это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4146377
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Краткий обзор жизни и творчества М. Ю. Лермонтова
Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» и ее место в творчестве поэта.
Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»
Заключение
Список литературы
Введение
Значение творчества Лермонтова в истории русской литературы невозможно переоценить. Белинский говорил, что он – поэт другой эпохи, так как он создавал свои произведения в тяжёлые и страшные для России годы. Лирику Лермонтова окрашивают печальные эмоции, чувство тоски и скорби пронизывает множество произведений поэта. Именно он на первый план выносит самоанализ. Лирический герой обдумывает свои шаги и поступки. В этих строках поэт обнажает историческую значимость личных и сокровенных мыслей человека. В данном случае история отображается не в социальных переворотах, а в думах и чувствах героя своего времени. Мы узнаём о том, как он любит и ненавидит, как ссорится и дружит. Поэма М.Ю Лермонтова «Песня о купце Калашникове» создается в тот период, когда у него происходит формирование собственной позиции относительно общественной российской жизни в виде понимания неоспоримых народных достоинств несправедливого произвола власти.Актуальность изучения идейно-художественного своеобразия поэмы «Песня о купце Калашникове» в том, что в ней гениальным образом сочетается авторская поэзия и фольклор, в результате рождается сплав, передающий мысль о народности христианского закона, вошедшего в психологию, быт, обычаи русского народа.Предмет - поэма М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове».Объект - идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»Цель - проанализировать и изучить идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове».Для того, чтобы данная цель была достигнута необходимо выполнить следующие задачи:Кратко напомнить особенности жизненного и творческого пути Михаила Лермонтова.Рассмотреть поэму и определить ее место в творчестве поэта.Подробно найти и описать идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»Методология исследования: Вместе с традиционными общенаучными описательным и сравнительно-сопоставительным методами исследования, используется концептуальный анализ, включающий анализ словарных дефиниций, контекстуальный анализ, метод интерпретации.Теоретическая значимость работы: Результаты, полученные в данной работе, позволяют углубить теоретические знания в области литературы.Структура работы: работа состоит из содержания, введения, двух глав с подпунктами, заключения к проведённой работе и библиографии.1.Краткий обзор жизни и творчества М. Ю. ЛермонтоваДуховное и поэтическое становление Лермонтова началось очень рано и причины тому следует искать не только в его личной одаренности и в исторических особенностях биографии его поколения, но и в обстоятельствах его индивидуальной судьбы. М.Ю. Лермонтов – продолжатель и наследник пушкинских традиций русской литературы.Мальчик рос в обстановке семейных ссор и размолвок; через пятнадцать лет смутное воспоминание о них ляжет в основу сюжетной коллизии « Странного человека». Ему было два года с небольшим, когда мать, Мария Михайловна скончалась от чахотки. Сразу же после смерти дочери бабушка взяла внука на воспитание; отец должен был устраниться от сына, в противном случае бабушка лишала его наследства, — ситуация другой автобиографической драмы — «Литературное наследство» (1830 г.). Мальчик воспитывался в бабушкином имении Тарханы Пензенской губернии.В Тарханах поэт узнал и навсегда полюбил красоту родной природы, русские песни, сказания, былины. Бабушка очень любила своего внука и заботилась о нем. Лермонтов овладел английским, французским, немецким языком, занимался живописью, играл на скрипке и рояле, прекрасно читал стихи.Мемуаристы оставили выразительный портрет Елизаветы Алексеевны. Женщина твердая и властная, пережившая в свое время самоубийство мужа, а теперь – смерть дочери, она все свои привязанности перенесла на внука.Осенью 1828 году Лермонтов был зачислен полупансионером в четвертый класс Московского университетского благородного пансиона – привилегированного учебного заведения, из которого вышли Жуковский, Грибоедов, Тютчев, В.Ф. Одоевский и целая когорта деятелей декабристского движения. Здесь были сильные и литературные, и философские, и филологические интересы; родственник Лермонтова А.П. Шан-Гирей, посетивший его в это время, в первые видит у него систематическое собрание русских книг: сочинения Ломоносова, Державина, Дмитриева, Озерова, Батюшкова, Крылова, Жуковского, Козлова и Пушкина.В 1827 году Лермонтов, накануне поступления в пансион, вписывает в свою тетрадь «Шильонского узника» Байрона в переводе Жуковского и «Бахчисарайский фонтан» Пушкина. Итак, он приезжает в Москву с отчетливым интересом к Байрону и русской байронической поэме.В 1828- 1829 годах он сам пишет несколько таких поэм – «Черкесы», «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата».Все эти поэмы – факт литературного ученичества, причем не столько у Байрона, сколько у русских «байронистов» 1820 годов. Основной образец для Лермонтова – «южные поэмы» Пушкина, интерес к ним поддерживается еще детскими воспоминаниями.В лирике Лермонтова отразились настроения «мыслящих людей нового поколения», которое жило в период политической реакции, наступившей после разгрома декабристов. «И душно кажется на родине, И сердцу тяжко, и душа тоскует,» — признается Лермонтов в стихотворении «Монголы». (1829).В самодержавно – крепостнической России, по верному наблюдению поэта, «стонет человек от рабства и цепей» («Жалоба турка», 1829). Юноша сожалеет порой, что вынужден жить в тяжелое, мучительное время.Мысли об одиночестве воплощены в целом ряде ярких аллегорических образов. Вот «парус одинокий» мелькает среди бушующих волн. Сосна «стоит одиноко на голой вершине». Утес одиноко «и тихонько плачет… в пустыне». Дубовый листок, выросший «в отчизне суровой, Один и без цели» носится по свету. «Одинок я – нет отрады», — жалуется узник. В лирическом монологе «И скучно, и грустно…» (1840) Лермонтов с тоской говорит о том, что «некому руку подать В минуту душевной невзгоды».Реакционные писатели в своих произведениях прославляли самодержавную , крепостническую Россию . Это был казенный патриотизм. Другие литераторы ценили патриархо-общинные устои русского народа, уходящие своими корнями в быт и нравы допетровской Руси.Лермонтов отверг это понимание патриотизма, признав его ложным (это отмечено и Добролюбовым). В стихотворении «Прощай, немытая Россия» он показал отвратительный лик николаевской империи с «господами» и «рабами», с голубыми мундирами жандармов и «послушным им народом», а в «Родине» нарисовал светлый образ России народной.В первой строфе Лермонтов называет свою любовь к отчизне странной. «Странность» заключается в двойственном отношении поэта к Родине. В начале стихотворения осуждается казенный официальный патриотизм, Лермонтова не трогает«Ни слава, купленная кровью,Ни полный гордого доверия покой,Ни темной старины заветные преданья…» [7.273]Конечно, Лермонтов любил и ценил героическое прошлое родины. В стихотворении «Бородино», как помним, он воспел подвиг народа, поднявшегося на защиту отчизны. Поэт дорожил гражданскими подвигами предков, умевших постоять за правду, за человеческое достоинство. Вспомним «Песню про купца Калашникова…». Но не в военной мощи николаевской России, не в «темных» преданиях старины, не в смирении русского народа видит он великое будущее родины. Лермонтов прославляет Россию народную, которую любит непосредственно, сердечно. В последующих строфах поэт рисует широкие картины родной природы, труд и быт русского крестьянства. Ему дороги и милые степи, безбрежные леса и реки.2. Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове» и ее место в творчестве поэта.«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино » и «Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в воспроизведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей, отразившейся в «Бородино»: восхищение героическими подвигами и личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего поколения.В «Песне…» выражены поэтические размышления не столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах человеческой личности. В частности, существует предположение, что в поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели Пушкина.Два крупных, сильных характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич — продолжение романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции. Он одерживает моральную победу над своим противником.Еще недавно Кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция Лермонтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэтическое обаяние, он даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и, несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы говорится о поклонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича, хотя погиб и он.Важное место в системе образов поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений, зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и нравственности. Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко использовал систему изобразительных средств, присущих народно-поэтическому творчеству.Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов. Лермонтов творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в соответствии со своим замыслом.В этом произведении нет идеализации прошлого. В «Песне. » торжествует правда, правда истории удивительно подобранных лиц, из которых каждое — тип и вместе с тем неповторимая человеческая индивидуальность. Но не только это. История в «Песне. » проходит перед читателями в богатстве и роскоши щедро разбросанных подробностей жизни и быта, которые в сочетании с героями образуют целостную историческую картину.В каждом герое поэмы поражает прежде всего сила и цельность характера. Грозный, Калашников, Кирибеевич — это люди, представленные поэтом крупным планом. Но их цельность и полнота не однолинейны: в каждом бушует, затухает и возгорается с новой силой пожар страстей. Горе, печаль, подозрение, радость, надежда и отчаяние, уверенность, бахвальство и страх — все это может пройти в герое целым циклом за минуту.Сочувствие автора отдано Степану Калашникову, защитнику законов патриархальной эпохи, по которым жил в то время народ. В поединке с Кирибеевичем купец отстаивает не только свое достоинство, свою честь, свои личные права, но и общенародные моральные нормы. Своеволие Кирибеевича вступило в противоречие с народными представлениями о чести, а воля Калашникова («Я убил его вольной волею. ») с ними совпала.«Песня про царя Ивана Васильевича. » и в наши дни остается непревзойденным образцом проникновения поэта в тайны и народной психологии, и поэтического склада народной речи. 3.Идейно-художественное своеобразие поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове»Лермонтовское творчество явилось новым этапом в развитии русской поэзии, драматургии и прозы. Подобно пушкинскому творчеству, оно было многогранным. Однако, в отличие от Пушкина, Лермонтов производит впечатление поэта менее разностороннего и всеобъемлющего. Оно возникает по той причине, что Михаилу Юрьевичу присуши необычайная целеустремленность и сосредоточенность в разработке главных идей, волновавших поэта всю жизнь.Он писал в разных жанрах, но жанр поэмы – один из любимейших в творчестве Лермонтова. Он написал около 30 поэм. Эти произведения различаются по тематике, сюжетам и стилю. Среди поэм Михаила Юрьевича выделяются три произведения, ставшие классикой жанра: «Демон», «Мцыри», и «Песня про купца Калашникова».Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (часто используется ее сокращенное название – «Песня про купца Калашникова») – первая поэма Лермонтова, опубликованная им самим в 1837 году. «Песней…» он включился в разгоравшиеся споры о народно-эпическом творчестве, о том, что должно стать предметом изображения в истинно народной поэзии.Действие поэмы Лермонтова происходит в героическую пору русской истории, когда создавалось могущественное государство и выковывались мощные, непреклонные характеры людей. Богатырей той эпохи Лермонтов описал в поэме. Он противопоставил их силу слабости и безволию своих современников.Открывая поэму, читатель переносится в заснеженную Москву. Мы слышим, как распевает метелица, когда запирает свою лавку Степан Парамонович, торопясь домой, и мы представляем себе вместе с ним, как в зловеще сгустившемся мраке «валит белый снег, расстилается, заметает след человеческий», когда со смотрит он в окно, ожидая Алёну Дмитриевну. И ,наконец, она появляется, а её косы русые «снегом-инеем пересыпаны»…В метель происходит встреча Алёны Дмитриевны с Кирибеевичем, «снегами рассыпчатыми» умывается заря алая в день поединка, и на «холодный снег» падает поражённый на смерть Кирибеевич, «на холодный снег, будто сосенка».Этот белый пушистый снег как бы запорошил всю поэму, омыл и очистил чувства её героев.Поэму Лермонтов начинает с описания пира во дворце у Ивана Грозного. Царь сидит во дворце в золотом венце, в расшитой драгоценными камнями, тяжёлой, негнущейся парчовой одежде, величественный и страшный.Царь Иван Васильевич «Песни» Лермонтова напоминает героя народных сказаний, которые сложили о нём гусляры и сказатели былин. «Грозен батюшка и милостив», - пел народ, сумевший оценить прогрессивный смысл реформ Ивана IV, как ни тяжело ложились они на его плечи.Поэтический мир «Песни» Лермонтова – это мир русской народной поэзии, а её герои будто вышли из народных песен и сказок. Голубь сизокрылый – добрый молодец опричник Кирибеевич, сизый орёл – удалой купец Калашников, зоркий ястреб – грозный царь Иван васильевич, лебедь белая, лебёдушка – красавица Алёна Дмитриевна, - все они как живые проходят перед нами. Лермонтов пользуется излюбленными красками песен и былин: заря алая горы синие брови чёрные, грудь белая, чёрный соболь, белый снег, солнце красное. И песенной красавицей выглядит Алёна Дмитриевна с её румяными щеками и золотистыми косами:«Ходит плавно – будто лебёдушка;Смотрит сладко – как голубушка;Молвит словно – соловей поёт…»[7. 512]Фольклорная основа «Песни…» выступает поэтому и как антитеза пушкинской оде, и как символическое выражение внутренней оправданности и глубины морального закона. Тем самым фольклор в «Песне…» становится важным содержательным моментом. Через фольклор Лермонтов передает мысль о народности христианского закона, вошедшего в психологию, быт, обычаи русского люда. Подобно тому как царь блюдет закон во всей земле, Степан Парамонович в своей семье, в своем доме. Все подчиняются вековым обычаям, несмотря на кастовые различия. Кирибеевич также обязан по долгу службы следить за исполнением обычаев, хранимых народом.«Как полюбишься – празднуй свадебку,И пирует царь во славу божйю,» [7. 518]Царь – блюститель установленного и освященного веками закона жизни. Он призван его соблюдать и следить за исполнением. Пригорюнившемуся Кирибеевичу Иван Васильевич готов помочь и развивает перед ним обычную картину сватовства:«Сидит грозный царь Иван Васильевич.Прежде свахе смышленой покланяйсяСупротив его всё бояре да князья,» [7. 515]Высоко оценивая народную поэзию, поэт писал: «Если захочу вдаться в поэзию народную, то, верно, нигде больше не буду ее искать, как в русских песнях». Его увлекали характер и лад русской былины, натолкнувшие поэта на мысль о создании произведения, в котором бы выразилась русская жизнь в знаменательный период московской истории — царствование Ивана Грозного. Поэма близка народно-поэтическому творчеству: повествование ведется от имени гусляров, хранителей преданий и народной памяти. Поэт обращается к устаревшим формам слов: «кудряву бороду», «на широку грудь»; к просторечным оборотам: «мово верного слугу»; к традиционным обращениям: «Государь ты мой, красно солнышко». Олицетворение является основным приемом автора («умывается снегами рассыпчатыми», «заря алая подымается», «разметала кудри золотые»). Поэма изобилует постоянными эпитетами («добрый молодец», «удалой боец», «солнце красное»), постоянными сравнениями («ходит плавно — будто лебедушка»). Как и в народной песне М. Ю. Лермонтов использует подхваты:Повалился он на холодный снег,На холодный снег, будто сосенка,Будто сосенка, во сыром бору...; [7. 521]анафоры:Не позорил я чужой жены,Не разбойничал ночью темною,Не таился от свету небесного... [7. 518]В название поэмы заложена тема произведения. Отсюда и герои «Песни...» — личности могучие, яркие и самобытные, каждый из которых — носитель романтической страсти.Кирибеевич — «удалой боец», «буйный молодец» близок к героям былинного эпоса и народных песен. Но с этой же народной точки зрения Кирибеевич является «разбойником», укравшим семейное счастье купца Калашникова. В бесчувственного эгоиста его превратила обстановка вседозволенности, царская любовь и защита, а к тому же опричнина была далека от Бога и христианских заповедей.В «Песне...» нет чисто отрицательных персонажей, облагороженное, возвышенное прошлое в целом противопоставляется (хотя и без прямого заявления об этом, как в «Бородине») измельчавшей современности. Сведения из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина о поощрении Иваном Грозным похищения его любимцами красивых жен знатных людей, дьяков, купцов, о том, что царь избрал некоторых похищенных женщин для себя (потом все они, обесчещенные, были возвращены по домам), в поэму не попали, как и то, что исторический Грозный конфисковывал имущество казненных, а не обеспечивал их семьи. Лермонтовский царь Иван Васильевич не знает, что Кирибеевич влюблен в замужнюю, и готов помочь лишь законным путем: «Как полюбишься -- празднуй свадебку, / Не полюбишься - не прогневайся» [7. 518] (на Грозного!). «Лукавый раб» обманул царя, нарушил христианский закон, почти обезумев от любви. На пиру лишь на третий раз он, подавленный, замечает напряженное внимание к нему царя и обращается с просьбой только отпустить его «в степи Приволжские», чтобы там сложить «буйную головушку... на копье басурманское», но становится жертвой собственного обмана. Царь ему жалует драгоценности, которые должны склонить девушку к «свадебке» при помощи «свахи смышленой». Именно драгоценностями пытается Кирибеевич прельстить Алену Дмитриевну. Иван Грозный невольно подтолкнул его к нечестному поступку. «Полюби меня, обними меня / Хоть единый раз на прощание!» [7. 514]- упрашивает свою любовь Кирибеевич. Страсть его так велика, что он, как потом Мцыри, готов удовольствоваться несколькими мгновениями счастья. Такое умение любить вызывает сочувствие к нему автора и даже условных повествователей-гусляров. Гибель Кирибеевича описана так, как в фольклоре описывается смерть традиционного «добра молодца». Но Алену Дмитриевну он опозорил на глазах «злых соседушек». Хотя она рассказывает об этом, повалившись в ноги мужу, просит она не прощения (виниться ей не в чем), а заступничества. Степан Парамонович среди ночи вызывает братьев, выступая защитником семьи, рода: «Опозорил семью нашу честную / Злой опричник царский Кирибеевич» [7. 519] - и не сомневаясь, что в случае его поражения в смертном бою братья выйдут на опричника. И во время поединка он противопоставляет свою честную семью семье палача Малюты, которой «вскормлен» Кирибеевич. Кирибеевич осознает свою неправоту («побледнел в лице...»), но благородства в нем нет. Он «ударил впервой купца Калашникова» и, пусть ненамеренно, погнул висевший на его груди «медный крест / Со святыми мощами из Киева» [7. 520], буквально ударил по мощам. Удар таков, что Степан Парамонович мысленно апеллирует к судьбе, прилагая вместе с тем все силы, чтобы победить в правом деле. И Кирибеевич, и Калашников - типично лермонтовские волевые, деятельные герои, но весьма разного морального достоинства. Дело Калашникова правое, однако он вершит самосуд. О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю: разговора поединщиков Иван Васильевич не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Царь спрашивает, «вольной волею или нехотя» Калашников совершил убийство. Тот не может сказать, что «нехотя», не только из-за своей честности и прямоты. В поэме кроме конфликтов «Кирибеевич - семья Калашниковых» и «Калашников – царь» есть и третий конфликт, романтический конфликт достойного человека и толпы, принявший в данном случае форму вполне исторической социальной психологии. То, что глава обесчещенной семьи убил обидчика, «вольной волею», должно быть известно всем. Именно это смоет с семьи пятно позора. Но если царь о нем не знает, то Калашников ему и не скажет.Чувство собственного достоинства привлекает нас в «молодом купце», «статном молодце» Калашникове. Белинский сказал о нем, что это «... одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут». Ведь вышел он «не шутки шутить», а насмерть биться. Подняв руку на любимого опричника царя и открыто сказав об этом, Степан Парамонович встает против государственной системы. Он защищает человеческое достоинство русских людей. Калашников сознает личное и социальное достоинство, он мужественен, честен, справедлив. В поединке в отличие от Кирибеевича он думает не только о себе, а защищает свою любовь, семью, честь жены. Моральную победу Калашников одержал, еще не вступив в бой с Кирибеевичем. О том, что эта победа имеет народное значение, говорит завершающая картина «безымянной могилки», вызывающая сочувствие в народе.В «Песне» поднимается ряд нравственных проблем. Это, прежде всего, вседозволенность действий людей, у которых в руках власть и сила. Кирибеевич считает, что может сделать непристойное предложение замужней женщине, и ему это сойдет с рук. Но строгие порядки того времени и нравственная чистота Алены и самого Калашникова приводят к трагическому развитию событий. Купец Калашников вступается за честь жены. Он обязан ее защитить и просит младших братьев, если погибнет сам, помочь ему. Это еще одна нравственная проблема - наказать обидчика, понимая, что сложишь за это голову либо в бою, либо на плахе.Немаловажным для Калашникова в возникшей ситуации было сохранить человеческое достоинство и сделать так, чтобы честь жены и семьи не была бы потом запятнана сплетнями, поэтому он не объясняет царю, почему он убил Кирибеевича.Jтвечает царю Степан Калашников. И о том, как обидел его жену Кирибеевич, он не сказал никому и молча сложил голову на плахе. Но народ знает всю правду и знает, что она на стороне купца. Подвиг его остается в песне. Безымянная могила его - в чистом поле промеж трех дорог. В этом и заключается глубокий смысл «Песни…»: гусляры - певцы народные - передают из уст в уста песню о горькой судьбе Калашникова.Кроме песенного сборника Кирши Данилова, который М.Ю. Лермонтов, безусловно, знал, они отыскали другие песни, в которых встречаются и одинаковые эпитеты, и общие обороты, и строчки, сходные с лермонтовскими, только песни эти были собраны в разных концах русского государства, и спустя много лет после смерти поэта. Поэтому современные исследователи «Песни…» приходят к выводу, что он не подражал каким-либо фольклорным песням, не имитировал отдельные детали народного языка и стиля, а создал свое произведение, используя усвоенные им с детства богатства народной поэзии. Белинский говорил о том, что «Лермонтов вошел в царство народности как ее полный властелин.Произведение написано в особом жанре - песни. Лермонтов стремился приблизить поэму к эпическим фольклорным сказаниям. Гусляры играют важнейшую роль в структуре поэмы. Авторского голоса читатель не слышит, перед ним как бы произведение устного народного творчества. Следовательно, нравственные позиции, с которых оцениваются герои, не авторские, а обобщенно-народные.Художественная структура поэмы приближает ее к произведениям устного народного творчества: традиционные эпитеты (вино сладкое заморское, очи зоркие, буйный молодец, дума крепкая, заря алая, красны девушки, косы русые, буйная головушка, тучки синие, солнце красное и др.); сравнения (ходит плавно -- будто лебедушка, молвит слово -- соловей поет); инверсии (плечи богатырские, слово грозное и т. д.); многочисленные случаи синтаксических повторов и прямого и отрицательного параллелизма.В народных песнях образ Ивана Грозного идеализируется, в них воплотилась вера народа в сурового, но справедливого царя. В народной традиции царь предстает перед нами справедливым, грозным и милостивым одновременно. В поэме Лермонтова Грозный убежден в своей власти не только над жизнью и смертью, но и над душами своих подданных. Воля царя считалась проявлением воли Бога на земле, царь стоял выше всякого суда и следствия. Но царская милость проявляется в том, что, казнив Калашникова, царь жалует его семью и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Он казнит Калашникова и по неведению, и потому, что тот прямо отказался открыть причину убийства; об этом он скажет «только Богу единому».Продолжая демократизацию литературного языка, М.Ю.Лермонтов ориентируется на общенародные элементы, избегая областных и узкоспециальных слов и выражений. Поэт ценил напевный язык народной поэзии и старался овладеть его старинными формами. С необходимой глубиной он воспроизводил их в «Песне про купца Калашникова». Здесь фольклорный стиль не имитируется, а творчески воссоздается путем органической ассимиляции фольклорных элементов литературным языком, оставаясь при этом в пределах литературной нормы. Благодаря этому литературный язык в анализируемом произведении, сохраняя нормы, приобретает окраску народно-поэтического стиля. Происходит как бы фольклоризация художественного стиля, что является одним из путей демократизации литературного языка.1. Самой многочисленной является группа, называющая представителей социально-политической структуры общества: опричник (тот, кто состоял в рядах опричнины – охраны части государственных территорий, находящихся в непосредственном управлении царя), купец (владелец частного торгового предприятия), боярин (крупный землевладелец, принадлежавший к высшему слою господствующего класса), боярыня (жена боярина), царь (единовластный государь, монарх), стольник (придворный, степенью ниже боярина), князь (предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной Руси), палач (человек, который приводит в исполнение приговор о смертной казни, производит пытки), гусляр (музыкант, народный певец, играющий на гуслях), - всего 9 слов. Это обусловлено темой и идеей произведения. Разрабатывая народно-историческую тему, М.Ю.Лермонтов старался в первую очередь представить читателю разные социальные группы людей того времени, их нравы и обычаи:…Про твово любимого опричникаДа про смелого купца, про Калашникова;… А боярин Матвей РомодановскийНам чарку поднес меду пенного,А боярыня его белолицаяПоднесла нам на блюде серебряномПолотенце новое, шелком шитое. [7, С.515]2. В тексте встречаются названия старинной одежды и украшений: кафтан (русская старинная мужская долгополая верхняя одежда), кушачок (пояс, обычно широкий, матерчатый), венец (драгоценный головной убор, корона как символ власти монарха), необходимые автору для воссоздания реалий того времени:То за трапезой сидит во златом венце,Сидит грозный царь Иван Васильевич. [7, С.515]Не истерся ли твой парчевой кафтан? [2, С.517]3. Реалии прошлого времени предстают перед читателем и в названиях строений: гостиный двор (построенные в старину торговые ряды, обычно каменные), место лобное (возвышение, с которого в старину объявлялись царские указы, а также на котором совершались казни):Опустел широкий гостиный двор,Запирает Степан ПарамоновичСвою лавочку дверью дубовою… [7, С.519]По высокому месту лобному…Палач весело похаживает… [7, С.527]Они помогают автору точнее представить панораму событий тех далеких времен, о которых читатель имеет довольно смутное представление.4. При анализе функционирования историзмов в художественном тексте обычно весьма частотной является группа, обозначающая бытовые предметы. Однако в анализируемом произведении встретилось всего одно слово из этой группы - чарка (сосуд для крепких напитков):… А боярин Матвей РомодановскийНам чарку поднес меду пенного… [7, С.515]Такая скупость в презентации предметов древнего быта может быть объяснена жанрово-стилистическими особенностями народной эпической поэмы, под которую подводил свою стилизацию языковых средств М.Ю.Лермонтов. Героический пафос поэмы не позволял автору использовать описания, связанные с обыденной жизнью.5. Одиночным примером представлена в поэме и группа единиц измерения – сажень (русская мера длины, равная трем аршинам – 2,13 м):Оцепили место в двадцать пять сажень,Для охотницкого боя, одиночного. [7. 520]Группа является столь ограниченной вследствие того, что идейно-содержательная сторона данного произведения не требует использования такого рода лексики.Как видно из примеров, использование историзмов в «Песне про купца Калашникова» носит в первую очередь сугубо практическое значение: автор старается приблизить древнюю эпоху к современности, точнее передать колорит русской старины, усилить выразительность речевых характеристик персонажей, бытовых, сцен, стилизировать их под типовую ситуацию общения или под социально-речевые особенности времени. Это хронологический пласт лексики, отражающий определенный фрагмент языковой картины мира в истории и сознании народа. Такой фрагмент представляет собой и закрепленную историческую память народа, и временную маркированность его миропонимания, и хронологическую неизбежность изменения или исчезновения.Заключение «Песня...» - своеобразный итог работы поэта над русским фольклором. Действие поэмы относится к русскому средневековью, эпохе Ивана Грозного, неоднократно запечатленной в памятниках народного творчества. В основе сюжета - событие, вероятное в царствование Ивана IV; какие-то факты, возможно, почерпнуть из «Истории Государства Российского» Н.М. Карамзина. Отражены черты героев народной поэзии - образ удалого купца Калашникова очерчен в соответствие с традицией разбойничьей песни; фигура Кирибеевича и связанная с ним лирическая линия «Песни...» ведут к народно-песенной лирике. Отношение этих героев оценено с народной точки зрения: Калашников, олицетворяющий героическое национальное начало, обнаруживает способность к бунту, является выразителем народных представлений о правде, чести, достоинстве. Ориентация на народные традиции определяет и образ Ивана Грозного - его пост отражает конфликт между условно-историческим развитием России и нереализованными возможностями Ивана IV как исторического деятеля особой народной эпической поэзии - композиционный принцип, система изобразительных средств, обороты речи, слог и стих фольклора. Но нет прямого заимствования: взгляд на прошлое из настоящего. Продолжение лермонтовских традиций - герои-антагонисты: носит личностностное начало и мститель. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1837) - важный этап в эволюции Лермонтова на пути к народности. Творчески испытанные в поэме фольклорные традиции, Лермонтова создает произведение, органически вписывающееся в его художественную систему. Поэт широко использует приём тройственности, который пронизывает композицонно-сюжетную и образно-стилевую структуру «Песни…», постоянные эпитеты, развернутые отрицательные сравнения, лексико-синтаксические параллелизмы, повторения окончаний одной строки в начале следующей. Каждый из 3 основных образов поэмы несет в себе свою социально-историческую и нравственно-психическую правду. В Кирибеевиче подкупают искренность и сила его страсти. Любовь к Алене Дмитриевне захватывает его целиком. Кирибеевич близок лермонтовским героям, неспособным на компромиссы с собой и жизнью. Получив поддержку в социальном положении воля переходит в своеволие, а глубокое человечество - в произвол. Иван Грозный: деспотизм и жестокость причудливо сочетаются в нем со справедливостью. Положение самодержавного владыки способствует перерождению многих его лучших человеческих качеств в их противоположность. Грозный в поэме предстает и как царь-деспот, и как воплощение правосудия, призванного быть на страже общего в его вековечном споре с частным. Степан Парамонович - тип купца, человека третьего сословия, который однако, близок к народу. Он с наибольшей полнотой воплощает тип русского человека, русский национальный характер. Открытый вызов, бросаемый Калашниковым царскому любимчику - опричнику Кирибеевичу и самому царю, олицетворял зревшие в народе силы протеста. Центральная проблема философского порядка - свободен ли человек в своих поступках или они предопределены обстоятельствами, судьбой, Богом. Даже если человек не свободен в выборе своей судьбы, её конечных результатов, он свободен в выборе между добром и злом - свободен нравственно.Список литературыГоряинова А.С. Между стыдом и казнью. Феномен наказания в русской культуре XVII - начала XIX века // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2019. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdu-stydom-i-kaznyu-fenomen-nakazaniya-v-russkoy-kulture-xvii-nachala-xix-veka (дата обращения: 06.06.2022).Го Ли Усадьба Тарханы в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. №12-2 (78). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usadba-tarhany-v-zhizni-i-tvorchestve-m-yu-lermontova (дата обращения: 06.06.2022).Дроздова Н. Г. Тарханские впечатления как один из творческих стимулов, побудивших М. Ю. Лермонтова к созданию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и молодого купце Калашникова» // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2007. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tarhanskie-vpechatleniya-kak-odin-iz-tvorcheskih-stimulov-pobudivshih-m-yu-lermontova-k-sozdaniyu-pesni-pro-tsarya-ivana-vasilievicha (дата обращения: 06.06.2022).Жесткова Елена Александровна Н. М. Карамзин в художественном сознании М. Ю. Лермонтова // Вестник БГУ. Язык, литература, культура. 2015. №S10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/n-m-karamzin-v-hudozhestvennom-soznanii-m-yu-lermontova (дата обращения: 05.06.2022).Казин А.Л. Михаил Лермонтов и русская история // Вестник НовГУ. 2016. №3 (94). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-lermontov-i-russkaya-istoriya (дата обращения: 06.06.2022).Каплан А. Б. Страх и любовь (по страницам сборника «Древние российские стихотворения, собранные Киршей Даниловым») // Вестник культурологии. 2008. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strah-i-lyubov-po-stranitsam-sbornika-drevnie-rossiyskie-stihotvoreniya-sobrannye-kirshey-danilovym (дата обращения: 06.06.2022).Лермонтов М.Ю. Сочинения.– М.: Правда, 1990. Т.I. - С.515-528Маллалиев Гюлахмед Нуралиевич Полифункциональность старославянизмов в поэтических текстах М. Ю. Лермонтова // Известия ДГПУ. Общественные и гуманитарные науки. 2008. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/polifunktsionalnost-staroslavyanizmov-v-poeticheskih-tekstah-m-yu-lermontova (дата обращения: 06.06.2022).Нестерова Т.П. Портрет в «Песне про царя Ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова // Филологическая регионалистика. 2015. №3-4 (15-16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/portret-v-pesne-pro-tsarya-ivana-vasilievicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova-m-yu-lermontova (дата обращения: 06.06.2022).Поль Дмитрий Владимирович Михаил Лермонтов: национальное и универсальное // Вестник МГУКИ. 2015. №1 (63). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mihail-lermontov-natsionalnoe-i-universalnoe (дата обращения: 05.06.2022).Степанов Сергей Александрович, Малых Николай Владимирович, Петров Виктор Павлович Творческие вехи лермонтовской поэзии (к 180-летию поэтического явления М. Ю. Лермонтова) // Вестник МГУКИ. 2018. №1 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tvorcheskie-vehi-lermontovskoy-poezii-k-180-letiyu-poeticheskogo-yavleniya-m-yu-lermontova (дата обращения: 06.06.2022).Светлана Михайловна Телегина О русском начале в творчестве М. Ю. Лермонтова (по материалам отечественной философской экзегезы) // Русско-Византийский вестник. 2019. №1 (2). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-russkom-nachale-v-tvorchestve-m-yu-lermontova-po-materialam-otechestvennoy-filosofskoy-ekzegezy (дата обращения: 06.06.2022).Филипповский Герман Юрьевич «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»: аспекты эпической типологии // Вестник КГУ. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pesnya-pro-tsarya-ivana-vasilievicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova-aspekty-epicheskoy-tipologii (дата обращения: 05.06.2022).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!