это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4123783
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Специфика воспитания детей……………………………………..6
1.1. Цель и задачи воспитания детей в условиях дошкольного учреждения…………………………………………………………………..6
1.2. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………………………...12
Выводы по главе 1…………………………………………………………..17
Глава 2. Особенности воспитания детей с нарушением зрения…………18
2.1. Особенности когнитивного, эмоционального, речевого, личностного развития детей с нарушением зрения………………………18
2.2. Задачи, средства, приемы, методы воспитания детей с нарушением зрения………………………………………………………………………...22
Выводы по главе 2…………………………………………………………..27
Заключение…………………………………………….…………………….28
Список литературы и источников………………………………………….30
Введение
Актуальность исследования. На современном этапе в России происходят качественные изменения в системе воспитания детей с особыми возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Свидетельством этого являются требования федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС), в котором сосредоточивается внимание на личностном и социально-психологическом направлении развития детей с ОВЗ, организации учебно-воспитательного процесса на основе ранней диагностики и коррекции нарушений. Поэтому особое значение приобретают воспитательные мероприятия, которые начинаются с дошкольного возраста и направляются на формирование компенсаторных способов деятельности, предупреждение и коррекцию вторичных отклонений [17].По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире насчитывается более 35 млн. людей с нарушениями зрения, а государственный научно - исследовательский институт медико-социальных проблем инвалидности, характеризует патологию зрения одной из самых распространенных в структуре заболеваемости детей. Этот показатель составляет 50,8 на 1000 обследованных детей в РФ.Доказано, что нарушение зрения приводит к возникновению вторичных отклонений в психической и физической сферах ребенка, которые тормозят процесс его воспитания и дальнейшее развитие в целом Е.Б. Карпушина, И.М. Донкан, О.В. Коленко, М.Р. Гусева, В.Г. Дмитриев, Л.И. Плаксина, Л.М. Солнцева и др. Из научных тифлологических исследований В.З. Денискиной, Л.И. Солнцевой, И.Л. Башкировой, А.Г. Литвака известно, что нарушение зрительного восприятия сужает возможность подражания внешним эмоциональным проявлениям и понимания «ситуативной устной речи» [12]. Нарушения зрения делают невозможным дистантно-оптическое восприятие и воспроизведение экспрессивно-мимических проявлений на лице, пантомимических движений, отражающих эмоциональное состояние собеседника и проецирующих дальнейшие поведенческие действия и тому подобное. Поэтому несовершенство восприятия эмоциональных проявлений деформирует адекватное понимание детьми содержания общения и отношения к собеседнику в процессе различных видов коммуникации; тормозит познавательную активность личности; развивает комплекс неполноценности; уменьшает социальные контакты и приводит к изоляции незрячего человека в обществе [3, с. 19].Дети с нарушениями зрения нуждаются в специальном подходе к воспитанию, который предусматривают различные формы, методы и приемы работы. В связи с тем, что у педагогов могут возникнуть трудности воспитания детей с нарушением зрения, инклюзивные учреждения для детей с нарушенным зрением (дошкольные учебные заведения, дошкольные группы, образовательные учреждения III и IV типов) обеспечивают воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохраненных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации детей в обществе. Проблема исследования: что способствует преодолению трудностей в воспитании воспитания детей с нарушением зрения?Объект исследования – процесс воспитания детей.Предмет исследования – методы и средства воспитания детей воспитания детей с нарушением зрения.Цель исследования – изучить особенности и выявить задачи, средства, приемы, методы воспитания детей с нарушением зрения.Задачи исследования:Рассмотреть цели и задачи воспитания детей в условиях дошкольного учреждения;Описать особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;Изучить особенности когнитивного, эмоционального, речевого, личностного развития детей с нарушением зрения;Выявить задачи, средства, приемы, методы воспитания детей с нарушением зрения.Методы исследования: анализ и синтез научной литературы по проблеме исследования, классификация понятий, анализ педагогического опыта.Практическая значимость заключается в том, что проведенный анализ специальной литературы может быть использован в педагогической деятельности воспитателей, тифлопедагогов, методистов.Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение и список литературы и источников. Глава 1. Специфика воспитания детей1.1. Цель и задачи воспитания детей в условиях дошкольного учрежденияВоспитание как гуманитарная общественная практика имеет определенное направление, которое определяется его целью и конкретизируется в задачах. Цель воспитания олицетворяет общественный идеал-представление о том, какая личность соответствует требованиям общества. Актуальным для современного воспитания является приобщение детей к национальным и общечеловеческим ценностям, защита интересов и прав ребенка как личности, обеспечение условий для его индивидуального творческого развития.Главной целью воспитания является помощь каждому стать всесторонне развитой, гармоничной личностью. Такой она мыслится с давних времен, с тех пор как люди стали заниматься проблемами воспитания подрастающего поколения, беспокоиться о своем будущем.Одной из главных задач педагогическая наука считает осмысление и конкретизацию этой цели на каждом историческом этапе. Не меньше усилий она направляет на анализ соответствия общей цели воспитания в конкретной педагогической практики, интерпретацию, распространение прогрессивного опыта.Цель воспитания воплощает в себе стремление к гармоничному развитию лучших качеств человеческой личности. Такое понимание цели объединяет ее с идеалом воспитания. Во все времена ориентация на всестороннее развитие личности имела незаурядную ценность. Она ограждает от таких ложных подходов к трактовке цели воспитания, как идеологизация (приоритет классовых интересов) и технократизация (превосходство рационального над нравственным в формулировании цели воспитания) [4].Цель воспитания на разных этапах исторического развития отражает уровень педагогической культуры общества, интересы и идеалы определенных социальных групп, обобщает опыт семейной и общественной практики воспитания. Обоснование воспитательной цели невозможно без анализа и учета особенностей социально-экономического развития общества, состояния теории и практики воспитания. В разные исторические периоды она имела свои особенности, поскольку при обосновании ее основным критерием был идеальный тип личности, которого требовало общество на конкретном этапе своего развития. Это определяет сущность различных воспитательных систем. Например, С.Ю. Бородулина считала целью воспитания формирование человека, способного «знать, действовать и говорить», призывал «учить всех всему» [3, с. 24].В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова подчеркивают необходимость обеспечить общечеловеческое, а не классовое, профессиональное воспитание [4, с. 20]. И.М. Донкан, О.В. Коленко, общая цель воспитания считают, что оно заключается в выявлении в детях подлинной человечности, которой можно достичь путем гармоничного развития всех их сил и способностей [8, с. 32]. По мнению В.П. Ермакова, Г.А. Якунина, целью воспитания является развитие всесторонних интересов, гармоничное формирование «добродетельного человека» [10, с. 54].И.В. Абанкина, К.Н. Поливанова, И.Д. Фрумин пишут, что в развитии природных способностей детей усматривал главную цель воспитания Ф. Фребель. А педагогическая система М. Монтессори основывалась на воспитании самостоятельной, независимой творческой личности с первых лет ее жизни [1, с.21].Л.Б. Осипова отмечала, что цель воспитания тесно связана с культурой родного народа, поскольку оно создано народом и основано на народных принципах, имеет воспитательную силу, которой лишены системы, основанные на абстрактных или заимствованных у других народов идеях: «...Основа воспитания и цель его, а значит, и главное его направление различны у каждого народа и определяются народным характером», поэтому «нельзя заимствовать чужого характера и той системы, в которой проявляется характер» [14, с.30]. На этом основании он обосновал следующие выводы:- общая система народного воспитания для всех народов невозможна ни на практике, ни в теории;- каждый народ формирует свою систему национального воспитания, а потому заимствование одним народом у другого воспитательных систем невозможно;- опыт народов в воспитании является драгоценным наследием для всех настолько, насколько опыт всемирной истории принадлежит всем народам. «Как нельзя жить по образцу другого народа, каким бы заманчивым этот образец не был, так нельзя воспитывать по чужой педагогической системе, как бы она ни была стройна и хорошо обдумана. Каждый народ по этому поводу должен испытать свои собственные силы» [13].В формировании целостной, самодостаточной, интеллектуально и духовно развитой личности усматривала самый главный смысл И.М. Донкан «Воспитание должно иметь целью выработать человека с широким пониманием своих общественных обязанностей, с независимым, высокоразвитым умом, братским чувством всех людей, человека, способного к работе, такого человека, который нигде, ни при каких обстоятельствах не погибнет морально и физически и приведет в жизнь свое независимое мнение» [8, с.13].Е.Н. Вышиваная, Б.Б. Егоров понимали идеал воспитания как главный труд души ребенка, направленный на усвоение общечеловеческих ценностей. «Воспитание заключается в том, - писал он, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, когда ее, как бриллиант, шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань - в этом искусство воспитания» [6, с.73].Общая цель воспитания конкретизируется в современных концепциях обучения и воспитания. Согласно федеральному закону «Об образовании РФ» развитие системы образования, ее коренное реформирование должны стать основой: воспроизводство интеллектуального, духовного потенциала народа, выхода отечественной науки, техники и культуры на мировой уровень, национального возрождения, становления государственности и демократизации общества в России [16]. Поэтому необходимо создать в обществе атмосферу общегосударственного, всенародного содействия развитию образования, активизировать усилия общества для вывода его на уровень достижений современной цивилизации, привлечь к его развитию государственные, общественные, частные институты, семью, каждого гражданина. Важно создать жизненную систему непрерывного обучения и воспитания для обеспечения возможностей постоянного духовного самосовершенствования личности, формирование интеллектуального и культурного потенциала как высшей ценности нации.В федеральном законе «Об образовании РФ» (статья 26 «Дошкольное воспитание») говорится о том, что «дошкольное воспитание осуществляется в семье, дошкольных детских заведениях во взаимодействии с семьей и имеет целью обеспечение физического, психического здоровья детей, их полноценное развитие, приобретение жизненного опыта, выработка умений, навыков, необходимых для обучения в школе». Семья обязана способствовать получению ребенком образования в дошкольных и других учебных заведениях или обеспечить дошкольное образование в семье в соответствии с требованиями ФГОС [16, 17].В раннем детстве первые педагоги, родители, призваны «создать условия для полноценного физического и психического становления личности, обеспечить ребенку чувство защищенности, равновесия, доверия, сформировать активное, заинтересованное отношение к окружающему миру”. Общественное воспитание вместе с семейным обеспечивает полноценное и всестороннее развитие ребенка на основе национальной культуры и духовности с учетом разнообразия национального состава и региональных условий.Цель воспитания является единой для всех звеньев системы образования, обеспечивающей полноценное всестороннее развитие личности от рождения и на протяжении всей жизни. Реализация цели осуществляется в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа с ориентацией на преемственность в воспитании полноценной личности [16].Дошкольное детство-достаточно длительное время развития ребенка и неповторимо по темпам. Задачи воспитания на каждом этапе этого периода имеют свою специфику. В младенческом и раннем детстве важно формировать качества, которые предопределяют развитие сугубо человеческих свойств и способностей (потребности в общении, прямохождении, действиях с предметами и др.). Задача воспитания значительно усложняется в дошкольном возрасте, когда формируются качества, определяющие дальнейшее развитие ребенка.Требования общества к воспитуемости и обучаемости дошкольника, а также условия, при которых они могут быть достигнуты, сформулированные в ФГОС, который представляет степень компетентности - комплекс личностных качеств и свойств, потребностей и способностей, элементарных теоретических представлений, которые составляют систему знаний ребенка, жизненно важных практических умений, которые гарантируют способность реализовать возможности развития личности [17].В общем, цель и задачи воспитания ребенка в семье, дошкольных учреждениях заключаются в формировании его личностной культуры и компетентности. Конкретизирует их концепция непрерывной системы национального воспитания, которая предполагает:- полноценное и всестороннее развитие детей на основе национальной культуры и духовности;- обеспечение физического и психического здоровья детей, своевременное выявление тех, кто нуждается в коррекции здоровья; осуществление воспитательного процесса с учетом личностных качеств, состояния здоровья, природных задатков ребенка;- умственное развитие детей, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, любознательности, увлечений; овладение родным языком, привитие навыков культуры общения;- создание основ трудового воспитания, экологической культуры, ориентации в национальных и общечеловеческих ценностях, обретения жизненного опыта; воспитание уважения и любви к родителям, семье, Родине, людям труда; создание благоприятных условий для развития нравственной самооценки, которая должна отражать отношение ребенка к себе как субъекта гуманных, доброжелательных отношений с окружающими;- приобщения детей к культуре, искусства, традиций, обрядов украинского народа, формирование духовности, привитие уважительного отношения к культурным ценностям, обычаям, традициям других народов; своевременное выявление ранней одаренности, обеспечение условий для развития талантливых детей;- социализацию личности ребенка, которая заключается в организации общения как особого вида деятельности, что дает ребенку возможность познавать действительность, мир человеческих взаимоотношений и саму себя не только вербально, но и в процессе обмена эмоциями и чувствами;- интеграцию семейного и общественного дошкольного воспитания на основе народной педагогики, национальной культуры, современных достижений науки, достижений мирового педагогического опыта;- психологическую подготовку детей к обучению в школе, обеспечение познавательной активности, развития творческих и художественных способностей в игровой и других видах детской деятельности.Федеральный закон «Об образовании РФ» и ФГОС сосредотачивают внимание на таких задачах дошкольного образования:- сохранение и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка;- воспитание у детей любви к РФ, уважительного отношения к семье, уважения к народным традициям и обычаям, государственного и родного языка, национальных ценностей украинского народа, ценностей других наций и народов, сознательного отношения к себе, окружающим и окружающей среде;- формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей, приобретение им социального опыта;- выполнение требований ФГОС; - обеспечение социальной адаптации и готовности продолжать образование [17].Итак, общей целью воспитания детей дошкольного возраста является всестороннее развитие ребенка, формирование базиса его личностной культуры. Реализуется она в единстве составных частей воспитания детей дошкольного возраста.1.2. Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровьяИнклюзия - это система образовательных и воспитательных услуг, основанная на принципе обеспечение основного права детей на образование и права получать его по месту жительства, предполагает обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения.На международной конференции ООН по вопросам воспитания, образования, науки и культуры «инклюзивное образование: путь в будущее», которая проходила в Женеве в 2008 г., отмечалось, что введение инклюзии в образовательной сфере являются не второстепенным, а центральным вопросом для обеспечения высококачественного образования и создания более инклюзивных обществ.Инклюзия предполагает создание воспитательной среды, которая бы соответствовала потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Инклюзия – гибкая, индивидуализированная система воспитания и обучения детей с особенностями психофизического развития. Цель инклюзии заключается в ликвидации социальной изолированности (исключения), что является следствием негативного отношения к понятию разнообразия. Отправной точкой этого понятия есть убеждение, что воспитание является одним из основополагающих прав человека и основой для более справедливого общества [2].Воспитание в России меняется в целом: оно становится инклюзивным, не только в том смысле, что «особые» дети должны быть включены в уже выстроенный процесс трансляции знаний, умений и навыков детям, которые развиваются нормально, но и в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.Для России инклюзия является педагогической инновацией и в то же время требованием не только времени, но и с момента ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов-одним из международных обязательств государства.Таким образом, для понимания инклюзии имеют значение четыре ключевых аспекта:- инклюзия-это процесс. Ее следует рассматривать как непрерывный поиск эффективных способов учета вопроса многообразия. Инклюзия учит сосуществовать с различиями, которые рассматриваются как стимул для эффективного воспитания детей. - Инклюзия направлена на выявление и устранение барьеров. Она предусматривает сбор, обобщение и оценку информации из большого количества различных источников с целью совершенствование воспитательной политики и практики. - Инклюзия создает условия для присутствия, участия и достижений всех учащихся.Термин «присутствие» означает место обучения детей и то, насколько регулярно они его навещают. Термин «участие» описывает качество их учебного опыта и поэтому требует учета мнений обучающихся [8, с.13].- Инклюзия требует повышенного внимания к детям «группы риска». Речь идет о моральной обязанности вести тщательное наблюдение за группами детей, которые по статистике чаще всего попадают в «группу риска», и, при необходимости, принимать меры для обеспечения их присутствия, участия и достижений.Педагоги инклюзивных групп глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также эффективнее сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, тифлопедагогами, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.). Инклюзивная система также полезна с общественной точки зрения, поскольку благодаря совместному обучению дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.«Стратегия развития инклюзии дошкольного учебного заведения — это не просто сумма каких-то предложений по осуществлению в учебном заведении дополнительных действий и инициатив по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, в ней раскрываются способы позитивного изменения дошкольного учреждения в соответствии с инклюзивными ценностями» [18, с. 4].Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении базируется на следующих принципах: индивидуального подхода; поддержания самостоятельной активности ребенка; активного вовлечения в воспитательный процесс всех его участников; междисциплинарного подхода; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерского взаимодействия с семьей; динамического развития образовательной модели дошкольного учреждения.В России дошкольное образование детей с нарушениями зрения реализуется преимущественно через систему специальных дошкольных учебных заведений, медико-педагогических, учебно-реабилитационных центров и учебно-воспитательных комплексов. Исходя из требований ФГОС воспитание детей с нарушением зрения должно обеспечивать основу для их дальнейшего развития, самосовершенствования личности, ее адаптации в социума, на основе учета возрастных периодов развития ребенка, его психофизических особенностей и зрительных возможностей [10].Прием детей в ДОУ осуществляется по направлению врача-офтальмолога, на основе заключения психолого-медико-педагогической консультации и направления местного органа управление образованием. В специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями зрения осуществляется длительное и интенсивное комплексное лечение, одновременно соединенное с рационально построенным педагогическим процессом, предусматривающим коррекционно-воспитательную работу, с учетом специфических особенностей каждого ребенка [9].Педагогические коллективы дошкольных учреждений компенсирующего и комбинированного типов для детей с недостатками зрения осуществляют поиск и внедрение в практику инновационных педагогических технологий, нетрадиционных подходов, заботятся о создании оптимальных педагогических условий, в которых дети с нарушениями психофизического развития получают качественные знания, умения и навыки.Работа в ДОУ осуществляется по трем основным направлениям: учебно-воспитательный, лечебно-восстановительный и коррекционно-реабилитационный, которые обеспечивают не только возможность усвоения детьми общеобразовательной программы, но и развитие и охрану зрения, коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, их социальную адаптацию [2].Учебно-воспитательное направление работы дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения обеспечивает формирование и развитие психических функций, общее умственное, физическое и личностное развитие ребенка, которое станет основой для обретения ими в дальнейшем общеобразовательных знаний, умений и навыков, формирование устойчивых личностных качеств.Основными направлениями учебно-воспитательной работы, в соответствии с содержанием и задачами дошкольного образования являются: ознакомление с окружающим миром, художественная литература, грамота, развитие речи; развитие элементарных математических представлений; изобразительная деятельность; игровая и конструктивная деятельность; трудовое воспитание; музыкальное воспитание; физическое воспитание [15].На занятиях, помимо общеразвивающих задач, реализуется коррекционная направленность, которую формулирует тифлопедагог в плане перспективной работы.Деятельность специальных дошкольных учреждений также направлена на создание условий для полноценного физического развития, на организацию охраны зрения, улучшение здоровья детей. Значительная внимание уделяется повышению двигательной активности детей в течение дня. В этом помогают физкультурные занятия, утренняя и гигиеническая гимнастики, закалка, витаминизация, спортивные праздники и развлечения. Главным условием отбора средств физического воспитания детей со зрительной патологией является индивидуальный подход-соблюдение дозировки физической нагрузки соответственно к возрасту, оптимальная определенность объема физической нагрузки, с учетом характера и глубины нарушения зрения. Для улучшения осанки и устранения плоскостопия у детей проводятся комплексы лечебной физкультуры по назначению врача.Всем детям в специальном дошкольном учреждении оказывается офтальмологическая помощь, в соответствии с назначениями врача-офтальмолога. В дошкольных учреждениях функционирует офтальмологический кабинет, в котором осуществляется плеоптическое и ортоптическое лечение. Достижение положительных результатов учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процессов в работе специального дошкольного учреждения обеспечивается персоналом специалистов, подбору которого уделяется значительное внимание. В штат специального дошкольного воспитания входят учитель-дефектолог, воспитатели [13].Таким образом, воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья базируется на инклюзии, и должно строиться с учетом психофизиологических особенностей детей, с соблюдением принципов взаимодействия всех специалистов и родителей. Выводы по главе 1На основании проведенного анализа мы выявили специфику воспитания детей. Воспитание – это целенаправленный и организованный процесс формирования личности, заключающийся в передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему. Воспитательный процесс начинается с первых дней жизни ребенка и продолжается на протяжении всей жизни. В дошкольном возрасте ребенок наиболее подвержен воспитательному процессу, так как готов воспринимать любой социальный опыт, накапливать умения и навыки. Инклюзия позволяет сгладить границы между детьми с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками, интегрировать детей с ОВЗ в общество, подобрать правильный подход к ребенку с ОВЗ. Анализ научной литературы показал, что воспитание детей с ОВЗ (в том числе с нарушением зрения) должно базироваться на индивидуальном подходе к детям, поддержании самостоятельной активности ребенка, активном вовлечении в воспитательный процесс всех его участников; вариативности в организации процессов обучения и воспитания; партнерском взаимодействии педагогов с семьей.Глава 2. Особенности воспитания детей с нарушением зрения2.1. Особенности когнитивного, эмоционального, речевого, личностного развития детей с нарушением зренияПри отсутствии зрения возникают значительные особенности развития, хотя общие закономерности развития, характерные для нормальных детей, сохраняются. Так в развитии дошкольника с нарушением зрения можно отметить три характерные особенности. Первая заключается в некотором общем отставании развития слепого ребенка по сравнению с развитием зрячего, что обусловлено меньшей активностью при познании окружающего мира. Это проявляется как в сфере физического, так и умственного развития. Кроме того, отмечается, что в этом возрасте многие дети с нарушением рения имеют психиатрические проблемы.Многие педагоги прошлого отмечали безынициативность, пассивность ребенка с нарушением зрения. Чем позже произошла потеря зрения, тем сильнее была связана с ней психологическая травма. Потеря или нарушение зрения нередко порождают равнодушие не только к общественной, но и к личной жизни [3].Вторая особенность развития ребенка с нарушением зрения заключается в том, что периоды развития данной категории детей не совпадают с периодами развития зрячих. К тому времени, пока слепой ребенок не выработает способов компенсации слепоты, представление, получаемые им из внешнего мира, будут неполны, отрывочны и ребенок будет развиваться медленнее.Третьей особенностью развития ребенка с нарушением зрения является диспропорциональность. Она проявляется в том, что функции и стороны личности, которые менее страдают от отсутствия зрения (речь, мышление и др.), развиваются быстрее, хоть и своеобразно, другие более медленно (движение, овладение пространством). Следует отметить, что неравномерность развития ребенка с нарушением зрения выражается более резко в дошкольном возрасте, чем в школьном. Органические расстройства зрительного анализатора, нарушают социальные отношения, изменяющие статус ребенка, имеющего зрительную недостаточность. Детям присуще астеническое состояние, которое характеризуется нежеланием играть, нервным напряжением, повышенной утомляемостью [17].Такие дети чаще попадают в стрессовую ситуацию, чем дети с нормальной зрительной функцией. Постоянное высокое эмоциональное напряжение, ощущение дискомфорта может вызвать эмоциональные расстройства, нарушение баланса между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга. У детей со зрительной патологией наблюдаются следующие дефекты воли: импульсивность поведения; внушаемость; упрямство; негативизм.Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (узкий запас знаний и представлений). Снижение волевого внимания обусловлено нарушением эмоционально-волевой сферы и ведет к расторможенности-низкому объему внимания, хаотичности, то есть нецеленаправленности, переходу от одного вида деятельности к другому, и наоборот, к заторможенности детей, инертности, низкого уровня переключения внимания [10].У слепых и слабовидящих детей отмечается своеобразие эмоционально-волевой сферы. В одних случаях своеобразие характера и поведения проявляется в неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции, в других – повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Рассеянность детей объясняется переутомлением вследствие длительного воздействия слуховых раздражителей. Поэтому у слабо зрячих детей усталость наступает быстрее, чем у нормально зрячих сверстников.Рассматривая особенности памяти слабо зрячих отмечено, что нарушение соотношение основных процессов возбуждения и торможения отрицательным образом влияет на процессы запоминания. Наблюдается слабое сохранение зрительных образов и снижение объема долговременной памяти. Образование и запоминание у незрячих точных и простых движений требует 8-10 повторов, тогда как у нормально зрячих достаточно 6-8 повторов [11].В зависимости от степени поражения зрительных функций нарушается целостность восприятие. У слабо зрячих доминирует зрительно-двигательно-слуховое восприятие. Объем внимания у младших школьников мал. У слепых детей и у детей с остаточным зрением основные формы восприятия – тактильно-двигательная и зрительно-двигательно-слуховая. Особенности физического развития и двигательных нарушенийНарушение зрения затрудняет: пространственное ориентирование; задерживает формирование двигательных навыков; приводит к снижению двигательной и познавательной активности; вызывает нарушение правильной позы при ходьбе, беге, у подвижных играх, естественных движениях; нарушает координацию и точность движений; становится причиной высокого уровня плоскостопия (до 53,8%), нарушения осанки (до 59,2%), простудных заболеваний [5].У слепых и слабовидящих детей развитие всех видов мышления проходит те сами этапы, что и у зрячих детей. Развитие словесно-логического мышления осуществляется на основе наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Мышление детей с нарушением зрения достигает высокого уровня. Однако у детей с дефектами зрения, и особенно в слепых, из-за сужения чувственного опыта есть другое соотношение между конкретным и абстрактным мышлением, обусловленное ограниченными возможностями сравнения признаков предметов, трудностями их практического анализа и синтеза. Малоизвестные предметы часто сопоставляются и обобщаются по случайным признакам, что проявляется в вербализме знаний.У детей с нарушениями зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, изображенными на картинке, затруднение при классификации предметов. Для слепых и слабовидящих детей характерен недостаточный развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней умственной деятельности, что определяет своеобразие развития конкретно-понятийного мышления. Сужение сферы чувственного познания у слепых отражается на формировании понятий и оперировании ими. У детей накапливается определенный запас слов, формально правильных знаний, которые не наполнены конкретным предметным содержанием. Причины этого-нарушение зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт [7].При правильно организованном обучении умственная деятельность слепых и слабовидящих детей совершенствуется при постоянном взаимодействии сенсорных (чувственных) и логических компонентов. Мышление обогащается за счет чувственных образов и способствует дальнейшему формированию логических мыслительных операций.Своеобразие развития речи у детей с нарушением зрения может проявляться в отставании формирования речевых навыков, в накоплении языковых средств и выразительных движений. Причинами сужения сферы общения у детей с глубокими нарушениями зрения: ограничение возможностей подражательной деятельности; сужение познавательного процесса; уменьшение возможностей развития двигательной сферы; социальные условия воспитания и общения [11].У детей с глубокими нарушениями зрения ограничены визуальные возможности контроля за языковыми и неречевыми средствами общения. У многих детей с нарушением зрения являются различные нарушения звукопроизношения, задерживается развитие фонематического слуха. Специфическим речевым нарушением у слепых и слабовидящих детей является несформированность лексико-грамматического состава, связной речи, обусловлены пробелами в чувственном восприятии окружающего мира.При ограниченности чувственного познания, обеднении представлений у слепых и слабовидящих детей возникает формализм словесных обозначений и вербализм речи, несоответствие между большим запасом слов и недостаточным запасом образов предметов. У детей с нарушением зрения наблюдаются трудности в установлении предметного соотношения слова и образа, понимание конкретного значения слов, правильном использовании их в языковой практике.Язык является важным компенсаторным фактором, стимулирующим развитие слепых и слабовидящих детей. Слово корректирует признаки и свойства предметов, способствует усвоению знаний и расширению кругозора детей. Компенсаторная функция речи способствует расширению социальных контактов слепых и слабовидящих, формированию в них социально значимых качеств личности [15].Учитывая особенности речевого развития слепых и слабовидящих детей, коррекционная работа должна быть направлена на совершенствование фонетико- фонематической стороны речи, развитие соотнесения слова с образом предмета, а также формирование грамматического строя и связной речи.Итак, развитие детей дошкольного возраста с нарушением зрения имеет определенные характерные особенности. В связи с дефектом когнитивное, эмоциональное, речевое, личностное развитие детей с нарушением зрения имеет некоторые особенности с учетом, которых необходимо планировать и проводить воспитательную работу с детьми. Важно отметить, что именно наличие психофизиологических особенностей у детей с нарушением зрения могут возникнут трудности, поэтому важно править определить задачи, направления, этапы, содержание воспитательной работы и подобрать эффективные методы и приемы.2.2. Задачи, средства, приемы, методы воспитания детей с нарушением зренияВоспитание детей с нарушением зрения в детском саду – это комплексная работа, которая обеспечивается сочетанием специального педагогического (коррекционного), психологического, медицинского сопровождения (лечебно-восстановительные, лечебно- профилактические мероприятия).Основными задачами воспитания детей с нарушением зрения являются:- недопущение появления у ребенка психопатологических черт личности под влиянием особых условий ее развития;- компенсация имеющихся дефектов путем активизации анализаторов хранения;- стимулирование положительного отношения к дефекту, стремление перебороть его, поселить веру в возможность такого преодоления и сознательной активности;- укрепление волевых черт ребенка, его успокоение;- проведение просветительской работы относительно особенностей этого контингента детей и формирования требований к ним;- раннее выявление детей с отклонениями в развитии, их своевременная диагностика и профилактика вторичных наслоений;- оптимизация общения со сверстниками, родителями, педагогами;- поощрение к проявлению личностных познавательных интересов, самостоятельности;- помощь в самостоятельном творческом овладении системы отношений с миром и самим собой;- разработка и внедрение определенных форм и методов работы как условий успешного воспитания и развития ребенка [19].Соблюдение и выполнение этих задач поможет сохранить и укрепить психическое здоровье, компенсировать существующие отклонения в познавательной и эмоционально-волевой сфере, успешно социализироваться.Средства воспитательной работы с детьми с нарушением зрения также имеют свои характерные особенности:1) Правильная организация жизни детей-режим дня. Соблюдение режима дня – это оптимальная организация жизни ребенка в течение суток при обеспечении ритмического удовлетворения основных жизненных потребностей (в еде, отдыхе, связи с окружающей средой). Режим дня создает физиологические и психологические предпосылки для постепенного восстановления нарушений. При правильном режиме, который должен учитывать соотношение питание, сна и отдыха, осуществляется уравновешивание организма с средой.Режим дня необходимо согласовывать с соответствующей схемой лечения, его нужно составлять индивидуально с учетом состояния болезни.2) Организация соответствующих занятий и игр. Ребенок-активное и деятельное существо, даже если он особенный. Поэтому следует организовывать специальные занятия и игры, которые должны соответствовать возможностям детей и их индивидуальной психической выносливости.Различные виды занятий и игр нужно проводить по определенной системе, чередуя их по уровню сложности [15].Одно из эффективных средств активизации познавательной деятельности психической активности детей-музыка, способствующая развитию речи, расширяющая кругозор, мировоззрение, способствует физическому воспитанию, изобразительной деятельности. Восприятие музыки связано с мыслительными процессами и одновременно влияет на их развитие: требует внимания, наблюдательности, смекалки. Отвечая на вопрос взрослого после того, как прозвучало музыкальное произведение, ребенок осуществляет первые сравнения и обобщения. Музыка стимулирует возникновение в воображении новых образов, побуждает к познавательной активности, создает позитивный эмоциональный фон, помогает ориентироваться в ближайшей окружающей среде, развивает волевую и двигательную сферу [5].Во время проведения занятий и игр необходимо соблюдать определенные условия и требований: не утомлять и не обременять, стремиться получить быстрый видимый эффект при определенном виде деятельности, часто разнообразить занятия, не допускать длительной и утомительной для ребенка сосредоточенности, соблюдать гигиенических условий, игры должны быть дозированными, доступными, стимулировать к действиям.Кроме сюжетных, большой восстановительный, реабилитационный и коррекционный эффект имеют также ритмические игры, поскольку ритм благоприятно влияет на эмоциональную сферу.3) Правильное отношение к больному ребенку. Каждый, кто вступает в контакт с особым ребенком и уход за ним, должен иметь соответствующие знания и умения, такт; знать, как нужно себя вести.Особого ребенка нужно оберегать, но в некоторых моментах стоит ставить четкие требования, конечно с учетом ее возможностей. Неправильное отношение взрослого к ребенку тяготит и осложняет его психическое и эмоциональное состояние, углубляет ощущение неполноценности. Взрослый должен осознавать наличие отклонений в психическом и физическом развитии ребенка, давать возможность чередовать сон и досуг, оберегать от изоляции, быть внимательным и коммуникабельным, терпеливым, открытым, уважать ребенка как личность несмотря на все недостатки [14].4) Устранение вредных воздействий (внешних и внутренних): отношения между взрослыми в семье, изолированность семьи, отношение окружение к ребенку и семье в целом и тому подобное.Для воспитательной работы с детьми с нарушениями зрения педагог может использовать специальные дидактические игры-упражнения и задания, которые должны тренировать зрение, формировать у детей определенные представления о предметах и явлениях, развивать зрительное внимание, память.Для большего удобства эти игры-упражнения поделены на группы. Например, игры-упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления): сложи картинку; составь целое из частей; лото; матрешки, пирамидки, коробки-вкладки; найди отличия; найди два одинаковых объекта; чем отличаются? составь по образцу, по памяти [2].Воспитатель может проводить игры на развитие наглядно-действенного и образного мышления, такие как «Лото» - составление целого из отдельных частей, «Отгадай, кому принадлежит» - демонстрация изображения определенной части тела птицы или животного, а дети по очереди отгадывают, кому принадлежит и рассказывают, что знают о нем. «Четвертый лишний» - упражнения на исключение лишнего предмета.Упражнения и задания на развитие словесно-логического мышления и речи:1) рассматривание сюжетных рисунков. Беседа по их содержанию стимулирует детей к активному вещанию.2) восприятие и понимание сюжетных рисунков со скрытым смыслом.Дети учатся видеть взаимозависимость разнообразных явлений, устанавливать временные, причинно-следственные связи.3) Игра «Подбери пары». Дети по очереди подбирают побольше парных картинок по определенным признакам: по цвету, форме, принадлежности к виду.4) Понимание и отгадывание загадок.5) Игра «Назови кто мы». Воспитатель дает устное описание любого животного, а дети должны найти подходящий рисунок и показать его.6) Чтение литературных произведений-самая распространенная форма развития мышление и речь детей.7) Восприятие и понимание серии рисунков, связанных единым сюжетом.Рассматривая их, дети учатся устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, давать оценку изображенным ситуациям [13].8) Восприятие и понимание серии рисунков с нелепым, бессмысленным сюжетом. На таблицах – нелепые ситуации, рассматривая которые, дети рассказывают, может ли такое явление быть, или нет. Важным показателем уровня развития ребенка эмоциональная реакция на рисунки.Таким образом, чтобы преодолеть трудности воспитания детей с нарушением зрения воспитатель должен определить цели и задачи, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей, выбрать наиболее подходящие методы и средства воспитания. Методы, средства и приемы воспитания должны быть подобраны с учетом коррекционных возможностей, так как воспитание детей с нарушениями зрения должно проводиться с осуществлением коррекции развития когнитивной, эмоциональной, личностной сферы.Выводы по главе 2В ходе проведенного анализа мы выявили особенности когнитивного, эмоционального, речевого, личностного развития детей с нарушением зрения. У детей с нарушениями зрения сохраняются общие закономерности развития, свойственные детям, которые нормально видят. В то же время имеют место специфические особенности формирования психических процессов: нарушения зрения, которые предопределяют трудности в познавательном, эмоциональном, социальном и личностном развитии ребенка.Для успешного вхождения слепых и слабовидящих детей в общество необходима воспитательная работа, которая поможет преодолеть страхи и трудности, возникающие у детей в процессе становления их личности.Конечной целью воспитания детей с нарушениями зрения является достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, то есть определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Для преодоления трудностей в воспитании детей с нарушениями зрения необходимо определить четкие цели, направления работы, использовать различные методы и средства обучения. ЗаключениеИтак, для успешного воспитания детей с нарушением зрения важно не только усвоение ими речевых навыков, развитие когнитивной, эмоционально-волевой и личностной сферы, но и установление социальных связей, без которых жизнь индивида просто невозможна.Важной воспитательной задачей детей с нарушениями зрения является осознание себя равноправным членом общества, преодоление страхов, зависимости, робости.Значительное внимание должно уделяться личностным изменениям, личностному формированию инвалидов по зрению. Успешность воспитания во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие нарушения зрения, до момента их выхода в самостоятельную жизнь. В первую очередь сюда входят:1) представление о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям;2) отношение к жизненным целям, к прошлому и будущему, отношение к жизненным ценностям;3) отношение к непосредственному социальному окружению, отношения со сверстниками.Конечной целью воспитания детей с нарушениями зрения является достижение такого психологического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный дефект как одно из своих качеств, то есть определенную индивидуальную характеристику, отличающую его от других, но не более того. Достижение такого состояния возможно только при определенной воспитательной работе с ребенком и, кроме того, при адекватном отношении к нему со стороны воспитателей и социального окружения, то есть при определенной психологической поддержке широкого круга людей.Для преодоления трудностей в воспитании детей с нарушениями зрения необходимо определить четкие цели, направления работы, использовать различные методы и средства обучения. Воспитателю важно правильно организовать режим дня детей, систематически и целенаправленно проводить воспитательные занятия и игры, правильно относить к ребенку, помогать преодолевать внутренние барьеры. Трудности слабовидящих детей связаны с недостаточным овладением моторикой собственного тела, ориентированием в малом и большом пространстве.К тому же они не в состоянии самостоятельно организовать не только свою познавательную, учебную деятельность, но и свою жизнь, игры. Детей необходимо побуждать к подвижности, к познавательной деятельности, проводить дидактические и развивающие игры. Для предупреждения появления возможных отклонений в развитии большое значение имеет правильно и вовремя организованная система коррекционно-педагогических воздействий. Таким образом, мы считаем, что для преодоления трудностей воспитания детей с нарушениями зрения педагогу необходимо выстраивать работу с учетом дефекта ребенка, использовать различные стимулирующие методы и средства, выстраивать взаимодействие со всеми специалистами и родителями дошкольника. Список литературы и источниковАбанкина И.В., Поливанова К.Н., Фрумин И.Д. От универсальной доступности к современному качеству: дошкольное образование в России. - М.: Высшая школа экономики, 2019. - 342 с. Башкирова И.Л. Взаимодействие педагога и семьи ребенка с нарушениями зрения / Учеб. -метод. пособие. - Минск: БГПУ, 2009. - 76 с.Бородулина С. Ю. Коррекционная педагогика/ С.Ю. Бородулина. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004 – 345с.Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников/ Методическое пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. – М.: Издательство: ТЦ «Учитель», 2021. – 392 С.Вышиваная Е.Н., Егоров Б.Б. и др. Методическое сопровождение образовательной деятельности в детском саду / Учебно-методическое пособие. — Магнитогорск-Сургут: 2020. - 124 с.Гусева М.Р., Дмитриев В.Г., Плаксина Л.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / Дефектология. – 2018. -№ 3. – С. 9-13Донкан И.М., Коленко О.В. Воспитание ребенка раннего возраста с нарушением зрения / Учебное пособие для средних медицинских работников. - Хабаровск: Институт повышения квалификации специалистов здравоохранения, 2016. - 80 с. Дружинина Л.А., Осипова Л.Б., Плаксина Л.И. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования / Учебно-методическое пособие. — Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман. пед. ун-та, 2017. - 254 с.Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие , обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. – М.: Наука, 2016. – 90 с.Кожанова Н.С., Беззубова А.С. Педагогические условия и средства коррекции недостатков развития детей с нарушениями зрения. - Сургут: СурГПУ, 2019 — 174 с.Литвак А. Г. Тифлопсихология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. Дефектология. — М.: Просвещение, 1985. – 120 с.Лысова А.А. Развитие коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения / Методические рекомендации. — Челябинск : Библиотека А. Миллера, 2021. — 40 с.Осипова Л.Б. Педагогическая практика в дошкольных образовательных организациях для детей с нарушениями зрения / Учебно-методическое пособие. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2017. - 80 с.Солнцева Л.И. Особенности психологической помощи детям с нарушениями зрения в дошкольном учреждении. – М.: Педагогика, 2015. – 87 с.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) \ КонсультантПлюс (consultant.ru)Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11/Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.pdf Фомичева Л.В. Клинико-педагогические основы обучения и воспитания детей с нарушением зрения. — СПб.: КАРО, 2017. — 256 с.Щетинина В.В. Современные концепции воспитания и развития ребенка / Учебно-методическое пособие. — Тольятти: ТГУ, 2012. — 152 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082
Курсовая, Транспортная логистика
Срок сдачи к 14 дек.
Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности
Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства
Срок сдачи к 13 дек.
Контрольная работа
Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления
Срок сдачи к 30 дек.
Написать курсовую по теме: Нематериальные активы и их роль в деятельности предприятия.
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 14 дек.
написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.
Доклад, Управение проектами
Срок сдачи к 13 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!