Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Влияние стиля семейного воспитания на взаимоотношения ребенка со сверстниками.

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
4097160

500 руб.

Просмотров
1495
Размер файла
98.26 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение  3

Глава 1. Теоретические основы особенностей взаимоотношений детей со сверстниками  5

1.1 Понятие о взаимоотношениях в психологии и особенностях их проявления в социуме  5

1.2 Факторы, влияющие на специфику взаимоотношений между детьми  8

Глава 2. Особенности влияния стиля воспитания родителей на взаимоотношения ребенка со сверстниками   15

2.1 Семья как определяющий фактор становления личности ребенка  15

2.2 Понятие о стилях семейного воспитания: типы и их краткая характеристика  17

2.3 Стили воспитания и их влияние на процесс взаимодействия между детьми в обществе  21

2.4 Рекомендации родителям по коррекции взаимоотношений с ребенком  27

Заключение   31

Список использованных источников   33

Приложение А  36

Приложение Б   37

 

Введение

Тема взаимоотношений в социуме, а особенно детско-родительских отношений и отношений со сверстниками всегда представляет особый интерес. Понятно даже не специалисту, что от особенностей воспитания в семье, так или иначе, складывается формирование определенных свойств и качеств личности ребенка, а особенно коммуникативных. Это не может в последствие не влиять на то, каким образом он будет выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками в социальной группе, выбирать адекватные способы взаимодействия с окружающими людьми. Семья оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, именно в семье закладываются паттерны определенных взаимоотношений и умений определенным образом взаимодействовать друг с другом. То, какой стиль воспитания выбирают родители, зависит от их личностных индивидуальных психологических особенностей, а также от того, какой стиль использовали их родители, от особенностей культурных и других традиций в семье. Стили семейного воспитания в нашей стране довольно широко изучали такие ученые как А.В. Петровский, И.С. Кон, А.В. Юстицкий, Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Столин и многие другие. Авторы в своих работах показывают влияние особенностей семейного воспитания на формирование личности ребенка, его поведение и взаимоотношения с родителями, с другими окружающими членами общества. При выборе родителями неадекватного стиля воспитания, формируются такие нежелательные качества у ребенка как замкнутость, агрессивность, тревожность. Особенности взаимоотношений детей со сверстниками с учетом влияния их личностных психологических особенностей изучали А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.С. Выготский. Взаимоотношения между детьми в группе исследовали Л.И. Божович, Г.М. Андреева, А.Е. Личко и др.Цель работы: выявить, каким образом особенности стиля семейного воспитания влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками.Задачи:Проанализировать понятия «семья», «стили воспитания», «взаимодействие», обозначить роль семейного воспитания в становлении личности ребенка.Проанализировать, под влиянием каких факторов формируются и развиваются взаимоотношения ребенка со сверстниками.Рассмотреть стили семейного воспитания. Выявить, как влияет стиль родительского воспитания на формирование взаимоотношений детей со сверстниками и определенных социальных установок, влияющих на процесс взаимодействия и общения. Объект: сфера межличностных взаимоотношений ребенка со сверстниками.Предмет: процесс влияния стилей семейного воспитания на взаимоотношения ребенка со сверстниками.В нашей работе мы рассмотрим вопросы, касающиеся стилей семейного воспитания, формирования определенных социальных установок ребенка под их влиянием и особенности взаимоотношений детей со сверстниками. Несмотря на множество работ, посвященных решению данного вопроса, до сих пор не существует конкретного ответа, так как в каждом конкретном случае речь идет о качествах и коммуникативных способностях конкретного индивида как участника процесса взаимодействия. Поэтому, изучение данной темы, никогда не потеряет своей актуальности.Глава 1. Теоретические основы особенностей взаимоотношений детей со сверстниками1.1 Понятие о взаимоотношениях в психологии и особенностях их проявления в социумеКогда мы рассматриваем понятие «личность», мы всегда понимаем, что без общественной принадлежности она существовать просто не может. В личности всегда определенным образом сочетаются биологический, психологический и социальный компоненты. Связи в обществе с окружающими проявляются постоянно. На взаимоотношения между людьми влияет и культура общества, которая способствует формированию определенных соответствующих качеств и свойств личности. Всегда во взаимоотношениях проявляется определенное отношение к личности со стороны общества, также как и наоборот, отношение общества к личности. 22, с.67Межличностные отношения в социуме понимаются как переживаемое лично, каждым человеком значимого, эмоционально - когнитивного отражения людьми друг друга в процессе межличностных взаимодействий. Все взаимоотношения между людьми происходят на основе эмоций, положительного или отрицательного отношения людей по отношению друг к другу. 28Взаимоотношения складываются в результате социального взаимодействия. Этот процесс понимается как воздействие людей и групп друг на друга, где в каждом действии обусловлено как предыдущее действие, так и ожидаемые результаты со стороны другого члена общества. Для взаимодействия необходимо наличие как минимум двух участников, чтобы действия одного были направлены на действия другого. Взаимодействие должно иметь цель, быть предметно, открыто и доступно для наблюдения, должно быть связано с какой-либо ситуацией, происходить в определенных условиях. Взаимодействие всегда протекает в процессе коммуникации. Это не есть просто общение с обменом информацией. Но многие дети затрудняются этот процесс осуществлять по различным причинам, одной из которых является низкий уровень развития коммуникативных умений, а также умений взаимодействовать в обществе, из чего как раз складываются определенные взаимоотношения. Умения выстраивать взаимоотношения и взаимодействие закладывается в семье, в первичной для ребенка группе. Здесь люди знают друг друга, между ними существуют неформальные, доверительные отношения, никто не регулирует эти взаимоотношения никаким документом, а все аспекты определяют участники самого взаимодействия. 12, с.216Для детей первичными, неформальными, так называемыми агентами социализации являются родители, то есть это конкретные люди (или группы людей), ответственные за обучение культурным нормам и освоение социальных ролей. Семья в данном случае выступает институтом социализации, той социальной группой, которая влияет на процесс становления личности и ее развития, где приобретаются нормы, правила и умения для социального взаимодействия и приобретения опыта ребенка. 12, с.218В процессе социализации каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «Я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт. Социализация детей – это процесс формирования ценностных ориентаций, взрослые уже способны оценивать нормы, а дети их только усваивают. 27 И, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.Определенная социальная группа дает ребенку не более того, чему они сами обучены или в чем сами достаточно социализированы. Иными словами, у родителей ребенок может научиться только тому, что знают и умеют его родители и как «правильно» быть взрослым, а у ровесников – как «правильно» быть ребенком: играть, дружить, ссориться и т.п. Малая группа ровесников на этапе первичной социализации выполняет важнейшую социальную функцию для каждого ребенка: она облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Современная социология указывает, что этот тип коллективности играет особенно важную роль на этапе биологического и психологического созревания. Родители не всегда могут научить ребенка тому, чему могут обучить его сверстники, например, как быть лидером или добиться лидерства в компании сверстников и другим качествам, так как это возможно только в той социальной группе, в которой возможно отработать данные умения и навыки на практике. Вот почему важно взаимодействие со сверстниками, на основе которого складываются определенные взаимоотношения. Роль семьи в формировании качеств и свойств, необходимых для этого (открытость, общительность, доброжелательность, способность поддерживать контакт, помочь окружающим, способность контролировать себя и др.) определяющая и главенствующая. 16, с.79Часто бывает так, что ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях, при этом нередко первые сводят на нет усилия вторых. Родители и в самом деле нередко смотрят на ровесников своих детей как на своих конкурентов в борьбе за влияние на них. 12, с.219Человек, который находится в одиночестве, будет вести себя немного иначе, чем человек, который находится в обществе других людей. Следовательно, социальное взаимодействие и взаимоотношения могут складываться только в социальной группе. Виды социального взаимодействия выделяют в зависимости от того, как осуществляется контакт между взаимодействующими людьми или группами (см. рис. 1).Вербальное (с помощью слов, речи)ФизическоеВербальное (с помощью слов, речи)ФизическоеВиды социального взаимодействияМысленное(про себя)Невербальное (мимика, жесты)Виды социального взаимодействияМысленное(про себя)Невербальное (мимика, жесты)Рисунок 1 – Виды социального взаимодействияРисунок демонстрирует 4 вида возможного социального взаимодействия: физическое, вербальное, невербальное, мысленное. Они имеют такие свойства как осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека активная и пассивная. Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества. Очень хорошо, если ребенок будет участником взаимодействия в определенной допустимой степени в любой сфере жизнедеятельности, родители должны вовлекать его в этот процесс. Таким образом он окажется в ситуации и столкновения, и сотрудничества, и конкуренции, благодаря чему сможет приобретать опыт социального взаимодействия и правильно выстраивать взаимоотношения между людьми разного возраста, в том числе и в группе своих сверстников. 13, с.31Каким же образом осуществляются взаимоотношения между детьми, что на это процесс влияет? Постараемся ответить на эти и другие вопросы в следующей подглаве.1.2 Факторы, влияющие на специфику взаимоотношений между детьмиНаблюдаемые эффекты различных воздействий макро- и микросреды на психику и поведение личности дают богатую пищу для социально-психологического анализа. Личность является не только объектом тех или иных воздействий со стороны окружающей социальной среды, но и субъектом деятельности. Именно в сознательной целенаправленной деятельности личность формируется, совершенствуется и проявляет себя. Будучи членом различных социальных групп и общества в целом, каждый из нас каким-либо образом влияет на других людей, общаясь с ними в сферах труда, учения и досуга. Личность — это субъект исторического процесса, ибо каждый человек выступает в нем, как действующее лицо. [22, с.67]Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. В зависимости от того, какими свойствами обладает личность ребенка, складываются взаимоотношения между детьми. А данные качества закладывает, как правило, в первую очередь семья и стиль воспитания в семье. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда нравственное и коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Действительно, всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. 23, с.75Ребенок воспитывается не только организованно, но и стихийно (семья, улица и т.п.), поэтому возникают различные трудности при взаимодействии и в выстраивании взаимоотношений. Если ребенок мало общается со сверстниками по причине неумения организовать общение, поддерживать его, он будет чувствовать себя отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию ребенка. Ребенок живет обособленно, сосредоточен на своем «Я», отчужденно относится к сверстникам, и в дальнейшее во всех сферах жизнедеятельности может возникнуть много проблем.В разнообразных внутри и межгрупповых связях со сверстниками и детьми разного возраста, в процессе общения ребенок учится осознавать, выражать и утверждать себя как личность. Разнообразие социальных групп даёт возможность ребенку осуществлять разные социальные роли (воспитанник, ученик, спортсмен, организатор, артист и др.). Каждый ребенок включается в систему многообразных социальных связей и отношений, наиболее полно приобщаясь к социальному опыту. В то же время эти связи способствуют созданию в любой группе или социальном институте общего эмоционального положительного климата общения между всеми участниками процесса. 11, с.56На основе взаимоотношений в группе сверстников, каждый ребенок имеет возможность идентифицировать себя с другими детьми, и возможна оценка и их и своих качеств. Сверстники, если они имеют желательные для общества свойства, оказывают положительное воздействие на личность ребенка, он принимает их законы, и жизнь в нем стимулирует его формирование.Вместе с коллективистскими отношениями в группе (детского сада, школы и т.п.) складываются и межличностные взаимоотношения, которые определяются как отношения на основе эмоциональных привязанностей, интересов. Если группа достигла высокого уровня развития, то межличностные отношения опосредствуются социально ценной деятельностью. 9, с.22Особенности общения и взаимодействия у детей меняются с их возрастом. В младенчестве у детей ярко выражена потребность в общении с родителями, особенно с мамой, если она не будет общаться с ребенком около полугода, это может привести к необратимым негативным изменениям в психике ребенка, нарушает развитие всех типов здоровья. К году у детей появляется довольно устойчивое стремление к общению со сверстниками: они любят бывать среди других детей, хотя еще не играют с ними. Со второго года общение со сверстниками расширяется в виде совместной игры. К 4-м годам общение детей со сверстниками становится одной из ведущих потребностей важным также остается и потребность в общении со взрослыми. В дошкольный период у детей осуществляется переход от непосредственных форм общения к мотивированному общению разного уровня. Коммуникативные действия очень разнообразны, взаимоотношения становятся эмоциональны и раскованны, дети часто хвалят друг друга, но больше конфликтуют, а затем опять мирятся друг с другом. Общение между ними не стандартное и никем не регламентировано. При взаимодействии в процессе наблюдения за детьми, а особенно в игре высоко проявлена инициативность. Для детей младшего школьного возраста ведущим становится общение со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников становится выше, дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Поэтому появляются случаи «ложного товарищества», «круговой поруки». Роль взрослого важна, особенно учителя. Взаимодействие с ним приобретает важную роль, так как детям требуется похвала и оценка их достижений. Общение со сверстниками достигает пика примерно в 11–13 лет. При этом желание помочь товарищу становится распространенным основанием общения. При выборе партнера общения подростками учитываются качества партнера общения: «волевой», «честный», «смелый» и т. п.; указываются также его деловые качества: хорошо играет в футбол, хорошо играет на гитаре и т. п. Подростковый возраст характеризуется чередованием периодов «закрытости» и «открытости» во взаимодействии. Общение с взрослыми уходит на второй план, в приоритете общение со сверстниками, значимой для него социальной группой.Особенно эффективно взаимодействие детей в процессе игры и выполнения трудовых посильных обязанностей, они создают объективную возможность для проявления инициативы, самостоятельности и самодеятельности, здесь вступают в простейшие общественные отношения. Участие в этой деятельности вызывает у них эмоциональные переживания, создает бодрое радостное настроение, что очень важно как для их жизненного тонуса, так и для установления социальных взаимоотношений. 26, с.142Направляемая взрослыми содержательная детская трудовая деятельность предоставляет ребенку возможность для постоянного упражнения в правильных поступках, отношениях, важных для самого ребенка, для окружающих его взрослых и необходимых для совместной налаженной жизни в обществе сверстников. В совместной деятельности создаются предпосылки для формирования начал социальных отношений, наиболее существенной стороной которых является их общественная устремленность. Дети постепенно приучаются выполнять общие правила, нормативные требования, которые по мере усвоения становятся собственными побудительными мотивами морального поведения. На основе этого у детей возникает взаимопонимание, привычка считаться с другими детьми, помогать им, заботиться о сверстниках и младших и т. д. Это важно для возникновения ценнейшего качества человека — умения действовать в интересах общества, при необходимости поступаться своими желаниями, интересами, воздерживаться от эгоистических поступков. [5, с.59]Ребенку можно помочь в решении вышеописанных проблем. И родители в семье, и другие взрослые, которые занимаются воспитанием ребенка, должны побуждать его желание общаться с окружающими с самого раннего детства. Учить его учитывать их интересы, потребности, помогать и оказывать поддержку, адекватно себя вести в конфликтных или нестандартных ситуациях, что дает опыт общения и выхода из подобных ситуациях. Это позволит сформировать навыки управления своим эмоциональным состоянием как условием дружественного и плодотворного общения с окружающими.Поскольку в семье часто имеются «мягкие» отношения между родителями и ребенком, отсутствие программы воспитания, наличие отрывочных представлений у родителей о воспитании, стихийный характер воспитания и обучения ребенка и другие особенности, помочь ребенку они не всегда смогут. В данном случае, помочь могут специализированные организации, институты социализации детей, такие как детский сад, дома творчества, школы и т.п. 25, с.658Если отношения со сверстниками существенно влияют на ход социализации детей (по крайней мере, в период среднего детства) и если успешность этих отношений зависит от развития неагрессивных навыков, тогда, вероятно, важно помочь детям развить эти навыки на протяжении дошкольного периода. Такое вмешательство может оказаться особенно важным, поскольку истоки отверженности часто кроются в событиях дошкольного детства и проявляются только со временем. Развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высоко развитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения. 24, с.88Кроме взрослых данную помощь могут оказать и сами дети. Они влияют друг на друга в нескольких важных отношениях. Во многих ситуациях они оказывают друг другу эмоциональную поддержку, выступают в роли моделей для подражания, подкрепляют поведение друг друга и поддерживают сложные, требующие богатого воображения игры. Они также создают систему эмоциональных взаимоотношений, которые поощряют (или наоборот, отбивают охоту) вести себя агрессивным способом. Дети помогают друг другу осваивать социальные навыки. Например, мальчики, играющие агрессивно, могут поначалу просто подражать героям телепередач, которые они видели, а затем начинают подражать друг другу. Они продолжают реагировать и отвечать на реакции, следуя образу, который поддерживает и постепенно расширяет эту новую игру.Факторами признаниями ребенка среди сверстников являются: его успешность в индивидуальной и совместной деятельности; особенности личностного поведения ребенка; оценка его успешности взрослыми. Подытоживая главу, хочется отметить, ребенок, который успешно вошел в группу сверстников, где сложились тесные взаимоотношения, имеет возможность удовлетворить его важнейшую потребность в общении с другими людьми, прежде всего со сверстниками, что очень для него важно, что создает необходимые условия для его самоутверждения в обществе, развития индивидуальности.Глава 2. Особенности влияния стиля воспитания родителей на взаимоотношения ребенка со сверстниками2.1 Семья как определяющий фактор становления личности ребенкаРождаясь, ребенок оказывается в первом важнейшем для него институте социализации – в семье. Это феномен, чаще всю жизнь влияющий на становление личности. Данное влияние сложно по своей сути, так как в семье, благодаря многочисленным ее членам, влияние на ребенка оказывается одновременно разное. Чем многочисленнее семья, тем сложнее, многограннее и проблематичнее ее изучать и исследовать, важно использовать различные для этого подходы.Антонов А.И. характеризует семью как «основанную на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющих воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи». 25, с.21Наиболее удачное, на наш взгляд определение понятия «семья» из всех многочисленных подходов, которые мы встретили в источниках. Семья для человека является важнейшим институтом социализации личности. Именно в ней он получает первый опыт социального взаимодействия. Отсюда вытекает необходимость говорить о семейном воспитании, и, неважно, организованное оно или стихийное, в любом случае этот процесс в семье осуществляется.По мнению Биктагировой Г.Ф., семейное воспитание трактуется как «одна из форм воспитания подрастающего поколения в обществе, сочетающая целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи…». [3, с.9]Социализация в семье осуществляется и целенаправленно и по механизму социального научения. Последнее происходит, во-первых, когда социальный опыт приобретается в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, во-вторых, она осуществляется за счет наблюдения особенностей взаимоотношений других членов семьи между собой.Авторы выделяют следующие факторы влияния семьи на социализацию личности:состав семьи или ее структура;позиция ребенка в семье (роли в семье, разнообразные по причине наличия у него различных социальных статусов (сын, брат, внук и т.п.);3) основные (реальные) воспитатели, члены семьи, которые оказали наибольшее влияние на развитие ребенка благодаря основному уходу заним, и те, кто был наиболее авторитетен для ребенка;4) стиль воспитания в семье – преобладающий стиль основного воспитателя (например, матери) и вспомогательных (бабушки, отца, деда, сиблингов);5) собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи (совокупность качеств взрослых членов: нравственных, волевых, эмоциональных, интеллектуальных, культурных, познавательных и творческих особенностей). 26, с.133Исследователи выделяют следующие факторы в области детско-родительских и семейных отношений, которые провоцируют нарушения эмоционально-личностного развития ребенка: 1. Особенности семейных отношений в целом. 2. Личностные особенности родителей. 3. Особенности родительского отношения, родительской позиции или стиля воспитания. 8, с.52Жизнь ребенка в пространстве проблемной семьи, с патогенным типом родительского отношения и воспитания, с неэффективной родительской позицией с большой долей вероятности, предопределяет его превращение в личность с формированием невротических свойств (тревожность, неуверенность, сенситивность, гиперсоциальность), которые в последствие будут являться барьером в процессе социального взаимодействия.Рассмотрим подробнее стили воспитания, оказывающие мощное влияние на формирование личности детей в следующем подразделе.2.2 Понятие о стилях семейного воспитания: типы и их краткая характеристикаПрежде, чем приступить к рассмотрению стилей семейного воспитания, важно вспомнить терминологию. Воспитание ранее понималось как вскармливание еще не приспособленного к жизни и беспомощного при рождении ребенка. Ю.К. Бабанский определяет это понятие как воздействие на личность общества в целом, если его рассматривать в широком смысле. Мы даем определение именно в данном контексте (социальном), так как тема наша затрагивает влияние воспитания на взаимоотношения со сверстниками, то есть взаимодействие в социальной группе. Воспитание в узком смысле он рассматривает как целенаправленную деятельность, которая способна сформировать у детей определенные качества личности, интересы, взгляды и убеждения. 2, с.119Стиль воспитания – это определенная стратегия поведения родителей, которая в различных ситуациях и времени будут проявлены в большей или меньшей степени. Стиль семейного воспитания определяется следующими критериями:эмоциональные отношения;стиль общения и взаимодействия;степень удовлетворения потребностей ребенка;особенности родительского контроля и степень последовательности в его реализации. 7, с.141Стиль воспитания тесно связан с такими понятиями как «формирование», «становление» и «социализация». Под влиянием воспитания со стороны родителей происходит процесс изменения личности в ходе ее взаимодействия с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности (Л.И. Божович). Этот процесс и называют формирование. 5, с.28 Становление – достижение ребенком такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно выстраивать свое поведение, осознавать свои поступки. Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт. Таким образом, видим, что под влиянием процесса воспитания формируется определенный набор качеств и свойств, который позволит ребенку достичь определенного уровня взаимодействия в социуме благодаря процессу социализации. 7, с.117К результатам формирования можно отнести развитие личности, под влиянием внешних и внутренних факторов. Физическое,психическое и социальное развитие личности осуществляется под влиянием института семьи, которая учит усваивать ценности, нормы, установки, образцы поведения, присущие для данного общества или группы. Семья для ребенка становится важнейшим институтом воспитания, так как это естественная для него среда существования и развития от самого рождения до смерти. Авторы по-разному классифицируют стили воспитания. Чаще всего в психолого-педагогических исследованиях для определения, анализа родительского отношения используются два критерия: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку (любовь, принятие, тепло или эмоциональное отвержение, холодность) и степень контроля за его поведением (высокая — с большим количеством ограничений, запрещений; низкая — с минимальными запретительными тенденциями). При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье. Определяются следующие стили родительского поведения: авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный. 17, с.231В.М. Минияров, к указанным выше стилям, предлагает выделять следующие стили семейного воспитания: состязательный, рассудительный, предупредительный, сочувствующий, контролирующий. Болдуин Д.М., американский психолог берет за основу критерии, на основании которых выделяет два стиля воспитания: демократический и контролирующий. Критерии выделяются следующего содержания: родительский контроль, родительские требования, способы оценки и эмоциональная поддержка. 19, с.115Баумринд Д. в процессе собственных наблюдений выделяет критерии по способу контроля и эмоциональной насыщенности стиля родительского отношения, стили воспитания по ее мнению можно обозначить следующие:авторитетный (демократический) стиль характеризуется тем, что родители ведут себя с детьми открыто, дают им право быть инициативными, общительными, свободно высказываться, участвовать в делах семьи, учитывают мнение детей в решении семейных вопросов, сохраняя при этом высокий уровень родительского контроля. Они поощряют растущую автономию детей, поддерживают теплые отношения с детьми. авторитарный стиль – родители ведут себя раздражительно, склонны к конфликтности, они проявляют высокий уровень контроля, предъявляют завышенные требования к ребенку, ждут неукоснительного выполнения своих требований, отношения с детьми холодные и отстраненные. Родители мало общаются с детьми, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения, не побуждают детей выражать свое мнение.либеральный стиль отражает следующее поведение родителей: низкий уровень контроля и теплые отношения, родители слабо или совсем не регламентируют поведение ребенка, хотя они открыты для общения с детьми, но доминирующее направление коммуникации — от ребенка к родителям. Родители так увлекаются демонстрацией «безусловной любви», что перестают выполнять непосредственно родительские функции, в частности, устанавливать запреты для своих детей.Коллеги Д. Баумринд Элеонора Маккоби и Джон Мартин предложили дополнить данную классификацию еще одним стилем родительского воспитания – безразличный стиль (индифферентный). При нем родители проявляют низкий уровень контроля и холодные отношения, они не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к детям, закрыты для общения. Если безразличие сочетается с враждебностью, ребенок проявляет разрушительные импульсы и склонность к отклоняющемуся поведению.Хотелось бы предложить к рассмотрению еще одну классификацию, представившую для нас интерес, так как она изложена немного в ином ракурсе и включает 6 разных типов отношения к ребенку. Л.Г. Саготовская выделяет:чрезвычайно пристрастное отношение к детям, уверенность родителей, что дети самое главное в жизни;безразличное отношение к ребенку, к его запросам, интересам;эгоистическое отношение, когда родители считают ребенка основной рабочей силой семьи;отношение к ребенку как объекту воспитания без учета особенностей его личности;отношение к ребенку как помехе в карьере и личных делах;уважение к ребенку в сочетании с возложением на него определенных обязанностей. 21, с.19Существует много факторов, от которых зависит, какой именно стиль и почему избирают родители для воспитания своего ребенка. Во-первых, он формируется под влиянием субъективных факторов: типа темперамента, характера, сложившихся ценностей, наследственности. Важно учитывать традиции, в которых воспитывались сами родители, то, какую научно-педагогическую литературу они использовали – это объективные факторы, влияющие на выбор родителями стиля семейного воспитания. Стиль воспитания имеет как положительное, так и отрицательное значение для становления ребенка как личности. Отсюда рождаются проблемы семейного воспитания, нарушения функций семьи, неконструктивный стиль общения и взаимодействия приводит к постоянным конфликтам, негативным тенденциям в развитии детей, которые мы рассмотрим в следующей подглаве. Практически, как утверждают специалисты по оказанию психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудноразрешимые проблемы воспитания вполне реально решить, при условии, если удается установить благоприятный стиль общения в семье. [7, с.123]2.3 Стили воспитания и их влияние на процесс взаимодействия между детьми в обществе Родительское отношение, типы и стили семейного воспитания, как уже говорилось выше, прямым образом влияют на взаимоотношения между детьми и родителями, а также на формирование ребенка как личности. В результате воздействия в процессе воспитания у ребенка могут сформироваться нежелательные свойства и черты личности, которые впоследствии будут затруднять взаимодействие со сверстниками, различные барьеры будут препятствовать развитию гармоничной личности и определенных свойств ребенка как субъекта социальных отношений, что, несомненно, повлияет на все сферы его жизнедеятельности. Семья и общество находятся в неразрывной взаимосвязи: любые процессы, протекающие в обществе, неминуемо отражаются на институте семьи, внутрисемейные процессы воздействуют на общество. 10, с.15Отношение родителей проявляется в наличии определенных чувств по отношению к своему ребенку, стереотипов поведения, характера и личности в целом. В структуре родительского отношения выделяют три компонента: эмоциональный (переживания за ребенка), когнитивный (представление родителя о характере, потребностях, интересах и ценностях своего ребенка) и поведенческий (как ведет себя родитель с ребенком).С самого рождения родитель начинает применять по отношению к ребенку определенную систему воспитания (стихийную или организованную), и весь этот процесс происходит в сфере непосредственного взаимодействия и общения. Общение всегда оказывается сильнейшим средством формирования у человека отношения к другим людям, а также к самому себе. Если обратиться к высказыванию Б.Г. Ананьева об общественных отношениях, то можем отметить, он формулирует эти положения таким образом: «Общественные отношения... создают тип личных отношений общения (привязанности, вкусы и т. п.). На основе этих индивидуальных отношений общения и формируются так называемые коммуникативные черты характера»,— и продолжает: «...Взаимопонимание, формирующееся на основе накопления жизненного опыта общения, важно не только для развития мотивов и способов общения, но и для того, чтобы познавать самого себя... Постоянное развитие практического знания человека человеком является важнейшим источником для развития других черт характера, в том числе и отношения к самому себе». 4, с.128Действительно, для ребенка семья является первой социальной группой, в которой он учится общаться и с младшими и старшими людьми, узнает, как ведут себя и мужчины и женщины в различных ситуациях взаимодействия, где и формируется отношение к себе самому. Это важная особенность семейного воспитания. Важно обратиться к различным исследованиям стилей семейного воспитания в отечественной и зарубежной психологии. Альфред Адлер уже в 1932 году описал неблагоприятные ситуации детства, связанные с родительским воспитанием, на основе которых ребёнок формирует ошибочные представления о жизни. Так, Адлер отметил, что родительское пренебрежение может препятствовать развитию у ребенка социального интереса; попустительство — к развитию неадекватных представлений ребенка о себе; недостаток родительского внимания лишает ребёнка возможности поверить в себя, и смелости справляться с возникающими жизненными трудностями. Способность ребенка реализоваться и развиваться в обществе при выборе родителей неадекватных стилей воспитания становится невозможным, у ребенка развиваются недостатки, неадекватная самооценка, отсутствие веры в свои силы и умения соблюдать определенные правила поведения при общении со сверстниками. От отношений внутри семьи индивида зависит успешность прохождения им процесса социализации, уровня его личностного развития: в какое именно направление будет направлен вектор его поисковой активности: реализации творческого потенциала или девиантное поведение. 10, с.5Каждый родитель имеет определенную родительскую позицию при воспитании своих детей, от которых зависит выбор стиля семейного воспитания. Так как тема нашего исследования раскрывает основные вопросы, связанные с стилями семейного воспитания, основные позиции родителей представим как вопрос второстепенный в приложении А (таблица «Типология родительских позиций (по О. Коннеру)»Рассмотрим последствия воспитания детей при выборе определенного стиля семейного воспитания. При использовании родителями демократического стиля семейного воспитания, дети растут социально адаптированными, уверенными в себе, становятся способны к самоконтролю, обладают высокой самооценкой. Хорошо развито умение принимать самостоятельно решения и отвечать за вои поступки. Проявлена решительность и целеустремленность, способны договариваться и идти на компромисс. Решения родителей не кажутся произвольными и несправедливыми для детей, поэтому дети легко соглашаются с ними. 1, с.18 При общении со сверстниками они свободно вступают в контакт с любым ребенком, открыты, уверенны, конструктивно строят общение, адекватно реагируют на критику. В целом взаимодействия ребенка с группой сверстников складывается эффективно. С ним легко общаться, они умеют сдерживаться, не проявляют агрессию, миролюбивы и добры. Они хорошие друзья, не предадут и не подставят, способны сами ответить за результаты своих действий и не переложить на другого человека. Всегда уважают мнение другого человека, дадут высказаться, прислушиваются к желаниям других. При авторитарном стиле дети замкнуты, боязливы и угрюмы, непритязательны и раздражительны. Так обычно бывает до подросткового возраста и случается, что ребенок, для которого родитель уже становится не авторитетом, страх перед родителями исчезает, и в семье возрастает количество конфликтов, ребенок может стать неуправляемым. В данном случае возможны два варианта развития личности. Во-первых, возможно развитие ребенка со слабой жизненной позицией, где проявляется отсутствие чувства собственного достоинства, неспособность принимать решения, отвечать за свой выбор, потеря собственных желаний, с сомнениями - чего же я хочу? Взаимодействие с такими детьми ограничено, общаются с ними не все. Сверстники часто используют таких детей, пользуясь их конформностью, включая в различные деяния, осуждаемые обществом, и такой ребенок идет на поводу у других, не имея своего мнения, не умеет отказать и защитить себя. Второй вариант заключается в возможности развития деспотичной личности, воспитанной с ненавистью к родителям, способностью решать все вопросы только силой, наблюдается грубое, циничное и хамское отношение к окружающим, агрессия и конфликтность. Дружеские отношения со сверстниками строятся только с детьми, воспитанными таким же стилем воспитания и с такими же личностными качествами. Такие дети в группе сверстников воспринимаются как деспоты, с ними сложно общаться, они часто проявляют агрессию по отношению к окружающим, совершенно не заслуживающим подобного отношения. Они не приятны обществу, чаще мешают выполнять определенную деятельность, сами при этом участвовать ни в чем не желают. В процесс воспитания подключаются другие подструктуры помимо семьи (школа, органы попечительства, органы по делам несовершеннолетних и др.). С ними сложно договориться, общение затруднено из-за барьеров, на сотрудничество и компромисс не идут, чаще проявляется соперничество. Отвечать за содеянное, также нет никакого желания, ответственность перекладывается на окружающих совсем неповинных сверстников. При либеральном (попустительском) стиле воспитываются импульсивные и агрессивные дети. Они часто склонны к непослушанию и агрессивности, ведут себя неадекватно и импульсивно, нетребовательны к себе, в некоторых случаях дети становятся активными, решительными и творческими людьми. [1, с. 18] Также как и при авторитарном стиле, возможно развитие двух вариантов развития личности. При первом ребенок не способен к отношениям, в которых нужно проявлять привязанность и ответственность за другого близкого. Он не принимает участия в делах близких, безразличен к ним. Также он относится и к сверстникам. Нет душевного тепла, желания помочь и поддержать. Это происходит не потому, что он воспитан эгоистом, а потому, что он просто не умеет этого делать. Отношения у такого ребенка чаще не постоянны, он не привязывается к сверстникам, нет друзей, с которыми бы было эмоциональное, душевное единение. Ему не доверяют, так как он проявляет себя безразлично, не способен по-товарищески помочь, может оставить в беде. Второй вариант представляет ребенка как личность без запретов, и как говорится «без тормозов». Ему присущи следующие черты: хамство и вседозволенность, вранье, распущенность, склонность к совершению противоправных деяний, безответственность и не умение держать свое слово. Общение с таким ребенком затруднено, так как он неуправляем. Сверстники не хотят дружить и взаимодействовать, так как он не надежен, не держит слово, может подвести, вовлечь в незаконные деяния. Хамство, неумение вести себя в обществе отталкивает сверстников, делает общение и взаимодействие с ним не приятным.При индифферентном стиле воспитания у детей развивается эмоциональная отчужденность, тревожность. Замкнутость и недоверие к окружающим людям. Дети могут вовлекаться в асоциальные отношения, в группы, так как со стороны родителей нет никакого контроля. Дети могут быть безответственными и неуверенные в себе, неуправляемые и импульсивные. При участии в жизни детей других воспитателей, помимо родителей, они могут сформироваться творческими, активными и сильными личностями. При взаимодействии со сверстниками он плохо идут на контакт, так как не доверяют окружающим. Излишняя тревожность делает их подозрительными и нерешительными, качества, не способствующие установления тесных прочных дружеских взаимоотношений. Эмоционально они отчуждены, они выглядят как чужие в группе сверстников, даже при доброжелательном отношении со стороны детей. Замкнутость препятствует установлению социальных контактов, они бедны и немногочисленны. Особенности взаимоотношений и общения со сверстниками всегда изменяются в зависимости от возраста ребенка. Ведь в каждом возрасте имеются свои характерные психологические особенности, которые под влиянием воспитания видоизменяются, меняется ведущая деятельность ребенка, зона ближайшего развития, референтная социальная группа и т.п. Многие ученые (В.С. Мухина и др.) отмечают важный момент, что стили воспитания чаще всего смешанны в жизни, так как ребенка воспитывают не только родители, а также бабушки и дедушки, другие взрослые (воспитатели в детском саду, учителя), улица, группа сверстников и другие социальные институты. Кроме стилей отношений, обращенных непосредственно к ребенку, на его воспитание оказывает безусловное влияние стиль взаимоотношений взрослых членов семьи». [14, с.205] Любой родитель использует большой арсенал стилей семейного воспитания, в зависимости от актуальной ситуации, однако одна или несколько тенденций в отношении к ребенку могут повторяться чаще и доминировать в семейном воспитании. Чрезвычайно важно, чтобы родительское отношение характеризовалось любовью, уважением и пониманием возрастных психологических, а также индивидуальных особенностей ребенка. 1, с.242.4 Рекомендации родителям по коррекции взаимоотношений с ребенкомСпециалисты отмечают, что никогда не поздно нормализовать нарушенные взаимоотношения детей с родителями, при условии признания своей неправоты по поводу выбора стиля воспитания и совершенных педагогических ошибок. Практика показывает, что сопротивление как раз таки оказывают не дети, а их родители. К сожалению, многие из них плохо осознают, и не желают осознавать, что воспитанная ими личность – их ребенок – результат их собственной педагогической деятельности. Поэтому первоочередной задачей специалистов является работа с родителями таких детей, с выявления трудностей в воспитательном процессе, организованном родителями, выявления причин нарушенного поведения детей.Родителям детей с авторитарным стилем воспитания можно рекомендовать следующее:Важно уважать своего ребенка, учитывать его позицию, желания и переживания. Поставить себя на его место.Необходимо предъявлять свои требования в виде просьбы и предложения, а не приказа.Важно говорить эмоционально, с теплотой и доброжелательно, а не отстраненно и как с чужим человеком.Методы наказания, запреты важно объяснить ребенку, в чем их причина, каковы их особенности, причем все должно быть согласовано обоими родителями. Порицать нужно не личность, а поступки и действия ребенка.Необходимо уважать личное пространство ребенка (не входить без стука, не брать его личные вещи, не принуждать к беседе без его желания и т.п.).Полезно будет доверять своему ребенку в выборе друзей, одежде, интересов, если это не противоречит нормам морали и закону.Нельзя наказывать ребенка физически, унижать вербально.Наказание должно быть справедливым, однократным, не следует вспоминать проступок при каждом новом случае.Недопустимо подслушивать его телефонные разговоры, читать переписку и пр.Важно искренне разговаривать с ребенком, говорить чаще о чувствах, переживаниях, прививать ему способность к эмпатии.Важно проявлять терпение и такт, замечать и поощрять достоинства ребенка, которые у него наверняка имеются.И, как говорил Я. Корчак: «Детей нет, есть люди». 29Рекомендации родителям детей, которые используют попустительский стиль воспитания:Важно поменять тактику общения и отношение к ребенку.Необходимо восстановить систему запретов, включиться в жизнь ребенка.Важно позволить ему принимать участие в жизни семьи, принимать совместные решения, четко проговорить обязанности, ожидания и результаты.Дать ему возможность высказаться на семейном совете. Строить диалог с ним необходимо с теплотой в душе, важно показать, что он нужен, важен, учитывать его мнение.Важно показать искреннее участие в жизни ребенка.Рекомендации для родителей детей с индифферентным стилем воспитания:Важно включиться в жизнь своего ребенка.Необходимо стать участником всех его событий, проявлять искренний интерес к его делам.Важно разработать четкую систему требований и запретов, ознакомить ребенка с ними и обозначить наказание за их невыполнение.Нужно обсуждать проблемы дома и семьи, закрепить за ним определенное поручение, задание.Проявлять душевную теплоту, стремиться к разговорам по душам, не настаивать, если ребенок не желает говорить. Нужно попросить его поговорить с вами, когда он этого захочет, не отказываться от обещанного.Показать ребенку, что вы настроены доброжелательно и позитивно, нужно пытаться найти точки соприкосновения, общие темы для разговора, не важно какие, лишь бы они были. Особенно о том, что любит и чем интересуется ребенок. За счет этого возобновится контакт.Важно говорить о своей к нему любви, даже если он эти слова игнорирует. Однажды он обязательно ответит взаимностью. 12, с.113Общие рекомендации семьям по воспитанию детей, независимо от стиля воспитания, мы представили в приложении Б, с целью соблюдения требований к написанию курсовой работы по объему.Таким образом, мы рассмотрели, как влияют стили семейного воспитания на становление личности ребенка, тех его свойств и качеств, которые необходимы для их продуктивного взаимодействия со сверстниками. Хочется завершить написание главы словами В. Сухомлинского: «Воспитание личности - это воспитание такого стойкого морального начала, благодаря которому человек сам становится источником благотворного влияния на других, сам воспитывается и в процессе самовоспитания ещё больше утверждает в себе собственное моральное начало». ЗаключениеТема взаимоотношений в социуме, а особенно детско-родительских отношений и отношений со сверстниками всегда представлял, и будет представлять особый интерес. При анализе психолого-педагогической литературы было выявлено, что межличностные отношения - это субъективное переживаемое, личностно значимое, эмоционально- когнитивное отражение людьми друг друга в процессе межличностного взаимодействия. Они возникают и складываются на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Мы изучили особенности взаимоотношений между детьми. Межличностные отношения у детей со сверстниками формируются и развиваются постепенно: значение контактов со сверстниками начинает возрастать к старшему дошкольному возрасту. Существенно преобразуется характер взаимодействия со сверстником и, соответственно, процесс познания ровесника: ровесник как таковой, как определенная индивидуальность становится объектом внимания ребенка. У ребенка расширяется представление об умениях и знаниях партнера, появляется интерес к таким сторонам его личности, которые прежде не замечались. Все это способствует выделению устойчивых характеристик сверстника, формированию более целостного его образа. Мы обсудили в работе такие понятия как «семья», «воспитание», «социализация», «взаимодействие». Достаточно четко обозначили роль семейного воспитания в формировании личности ребенка, семью, как один из важных социальных институтов для развития ребенка. Подробным образом мы рассмотрели стили семейного воспитания, подходы к классификации которых у различных авторов отличаются. Но, принято чаще выделять 4 основных стиля семейного воспитания – авторитарный, демократический, либеральный, индифферентный. Из них наиболее адекватный и способствующий развитию гармоничной личности -это демократический стиль. Благодаря ему, ребенок растет открытым, свободным, контактным, адекватным, способствующим делать свой выбор, иметь свое собственное мнение, отвечать за результаты своих действий, добрым и справедливым. Данные качества желательны и будут способствовать продуктивному взаимодействию с людьми, у такого ребенка как члена общества будут складываться доброжелательные взаимоотношения со сверстниками и другим социальным окружением. Остальные же стили семейного воспитания способствуют формированию нежелательных качеств, которые будут выступать барьерами позитивных взаимоотношений и взаимодействия. К ним можно отнести несдержанность, малообщительность, замкнутость, конфликтность, агрессивность и другие. У детей не сформированы коммуникативные навыки, они плохо адаптируются в среде и не имеют определенного круга общения, друзей, по сути, они одиноки. По этой причине у ребенка идет отставание в развитии, появляются проблемы психического плана, проблемы с законом, девиантное поведение.Таким образом, мы теоретически выявили, как влияет стиль родительского воспитания на формирование взаимоотношений детей со сверстниками и определенных социальных установок, влияющих на процесс взаимодействия и общения. Родителям важно оказывать помощь в выборе стиля воспитания и объяснять его последствия, объяснять роль общения и взаимоотношений со сверстниками для развития гармоничной личности. Так как в семье воспитание чаще всего стихийно, упрощенно, ситуативно, важно помогать им в процессе воспитания детей, такими организациями выступают детский сад, школа и другие социальные институты.На данном этапе нашего теоретического исследования все поставленные задачи решены, цель работы достигнута в полном объеме. Список использованных источниковАмелина, Е.С., Хохлова Е.А., Пермякова А.А., Кузьмишина Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. Современная зарубежная психология. № 1 / 2014.Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод.основы) / Ю.К. Бабанский. − М.: Просвещение, 1989. − 192 с.Биктагирова, Г.Ф. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие. / Биктагирова Г.Ф., Муртазина Э.И. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 232 с.Бодалев, А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском коллективе. — М., 2008. – 398 с.Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1999.- 413 с.Доманецкая, Л.В. Психология семьи и семейного воспитания: учебное пособие / Л.В. Доманецкая; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2013. – 212 с.Захарова, Г.И. Психология семейных отношений: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2009.– 63 с. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений. — СПб.: Питер, 2009. — 576 с.Колесникова, Г. И. Социология и психология семьи : учебник для вузов / Г.И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 263 с.Коломенский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. — М., 1975. – 390 с.Кравченко, А.И. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с. Краткий курс лекций по социологии: Учеб. пособие для студентов / Под ред. проф. В.И. Бегинина; ФГОУ ВПО «Саратовский ГАУ». Саратов, 2016. - 100 с. Мухина Т.Г. Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов техн. вузов / Т.Г. Мухина. Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2015. – 227с. Петровский, А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. - 96 с.Психология семьи : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / [Н.В.Гребенникова, Е.В.Гурова, Е.И.Захарова и др.] ; под ред. Е.Г.Сурковой. — М. : Издательский центр «Академия», 2014. — 240 с. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методическое пособие по курсу / Под общей редакцией Торохтий В.С. – Москва, 2005. - 398 с. Психологический словарь / авт.-сост. В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева, Л.М. Балабанова // Под общей ред. Ю.Л. Неймера. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2003. - 640 с. Психология: Учебник для педагогических вузов /Под ред. Б.А.Сосновского.- М.: Юрайт - Издат, 2005.- 660 с. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / сост. К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский // Серия «Мастера психологии». - СПб: Питер, 2007. - 720 с. Саготовская, Л.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. Томск: Изд-во Универститет, 1971. - 64 с. Свенцицкий, А.Л. Социальная психология: Учебник.— М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 336 с.Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. Ступницкий, В.П. Психология: Учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 520 с.Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд.—М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006.— 768 с. Якимова, Т.В. Психология семьи : учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.В. Якимова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 345 с. Источники Интернет Давыдов С.А. Социология : учебное пособие / Давыдов С.А.. — Саратов : Научная книга, 2019. — 159 c. — ISBN 978-5-9758-1780-8. — Текст : электронный // IPR SMART : [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/81052.html (дата обращения: 25.05.2022). — Режим доступа: для авторизир. пользователей. Заболоцкая, В.Э., Андреева Л.Д. Особенности взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: (ttps://scienceforum.ru/2016/article/2016027877) (дата обращения: 25.05.2022). https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-o-vospitanii.Приложение АТаблица - Типология родительских позиций (по О. Коннеру)Тип позицииСловесныевыраженияСпособ поведенияВлияние наразвитие ребенкаПриятие илюбовьРебенок — центрмоих интересовНежность, занятия сребенкомЧувствобезопасности,нормальное развитиеЯвноеотвержениеНенавижу этогоребенка, не будуо немтревожитьсяНевнимательность,жестокость,избеганиеконтактовАгрессивность,эмоциональнаянедоразвитостьИзлишняятребовательностьНе хочу ребенкатакого, какойестьОтсутствие похвал,придирчивость,критикаНеуверенность всебе, фрустрацияЧрезмернаяопекаВсе сделаю дляребенка, посвящуему себяЧрезмерныепоблажки илиограничениясвободыИнфантилизм,особенно всоциальныхотношениях,неспособность ксамостоятельности3, с.97Приложение БОбщие рекомендации психолога по воспитанию детей в семьеДля того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка необходимо помнить внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:Культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и взаимной поддержки. Счастливые дети обнаруживают большую зрелость, у них лучше развит самоконтроль и просоциальное поведение.Принимать активное участие в жизни семьи.Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком.Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в го жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты.Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения.Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка.Уважать право ребенка на собственное мнение.Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом.С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.Сосредоточить усилия на поддержке желательного поведения, а не на искоренении нежелательного. Подавать детям пример, поддерживать и вознаграждать просоциальное поведение детей (заботу о других, помощь, сочувствие и т. д.).Предъявлять детям разумные требования и настаивать на их выполнении. Ясно давать понять детям, чего от них ждут, и быть последовательными.Избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля над поведением детей.Помогать ребенку научиться владеть собой и развить чувство контроля над обстоятельствами.Использовать объяснение и убеждение для того, чтобы помочь детям понять правила поведения в обществе.17, с.236


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.