Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Эмоции и эмоциональные проявления как личностная характеристика в психологии студентов

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
4051604

500 руб.

Просмотров
1361
Размер файла
61.08 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение…………………………………………………………….………3

1. Тема эмоций в зарубежных направлениях и теориях…………………6

1.1 «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии………………………………………………………………………...6

1.2 Зарубежные теории эмоций………………………………………..…14

2. Опытно-поисковое исследование эмоционального интеллекта у студентов………………………………………………………………………....18

2.1 Общая организация исследования……………………………………18

2.2 Описание и объяснение методик исследования…………………….19

2.3 Результаты исследования эмоционального интеллекта студентов...24

Заключение………………………………………………………………..30

Список литературы……………………………………………………….31

 

Введение

Актуальность и постановка проблемы исследования. Эмоции и эмоциональные проявления являются неотъемлемой частью жизни человека. Согласно Юнгу, эмоция — это сила, стоящая за процессом индивидуализации. Любое реальное внутреннее изменение имеет эмоциональный компонент. Любое событие человеческой жизни вызывает ту или иную эмоцию, изменяет психическое состояние. Эмоции относятся к группе психических состояний. Можно с уверенностью сказать, что именно эмоции окрашивают нашу жизнь разными красками, и без них наша жизнь была бы тусклой, а люди больше походили на роботов. Ведь в любых ситуациях нами управляют именно разум, чувства и эмоции. И, в отличие от машин, эти три управляющих не всегда действуют согласованно и указывают в одном направлении. Рассмотрим общепринятые трактовки. Эмоции и чувства - процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту. Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные признаки. В истории и философии эмоции часто противопоставлялись разуму и наделялись активными направляющими свойствами, способными управлять действиями человека. Они так же обладают полярностью и делятся на положительные и отрицательные.Выраженные эмоции являются показателем, характеризующим личность человека. Изучая эмоциональное состояние человека, мы познаем его. Можно назвать множество еще причин, по которым необходимо изучать эмоции. Таким образом, тема эмоций и чувств является актуальной для студента, изучающего психологию.Цель исследования: изучение эмоций человека и его эмоциональных проявлений в трудах отечественных и зарубежных психологов.Объектом исследования: личностные характеристики как объект исследования психологов. Предмет исследования:Оценка различных эмоциональных проявлений с точки зрения психологов.Задачи исследования:1. На основе анализа психологической и психолого-педагогической литературы раскрыть сущность и специфику эмоций и эмоциональных проявлений2. Выявить особенности исследуемых личностных характеристик3. Разработать и экспериментально апробировать различные эмоциональные проявления 4. Экспериментально оценить степень проявления эмоций у различных людей и степень влияния эмоций на общее состояние организма.5. Разработать рекомендации по разработке и реализации проектной деятельности психологов с целью контроля и правильного выражения эмоцийМетоды исследования:Анализ. Чтобы лучше понять материал, его необходимо разложить на составные единицы и подробно изучить каждую. Этим и занимается анализ.Классификация. Этот метод схож с анализом, только информацию он распределяет на основе сравнения и разделяет на группы, опираясь на общие признаки.Аналогия. Принцип её действия заключается в том, что мы находим определённые сходства между несколькими явлениями, а затем выстраиваем логические умозаключения о том, что и другие черты у этих явлений могут совпадать.Абстрагирование. Если отвлечься от ярких свойств изучаемого явления, можно выявить те его характеристики, на которые мы доселе не обращали внимания.Эмпирические методы исследования.Анализ полученных сведений. Это этап, который идёт следом за сбором информации. Недостаточно просто найти нужный материал, нужно ещё и тщательно проанализировать его, проверить на логичность, достоверность и актуальность.Наблюдение. Этот метод представляет собой целенаправленное и внимательное восприятие изучаемого явления с последующем сбором информации. Чтобы наблюдение принесло желаемые плоды, необходимо подготовиться к нему заранее: составить план, набросать факторы, требующие особого внимания, чётко определиться со сроками и объектами наблюдения, подготовить таблицу, которую вы будете заполнять в процессе работы.Эксперимент. Если наблюдение – это скорее пассивный метод исследования, то эксперимент характеризуется вашей активной деятельностью. Для проведения опыта или серии опытов вы создаёте определённые условия, в которые помещаете предмет исследования. Далее вы наблюдаете за реакцией предмета и фиксируете результаты опытов в виде таблицы, графика или диаграммы.Опрос. Этот метод помогает глубже заглянуть в изучаемую проблему, задавая конкретные вопросы вовлечённым в неё людям. Опрос применяется в трёх вариациях: это интервью, беседа и анкетирование. Первые два вида устные, а последний – письменный. После выполнения опроса нужно чётко сформулировать его результаты в виде текста, диаграммы, таблицы или графика.Тема эмоций в зарубежных направлениях и теориях1.1 «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологииВ современном обществе проблема компетентности в понимании и выражении эмоций стоит достаточно остро, поскольку культ рационального отношения к жизни приобретает все большее число поклонников, что, в принципе, противоречит психофизиологическим и социальным особенностям и потребностям человека. Многие исследователи подчеркивали социальный смысл эмоций, отмечая, что общество, заботящееся о совершенствовании ума, допускает ошибку, ибо человек более человек в том, как он чувствует, чем как он думает. Действительно, культ рациональности и высокий образовательный ценз не смогут способствовать развитию гуманистического мировоззрения и эмоциональной культуры человека. Известно, что запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания; в свою очередь невозможность психологически переработать эмоции может порождать разнообразные негативные последствия, начиная от психосоматических расстройств и заканчивая девиантным и делинквентным поведением, поскольку эмоциональные проблемы с особой силой проявляются у людей с пониженным уровнем самоконтроля. Решению упомянутых выше проблем могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию у индивида «эмоциональной мудрости», т.е. той способности, которая вначале в современных зарубежных, в затем и в отечественных исследованиях была названа эмоциональным интеллектом. Само сочетание понятий «интеллект» и «эмоции» вызвало много споров и дискуссий в научном сообществе. По мнению некоторых авторов, во-первых, «интеллект» в данном случае является неуместной, вводящей в заблуждение метафорой, которую следует заменить термином «компетентность», а во-вторых, интеллект определяется как способность, но «никаких сколько-нибудь уникальных способностей, связанных с эмоциями, не существует». Классическое представление об интеллекте предложил Д. Векслер, который определял его как глобальную способность индивида действовать целеустремленно, мыслить рационально и эффективно общаться с окружением. Как видим, данное определение подспудно включает в себя не только рациональные способности, но и социальные, коммуникативные навыки. К сожалению, данная группа факторов не привлекла должного внимания, в отличие от рациональной составляющей, что и повлияло на развитие представлений об интеллекте как о неком конструкте, отвечающем за решение математических и логических задач. К одной из современных концепций интеллекта относится модель «множественного интеллекта» Х. Гарднера. Модель Х. Гарднера включает в себя семь основных подвидов (форм) интеллекта, в число которых, наряду с традиционными вербальным и логиком атематическим, входит пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный (interpersonal) и внутриличностный (intrapersonal) интеллект. Данная концепция стала основой для создания Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо понятия и, в дальнейшем, первой модели эмоционального интеллекта. Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 г. Авторы определили «эмоциональный интеллект» как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений. «Эмоциональный интеллект» представлял собой конструкт, состоящий из способностей: 1) к идентификации и выражению эмоций; 2) регуляции эмоций; 3) использованию эмоциональной информации в мышлении и деятельности. Электронный журнал «Психологическая наука и образование».Каждый тип способностей, по мнению авторов, состоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой — на чужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй — субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций. Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности включает в себя компоненты: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации. Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений. П. Сэловей и Дж. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг. появились также другие модели, представляющие несколько иной взгляд на эмоциональный интеллект. Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена, Д. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Сэловея и Дж. Мэйера, с личностными характеристиками. Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности. Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя – осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения – эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации – решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями – устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение – счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П. Сэловея и Дж. Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим. Под «интеллектом» в психологии всегда понимается (о каком бы его виде ни шла речь, и каких бы теоретических позиций ни придерживался тот или иной автор) некоторая когнитивная характеристика, связанная с переработкой информации. Если же «эмоциональный интеллект» трактовать как исключительно личностную характеристику, то становится необоснованным само использование термина «интеллект». Разнообразие появившихся в последнее десятилетие моделей эмоционального интеллекта вызвало необходимость их классификации. В наибольшей степени заслуживают внимания две попытки такого рода. Дж. Мэйер, Д. Карузо и П. Сэловей предложили различать модели способностей и смешанные модели. К первому типу относится их собственная модель, трактующая эмоциональный интеллект как когнитивную способность, а ко второму типу – модели, трактующие эмоциональный интеллект как сочетание когнитивных способностей и личностных характеристик. К.В. Петридес и Э. Фёрнхем провели несколько иное различение, которое они считают более широким: эмоциональный интеллект как способность (они называют его ability EI или information processing EI) и эмоциональный интеллект как черта (trait EI). Они утверждают, что характер модели определяется не столько теорией, сколько используемыми методами измерения конструкта. Рассматривая эмоциональный интеллект как черту, мы должны связывать его с оценкой устойчивости поведения в различных ситуациях, поэтому для его измерения следует применять опросники. Если мы исследуем эмоциональный интеллект с точки зрения способности, то данный подход относится к традиционной психологии интеллекта и для его измерения наиболее адекватны задачи, подобные задачам интеллектуальных тестов, в этих случаях следует применять также проективные задания. В отечественной психологии ключевые идеи, способствующие становлению понятия «эмоциональный интеллект», представлены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Л.С. Выготский пришел к выводу о существовании динамической смысловой системы, представляющей собой единство аффективных и интеллектуальных процессов: «Как известно, отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от его аффективной, волевой стороны представляет один из основных и коренных пороков всей традиционной психологии», – писал он. «Мышление при этом неизбежно превращается в автономное течение себя мыслящих мыслей, оно отрывается от всей полноты живой жизни...». Единство аффекта и интеллекта, по мнению Л.С. Электронный журнал «Психологическая наука и образование» Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. С.Л. Рубинштейн, развивая идеи Л.С. Выготского, отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. Однако описанные идеи Л.С. Выготского на современном этапе развития психологии не получили должного развития. В подтверждение этого можно привести слова Д.Б. Эльконина о том, что до настоящего времени существенным недостатком рассмотрения психического развития ребенка является разрыв между процессами умственного развития и развития личности (в том числе и эмоционального). А также мнение Е.Л. Яковлевой, которая утверждала, что осознание собственной индивидуальности есть не что иное как осознание собственных эмоциональных реакций и состояний, указывающих на индивидуальное отношение к происходящему. Современные исследования эмоционального интеллекта представлены в работах И.Н. Андреевой, Д.В. Ушакова, Д.В. Люсина, С.П. Деревянко, О.А. Гулевич, В.В. Овсянниковой, Е.А. Сергиенко, Т.А, Сысоевой, О.В. Белоконь и многих других. И.Н. Андреева показывает, что уровень развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации. Также этот автор отмечает, что высокоразвитый внутриличностный эмоциональный интеллект способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность устанавливать глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми. Д.В. Ушаков указывает на то, что при проведении исследования эмоционального интеллекта следует использовать не опросники, которые лишь затуманивают измеряемые конструкты, а тесты, оценивающие переработку эмоциональной информации в реальном времени. Как и зарубежные психологи, отечественные исследователи часто изучают эмоциональный интеллект в связи с возможностью его влияния на лидерские качества. Далее остановимся на отечественной модели эмоционального интеллекта, предложенной Д.В. Люсиным. Этот автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность способностей для понимания своих и чужих эмоций и управления ими. Способность к пониманию эмоций означает, что человек: • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;• может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для нее словесное выражение; • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведет. Способность к управлению эмоциями означает, что человек: • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции; • может контролировать внешнее выражение эмоций; • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.И способность к пониманию, и способность к управлению эмоциями могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Таким образом, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте. Эти два варианта предполагают актуализацию разных когнитивных процессов и навыков, однако должны быть связаны друг с другом. По мнению Д.В. Люсина, способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому «эмоциональный интеллект» можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой – с личностными характеристиками. Следовательно, «эмоциональный интеллект» – это психическое свойство, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обусловливают его уровень и специфические индивидуальные особенности.Можно указать на три группы таких факторов: - когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации); - представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации); - особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и др.). Дальнейшее развитие концепции эмоционального интеллекта должно способствовать пониманию и детальному рассмотрению таких научно-практических проблем, как профилактика, коррекция и реабилитация девиантного поведения, эмоционального выгорания, развитие творческих способностей, социализации личности, повышение стрессоустойчивости и уровня жизни индивида в целом.1.2 Зарубежные теории эмоцийВопрос о природе эмоций в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утверждавшая, что органические проявления эмоций являются следствием психических явлений. Сторонник этой позиции И.Ф. Гербарт считал, что фундаментальным психологическим фактом является представление, а испытываемые человеком чувства соответствуют связи, которая устанавливается между различными представлениями, и могут рассматриваться как реакция на конфликт между представлениями. Этих взглядов придерживался и В. Вундт, утверждая, что эмоции – это изменения представлений под влиянием чувств, но, по его мнению, и чувства могут изменяться благодаря представлениям, при этом органические процессы являются лишь следствием эмоций.После опубликования Ч. Дарвином в 1872 году книги «Выражение эмоций у человека и животных», в которой он утверждал, что эволюционное развитие и изменение происходит не только на биологическом, но и психическом, поведенческом уровне, появилась эволюционная теория эмоций, в которой биологическая природа и польза эмоций объяснялась как важный приспособительный механизм, способствующий адаптации организма к окружающей среде. По Дарвину, эмоциональные выразительные движения – это рудимент целесообразных инстинктивных действий, — это биологически значимый сигнал для особей своего и других видов. В конце XIX века американский психолог У. Джеймс и независимо от него датский психолог Г.Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, согласно которой возникновение эмоций обусловлено определенными физиологическими реакциями организма; ощущения, связанные с этими изменениями, и есть эмоциональные реакции. В своей статье «Что такое эмоции» в 1884 году Джеймс пишет: «Мой тезис состоит в том, что телесные изменения следуют непосредственно за восприятием волнующего факта и что наше переживание этих изменений по мере того, как они происходят, и является эмоцией…»Г.Н. Ланге высказывал сходные мысли, но если для Джеймса органические изменения сводились к висцеральным, то для Ланге они были преимущественно вазомоторными. Смысл этой парадоксальной и спорной теории сводится к тому, что произвольное изменение мимики и пантомимики приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Начните смеяться – и вам станет смешно, изобразите гнев – и вы действительно начнете его переживать, подавите внешнее проявление эмоций – и они исчезнут. Ограниченность этой теории одним из первых показал У. Кеннон, выдвинув два антитезиса. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают очень похожи друг на друга и не отражают их качественное своеобразие. Во-вторых, эти физиологические изменения разворачиваются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, предшествуя физиологической реакции. Он показал также, что искусственно вызванные физиологические изменения, характерные для определенных сильных эмоций, не всегда вызывают ожидаемое эмоциональное поведение. По мнению Кеннона, эмоции возникают вследствие специфической реакции центральной нервной системы и, в частности – таламуса. Но чуть позже, в своих исследованиях П. Бард доказал, что эмоциональные реакции и сопутствующие им физиологические изменения возникают почти одновременно.Теория дифференциальных эмоций К. Изарда - одна из самых разработанных теорий. Объектом ее изучения являются частные эмоции, каждая из них рассматривается отдельно от других как самостоятельный переживательно-мотивационный процесс, включающий нейрофизиологические, нервно-мышечные, и чувственно-переживательные аспекты. По утверждению Изарда, «эволюционное значение эмоций состоит в том, что они обеспечили новый тип мотивации, большую вариативность поведения, необходимые для успешной адаптации».Основные постулаты этой теории:Мотивационная система человеческого функционирования состоит из десяти базовых эмоций: радости, гнева, печали, презрения, отвращения, страха, смущения или стыда, удивления, вины, интереса.Базовые эмоции имеют свои нервные субстраты, проявляют себя в мимике, отчетливо переживаются и осознаются, оказывают мотивирующее и организующее влияние на человека, способствуя его адаптации.Фундаментальные эмоции по-разному переживаются и имеют свою мотивационную функциюЭмоциональные процессы взаимодействуют с драйвами, когнитивными, перцептивными, моторными, гомеостатическими процессами.Существуют устойчивые индивидуальные различия в частоте и интенсивности переживания разными людьми тех или иных эмоций, и эти различия можно изучать и описывать в терминах «эмоциональная черта» и «эмоциональный порог». В зависимости от индивидуальной высоты эмоционального порога одни дети чаще, а другие реже переживают и проявляют ту или иную эмоцию, и это в значительной степени определяет их взаимоотношения с окружающими людьми. С другой стороны, реакция окружающих на эмоциональные проявления ребенка непосредственно влияет на становление его эмоционального стиля формирование тех или иных личностных черт. Американский психолог Р. Липер также создал свою мотивационно-перцептивную теорию эмоций, в которой эмоциональные процессы приравниваются к мотивам. Липер объясняет это тождество фундаментальным влиянием эмоций и мотивов физиологического происхождения на функционирование человека. В своей теории Липер выделяет два типа мотивов: физиологические и эмоциональные. «Эмоциональные мотивы – это процессы, которые зависят от сигналов, во многом напоминающих раздражители, вызывающие перцептивные и когнитивные процессы».Согласно Липеру, обязательной составляющей эмоционально-мотивированных процессов является перцептивный аспект, благодаря которому эмоциональные процессы и привычки могут изменяться в течение жизни под влиянием опыта и научения.2. Опытно-поисковое исследование эмоционального интеллекта у студентов 2.1 Общая организация исследования В исследовании приняло участие 124 испытуемых, из которых 36 юношей и 88 девушек в возрасте от 17 до 19 лет. Выборка состояла из студентов департамента государственного и муниципального управления 2 курса и студентов департамента психологии 1 курса. В теоретической главе нами были выделены составляющие эмоционального интеллекта. Мы провели анализ имеющихся, на данный момент, методик для измерения выделенных компетенций и отобрали две наиболее полно измеряющие эти компетенции методики: опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина; тест Дж. Гилфорда «Социальный интеллект». Также в тестовую батарею мы включили кейс, который включал в себя два задания: 1. Напишите все известные вам эмоции. 2. Сейчас вам будут показаны фотографии с разными эмоциональными состояниями. Распознайте эмоцию, изображенную на фото, и запишите её в бланк ответов. Нами было проведено тестирование всех групп по подобранным методикам. Полученные данные были обработаны с использованием методов математической статистики. Использовался t-критерий Стьюдента (для выявления различий между двумя крупными независимыми выборками по уровню ЭИ). 2.2 Описание и объяснение методик исследования «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. СалливенаМетодика предложена Дж. Гилфордом и М. О’Салливеном. Российская адаптация данного теста была проведена Е.С. Михайловой с 1986 по 1990 г. Основана на исследовании 210 человек в возрасте от 18 до 55 лет. Использовать тест можно с детьми старше 9 лет. Основное назначение данной методики – диагностирование когнитивной составляющей коммуникативной компетентности человека. Выбранная методика определяет уровень «социального интеллекта». По имению Т.И. Шалаевой: «Социальный интеллект – это интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации, которая объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению или группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная чувствительность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление». Стимульный материал состоит из четырёх тестовых тетрадей. Число заданий в каждом от 12 до 15. На каждый субтест отведено определённое количество времени. Три субтеста составлены на невербальном стимульном материале, один – на вербальном. Субтесты диагностируют четыре способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Субтест № 1 «Истории с завершениями» Основное назначение – диагностика способности предвидеть последствия поведения людей в определённой ситуации, предсказывать то, что произойдёт в дальнейшем.Данный субтест содержит невербальный стимульный материал. Количество заданий – 14. Время, отведённое на субтест – 6 минут. В первом субтесте представлены четыре картинки, одна слева и три справа. Рисунок слева изображает определённую ситуацию. Испытуемому необходимо определить чувства и намерения, представленных на картинке людей, и выбрать один из трех самых правдоподобных вариантов продолжения, изображённых справа. Субтест № 2 «Группы экспрессии».Основное назначение – диагностика способности к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека. В субтесте № 2 также представлен невербальный стимульный материал. Количество заданий – 15. Время, отведённое на субтест – 7 минут. В данном субтесте представлены картинки, содержащие выразительные движения, отражающие состояние человека. В каждом задании необходимо выбрать одну картинку (из 4) справа, отражающую такое же состояние, которое изображено на картинках слева (3 картинки). Субтест № 3 «Вербальная экспрессия».Основное назначение – диагностика способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.Субтест № 3 содержит вербальный стимульный материал. Количество заданий – 12. Время, отведённое на субтест – 5 минут. В каждом задании этого субтеста слева написана фраза. Необходимо подобрать из 3 фраз справа ту, которая имеет отличный от фразы слева смысл. Субтест № 4 «Истории с дополнением». Основное назначение – диагностика способности понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях.Содержит невербальный стимульный материал. Количество заданий – 14. Время, отведённое на субтест – 10 минут. Каждое задание данного субтеста состоит из 8 картинок. Четыре верхние картинки отражают какую-либо историю из жизни главного героя. Причем, одна из картинок всегда пропущена. Необходимо выбрать из нижнего ряда ту картинку, которая при 51 постановке на место пропуска делает всю историю ясной. При этом полностью проясняются чувства и намерения действующих героев. Психометрические показатели методики.Надежность теста проверялась методом расщепления на чётные и нечётные задания. Надежность составляет (с коррекцией по формуле Спирмена-Брауна) 0,58-0,84. Т.И. Шалаева в своем исследовании отмечает высокий уровень дискриминативной, конструктной и прогностической валидности. Обработка методики. По каждому субтесту подсчитываются правильные ответы. Считается как интеграционный балл по всему тесту, так и отдельно по каждому субтесту.Стандартизация методики проведена на выборке от 18 до 55 лет. Возраст испытуемых в данном исследовании составляет 14–15 лет, поэтому результаты анализируются в «сырых» баллах. Мы считаем правомерным использование данной методики, т.к. она измеряет выделенные нами компетенции эмоционального интеллекта: ✓ определение наличия эмоционального переживания у другого человека (субтесты 1, 2, 3); ✓ идентификация эмоций других людей (субтесты 1, 2, 3, 4); ✓ понимание причин, которые вызвали эмоцию (субтесты 1, 4); ✓ понимание следствий, к которым ведет та или иная эмоция (субтесты 1, 4); ✓ фасилитация мышления вследствие подбора более подходящей для ситуации эмоции (субтест 1). Также «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена является надежным и валидным инструментом. Опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. ЛюсинаОпросник «Эмоциональный интеллект» (ЭмИн) разработан Люсиным Дмитрием Владимировичем. Данный опросник опирается на разработанную автором модель эмоционального интеллекта. Под эмоциональным интеллектом автор понимает «способности к пониманию и управлению эмоциями, как своими собственными, так и чужими». Выделяется 4 шкалы: межличностный интеллект (МЭИ), внутриличностный интеллект (ВЭИ), понимание эмоций (ПЭ), управление эмоциями (УЭ). Шкала МЭИ. Данная шкала диагностирует способность к пониманию эмоций других людей, а также управление эмоциями других людей. Шкала ВЭИ. Диагностирует способность к пониманию собственных эмоций, а также управление ими. Шкала ПЭ позволяет измерить способность к пониманию своих эмоций, а также эмоций других людей. Шкала УЭ. Благодаря этой шкале возможно диагностировать способность к управлению своими эмоциями, а также эмоциями других людей. Данная методика является опросником, следовательно, измеряет представления людей об уровне их эмоционального интеллекта, которые могут отличаться от реальной выраженности эмоционального интеллекта. Однако если вспомнить исследования Бандуры, на которые также ссылается Д.В. Люсин, которые показывают, что «самоэффективность (т.е. представления о своей эффективности) связана с реальной эффективностью деятельности», то использование данного опросника представляется возможным. Психометрические показатели методики. Статья, в которой описано последнее исследование, на основе которого были проверены психометрические показатели, опубликована в 2009 году. В исследовании с использованием данного опросника участвовало 745 человек (166 мужчин и 579 женщин) в возрасте от 16 до 67 лет.Надежность. Для оценки надежности высчитаны показатели внутренней согласованность α Кронбаха по всем шкалам. Показатели находятся в промежутке от 0,75 до 0,79, что является высоким показателем для опросника.Авторами методики был проведен факторный анализ с целью изучения внутренней структуры опросника. Результаты факторного анализа показали, что внутренняя структура не является очень сильной, но, «легко поддается осмысленной интерпретации, практически полностью соответствующей априорной структурной модели ЭИ, положенной в основу разработки опросника ЭмИн». По данным, приведенным в статье, шкалы опросника положительно коррелируют друг с другом. Результаты исследования валидности данного инструментария пока не предоставлены. Обработка данных. Испытуемые должны выбрать для каждого утверждения, предложенного в бланке, один из пунктов: «совсем не согласен», «скорее не согласен», «скорее согласен», «полностью согласен». Какие-то пункты обрабатываются с помощью прямого ключа, какие-то – с помощью обратного.Мы считаем правомерным использование данной методики, т.к. она измеряет выделенные нами компетенции эмоционального интеллекта: ✓ определение наличия эмоционального переживания у себя (шкала ВП); ✓ определение наличия эмоционального переживания у другого человека (шкала МП); ✓ идентификация своих эмоций (шкала ВП); ✓ идентификация эмоций других людей (шкала МП); ✓ понимание причин, которые вызвали эмоцию (шкала ВП); ✓ способность контролировать интенсивность своих эмоций (шкала ВУ);✓ способность контролировать интенсивность эмоций других людей (шкала МУ); ✓ способность контролировать внешнее выражение эмоций (шкала ВЭ);✓ способность произвольно вызвать у себя ту или иную эмоцию (шкала ВУ); ✓ способность произвольно вызвать ту или иную эмоцию у других людей (шкала МУ). Также опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина является надежным инструментарием. Метод кейсов.Осталась еще одна компетенция, которая четко не диагностируется с помощью описанных выше методик – нахождение словесного выражения для той или иной эмоции. Несмотря на то, что в тесте Г. Гилфорда есть субтест «Вербальная экспрессия» он не диагностирует именно эту компетенцию. Именно поэтому мы ввели кейс в диагностическую батарею. Кейс состоит из двух заданий: 1. Написать все эмоции, которые знаешь. Испытуемым предлагалось в течение 5 минут сделать список из всех известных им эмоциям. 2. Подобрать к лицевой экспрессии, запечатленной на фотографии словесное описание. Испытуемым предлагалось просмотреть слайды с фотографиями, на которых были запечатлены лица людей, с определенной эмоцией и записать её словесное выражение. На каждое фото давалось 30 секунд. Каждая фотография прошла экспертный отбор. 2.3 Результаты исследования эмоционального интеллекта студентов В данном разделе мы рассмотрим выраженность уровня эмоционального интеллекта (ЭИ) у студентов департамента психологии (группа психологов) и студентов департамента государственного и муниципального управления (группа управленцев).Анализ происходил по следующим направлениям: 1. уровни эмоционального интеллекта испытуемых в группах управленцев и психологов; 2. различия эмоционального интеллекта в группах управленцев и психологов, а также между юношами и девушками. Сравнение показателей происходило по двум методикам: опросник «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина и «Методика исследования социального интеллекта» Дж. Гилфорда и М. Салливена, т.к. эти методики стандартизированы. Показатели методики Д.В. Люсина можно перевести в стены, методики Дж. Гилфорда и М. Салливена – в стенайны. Начнем обсуждение результатов с группы управленцев. Полученные данные по группе управленцев в процентах представлены в таблицах 1 и 2.Таблица 1 Выраженность ЭИ в группе управленцев по методике «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина в процентном соотношенииУровеньМЭИВЭИПЭУЭНизкий14,910,612,810,6Средний34,138,336,242,6Высокий5151,15146,8У большинства членов группы управленцев диагностируется высокий уровень ЭИ по всем шкалам. Студенты считают себя компетентными как в опознании своих эмоций, так и эмоций других людей. Кроме этого, они считают себя способными управлять как своими эмоциями, так и эмоциями других людей. От 34,1% до 42,6% (в зависимости от шкалы) участников в группе со средним уровнем ЭИ. Испытуемых с низкими показателями ЭИ гораздо меньше (от 10,6 % до 14,9 % в зависимости от шкалы) по всем шкалам. Эти студенты испытывают 56 трудности, как в опознании, так и в управлении, как своими эмоциями, так и эмоциями других людей. Рассмотрим результаты по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена (таб. 2). Таблица 2 Выраженность ЭИ в группе управленцев по методике «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена в процентном соотношенииУровеньСубтест 1Субтест 2Субтест 3Субтест 4ОбщийНизкий10,623,48,540,438,3Средний63,861,744,751,157,4Высокий25,614,946,88,54,3Большинство участников группы управленцев имеют средние показатели ЭИ по методике «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена по субтесту №1 (63,8%), №2 (61,7%), №4 (51, 1%), а также по общему показателю (57,4%). И только по субтесту №3 большинство участников имеют высокий уровень (46,8%). По субтесту №4 40,4% испытуемых имеют низкий уровень. Такая же тенденция наблюдается по общему показателю – 38,3% испытуемых демонстрируют низкий ЭИ. Минимальный процент людей включают группы с низкими показателями ЭИ по субтесту № 3 (8,5%), с высокими показателями ЭИ по субтесту № 4 (8,5%), а также с высокими показателями по общему показателю ЭИ (4,3%). Полученные результаты, можно объяснить, на наш взгляд тем, что методика Д.В. Люсина основана на самоотчете испытуемых о своем ЭИ, методика Дж. Гилфорда и М. Салливена – это тест, с наличием правильных ответов. Сравнивая показатели ЭИ по обеим методикам, можно сделать вывод, что испытуемые-управленцы считают себя более компетентными в опознании и управлении эмоциями, чем это есть на самом деле, т.к. результаты по методике-тесту в среднем по группе ниже, чем по методике опроснику. Теперь обратимся к результатам, полученным в группе психологов. Полученные данные по группе психологов в процентах представлены в таблицах 3 и 4. Таблица 3Выраженность ЭИ в группе психологов по методике «Эмоциональный интеллект» Д.В. Люсина в процентном соотношенииУровеньМЭИВЭИПЭУЭНизкий10,513,29,214,5Средний46,143,446,134,2Высокий43,443,444,751,3Как видно из таблицы 3, по трем шкалам из четырех (МЭИ, ВЭИ, ПЭ) практически одинаковые показатели среднего и высокого уровня. Самая многочисленная группа с высоким уровнем интеллекта по шкале УЭ, то есть психологи считают, что они очень хорошо управляют эмоциями. Перейдем к анализу результатов по методике «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена (таблица 4). Таблица 4Выраженность ЭИ в группе психологов по методике «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. Салливена в процентном соотношенииУровеньСубтест 1Субтест 2Субтест 3Субтест 4ОбщийНизкий9,211,822,431,615,8Средний63,268,430,265,881,6Высокий27,619,847,42,62,6По большинству субтестов (1,2,4) испытуемые-психологи имеют средний уровень выраженности ЭИ. Самая большая группа со средним уровнем по общему показателю (81,6%). По субтесту №3 большинство имеют высокий уровень ЭИ. В группе психологов данные по обеим методикам совпадают больше, чем в группе управленцев, хотя так же прослеживается тенденция приписывать себе более высокие показатели, чем это есть на самом деле. Вероятно, это связано с профессиональным направлением испытуемых. Управленцам, и тем более психологам, необходимо демонстрировать высокий уровень ЭИ, так как данный вид профессиональной ориентации предполагает умение управлять своим состоянием, а также состоянием других людей для решения профессиональных задач. Посмотрим различия в уровне ЭИ между группой управленцев и группой психологов. Данные управленцев и психологов приведены в таблице 5. Таблица 5 Сравнение данных полученных по всем используемым методикам в группах управленцев и психологахГруппаЭмИнФотоСловарь эмоцийМЭИВЭИПЭУЭУправленцы47,248,647,448,36,218,1Психологи47,1474747,15,220,7ГруппаГилфордСубтест №1Субтест №2Субтест №3Субтест №4ОбщийУправленцы7,97,18,75,329Психологи8,27,78,35,329,5Посмотрим достоверность полученных различий по всем методикам между группами управленцев и психологов. Нами была проведена математическая обработка полученных данных с помощью t-критерия Стьюдента (таблицы 6, 7, 8). Таблица 6 Достоверность различий между группами управленцев и психологов по методике «Эмоциональный интеллект» Д.В. ЛюсинаЭмИнМЭИВЭИПЭУЭtЭмп00,80,30,7tКр p≤0.011,971,971,971,97tКр p≤0.052,612,612,612,61достоверностьне достоверныне достоверныне достоверныне достоверныДостоверных различий по методике Д.В. Люсина не обнаружено. Таблица 7 Достоверность различий между группами управленцев и психологов по методике «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда и М. СалливенаГилфордСубтест № 1Субтест № 2Субтест № 3Субтест №4ОбщийtЭмп0,61,70,80,10,6tКр p≤0.011,971,971,971,971,97tКр p≤0.052,612,612,612,612,61достоверностьне достоверныне достоверныне достоверныне достоверныне достоверныДостоверных различий по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена не обнаружено.Таблица 8Достоверность различий между группами управленцев и психологов по методу кейсовФотоСловарь эмоцийtЭмп 2,92,3tКр p≤0.011,971,97tКр p≤0.052,612,61достоверностьна уровне значимости 0,01на уровне значимости 0,05Значения по обоим заданиям метода кейсов статистически достоверны. Объяснить различие по заданию «словарь эмоций» можно тем, что в группе психологов большинство девушек. А девушки намного чаще обсуждают эмоциональные переживания, нежели мужчины. Таким образом, достоверных различий между управленцами и психологами по методике Д.В. Люсина, а также по методике Дж. Гилфорда и М. Салливена не обнаружено. Это, на наш взгляд, можно объяснить тем, что психологи и управленцы ориентированы на работу с людьми, и им нужно понимать эмоциональное состояние для эффективности своей работы.Обобщим полученные данные по исследованию ЭИ девушек и юношей: 1. юноши лучше опознают свои эмоции, а также лучше управляют своими эмоциями, чем девушки; 2. девушки обладают более дифференцированным «Словарем эмоций» по сравнению с юношами; 3. способность опознавать лицевую экспрессию одинаково выражена как у юношей, так и у девушек. ЗаключениеМожно сделать следующие выводы: 1. Как управленцы, так и психологи приписывают себе более высокие показатели ЭИ, чем есть на самом деле. Вероятно, это связано с общей профессиональной ориентацией. Для психологов и управленцев важно иметь высокий ЭИ, так как их работа непосредственно связана с взаимодействием с людьми и влиянием на них. 2. Как у психологов, так и у управленцев выраженность ЭИ преимущественно среднего или высокого уровня, что также можно объяснить общей профессиональной ориентации. 3. У юношей выше показатели по внутриличностному интеллекту, а также по управлению эмоциями, чем у девушек. Данный факт может быть связан с тем, что мальчикам с детства дается установка брать свои эмоции под контроль. 4. Вербальный словарь эмоций девушек более дифференцирован и разнообразен, чем у юношей. Данный факт связан склонностью девушек к обсуждению вопросов, связанных с эмоциями: своими, подруг, близких, звезд и т.д. 5. Различия в опознании лицевой экспрессии между юношами и девушками отсутствует, что подтверждает наши предыдущие 64 исследования гендерных различий в опознании эмоций, а также данные, полученные Е. Д. Хомской и Н. Я. Батовой.6. Тренинговое воздействие увеличивает показатели эмоционального интеллекта, что говорит о высокой эффективности влияния разработанной нами программы тренинга на эмоциональный интеллект студентов.Список литературыАндреева И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков // Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. Конференции. 2018. – 230 с. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте // Психологическое здоровье в контексте развития личности: Материалы республ. научно-практ. конференции, 2014. – 321 с. Андреева И.Н. Гендерные различия в сфере эмоционального интеллекта // Материалы Междунар. междисциплинарной научно-практ. конференции, 2014. – 280 с.Андреева И.Н. Развитие эмоциональной компетентности педагогов // Психология образования сегодня: теория и практика: Материалы Междунар. научно-практ. конференции. Минск, 2018. – 206 с. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект как фактор самоактуализации // Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2019. – 302 с.Белоконь О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномен лидерства. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2019. – 320 с.Вилюнас В.К., Ю.Б. Гиппенрейтер. Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 2018. – 315 с. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб., 2020. – 322 с.Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание // Вопросы философии. 2016. – 380 с.Люсин Д.В. Социальный интеллект: Теория, измерения, исследование. М., 2016. – 218 с. Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен / Под ред. Г.А. Емельянова. М., 2020. – 318 с. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. М., 2016. – 360 с. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М., 2020. – 322 с. Спасибенко С.Г. Эмоциональное и рациональное в социальной структуре человека // Соц.-гуманитарные знания. 2016. – 210 с.Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы// Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под. ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М., 2019. – 230 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.