Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологические особенности уверенной в себе личности

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
4152568

500 руб.

Просмотров
1601
Размер файла
75.05 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

ВВЕДЕНИЕ  3

Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования   5

1.1. Проблема личности подростка и его индивидуального развития  5

1.2. Характеристика особенностей подросткового возраста   8

Глава 2. Анализ психологических особенностей уверенной в себе личности   13

2.1. Сущность понятия «уверенность в себе»   13

2.2. Развитие уверенности в себе в процессе тренинговых занятий   16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   26

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В настоящее время проблема уверенности привлекает все большее внимание исследователей, так как осознана большая роль уверенности в деятельности, взаимодействиях и общении, причем в самых различных профессиональных сферах. Уверенность в себе является одной из базовых характеристик личности и начинает формироваться с самого рождения в результате общения со значимыми другими, активно проявляется в пубертатном возрасте через общение со сверстниками, успешность которого детерминирует интегральное представление о себе как способной или неспособной к уверенному поведению. [5, с.11]То, как ощущает себя в этом мире подросток, насколько он уверен в себе и насколько он способен принимать и обрабатывать обратную связь от мира, транслируется на всю последующую взрослую жизнь. Любая деятельность человека неразрывно связана с тем, как он ощущает себя в целом, насколько он уверен в себе, своих мыслях и поступках.Подростковый возраст интересен тем, что он находится на границе между эпохой детства и эпохой взрослости, зрелости. По сути, психологически это самая важная характеристика подростка: он одновременно еще ребенок, но уже и становящийся взрослый. Если самооценка у подростка носит неблагоприятный характер, то это может оказать негативное влияние на всю его дальнейшую жизнь. Поэтому важно выявлять факторы формирования уверенности личности в себе и что особенно важно в подростковом возрасте. Категория уверенности в себе в психологической науке представляет собой полифункциональный конструкт и рассматривается с двух позиций: как свойство личности, участвующее в принятии решений при различных когнитивных задачах, и как личностная черта [1, с.13]. Для того, чтобы оценить уверенность в себе, необходимо учитывать имеющиеся представления личности о себе самой, процессы воспитания, условия получения опыта, а также свойства нервной системы. Наиболее полное изложение структуры уверенности в себе как личностной характеристики содержит когнитивный, эмоциональный, личностный и поведенческий компоненты.Объект исследования: уверенность у подростков.Предмет исследования: Психологические особенности уверенной в себе личности.Цель исследования: Изучить психологические особенности уверенной в себе личности.Задачи исследования:- выполнить теоретический анализ темы исследования;- описать термин уверенность;- охарактеризовать подростковый возраст;- рассмотреть психологический тренинг, как эффективный метод для повышения уровеня уверенности у подростков;- сделать выводы по полученным данным.Методологической базой исследования выступили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме развития уверенности в себе у подростков И.В. Вайнер, Л.А. Глушко, А.А. Конопкина, Р. Лазаруса, И.С. Маслова, А.А. Папура, В. Г. Ромека, О.В. Соловьева.Существует множество исследований, посвященных проблеме уверенности в себе. Проблемами ассертивного поведения занимались А. Сальтер, Л. Краппманн, Д. Вольпе, В. Ромек, Ф.И. Иващенко, Е.А. Серебрякова, А.С. Прангишвили, К.А. АбульхановаСлавская, И.Г. Скотникова, Н.Ю. Будич и другие психологи. Данная проблема является актуальной на сегодняшний день.Глава 1. Теоретический анализ научной литературы по теме исследования1.1. Проблема личности подростка и его индивидуального развитияЧеловек не рождается готовой личностью, ею он становится постепенно, и этот процесс занимает многие годы. Процесс формирования, становления любой личности сложный и длительный. Понятие «личность» подразумевает многое и ко многому обязывает. Развитие личности – это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. С одной стороны, это лицо, обладающее уникальными качествами, с другой – это компонент социума, который раскрывается не только в индивидуальном проявлении, но и в социальных отношениях. [1, c.23]Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся равно-уровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей подростка, условия и скорость его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себя и своей принадлежности к обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей.Подростковый возраст считается кризисным для становления личности. Мы можем говорить здесь о половом созревании, идентификации, выход общения со сверстниками на лидирующую позицию. Личность подростка претерпевает множество переломных моментов в поиске себя. В данный период ребенок часто сталкивается с непониманием окружающих, потому что собственная позиция не имеет определенных границ. [17, с.16]Подростковый возраст является важным этапом для становления личности. Многие исследователи описывают его как сложный и ответственный период в жизни не только ребенка, но и родителя. Данный период психического развития личности является переходным этапом между детством и взрослостью. Подростковый возраст охватывает достаточно длительный период – от 11-12 до 15-17 лет. Границы возраста являются индивидуальными и основываются на личностных особенностях и социальной ситуации развития. Ст. Холл называл подростковый возраст периодом «бури и натиска». Действительно, развитие подростка проходит стремительно и в быстром темпе. Происходят изменения, которые позже сформируют полноценную личность. Подростковый возраст динамичен и неоднозначен. Подросток переживает большой спектр эмоций, пытаясь найти свое «Я» среди множества вариантов своего развития. Особенность данного периода – личностная нестабильность. Одной из основных причин нестабильности подросткового возраста является половое созревание. Несмотря на неоднозначность подросткового возраста, в результате мы получаем личность, которая прошла через поиск себя и установила свои собственные «правила жизни». Выготский Л.С. определяет этот возраст как кризисный и характеризует его противопоставлением ребенка взрослому. Основной причиной данного явления становится возникшее чувство взрослости, когда подросток предпочитает ставить себя на одну ступень с взрослыми, а иногда и выше, если считает, что взрослые не могут его понять. Подросток не видит разницы между собой и взрослыми, поэтому требует от них соответствующего отношения. [7, с.19] Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. На этапе среднего школьного возраста происходит освоение норм и отношений между людьми, а на этапе старшего школьного возраста мы уже можем наблюдать особенности в поведении подростка, которые позже станут устойчивыми для его характера. [10, с.16]Э. Эриксон выделял две линии развития каждого возрастного периода. Так к нормальной линии развития относятся: эгоидентичность – собственная уникальность; жизненное самоопределение; поиск себя; формирование мировоззрения; половая поляризация в формах поведения. К аномальной линии развития относятся диффузия идентичности, путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения.Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. [1, c.14]Структура общения ребенка меняется в подростковом возрасте, ее центр все более стремится к сверстникам. Общение со сверстниками для подростков выполняет ряд важных функций – это: становление системы моральных ценностей, приобретение навыков совместной деятельности и освоение социальных форм поведения. Подросткам свойственно, с одной стороны, расширение круга своего общения, а с другой – избирательность в поиске друзей. Очень часто при возникновении чувства взрослости и разрыва связи со значимым взрослым происходит проявление негативизма со стороны подростка. Подросток может начать испытывать трудности с учебой, считая, что уже готов к взрослой жизни. Но самым опасным являются особенности анализа подростком окружающей ситуации. Предполагая, что его установки уже являются правильными, а выбор несет в себе серьезные и взвешенные решения, подросток может ввязаться в плохую компанию или начать проявлять поведение, которое будет предпосылкой отклоняющегося поведения. Не имея опыта и отказываясь от точки зрения взрослого, ребенок принимает необдуманные решения. По мнению Л.И. Божовича, подросткам присуща высокая потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотиватором поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности в большинстве случаев приводит к правонарушениям и конфликтам. [2, c.31]Несмотря на желание находиться среди сверстников, подростковый возраст часто характеризуется чувством одиночества. Ребенку не всегда комфортно находиться среди сверстников, потому что те сами переживают переломный период, пытаясь найти себя. И если ребенок не находит авторитета или понимания среди таких же как он, то ребенок уходит в себя. Это является важным процессом, потому что так ребенок осознает свою значимость, обособляясь от общества. Данное проявление подросткового возраста является трудным для ребенка и может привести к нарушению самооценки и закрепления отношений с окружающим миром. Но при успешном переживании данного периода, ребенок становится более самостоятельным и независимым, учится быть ответственным за себя и свои действия.Ситуация развития подростка предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. [2, c.19]1.2. Характеристика особенностей подросткового возрастаУ любого подростка присутствуют свои индивидуальные психологические особенности. Вообще не существует двух совершенно одинаковых личностей. Всем в обязательном порядке свойственны свои личные характерные качества, определяемые в психических процессах – тем, что у обособленного индивида, присутствует определенное персональное восприятие, субъективная память и специфическая структура ее процессов. Уровень интеллектуального развития, человеческие индивидуальные свойства, такие как внимание и воображение, имеют свои определенные характеристики. [4, c.12]Анализ научных источников показал, что многочисленные исследования (А.Е. Личко, Э. Кречмера, М.Е. Бурно и др.) установили взаимосвязь акцентуации характера с предрасположенностью к агрессивному поведению, т.е. акцентуация характера у несовершеннолетних является одним из факторов риска, на ряду с другими личностными особенностями, в предрасположенности подростков к агрессивному поведению. Наиболее предрасположенными к агрессивному поведению исследователи называют подростков с гипертимной, демонстративной, неустойчивой, эпилептоидной, конформной акцентуациями. Исследователи объясняют такую связь тем, что социальная дезадаптация несовершеннолетних, которая является одной из причин обращения к девиантному поведению, во-первых, способствует формированию большинства типов акцентуаций, во-вторых, закрепление некоторых патологических черт характера затрудняет адаптацию, т.е. явление двухстороннее. [12, c.10]Подростки отличаются один от другого разными особенностями, структурой характера и видом темперамента, волевыми качествами, различным фоном эмоциональности, потребностями и всевозможными интересами.У подростков, на их этапе становления, происходит активное формирование собственных личностных и социальных установок, и общественных норм жизни. Но при индивидуальных отличиях, обязательно существуют общие психические процессы (ощущения, восприятие, память, мышление и т.д.), которые представляются элементами определения индивида. У всех по одним и тем же правилам работаю жизненно - важные физиологические системы. [7, c.12]Установка - это специфический механизм психики, выражающий её вариант к опережающему демонстрации действительности. Содержанием установки всегда представляются особенности в психике, «заданное наперед» личностью самому себе. Чаще это неосознанная оценка, лежащая в базе неосознаваемого же отношения субъекта к чему-либо и направляющая его поведение в духе существующей установки. Когда появляется потребностное возбуждение, это отношение может трансформироваться в конкретную цель.Одним из значимых положений теории установки, разработанной Д.Н. Узнадзе, представляется следующее: «Появлению сознательных психических процессов предшествует состояние, которое ни в каком уровне нельзя воспринимать как непсихическим, только физиологическим состоянием. Это состояние можно определить установкой - готовностью к определённой активности, появлением которой зависит от наличия таких условий: от потребности, актуально действующей в конкретном организме, и от объективной ситуации удовлетворения данной потребности. В каждом определенном случае наличия у подростка различной потребности и ситуации её удовлетворения у него возникает готовность, стимул или - ещё лучше - установка к конкретной активности, которая может дать ему удовлетворение. Установка представляется модусом субъекта в существующий момент его деятельности, целостным состоянием, принципиально отличающимся от всех его дифференцированных психических сил и способностей». [6, c.21]Очевидно, что установка - это особое сочетание и особое соотношение активности любых механизмов и процессов психики, нацеленное на достижение человеком потребного итога. И как только потребным итогом для субъекта становится различное удовольствие как самоцель, его установка - наркогенная. Установка - это максимальная готовность индивида к различному действию. При этом установка - это готовность к уже сформированному действию, а не к действию вообще, в противном случае это была бы не установка, а реактивность. Кроме того, это увеличенная готовность несовершеннолетнего к какому-либо действию в зависимости от ситуации, так как в конкретной ситуации будет реализовываться именно это действие предпочтительно перед иным из возможных. [21, c.34] Здесь-то и становится ясным, что установка обладает свойствами совокупности условных рефлексов, имеющих общий вектор - одну и ту же потребность. Если изъять из её формулировки слово «повышенная», установка утратит свою специфичность, поскольку любое жизнеспособное существо потенциально готово к любым возможным для него действиям во всей своей сфере значимого. Наличие установок выборочно направляет его действия.Социальное «измерение» человека происходит за счет массового влияния социальной культуры, правил и норм общества, в которых ребенок родился и продолжает вести свою жизнедеятельность. Значимыми компонентами индивида являются социальные роли, исполняемые в разных ситуациях. А также понимание собственного «Я», то есть структурирование под оказанием влияния мира, создающего важное осознание о своей особе, и формировании эго. В психологии не существует однобокого понимания личности. Хотя огромное количество исследователей рассматривают человека как социально-психологическую структуру, которая создается за счет деятельности индивида в обществе. Личность как социальное явление впитывает постоянно информацию, за счет которой формируется его личностные качества, а когда происходит взаимодействие с другими людьми, возникают важные аспекты, которые являются «образующими» для его личности. Акцентуация несовершеннолетнего значится как в взаимодействии его социальных, и вновь приобретенных свойств. [11, c.22]В определении «человек» понимается генетическая наследственность формирования человеческих признаков. Индивид - это первоначально представитель вида «homo sapiens». Люди отличаются не только физиологическими признаками, но и психологическими свойствами.В фундаменте личностной структуризации находится ее основной стержень - взаимодействие на основании постоянных компонентов каждой личности: темперамента, характера, эмоций и др.Темперамент обуславливает человеческие реакции на окружающих - людей, ситуации и т. п. Характер индивида порождает поступки в отношении других.У человека имеется в арсенале оригинальное сочетание индивидуальных важных особенностей и конкретных черт характера. Акцентуация - термин, который первично ввел К. Леонгард и которое имеет значение выраженного увеличения некоторых качеств человека и их соединений, которые могут быть крайним вариантом нормы, граничащие с психологическими отклонениями. [14, c.13]Акцентуация характера - это явление, которое напрямую зависит от сложившейся ситуации в окружающем обществе. Определенные акцентуации характера характеризуются разными методами воспитания и развития, в зависимости от этого могут изменить глобальные подростковые проблемы. Такое положение объясняет актуальность существования проблемы акцентуации характера у подростков. Исследование индивидуально-психологических особенностей данного возраста как выраженного агрессивного поведения, объясняется тем, что в процессе становления характера, его определенные особенности, не имея сглаженности жизненным опытом, выявляются достаточно ярко. Со временем черты акцентуаций практически всегда сглаживаются. Это позволяет говорить о «преходящих акцентуациях характера». [13, c.19]Таким образом, акцентуация характера у детей несовершеннолетнего возраста представляет собой научно-практическую задачу и основную проблему социальной психологии. Это выявляется, тем, что создание современных рыночных отношений в стране идет к трансформации институтов социализации - семьи, школы, и др., отражаясь на все жизнь поколении, от которого существенно зависит будущее общества, его благополучие и развитие. Подростки болезненно воспринимает конфликтную социальную обстановку. В этой ситуации им необходима психологическая и педагогическая поддержка. Психологу нужно владеть материалом о причинах, последствиях и особенностях агрессивного поведения у детей и на его базе осуществлять технологии по созданию коррекции поведения подростков. Глава 2. Анализ психологических особенностей уверенной в себе личности2.1. Сущность понятия «уверенность в себе»Изучению проблемы уверенности в себе посвящено множество научных работ, однако, и на сегодняшний день данная тема остается актуальной. В настоящий момент в психологии создано множество концепций в рамках, которых рассматривается такая характеристика личности как уверенность. Важным является то, что уверенность в себе является социально-психологическим качеством личности, а именно «формируется в ходе социализации, т. е. во взаимодействии с другими людьми и социальным окружением» [15, c.18].Современный американский психолог Ф. Зимбардо также занимался исследованием уверенности в себе и застенчивости. И сделал вывод о том, что нет единственно верного определения застенчивости. «Это комплексное состояние, которое проявляется в разнообразных формах - это может быть и легкий дискомфорт, и необъяснимый страх, и даже глубокий невроз». Необходимо отметить, что уверенность в себе является не только теоретическим конструктом, подлежащем научному изучению, но и важна в повседневной жизни абсолютно каждого человека и тренинги уверенного поведения являются одними из самых популярных, как и клиентские запросы на психологическом консультировании. Ведь уверенность в себе является одной из важнейших характеристик личности, которая влияет на качество жизни и эффективность деятельности. [5, c.22]Вербальные техники уверенного поведения: – Я-послание; – отказ в просьбе значимому человеку; – уверенное «да» и «нет» авторитетным лицам, отстаивание своей точки зрения; – неконструктивная критика и конструктивная обратная связь. Противостояние агрессии, уверенное поведение в конфликтной ситуации. Манипуляции и способы противодействия им. «Красные кнопки» участников. Выходы из сложных ситуаций.На данный момент одной из самых распространенных в психологической науке является представление об уверенности как о комплексной характеристике личности, которая включает в себя 3 компонента: 1.Эмоциональный компонент, который заключается в смелости личности в социальных контактах и, таким образом, отсутствие социальных страхов. 2. Когнитивный компонент, который «отражает силу убежденности человека в собственной эффективности». [17, c.14] 3.Поведенческий компонент, который содержит в себе «использование личностью конкретных правил, складывающихся из отдельных навыков демонстрации уверенности». Уверенность в себе является одной из основных потребностей человека, независимо от социального, научного и морального статуса индивида. Она играет исключительную роль в поддержании психического здоровья и равновесия личности.Уверенность в себе может быть обозначена как форма самопринятия, оценки собственной личности и субъективного уважения самого себя. Уверенность в себе заключается в понимании разницы между Я-реальным и Я-идеальным. Можно сделать вывод об уровне уверенности в себе личности, наблюдая за несоответствием, между тем как люди себя воспринимают на данный момент и тем какими они хотели бы быть.Уверенность в себе – это вера в себя, способность принимать вызовы, справляться с проблемами и успешно взаимодействовать с миром. Из этого определения, следует, что уверенность в себе опирается на внешние показатели успеха и ценности, а не на внутренние, как самооценка. Можно иметь высокую уверенность в себе, особенно в определенной сфере деятельности и при этом недостаток здравого чувства самоценности и значимости в общем.Уверенность в себе – это своего рода глобальный барометр самооценки, включающий когнитивную и эмоциональную оценку самоценности.Уверенность в себе не только способствует успеваемости учащихся, но и влияет на их эмоциональное состояние. Различные научные исследования показали, что уверенность в себе отрицательно связана со стрессом, одиночеством и депрессией.На людей с высокой уверенностью в себе оказывают меньшее влияние стрессы, потому что они уверены в своей способности контролировать ситуацию и преодолевать трудности [21, c.12]. И напротив, индивиды с низкой самооценкой страдают от стресса, и обладают более плохим психическим, и физическим здоровьем. Кроме того, отдельные исследования также показали, что уверенность в себе отрицательно связана со всеми тремя составляющими выгорания, потому что она предохраняет людей не давая попасть в зоны высокого риска, сопутствующие симптомам выгорания. Более того, согласно модели общих выгод социальная поддержка способствует осознанию и принятию человеком собственной ценности и значимости, что помогает уменьшить его эмоциональное истощение.Само по себе изучение концепции уверенности в себе очень ценно, потому что исследования показали, что распространенность как поведенческих и эмоциональных расстройств, так и асоциального поведения (агрессивности или насильственных действий, преступной деятельности, мыслей о самоубийстве, курения, злоупотребления запрещенными препаратами, низкой академической успеваемости, безответственности и т.д.) чаще встречается у подростков с низкой самооценкой. [5, c.11]Образ уверенной/неуверенной в себе личности начинает зарождаться с момента формирования эго-идентичности на основе интеграции родительских установок. В подростковом возрасте эта часть «Я-образа» обособляется и с помощью механизма принятия или отрицания ролей в межличностном общении с себе подобными и миром, начинает выстраиваться собственная идентичность. Уверенность в себе и своих силах зависит от коммуникативного опыта подростка, от умения строить им свои отношения с людьми, от степени удовлетворенности этими отношениями. Это формирует позитивный «Я-образ» как целостную, динамичную систему когнитивных, эмоционально-оценочных представлений подростка о себе и адекватных им способов поведения. На формирование в «Я-образе» компонента, уверенного в себе человека, начиная особенно активно в подростковом возрасте, влияют разные социально-психологические факторы. Субъективное ощущение удовлетворенности своими успехами в социальной среде, в частности, достижения в увлечениях или развитии своих индивидуальных способностей, успеваемость в учебе; в общении со сверстниками, друзьями, партнерами. [6, c.19]Система представлений подростка о характеристиках поведения уверенного в себе человека тесно связано с подобными представлениями у родителей, транслируемыми в воспитательном процессе в детско-родительском общении. Родительское отношение к подростку, который на данном этапе имеет неустойчивые представления о себе самом, нестабильную самооценку, имеет существенное значение для формирования уверенности в себе личности [8, c.13]. Поддержка родителя, принимающего своего ребенка-подростка, способствует успешному формированию Я-концепции подростка через ответы на такие вопросы, как: «Кто Я есть?», «За кого меня принимают другие?», «Каким бы мне хотелось стать?». Продуктивное детско-родительское взаимодействие поможет избежать формирования комплекса неполноценности/недостаточности у подростка.2.2. Развитие уверенности в себе в процессе тренинговых занятий Подростки стремятся завоевать авторитет в компании сверстников, часто становятся зависимыми от ценностей, признаваемой ей, мнений, преобладающих в ней, оказываются жертвами манипуляций и агрессии. В ситуациях давления со стороны группы ребенок либо, не высказывая собственного мнения, безоговорочно подчиняется, либо отвечает той же агрессией и манипуляциями. Учитывая важность для детей подросткового возраста быть принятым в среде сверстников, необходимо давать им возможность отрабатывать навыки ассертивного поведения в безопасных ситуациях, которые возможно смоделировать в тренинге. [9, c.72]Ассертивное поведение рассматривается, как возможность достигать своих целей и общаться с окружающими так, чтобы не были нарушены ничьи права. Кроме того, ассертивность как качество подразумевает независимость от чужого мнения и оценки окружающих, то есть, как некая личностная автономность, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, осуществить свои планы и стремиться к поставленной цели.Ассертивность является интегральной характеристикой активности человека и включает в себя целеустремленность, независимость, самостоятельность, требовательность, решительность, уверенность и настойчивость. «Ассертивный индивид готов принимать наиболее конструктивные решения в сложных ситуациях и нести полную ответственность за принятые решения. У ассертивного индивида присутствует высокий уровень мотивации к достижению успеха, ему необходимо достичь максимальных результатов в своих делах. Все вышеописанные качества способствуют успешной, продуктивной деятельности» [1, c.12]. Анализируя проблему развития ассертивного поведения, важно отметить основные индикаторы такого поведения подростков [9, c.13]:1) самопознание и принятие на себя ответственности за собственное поведение; 2) самоуважение и уважение к другим людям; 3) эффективная коммуникабельность, умение внимательно слушать и понимать собеседника; 4) позитивная установка; 5) уверенность в себе, поиск простых выходов из сложных ситуаций. Ассертивное поведение формируется и проявляется в социальном взаимодействии, адекватной формой помощи подросткам в этом может выступать тренинг, в котором будут созданы оптимальные условия для активного и успешного формирования навыков ассертивности (уверенного поведения) [11, c.18]. Формирование навыков ассертивного поведения с опорой на дружеские отношения подростков можно считать критерием эффективности становления личности подростка, его успешности в социальных контактах и эффективности выстраивания межличностных отношений как в подростковом возрасте, так и в будущем.Социально-психологический тренинг состоит из пяти этапов и включает индивидуальную и групповую психологическую работу, в том числе диагностическую, с учащимися, которые зарегистрированы как имеющие проблемы в общении и проявляющие агрессивное поведение. В данном тренинге присутствуют упражнения, направленные на овладение ассертивным поведением, где главная цель – преодолеть неопределенность и повысить самооценку участников. Главной задачей является усвоение приемов эффективного поведения, которое включает защиту собственной позиции без провокации конфликта с окружающими [10, c.18]. Тренинг уверенности в себе, разработанный И.В Стишенок, отличается тем, что упражнения направлены на распознание участниками своих чувств и эмоций, исследование и проработку страхов и сопротивлений, что является важным компонентом для работы с подростками. Задачами тренинга являются личностный рост участников, развитие их самопознания, самопринятия и понимания себя в целом, коррекция поведения и обретение навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми [12, c.16]. Таким образом, на основе сравнения различных программ, выбор был сделан в пользу последней из описанных выше – за основу тренинга взяты занятия и упражнения, предложенные И.В. Стишенок в работе «Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей». Диагностика ассертивности (уверенного поведения) проводилась с помощью теста уверенности в себе С. Райдаса [9, c.74]. Цели тренингаВооружение подростков системой понятий и представлений, необходимых для психологического анализа своей личности, группы и социально-психологических ситуаций.Познание особенностей своей личности, своих качеств. Формирование умений организации партнерского общения, конструктивного разрешения конфликтов в общении, эмоциональной и поведенческой саморегуляции, психологического анализа ситуаций. Данная программа предназначена для учащихся 10–11-х классов, возраст которых 16–17 лет. Количественный состав группы должен быть не менее 12 и не более 20 человек. К программе тренинга прилагается набор разминок, которые необходимо проводить в начале каждого занятия, а также во время занятий, по мере утомления подростков по усмотрению ведущего группы.Ожидаемый результат: участники коррекционно-развивающей программы повысят уровень ассертивности (уверенного поведения). Треннинговая программа проводилась с учащимися в составе 10 человек, из которых 5 девушек и 5 юношей. Рассмотрим далее план занятий и особенности его реализации в данной группе. Первое занятие посвящено теме самопознания. Оно направлено на самопознание и принятие на себя ответственности за собственное поведение подростков. Используются следующие упражнения: «Мой образ», «Кто Я?», «Судно, на котором я плыву», «Мои суждения». Первое занятие начинается со знакомства и объяснения целей и задач занятий, а также введения правил в группу:- конфиденциальность (персональная информация не выносится за пределы группы);- каждый сам отвечает на собственное обучение; слушать и уважать мнение другого; каждый имеет право сказать «нет»;- каждое занятие проводится по схеме: обсуждение темы занятия, упражнения и игры, рефлексия. На первом занятии все участники группы с энтузиазмом выполняли предложенные упражнения. Эмоциональный фон занятий был положительным. Главной проблемой были обсуждения упражнений и последующая рефлексия. Большинство участников кратко описывали свою позицию, уходя от более информативного ответа. Упражнение «Мой образ», являлось самым информативным. В нем каждый участник, так или иначе, показал себя, рассказал о себе другим. В результате, знакомство прошло успешно. [9, c.75]Все участники группы активно взаимодействовали между собой. Уже на первом занятии особо выделялись двое участников – у одного из них по результатам первичной диагностики были получены минимальные баллы (инициалы В.Ю.), а у другого – максимальные по результатам вторичной диагностики (обозначим его Д.А.). Так, участник В.Ю., с минимальными результатами диагностики до проведения занятий, принимал активное участие в самостоятельной работе, но выполнение упражнений совместно с группой и последующее обсуждение этих упражнений давалось ему с трудом. Он смущался и не мог сформулировать мысли, высказывал свое мнение максимально кратко. В итоге за время первого занятия обратной связи от данного участника практически не было. Участник Д.А., с максимальным результатом по вторичной диагностике, явно выделялся из всей группы активным участием, как в самостоятельной работе, так и в обсуждении. Второе занятие посвящено темам, озаглавленным как «Я и другие» и «Позитивное мышление». В них рассматриваются такие индикаторы ассертивного поведения как самоуважение и уважение к другим людям, эффективная коммуникабельность, умение внимательно слушать и понимать собеседника, совместно с умением позитивно мыслить. Используются следующие упражнения: «Активное слушанье», «Мои фантазии», «Ситуация успеха». Второе занятие для всех участников группы было более трудным по сравнению с первым. Большинство не понимало задания с первого раза. Упражнение «Ситуация успеха» являлось самым сложным для всех участников. У двух участников на фоне непонимания задания возник спор по поводу правильности его выполнения. Данный вопрос подвергся обсуждению в группе. [9, c.76]Участники спора активно доказывали правильность своей позиции. Один из участников доказывал свое единственно верное, по его мнению, поведение в своей ситуации успеха. Его оппонент предлагал альтернативную точку зрения. В результате обе точки зрения были приняты. Это обсуждение оказалось более информативным и важным по сравнению с выполнением данного упражнения согласно инструкции. Оно показало всем участникам то, как имея две разные точки зрения, два человека могут найти общий язык, если будут уважать точку зрения другого, но при этом не отходить от своего собственного мнения. Третье занятие (заключительное) посвящено теме собственно уверенности в себе. Здесь также рассматривается умение находить простые выходы из сложных ситуаций. Используются такие упражнения, как: «Прощение и благодарность», «Мои права», «Взаимодействие». Финальное занятие было самым успешным, т. к. каждый участник активно участвовал в беседе по обсуждению упражнений. Отмеченный выше участник В.Ю., у которого были минимальные баллы по первичной диагностике, на последнем занятии показал себя заметно активнее в обсуждении и определении своей точки зрения, но все же испытывал серьезные затруднения в упражнении «Сила речи». Участник Д.А. на заключительном занятии помимо того, что активно выполнял упражнения и участвовал в обсуждении, старался помочь другим при возникновении затруднений – объяснял еще раз задание, показывал на своем примере как его необходимо выполнять. Рассмотрим результаты проведенной до и после тренинга диагностики. Каждый из участников получает определенный балл: очень не уверен в себе (0–25), скорее не уверен, чем уверен (26–40), среднее значение уверенности (40–65), уверен в себе (65–85), слишком самоуверен (85–100). Результат статистической обработки полученных данных представлен в табл. 2.1.Таблица 2.1. Описательные статистики результатов диагностики.Анализируя полученные данные, можно увидеть положительную динамику от первого ко второму диагностическому срезу. После развивающих занятий повысились как меры средней тенденции (средний балл и медиана), так и уровень признака в целом, включая минимальный и максимальный балл. При этом у большинства участников увеличение баллов произошло внутри определенных в методике уровней выраженности уверенности в себе. У одного участника изменения были особенно выраженными и проявились в переходе с уровня «среднее значение уверенности» перед проведением занятий до «уверен в себе» после проведения занятий. По результатам применения критерия знаковых рангов Вилкоксона было подтверждено, что отмеченная положительная динамика является значимой на уровне p≤0,01. [9, c.76]Таким образом, в результате проведенной диагностики и тренинга была выявлена положительная динамика развития ассертивности у детей подросткового возраста. Диагностика показала, что у большинства участников произошел положительный сдвиг в сторону повышения уверенности в себе. Можно сделать вывод о том, что данный тренинг может быть эффективен – его проведение дало положительный результат. При этом важно учитывать, что во время занятий могут возникнуть сложности в связи с особенностями данного возрастного этапа, которые необходимо разрешать с опорой на общую цель развивающей программы для повышения ее эффективности. [9, c.76]Проведение данного тренинга может способствовать развитию ассертивности подростков, но при этом не требует значительных затрат времени, что очень важно в условиях ограниченности времени на дополнительные занятия в школе. ЗАКЛЮЧЕНИЕПодростковый возраст является важным этапом для становления личности. Многие исследователи описывают его как сложный и ответственный период в жизни не только ребенка, но и родителя. Данный период психического развития личности является переходным этапом между детством и взрослостью. Подростковый возраст охватывает достаточно длительный период – от 11-12 до 15-17 лет. Границы возраста являются индивидуальными и основываются на личностных особенностях и социальной ситуации развития. Ст. Холл называл подростковый возраст периодом «бури и натиска». Действительно, развитие подростка проходит стремительно и в быстром темпе. Происходят изменения, которые позже сформируют полноценную личность. [1, c.13]В определении «человек» понимается генетическая наследственность формирования человеческих признаков. Индивид - это первоначально представитель вида «homo sapiens». Люди отличаются не только физиологическими признаками, но и психологическими свойствами.В фундаменте личностной структуризации находится ее основной стержень - взаимодействие на основании постоянных компонентов каждой личности: темперамента, характера, эмоций и др. [14, c.16]Подростки стремятся завоевать авторитет в компании сверстников, часто становятся зависимыми от ценностей, признаваемой ей, мнений, преобладающих в ней, оказываются жертвами манипуляций и агрессии. В ситуациях давления со стороны группы ребенок либо, не высказывая собственного мнения, безоговорочно подчиняется, либо отвечает той же агрессией и манипуляциями. Учитывая важность для детей подросткового возраста быть принятым в среде сверстников, необходимо давать им возможность отрабатывать навыки ассертивного поведения в безопасных ситуациях, которые возможно смоделировать в тренинге. Ассертивное поведение рассматривается, как возможность достигать своих целей и общаться с окружающими так, чтобы не были нарушены ничьи права. Кроме того, ассертивность как качество подразумевает независимость от чужого мнения и оценки окружающих, то есть, как некая личностная автономность, способность самостоятельно распоряжаться своей жизнью, осуществить свои планы и стремиться к поставленной цели.Можно сделать вывод о том, что данный тренинг может быть эффективен – его проведение дало положительный результат. При этом важно учитывать, что во время занятий могут возникнуть сложности в связи с особенностями данного возрастного этапа, которые необходимо разрешать с опорой на общую цель развивающей программы для повышения ее эффективности. [9, c.75]Проведение данного тренинга может способствовать развитию ассертивности подростков, но при этом не требует значительных затрат времени, что очень важно в условиях ограниченности времени на дополнительные занятия в школе. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2017. – 400 с.2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. / Л.И. Божович. М.: МПСИ, 2016. -352 с.3. Бакштановский, В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности / В.И. Бакштановский. - М.: Знание, 2018. - 263 c.4.Володарская Е.А., Зиновьева Е.Н. Социально-психологические факторы уверенности в себе в подростковом возрасте. Человеческий капитал. 2019. № 9 (129). С. 48-56.5. Венгер, А. Л. Клиническая психология развития : учебник и практикум для вузов / А. Л. Венгер, Е. И. Морозова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 312 с.6.Волков, Б.С. Психология подростка: Учебное пособие / Б.С. Волков. — М.: Академический Проект, 2017. — 240 c. 7.Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо, 2019. - 1136 с8.Головина Е.В. Уверенность в себе и направленность личности. Сборник избранных статей Всероссийских (национальных) научно-практических конференций ГНИИ «Нацразвитие». Санкт-Петербург, 2021. С. 123-126.9. Ильина А.О. Развитие ассертивности подростков. / А.О. Ильина // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. 2018. № 5 (22). С. 72-76.10. Маклаков А.Г. Общая психология. / А.Г. Маклаков. СПб.: Питер, 2017.- 582 с.11. Немов Р.С. Психология. / Р.С. Немов. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2018. - 243 с.12. Наконечная Е.В. Тренинг уверенности в себе как средство адаптации подростков. Международная (заочная) научно-практическая конференция. 2016. С. 196-205.13. Общая психодиагностика. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина.— М. Изд-во МГУ.—2017.—304с14.Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. / Н.Н. Обзоров. // методическое пособие. - СПб., 2018. - 68 с.15. Ослякова И.В. Психологические особенности уверенности. Живая психология. 2018. Т. 5. № 4 (20). С. 405-410.16. Психология развития подростков: Учебное пособие/ Ю.Д. Бабаева: «Академия», 2017г. - 304с.17. Подольский, А. И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков : учебное пособие для вузов / А. И. Подольский, О. А. Идобаева. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 124 с.18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. / С.Л. Рубинштейн СПб.: Питер, 2018.- 714с.19. Рощупкина Д.В. Уверенность в себе современных подростков. В сборнике: Вопросы науки и образования: теоретические и практические аспекты. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Под общей редакцией А.И. Вострецова. 2019. С. 402-411.20. Фоменко Н.Л., Кальбина К.С. Психологические особенности личности влияющие на успешность профессиональной деятельности. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и прикладной социологии. Сборник научных статей преподавателей, бакалавров и магистрантов. Саратов, 2020. С. 67-75.21. Шобонова Р.Н. Развитие уверенности в себе средствами социально-психологического тренинга. Научный альманах. 2019. № 3-2 (53). С. 147-149.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Решить задачи по математике

Решение задач, Математика

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Чертеж в компасе

Чертеж, Инженерная графика

Срок сдачи к 5 дек.

только что

Выполнить курсовой по Транспортной логистике. С-07082

Курсовая, Транспортная логистика

Срок сдачи к 14 дек.

1 минуту назад

Сократить документ в 3 раза

Другое, Информатика и программирование

Срок сдачи к 7 дек.

2 минуты назад

Сделать задание

Доклад, Стратегическое планирование

Срок сдачи к 11 дек.

2 минуты назад

Понятия и виды пенсии в РФ

Диплом, -

Срок сдачи к 20 янв.

3 минуты назад

Сделать презентацию

Презентация, ОМЗ

Срок сдачи к 12 дек.

3 минуты назад

Некоторые вопросы к экзамену

Ответы на билеты, Школа Здоровья

Срок сдачи к 8 дек.

5 минут назад

Приложения AVA для людей с наступающим слуха

Доклад, ИКТ

Срок сдачи к 7 дек.

5 минут назад

Роль волонтеров в мероприятиях туристской направленности

Курсовая, Координация работы служб туризма и гостеприимства

Срок сдачи к 13 дек.

5 минут назад

Контрольная работа

Контрольная, Технологическое оборудование автоматизированного производства, теория автоматического управления

Срок сдачи к 30 дек.

5 минут назад
6 минут назад

Линейная алгебра

Контрольная, Математика

Срок сдачи к 15 дек.

6 минут назад

Решить 5 кейсов бизнес-задач

Отчет по практике, Предпринимательство

Срок сдачи к 11 дек.

7 минут назад

Решить одну задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

9 минут назад

Решить 1 задачу

Решение задач, Начертательная геометрия

Срок сдачи к 7 дек.

10 минут назад

Выполнить научную статью. Юриспруденция. С-07083

Статья, Юриспруденция

Срок сдачи к 11 дек.

11 минут назад

написать доклад на тему: Процесс планирования персонала проекта.

Доклад, Управение проектами

Срок сдачи к 13 дек.

11 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.