это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4037843
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Эссе на тему
16. Охарактеризуйте преобразования Петра I в социально-экономической сфере
2022
Эссе посвящено обоснованию предпосылок, содержательных сторон и итогов финансовой реформы Петра I. На сегодня актуальность данной темы обусловлавливается значимостью переосмысления роли преобразований, осуществленных Петром I, в истории Российского государства.
Начнем с того, что еще до правления времена Россия в экономическом и военном плане намного отставала от Запада. Во второй половине XVII в. основу экономики страны продолжало составлять крепостное хозяйство. Но именно в это время происходит развитие всероссийского рынка. Начало развиваться мелкое товарное производство и денежное обращение, стали появляться первые мануфактуры. Ускоренные темпы экономического роста сопровождались дальнейшим освоением и последующим заселением южных территорий, включая земли в Среднем Поволжье и Сибири.
Касаемо международного положения России, оно не было, что называется, благополучным. Дело в том, что российское государство только восстанавливало свои позиции после длительной польско-шведской интервенции, приведшей к потере обширных и экономически значимых территорий на западной части страны, вследствие чего была также потерян прямой выход к Балтийскому морю. Тем не менее Россия продолжала вести политику, направленную на развитие культурных и экономических связей со Швецией, Речью Посполитой, Францией, Испанией и другими европейскими государствами. Русские купцы вели достаточно активную торговлю в европейских городах. В свою очередь, в самой России также присутствовало большое количество иностранных купцов[1].
Исходя из этого, в XVII в. появились объективные предпосылки для коренного реформирования экономической, общественной и политической жизни российского государства. Взошедший на его престол царь, а впоследствии император, Петр I видел свою задачу в создании передового государства, которое имело бы сильную армию, конкурентоспособную экономику и развитую культуру.
Таким образом Петр I стремился превратить Россию в мощную, промышленно развитую державу. Реализация крупномасштабных реформ требовала огромных финансовых вложений, которых не имелось в государственной казне. Так, доход казны от сбора разных платежей по факту не превышал 1,5 млн. руб. Увеличение поступлений в казну во многом зависело от успешной модернизации хозяйственных процессов, что несомненно нуждалось в обновлении всей финансовой системы.
Денежная система, которая была унаследована Петром от предшествующих ему правителей, лишь создавала препятствия для развития экономической сферы страны. Поэтому появилась потребность в скорейшем реформированим экономики, что было вызвано также недостатками русской денежной системы, приводящей к выпуску фальшивых монет. Современная денежная система, которая была приближена к западноевропейской, могла бы решить не только вышестоящую проблему, но и способствовать повышению авторитета России в мировой политике.
Вторая причина реализации реформы состояла в отсутствии крупных номиналов и мелкой разменной монеты, что способствовало затруднению ведения как внешней торговли, так и совершения регулярных сделок при ввозе небольшого количества товаров из-за рубежа. Кроме того еще одна проблема состояла в создании общероссийского рынка, а также установлении денежного единообразия по всей российской территории, к которой были присоединены и недавно завоеванные земли[2].
Первоочередные планы Петра I заключались тем самым в поддержке отечественной промышленности и усилении правительственного контроля над экономикой. Пребывая в странах Европы, Петр получил возможность ознакомления с организацией денежного дела и работой европейских монетных дворов, которые перешли от ручной чеканки к машинным технологиям, впоследствии взятых на вооружение российским монетным двором
Основные задачи денежной реформы состояли именно в создании гибкой денежной системы, которая была основана на разнообразном металлическом сырье, способствующем переходу от ручного к машинному производству при чеканке монет, а также определении разумной весовой пробы для монет разного достоинства и качества, установлении единообразного денежного обращения на всей территории страны, обеспечении дополнительных доходов государства.
Перед осуществлением самой реформы велась постепенная подготовка российского народа к нововведениям. Сперва было необходимо определить весовую норму и пробу серебра и золота. 16 октября 1711 г. был издан указ, в соответствии с которым для мелких серебряных денег и рубля устанавливалась 70-я проба, с 1718 г. После этого велась работа над решением проблемы, связанной с обеспечением монетных дворов сырьем, добыча которого в России велась в недостаточном размере. Это привело к снижению в 1698 г. веса серебряной проволочной копейки до 0, 28 г.
В качестве основы денежной реформы послужил принцип десятичного денежного счета. Теперь денежное исчисление должно было вестись в рублях и копейках, что являлось копией русского денежного счета в сто копеек за рубль. Притом вес копеек приравнивался к весу западноевропейского талера, что стало причиной включения русского рубля в европейские монетные системы[3].
Денежная реформа проводилась почти два десятилетия, начиная с 1698 г. Вместе с этим изучались естественные металлические богатства России, осваивались недра и велась подготовка специалистов рудного дела. С этой целью в России был учрежден Рудный приказ, который был затем переименован в Берг-коллегию. 2 ноября 1700 г. был издан указ, нацеленный на привлечение населения к поиску руд, что могло способствовать увеличению добычи необходимого сырья. Тем не менее по-прежнему сохранялось значение таких источников, как покупка талеров, сбор пошлин, доходы от государственной монополии на торговлю некоторыми видами товаров и т.д.[4].
23 апреля 1711 г. была учреждена Купецкая палата, для чего в ее пользу выделялись значительные суммы для приобретения металла на ярмарках и у населения. Пошлина была наложена на предметы роскоши, вино, сахар и некоторые другие группы товаров, ввозимых из-за рубежа. Немалую важность в усовершенствования монетной системы приобрела покупка современного оборудования - машин и станков, предназначенных для оснащения монетных дворов, количество которых с начала проведения денежной реформы начало возрастать.
На первом этапе реформы (1698-1704 гг.) велась работа по введению в обращение медной монеты. Первоначально они выпускались вместе с допетровскими серебряными проволочными монетами. С 1700 г. стала производиться чеканка машинным способом круглых медных монет: денгов, полушек, полуполушек. В следующем году уже изготовлялись машинным способом круглые серебряные монеты номиналом полтина, полуполтина, гривенник, пятаки или десять денег. В 1704 г. денежную систему пополнили новые монеты такие, как серебряный рубль и медная копейка. Отметим, что рубль имел высокое значение для вхождения России на европейские монетные рынки.
На втором этапе денежной реформы (1705-1717 гг.) продолжал совершенствоваться механизм действия монетно-денежной системы нового образца. С целью увеличения поступления в казну Петр I приказал ввести государственную монополию на чеканку монеты. В 1714 г. для борьбы с притоком на монетный рынок России фальшивых денег из-за границы объявлялся запрет на ввоз серебряной и медной русской монеты, а иностранные торговцы вынуждены были платить монетой своего государства.
Заключительный этап реформы (1718-1724 гг.) был связан с прекращением изготовления серебряных проволочных копеек. Копеечный номинал стала заменять полушка, а с 1723 г. – пятикопеечник, который изготовлялся по 40-рублевой стопе. Червонцы высокой пробы заменялись золотыми двухрублевыми монетами 75-й пробы по 100 штук из фунта лигатурного золота. Но заметим, что снижение монетной пробы привело к отрицательным последствияя для денежного хозяйства России, поскольку из-за этого было затруднено ведение внешней торговли, так как иностранные торговцы либо принимали русскую монету за ее реальную цену, либо отказывались вести платежи с ее помощью[5].
Кроме реформы денежной системы Петром I проводилось преобразование в управлении государственными финансами. Так, велась работа по реорганизации административного аппарата. В 1699 г. появились два новых органа - Ратуша и Ближняя канцелярия, которые занимались сбором налогов и составлением ежегодной росписи доходов и расходов. Возникли также новые приказы и канцелярии, занимавшиеся взиманием и расходованием новых налогов.
В 1708-1709 гг. были созданы специальные губернские учреждения вместо приказов. Финансовыми делами теперь ведали Камер-коллегия, Штатс-контор-коллегия и Ревизион-коллегия. В 1719 г. был введен регламент, содержащий их обязанности. Например, Камер-коллегия должна была следить за обеспечением источников дохода, составлять расходную часть бюджета и руководить работой губернских и уездных финансовых учреждений. Штатс-контор-коллегия обязана была контролировать все расходы в государстве, а Ревизион-коллегия - обеспечивать общий контроль над расходами и доходами.
Реорганизация коснулась не только центральных финансовых органов, но и финансового аппарата на местах. Земские комиссары должны были осуществлять сбор налогов с населения сел и деревень, в том числе, помогать переписчикам составлять ревизские сказки. Задача камериров состояла в сборе косвенных налогов, составлении переписных книг, введении приходных земски книг. Рентереи обязаны были заниматься приемкой счетов и отсылкой собранных денег в центр. Они, в свою очередь, были подчинены Камер- и Штат-контор коллегиям и находились под контролем местных воевод[6].
Стоит отметить, что во время правления Петра I усилилась крепостная зависимость крестьян, вынужденных испытывать на себе все последствия петровских реформ. Обеспечение армии и флота требовало больших средств, в связи с чем вводились новые налоги для крестьян. К подворной подати, которая была введена в 1679-1681 гг., и косвенным налогам добавились корабельные, рекрутские, драгунские и другие поборы. Для того, чтобы совершенствовать систему сбора налогов в 1718 г., была введена всеобщая перепись населения, дополняемая подушным налогом. Подушная подать предназначалась для того, чтобы налогообложение стало более равномерным и централизованным и могло способствовать уменьшению неравенства между социальными группами и географическими областями[7].
Петровские преобразования коснулись также сельского хозяйства. Так, в 1721 г. был издан указ, в соотсетствии с которым при уборке хлеба крестьяне вместо серпов обязаны были использовать косы и грабли. Также были приняты меры, которые были направлены на развитие мелкого производства и усиление над ним контроля со стороны властей. В 1715 и 1718 гг. Петр I издал указы об изготовлении крестьянами полотна, предназначаемое для продажи.
В сфере же торговли Петр I старался придерживаться политики протекционизма. В 1724 г. он ввел таможенный тариф «на привозные и отпускные товары»[8]. Пошлиной облагался широкий ассортимент импортных товаров, включая товары, которые производились в больших размерах внутри страны. С целью увеличения товарооборота были выстроены новые каналы, которые обеспечивали значительное удешевление доставки товаров за границу[9].
В целом можно заключить, что финансовая реформа Петра I значительно продвинула экономику страны, способствуя ее развитию на уровне европейских государств. А введение национальной денежной единицы – рубля - ускорило развитие внутренней и внешней торговли. В итоге Россия по праву стала признаваться за одну из самых передовых держав, имеющую высокий уровень развития промышленности и торговли. Сама же финансовая реформа послужила основой для дальнейшего экономического развития России.
[1] Всемирная история: В 10 т. Т. 5 / Под ред. Я.Я. Зутиса. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. – С. 156-176.
[2] Муравьева Л.А. Финансовая политика Петра Великого / Л.А. Муравьева // Финансы и кредит. – 2007. - № 9 (249). – С. 72.
[3] Парусимова Н.И. История денежно-кредитной системы России: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ВПО ОГУ, 2004. – С. 36-42.
[4] Муравьева Л.А. Финансовая политика Петра Великого / Л.А. Муравьева // Финансы и кредит. – 2007. - № 9 (249). – С. 73.
[5] Муравьева Л.А. Финансовая политика Петра Великого / Л.А. Муравьева // Финансы и кредит. – 2007. - № 9 (249). – С. 76.
[6] Муравьева Л.А. Финансовая политика Петра Великого / Л.А. Муравьева // Финансы и кредит. – 2007. - № 9 (249). – С. 79.
[7] Андерсон М.С. Петр Великий / Пер. с англ. В.П. Белоножко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – С. 168.
[8] Лебедев В.И. Реформы Петра I: Сборник документов / Сост. В.И. Лебедев. – М.: Государственное социально-экономическое изд-во, 1937. – С. 41.
[9] Всемирная история: В 10 т. Т. 5 / Под ред. Я.Я. Зутиса. – М.: Изд-во социально-экономической литературы, 1958. – С. 368.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!