.Первый этап исследования (сентябрь-декабрь 2021) –поисковый выбрана тема и методики, поставлены цели и определены задачи.Второй этап исследования (январь-март 2021)- эмпирический. На этом этапе проводилась организация и проведение эмпирического исследования, Ведущими методами явились: наблюдение, диагностические методы (беседы, тестирование, анализ результатов).Третий этап исследования (апрель-май 2021) – обобщающий.Отрабатывались окончательные выводы и предложения, осуществлялась проверка и обработка результатов исследования, проводилось обобщение, систематизация, описание полученных результатов. Основными методами исследования выступили: анализ обобщение результатов исследования, методы математической статистики.Для изучения уровня и причин тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста использовался «Тест школьной тревожности Филипса», для определения тревожности у детей с нормальным развитием и психическими отклонениями использовалась «Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена) тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом», для измерение уровня тревожности использовалась «Методика измерения уровня тревожности Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.».«Тест школьной тревожности Филипса».Цель методики изучение уровня и причин тревожности, связанной со школой у детей младшего школьного возраста.Материал: тест, состоящий из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет» (приложение 2).Инструкция: «Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. На листе для ответов вверху запишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте в клеточке с номером вопроса ответ «+», если Вы согласны с ним, или «–», если не согласны».Интерпретация результатов:При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности (приложение3).При обработке подсчитывается:1. Общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделенных в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как и в первом случае. Анализируется общее эмоциональное внутреннее состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора):1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.2. Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успех, достижения высокого результата и т.д.4. Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявлении себя другим, демонстрации своих возможностей.5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми школе, снижающий успешность обучения ребенка.«Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена) тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом», Цель определить тревожность у детей с нормальным развитием и психическими отклонениями.Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным.Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного - 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста. Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.«Методика измерения уровня тревожности Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.».Цель методики измерение уровня тревожности.Материал: опросник состоит из 20 утверждений (приложение 1).Воспитатель или учитель заполняет бланк опросника, наблюдая за поведением ребенка.Интерпретация результатов:Суммируется количество «плюсов», свидетельствующих об уровне тревожности:17-20 баллов – очень высокий уровень тревожности;13-16 баллов – высокий уровень тревожности;9-12 баллов – средний (с тенденцией к высокому) уровень;4-8 баллов – средний (с тенденцией к низкому) уровень;0-3 баллов – низкий уровень тревожности.Математическую обработку полученных данных мы проводили с помощью компьютерной программы статистического анализа Microsoft Excel 2007 (2003).Полученные данные позволили нам подтвердить достоверность выдвинутой гипотезы, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания, изменяется и приобретает более устойчивый характер в подростковом возрасте.2.2 Результаты изучения депрессивных реакций у детей младшего школьного возрастаВ этом параграфе представлены результаты депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста. На первом этапе была проведена методика «Тест школьной тревожности Филипса» мы получили следующие результаты они представлены в таблице 1.Таблица 1.Результаты школьной тревожности по методике ФилипсаФакторыНормальный уровеньПовышенный уровеньВысокий уровеньОбщая тревожность в школе12810Переживание социального стресса13125Фрустрация потребности достижения успеха8148Страх самовыражения5718Страх ситуации проверки знаний51015Страх не соответствовать ожиданиям окружающих5718Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу2055Проблемы и страхи в отношениях с учителями71112Результаты таблицы 1. показали уровень тревожности в школе с высоким процентом по шкале «Общая тревожность в школе» имеют 10 школьников (рис.2.1, шкала 1, высокий уровень), т.е. 40% респондентов.Несколько повышена общая тревожность в школе у 36% (рис.1, шкала 1, повышенный уровень). Такие показатели свидетельствуют о том, что эти дети склонны переживать тревожность разной степени интенсивности, находясь в школе: в процессе обучения, проверки и оценки знаний, а также, в процессе общения и взаимодействия с учителями и сверстниками. То есть, 76% от всего числа респондентов расценивают ситуацию школьного обучения как угрожающую их престижу, самооценке, статусу, и т.п.Нормальный уровень тревожности в школе (рис.1, шкала 1, нормальный уровень) имеют 24%. Школа и школьные требования, трудности не являются для этих ребят травмирующими, что создает условия для нормального функционирования, развития ребенка в процессе обучения, установления дружеских контактов и взаимоотношений.Достаточно высокий процент испытуемых, 46%, не переживают социального стресса. Это говорит о том, что их отношения с социумом можно охарактеризовать как удовлетворительные, не травмирующие, позитивно окрашенные.Однако, процент школьников, переживающих социальный стресс на высоком уровне – 20%, на повышенном уровне – 34%, (рис.1, шкала 2, высокий, повышенный уровень). Такие данные указывают на то, что эмоциональное состояние этих детей, на фоне которого развиваются их социальные контакты, является напряженным, негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим. Таким образом, создаются предпосылки для возникновения и развития беспокойства, тревоги, тревожности как следствия социального стресса.У 58%респондентов присутствует страх самовыражения (рис.1, шкала 4, высокий уровень). Этот факт свидетельствует о том, что большинство детей переживают негативные эмоции в ситуации предъявления себя другим, самораскрытия. На наш взгляд, это объясняется с одной стороны тем, что эти школьники склонны чрезмерно критично оценивать себя, но в то же время, исключительно эгоцентричны и мнят себя «центром вселенной». Такие противоречия в самовосприятии не позволяют им адекватно оценить себя и уж тем более, представить на «суд» окружающих. С другой стороны, в этом возрасте человек часто испытывает такие чувства и эмоции, которые не понимает и стыдится, отсюда стремление «закрыться», спрятать свой внутренний мир от окружающих.Несколько повышен уровень страха самовыражения 26% респондентов, (рис. 1, шкала 4, повышенный уровень). Основываясь на этом факте, мы можем предположить, что в данном случае страх самовыражения присутствует лишь в определенных ситуациях или с определенными людьми. Возможно также, что этот страх выражен не ярко, и не является генерализированным, то есть, не доминирует над другими эмоциями.16% школьников данной группы испытуемых не имеют психологических и эмоциональных трудностей в самопредъявлении и самораскрытии (рис. 2.1, шкала 4, нормальный уровень). Эти дети легко находят контакт с окружающими, быстро заводят новые знакомства, их отношения глубже и эмоционально насыщеннее, по сравнению с теми, кто испытывает тревожность в этой области.Кроме того, сюда примешивается еще и страх не соответствовать ожиданиям окружающих (рис.1, шкала 6, высокий уровень), который выявлен у 60% школьников. То есть, дети боятся раскрыться еще и потому, что тревожатся о том, насколько «нормально» и «правильно» они будут выглядеть в глазах окружающих. Здесь наблюдается некоторое противоречие – с одной стороны, школьников волнует мнение о них и оценки окружающих, но с другой они боятся этого, так как, в результате может пострадать их самооценка, а также положение среди сверстников, что для ребенка является очень болезненным. Исходя из этого, можно предположить, что социальные контакты, прежде всего со сверстниками, являются эмоционально-напряженными, часто фрустрирующими, что обусловлено возрастными особенностями.У 24% респондентов несколько повышен уровень страха не соответствовать ожиданиям окружающих (рис. 1, шкала 6, повышенный уровень). Это, скорее всего, свидетельствует о том, что желание социального одобрения присутствует у данной группы детей, но оно не является ведущим мотивом. То есть, школьники в некоторой степени ориентированны на мнение и оценку окружающих, но не зависимы то нее.16% респондентов данной выборки не испытывают страха не соответствовать ожиданиям окружающих (рис. 1, шкала 6, нормальный уровень). Для этих детей наиболее значима собственная оценка происходящего, ориентация на собственные ценности и идеалы.Сравнительно небольшой процент школьников, 30% – 15 человек, испытывают фрустрацию потребности в достижении успеха на высоком уровне (рис. 1, шкала 3, высокий уровень). Это говорит о том, что в ситуации школьного обучения в их поведении наблюдается неблагоприятный психический фон, который не позволяет им развивать свои потребности в успехе, в достижении высоких результатов. Причин такого явления может быть несколько. Например, неблагоприятное отношение сверстников и взрослых, которые как бы программируют школьника на неудачу, а успехи его воспринимают весьма условно. Или низкая самооценка школьника, неверие в свои силы и способности. Возможно так же и то, что фрустрация потребности достижения успеха проявляется на фоне тревожности как свойства личности.Более высокий процент испытуемых, а именно, 50% испытывают фрустрацию достижения успеха на несколько повышенном уровне (рис. 1, шкала 3, повышенный уровень). То есть, в ситуации школьного обучения существуют неблагоприятные для них факторы, которые мешают в достижении успеха. Однако, влияние этих факторов не столь сильно, и при некоторых усилиях со стороны школьников и помощи со стороны учителей и сверстников, его вполне возможно избежать.Не переживают фрустрацию в достижении успеха всего 20% респондентов, что подтверждает предположение о том, что ситуация школьного обучения, для большинства детей, является травмирующей, негативно окрашенной и тревожной.60% испытывают сильный, и 30% – менее сильный страх в ситуации проверки знаний (рис. 1, шкала 5, высокий и повышенный уровни). Скорее всего, это объясняется тем, что, по мнению этих учеников, учителя предъявляют к ним завышенные требования, вследствие чего, могут негативно оценить их, а негативные оценки, как говорилось выше, крайне болезненны для подростков и представляют угрозу их положению среди сверстников, самооценке. Возможно и то, что эти школьники настолько неуверенны в себе, в собственных знаниях и силах, что само ожидание проверки знаний тревожит их, а общение с учителем приносит только негативные эмоции.Так же, 10% не испытывают страха в ситуации проверки знаний (рис. 1, шкала 5, нормальный уровень).Стоит заметить и тот факт, что процент школьников, испытывающих тревожность в ситуации проверки знаний, практически одинаковый, с процентом испытуемых, имеющих страх общения с учителями. По нашему мнению, это говорит о том, что детей тревожит проверка знаний и отметка, а также сколько оценка учителя, как взрослого.У 50% сильное эмоциональное напряжение появляется еще и при взаимодействии с учителями, и немного слабее, у 34% (рис.1, шкала 8, высокий уровень, повышенный уровень).16% не испытывают проблем и страхов в отношениях с учителями (рис. 2.1, шкала 8, нормальный уровень).Эти данные соответствуют данным уровня общей тревожности в школе (рис. 1, шкала 1), что может объясняться следующим: оценка со стороны учителей и родителей для детей данной выборки является более значимой, чем оценка ровесников. То есть, общая тревожность в школе обусловлена переживаниями, связанными с возможностью негативной оценки учителей.Небольшое число школьников 16% имеют высокую тревожность вследствие низкой физиологической сопротивляемости стрессу (рис. 1, шкала 7, высокий уровень). То есть, в поведении этих школьников наблюдается сниженная приспособляемость к ситуациям стрессогенного характера, например, к школьному обучению в целом, и повышенная вероятность неадекватного деструктивного реагирования на тревожный фактор среды. Также 22% респондентов склонны к данным особенностям.62% имеют нормальную физиологическую сопротивляемость стрессу (рис.1, шкала 7, нормальный уровень), что свидетельствует о том, что возможные предпосылки для возникновения тревожности у них не физиологического, а социального плана, то есть страх самовыражения, боязнь оценок и трудности в межличностных контактах.center3414Рисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возрастаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возрастаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возрастаРисунок SEQ Рисунок \* ARABIC 1. Уровни школьной тревожности у детей младшего школьного возрастаПользуясь этими результатами, а также на основе индивидуальных бесед, сделаны выводы, что высокий уровень тревожности вызван:1. Плохой подготовкой к урокам;2.Боязнью выразить свои возможности, так как дети считают, что они будут оценены ниже, чем их сверстники, которые показывают высокий уровень знаний и творчества;3. Заниженной самооценкой;4. Предъявлением со стороны учителя высоких требований;5. Домашними неприятностями;6. Высокими требованиями родителей;7. Недостаточным вниманием и поддержкой родителей;8. Не замечание учителем и родителями успехов ребенка.«Методика диагностики тревожности (модификация теста Амена) тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом»,Все результаты заносятся в протокол (Приложение). На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка. ИТ представляет процентное отношение эмоционально-негативных выборов (выбор печального лица) к общему количеству предъявленных рисунков (14).ИТ = количество эмоционально-негативных выборов / 14 * 100.Дети по ИТ разделяются на 3 группы:0-20% – низкий уровень тревожности;20-50% – средний;свыше 50% – высокий.Качественный анализ данных позволяет определить особенности эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях, которые могут быть разделены на ситуации с положительной, отрицательной эмоциональной окраской и ситуации с двойным смыслом.При интерпретации результатов теста тревожности для детей младшего школьного возраста стало видно, что средняя оценка у детей от 20 до 50 баллов, – это показатель среднего и выше среднего уровня тревожности.Замечено, что интенсивность переживания тревоги, уровень тревожности у мальчиков и девочек различны. В младшем школьном возрасте мальчики более тревожны, чем девочки. Это связано с тем, с какими ситуациями они связывают свою тревогу, как ее объясняют, чего опасаются. И чем старше дети, тем заметнее эта разница.Девочки чаще связывают свою тревогу с другими людьми. К людям, с которыми девочки могут связывать свою тревогу, относятся не только друзья, родные, учителя. Девочки боятся так называемых «опасных людей»- пьяниц, хулиганов и т. д. Мальчики же боятся физических травм, несчастных случаев, а также наказаний, которые можно ожидать от родителей или вне семьи: учителей, директора школы и т.д.Результаты диагностики уровня тревожности по методике Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М. были получены следующие результаты:4 испытуемых (Анна Ч., Инна Б., Павел А., Кристина Ч.) набрали 19 баллов, что соответствует очень высокому уровню тревожности;8 испытуемых (Ирина А., Катя В., Максим Г., Максим К., Настя С., Юля Я, Марина В., Руслан П.) получили от 13 до 16 баллов, что соответствует высокому уровню тревожности;7 испытуемых (Света Б., Лиза Е., Руслан К., Марина П., Настя А., Виталик В, Кирилл М.) получили 9-12 балла, что соответствует среднему с тенденцией к высокому уровню тревожности;7 испытуемых (Оля Г., Сергей И., Маша П., Артем С. Паша В., Семён В., Саша П.) набрали от 4 до 6 баллов, что соответствует среднему с тенденцией к низкому уровню тревожности;4 испытуемых (Кристина Л., Лена В., Оля П. Вова М.,) получили 1 балл, что соответствует низкому уровню тревожности.Используя данную методику, мы анализировали не общий показатель тревожности, а рассматривали каждый параметр в отдельности, поэтому каждый параметр был для нас информативным, и определенным образом наталкивал на выявление причин возникновения тревожности.Анализируя результат данного исследования, мы заметили, что у наибольшего количества детей данных групп наиболее распространенными факторами высокой тревожности являются страх не соответствовать ожиданиям окружающих и страх самовыражения. На основании этого нами было сделано предположение о том, что причиной возникновения тревожности в этих группах являются нарушения в системе взаимодействия детей друг с другом. Поэтому был сделан вывод о том, что коррекционно-развивающая программа должна быть направлена на развитие конструктивных способов взаимодействия тревожных детей, их межличностных отношений, а также на развитие коммуникативных умений.2.3 Психопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению депрессивных реакцийПсихопрофилактическая и психокоррекционная работа по преодолению депрессивных реакций школьников предполагает несколько взаимосвязанных направлений.Психологическое просвещение родителей. Данное направление работы включает три блока. Первый блок предполагает рассмотрение следующих вопросов: роль взаимоотношений в семье в возникновении и закреплении тревожности; влияние способа предъявления требований к ребенку, того, когда и почему близкие взрослые довольны и недовольны им, и того, как, в какой форме они это проявляют на формирование у ребенка чувства защищенности и уверенности в себе. Второй блок: влияние эмоционального самочувствия взрослых на эмоциональное самочувствие детей разного возраста. Третий блок: значение развития у детей и подростков чувства уверенности в собственных силах.Основная задача такой работы – помочь родителям прийти к пониманию того, что решающая роль в профилактике тревожности и ее преодолении принадлежит им.Психологическое просвещение педагогов. Здесь, прежде всего, значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Такое разъяснение требуется потому, что нередко учителя склонны рассматривать тревожность скорее как позитивную особенность, обеспечивающую ребенку чувство ответственности, восприимчивость и т.п. Педагоги должны объективно оценивать роль четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований, конкретной обратной связи (конечно, при соблюдении основного принципа – общего уважения к ребенку как личности) в профилактике и преодолении тревожности. Особое внимание педагогов следует обратить на формирование правильного отношения учащихся к ошибкам. Известно, что именно «ориентация на ошибку», которая нередко подкрепляется отношением педагогов к ошибкам как к недопустимому, наказуемому явлению, – одна из основных форм школьной и тестовой тревожности. На психолого-педагогических консилиумах обсуждаются и разрабатываются рекомендации по работе с тревожными детьми, примером которых могут служить следующие:Серьезные, эмоционально затратные разговоры с ребенком проводить наедине, а не публично. Не тревожиться самому, не передавать личную тревогу обучающимся. Учить детей адекватному восприятию действительности, нивелировать тревогу по поводу событий, ещё не случившихся. Уметь аргументировать оценку и отметку. Уметь самому признавать право на ошибку. Учить детей рефлексии.Обучение родителей конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей, а также помощи детям в овладении средствами преодоления тревожности (индивидуальное или групповое консультирование).Непосредственная работа с детьми и подростками, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, собственных критериев успешности, умения вести себя в трудных ситуациях, ситуациях неуспеха. При проведении психопрофилактики эта работа должна быть ориентирована прежде всего на оптимизацию тех областей, с которыми связаны «возрастные пики» тревожности для каждого периода; при психокоррекции, помимо этого, работа должна быть ориентирована на «зоны уязвимости», характерные для конкретного ребенка или подростка. Важным элементом работы является выработка индивидуальных эффективных моделей поведения в значимых, в том числе оценочных ситуациях. Необходимы подготовка детей к новым ситуациям, снижение неопределенности различных ситуаций посредством предварительного ознакомления детей с их содержанием и условиями, обсуждение возможных трудностей и обучение конструктивным способам их решения. Целесообразно проводить предварительное «проигрывание» наиболее значимых ситуаций, например репетицию экзамена.Психолого-профилактическими аспектами решения проблемы школьной тревожности предусматривается:1. Выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов, освобождение таких учащихся от экзаменов и выполнения наиболее трудных заданий;2. Участие школьного психолога в разработке и проведении профилактических мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся, выработку у них психологической устойчивости к стрессогенным воздействиям;3. Помощь психолога учителям в реализации той части коррекционных программ для учащихся группы риска, которая может быть обеспечена в стенах школы;Воспитательные и учебно-информационные аспекты проблемы школьной тревожности связаны с решением следующих задач:1. Воспитание у учащихся толерантности в коммуникативных ситуациях, формирование установок на сотрудничество, взаимопомощь, готовность к разумным компромиссам;2. Воспитание у них привычки заботиться о своём психофизическом состоянии в процессе подготовки к ответу, при самом ответе, при выполнении контрольной работы, сдаче экзамена;3. Формирование у школьников потребности находиться в оптимальном психоэмоциональном состоянии как во время отдыха, так и при выполнении любой работы;4. Формирование у учащихся коммуникативных компетенций: умений и навыков грамотно строить общение (деловое, межличностное), предупреждать эмоциональные конфликты, правильно разрешать возникающие противоречия, управлять развитием коммуникативной ситуации;5. Развитие у школьников самообладания, а также умений и навыков психофизической саморегуляции, которые дадут возможность ученику чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ и сдаче экзаменов;6. Обучение психологическим навыкам эффективного преодоления деструктивных состояний – дистресса, депрессии, дисфории.Обеспечение индивидуального подхода к учащимся определяет необходимость соблюдения щадящего режима и требует от педагога проявления особого педагогического такта по отношению к учащимся с высоким риском нервно-психических срывов, повышенным уровнем невротизации, тревожности.Вывод по второй главе работы. В данной главе работы проводилось эмпирическое исследование особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста.Таким образом, считаем необходимым, с целью формирования безопасного образовательного пространства, с учётом здоровье сберегающих технологий и коррекции отрицательных, дестабилизирующих эмоциональное здоровье участников образовательного процесса факторов, проведение специальных мероприятий (тренинги эмоциональной устойчивости, психологическая разгрузка и проч.) для участников образовательного процесса.ЗАКЛЮЧЕНИЕНастоящее исследование посвящено одной из актуальных проблем современной психологии особенности депрессивных реакций у детей младшего школьного возраста. Данное исследование позволило сформировать следующие выводы:На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе общественных отношений, которые определяют требования к его поведению и деятельности. Социальная ситуация развития ребенка, специфическая для каждого возраста, имеет своеобразные психологические характеристики и имеет большое значение для психологического благополучия ребенка. Так, психологическое благополучие школьника во многом определяется тем, насколько его учебная деятельность соответствует требованиям школы. Неблагополучие адаптации ребенка к школе проявляется, прежде всего, в высокой депрессии.Школьная тревожность является одной из типичных проблем, с которыми сталкивается школьный психолог. Особое значение имеет исследование изменений, происходящих в подростковом возрасте, поскольку этот возраст называют временем рождения личности. В младшем подростковом возрасте ребенок является еще типичным школьником, и в связи с этим, школьная тревожность влияет на развитие личности ребенка, может стать устойчивым свойством, чертой личности и темперамента. Если для дошкольников и младших школьников основными источниками тревожности является семья, то для подростков и старшеклассников такая роль значительно уменьшается, зато вдвое возрастает роль школы.Существенно, что, становясь школьником и переходя от одного этапа школьной жизни к другому, ребенок не просто приспосабливается к наличной ситуации школы. На основе сформировавшихся у него личностных качеств и возникших в предшествующем возрасте потребностей, он, так или иначе, преломляет воздействие школы и (сознательно и неосознанно) занимает по отношению к ней внутреннюю позицию. В психологии существует понятие «внутренняя позиция», под которой подразумевается совокупность всех отношений ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему.Внутреннюю позицию школьника в самом широком смысле можно определить как систему потребностей и стремлений ребенка, связанных со школой, т.е. такое отношение к школе, когда причастность к ней переживается ребенком как его собственная потребность. Кроме отношения к учебному процессу в целом, для ребенка, поступающего в школу, важно отношение к учителю, сверстникам и самому себе.Так, детям с высокой оценкой тревожности следует формировать чувство уверенности и успеха. Им необходимо смещать акцент с внешней требовательности, категоричности, высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам.Для низко тревожных детей, напротив, требуется пробуждение активности, подчеркивание мотивационных компонентов деятельности, возбуждение заинтересованности, высвечивание чувства ответственности в решении тех или иных задач.Подводя итог проделанной работе, следует сказать, что она действительно имеет практическую значимость, важность. Так как единого подхода в теории до сих пор нет. По мере проведения нашего исследования цели, поставленные перед нами, мы достигли, задачи выполнили. Но наша гипотеза подтвердилась, частично учитывая анализ проведенных исследований, а вот то, что соотношение структурных элементов, входящих в состав самосознания под целенаправленным воздействием изменяется, приобретая устойчивый характер, мы не выяснили. Для того чтобы определить насколько наша гипотеза верна, необходимо будет сделать повторные дополнительные исследования после того, как педагоги, работающие с младшими школьниками выполнят рекомендации, которые им были даны.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКАверин, В.А. Психология детей и подростков/ [Текст]В.А. Аверин// – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2020. – 420с.Асеев, В. Г. Возрастная психология/ [Текст]/ В.Г. Асеев// Иркутск, 2020. – 510с.Блонский, П.П. Развитие мышления школьника// [Текст] П.П. Блонский// – М.: Просвещение, 2020.-126 с.Венгер, Л. А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии// [Текст] Л.А. Венгер// М.: Наука, 2020. – 620с.Выготский, Л.С. Предыстория письменной речи/ [Текст]/ Л.С. Выготский// // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. — Ч. I.— М.: Наука, 2020. – 678с.Генезис числа у ребенка. Логика и психология. / [Текст] – М.: Просвещение, 2020. – 524 с.Гончарова, Н.А., Анфимова, О.П. Некоторые проблемы подготовки дошкольников к обучению/ [Текст]/ Н.А. Гончарова, О.П. Анфимова// – Архангельск: Изд. Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 540с.Готовность к школе / [Текст]/Под ред. И.В. Дубровинкой. - М.: Просвещение-АСТ, 2020. – 410с.Давыдова. В.В. Психическое развитие младших школьников / [Текст]/Под ред. В.В. Давыдова. М., 2020.-233 с.Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М.: Просвещение, 2019. – 210с.Дозорцева, А.В., Сергиенко, Е.А. Когнитивные способности и исполнительные действия - динамика развития в раннем онтогенезе/ [Текст]/ А.В. Дозорцева, Е.А. Сергиенко// – М.: Изд. Института психологии Российской академии наук, 2019. – 610с.Дубровинкой И.В. Диагностическая и коордиационная работа школьного психолога. / [Текст] /Под ред. И.В. Дубровинкой. - М.: Просвещение, 2019. – 110с.Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения у детей / [Текст]/ О.М. Дьяченко//// Вопросы психологии. — 2019.— № 16.Жданов, Д.А. Возникновение абстрактного мышления/ [Текст]/ Д.А. Жданов// – Харьков.: Издательство Харьковского университета, 2019. – 175 с.Зак, А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников/ [Текст]/ А.З. Зак// М.: Наука, 2019.-247 с.Зеньковский, В.В. Психология детства/ [Текст]/ В.В. Зеньклвский//-М.: Прайс-центр, 2019.-329с.Иванова, Е.Ф Когнитивный стиль. Тезисы научной конференции/ [Текст] Е.Ф. Иванова//. М.: Наука, 2019. -179с.Иванова, Е.Ф. Психология мышления и памяти/ [Текст]/ Е.Ф. Иванова// – Харьков: ХГУ, 2019.-79с.Кулагина, И.Ю. Возрастная психология/ И.Ю. Кулагина// – М.: УРАО, 2019. -176 с.Лобанов, А.П., Коптева, С.И. Актуальные проблемы психологии интеллекта/ [Текст]/ А.П. Лобанов, С.И. Коптева// -Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2019. – 123 с.Матюхина, М.В. Психология младших школьников/М.В. Матюхина/ [Текст]// – М: Просвещение, 2019. -208с.Матюшкина А.М. Психология мышления. Сборник переводов с немецкого и английского/ [Текст] /Под редакцией А.М.Матюшкина. – М.: Прогресс, 2019. – 532 с.Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы/ [Текст] Л.Ф.Обухова. – М.: Тривола, 2019.-360 сОбухова, Л. В. Концепция Жана Пиаже: за и против/ ЛВ. Обухова/ [Текст]// — М.: Просвещение, 2019. – 450с.Обухова, Л.Ф. Этапы развития детского мышления/Л.Ф.Обухова// [Текст]/ – М.: МГУ, 2019. – 182 с.Особенности психического развития детей 6 – 7-летнего возраста. / [Текст] // Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. - М.: Просвещение, 2019.Петухов, В.В. Психология мышления/ В.В. ПРетухов// В.В.[Текст]/ Петухов. М. Изд-во Моск. Ун-та, 2019. – 90 с.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка/ [Текст] Ж.Пиаже. – М.: Педагогика, 2019. – 524 с.Пиаже, Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта.Поддьяков, Н. Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников/ [Текст]//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии/ Н.Н. Подъяков// М.: Наука, 2019. – 290с.Рубинштейн С.Л. О природе мышления и его составе/ [Текст] С.Л. Рубинштейн – М., 2019. – 273 с.Савельева, Т.М. Психологическая характеристика взаимосвязи мышления, сознания, речи и общения/ Т.М. Савельева/ [Текст]// //Адукацыя i выхаванне. – 2019, № 9. – с. 75-81ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1.Игра с младшими детьмиРебенок и мать с младенцемОбъект агрессииОдеваниеИгра со старшими детьмиВыговорУкладывание спать в одиночествеУмываниеИгнорированиеАгрессивное нападениеСобирание игрушекИзоляцияРебенок с родителямиЕда в одиночествеПриложение 2.Методика диагностики уровня школьной тревожности ФиллипсаЦель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”.Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.Обработка и интерпретация результатовПри обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.Факторы№ вопросов1. Общая тревожность в школе2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;сумма = 222. Переживание социального стресса5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 113. Фрустрация потребности в достижение успеха1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 134. Страх самовыражения27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 65. Страх ситуации проверки знаний2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 66. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих3,8,13,17.22; сумма = 57. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу9,14.18.23,28; сумма = 58. Проблемы и страхи в отношениях с учителями2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8Ключ к вопросам1 -7-13-19-25 +31 -37-43 +49-55-2 _8-14-20 +26-32-38 +44 +50-56-3-9-15-21 -27-33-39 +45-51 -57-4-10-16-22 +28-34-40-46-52-58-5-11 +17-23-29-35 +41 +47-53-6-12-18-24 +30 +36 +42 -48-54-Результаты. 1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: <50 %;> 50 % и 75%).Для каждого респондента.2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - <50 %;> 50 % и 75%.4) Представление этих данных в виде диаграммы.5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.Бланк.“+”0“–”Текст опросникаТрудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?Похож ли ты на своих одноклассников?Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?Боишься ли ты временами вступать в спор?Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?Приложение 3.Образец протоколаРисунокВысказываниеВыборВеселоелицоПечальноелицо1. Игра с младшими детьми+2. Ребенок и мать с младенцем+3. Объект агрессииХочет ударить его стулом. У него грустное лицо+4. Одевание+5. Игра со старшими детьмиПотому что у него дети+6. ВыговорГуляет с мамой, люблю гулять с мамой+7. Укладывание спатьЯ всегда беру спать игрушку+8. УмываниеПотому что он умывается+9. ИгнорированиеПотому что малыш тут+10. АгрессивностьПотому что кто-то отбирает игрушки+11. Уборка игрушекПечальное, потому что мама заставляет его, а он не хочет, не правда ли?+12. ИзоляцияМама хочет уйти от него+13. Ребенок с родителямиМама и папа гуляют с ним, веселое лицо+14. Еда в одиночествеПьет молоко, и я люблю+


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.