это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4136402
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики 5
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики 5
1.2. Особенности развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики 9
Глава 2. Практика работы по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики 16
2.1. Изучение опыта работы педагогов НОО по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики 16
2.2. Комплекс упражнений по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 36
ВВЕДЕНИЕ
Формирование самостоятельной, творческой личности, которая востребована и может самореализоваться в любой сфере жизнедеятельности, является актуальной задачей образования. Ее решение предполагало развитие у школьника желания, способности и умения проявить инициативу, нестандартность мышления, готовность адаптироваться в постоянно меняющихся социально- экономических и политических условиях.Гуманизация образования как одно из ведущих направлений работы современной школы призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для ее самовыражения, подготовки учащихся к жизни. Это предполагает формирование у школьника позиции субъекта деятельности, способного самостоятельно намечать цели, выбирать пути, способы и средства их реализации, организовывать, регулировать и контролировать их выполнение.Решение этой проблемы необходимо начинать уже в начальной школе, поскольку именно там формируются у ребенка основы учебной деятельности, мотивы учения, потребность и способность к саморазвитию. Формирование самостоятельности уже в младшем школьном возрасте можно назвать одной из приоритетных задач школы.Актуальность и постановка проблемы исследования: успешное решение сложных задач обучения и воспитания в современной школе, в частности, неразрывно связано с проблемой интенсификации педагогического процесса, поиском наиболее эффективных методов, форм и приемов работы с учащимися. Задачей в современных условиях является реализация в учебном процессе максимальной самостоятельности учащихся начальных классов. Анализ исследований по проблемам эффективности и оптимизации обучения, а также практики работы школ позволяет убедиться, что одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников самостоятельности мышления, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию.Объект исследования: учебная деятельность младших школьников на уроках математики. Предмет исследования: возможность развития самостоятельности младших школьников. в учебной деятельности на уроках математики.Цель исследования – теоретически обосновать и составить комплекс упражнений по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики.Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:Представить анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики;Выявить особенности развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики;Изучить опыт работы педагогов НОО по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики;Составить комплекс упражнений по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках.Методы исследования: анализ научно-методической литературы; сравнение, обобщение; изучение опыта работы педагогов; педагогическое наблюдение за деятельностью учащихся.Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.Глава 1. Теоретические аспекты развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математикиПроблеме обучения подрастающего поколения без непосредственного руководства учителя уделяли внимание многие философы еще в древности, понимая, что постоянно руководить деятельностью человека всю его сознательную жизнь невозможно. Поэтому они предпринимали попытки обучить учеников приемам самостоятельной работы, формировать у них самостоятельность как качество личности. Уже греки создали теорию всесторонности, получившую развитие в трактатах Платона и Аристотеля, а также в работах древнеримских философов: Плутарха, Тацита, Квинтиллиана. Видное место в этих теориях отводилось умственному воспитанию человека, в частности развитию самостоятельности [1, с. 16].Афинский философ Сократ пришел к мысли о необходимости специального руководства познавательной активностью и самостоятельностью учеников в процессе обучения. Он был убежден, что к такому руководству необходимо специально готовиться заранее, то есть предварительно готовить вопросы и задания. Он первым разработал специальный метод обучения, активизирующий самостоятельность учения – эвристические беседы. Сократ широко использовал майевтический прием, заключающийся в том, что с помощью умело поставленных вопросов и полученных адекватных ответов приводил собеседника к истинным знаниям. При этом у ученика вырабатывалась привычка самостоятельно ставить вопросы и искать ответы на них. Задачу подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни мы находим и в работах М. Квинтилиана: «Ибо для чего же мы их учим, как не для того, чтобы не век учить. Ученики должны заниматься самостоятельно, дабы, привыкнув все делать с помощью других не подумали, что без этой помощи уже вдаль ступить невозможно». Квинтилиан считал, что наличие природных дарований вместе с правильно организованным учением может помочь человеку достичь совершенства в овладении науками и искусствами. Одних упражнений, повторяющих действия наставника явно недостаточно. Необходимо поощрять в детях стремление к изобретательству, творчеству, как высшей форме проявления самостоятельности. Идеи самостоятельности учащихся в обучении развивались Р. Агрикола. Действительно, умственная и трудовая деятельности должны быть неразрывно связаны между собой, как бы дополняя одна другую. Осознанное восприятие нового материала должно обязательно привести к практическому его применению в жизни. Организовать обучение учитель должен таким образом, чтобы ученик мог верно понять прочитанное, понятое хорошо удержать в памяти, а затем постараться произвести что-то самому [1, с. 20].Великий французский просветитель Ж.Ж. Руссо, отрицая всяческий авторитаризм в обучении, ратовал за то, чтобы все учащиеся самостоятельно черпали знания из самой действительности. «Великим двигателем, который ведет верно и далеко, - писал Ж.Ж. Руссо, - является интерес ребенка к деятельности, к учению. На него должен, прежде всего, опираться педагог, стимулируя самостоятельность учеников» [2, с. 50-52]. Процесс развития личности через самостоятельное познание реальной действительности с использованием методов обучения, основанных на принципах: наглядности, систематичности доступности, последовательности рассматривался М. В. Бадашкеевым [3, с. 107-109]. М.А. Бантова высказывалась о важности опоры на самостоятельность учения и познавательную самостоятельность в учебном процессе. «Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, - утверждала она, - они должны приобретать образование самостоятельными знаниями» [4, с. 76]. Изучение и анализ литературы позволяет отметить, что проблема познавательной самостоятельности учащихся в отечественной педагогике XX века является одной из важнейшей и последовательно разрабатывается на всех этапах развития школы. В частности, в педагогической и психологической литературе 20-30-х годов она связывается с общими задачами формирования подрастающего поколения, в результате чего акценты заметно смещаются с собственно дидактических позиций в сторону проблемы самостоятельности и активности как идеологически необходимого качества личности [4, с. 79]. Современный этап развития общества выдвигает особые требования к перестройке содержания школьного образования. Одним из главных условий повышения качества обучения является формирование у младших школьников самостоятельности мышления, умения самостоятельно добывать и анализировать информацию. Сегодня учебно-воспитательный процесс призван решать задачу: воспитание социально активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника.Становится очевидным, что только формированием предметных знаний, умений и навыков эта задача решена быть не может. Целью школьного образования становится умение учиться, связанное с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Наоборот, формирование познавательной самостоятельности подчиняется строгим психологическим законам: поэтапное освоение школьниками умения учиться как усложняющейся системы самостоятельной деятельности; основной формой организации учебно-воспитательного процесса становятся коллективные и групповые формы учебной деятельности; причем совместная учебная деятельность сама усложняется от этапа к этапу. Развитие умения учиться как универсальной характеристики личности школьника осуществляется в проблемных ситуациях, самостоятельное разрешение которых самими школьниками (под руководством учителя) является основным условием организации учебно-воспитательного процесса; совместная форма учебной деятельности является условием обеспечения индивидуального пути развития каждого школьника [5, с. 2-6]. Под познавательной самостоятельностью мы будем понимать свойство личности, проявляющееся в потребности овладения новыми знаниями, приёмами и способами деятельности с целью самостоятельного решения как предметных, так и профессиональных задач. Тем самым можно определить признаки познавательной самостоятельности учащихся: мотивация учебно-познавательной деятельности, сформированность основных приёмов учебной деятельности, оценка и коррекция учащимся результатов своих действий. Познавательная самостоятельность требует эмоционального и умственного напряжения, вызывает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Она характеризуется определенной мотивационной установкой, которая приводит в движение знание и умение, побуждает ученика действовать без посторонней помощи, напоминания [6, с. 65].Раскрывая дидактические аспекты рассматриваемой проблемы, стоит помнить, что важно не передавать детям знания, а вооружать их способами приобретения знаний, ведь то, что достается самостоятельно, с трудом, всегда самоценно. В связи с этим на плечи учителей, работников сферы образования ложится следующая проблема – создание условий в школе, классе, в группе, способствующих становлению этого качества личности, и уже в школе можно добиться гармоничного сочетания высокой успеваемости, мотивации и усердия [6, с. 67]. В научных исследованиях предлагаются различные варианты решения проблемы формирования познавательной самостоятельности учащихся: применение эвристического и проблемного методов обучения, совершенствование технических средств обучения, расширение роли задач в обучении (деятельностный подход); методика поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизация учебного материала, использование обратной связи (информационный подход). Эффективность учебного процесса познания определяется качеством преподавания и самостоятельной познавательной деятельностью учеников. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделить самостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму обучения.Таким образом, А что пониматся под самостоятельностью? ОПР, самостоятельность есть важнейший результат воспитания и самовоспитания. Она вырабатывается в результате воспитания в семье и обучения в школе. Вместе с тем самостоятельность – важнейшее условие и инструмент саморазвития личности. Определяя сущность самостоятельности, нельзя забывать, что самостоятельность есть «механизм» реализации активности. В свою очередь развивающийся опыт разнообразных проявлений активности в поведении и деятельности субъекта обеспечивает развитие соответствующих «механизмов» саморегуляции. Иными словами, психологическую основу самостоятельности составляет хорошо сформированная система саморегуляции деятельности.1.2. Особенности развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математикиСегодня перед учителем, как никогда ранее, стоит трудная задача — учить хорошо всех. Ученые, учителя-новаторы и мы, рядовые учителя, ищем пути решения этой проблемы.Математику любят те учащиеся, которые умеют самостоятельно решать задачи. Слабые же часто затрудняются при решении задач. Ученик один раз, другой не справился с решением задачи, и ему становится неинтересно на уроках математики, появляется безразличие к предмету. А безразличных может и не быть, если учитель учтет возможности каждого ученика при организации самостоятельной работы, даст доступное для него задание [7, с. 118-119].Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в своей работе важно не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно формировать познавательную самостоятельность на уроках математики.Математика имеет огромные возможности для воспитания творческого мышления и четкой логически совершенной речи. Что бы успешно ответить на вопрос, самостоятельно решить задачу, нужно, не просто заучить материал, а самостоятельно размышлять. Учитель должен обращать внимание на речь обучающихся, на ее точность, краткость, логическую полноту и обоснованность рассуждений. Учебный материал математики, дает большие возможности для формирования умения анализировать, устанавливать следственные связи, логически строить рассуждения, находить практическое применение полученным знаниям [8, с. 32-42].Выбор путей сочетания различных форм и методов работы на уроке определяется типом урока и зависит от его целей и задач. Используют в основном три ее формы: фронтальная (коллективная), индивидуальная и групповая.Коллективным формам работы отдаётся предпочтение при изучении нового материала, при подведении к новым определениям, понятиям, выводам и при закреплении нового материала. При этом используются следующие формы: пояснение понятий, определений, закономерностей на модели, чертеже, рисунке; решение устных задач по готовым чертежам; устный разбор решения типовых задач с обсуждением возможных способов решения и ожидаемых результатов, нахождение примеров применения математических знаний в работе по специальности .Индивидуальной работе в основном уделяется внимание при отработке умений и навыков и контроля знаний. Учитывая разный уровень подготовленности учащихся применяются такие формы опроса [9, с. 101]:-опрос по индивидуальным карточкам;-выполнение систем самостоятельно обучающих и проверочных работ; -решение задач по плану.При использовании различных форм обучения особое внимание обращается на рациональное сочетание коллективной и индивидуальной работы на уроке [10, с. 54]: -фронтальный письменный опрос (математические диктанты); -решение задач по комментированному плану; -изучение нового материала по учебнику по рекомендованному плану, помогающему выделить главное в изучаемом вопросе.На уроках математики наряду со словесными и наглядными методами обучения большую роль играют практические методы обучения. Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки, например, учитель применяет их при работе с величинами и геометрическим материалом. К практическим методам относятся упражнения и практические работы. Приведём примеры практических работ на уроках математики [11, с. 42]:1. Начерти замкнутую ломаную линию из четырех звеньев.2. Сколько можно провести прямых через две точки А и В. Начерти. 3. Измерьте стороны данного треугольника ниточкой, картонной меркой, линейкой, циркулем.4. Начерти тупой угол. Одной из основных и первоначальных задач для достижения поставленной цели на уроках математики является устная работа. Устная работа является одним из наиболее важных элементов урока. Во время устной работы учитель выясняет, хорошо ли усвоен теоретический материал, соответствующий набор вопросов позволяет подготовить к восприятию нового. Кроме того, можно задействовать всех учащихся класса, что позволяет значительно оживить урок, сделать его более динамичным и эмоциональным. В процессе введения новых математических понятий, усвоения математической терминологии, формирования умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения знаний используются на уроках специальные логические тесты, способствующие формированию и развитию интереса к предмету [12, с. 55-56].Интерес к математике формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач, рассмотрения софизмов, разгадывания головоломок и т. п., хотя и они необходимы, но и логической занимательностью самого математического материала: решением задач различными методами и другими разработанными в методике математики приемами формирования познавательного интереса к математике. Выполняя задание, учащиеся независимо от возраста чаще всего испытывают потребность в руководстве учителя (преподавателя) на этапе решения учебной задачи. Это можно объяснить не только появлением затруднений. Активность, умственное и волевое напряжение проявляются не только в сосредоточенности, углубленности в работу, но и в потребности общения, направленного на обсуждение возникающих вопросов. Общение необходимо учащемуся для того, чтобы утвердиться в собственных поисках, своевременно получить подкрепление или же поделиться с товарищами своими находками [13, с. 142].На этом же этапе часто обнаруживается необходимость для некоторых учащихся коррекции задания. Для одних они оказываются слишком просты, для других непосильны. Одни испытывают радость удачи, осознают потенциальные возможности, стремятся выполнить более сложные, интересные для них задания, другие теряют интерес к работе, веру в свои силы, но, не желая отставать от товарищей, готовы принять их помощь или помощь преподавателя [14, с. 35-38]. Домашняя самостоятельная работа по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника, помогает организовать свободное время детей дома, содействует воспитанию у них ценных качеств: трудолюбия, организованности, дисциплинированности, аккуратности и др. Анализ понятия познавательной самостоятельности школьника и понятия деятельности, анализ психологических аспектов теории обучения, помогли выделить форму организации деятельности школьников в обучении математике, позволяющую формировать названное качество деятельности. Соответствующим видом деятельности является процесс составления математических задач. Составлять задачи, значит, выполнять ряд действий, операций под руководством учителя или без его помощи. Это такой процесс, выражающий активное отношение обучаемых к овладению знаниями, а также активное использование приобретенных знаний в практической деятельности или ситуации [15, с. 11-12].Самостоятельное составление задач учащимися в учебном процессе подразумевает самостоятельность школьников в данной деятельности. Конечно, этот процесс состоит из нескольких этапов и не подразумевает с самого начала обучения учащихся составлению задач абсолютной самостоятельности. Как любой новый вид деятельности, он требует от учителя организации действий, направленных на обучение и развитие такого качества деятельности, как самостоятельность, в том числе и самостоятельность при составлении задач. Но в процессе обучения ученики переходят от копирующей самостоятельности к воспроизводящей и творческой [16, с. 43-47].При составлении задач знания школьников, приобретенные в учебном процессе, также обогащаются. Составление задач при обучении математике активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет ее на поиск нужной информации. На формирование самостоятельности и активности мышления учащихся большое влияние оказывает и решение задач. Самостоятельное решение задач возможно только в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи, в противном случае продуктивная деятельность невозможна [17, с. 78]. Прежде всего здесь необходимы карточки с учетом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим — карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием — объяснить каждое действие задачи [18, с. 10-11]. Таким образом, именно самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Но почему, же так много людей несамостоятельных, не способных своевременно, не оглядываясь на других, принимать нужные решения. Этот вопрос снова и снова встает перед обществом, не смолкает давний спор, который ведут педагоги разных стран. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Многолетний опыт школы - лучшее тому доказательство. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнения и переживания. Замечено, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо в начальных классах. Если это упустить, то делать эту работу в средних и старших классах будет уже поздно. В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности.В работе не должно быть местоимение я. Постарайтесь переформулировать предложение без местоимения. Глава 2. Практика работы по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики2.1. Изучение опыта работы педагогов НОО по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математикиПУНКТ 2.1 сократить до 5 стр. , оставить материал соответствующий названию пункта и тот, который вы будете использовать при составлении комплекса в п. 2.2.Самостоятельность школьника – это умение ставить перед собой различные учебные задачи и решать их вне опоры и побуждения извне. Оно связано с потребностью человека выполнять действия по собственному осознанному побуждению. То есть на первый план выходят такие особенности ребенка, как познавательная активность, интерес, творческая направленность, инициатива, умение ставить перед собой цели, планировать свою работу. Помощь взрослого заключается в том, чтобы заставить эти качества проявиться в полной мере, не подавлять их постоянной сверхопекой. Ребенок постепенно перестает отвечать за свои поступки; перекладывает свою вину на взрослого. Важно дать ему понять, что успех зависит, прежде всего, от его инициативы и самостоятельности, а вовсе не от маминых или папиных усилий [19, с. 50-54].Проблема формирования учебной самостоятельности учащихся до сих пор является актуальной. Это объясняется тем, что современный учитель ставит перед собой комплекс задач для достижения основной цели образования: формирование готовности учащихся к самоопределению и саморазвитию в постоянно изменяющихся условиях развития нашего общества.На начальной ступени обучения в деятельности учителя приоритетными задачами являются: обучение учащихся умению ставить цели и самостоятельно организовывать свою деятельность для их достижения; оценивать результаты своих действий.То есть главная задача учителя – это формирование компонентов учебной деятельности. При этом под формированием понимается не “насильственная” деятельность “извне”, а создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащимися. Роль педагога в этом процессе состоит еще и в том, чтобы подбирать для их реализации необходимые средства и приемы.Для эффективного руководства самостоятельной учебной деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы [20, с. 63-66]:наличие задания учителя;руководство учителя;самостоятельность учащихся;выполнение задания без непосредственного участия учителя;активность учащихся.Учителю для успешной организации самостоятельной работы в классе важно использовать различные методические рекомендации, памятки. При выполнении различных заданий или анализе выполненных заданий постоянно обращается внимание учащихся на памятки, рекомендации, алгоритмы. Это помогает им быстрее овладеть необходимыми умениями, усвоить определенный порядок действий и некоторые общие способы организации своей деятельности.Очень важен контроль выполнения самостоятельной работы. Каждую самостоятельную работу необходимо проверять, подводить ее итоги, определять: что удалось лучше, а на что следует обратить особое внимание. Нужно распознать причину появления ошибки – найти верный путь к ее исправлению. Именно при выполнении самостоятельной работы имеется реальная возможность выяснить причину ошибки, а, следовательно, и правильно спланировать самостоятельную работу учащихся, связанную с совершенствованием навыков, достижением прочных знаний, рациональным использованием учебного времени. Итоги самостоятельной работы позволяют видеть ученику его продвижение вперед [20, с. 107].Поскольку одной из ведущих задач, встающих перед учителем, является создание условий по организации и управлению самостоятельной деятельностью учащихся, возникает необходимость определить основные этапы организации самостоятельной учебной деятельности младших школьников, как на уровне учителя, так и на уровне ученика. Технологическое обоснование данной организации представляет собой деятельность учителя и ученика на соответствующих этапах урока. Наиболее эффективным видом самостоятельной работы считается самостоятельная работа творческого характера. Важным условием формирования самостоятельной творческой деятельности является мотивация, в основе которой у учащихся начальной школы лежит учебно-познавательный интерес. Для повышения эффективности формирования мотивации проводится ее диагностика. Начиная со 2-го класса через анкетирование можно определить вид учебно-познавательного интереса учащихся [20, с. 108].В результате обработки анкет определяется вид познавательного интереса учащиеся: по содержанию (внешний): “Буду решать данную задачу, так как на этой странице учебника много интересных картинок”; по процессу (внутренний): “Буду ее решать, так как способ решения не открылся мне сразу, нужно приложить усилия, чтобы его отыскать”.Для подтверждения данных анкетирования предлагаются задания, например, такого характера.Дана последовательность из нескольких рядов чисел. Знаки арифметических действий между числами отсутствуют, но есть результат. Не меняя расположения чисел, надо поставить знаки арифметических действий (+, –, *, : ) и скобки так, чтобы в результате получилась единица:1 2 3 = 11 2 3 4 = 11 2 3 4 5 = 11 2 3 4 5 6 = 11 2 3 4 5 6 7 = 11 2 3 4 5 6 7 8 = 1 Здесь два варианта решения:Вариант 1.(1 + 2):3 = 11•(2 + 3) – 4 = 1(1 + 2) 3:(4 + 5) = 11 + 2 + 3 – 4 + 5 – 6=11•(2 3 + 4): 5 + б – 7 = 1(1 + 2 + 3): (4 + 5 – 6) + 7 – 8 = 1Решая данным образом, учащиеся не выделяют общий принцип решения этой группы выражений. Каждое выражение они решают как совершенно новое, методом проб и ошибок, ориентируясь на внешние, несущественные признаки. Таким образом, определяется тип учебно-познавательного интереса – по содержанию.Вариант 2.(1 + 2): 3 =11 – 2 + З – 4 = 1((1 + 2) :3 + 4): 5 = 1((2 + З – 4) + 5): 6 = 1(((1 + 2): 3 + 4): 5 + 6): 7 = 1(((1•2 + 3 – 4) + 5): 6 + 7): 8 = 1Выполняя задание таким способом, учащиеся открывают общий принцип решения всей группы выражений. В выражениях с нечетными номерами используется отношение (1 + 2): 3. В выражениях с четными номерами отношение (1 • 2 + З – 4), когда сначала находят произведение, затем последовательно складывают и вычитают. На основании выбора этого варианта решения определяется учебно-познавательный интерес по процессу.Задания такого характера помогают учителю не только в определении вида учебно-познавательного интереса, но и способствуют формированию самостоятельности учащихся в нахождении нового способа действий, в определении целей, в планировании своей деятельности. Анализ двух вариантов решения одного задания позволяет развивать и вариативное мышление учащихся.Практика организации самостоятельной работы позволила сформулировать условия, способствующие ее эффективности [21, с. 78]:Наличие системы в использовании заданий для организации самостоятельной работы.Разработка планирования заданий самостоятельной работы, как по форме, так и по содержанию.Соответствие уровня сложности заданий уровню учебных возможностей учащихся.Соблюдение оптимальной продолжительности самостоятельной работы (не более 15–20 мин) при проектировании урока.Последовательное усложнение содержания задач самостоятельной учебной деятельности учащихся.Четкое формулирование цели заданий и сочетание контроля с самоконтролем, оценки с самооценкой.Стимулирование учащихся к выбору заданий высокого уровня сложности.Разумное сочетание самостоятельной работы с другими формами и методами обучения. Сегодня, когда уровень развития ученика определяется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и осуществлять их перенос в новую, незнакомую ситуацию, деятельность учителя должна быть направлена на ее организацию в обучении, начиная с начальной школы. Данные повторной диагностики, наблюдения на уроке показывают, что в результате и целенаправленной работы по формированию учебной самостоятельности уже к концу второго года обучения у учащихся.Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные. Учащихся надо целенаправленно учить познавательной деятельности, вооружать учебно-познавательным материалом. "Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный" (М. Монтень) [22, с. 67].Степень развития ученика определяется его способностью самостоятельно приобретать новые знания, использовать в учебной и практической деятельности уже полученные знания. Младший школьный возраст считается сензитивным периодом формирования навыков учебной деятельности (когда организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды) в целом и общеучебных умений в частности. В связи с этим уже в первом классе необходимо закладывать основу для умения учиться. Именно в этот период учеба приобретает характер ведущей деятельности ребенка, формируя все основные психологические новообразования этого возраста. Учитывая это, представляется возможным обучение детей элементам научной организации интеллектуального труда на занятиях по курсу "Учись учиться". Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности. Обучение не может считаться правильно ориентированным и не может протекать успешно, если не ставится задача вооружения школьников системой умений и навыков учебного труда.Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – вот ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Понятно, что эти черты должны закладываться в фундамент школьного образования – в начальную школу. Чтобы вырастить учебную самостоятельность, инициативность, поисковую активность выпускников, надо уже в первом классе на каждом уроке (а не только во внеучебное время) проращивать семена и окучивать первые всходы этих черт личности [23, с. 176].Основная причина неумения ученика работать самостоятельно состоит в том, что его не учили так работать. Дети не всегда умеют и могут проявить свою способность обходиться без помощи взрослого и при этом справляться с выполнением учебных и внеучебных заданий. Для этого нужна, во-первых, психологическая готовность. Она заключается в способности увидеть или создать для себя ситуацию психологической необходимости и комфорта. Во-вторых, ребенок должен владеть элементарными навыками самоанализа и самооценки. В-третьих, ребенок должен обладать умением предвидеть ход и общий результат своих учебных действий. В-четвертых, нужен простор для инициативы и творчества на всех этапах выполнения задания. Самостоятельность человека в зависимости от обстоятельств принимает различный вид. Для школьника важна учебная самостоятельность, вне школы обычно проявляется “житейская”. Эти две позиции тесно взаимосвязаны, но не идентичны [24, с. 13-14].Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности, воспроизводящей самостоятельности, к высшему уровню, творческой самостоятельности, последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных, взаимопроникающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень самостоятельности и творческой активности. Задача воспитания и развития самостоятельности личности в обучении заключается в управлении процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую [25, с. 54].По характеру учебной самостоятельной деятельности учащихся на внеурочных занятиях по математике целесообразно выделить четыре уровня самостоятельности.Первый уровень – простейшая воспроизводящая самостоятельность.Особенно ярко проявляется этот уровень в самостоятельной деятельности ученика при выполнении упражнений, требующих простого воспроизведения имеющихся знаний, когда учащийся, имея правило, образец, самостоятельно решает задачи, упражнения на его применение [25, с. 56].Ученик, вышедший на первый уровень самостоятельности, но не достигший еще второго уровня, при решении задачи использует имеющийся у него образец, или правило, или метод и т. п., если же задача не соответствует образцу, то он решить ее не может. При этом он даже не предпринимает попыток как-то изменить ситуацию, а чаще всего отказывается от решения новой задачи под тем предлогом, что такие задачи еще не решались.Так как первый уровень развития самостоятельности прослеживается у многих учеников в начале занятий, то задача учителя заключается не в игнорировании его, полагая, что школьники, посещающие внеурочные занятия, уже достигли более высоких уровней, а в обеспечении перехода всех учащихся на следующие, более высокие уровни самостоятельности.Второй уровень самостоятельности можно назвать вариативной самостоятельностью. Самостоятельность на этом уровне проявляется в умении из нескольких имеющихся правил, определений, образцов рассуждении и т. п. выбрать одно определенное и использовать его в процессе самостоятельного решения новой задачи. На данном уровне самостоятельности учащийся показывает умение производить мыслительные операции, такие, как сравнение, анализ. Анализируя условие задачи, ученик перебирает имеющиеся в его распоряжении средства для ее решения, сравнивает их и выбирает более действенное [25, с. 58].Третий уровень самостоятельности – частично-поисковая самостоятельность. Самостоятельность ученика на этом уровне проявляется в умении из имеющихся у него правил и предписаний для решения задач определенного раздела математики формировать (комбинировать) обобщенные способы для решения более широкого класса задач, в том числе и из других разделов математики; в умении осуществить перенос математических методов, рассмотренных в одном разделе, на решение задач из другого раздела или из смежных учебных предметов; в стремлении найти “собственное правило”, прием, способ деятельности; в поисках нескольких способов решения задачи и в выборе наиболее рационального, изящного; в варьировании условия задачи и сравнении соответствующих способов решения и т. п. В названных проявлениях самостоятельности присутствуют элементы творчества [25, с. 60].Ученик на этом уровне обладает относительно большим набором приемов умственной деятельности – умеет проводить сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и т. п. В его деятельности значительное место занимает контроль результатов и самоконтроль. Он может самостоятельно спланировать и организовать свою учебную деятельность.Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности.Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся [26, с. 58-61]:задания, не сводящиеся к известным способам решения;задания, способствующие созданию проблемной ситуации;задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей;задания, несущие элементы занимательности;задания, имеющие практическую значимость;задания, допускающие разные способы решения.Хвалить надо школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т.д.Самостоятельность ученика в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении [27, с. 42].Развитие самостоятельности младшего школьника обеспечивают следующие педагогические условия: использование различных видов группового объединения учащихся с целью последовательного включения каждого ученика в самостоятельный учебный труд (групповая работа с лидерным и демократическим типом взаимодействия участников); система специальных заданий, реализующих идею востребованности и использования самостоятельных действий школьника.Самостоятельность учащегося – залог его успешного обучения в средней школе. Именно от того, как будут заложены основы самостоятельности в младшем школьном возрасте, зависит развитие этого важного качества в дальнейшем. Учебная самостоятельность школьника является одной из сторон его личностного развития, способностью расширять свои знания, умения по собственной инициативе, т. е. умение учить себя. Учебная самостоятельность, инициативность, поисковая активность – ключевые черты портрета идеального выпускника современной школы. Эти черты должны закладываться в самом начале школьного образования. Чтобы воспитывать учебную самостоятельность, развивать умственные способности учащихся, необходима систематическая, планомерная работа учителя [27, с. 44].Таким образом, ВЫВОД НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТЕМЕ ПУНКТАособое место в формировании учебной самостоятельности занимает групповая работа. Она имеет ряд преимуществ перед другими формами обучения. Ученики имеют возможность приобрести опыт разнообразного общения, создается на занятиях атмосфера сотрудничества, деятельность осуществляется без постоянного надзора со стороны учителя, а ученики могут высказываться свободнее.Однако, как показывает практика, организация групповой работы не всегда проходит гладко. Проблемой организации работы в школе является потеря опыта коллективной работы. Грамотная организация групповой работы как формы дифференцированного обучения требует специального исследования механизмов совместной деятельности детей, разработки принципов подбора групп.2.2. Комплекс упражнений по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математикиОписать комплекс упражнений - разбить упражнения на блоки, четко выделить цель каждого блока.ВО ВСЕМ МАТЕРИАЛЕ ПУНКТА НЕТ СЛОВА КОМПЛЕКС, А ТЕМА ПУНКТА?В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Дело это непростое и начинать его необходимо с первых дней обучения в школе.Вопросы самостоятельности и формирования активности мышления, учащихся в условиях начальной школы нестандартны. Постоянное наличие отвлекающих помех, большая доля самостоятельной работы на уроке – всё это требует особого подхода к организации и проведению урока математики. Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя. Поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и место её организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться учащимися сознательно. При этом необходимо предусматривать уровень сложности и объём работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения [27, с. 51].Организовать самостоятельную работу учащихся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечить индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Особенно сложно организовать самостоятельную работу учащихся при решении задач и обеспечить им, если в этом есть необходимость, своевременную помощь [30, с. 43-35]. Действительно, самостоятельная работа по решению задач возможна только в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи, в противном случае продуктивная деятельность невозможна. Прежде всего здесь необходимы карточки с учётом индивидуальных способностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание: решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, другим – карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием – объяснить каждое действие задачи, например,:Карточка №1” а”.“В одной вазе лежало 9 яблок. В другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок лежало в двух вазах?”Реши задачу. Измени вопрос так, чтобы задача решалась в одно действие. Карточка №1” б”.“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”Запиши краткую запись и реши задачу.I - … ябл.II -? на сколько яблок меньшеКарточка №1” в”“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько всего яблок в двух вазах?”1. Найди, сколько яблок в другой вазе. 2. Ответь на вопрос задачи.Карточка №1” г”“В одной вазе лежало 9 яблок, в другой вазе на 3 яблока меньше. Сколько яблок в двух вазах?”Запиши краткую запись и решение задачи. Сделай пояснение к каждому действию.I- 9ябл.II-? на … меньше1) 9-3=62) 9+6= …При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные способности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объём работы, в других случаях предложить задания творческого характера. Например, при решении задачи: “В одном куске 9 м ткани, а в другом куске на 2 м больше. Сколько метров ткани в двух кусках?” – можно предложить ученикам карточки с учётом уровня их способностей:1. Закончи краткую запись:I- … мII-? на 2 м большеЗапиши выражение для ответа на вопрос “Сколько метров ткани во втором куске?” 9+…=Используя схему, закончи решение задачи и запиши ответ: ( 9+…)+…=…2. Закончи краткую запись:I-…II-? на … м большеИспользую схему, составь по задаче выражение и вычисли его значение:( …+… )+…=…3. Используя опорные слова, сделай краткую запись:I- …II- … Составь выражение, реши задачу, запиши ответ.Замени в условии слово “больше” на “меньше”. Запиши решение этой задачи. Измени вопрос так, чтобы задача решалась одним действием. Учащимся с низким уровнем обучаемости полезнее предлагать задачи помощники (более простая задача или задача, которая является частью другой задачи). Например, перед решением задачи: “Совхоз отправил 12 850 ц ржи и пшеницы, причём пшеницы отправил на 7 156 ц больше. Какого зерна совхоз отправил больше и на сколько?” - предлагается задача: “В магазин привезли 12 ящиков помидоров и огурцов, причем огурцов – на 7 ящиков больше. Каких овощей привезли больше и на сколько ящиков?” Решение более лёгкой задачи поможет установить общее и различное в задачах, снять боязнь ученика приступить к решению из-за включения в текст задачи больших чисел.Активизации мышления учеников помогает форма работы в паре. Так, при подготовке к решению простых задач даются чёткие указания к выполнению задания, записанные на карточкеСидящему слева:Cпиши числа. Прибавь к каждому числу 2. Запиши полученные числа: 3,7,4,9,6,5. Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.Сидящему справа:Спиши числа. Вычти из каждого числа 2. Запиши полученные результаты: 5,9,6,11,8,7.Сравни свои результаты с результатами ученика, сидящего рядом. Найди и исправь ошибки.С большим интересом учащиеся работают в паре при решении задач “цепочек”, основной целью которых является отработка умения решать простые задачи и подготовиться к решению составных задач. Карточка, сидящему слева:Было 25 вёдер воды. СталоВзяли 14 вёдер. …Добавили 8 вёдер …Взяли 9 вёдер …Найди, сколько вёдер стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.Карточка, сидящему справа:Было 25 вёдер воды. СталоВзяли 12 вёдер …Добавили 10 вёдер …Взяли 13 вёдер …Найди, сколько вёдер воды стало в двух бочках. Хватит ли этой воды, если для поливки требуется 19 вёдер.Для закрепления вычислительных навыков полезна карточка самоконтроля.Карточка №2.Спиши числа. Найди сумму всех двузначных чисел и запиши её в первом квадрате. Найди разность трёхзначных чисел и запиши во втором квадрате. Заполни третий квадрат.24, 51, 136, 2, 8, 19, 221Карточка №3.Спиши числа. Найди сумму чисел, в записи которых используются одни и те же цифры. Проверь себя: в записи числа, полученного в результате сложения, используются цифры 0, 1, 8.520, 71, 135, 84, 97, 315, 106, 351.Карточка №4. Продолжи запись:Карточка №5.Спиши числа: 25, 22, 6, 9,31, 13, 3, 7Сидящему справа – увеличь каждое число на четыре. Сравни полученные результаты. Если получили одни и те же числа, то действия выполнены верно.Эти упражнения формируют умения работать самостоятельно и совместно над выполнением задания. Работа парами положительно влияет на активизацию мыслительной деятельности, на совершенствование умения последовательно излагать свои мысли. Дети чувствуют себя свободней, так как поиск решения не контролируется учителем. Учащиеся в процессе общения обсуждают полученные результаты, подводят итоги, оказывают помощь друг другу в поиске ошибок. Всё это превращает учение не только в усвоение готовых знаний, но и в процесс познания. При организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение контроля и оказания помощи учащимся. С этой целью полезно заготовить карточки с образцами решения заданий, предполагаемых ученику. После выполнения задания ученик может самостоятельно его проверить по образцу. Если ответ не совпадает с ответом образца, ученик не может самостоятельно найти ошибку и правильное решение, на помощь приходит учитель. Доступность выполнения заданий, предлагаемых на карточках, во многом зависит от профессиональной подготовки учителя, его знаний, индивидуальных способностей каждого ученика [28, с. 113].Таким образом, Комплекс упражнений по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности на уроках математики включает ОПИСАТЬ КОМПЛЕКС самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда дети ясно осознают ее цель и у них есть стремление к достижению этой цели. Целенаправленность делает самостоятельную работу сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных умений и навыков составляет ту техническую основу, те механизмы, при помощи которых ученики идут к поставленной цели [29, с. 28-29].Важно знать степень усвоения изучаемого материала каждым учеником. На основании анализа ошибок письменных самостоятельных работ составляются грамматические зарядки, даются дифференцированные и индивидуальные задания в тетрадях, проводится обучение работе над ошибками, используя различные памятки, которые есть у всех детей, и др.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ПЕРЕДЕЛАТЬ ОБРАЗЕЦ НИЖЕ)Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать всё, что даёт учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности и самостоятельности на уроках математики.Развитие познавательной активности и самостоятельности детей проходит эффективнее, если на уроках математики используются определенные задания. К ним относятся: А ЭТО ЗАЧЕМ? ВЫ ТАК ХОТЕЛИ СОСТАВИТЬ КОМПЛЕКС. А ПОЧЕМУ НЕ СОСТАВИЛИ?- задания, не сводящиеся к известным способам решения;- задания, способствующие созданию проблемной ситуации;- задания, предусматривающие использование жизненного опыта детей;- задания, несущие элементы занимательности;- задания, имеющие практическую значимость;- задания, допускающие разные способы решения.Хвалить надо школьника за любую инициативу, проявленную при выполнении учебных заданий: решил задачу необычным способом, сам нашел дополнительный материал при подготовке к уроку, открыл новый способ запоминания и т. д.Самостоятельность ученика в учебной деятельности включает следующие качества: инициативность, предвидение, самооценку, самоконтроль, готовность проявить творчество в учении.Развитие самостоятельности младшего школьника обеспечивают следующие педагогические условия: использование различных видов группового объединения учащихся с целью последовательного включения каждого ученика в самостоятельный учебный труд (групповая работа с лидерским и демократическим типом взаимодействия участников); система специальных заданий, реализующих идею востребованности и использования самостоятельных действий школьника.Нам удалось наглядно показать, что формирование у младших школьников познавательной самостоятельности на уроках математики будет успешным, если в общей системе этой работы будет соблюден ряд необходимых условий. К ним в первую очередь относятся следующие условия:- содержание учебных заданий должно соединять в себе практическую, интеллектуальную и эмоционально-оценочную деятельность в неразрывном единстве;- способы руководства деятельностью школьников следует направлять на создание проблемных ситуаций, требующих от учащихся самостоятельной ориентировки в задании и поиска необходимых действий для его выполнения;- комплекс учебных заданий должен строиться на основе постепенного продвижения школьников от действий в сотрудничестве с учителем к полностью самостоятельным;- на уроках необходимо поддерживать атмосферу, позволяющую придать поисковым действиям учащихся личностный смысл и обеспечить их положительной мотивацией.ЗАКЛЮЧЕНИЕ (ОБРАЗЕЦ)Целью курсовой работы было теоретическое обоснование и разработка комплекса тестовых заданий по математике для младших школьников.В соответствии с первой задачей курсовой работы мы изучили научную литературу по проблеме использования тестирования младших школьников. Мы выявили, что тестирование – это исследование, нaпрaвлeнное на выявление ocвoeния oтдeльныx прeдмeтныx oпeрaций с целью определения дaльнeйшeй кoррeкции как со cтoрoны педагога, так и самими обучающимися. Использование тестирования на уроках математики помогает выявить проблемы в знаниях младших школьников, а, следовательно, понять происхождение ошибок, допускаемых ими в работе. Это позволяет получить сведения о знаниях и умениях учащегося, совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения усвоенным материаломСистематическое и целенаправленное применение тестирования на уроках математики способствует развитию у yчaщиxcя предметных результатов, что пoзвoляет повысить уровень математической подготовки, улучшить владение учебным материалом и учебными действиями.В соответствии со второй задачей курсовой работы мы исследовали применение различных видов тестирования в процессе обучения младших школьников математике. Оно заключается в том, что тестовые задания различных видов должны соответствовать содержанию учебного материала, составляться с учетом возрастных особенностей обучающихся, быть проверенными на практике. Формулировка заданий и ответы на них должны быть краткими, при этом необходимо исключать угадывание ответа, после прочтения задания учащиеся должны четко понимать необходимые выполняемые действия. Все эти требования необходимы для оптимального применения тестовых заданий в процессе обучения математике. Это позволит достигнуть более высоких результатов в учебном процессе.В соответствии с третьей задачей мы изучили опыт работы педагогов по использованию тестирования в процессе обучения младших школьников математике. Мы пришли к выводу, что проведение тестирования младших школьников при изучении математики необходимо. Нужно внедрять тестовые формы работы, так как они дают положительный результат в учебном процессе при их регулярном использовании. Тестирование способствует повышению качества знаний учеников по математике. Тестовые задания не могут служить единственной формой контроля за качеством успешности учеников, но они обязательно должны присутствовать в практике использования каждого учителя.В соответствии с четвёртой задачей курсовой работы, исходя из опыта работы педагогов, мы разработали комплекс тестовых заданий по математике для младших школьников. Он включает в себя следующие типы тестовых заданий: на нахождение правильного варианта ответа, задания открытого типа на дополнение, альтернативные задания, задания на установление соответствия и последовательности. Данные тестовые задания способствуют повышению уровня математических знаний учащихся по изучаемой теме, выявлению уровня освоенными определениям, знаниями; позволяют осуществлять своевременную проверку знаний, повышают уровень интереса к теме. Так, тестирование в качестве средства контроля позволяет получать информацию об уровне учебных достижений. Оптимальное Использование тестирования поможет достигнуть более высоких результатов в учебном процессе.Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, решены, цель достигнута.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАдрианова, А. Е. Индивидуальная самостоятельная работа над ошибками / А. Е. Адрианова // Начальная школа. - 2020. - №2. - С. 16-20.Амирова, А. Х. Самостоятельная работа с учебником как способ активизации познавательной деятельности / А. Х. Амирова // Химия в школе. - 2020. - №8. - С.50-52.Бадашкеев, М. В. Организация процесса развития личностнопрофессионального самоопределения учащихся / М. В. Бадашкеев Организационно-педагогические методы управления инновационной деятельностью образовательной организации. Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2019. - № 3 (5). - С.107-109.Бантова М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] : [Учеб. пособие для школьных отд-ний пед. училищ (специальность № 2001) / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, А. М. Полевщикова ; Под ред. М. А. Бантовой. - Москва : Просвещение, 2020. - 304 с.Боричевская, В. И. Развитие самостоятельности мышления учащихся / В. И. Боричевская // Начальная школа. - 2021. - №1. - С.2-6.Браверман, Э. М. Развитие самостоятельности учащихся / Э. М. Браверман. - М.: Просвещение, 2019. - 109 с.Буряк, В. К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В. К. Буряк // Психология обучения. - 2020. - №3. - С.118-119.Данилов, М. А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения / М. А. Данилов // Советская педагогика. - 2011. - №8. - С.32-42.Дрозд В.Л. Методика начального обучения математике : [Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2121 "Педагогика и методика нач. обучения" / В. Л. Дрозд и др.]; Под общ. ред. А. А. Столяра, В. Л. Дрозда. - Минск : Вышэйш. шк., 2018. – 253 с.Жарова, Л. В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся / Л. В. Жарова. - Л.: ЛГПИ, 2020. - 75 с.Калинина, Н. В. Учебная самостоятельность младшего школьника: диагностика и развитие: практич. пос. / Н. В. Калинина, С. Ю. Прохорова. - М.: АРКТИ, 2018. - 80 с.Кулагина, И. В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения / И. В. Кулагина // Наука и школа. - 2020. - №2. - С.55-56.Марутян, С. А. Воспитание самостоятельности старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре: дис. ... канд. пед. наук / С. А. Марутян. - Ереван, 2017. - 170 с.Мирзоев, С. С. Активизация познавательного интереса учащихся / С. С. Мирзоев // Биология в школе. - 2019. - №6. - С.35-38.Носикова, Я. Н. Развитие познавательной самостоятельности младшего школьника в условиях ФГОС / Я. Н. Носикова // Начальная школа. - 2018. - №4. - С.11-12.Орлов, В. И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / В. И. Орлов // Среднее профессиональное образование. - 2019. - №11. - С.43-47.Осницкий, А. К. Психология самостоятельности. методы исследования и диагностики. - Нальчик: изд. центр «Эльфа», 2019. - 124 с.Пакулина, С. А. Психолого-педагогические особенности обучения формам самостоятельности работы младших школьников / С. А. Пакулина, Т. П. Савушкина // Начальная школа. - 2019. - №3. - С.10-11Петунин, О. В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике / О. В. Петунин // Образование всовременной школе. - 2018. - №3. - С.50-54.Поддубская, Г. С. Воспитываем самостоятельность / Г. С. Поддубская // Пачатковая школа. - 2020. - №8. - С.63-66.Сарсекеева, Ж. Е. Развитие самостоятельности младших школьников / Ж. Е. Сарсекеева, Н. Б Сафарова, К. Л. Полупан. - М.: Просвещение, 2021. - 274 с.Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин. - М.: Академия, 2021. - 576 с.Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология: Учебное пособие / Н. Ф. Талызина. – М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 288 с.Чугреева, М. К. Развитие самостоятельности у школьников / М. К. Чугреева // Начальное образование. – 2019. - №2. - С.13 -14.Шамова, Т. И. Развитие самостоятельной деятельности учащихся / Т. И. Шамова. - М. : Педагогика, 2020. – 286 с.Шиленков, Р. В. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения / Р. В. Шиленков // Химия в школе. - 2019. - №5. - С.58- 61.Щукина, Г. И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2020. - 143 с.Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды: проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин // Междунар. пед. акад. журнал. - 2020. - №5. - С.160-165.Юсупова, Г. С. Воспитание самостоятельности у детей / Г. С. Юсупова // Дошкольное воспитание. - 2021. - №8. - С.28-29.Ямалтдинова, Д. Г. Организация самостоятельной деятельности учащихся / Д. Г. Ямалтдинова// Начальная школа. - 2018. - №2. - С.43-45.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!