это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4115866
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования функциональных асимметрий и психического состояния 6
1.1. «Функциональные асимметрии»: определение понятия, основные подходы к исследованию, методы изучения 6
1.2. Характеристика психических состояний: определение, классификации, основные подходы, методы изучения 9
1.3. Особенности проявления функциональных асимметрий и психического состояния13
Глава 2. Организация и анализ результатов эмпирического исследования Влияние функциональных асимметрий на динамику психического состояния 19
2.1. Характеристика выборки и описание этапов исследования 19
2.2. Методы и методики исследования 20
2.3. Анализ распределений показателей право- и левополушарных свойств и показателей рельефа психического состояния 21
2.4. Анализ корреляционных связей показателей право- и левополушарных свойств и показателей психического состояния 22
2.5. Анализ влияния частных асимметрий на динамику психического состояния 24
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Приложение 30
Введение
Актуальность темы исследования. Функциональная асимметрия и ее влияние на поведение человека всегда будет являться важным в исследовании медицины и психологии. Это направление имеет важное значение для психологии, так как влияние асимметрии полушарий и его функционала читается не до конца исследованным. Человеческий мозг не до конца изучен и является хорошей базой для открытий в области психологии и психиатрии, так как особенности строения и оригинальность распределения функций не могут вызывать сомнений в уникальности построения этого органа.Ранее в научной литературе можно было встретить понятия доминирования одного полушария над другим, в современное время наиболее актуально стало понимать важность и автономность каждого полушария, но и осознавать взаимосвязь полушарий, а так же их слаженную работу.Часто данное исследование проводят в динамическом изменении ситуации для выявления изменения психических состояний человека. Это исследование привлекло большое количество теоретиков и практиков, что говорит о высокой актуальности исследования влияния функциональной асимметрии на динамику психического состояния и о незаконченности изучения данной темы.Теоретическая база исследования состоит из трудов: Белашева Х.В., Брагина Н.Н., Герасимова И.В., Игнатова Ю.П., Куликов В.Ю. и другие исследователи.Объект исследования функциональная асимметрия в динамическом изменении.Предмет исследования процесс влияния функциональной асимметрии в динамике психического состояния.Цель исследования состоит в анализе влияния функциональной асимметрии в динамике психического состояния.Для достижения цели исследования необходимо решить задачи:подобрать и проанализировать информацию по функциональной асимметрии полушарий;проанализировать информацию о психических состояниях;выявить методы исследования функциональной асимметрии и ее влияния на психологические состояния;определить особенности функциональной асимметрии;провести эмпирическое исследование для выявления влияния функциональной асимметрии на психические состояния в динамике.Методы исследования использовались общенаучные и специально-психологические. Общенаучные методы:анализ;синтез;обобщение;методы количественного анализа;Специально-психологические методы заключаются в эмпирическом исследовании.Практическая значимость исследования заключается в получении новых знаний и интеграции изучения медицинского и психологического исследования, а так же возможной дальнейшей разработке опросов и методов выявления нарушений функциональной асимметрии и их влиянии на психическое состояние человека, проявления их в ситуативных динамических ситуациях.Эмпирическое исследование было проведено на базе института, на студентах группы, что позволило оценить влияние функциональной асимметрии в динамике на психические состояния студентов в ситуативном варианте.Структура работы включает в себя оглавление, введение, две главы, заключение, список литературы, приложения с методиками проведения и оценки исследований.Глава 1. Теоретические основы исследования функциональных асимметрий и психического состояния 1.1. «Функциональные асимметрии»: определение понятия, основные подходы к исследованию, методы изученияПредпочтение мозгом одного полушария в воссоздании психического процесс является основой психических и физиологических характеристик, при которой происходит деятельность мозга. Основой такой взаимосвязи можно считать диалектическое объединение, на базе функциональной асимметрии полушарий мозга, а так же их влияния на психические особенности человека.Асимметрия между полушариями мозга вызывает интерес исследователей и является основой стабильности и упорядоченности процессов работы мозга у всех живых существ, наделенных двумя полушариями мозга. Для анализа функциональной асимметрии и ее влияния на психическое поведение человека необходимо проанализировать строение мозга и взаимосвязь полушарий в биологическом плане, что можно выявить в анатомии[3;12].Строение головного мозга включает в себя большой мозг и ствол, большой мозг представлен в виде двух полушарий или мозгом, разделенным продольной щелью на правое и левое полушарие. Объединение полушарий происходит за счет межполушарной спайки, а именно мозолистого тела. Мозолистое тело состоит из волокон, которые связывают симметричные участки мозга. Мозолистое тело можно считать самой большой спайкой в мозге. В строении мозга так же присутствуют и другие спайки, такие как передняя и задняя комиссуры, уздечная комиссура, комиссура четверохолмия, гиппокампова комиссура. А поверхность полушарий покрыта серым веществом, которое называется кора головного мозга[7;15].В современное время изучение всех спаек головного мозга происходит усиленное, спайки теперь изучаются, как проводник информационных потоков в мозге, а так же спайки регулируют возможные разногласия в командах симметричных частей мозга.Спайки или комиссуры являются нервными волокнами, что характеризует их как хороших проводников импульсов, но нервные клетки не могут управлять чем-либо в организме. Но именно нервные клетки могут производить синхронизацию работы полушарий мозга, снижать конкуренцию полушарий или исключать двойные импульсы и команды, даваемые полушариями.Смешение полушарий возможно через мозолистое тело, так как именно оно открывает сенсорное объединение, помогает нести виды объединения сенсорных аспектов в каждом полушарии. Важно учесть, что комиссуры могут передавать достаточно сложные или направленные сигналы, которые несут информацию о деятельности полушарий, информацию об управлении способностями отдельного полушария.Каждая часть комиссур внутри мозга имеет свою функцию. Передняя область мозолистого тела передаёт информацию соматосенсорную или осязательную. Задняя треть мозолистого тела называется splenium и переносит зрительную информацию. В некоторой психологической и медицинской литературе можно встретить заметки о том, что передняя комиссура также передаёт информацию зрительного типа, какой тип определения передачи информации является неверным, так как в современное время доказаны обратные вариация. В 1868 году Н. Гешвинд и У. Левитски провели исследования, на основе которых выделили функции полушарий мозга, для этого было необходимо вскрытие мозга 100 человек. Такой тип функциональности мозга и полушарий является важным для функциональных различий между полушариями[9;201].Мозг каждого человека индивидуален с точки зрения анатомии и физиологии, имеет специализацию, такую точку зрения можно подтвердить при исследовании с новорождёнными детьми, а точнее их звуковым восприятием речи или шума, левое полушарие у 9 из 10 детей на звук реагирует более ярко. При этом неречевые сигналы вызывали реакцию правого полушария мозга (по Блум, Лейзерсон, Хофстедтер, 1988).Человеческий мозг стал интересовать исследователей чуть более 100 лет назад, так как именно в то время стали интересоваться функциями мозга, на тот момент не было возможности провести более детальный анализ. В современное время часто происходит попытки распределение психических функций человека по анатомическому разделению мозга на левое и правое полушарие. Первым предположил, что мозг неоднороден и каждая функция имеет своё точечное закрепление в области мозга, анатом Ф. Галль. Он построил свои предположения строго на базе выявления локализации центра речи и закрепления ее в лобной доле мозга. Также он сделал предположение, что можно детально изучить мозг, не вскрывая его, при изучении шишек на голове человека и внешнего строения черепа. Но эта теория не имела подтверждения в научных кругах в девятнадцатом веке, основная идея этой теории о закреплении различных действий функцией по областям мозга вызвала большой интерес у врачей и учёных, что помогло в дальнейшем изучении мозга. Выявил, что отсутствие речи может быть взаимосвязано с повреждением одного из полушарий, сельский врач Марк Дакс, который во французском медицинском сообществе выступил с докладом о влиянии повреждений полушарий на потерю речи. Это утверждение было ранее высказано греками, но им были выявлены и задокументированы расположения речевого центра в мозге. Дакс зафиксировал, что к отсутствию речи склонны люди с повреждением левого полушария мозга, им задокументированной более 40 случаев. Доклад не был воспринят большинством учёных, но он породил изначально версию, что полушария мозга контролируют свои специфические функции, речевой центр находится в левом полушарии. Эта теория заставила задуматься над опровержением или доказательством остальных докторов медицинских наук и учёных. Такой аспект позволил выявить, что для двадцатого века становится важным изучение мозга человека, а также функциональной асимметрии его. Именно это привело к открытию различных функций у полушарий, а также заставила изучать доминантность одного из полушарий. Работа Г. Липмана продемонстрировала, что функции полушарий будут нарушены или левое полушарие имеет совершенно другие функции, чем правое, доказательства были приведены в виде апраксии. При апраксии человек не может выполнить определённые действия в стрессовой или непривычной ситуации. За данный вид заболевания также отвечает левое полушарие, что позволило доказать, что левое полушарие отвечает не только за речь, но и за целенаправленные действия или движения, что позволило выявить новые возможности изучения функциональной асимметрии мозга[9].Методы изучения функциональной асимметрии мозга ранее имели только анатомический или медицинский подход, но современные технологии и разработка новых научных исследований в области психологии привели к возможности оценки работы полушарий без медицинского вмешательства.Функциональная асимметрия полушарий является отсутствием симметричности функций мозга, проявляющихся в деятельности человека.1.2. Характеристика психических состояний: определение, классификации, основные подходы, методы изученияМногообразие форм человеческого поведения всегда имело специфику и свое объяснение, с точки зрения мотивации или направления выбранной деятельности. Но каждое проявление психического состояния человека всегда является формой проявления, а также можно выявить интенсивность проявления.Всё это говорит о необходимости систематизации и понимания физических и физиологических ресурсов организма, которые могут потребоваться для выполнения действий в разных ситуациях. В каждой ситуации необходимо рассматривать состояние для того, чтобы выявить и систематизировать психические состояния необходимо классифицировать их. Классификация возможна по различным признакам.По признаку длительности психические состояния можно разделить на:устойчивые и длительные, состояние удовлетворения своим действиям или неудовлетворение, проявление безразличия в деятельности, они важны, так как это выявляет общий психический настрой;временное состояние, возникшее в связи с ситуацией, они выявляются в процессе деятельность одной формы поведения, включает в себя фазы работоспособности, а также психические состояния такие, как апатия, сонливость или повышенная активность[11].Также можно систематизировать психические состояния по ведущему компоненту:физиологические или психические состояния, характеризуются напряжением мышц или психическим напряжением, различными видами умственной нагрузки;степень напряжения систем, такие как сенсорная нагрузка, зрительная, слуховая, тактильная или мышечная;степень проявления деятельности в сознании, ясность и сон.Ещё одной классификации психических состояний будет являться доминирующие свойства личности, а также выявление преобладания одной из сторон психики:эмоциональность;воля;напряжённость.Также некоторые подразделяют психические состояния, которые влияют на здоровье индивидуума, здесь только две классификации, можно выделить такие, как допустимые и недопустимые, расценивать их возможно с оценки состояния здоровья человека, а именно нагрузки, которая выдаёт ответную реакцию организмаТакже можно выделить классификацию психических состояний по результативности, в этом можно выявить благоприятные и неблагоприятные психические состояния. Благоприятные состояния хорошо отражаются на работоспособности организма, оказывают благотворное влияние на здоровье. Неблагоприятные психические состояния негативно влияют на личности здоровья в целом, снижают результаты, полученные во время деятельности (могут вызывать переутомления, стрессы, выгорания)Классификация психических состояний также включает в себя возможность разделения на: экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные состояния всегда имеют неоднородную структуру поведения, часто включают в себя стресс, утомление и всегда психическую напряжённость. Интенсивное состояние находит в равномерном типе от бодрствования до утомления и снижения эмоционального напряжения.Для того, чтобы правильно диагностировать состояние, необходимо оценивать необъективные признаки, при этом не вмешиваться в естественную жизнедеятельность человека, исключить другую мотивацию и влияние.Часто невозможно правильно оценить психические состояния, так как они не имеют определённости. Но психические состояния можно оценивать в двух критериях, такие как физиологические и психологические показатели. Оценка физиологических критериев необходима для объективности проведения исследования состояния, важно психологическое состояние человека оценить с органической точки зрения. Психическое состояние может сильно влиять на здоровье человека, поэтому физиологическая оценка необходима для наблюдения улучшения или ухудшения функционирования системы организма[11]. Самыми простыми методами исследования таких показателей являются:электроэнцефалография, которая демонстрирует повышение уровня активация головного мозга; электрокардиография является показателем работы сердечной мышцы; электромиография может продемонстрировать мышечную задействованность; кожно-гальваническая реакция тренирует реакцию вегетативной нервной системы, которая основана на деятельности мозга; риоплатизмаграфия выявляет состояние сосудов и их тонус, а также правильность кровообращения.Биологическое состояние организма и его оценка необходима, важно замерить изначально вегетативные показатели, такие как:пульс;дыхание;давление;тонус;температура;биохимическое исследование;гормональные исследования.Но физиологические методы исследования могут иметь погрешности, так как у каждого человека показатели нормы являются разными, для этого необходимо проведения комплексных методов исследования.Функциональные психические состояния необходимо оценивать с различных методик, что приводит к психологическим методам исследования. Психологические методы исследования подразделяются на два основных направления, методики субъективной диагностики применяются в вариациях шкалирования, опросах и методах психического тестирования. С помощью опросных листов можно выявить симптоматику состояния, положительными чертами этого исследования являются простота проведения, удобство обработки ответов. Недостаток, возможно описать, как результативность количественных ответов а некачественных. Опросники имеют вид однонаправленного выявления состояния, то есть с помощью опросника можно выявить стресс, утомление или монотонию, но при этом у опрашиваемых заранее должно быть определено такое состояние. Ответы помогут оценить глубину данного состояния. Достоинством этой системы является шкала, которая помогает оценить признаки характерные этому состоянию и их проявлению. Для того, чтобы проводить шкалированное исследование необходимо быть уверенными в обучении, культуре и интеллекте исследуемого человека[11].В целом психометрические методы исследования с помощью тестирования подходят для оценки успешности или выполнения какой-либо деятельности может быть неинформативным, если данный вид деятельности незнаком испытуемому. То есть состояние испытуемого оценивают в момент проведения какой-либо деятельности, при котором исключает повышение эффективности деятельности для объективности суждения о результатах.Для этого необходимо проведения комплексных психических методов исследования, только так возможно оценить функциональные возможности субъекта с помощью психических состояний. Также можно оценить и функциональные асимметрии в работе полушарий мозга, влияние полушарий мозга на состояние человека в деятельности.1.3. Особенности проявления функциональных асимметрий и психического состоянияФункциональная асимметрия мозга проявляется во всех психических процессах. К этим процессам относятся: восприятие, внимание, память, мышление, эмоции, речь. Все эти процессы имеют разное восприятие, а также преобразование информации, передачи в пространстве, а также во времени и других категориях.Функциональная асимметрия мозга выделяет современные пространства в которых существуют психические процессы. Выделяют три типа времени:реальное время, которое можно зафиксировать с помощью приборов; субъективное время; концептуальное время[4].Реальное время зависит от внешней среды, а именно протекание состояния объектов исследования и процессов исследования на фоне изменений внешней среды.Субъективное время легко характеризуется такими аспектами, как смена ощущений самого испытуемого, влияние его биологических ритмов, и восприятие ощущений зрительных, ощущений осязательных и мышечных ощущений.Концептуальное время является самым сложным понятийным временем, так как оно имеет одинаковый смысл для всех людей, оно не зависит от психического состояния человека, это секунда, минута, час, год или век, официально зафиксировано и считается научным.Понятие времени воспринимается всегда левым полушарием, а чувство времени – это чувственное восприятие временной информации всегда обрабатывается только правым полушарием. Правое полушарие всегда отвечает за действия во временном промежутке, происходящего в настоящий период, левое полушарие рассматривает и прошлое и будущее, обрабатывает информацию в рамках сжатия или растягивания по отношению к реальному времени сейчас[4;16]Но временные пространства в реальном времени мозг может также различить чувственно-воспринимаемое или концептуальное временное пространство. Человеческий мозг настолько уникален и до конца не изучен, что он может один и тот же промежуток времени воспринимать, как слишком длинный или очень короткий, при этом концептуальное пространство данного промежутка времени будет одинаковым и иметь пространственную лексику такую, как метр, сантиметр, километр. То есть можно выявить, что такая наука, как геометрия, более близка левому полушарие, правое полушарие может преобразовать информацию из прошлых и будущих аспектов для формирования представления о пространстве и времени[4;16-17].Функциональная асимметрия полушарий головного мозга может оказывать влияние и на человеческую память, изменяя её структуру. Изученный материал доказал, что информация, хранящаяся в левом полушарии, в виде знаний, которые были получены в словарном, символьном, смысловом или в виде каких-либо формул, не имеет эмоциональной нагрузки. То есть именно левое полушарие отвечает за хранение знаний, она не связывает получение знаний с какими-либо обстоятельствами или дополнительной информацией.Правое полушарие отличается своей памятью на образы, чувственную окраску или какие-либо эпизоды, связанные с запоминанием информации, Также важно для запоминания информации образ или место, время, иногда имеет взаимосвязь с участниками каких-либо событий. То есть можно подвести итог, что память в правом полушарии головного мозга является эмоциональной, связана с психологическим состоянием человека в определённой ситуации, а память, хранящаяся в левом полушарии головного мозга является мышлением и логикой, основанной на ранее полученной информации.Словесное обозначение, которое необходимо для научной, профессиональной или учебной деятельности всегда хранится в правом полушарии головного мозга. Но при этом нейрофизиология изучает взаимодействие полушарий головного мозга. Для правильного формирования речи необходим не только определённый участок головного мозга, а задействовать его весь, так как важно запомнить слово, ассоциировать его с предметом, составлять сложную структуру предложения, воспринимать высказанную речь, то есть речевая деятельность должна быть осуществлена с помощью обоих полушарий головного мозга[5;142], такое предположение высказал А.Р. Лурия.Норма равноправия правого и левого полушария головного мозга при рождение индивида, а также появление и зарождение у него речи в близком взаимодействии со слуховой системой восприятия речи. Информация может храниться только в одном полушарии головного мозга, но для ее обработки необходимо второе, то есть работают оба полушария и если между ними разорвана связь или одно из полушарий повреждено, речевые функции у человека нарушаются или пропадают. Можно выявить, что левое полушарие у человека может не распределять и различать звуки речи, но воспринимать интонацию, с которой были сказаны эти слова, при исключении правого полушария необходимо понимать, что человек распознаёт звуки, но не может различить интонацию или тембр голоса. То есть, если исключить правое полушарие, то человек может рассказать слова песни, но не знает мотив и не может отличить мелодии друг друга.Исследования позволили выявить роль мозолистого тела, оно необходимо для взаимодействия между полушариями головного мозга. Не вся структура мозолистого тела в равной степени задействована в передаче информации, необходимой для парной работы головного мозга, у каждого человека индивидуально происходит эта взаимосвязь, и формируются наиболее конкретные связи для парной работы полушарий.Из этого можно сделать вывод, что функциональная асимметрия головного мозга в распределении функций между полушариями, необходима для мышления, речевой деятельности, при этом весь мозг необходим, как основной орган нервной системы? без которого формирование взаимосвязи невозможно.Функциональная асимметрия головного мозга влияет не только на речь, но при этом функциональная асимметрия бывает билатерального типа. Также важно, что функциональная асимметрия является специализацией каждого полушария на выполнение определённых действий и функций, закрепленных только за ним. Асимметрии можно выявить три: моторную, сенсорную и психическую [9].Моторная асимметрия функционального типа всегда проявляется в неравенстве и преобладание рук, ног, второй половины туловища или лица, которые могут проявлять доминирующее положение над парными органами. Самым простым примером в этом случае может быть функциональная асимметрия рук, у большинства населения страны преобладает правая рука, а нога одна обладает большей силой, чем другая.Психическая асимметрия может проявляться в двух планах, равенство функций полушарий в формировании целостной нервной и психической деятельности. Психические процессы часто зависят от правого полушария, то есть они состоят и являются комплексом, в которые входят и сенсорной асимметрии. Психическая асимметрия является одним из вариантов чувственного осознания мира вокруг себя и себя самого, для этого объекту необходимо соприкасаться с объектом познания. Психические процессы зависимы от левого полушария, всегда имеют тесные взаимоотношения с двигательными асимметриями, которые можно выявить через психомоторные процессы. Самым простым процессом выявления психической асимметрия является речь.Одним из самых важных планов определения психическая асимметрии всегда считались психомоторные и психосенсорные восприятия. Психические процессы всегда сформировались в настоящее время в зависимости от ситуации, а также от полученных чувств в данный момент, при этом используется опыт прошлых восприятий субъектов. Психомоторное восприятие всегда включает в себя создание ранее сформулированного образа, человек действует сейчас на основе прошлого опыта и усвоенной информации по психическому отношению именно к нему.Влияние психического состояния на поведение человека очень важно, при этом само психическое состояние находится на взаимосвязи и его изменение возможно в зависимости от функциональной асимметрии головного мозга. Взаимосвязь полушарий позволяет оценить состояние психического состояния, а так же приводит психические состояния к балансу за счет разных функций и восприятия информации обоими полушариями по разному.Глава 2. Организация и анализ результатов эмпирического исследования Влияние функциональных асимметрий на динамику психического состояния2.1. Характеристика выборки и описание этапов исследованияИсследование проводилось на 60 испытуемых, возраст испытуемых 19-21 год. Исследование проводилось в пять этапов:подготовительный этап, формирование литература и методик для исследования подготовка материалов для исследования подбор группы;этап проведения исследования U Манна-Уитни и для выявления влиянияэтап проведения исследования анализы выявления частных асимметрии на динамику психического состояния;проведение исследования анализа корреляционных связей показателей правое левополушарный свойства и показатели психического состояния; этап подсчета данных и математической обработки их (обработки информации в техническом варианте с использованием специализированных программ).Методика рельеф психического состояния включает в себя изучение основных психических состояний и психических процессов, а также речи, переживания и поведения. Оценка психического состояния может проводиться для предоставления информации об иерархической организации психического состояния и его компонентов, опросник состоит из перечня признаков физического состояния в настоящее всего, оценку себя проводит испытуемый.Исследование каждого испытуемого проводится индивидуально. Испытуемый должен наблюдать инструкции (указанные в Приложении 1). Опросный лист в Приложении 1.Обработка результатов исследования находится в Приложение 2. Оно происходит с помощью рисунков рельефа психических состояний на разных уровнях.Коэффициент ранговой корреляции Спирмена является параметрическим методом исследования, который направлен на статистическое изучение связи между различными явлениями, с помощью него можно оценить насколько тесно сотрудничают функциональные асимметрии.Корреляция рангов Спирмена рассчитывается по формуле или в технической вариации проведение просчета через программы расчета.Третий метод исследования включает в себя U критерий Манна-Уитни, этот критерий необходим для обобщения данных, полученных во всех исследованиях, то есть это необходимо для показателя среднего критерия оценки функциональной асимметрии и влияния на психические состояния у испытуемых, а так же выявления среднего значения в группе или среднего индивидуального значения. Расчёт данного исследования производится в статистических программах, что облегчает работу в курсовом исследовании и понижает затрату времени на математические манипуляции.2.2. Методы и методики исследованияОсновными методами проведения исследования является заполнение опросных листов, а также анализ выявления средних показателей по рельефу психического состояния и распределения лево- и правополушарных свойств.Также методом исследования является внесение результатов предыдущих анализов для выявления средних показателей связей, показателей психического состояния на основе критерия Спирмена, а также непараметрического показателям Манна-Уитмена. Что необходимо для дальнейших выводов и заключений в исследовании.Методики проведения исследования включает в себя:Анализ распределений показателей право- и левополушарных свойств и показателей рельефа психического состояния.Анализ корреляционных связей показателей право- и левополушарных свойств и показателей психического состояния (анализ на основе критерия непараметрического R Спирмена)Анализ влияния частных асимметрий на динамику психического состояния (критерий непараметрический, например U Манна-Уитни)2.3. Анализ распределений показателей право- и левополушарных свойств и показателей рельефа психического состоянияВ результате диагностики 60 испытуемых были получены следующие результаты:- доминирующее правое полушарие - 30 человек, т.е. 50% от общего числа;- доминирующее левое полушарие - 21 человека, т.е. 35% от общего числа;- амбидекстры - 9 человек, т.е. 15% от общего числа.Так как амбидекстры не представляют для данного исследования интереса, они были отсеяны.Из оставшихся лево – и правополушарных в дальнейшем сделали две выборки. В первую выборку вошли 30 человек с доминирующим правым полушарием. Во вторую - 21 человека с доминирующим левым полушарием. Остальные были отсеяны, так как количественный состав выборок, на наш взгляд, является репрезентативным.Рис.1. Процентное соотношение выборок1. Правополушарные2. Левополушарные3. АмбидекстрыОснова исследования опирается на речевые функции у разных представителей с включенностью в работу левого или правого полушария. Общий коэффициент нормы в психических состояниях составил:Правополушарные: 33 (55%)Левополушарные: 47 (78%)2.4. Анализ корреляционных связей показателей право- и левополушарных свойств и показателей психического состояния (анализ на основе критерия непараметрического R Спирмена)Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Для расчёта коэффициента ранговой корреляции Спирмена необходимо: 1. Сопоставить каждому из признаков их порядковый номер (ранг) по возрастанию или убыванию. 2. Определить разности рангов каждой пары сопоставляемых значений (d). 3. Возвести в квадрат каждую разность и суммировать полученные результаты. 4. Вычислить коэффициент корреляции рангов по формуле: КСп = 1 − 6 x∑ d 𝑛 2 1 n x (n2−1) , (1) где КСп – коэффициент Спирмена; d – разница рангов одного наблюдения (например, ранг площади аналога среди площадей других аналогов минус ранг цены, соответствующей этой площади, среди цен иных аналогов); n – число наблюдений (наблюдение – например, пара «площадь – цена, соответствующая этой площади»). Самостоятельный расчёт критерия Спирмена в Excel представляет сложности обработки большого объёма информации по расчету, однако на сайте Института медицинской статистики (medstatistic.ru) имеется онлайн калькулятор, рассчитывающий значение коэффициента Спирмена и определяющий его значимость.Номер психического состоянияКоэффициент Спирмена в среднем значении10,08320,01130,03140,06150,07160,09370,08780,07690,054100,076110,092120,041130,043140,075150,097160,084170,015180,017190,043200,076210,098220,101230,091240,021250,017260,043270,076280,098290,061300,071310,093320,087330,076340,054350,076360,092370,041380,043390,101400,0092.5. Анализ влияния частных асимметрий на динамику психического состоянияU - Критерии Манна - Уитни имеет следующие результаты о достоверности различия по внутреннему психическому состоянию: U =129,00 при p=0,01. Результаты о достоверности психического состояния U=172,500 при p =0,01 следовательно разница между выборками достоверна.Проведение расчета в интернет доступе: Mann-Whitney TestВывод по проведенному эмпирическому исследованию Проведённые исследования помогают выявить, что основные психические состояния у большинства испытуемых в норме, присутствуют небольшие корреляционные изменения в части волевых процессов, внимания. У некоторых испытуемых низкая оценка температурных ощущений, возникли сложности по определению мышечного тонуса и его оценки. Важно выявить, что во время проведения испытания было определено, что из 60 испытуемых доминирующее полушарие правое у 30 человек, доминирующего полушария левое у 21 человека, а у девятерых человек оба полушария равнозначны являются амбидекстрами.ЗаключениеПроведенные исследования и полученные результаты позволяют подвести итоги работы. Установлено, что все виды функциональных асимметрий (моторные: руки и ноги; сенсорные: глаза и уши) взаимосвязаны между собой, причем установленные взаимосвязи имеют достаточно выраженный характер. Полученные экспериментальные данные подтверждают предположение о том, что функциональные асимметрии являются системным процессом в организме человека, они взаимосвязаны с нейродинамикой мозговых процессов и обеспечивают эффективную саморегуляцию моторных, сенсорных и высших психических функций организма. Функциональные асимметрии включают в себя структурные, достаточно стабильные, мало изменяющиеся признаки и текущие, динамические признаки, изменяющиеся под воздействием внешней среды. Влияние функциональной асимметрии на динамику психического состояния возможно доказать только в динамичном проведении опросов в зависимости от ситуации, однократный опрос позволяет оценивать психическое состояние на данный момент. При этом из опросов в обязательном варианте необходимо исключать или создавать дополнительный опрос по людям с одинаковой работой обоих полушарий.Проведенное исследование позволило выявить, что оценка психического состояния студентов на данный момент была проведена в благоприятной обстановке, их психические состояния были в норме, не было выявлено стресса и других негативных показателей. Определение средних критериев было проведено с помощью информационных ресурсов, а именно медицинских статистических сайтов, чтобы исключить ошибочные ответы на сложные формулы.В целом было выявлено при наблюдении, что опросные листы заполнялись студентами с левым полушарием в доминанте гораздо быстрее, что позволило оценивать их реакцию и мышление, как более активное. То есть Люди с доминирующим правым полушарием выполняли работу в среднем на 5-10 минут дольше. Список использованных источниковБелашева, Х.В. К вопросу о направлениях в исследовании межполушарных асимметрий и межполушарного взаимодействия в психологии // История российской психологии в лицах: Дайджест. – 2016. – № 6. – С. 88-97.Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека Герасимова И.В. Психические состояния как общепсихологическая проблема. Хрестоматия. Владивосток, 2001.Грязева-Добшинская В. Г., Дмитриева Ю. А., Коробова С. Ю. Межполушарная асимметрия и структура ресурсов стрессоустойчивости интегральной индивидуальности: Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2018. Т. 11, №2. С. 15-27.Игнатова Ю. П., Макарова И. И., Зенина О. Ю., Аксенова А. В. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) // Экология человека. 2016. №9. С. 30-39Куликов В. Ю., Антропова Л. Ю, Козлова Л. А Влияние функциональной асимметрии мозга на стратегию поведения индивида в стрессовой ситуации // Journal of Siberian Medical Sciences, 2010.Куликов Л.В. Психические состояния. СПб. 2000.Леутин В. П. Функциональная асимметрия мозга и адаптацияЛурия А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975.Нейролингвистика // Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 327—328.Николаева Е.И. Психофизиология. М.: ПЕР СЭ; Логос, 2003Опросник рельефа психического состояния личности / Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: ИП РАН, 1998. С. 141-149с.Прохоров А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: ИП РАН. 1998.Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний / Психологический журнал. 1996, Т. 17, № 3. С. 9-18.Прохоров А.О. Функциональные структуры психических состояний / Психологический журнал. 1996, Т. 17, № 3. С. 9-18.Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.: ПЕРСЭ, 2004.Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. С. 412.Руководство по функциональной межполушарной асимметрии / Ред.: Фокин В.Ф., Боголепова И.Н., Гутник Б., Кобрин В.И., Шульговский В.В. - М.: Научный мир, 2009. 836 с.Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М., 1990.Щербатых Ю.В. Связь особенностей личности студентов-медиков с активностью вегетативной нервной системы // Психологический журнал, 2002, №1, С. 118-122.Приложение 1.Инструкция. «Назовите состояние, которое Вы испытываете в данный момент (например, радость или тревога и т. д.). После этого дайте оценку показателям переживаемого Вами состояния по данному опроснику. Для этого зачеркните цифру, которая, на Ваш взгляд, отражает уровень проявления данной характеристики состояния: 5 – максимальная выраженность данного показателя, 4 – уровень выше среднего, 3 – средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий уровень, 0 – обычная, неизмененная характеристика данного показателя. Слева в строке опросника один полюс, а справа – противоположный полюс данного показателя. Вы должны осуществить выбор. Помните, что в ряду может быть только одна оценка, а также что нет ни хороших, ни плохих ответов».Опросник рельефа психического состояния. ЗаданияПсихические процессы1. Ощущение. Чувствительность к внешним воздействиямУхудшение восприимчивости к внешним воздействиям, невосприимчивостьОбострениечувствительности к внешним воздействиям-5-4-3-2-10 1 2 3 4 52. Четкость, осознанность восприятияУхудшение, размытость, нечеткость, плохая осознанностьХорошая осознанность восприятия, ясность-5-4-3-2-10 1 2 3 4 53. Особенности представленийТрудность возникновения образовЧеткость, ясность представлений легкостьвозникновения образов-5-4-3-2-10 1 2 3 4 54. ПамятьУхудшение памяти, трудность запоминания и воспроизведенияУлучшение памяти, легкость запоминания, легко вспоминается то, что необходимо вспомнить в данный момент-5-4-3-2-10 1 2 3 4 55. МышлениеТрудность в понимании, ухудшение сообразительности, отсутствие логики мыслиПовышениесообразительности,высокая находчивость, логичность-5-4-3-2-10 1 2 3 4 56. ВоображениеТрудность что-либо придумать, косность,«зажатость»Легкость образования новых ассоциаций, фантазирование, придумывание,раскованность-5-4-3-2-10 1 2 3 4 57. РечьУхудшение речи (появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, слишком тихая речь, заиканиеи пр.)Повышениеречевойактивности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без улучшения качества грамотности,логичности-5-4-3-2-10 1 2 3 4 58. Эмоциональные процессыЧувствостраха,паники,отчаяния,безысходностиЧувстворадости,Появление азартавосторга,веселость.-5-4-3-2-10 1 2 3 4 59. Волевые процессыТрудно заставить себя, слабость, чувствонеуверенности, леньПовышение уверенности в себе, легкость вуправлении собой. Вера в успех-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 510. ВниманиеУхудшение внимания, низкая способность сосредоточиться на выполнении работы, отвлекаемостьУлучшение способности к сосредоточению. Посторонние раздражители не отвлекают. Высокая увлеченность работой-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5Физиологические реакции11. Температурные ощущенияОщущениепохолоданияконечностей,чувство ознобаОщущение тепла, повышение температурытела-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 512. Состояние мышечного тонусаЗначительноемышечноенапряжение, дрожаниерук,подергивание(тикмышцлица, губ, век)Умеренное повышение мышечного тонуса. Чувствоумеренногомышечногонапряжения-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 513. Координация движенийСнижение четкости движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднение в выполнении мелких движений, требующих высокой точностиУлучшение координации движений, увеличениескорости,точности, координированности движений во время работы, письма-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 514. Двигательная активностьСнижение двигательной активности, отсутствие желания двигаться, апатия, обездвиженностьПовышение двигательной активности, увеличение скорости, энергичности движений вплоть до невозможности усидеть на одном месте, суетливость, постоянное стремление двигаться, ходить, изменятьположение тела-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 515. Сердечно-сосудистая системаНаличие неприятных ощущений со стороны сердца, сердцебиения, боли, чувство сжатия в области сердц;Ощущениеусилениясердечной деятельности, не привлекающее з особого внимания, не мешающее работе-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 516. Проявления со стороны органов дыханияЗначительныеизменениядыхания– одышка, чувство недостаточности вдоха,«комок в горле»Увеличениеглубиныдыхания, учащение дыхания, не причиняющее беспокойства ине мешающее работе-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 517. Состояние потоотделенияПоявление обильного и холодного пота, обильное потение рук, ладоней, подмышек, спины и пр.Незначительное относительно сухапотоотделение,кожа-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 518. Ощущения со стороны желудочно-кишечного трактаВыраженные ощущения в животе, боли, снижение аппетита, подташнивание, жаждаЧувстволегкогоголода,периодическое умеренноеурчание в животе-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 519. Состояние слизистой оболочки полости ртаОщущение сухости во ртуУмеренное увеличение слюноотделения-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 520. Окраска кожных покрововПобледнение кожи лица, рук, шеи. ПоявлениеПокраснениекожирук,лица,шеиилина коже мраморного, пятнистого оттенканезначительное изменение окраски кожи-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5Шкала переживанийРадость – печаль21. ТоскливостьВеселость-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 522. ГрустностьОптимистичность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 523. ПечальЗадорность (страстность, запальчивость)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5Активность – пассивность переживаний24. ПассивностьАктивность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 525. СонливостьБодрость-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 526. ВялостьБойкость(живость,проворность,оживленность)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5Интенциональность (направленность) переживаний27. Опускает (погружает)Поднимает (возвышает)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5(Напряжение – расслабление) переживаний28. НапряженностьРаскрепощенность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 529. Тяжесть (трудность)Легкость-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 530. СкованностьРаскованность (свобода)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5Поведение31. ПассивностьАктивность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 532. Непоследовательность (хаотичность)Последовательность (целеустремленность)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 533. ИмпульсивностьРазмеренность (равномерность)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 534. НеобдуманностьПродуманность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 535. Неуправляемость (бесконтрольность)Управляемость (контроль)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 536. Неадекватность (несоответствие)Адекватность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 537. РасслабленностьНапряженность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 538. Неустойчивость (шаткость)Устойчивость (стабильность,равновесность)-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 539. Неуверенность (сомнение)Уверенность-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 540. Закрытость (замкнутость)Открытость-5 -4 -3 -2 -1 0 1 2 3 4 5Приложение2.Обработка результатов.После заполнения бланка опросника производится подсчет набранных испытуемым баллов. При этом все первичные результаты испытуемого переводятся в единую одиннадцатибалльную шкалу: так оценки - 5, - 4, - 3, - 2, - 1, 0,1,2,3, 4, 5 будут выглядеть17733461080082следующим образом: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 соответственно. На основании суммы баллов подсчитывается выраженность той или иной структуры состояния (средняя по 10 показателям блока), а также выраженность каждого отдельного показателя. Затем по полученным результатам строится рельеф проявления разных сторон состояния в виде гистограмм или строится интегральный рельеф состояния (рис. 1). Изучите рельефы состояний, приведенные в качестве иллюстрации (рис. 2)Рис. 1. Матрица рельефа состояния. Результаты разносятся по матрице рельефа. Грани рельефа показатели состояния, горизонтали – уровни интенсивности показателей (по И-балльной шкале), А – показатели психических процессов; Б – физиологические показатели; В – переживания; Г – поведение1507589177557Рис. 2. Рельефы психических состояний при разных уровнях отношения к работе: а – начало урока, б – конфликт, –♦– – высокий уровень, –■– – низкийуровень. Вертикальная шкала – интенсивность проявления параметровПроведение выборки исследования на базе осмотра и наблюдения доминирующего органа, необходимо наблюдать за пальцами, глазами, руками, ладонями, ушами, где положительны ответов будет больше, то является доминирующим полушария. Для этого наблюдения может являться сомкнуть несколько раз пальцы, какой из больших пальцев окажется сверху, какой рукой пишет, какой рукой целиться, какой глаз предпочитает оставлять открытым, если прищуривается, который помогает выявить доминирующая полушария.Амбидекстры для исследования не подходят, так как у них оба полушария работают одинаково и функциональную асимметрию необходимо изучать или возможно уже с помощью медицинских аппаратов и более тщательно для выявления мелких нюансов.Расчёты производимые по коэффициенту Спирмена необходимо выявлять по формуле, при этом возможно провести расчёт в электронном варианте на сайтах.Так как в исследовании приняли участие 60 человек, 9 из них были исключены, то есть 51 человек принимал участие на исследование состояния корреляции Спирмена по факту выполнения ими опросника рельефа психического состояния, показатели оценки данного показателя были внесены в формулу по расчёту коэффициента Спирмена, что в последующем привело к усреднённому показателю по 40 вопросам из анкеты.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!