это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4138523
Ознакомительный фрагмент работы:
Глава 2. Эмпирическое исследование тревожного состояния и конфликтного поведения подростков
2.1 Описание процедуры исследованияИсследование проявления тревожного состояния подростков и конфликтного поведения проводилось в три этапа с марта по май 2022 года.
На первом этапе (март 2022) был проведен анализ научной литературы по теме исследования, выдвижение гипотезы эмпирического исследования.Цель исследования: исследование взаимосвязи тревожного состояния подростков и конфликтного поведения.Гипотеза исследования: стиль конфликтного поведения взаимосвязан с уровнем тревожности подростков, а именно: подросткам с высоким уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации, а подросткам с низким уровнем тревожности соответствуют – стиль сотрудничества и компромиссный стиль.Задачи исследования: Изучить, проанализировать психологическую литературу по теме исследования;Исследовать уровень тревожности, конфликтного поведения подростков;Исследовать взаимосвязь тревожного состояния подростков и конфликтного поведения;Предоставить результаты эмпирического исследования с выводами.Для решения поставленных задач и проверки гипотезы был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных предмету исследования: теоретический метод анализа используемой литературы.На втором этапе (апрель 2022) было подготовлено и проведено эмпирическое исследование группы подростков (30 человек).На третьем этапе (май 2022) проводилась обработка полученных результатов и формулировка выводов. В ходе эмпирического исследования использовались следующие методики:«Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч. Д. Спилбергера - Ю. Л. Ханина;Тест «Определение стиля своего поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса.«Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина направлена на исследование уровня тревожности личности на основе самооценки. Методика включает в себя 40 самооценочных вопросов-рассуждений (20 - для определения личностной тревожности, 20 для – ситуативной тревожности). Регистрируемые показатели:•Личностная тревожность - устойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определенной реакцией. •Ситуативная тревожность - состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и динамичности во времени.Общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной): до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая. Бланки методики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина представлены в Приложении 1, 2. Тест «Определение стиля своего поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса направлен на выявление стилей разрешения различных конфликтов личности. В основе диагностической методики положена двухмерная система-модель разрешения конфликта (кооперация и напористость), базовой из которых является-кооперация. Автором выделены следующие пять стилей поведение в конфликте:Сопернический стиль или конкурирующий стиль – доминирующее желание добиться своей точки зрения, своих интересов, пренебрегая другим.Приспособительский стиль – игнорирование своих желаний и потребностей ради другого человека.Компромиссный стиль – обоюдное согласие противоборствующих сторон за счет взаимных уступок.Стиль сотрудничества направлен на достижение полных условий, удовлетворяющих взаимные интересы.Избегающий стиль – проявление нежелания идти на уступки, на сотруднический диалог, проявление игнорирования конфликтной ситуации. Тест К.Томаса состоит из 30 пар, из которых нужно выбрать свое типичное поведение. Баллы, набранные испытуемым, по шкалам позволяют определить базовые ведущие стили поведения в конфликтных ситуациях. От 0 до 4 баллов - слабо выраженный стиль; от 5 до 7 баллов – оптимальный стиль; от 8 до 12 баллов - ярко выраженный стиль.Бланк теста «Определение стиля своего поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса представлен в Приложении 3.
2.2. Обобщение, интерпретация и анализ результатов эмпирического исследования
Перед началом непосредственного исследования студенты заполнили обязательную анкету, состоящую из двух вопросов:Укажите пол;Укажите возраст.По результатам анкеты был определен возраст и пол студентов. Далее студенты последовательно отвечали на вопросы, в выбранных для исследования методиках. По результатам первой методики «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина были получены следующие данные:Таблица 1 – Результаты по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. ХанинаУровниЛичностная тревожностьСитуативная тревожностьНизкий15 (50%)6 (20%)Умеренный15 (50%)16 (53%)Высокий0 (0%)8 (27%)На основании выше представленных результатов, стоит отметить, что самый большой процент показали такие уровневые значения: «умеренный» и «низкий уровни личностной тревожности» и «умеренный уровень ситуативной тревожности» (рисунок 1). Самый низкий процент по параметру «низкий уровень ситуативной тревожности» и «высокий уровень личностной тревожности».Данные показатели говорят о том, что подросткам с низким уровнем тревожности требуется дополнительные стимулы для активности, мотивации, включенности в различные процессы при решении задач. Для подростков с умеренным уровнем личностной тревожности свойственны в достаточной мере переживания самооценки, личностной значимости в незнакомых ситуациях. Таким подросткам требуются навыки самоорганизации, планирования, чтобы сместить акцент с личностных волнений и переживаний и снизить внутреннее тревожное состояние. Высокий процент умеренного уровня ситуативной тревожности может значить, что подростки при попадании в стрессовые ситуации испытывают дискомфорт, напряжённость, физическое напряжение, беспокойство.Рисунок 1. Результаты по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. ХанинаПолученные в процессе проведения результаты по методике «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина представлены в Приложении 4.Вторая методика - тест «Определение стиля своего поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса показала следующие результаты:Таблица 2 – Результаты теста «Определение стиля своего поведения в конфликтных ситуациях» К.ТомасаУровни выраженности стиляСоперничествоПриспособлениеКомпромиссИзбеганиеСотрудничествослабо выраженный8(27%)7 (23%)8 (27%)10 (33%)4 (13%)оптимальный9(30%)19 (64%)10 (33%)15 (50%)20 (67%)ярко выраженный13 (43%)4 (13%)12 (40%)5 (17%)6 (20%)В рамках диагностики было выявлено, что большая часть респондентов имеет ярко выраженный уровень сопернического стиля (76,6%), оптимальный уровень стиля приспособления (63%), ярко выраженный уровень компромисса (40%), оптимальный уровень избегания (50%) и сотрудничества (67%). Данные аспекты представлены на рисунке 2.Рисунок 2. Результаты теста «Определение стиля своего поведения в конфликтных ситуациях» К.ТомасаНаиболее выраженные стили поведения в конфликте исследуемой группы подростков: сопернический (43%), компромисный (40%). Можно предположить, что отстаивание своей точки зрения, желание прийти к быстрым решениям в затруднительных ситуациях свойственно юношам и девушкам вследствие проживания подростковых личностных изменений. При доминировании стиля поведения в конфликте как «компромисс» подросткам свойственно желание уступать. Это модель поведения является вторичной после соперничества. Также к данному стилю разрешения конфликта прибегают на его ранних стадиях. Но наиболее традиционные стили взаимодействия в конфликте в группе подростков: приспособление (63%), избегание (67%), сотрудничество (50%). То есть можно сказать, что самой первичной реакцией на сложные конфликтные ситуации будет ее игнорирование, так выражается ровное отношение к личностно незначимой ситуации. Следующий стиль поведения в конфликте «приспособление» направлен на быстрое разрешение противоречие и поиск любых условий разрешения конфликта. Самым трудным стилем решения сложных ситуаций для подростков является сотрудничество. Это возможность проявить навыки сотрудничества, умение договариваться, с целью сохранения взаимовыгодных успешных отношений. Полученные в процессе проведения результаты теста «Определение стиля своего поведения в конфликтных ситуациях» К.Томаса представлены в Приложении 5.Математическая обработка и анализ результатов исследованияДля математической обработки в нашем исследовании будет использоваться коэффициент ранговой корреляции Спирмена.Рабочая гипотеза: стиль конфликтного поведения взаимосвязан с уровнем тревожности подростков.Н0: связь показателей стиля конфликтного поведения и тревожности подростков случайна.Н1: связь показателей стиля конфликтного поведения и тревожности подростков не случайна.Результаты расчета ранговой корреляции Спирмена представлены в таблице 3.Таблица 3 – Расчет ранговой корреляции Спирмена ТревожностьСтильповедения в конфликтеЛичностная тревожностьСитуативная тревожностьСопернический стиль 0,3120,415Приспособительский стиль 0,1650,108Компромиссный стиль -0,252-0,285Стиль сотрудничества 0,047-0,042Избегающий стиль-0,149-0,135Для n=30: rкрит, при p<=0,05 =0,361,rкрит, при p<=0,01=0,463.Исходя из данных получаем связь между соперническим стилем поведения в конфликте и ситуативной тревожности: rэмп =0,415. Принимается Н1, при р<=0,05.По итогам проведенного расчета ранговой корреляции можно сделать вывод, что принимается Н1, то есть связь между соперническим стилем поведения в конфликте и ситуативной тревожностью. Рабочая гипотеза принимается частично на уровне р<=0,05, то есть подросткам с высоким ситуативным уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации.
Выводы по второй главе
Эмпирическое исследование было проведено среди студентов Пензенского государственного университета факультета педагогики, психологии и социальных наук и участие в нем приняли 30 человек. Интерпретируя и анализируя полученные результаты, было обнаружено, что большинство студентов принявших участие в исследование, имеют «умеренный» и «низкий уровни личностной тревожности» и «умеренный уровень ситуативной тревожности».Наиболее ведущими стилями поведения подростков в конфликте являются сопернический и компромиссный. Такие поведенческие модели позволяют удовлетворить свои значимые потребности. Иные стили поведения в конфликте как «избегание», «приспособление» и «сотрудничество» используются как второстепенные модели, наиболее сложной и затратной является - последняя. Стиль сотрудничества выбирают подростки, которые не хотят портить отношения с группой сверстников. Стиль приспособления указывает на то, что подросток не заинтересован в защите своих интересов. Чтобы остаться в дружеских отношениях со сверстниками, он причиняет себе вред.Исходя из математической обработки и анализа всех вышеприведенных методик, можно говорить о том, что нулевая гипотеза отвергается, принимается альтернативная, корреляция между сравниваемыми показателями частичная, то есть можно частично подтвердить гипотезу - подросткам с высоким ситуативным уровнем тревожности соответствуют сопернический стиль поведения в конфликтной ситуации.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!