это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4149373
Ознакомительный фрагмент работы:
ВВЕДЕНИЕ 1
Глава 1. Психологические особенности младшего школьника и младшего школьника с девиантным поведением. 5
1.1. Психологические особенности младшего школьника 5
1.2. Сущность понятия «девиантное поведение» 10
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Особенности арт-терапии 17
2.1. Сущность арт-терапии 17
2.2. Примеры, виды арт-терапии, применимой к младшим школьникам 28
Выводы по 2 главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 40
ВВЕДЕНИЕ
Эпоха начальной школы - это период полной трансформации. Это один из самых гибких этапов формирования личности, поэтому ученик наименее защищен от всех внешних воздействий, в том числе и тех, которые оказывают негативное влияние на его развитие. В настоящее время она характеризуется ускоренным темпом жизни и большим объемом "убывающего" в человеке потока информации, увеличением разнообразия и свободы выбора для развития жизненного пути, при этом возрастает моральная "неопределенность", то есть снижение устойчивых ценностей и моральных норм, становится студентам труднее пройти этот период, и с этого периода они становятся гармоничной личностью. Поэтому неудивительно, что в последних научных исследованиях и публикациях некоторых российских ученых и педагогов отмечается рост безнадзорности, беспризорности, дезадаптации и преступности среди несовершеннолетних детей.Арт-терапия - одно из наиболее эффективных средств психологической коррекции девиантных школьников.Актуальность темы исследования связана с растущим интересом психологов, социологов и педагогов к причинам общих отклонений в поведении человека и особенно молодых студентов. В этом случае особенно важна семья, как социальный институт, способный оказывать помощь и поддержку детям на критических этапах развития.Объект: Девиантное поведение молодого студента.Предмет: Арт-терапия как психологическое средство коррекции девиантного поведения младших школьников.Гипотеза исследования основана на том факте, что индивидуально-психологические особенности влияют на психологическое формирование школьников и приводят к различным типам отклонений, но если арт-терапия используется в процессе коррекционной работы, то это возможноЦель: Изучить арт-терапию как психологическое средство коррекции девиантного поведения младших школьников.Задачи:1. Рассмотреть девиантное поведение и проанализируем особенности девиантного поведения младших школьников.2. Изучить концепцию психологической коррекции и особенности ее применения у девиантных школьников.3. Проанализировать арт-терапию и ее основные виды с точки зрения методов психологической коррекции поведения подростков.4. Определить метод арт-терапииМетоды исследования: анализ литературы и наблюдение.Глава 1. Психологические особенности младшего школьника и младшего школьника с девиантным поведением.1.1. Психологические особенности младшего школьникаМладший школьный возраст - это период развития личности от 6-7 до 10-11 лет, который характеризуется повышенной восприимчивостью, внушаемостью, произвольностью, внутренним планом действий, самоконтролем и рефлексией. [1 с. 36]Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6 до 11 лет и определяется самой важной ситуацией в жизни ребенка - его поступлением в школу.Формирование произвольности (планирование, реализация и контроль планов действий) обеспечивается в центре психологического развития. Улучшаются когнитивные процессы (восприятие, память, внимание), формируются высшие психологические функции (речь, письмо, чтение, счет), что позволяет младшим школьникам выполнять более сложные психологические операции, чем дошкольникам.При хороших условиях обучения и достаточном уровне интеллектуального развития на этой основе возникают предпосылки для теоретического мышления и развития сознания. Именно в этом возрасте дети впервые четко начинают осознавать свои отношения с окружающими, понимают социальную мотивацию поведения, моральную оценку и смысл конфликтных ситуаций, то есть постепенно входят в сознание формирования личности.Психологические особенности младшего школьника [1 с. 38]:1. Семилетний кризис - это период, когда рождается социальное "я" ребенка. Характеристики кризиса: переоценка ценностей, обобщение опыта, появление внутренней жизни ребенка, сенсорно-ориентированной основы поведения и потеря детской непосредственности.2. Социальная ситуация сложилась в эпоху начальной школы. Когда дети поступают в школу, создается новая социальная ситуация для развития. Учителя стали центром развивающейся социальной ситуации. Существует дифференциация ССР. Дети-взрослые → дети-родители и дети-учителя → R-r и r-сверстники.3. Образовательная деятельность - как ведущая деятельность. Поэтому на этапе начальной школы образовательная деятельность стала доминирующей. Образовательная деятельность - это особая форма деятельности учащихся, направленная на изменение себя как субъекта обучения. Каждая деятельность характеризуется своим предметом. Это первый случай, когда ученик сам стал субъектом образовательной деятельности, и он изменился в ходе деятельности или в своем "Я".4. Происходит интенсивное интеллектуальное развитие, "память становится мышлением, восприятие становится мышлением", что создает предпосылки для развития взрослой жизни.Таким образом, основными психологическими новообразованиями младшего школьного возраста являются: [1 с. 44]1. Произвольность всех психологических процессов и сознания и их интеллектуализация, их внутреннее опосредование обусловлены усвоением научной концептуальной системы. За исключением интеллекта.2. Будьте осведомлены о своих собственных изменениях в результате развития образовательной деятельности.Все эти достижения показывают, что дети вступают в следующую возрастную группу, чтобы завершить свое детство.Эмоциональное поле молодых студентов определяется следующими факторами:1) Окраска восприятия, воображения, интеллекта, физической активности и эмоций;2) Непосредственность и откровенность в выражении чувств;3) Эмоциональная нестабильность, частые перепады настроения;4) Склонность к кратковременным и сильным последствиям.Поле воли: Большинство учащихся следуют инструкциям взрослых для выполнения волевых действий. В третьем классе они обрели способность действовать добровольно в соответствии со своими собственными мотивами. Молодые студенты могут придерживаться учебной деятельности. Со временем они развивают самоконтроль, и их импульсы ослабевают. Учащиеся проявляют качества сильной воли, главным образом, для того, чтобы стать хорошим исполнителем чужой воли, чтобы завоевать расположение взрослых.В этом возрасте появилась важная опухоль - произвольное поведение. Ребенок становится самостоятельным, и он сам выбирает, как действовать в определенных ситуациях. Такое поведение основано на моральной мотивации, сформировавшейся в эту эпоху. Дети усваивают моральные ценности и стараются следовать определенным правилам и законам. Другими словами, их поведение в какой—то степени связано с доминирующей основной мотивацией этой возрастной группы - мотивацией к успеху.Планирование и обдумывание результатов действий Таких новообразований тесно связаны с формированием произвольного поведения младших школьников. Ребенок может оценивать свое поведение на основе результатов, тем самым изменяя свое поведение, и планировать соответствующим образом. В действии есть смысловая основа, которая тесно связана с различием между внутренней и внешней жизнью.Развитие личности младших школьников зависит от успеваемости в школе и оценки детей взрослыми. Как я уже говорил, дети этого возраста уязвимы к внешним воздействиям. В начальной школе устремления детей возросли. Поэтому основной мотивацией детской деятельности в этом возрасте является мотивация к успеху. Иногда есть и другая такая мотивация - мотивация избежать неудачи. В сердцах детей закладываются определенные моральные идеалы и модели поведения. Дети начинают понимать их ценность и необходимость. Но для того, чтобы сделать формирование личности ребенка наиболее эффективным, важно обращать внимание и оценивать взрослых. [25]В младшем школьном возрасте у детей развивается внимание к другим людям, что проявляется в просоциальном поведении, учитывающем их интересы. Просоциальное поведение очень важно для развитой личности. Эмпатия развивается в условиях школьного образования, потому что ребенок участвует в новых деловых отношениях, невольно он вынужден сравнивать с другими детьми — с их успехами, достижениями и поведением, ребенок просто вынужден учиться.Таким образом, младший школьный возраст является наиболее важным этапом детства в школе. Главное достижение этой эпохи связано с доминирующим характером образовательной деятельности, которая в значительной степени играет решающую роль в образовании последующих лет: к концу младшего школьного возраста дети должны хотеть учиться и уметьПолноценная жизнь этой возрастной группы, ее активное развитие является необходимой основой для дальнейшего развития детей как активного субъекта познания и деятельности. Главная задача взрослых, работающих с младшими школьниками, - создать наилучшие условия для раскрытия и реализации способностей детей с учетом индивидуальности каждого ребенка.Так же, как В.V.Как писал Давыдов, младший школьный возраст - это особый период в жизни детей, который занимает относительно заметное место в истории. Те дети, которые вообще не ходили в школу, не ходили в школу, как и те дети, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. Система ребенок-учитель становится центром жизни ребенка, и от нее зависит совокупность всех благоприятных условий жизни: ребенок - учитель; ребенок - родитель; ребенок - сверстник. Впервые отношения "ребенок-учитель" превратились в отношения "ребенок-общество". В семейных отношениях существует неравенство. В детских садах взрослые действуют как личности, а в школах действует принцип "равенства перед законом". Учителя отражают требования общества, и в школе действует система тех же стандартов и тех же мер оценки. Эта социальная ситуация развития ребенка требует специальных мероприятий. Эта деятельность называется учебной деятельностью. Образовательная деятельность - это деятельность, непосредственно направленная на научную и культурную ассимиляцию, накопленную человечеством.1.2. Сущность понятия «девиантное поведение»Несмотря на различные педагогические и психологические приемы и методики, проблема девиантного поведения младших школьников по-прежнему актуальна и сегодня.Девиантное поведение - это один из видов девиантного поведения, связанный с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения (демонстрация, агрессия, несанкционированное и систематическое отклонение от школы, систематическое поведение - повторяющееся антисоциальное поведение и девиация). [7 с. 57]Девиантное поведение - это поведенческая система, которая отклоняется от общепринятых или подразумеваемых норм, будь то психическое здоровье, закон, культура или этика; это антисоциальное поведение, которое нарушает некоторые социальные и культурные нормы.Девиантное поведение (от лат. -Отклонение) определяется как девиантное поведение, то есть личное поведение или система поведения, которая противоречит общепринятым законам или этическим нормам в обществе. В обычном смысле учащиеся с девиантным поведением - это так называемые "трудные дети".Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.Чтобы лучше понять специфику ситуации девиантного поведения младших школьников, лучше всего кратко описать психологические особенности этой возрастной группы.Начальный школьный возраст колеблется от 6 до 9 лет, что во многих отношениях является очень трудным периодом. Именно в этот период адаптационная школа пришла в упадок. Кроме того, это происходит со всеми детьми по-разному, в зависимости от типа темперамента и личностных черт. Если робкий ребенок или оптимистичный ребенок постоянно отвлекается на уроках, мешает учителям и одноклассникам, шумит на переменах или даже дерется, то, например, меланхолия, чувство зажатости и застенчивости. Иногда в период адаптации у детей может пропасть аппетит, нарушиться сон и увеличиться количество слез. Это функциональное отклонение в основном связано с психическим и физическим стрессом, испытываемым детьми (учащимися начальных классов) из-за изменения образа жизни. Поэтому спрос на него со стороны учителей и родителей возрос.Также важно учитывать, что в этом возрасте критическое мышление еще не полностью сформировано, и ребенок не может полностью правильно оценить свое поведение и его последствия. Но семейное воспитание также играет важную роль в этом отношении. Если ребенок растет в толерантной атмосфере, то, попадая в среду, которая вводит правила и ограничения, он будет испытывать дополнительный стресс и дискомфорт, что также может привести к различным формам девиантного поведения. В особой степени это касается тех детей, которые по каким-то причинам не посещали детский сад, и они не полностью прошли начальный уровень социализации.Среди разновидностей девиантного поведения, проявляющихся в возрастной группе "младшие школьники", можно выделить такие варианты выбора [6 с. 21]:- Непослушание, это самое "популярное" проявление девиантного поведения.- Розыгрыш на самом деле можно считать безобидным представлением, потому что он демонстрирует активность и креативность ребенка. Его особенность заключается в том, что он позитивен, безвреден и обычно социально безвреден.- Шалости также позволяют проявиться детскому творчеству и деятельности, но в данном случае нарушения правил и норм произошли сознательно и умышленно причинили вред другим.- Преступление является общественно опасным. В отличие от других, более "легких" форм девиантного поведения, оно обычно планируется заранее. Как правило, это неоднократно обещается, что дает людям право верить в формирование определенных черт личности у детей.- Негативизм - это необоснованное сопротивление влиянию и поведению других людей.В пассивной форме это проявляется как упрямство и отказ выполнять требования.В позитивной форме - ребенок сознательно делает все вопреки своей просьбе. Следует отметить, что негативизм может быть не столько личностной характеристикой, сколько результатом усталости или несправедливого отношения к ребенку. [11 с. 14]- Некоторые проявления упрямства похожи на негативизм. Однако, как правило, это неразумная и иррациональная реакция на определенное поведение или требования других людей.- Как правило, капризы проявляются в поведении или поступках, которые дети просто не могут объяснить, а также в сопротивлении требованиям взрослых. Они возникают в случае усталости или под влиянием слишком эмоциональных переживаний. Иногда они могут сопровождаться плачем (истерией) или сильным нервным возбуждением.- Своеволие - это результат чрезмерной независимости, стремления к самоутверждению, но в то же время неспособности выразить его конструктивным образом.Однако здесь стоит избегать "педагогических крайностей", потому что коррекция такого поведения происходит несколько непропорционально. В результате был достигнут противоположный эффект (воля ребенка была полностью подавлена).:- Грубость и неуважение обычно являются результатом неспособности детей контролировать себя. Иногда причина кроется в их желании показать свою "взрослость".- Отсутствие дисциплины - может быть двух видов: не злонамеренное (в форме озорства) и злонамеренное (хулиганство). Второй тип, как правило, стал стабильным.-преступление。 По сути, они представляют собой крайнюю (наиболее серьезную) форму девиантного поведения. Это может быть хулиганство, воровство, драки и т.д. Кроме того, все они нацелены на участие отдельных лиц и группы единомышленников (например, уличных компаний).Конечно, все виды девиантного поведения можно исправить. Совместными усилиями родителей и учителей легкие можно исправить. Деятельность учителей начальных классов по профилактике девиантного поведения учащихся начальных классов:1. Наблюдайте за поведением в классе, Поведение во внеклассное время, во время посещения кафетериев, во время посещения театров, выставок и экскурсий,Поведение во время игр во время перерывов.2. Проводить профилактическую работу с детьми по формированию у учащихся знаний, установок, личностных ориентаций и норм поведения для обеспечения сохранения и укрепления физического и психического здоровья.Методы работы по профилактике девиантного поведения младших школьников [13 с. 68]:-сказкотерапия (анализ сказок, групповое сочинение историй,драматизация сказок);-арттерапия (свободное и тематическое рисование, аппликация,лепка из глины, конструирование из бумаги и картона);-визуализация;-психогимнастика (этюды на выражение различных эмоций);телесно – ориентированные техники (психомышечная релаксация,танцы);-игровые методы (подвижные, сюжетно – ролевые игры,игры – драматизации);-моделирование и анализ проблемных ситуаций;-беседа.Диагностические методики:1. Для выяснения уровня развития нравственного сознания применялась методика “Что такое хорошо и что такое плохо” (Н.В.Бордовская, А.А.Реан).2. Для выявления нравственных ориентаций применялась методика“Что мы ценим в людях?” (Н.Е.Щуркова).3. Для определения уровня воспитанности учащихся во внешнеповеденческом аспекте использовалась карта наблюдения (Л.М.Фридман).4. Для изучения социализированности личности ребенка применялся опрос педагогов класса (Т.А.Марцинковская).Школа в жизни ребенка (наряду с семьей и группой сверстников) занимает довольно важное место. Большую часть времени учащийся проводит в ее стенах, здесь в ходе учебного процесса он познает мир, учится читать и писать, изучает законы и явления природы и общества, усваивает правила и нормы человеческого общежития. Выводы по 1 главеНесмотря на то, что при переходе из дошкольного учреждения в младшую среднюю школу широко используются различные педагогические и психологические приемы и методики, а также сопутствующая адаптация детей к школьной жизни, проблема девиантного поведения младших школьников по-прежнему актуальна и сегодня.До сих пор психологические особенности девиантного поведения младших школьников до конца не изучены.Таким образом, можно сделать вывод, что типичной причиной девиантного поведения младших школьников является недостаточная социальная зрелость детей, неспособность адаптироваться к социальным ролям учащихся, требованиям и нормам школьной жизни, а также отсутствие психологических эмоций для обучения.Глава 2. Особенности арт-терапии2.1. Сущность арт-терапииАрт-терапия - это направление психотерапии, психологической коррекции и реабилитации, основанное на практике пациентов с визуальным творчеством. [17 с. 56]Арт-терапия, наряду с музыкальной терапией, драматической терапией и танцевально-двигательной терапией, считается разделом арт-психотерапии.Термин "арт-терапия" впервые был использован в англоязычных странах примерно в 1940-х годах. Они указали на варианты методов лечения и реабилитации с различными формальными и теоретическими обоснованиями. Некоторые из них инициированы художниками и в основном реализуются в студиях, организованных крупными больницами. Другие допускают элементы психоаналитической интерпретации визуальных продуктов пациента и фокусируются на их отношениях с аналитиком. В настоящее время арт-терапия - это терапевтическое применение визуального творчества клиента, включающее взаимодействие между автором произведения искусства, самим произведением и экспертом. Создание визуальных образов считается важным средством межличностного общения и формой когнитивной деятельности клиента, позволяющей ему выразить ранние или актуальные переживания "здесь и сейчас", которые ему нелегко выразить словами.Хотя арт-терапия тесно связана с медицинской практикой, во многих случаях арт-терапия предназначена в основном для психически больных, социального и развивающего направления.В процессе своего существования арт-терапия вобрала в себя достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и методы различных областей психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, индивидуальное исполнение теории культуры, социологии и других наук. В настоящее время она продолжает активно развиваться, осваивая новые области практического применения и обогащая идеи за счет интеграции с другими научными дисциплинами.Термин "арт-терапия" ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья.Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.Первоначально арт-терапия возникла в контексте теоретических идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретала более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу. [12 с. 44]Основная цель арт-терапии - координировать развитие личности путем развития способности к самовыражению и самосознанию. С точки зрения представителей классического психоанализа, основным механизмом корректирующего воздействия в арт-терапии является механизм сублимации. Согласно Юнгу, искусство, особенно легенды и мифы, а также арт-терапия с использованием искусства, в значительной степени способствуют индивидуальному саморазвитию на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным "Я".Наиболее важной арт-терапевтической техникой взаимодействия здесь является техника активного воображения, которая направлена на то, чтобы свести сознательное и бессознательное лицом к лицу и скоординировать их друг с другом посредством эффективного взаимодействия.С точки зрения представителей гуманитарного направления, потенциал арт-терапии связан с предоставлением клиентам практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в творческих продуктах, а также утверждения и познания своего "Я". Продукт, созданный клиентом, объективирует его эмоциональное отношение к миру, способствует процессу общения и выстраивает отношения с другими важными людьми.По мнению сторонников этих двух направлений, сам процесс творчества можно рассматривать как еще один возможный корректирующий механизм, как изучение реальности, новых аспектов знания, ранее скрытых от исследователей, и творчества.Арт-терапия может использоваться как в качестве основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов. Существует два основных механизма психологического коррекционного эффекта методов арт-терапии.С точки зрения психотерапии, можно сказать, что учебники по искусству по своей сути спонтанны - в отличие от хорошо организованной деятельности, обучения пациентов рукоделию или рисованию. При проведении арт-терапии важно само творческое поведение, а также характеристики внутреннего мира творца, которые раскрываются благодаря реализации этого поведения. Менеджеры поощряют участников выражать свои внутренние чувства как можно более непринужденно и спонтанно, вместо того, чтобы беспокоиться о художественной ценности своих работ.Обзор литературы по арт-терапии показывает, что это собирательное понятие, включающее в себя множество различных форм и методов.Сдерживание творческой силы является причиной невроза, а смысл психотерапии - в ее освобождении. Поэтому стимуляция творчества также может быть использована в качестве средства для психически больных людей.Принято считать, что арт-терапия - это особая форма реакции и сублимации.Творчество считается средством максимального самовыражения, позволяющим пациентам выражать себя более ярко, чем письменно или устно, и предоставляющим врачам прямой путь в бессознательное.Некоторые исследователи считают, что живопись - это средство снятия напряженности путем возвращения к функции первоначальной формы и удовлетворения бессознательных желаний. Это делается посредством сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через внутренние конфликты и символические выражения бессознательных желаний. Эта работа помогает подавить, прорваться через содержание комплекса в сознание и переживание негативных эмоций, которые их сопровождают. Это особенно важно для тех, кто не может "высказаться", и им легче выразить свои фантазии в творчестве, чем говорить о них. Иллюзии, изображенные на бумаге или сделанные из глины, обычно ускоряют и способствуют вербализации опыта. В процессе работы защита, существующая при оральном и привычном контакте, устраняется или уменьшается, поэтому в результате арт-терапии пациент оценивает свои нарушения более правильно и правдиво. Творчество подобно сновидению, устраняющему барьеры "самоцензуры", которые затрудняют вербальное выражение бессознательных элементов конфликта. Творчество открывает путь для выражения бессознательных мыслей и фантазий, которые выражаются в форме, важной для пациента и необычной для других. В качестве одного из вариантов арт-терапии используются зарисовки снов и чувств, возникающих во сне.Основная цель арт-терапии - развить у клиента самовыражение и самосознание с помощью искусства, а также способность развивать конструктивные действия, учитывающие реальность окружающего мира. [13 с. 72]Поэтому самым важным принципом арт-терапии является одобрение и принятие продуктов любой творческой визуальной деятельности, независимо от их содержания, формы и качества.В арт-терапии существует много различных методов. Например, музыкальная терапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия и т.д. Но я хочу более подробно рассказать об изотерапии.Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.Будучи пассивными, клиенты потребляют произведения искусства, созданные другими: смотрят картины, читают книги и слушают музыку.С помощью активных форм клиенты создают свои собственные творческие продукты: картины, скульптуры и т.д.Курсы арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. На структурированных занятиях строго задается тема и предоставляются определенные материалы. В конце курса указывается тема, метод выполнения и т.д. Проведите дискуссию. В неструктурированной категории клиенты могут самостоятельно выбирать тему освещения, материалы и инструменты.Существует множество видов арт-терапии, предназначенных для оказания психологической помощи.В зависимости от характера творческой деятельности и её продукта можно выделить следующие виды арт-терапии[10 с. 31]:1) Музыкотерапия - это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных или коррекционных целях. На данный момент музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением. Музыкотерапия содержит два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно очищающее воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми.Задачи этого вида арт-терапии:- катарсис (очищение), регуляция психоэмоционального состояния;- увеличение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;- приобретение новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;- активизация творческих проявлений.2) Танцевальная терапия - использование ритмических упражнений для коррекции психоэмоциональных состояний и других заболеваний. Основой использования танцевальной терапии является устранение мышечного напряжения с помощью танца, которое возникает из-за стресса. Использование физических упражнений в коррекции психоэмоционального состояния пациента основано на принципе тесной взаимосвязи между эмоциональным переживанием и физическим напряжением, а именно V.Райх и А.Теория физической терапии Лоуэна.3) Песочная терапия. Песок - хороший материал для работы с детьми разного возраста. Дети с большим интересом участвуют в выполнении заданий, используя различные наполнители (песок, манную крупу, гречку, рис). С помощью этой терапии можно развить мелкую моторику и закрепить речевые навыки детей. Дети с большим удовольствием рисуют, строят замки, рисуют следы животных в песочнице и сопровождают свои действия словами.4) Цветотерапия. Терапевты должны иметь информацию о цветотерапии и использовать эти знания в образовательном процессе. В настоящее время метод замачивания в определенном цвете активно используется в Dow. Для активизации неактивных и пассивных детей терапевт использует задания красного, оранжевого или желтого цветов. Различные цветные фотографии, задачи с цветными чипами и т.д. Активные дети выполняют упражнения в холодных тонах: голубом, синем или зеленом. Различные задания по цвету помогают развивать внимание и концентрацию детей.5) Гидротерапия. Вода - это объект исследования, которым интересуются и любят заниматься все дети. Первое вещество, с которым знакомы дети, - это вода. Вода дарит детям приятные и позитивные ощущения и развивает различные рецепторы. Смысл технологии в том, что один из самых приятных способов обучения - это играть с водой. Следовательно, это делает технологию пригодной для обогащения эмоционального опыта детей, развития речи и в сложных ситуациях адаптации.6) Музыкальная цветотерапия - это разновидность музыкальной терапии, которая помогает восстановить присущий организму первоначальный энергетический баланс посредством синтеза музыки и цвета, который нарушается болезненными состояниями. В последнее время психотерапевты все чаще изучают взаимосвязь между психологическими и физиологическими процессами, что привело к удивительному открытию положительных физических изменений под влиянием музыки и цвета, смеха и положительных эмоций. Рациональное использование цвета может скорректировать психофизиологическое и психоэмоциональное состояние. В сочетании с музыкой этот эффект усиливается7) Имаготерапия (от лат. imago - образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия основывается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа.Задачи имаготерапии:- укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей;- воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, - принимать адекватный образ и "уходить" таким путем от деформированного образа своего "Я";- развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного "лечебного" образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности;- тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции;- создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием.8) Фототерапия - один из методов арт-терапии, метод использования фотографий для оказания психологической помощи детям, испытывающим затруднения в развитии и не только. Фотография обладает рядом функций, полезных для процесса психотерапии (актуализирующей, стимулирующей, организующей, смыслообразующей и др.).Эта методика универсальна в применении: ее можно использовать как, отдельный метод (работая исключительной с фотографиями). Также можно сочетать с другими методиками арт-терапии и психотерапевтическими направлениями такими, как: изотерапия, гештальттерапия, семейная психотерапия и др. Методы фототерапии подходят как для индивидуальных занятий с детьми, так и для групповых.9) Куклотерапия используется для работы с детьми и основана на выявлении образов любимых героев (сказок, мультфильмов, игрушек). Эта методика используется при различных расстройствах поведения, страхе, трудностях развития в области общения и т.д. Техника кукольной терапии заключается в том, что вместе с дорогим ребенку персонажем разыгрывается история от лица "режиссерской игры", которая тесно связана с проблемной ситуацией ребенка. В процессе постановки необходимо добиться того, чтобы ребенок был заинтересован, сочувствовал герою и соглашался с ним. Во время кульминации рассказа эмоциональное напряжение ребенка должно возрасти. Поэтому сюжет основан на "нарастании", и по мере того, как конфликт "разворачивается" и заканчивается, достигая своего максимального значения, он заменяется бурными эмоциональными реакциями (плач, смех) для ослабления напряженности. Во время завершения "представления" ребенок должен почувствовать облегчение. В театральном действии очень важно иметь начало, кульминацию (когда герой находится под какой-то угрозой) и финал (герой побеждает). Конец всегда должен быть положительным.10) Изотерапия (рисунок, лепка). Это самый распространенный вид терапии, лечебное воздействие, коррекция посредством изобразительной деятельности.Изотерапия по форме организации может быть индивидуальной и групповой. Существуют несколько направлений это метода:- использование уже существующих произведений изобразительного искусства путем их анализа и интерпретации пациентами;- побуждение к самостоятельным творческим проявлениям в изобразительной деятельности.Изотерапия вносит хорошие результаты в работе с больными детьми - задержкой психического развития, речевыми трудностями, нарушением слуха, умственной отсталостью, при аутизме, где вербальный контакт затруднен. Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами. Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.11) Библиотерапия - это использование специально подобранного для чтения литературного материала как терапевтического средства, с целью решения личностных проблем через идентификацию с образом художественного произведения при помощи направленного чтения.В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средствами литературного произведения - сказки. Этот вид библиотерапии более приемлем для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками, имеющими проблемы в развитии. Посредством сказкотерапии можно оказать помощь детям с проблемами (агрессивным, неуверенным, застенчивым, с проблемами принятия своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями).При проведении различных форм арт-терапии дети становятся более раскрепощенными и общительными, при чем корректируются нарушенные психические и физические функции.Показания для применения арт-терапевтических методов:- сложности эмоционального развития, импульсивность эмоциональных реакций, депрессия, снижение эмоционального тонуса;- сложности переживание эмоционального отвержения от коллектива и чувства одиночества;- наличие конфликтных ситуаций и отношений между людьми, отрицательные внутрисемейные ситуации;- фобии, повышенная тревожность;- искаженная самооценка, негативная "Я" концепция;- нескоординированное подергивание мышц (нервный тик), резкие движения;- тремор (дрожание) пальцев рук.Очень важно выражать себя и утверждать свою индивидуальность в средней школе и подростковом возрасте. В настоящее время арт-терапия предоставляет хорошую возможность реализовать эти потребности.При применении методов арт-терапии следует помнить, что каждый графический материал создает определенную область различных способов работы с ним и развивает определенные виды деятельности среди клиентов. Необходимо тщательно отбирать материалы различных типов курсов. В соответствии со своими задачами и личными психологическими особенностями клиентов эксперты могут в определенной степени контролировать деятельность человека.Арт-терапия особенно ценна для детей и взрослых, которые испытывают трудности с выражением и выражением своих чувств и мыслей, например, из-за нарушений речи, аутизма или отсутствия контакта, а также сложности самого опыта и наличия значительных внутренних расстройств (например, страдающих от посттравматического стресса расстройства, наркотическая или алкогольная зависимость и т.д.).). Конечно, это не означает, что арт-терапия не может эффективно работать с теми, кто обладает достаточными навыками вербального общения.2.2. Примеры, виды арт-терапии, применимой к младшим школьникамПреимущества применения элементов арт-терапии на занятиях:- работа не требует от учащегося каких-либо способностей к изодеятельности;- помогает через невербальное общение делать первые шаги к самопознанию и самораскрытию;- используется для оценки состояния учащихся; помогает преодолеть плохое настроение, апатию, безынициативность;- помогает учащимся увидеть неповторимость каждого в группе;- царит атмосфера доверия, терпимости и внимания; помогает принять каждого ребёнкаФормы арт-терапии при работе с детьми и подростками различны. Два основных варианта – индивидуальная и групповая.Используемые материалы:Краски, изготовленные на основе муки, больше, чем другие материалы, позволяют отражать эмоции и настроения, воплощать образы.Акварель позволяет наносить мазки по-разному: ярко и тускло, четко и размыто, тяжело и легко, тем самым, выявляя степень выраженности тех или иных эмоций.Восковые мелки имеют очень интенсивный цвет. Они существенно тверже, чем другой материал, что позволяет тренировать навыки психической саморегуляции.Фломастеры требуют во время рисования строгого контроля. Рисование фломастерами может выявить страх ребенка перед богатством собственных переживаний и ощущенийЕсли ребенок, несмотря на предложенный цветовой материал, выбирает простой карандаш, значит, возможно, что-то препятствует его эмоциональному выражению. Зачерненные места часто указывают на депрессивные расстройства или глубокую депрессию.Песок позволяет развивать "ручной интеллект", способствует гармоничному и интенсивному развитию познавательных функций, коммуникативных навыков. Кроме того, песок и вода помогают избавляться от отрицательной энергии.Цветная манка (8 цветов М. Люшера: серый, темно-синий, сине-зеленый, красно-желтый, желто-красный, красно-синий или фиолетовый, коричневый, черный) способствует снятию когнитивных установок; творения, созданные с ее помощью, провоцируют эмоциональное насыщение. Использование манки эффективно в работе с тревожными, робкими детьми.Цветное тесто развивает моторику, вызывает эмоциональное насыщение, позволяет ярко передавать образы.Бумага большого формата побуждает к широким свободным движениям, позволяет отказаться от контроля и ограничений, которые требуются при работе с мелкими форматами.Упражнение «Маски»Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями. Развитие навыков, активного слушания, эмпатии, умения без оценочно относиться друг к другу.На заранее заготовленных трафаретах масок нарисовать те лица какимиВы бываете и те лица, какими хотели бы быть. Рассказать историю от лица каждой маски. По окончании работы устроить выставку масок. Найти среди всех масок похожие друг на друга маски.Упражнение «Что такое мальчик? Что такое девочка?»Цель: расширение представления о людях, социальном поведении людей.Группа делится на подгруппы: взрослые и дети. Каждой группе дается задание – сделать совместный коллаж на тему: «Что такое мальчик? Что такое девочка?». По окончании работы проводится совместное обсуждение. По окончании обсуждения обе группы объединяются и создают единый коллаж на эту же тему. Особое внимание уделяется тому, чтобы мнение каждой группы учитывалось при создании единой работы.Упражнение «Рисование себя»Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд, и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.Упражнение «Процарапывание»Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.Графическая работа на мыльной подкладке. Работа, выполненная таким образом, напоминает гравюру, так как создается линией разного направления длиной, плавностью и получается бархатистой за счет углубления процарапывания поверхности.Материал: лист бумаги, заранее приготовленный (лист бумаги сначала намыливают, затем покрывают гуашью, тушью или краской), ручка с пером звездочкой.Графическая работа на восковой подкладке. Для выполнения этой работы необходимы кусочек стеариновой свечи, акварельные краски, тушь.Красками делают рисунок или закрашивают лист сочетаниями различных тонов, в зависимости оттого, что вы задумали. Затем тщательно протирают кусочком свечи так, чтобы стеарином была покрыта вся плоскость листа. После чего тушью покрывают всю работу (весь лист). Иногда два раза. Процарапывают после высыхания.Упражнение «Соленые рисунки и зубная краска»Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.А что если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Можно создавать зимние пейзажи, еще одним способом, рисуя зубной пастой. Наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками.Упражнение «По сырому»Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.Рисунок тогда, получается, по сырому, когда в еще не засохший фон вкрапывается краска и разляпывается тампоном или широкой кистью.Такой способ рисования помогает получить великолепные рассветы и закаты. Рисование животного, вернее его окраска, помогает достичь схожести с натурой. Объект получается, как бы пушистый. Этот способ рисования очень часто применял в своих работах художник-иллюстратор Чарушин.Упражнение «Набрызгивание»Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.Материал: расческа обыкновенная, кисточка или зубная щетка, краски.Используя в работе этот способ рисования, можно передать направление ветра – для этого необходимо стараться, чтобы брызги ложились в одном направлении на всем рисунке.Ярко выразить сезонные изменения. Так, например, листья на осте желтеют, краснеют раньше, чем на березе или других лиственных деревьях. Они на ней желтые и зеленые, и оранжевые. А поможет передать все это разноцветие способ набрызгивания. Упражнение «Яичная мозаика»Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.После того как на Вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа выдавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Рисунок обозначьте карандашным контуром и предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте ее, определенным цветом скорлупы.Упражнение «Монотипия»Цель: Развивает творчество, фантазию.Материал: целлофан или стекло (размером с лист бумаги), краски любые, чистая вода, бумага.Краска пятнами набрызгивается на стекло водой и кисточкой, разбрызгивается по стеклу. Затем прикладывается лист чистой бумаги и прижимается пальцами. В зависимости от пятен, от направления растирания – получаются различные изображения. Нельзя два раза – получить одно и то же изображение.Этот способ можно использовать при тонировании бумаги для рисования лугов, пейзажей, фон можно получить одноцветный и разноцветный.Упражнение «Невидимка. Рисование свечой»Цель: развивать воображение, мелкую моторику рук, снимать эмоциональное напряжение.Материал: бумага, свечи восковые, парафиновые, акварель или краски. Гуашь для этого способа рисования не подходит, т.к. не обладает блеском. Можно использовать тушь.Сначала дети рисуют свечой все, что желают изобразить на листе (или согласно теме) На листе получается волшебный рисунок, он есть, и его нет. Затем на лист наносится акварель способом размыва. В зависимости от того, что вы рисуете, акварель может сочетаться с тушью.Упражнение «Парное рисование»Время проведения: 10-15 мин.Цели: развитие саморегуляции, произвольности поведения, умения работать по правилам, развитие способности конструктивного взаимодействия. Техника проводится в парах.Необходимые материалы: краски, кисточки, карандаши, мелки, бумага, стаканчики для воды, цветная бумага, журналы, ножницы, клей, фломастеры, маркеры. Ход работы: группа делиться по парам, каждой паре раздается по листу бумаги, коробке красок, карандашей. Другие материалы могут лежать на отдельном столе, чтобы любой ребенок мог подойти и взять то, что ему может понадобиться.Инструкция: «Сейчас мы будем рисовать в парах. Двое рисуют на одном листе бумаги какую-то единую композицию или образ. При этом есть очень важное условие: нельзя заранее договариваться о том, что это будет за рисунок, нельзя разговаривать в процессе работы. Кроме красок и карандашей разрешается дополнять образ цветной бумагой, использовать готовые образы из журналов, вырезая и приклеивая их в дополнение к композиции. Начинаем по сигналу».После того, как рисунки будут готовы, проводится обсуждение и выставка работ. Можно выбрать самую гармоничную, самую необычную или самую конфликтную работу и задать вопросы авторам, что им помогало, как они действовали, как договаривались на невербальном уровне что именно будут рисовать и т.д.Так же обсуждается и негативный опыт взаимодействия в процессе парного рисования. Упражнение «Прогулка по лесу»Цель: развитие воображения, и познания своих внутренних уголков души.Материалы: бумага, краски, карандаши, кисточки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.Процедура: 1. Представьте, что вы в лесу. Небольшим словесным рассказом оживить воображение участников: «Жил-был Зеленый Лес. Это был не просто Зеленый Лес, а Поющий Лес. Березы там пели нежные песни берез, дубы – стародавние песни дубов. Пела речка, пел родничок, но звонче всех пели, конечно, птицы. Синицы пели синие песни, а малиновки – малиновые». Как прекрасно идти тоненькой ленточкой тропинки и, забывая обо всем, растворяться в величественной красоте леса! Он будто бы раскрывает для тебя свое объятие, и ты замираешь в немом удивлении. Тишина восхищает тебя. Ты стоишь неподвижно, словно ждешь чего-то. Но вот налетает ветер, и все сразу оживает. Просыпаются деревья, сбрасывают из себя солнечную листву – письма Осени и Леса. Ты ждал их так долго! Перебирая каждый листок, в конце концов, находишь письмо, адресованное только тебе. О чем думает Лес? О чем мечтает? Вглядываясь в оранжевые прожилки Кленового письма, можно обо всем узнать: Лес пишет тебе о Лете с солнцем, которое смеется, и соловьиных трелях, о весне с ее первыми цветами, журавлями и цветущими деревьями. О волшебнице-зиме, которая в скором времени придет, накроет Лес своим снежным ковром, и он заблестит на солнце. Пока же Лес живет в Осени и радуется каждому мгновенью, не обращая внимания, что плывут дни, месяцы... И Осень изменяется. Она все чаще грустит и плачет осенним дождем. А как чудесно сидеть в лесу под елкой и наблюдать за серебристыми каплями! Дождь наполняет лес неповторимой свежестью. Тебе совсем не грустно, наоборот – ты радуешься, когда вдруг видишь маленькие разноцветные грибы, которые незаметно появились под деревом. Твоя душа взлетает высоко к небесам. И это чувство полета ты прячешь глубоко в сердце, чтобы донести его к следующей Осени, а может, чтобы пронести через всю жизнь...2. Участникам предлагается нарисовать запомнившейся лес.3. Обсуждение и интерпретация рисунков.Вопросы для обсуждения:1. Как вы себя чувствуете?2. Как бы вы назвали свой рисунок?3. Что изображено расскажи?4. Какие чувства вызывают рисунки других участников?5. Постарайтесь найти в группе сходный с вашим образ или рисунок?Упражнение «Рисуем круги...»Цель: развитие спонтанности, рефлексии; позволяет прояснить личностные особенности, ценности, притязания, характер проблем каждого участника, его положение в группе; выявляет межличностные и групповые взаимоотношения, их динамику, имеет потенциал для формирования групповой сплоченности.Материалы: Два рулона (по одному на каждый стол) плотной бумаги. Разнообразные изобразительные материалы и средства в достаточном количестве: карандаши, фломастеры, краски, гуашь, кисти, баночки с водой, ластик, скотч.Ход упражнения: Группа садится вокруг стола, им предлагаются ватман, простые карандаши, краски, кисточки, глянцевые журналы и клей. Каждый из участников рисует фигуру круга, а так же может дорисовывать чужие рисунки, писать пожелания друг другу. По окончании работы участники делятся впечатлениями о совместной работе, показывает собственные рисунки, рассказывает о замысле, сюжете, чувствах, зачитывает, при желании, вслух добрые пожелания, которые ему написали другие участники.Инструкция: Займите место за одним из столов. При желании свое местоположение можно изменить. Вы вправе свободно передвигаться вокруг стола и работать на любой территории. Нарисуйте кружок желаемого размера понравившимся цветом. Затем нарисуйте на листе еще один-два круга любого размера и цвета. Обведите контуры рисунков. Соедините линиями свои круги с теми кругами, которые вам особенно понравились. Представьте, что прокладываете дороги. Заполните пространство каждого из своих кругов сюжетными рисунками, значками, символами, т.е. придайте им индивидуальность. Далее походите вокруг листа-картины, внимательно рассмотрите рисунки. Если вам очень хочется дорисовать что-либо в кругах других участников, попробуйте с ними об этом договориться. С согласия авторов напишите добрые слова и пожелания около рисунков, которые вам понравились. Будьте бережны к пространству и чувствам других! Зарисуйте оставшееся свободное пространство листа узорами, символами, значками и др. Прежде всего, договоритесь с другими участниками о содержании и способах создания фона для коллективного рисунка. Упражнение «Сказка о бабочке сновидений»Цель: актуализация эмоционального и когнитивного компонента переживания сновидений, изучение «ночных страхов», поиск внутреннего ресурса.Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, фломастеры; материалы для изготовления коллажа: газеты, журналы, открытки, краски, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, силуэтное изображение бабочки, музыкальный проигрыватель, музыкальные записи.Процедура:1. Психолог демонстрирует разнообразие материалов для изготовления коллажа. Психолог. Для выполнения следующего задания нам необходимо нарисовать бабочку. (Нижеследующий текст предназначен для взрослого: символическое значение бабочки можно объяснить для дальнейшей работы).Бабочка во многих культурах – символ души, бессмертия, возрождения и воскресения, так как это крылатое небесное существо появляется на свет из обыкновенной гусеницы. У кельтов она олицетворяет душу и огонь, у китайцев – бессмертие, досуг в изобилии и радость. Сон также считался подобием кратковременной смерти, когда душа каждую ночь оставляет свою телесную оболочку и отправляется в своеобразное путешествие. Бабочки помогают душе «вернуться» в свое тело. А на крыльях они несут воспоминания о путешествии души.2. Можно попросить участников закрыть глаза. Под медитативную музыку психолог рассказывает сказку.В одной волшебной стране на огромном цветочном лугу живут бабочки снов. Днем они чаще всего спят, уютно устроившись в бутонах цветов. Но с наступлением ночи бабочки просыпаются и разлетаются по всему миру. Каждая бабочка спешит навестить своего человека – ребенка или взрослого.У бабочки снов удивительные крылья. Одно крыло бабочки светлое. Оно пахнет цветами, летним дождем и сладостями. Это крылышко покрыто разноцветными пылинками добрых и веселых снов, и если бабочка взмахнет над человеком этим крылышком, то ему всю ночь снятся добрые и приятные сны.Но у бабочки есть и другое, темное крылышко. Оно пахнет болотом и покрыто черной пылью страшных и печальных снов. Если бабочка взмахнет над человеком темным крылом, то ночью ему приснится неприятный или печальный сон.Каждому человеку бабочка снов дарит и добрые, и страшные сны.Постарайтесь вспомнить свои самые приятные сны (пауза), а теперь – самые страшные сны. Открывайте глаза.Выводы по 2 главеПрименение арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование,облегчается общение для замкнутых, стеснительных детей,создаются благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции,оказывается дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, существенно повышается личностная ценность, формируется позитивная «Я-концепция» и повышается уверенность в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком.Успех коррекционной работы зависит не только от разумно спланированной коррекционной программы, распределения ее целей и задач и выбора соответствующих корректирующих мер, но и от организационных условий.Все это привело к созданию авторской программы по коррекции социальной дезадаптации младших школьников.ЗАКЛЮЧЕНИЕС одной стороны, арт-терапию можно рассматривать как курс различных искусств, а с другой стороны, ее можно рассматривать как набор техник, направленных на коррекцию и развитие с помощью искусства. Арт-терапия позволяет оказывать корректирующее и терапевтическое воздействие, воздействуя на чувства, способствуя их выражению на символическом уровне. В литературе по психологии и педагогике арт-терапия рассматривается с разных точек зрения. Это средство избавления от конфликтов и сильных эмоциональных переживаний, средство дисциплины и контроля "власти", средство обращения внимания на личные чувства и эмоции, а также мощный импульс к осознанию личной ценности.Можно выделить следующие направления арт-терапии - изотерапию, имаготерапию, музыкотерапию, сказкотерапию, кинезитерапию и др. Как метод психологической коррекции, арт-терапия выполняет много важных функций. В курсе арт-терапии происходит очищение от негативных эмоциональных состояний, снятие нервно-психического напряжения, моделирование позитивных психоэмоциональных состояний, коррекция барьеров общения и восприятия окружающей действительности, а также формирование достаточного межличностного взаимодействия и самооценки.БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОККниги одного автора:1. А. Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли : пособие для учителя /— М.: Просвещение, 2008. — 151 с.2. Апинян Г.В. О понятиях «девиация», «девиантность», «девиантное поведение» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. - №118. - С. 119-123.3. Ахмедзянова А.Э. Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга: дисс. канд. псих. наук. Казань, 2011.4. Бочаров А.К. Разработка кинотерапевтического тренинга направленного на психологическую помощь в процессе самоопределения // Психологические исследования. - 2008. - №6.5. Бунькова М.Л. Развитие коммуникативной сферы воспитанников посредством групповой кинотерапии // Особенности социализации детей с особым статусом. - Екатеринбург: ГБОУ СПО СО СОПК, 2012.6. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. - М.: Ось- 89, 2007.7. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социологические исследования. - 1991. - 4. - С. 72-78.8. Головин. С.Ю. Словарь практического психолога, Минск: Харвест, 1998.9. Гребенщикова Л.Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол. - СПб.: Речь, 2007.10. Дольто Ф. На стороне подростка. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010.11. Дрешер Ю.Н. Библиотерапия. - М.: ФАИР, 2007.12. Зеленкова И. В. Изотерапия в работе с девиантными детьми // Московский государственный областной социально-гуманитарный институт.13. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2007.14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб.: «Речь», 2000.15. Змановская Е.В. Девиантология. - М: Академия, 2003.16. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия. - СПб: Питер, 2000.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!