это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4157299
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение 3
1. Теоретические аспекты общественных благ 5
1.1. Понятие и сущность общественных благ 5
1.2. Классификация общественных благ 9
1.3. Особенности производства общественных благ 14
2. Роль общественных благ в экономике России 17
2.1. Анализ общественных благ России 17
2.2. Проблемы производства общественных благ в России 21
2.3. Перспективы производства общественных благ 26
Заключение 29
Список использованной литературы 33
Введение
Актуальность темы исследования. Сектор общественных благ занимает одну из приоритетных ролей в стратегическом планировании социального развития. Выполняя функцию формирования социальной стабильности, она обеспечивает обществу как базовые институциональные условия для формирования человеческого потенциала, так и инфраструктуру для развития бизнеса. В соответствии с принципом антропоцентризма именно человек, его цели, потребности и установки являются эпицентром социально-экономического развития. Экономика и техника являются средством, а человек, его материальное, физическое, нравственное благополучие – основными социальными индикаторами прогрессивности или регрессивности проводимой политики.Необходимость изучения проблем функционирования общественных благ определяется их растущей ролью в современной системе рыночных отношений, в структуре многообразных экономических интересов, складывающихся на всех уровнях управления.В настоящее время структура расходов государственного бюджета в России не оптимальна для стимулирования устойчивого экономического развития. Средства, выделяемые из бюджета на реализацию проектов развития социальной сферы, образования и науки, здравоохранения и др., недостаточны. Эффективность бюджетных расходов низкая, а получаемый социально-экономический эффект непропорционален объему затраченных средств. Повышение эффективности государственных инвестиционных проектов и поиск дополнительных источников финансирования производства общественных благ приобретают все большее значение. Привлечение частного предпринимательства к государственным проектам позволяет снизить нагрузку на государственный бюджет, перераспределить предпринимательский риск между частными и государственными инвесторами, повысить уровень эффективности управления.Основой для рассмотрения этих вопросов являются фундаментальные работы по теории общественных благ и государственного сектора экономики таких зарубежных авторов, как Э. Аткинсон, Ф. Бейтор, Дж. Бьюкенен, В. Де Витти, Ж. Дюпюи, Г. Линдаль, Р. Майсгрейв, М. Олсон, Дж. Стиглиц, Ч. Тибо, К. Эрроу, а также российских ученых А. Дадашева, Е. Жильцова, Е. Егорова, В. Кошкина, В. Носкова, В. Чекмарева, Л. Якобсона и других.Цель данной работы – рассмотреть сущность, классификацию и роль общественных благ в экономике России.Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:- раскрыть понятие и сущность общественных благ;- изучить классификацию общественных благ;- выявить особенности производства общественных благ;- провести анализ общественных благ России;- выявить проблемы и перспективы производства общественных благ в России.1. Теоретические аспекты общественных благ1.1. Понятие и сущность общественных благКонцепция общественного блага была впервые выдвинута в развернутом виде в 1954 г. американским профессором П. Самуэльсоном и развита его соотечественником профессором Р. Масгрейфом в концепции общественно значимого блага (заслуженного блага) в конце 50-х гг.В самом общем смысле блага – это определенный набор средств, позволяющих удовлетворить потребности как определенного человека, так и большей части населения. Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению «безвозмездно», а точнее, на безвозмездной основе, за счет государственных средств. Что касается самого механизма производства и распределения общественных благ, то следует отметить такую важную деталь, что объективные экономические законы рынка бессильны и просто не работают, и поэтому эта прерогатива принадлежит государству. Для эффективного обеспечения населения общественными благами государство должно располагать определенными финансовыми ресурсами, необходимыми для их производства, которые образуются в результате налогов.Общественное благо – это товар или услуга, которые потребляются коллективно, то есть доступ к ним имеет каждый хозяйствующий субъект, независимо от того, платит он за товар или нет.Они отличаются от частных благ, которые приносят коммерческую выгоду только их владельцу. Общественные блага трудно продать. Граждане государства пользуются льготой, но всячески избегают необходимости платить за их доступ. Возникновение «эффекта безбилетника».Познание сущности общественных благ и их воспроизводства, а также их содержания, факторов и функций берет свое начало в теоретико-методологических концепциях экономистов XVII века.Представители школы меркантилизма (Т. Манн, де Монкретьен и др.) впервые систематизировали экономические взгляды на общественные расходы и причины благосостояния государства, результатом которых являются общественные блага. Г. Вечканов справедливо отмечал, что в то время проблема общественного благосостояния сводилась к активной роли торговли.Критиками концепции меркантилизма выступили физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго и др.), заложившие теоретические основы концепции правового государства, они отрицали первостепенную роль внешней торговли как источника увеличения богатства нации и считали, что государство не должно вмешиваться в действие законов, создающих естественный порядок, предоставление общественных благ населению осуществлялось на основе частной инициативы.Предпосылки возникновения теории общественных благ возникают в исследованиях представителей классической политической экономии (У. Петти, А. Смит, Дж. Сэй, Дж. Милль и др.). У. Петти категорически выступал против государственного вмешательства, если оно противоречило законам природы, и, подобно физиократам, был сторонником индивидуализма. Однако в своих работах среди основных статей государственных расходов он выделяет расходы на образование, содержание сирот и немощных, расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты и другие предметы, необходимые для на благо всех. А. Смит считал, что вмешательство государства в экономику должно быть сведено к минимуму, и отводил ему лишь роль «ночного сторожа». Однако среди основных функций государя Смит отмечает обязанность создавать учреждения, содержание которых не может быть в интересах отдельных лиц или малых групп, ибо прибыль от них никогда не может покрыть расходы отдельного лица или небольшой группы и в отдельной статье выделяет обязанность предоставлять общественные блага, в том числе содержание таких общественных работ для содействия торговле любой страны, как, например, хорошие дороги, мосты, судоходные каналы, гавани и т. д.Ж. Б. Сэй, предопределяя существование общественных благ, писал, что независимо от потребностей отдельных лиц и их семей, которые они вынуждены ограничивать, у индивидов в обществе есть общие потребности, которые не могут быть удовлетворены лично для всех посредством конкуренции. А сама конкуренция не может быть достигнута без установления порядка, требующего подчинения всех лиц определенной форме правления.Представители марксистской экономической школы (К. Маркс, Ф. Энгельс) рассматривали индивидуальное потребление как основу общественного производства. По их мнению, государство производит все блага для населения, а природные ресурсы признаются общественным благом, которое К. Маркс в своем основном труде называет «бесплатным даром». В целом в теории марксизма принцип примата классовых интересов препятствует предоставлению государством общественных благ всему обществу; общественные блага предоставляются не в интересах отдельного человека, а в интересах любого класса.Изначально в концепции общественного блага выделялись два основных свойства общественного блага – неконкурентоспособность и неисключаемость.Неконкурентность общественного блага подразумевает, что благо неделимо, потребление общественного блага одним человеком не уменьшает потребление другого индивида. Типичным примером неконкурентного потребления является национальная правовая система. Потребление услуг национальной правовой системы как общественного блага не снижает и не ухудшает положение населения в связи с рождением новых граждан страны. Еще одним примером неконкурентного потребления является национальная служба спутниковой погоды.Неисключаемость общественных благ означает, что потребление благ одним лицом не исключает из потребления других лиц. Существуют техническая невозможность и экономическая нецелесообразность исключения общественных благ. Если общественное благо полностью неделимо, то исключить его практически невозможно. Если затраты на достижение исключительности общественного блага слишком высоки, т. е. требуются огромные средства для контроля за допуском людей к общественному благу, исключение может быть экономически не оправдано. Так, например, городской парк отдыха можно отгородить, охранять, а парковые услуги сделать предметом потребления и использования теми группами населения, которые в состоянии платить за эти услуги. Но не исключено, что оплата услуг городского парка не сможет покрыть огромные затраты на строительство забора вокруг парка и содержание охранников и кассиров. Поэтому достижение эксклюзивности общественного блага в виде отдыха в городском парке было бы экономически нецелесообразным.Наличие таких критериев в их крайних случаях — конкурентоспособности и неконкурентоспособности, исключаемости и неисключаемости — позволяет провести границу между чисто частными и чисто общественными благами.В настоящее время принято считать, что для всех без исключения общественных благ наиболее характерны следующие признаки:- отсутствие конкуренции в их потреблении, что связано с тем, что использование блага тем или иным лицом никоим образом не снижает их ценности и значимости. От количества лиц, пользующихся общественным благом, его ценностные характеристики существенно не страдают. Например, красотой цветов, высаженных на клумбе, может наслаждаться сколько угодно человек;- неделимость блага обусловлена тем, что физическое лицо не в состоянии самостоятельно определить характеристики товара, а также объемы его производства. Например, уличное освещение не может включаться или выключаться в какое-либо конкретное время по прихоти каждого человека;- нерыночный характер стоимости блага связан с тем, что на него не распространяются законы конкуренции и свободного рынка. Производство общественных благ не может регулироваться объективными рыночными законами, и поэтому эту функцию берет на себя государство, искусственно определяющее характер распределения и производства общественных благ;- тотальный и неисключаемый характер блага обусловлен тем, что его потребление не может быть ограничено какой-либо определенной группой населения, либо тем, что это нецелесообразно. Например, уличным освещением пользуется все население; это преимущество не может быть ограничено определенными целевыми группами.1.2. Классификация общественных благСуществуют определенные распределения по границам применения и предоставления льгот. Их всего три:- глобальные; - общенациональные; - локальные.Глобальные. Их могут использовать все жители планеты или получать определенные регионы или страны. Инге Кауль, Изабель Грунберг и Марк Штерн предложили следующую типологию глобальных общественных благ: - природные ресурсы общего пользования (например, озоновый слой и стабильность климата); - созданное человеком общественное достояние (например, научные и практические знания, принципы и нормы, культурное наследие); - результаты глобальной политики (такие как мир и финансовая стабильность).Национальные и локальные блага. К первым относятся такие блага: - оборона страны; - правоохранительные органы; - работа органов власти: судов, администраций, правительств и т.д.Ко вторым относятся те общественные блага, свойством которых является их доступность только определенной географической единице: области, городу, поселку, району и т. д.По характеру потребления различают следующие основные виды благ:1) общедоступные, характеризующиеся тем, что они находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут использоваться индивидуально;2) индивидуальные, характеризующиеся тем, что они могут использоваться только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.Общественные блага включают как общественные, так и коллективные блага.Коллективное благо отличается от общественного тем, что оно может использоваться всеми членами общества только в ограниченной степени.По критерию масштаба распределения в народном хозяйстве различают следующие виды благ:1) общегосударственные общественные блага. Это блага, которые имеют значение и распространяются на территорию всего государства;2) местные общественные блага. Это блага, к которым имеет доступ только часть населения страны. Обычно эти границы проводятся в соответствии с региональной принадлежностью населения.В зависимости от степени доступности различают следующие виды общественных благ:1) исключенные общественные блага. Это блага, использование которых может быть ограничено определенным кругом населения;2) неисключаемые общественные блага. Это блага, использование которых не может быть ограничено только определенными кругами населения.Поскольку количество людей, потребляющих общественные блага, велико, а взимание платы за их предоставление затруднено, единственным эффективным производителем благ в этом случае может быть государство. Государство может участвовать в производстве общественных благ различными способами:1) косвенно. В этом случае государство поручает предприятиям частного сектора за определенную ставку вознаграждения производство общественных благ;2) напрямую. Эта форма производства общественных благ основана на том, что государство непосредственно и самостоятельно производит товары. Это эффективно только в некоторых случаях, когда для производства товаров необходима высокая степень концентрации производственных мощностей, например, армия, полиция.В народном хозяйстве эти две формы участия государства в производстве общественных благ существуют одновременно. Критерием выбора конкретной формы является экономическая целесообразность – минимизация затрат на производство определенного товара при максимизации результата.По полноте (чистоте, степени, ясности) выраженности свойств все общественные блага можно разделить на:1) чистые;2) смешанные.Общественное благо признается чистым, если оно в высокой степени обладает двумя основными свойствами: свойством неконкуренции (несоперничества) в потреблении, т. е. при увеличении потребителей данного блага полезность от него для каждого из их не уменьшается, как и свойство неисключаемости в потреблении, т.е. исключить человека из круга потребителей этого блага практически невозможно (отсутствие барьеров). Этот вид благ в действительности довольно редок, так как это скорее теоретическая модель, чем практическая.Чисто общественные блага включают в себя национальную оборону и безопасность, государственные экологические программы, законодательство и некоторые другие блага.Под смешанным общественным благом понимается благо, в котором хотя бы одно из указанных основных свойств выражено в умеренной степени.Смешанные блага можно разделить на:1) перегруженные (переполненные),2) исключаемые (клубные или общественные блага с ограниченным доступом).Перегруженными общественными благами признаются такие, в которых свойство неконкуренции в потреблении выполняется лишь до определенного момента. Самым ярким примером такого блага может быть автомобильная дорога. Так как свойство неконкурентоспособности в потреблении характеризуется относительно равной степенью полезности данного блага для каждого потребителя при увеличении участников, а полезность в случае дороги – это, например, скорость движения. Другие общественные блага, подлежащие транспортировке, включают пресную воду, чистый воздух, мосты, туннели и т. д.Общественные блага в зависимости от признака делимости в потреблении можно рассматривать в двух аспектах:1. неделимые;2. делимые.Неделимые блага – это блага, которые не могут быть разделены на части в процессе потребления. К этому типу относятся почти все общественные блага: национальная оборона, чистый воздух, вода, регулирование дорожного движения и т. д. Например, потребитель такого общественного блага, как национальная оборона, не может выбирать, какие армии, ракеты или авиация будут его защищать. Эти блага предоставляется неразрывно всем жителям определенной территории.Делимые общественные блага – это блага, которые можно разделить на части. При потреблении таких благ индивид имеет право выбора. Доказательством делимости общественных благ могут служить следующие примеры: парк, разделенный на зоны; музей, состоящий из различных выставок, и некоторые другие.В зависимости от участия государства в производстве общественные блага можно рассматривать в трех аспектах:1) финансируемые за счет государственных (бюджетных) средств;2) финансируемые из негосударственных средств: добровольные пожертвования коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц;3) финансируемые за счет сочетания государственных и негосударственных средств.По тому, как блага зависят друг от друга (по способу взаимодействия), общественные блага можно разделить на следующие группы.1) Сопутствующие блага. Эти общественные блага производятся в дополнение к основному благу, т.е. в определенных ситуациях от них можно отказаться.2) Дополнительные блага. Такие блага еще называют взаимодополняющими. Взаимодополняющими благами признаются блага, которые вместе удовлетворяют одну и ту же потребность.3) Следующий вариант взаимодействия благ - блага-субституты, или товары-заменители. Товар-заменитель – это такая пара товаров, когда производство одного товара может заменить производство другого.4) Независимыми благами признаются такими, когда производство одних благ никоим образом не влияет на производство других.1.3. Особенности производства общественных благВедущим инвестором в создании общественных благ является государство в лице его уполномоченных органов.Производя благо, государство осуществляет рациональное потребление ресурсов. Здесь важно их эффективное использование. Оно основано на руководящем принципе экономической деятельности: достижение максимальной выгоды при минимальных затратах.В своей деятельности по производству товаров государство руководствуется максимизацией общественного благосостояния.Формы участия государства в производстве общественных благ следующие:- непосредственное производство товаров государственными организациями;- осуществление государственных закупок тех товаров и услуг, которые производятся некоммерческими и коммерческими организациями;- бюджетное финансирование производства товаров. Осуществляется в форме государственной поддержки негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций;- субсидирование потребителей услуг. Субсидии выделяются государством на различные социальные программы в сфере образования, здравоохранения и др.Государство может организовать реализацию государственно-частного партнерства в производстве общественных благ. Это предполагает выполнение частными организациями функций государства в данной сфере деятельности. Функции обычно передаются частично. Государство сохраняет за собой право собственности, координирует и контролирует деятельность по производству товаров.В производстве общественных благ государство, как отмечалось выше, опирается на принцип эффективного использования ресурсов. Реализация этого принципа позволяет определить оптимальное количество общественного блага, которое необходимо произвести в конкретный период времени.Оптимальное количество общественного блага определяется по формуле:MSB (Qs) = МС (Qs), где:MSB (Q,s) – предельная общественная выгода от потребления данного общественного блага в количестве: Qs;MC(Qs) – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данными общественным благом в количестве Qs.Графически оптимальное количество общественного блага можно представить следующим образом (рис. 1):11607803853180Рисунок 1 – Графически оптимальное количество общественного благаНа графике показан объем производства общественного блага, при котором предельная общественная полезность использования этого блага соответствует предельным издержкам его создания. Таким образом, происходит эффективное использование ресурсов в производстве общественных благ.Однако при нахождении оптимального объема производства общественного блага возникает проблема безбилетника. Это связано с тем, что потребление общественных благ характеризуется стремлением потребителей не платить за их использование. Потребители ориентируются на то, что благо ориентирован на всеобщее, а не на частное потребление. Поэтому оно будет произведено в любом случае, даже если один из потребителей не заплатит за него. В этом случае государство применяет различные механизмы, методы решения этой проблемы, т.е. воздействует на фрирайдеров и минимизирует их количество. Также государство занимается регулированием производства в отраслях, имеющих потенциал для развития монопольной власти.558803738880При решении проблемы безбилетника государство может передать права на создание общественных благ частному сектору, если не сможет решить эту проблему самостоятельно (рис. 2).Рисунок 2 – Проблема обеспечения производства эффективного объема чистого общественного блага2. Роль общественных благ в экономике России2.1. Анализ общественных благ РоссииРассмотрим общественные блага России (табл. 1).Таблица 1Характеристика общественных и индивидуальных благ в РоссииБлаго (отрасль)Общая характеристикаХарактеристика в РоссииИсключаемостьЭкономикаИндивидуальноеИндивидуальноеЛегкоПотребление материальных благИндивидуальноеИндивидуальноеЛегкоОбразованиеИндивидуальноеОбщественноеЛегкоЗдравоохранениеИндивидуальноеОбщественноеЛегкоКультура и искусствоИндивидуальноеОбщественноеЛегкоФизкультура и спортИндивидуальноеОбщественноеЛегкоОхрана порядкаОбщественноеОбщественноеТрудноЖКХИндивидуальноеИндивидуальноеТрудноДанные официальной статистики РФ по-прежнему показывают увеличение доли расходов на национальную оборону в ВВП; государство не уходит из сферы образования, и по сравнению с 1990 годом доля расходов сейчас даже выше (официальная статистика, к сожалению, не может показать долю теневого сектора в этой сфере); в здравоохранении государство также сохранило свои позиции (но при активном официальном росте частно-рыночного финансирования этой сферы).Таблица 2Расходы бюджета на оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, образование и здравоохранение в Российской Федерации, в % к ВВП.201920202021Национальная оборона3,13,43,9Национальная безопасность и правоохранительная деятельность3,23,02,5Образование4,14,34,2Здравоохранение, физическая культура и спорт3,63,63,6Здравоохранение3,63,53,5Социально-культурные мероприятия21,221,221,2ВВП100100100Из общего спектра социально значимых общественных благ приоритетного внимания заслуживают медицина и здравоохранение, полиция, дорожное хозяйство, коммунальное хозяйство и дошкольное образование, что в целом объясняется их достаточно низким уровнем развития. Государство остается ведущим инвестором в производство общественных благ и стремится максимально эффективно использовать имеющиеся у него ограниченные ресурсы. Его цель – максимизировать общественное благосостояние. Альтернативные механизмы предоставления общественных благ возникают для того, чтобы обеспечить те товары и услуги, которые неудовлетворительно поставлялись государственным механизмом.Общественным благом можно считать образование или комплекс образовательных услуг, оказываемых населению, где в качестве производителя выступает государство. Признание высшего образования правом человека влечет за собой необходимость признания его общественным благом, которое должно быть доступно всем, обладающим достаточными способностями, что подтверждает необходимость соблюдения свойства неисключаемости при распределении этого блага, что характерно для общественных благ. По результатам за период с 2020 по 2021 гг. общероссийского мониторинга «Российский университет глазами студентов» можно подтвердить общую характеристику спроса на образовательные услуги высшей школы как эластичность по доходу. С развитием общества и ростом доходов населения, увеличением общего потребительского спроса растет и спрос на образовательные услуги, причем на образовательные услуги высокой стоимости опережающими темпами, в связи с возросшими ожиданиями студентов после окончания учебы в отношении будущей работы и уровни дохода. В России предложение образовательных услуг высшего образования на 58% формируется государственными и муниципальными учреждениями. В современном обществе значительная часть медицинских услуг также выступает в качестве общественного блага. Обеспечение доступности медицинских услуг для всех слоев населения, в том числе для 30% россиян, живущих за чертой бедности, требует участия государства. 43% домохозяйств готовы, но не могут покупать медицинские услуги из-за отсутствия финансовых средств. Острота кризиса заболеваемости и смертности населения России еще велика, а последствия настолько неблагоприятны, что требуются особые, гораздо более энергичные, чем теперь, усилия со стороны российского государства и общества.Основными факторами, влияющими на объемы производства общественных товаров (услуг) на региональном и муниципальном уровнях, являются объем налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней и объем межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.На этапе перехода общества к наукоемкой экономике возрастает роль и значение сфер, отвечающих за качество и уровень жизни человека, а, следовательно, и требования к качеству производственных факторов, используемых при производстве общественных благ. Государственно-частное партнерство в производстве общественных благ предполагает передачу отдельных функций государства частному сектору при сохранении за государством прав собственности и функций перспективного планирования, контроля и регулирования. Одним из способов финансирования производства общественных благ в местных сообществах является самообложение - форма добровольного участия граждан за наличный или безвозмездный труд в местных мероприятиях по социально-культурному строительству и благоустройству. Правительство Саратовской области совместно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области ведет активную работу по производству общественных благ в регионе. Так, реализация мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности осуществляется в рамках государственной программы Саратовской области «Повышение энергоэффективности и энергосбережения в Саратовской области». Проектируется и строится ряд объектов социально-культурного назначения, в частности, новый городской парк, Дворец водных видов спорта и др.2.2. Проблемы производства общественных благ в РоссииВоспроизводство общественных благ состоит из стадий производства, распределения и потребления. Субъекту, финансирующему этот процесс, необходимо иметь представление о критериях эффективности не только в производстве, но и в распределении благ.Производство, например, местных общественных товаров финансируется из бюджетов субъектов Российской Федерации. Поэтому данные субъекты несут ответственность за оптимальное использование финансовых ресурсов для формирования регионального или муниципального заказа, связанного с производством местных общественных благ или оказанием услуг (строительство школ, больниц, парков, оснащение их соответствующим оборудованием, капитальный ремонт). Следует иметь в виду, что оптимальный вариант заказа на закупку ресурсов, используемых в производстве общественных благ, формируется на основе сопоставления конкурентных предложений, поступающих от потенциальных поставщиков ресурсов и производителей готовой продукции. Конкурсная система организации закупок, как один из способов приобретения товарных ценностей, имеет правовую основу и позволяет выявить лучших претендентов на выполнение государственного заказа. В конечном итоге заказ получит тот хозяйствующий субъект, который предлагает наилучшее, с точки зрения заказчика, соотношение цены, качества и сроков поставки ресурсов или готовой продукции.Объем и структура общественных благ (услуг) во многом зависят от действующего механизма распределения и перераспределения финансовых ресурсов из бюджетов разных уровней, от степени децентрализации этого процесса.Основными факторами, влияющими на объемы производства общественных товаров (услуг) на региональном и муниципальном уровнях, являются объем налоговых поступлений в бюджеты соответствующих уровней и объем межбюджетных трансфертов, поступающих из федерального бюджета в регионы.Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются регионам в нескольких формах, в том числе в виде субсидий из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Критерием предоставления таких субсидий является уровень бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации. Он определяется как отношение исчисленных налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации к численности населения, проживающего на территории этого субъекта. Следует иметь в виду, что в этих расчетах не допускается использование показателей фактических или прогнозируемых доходов и расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. В этой формуле числитель связан только с налоговым потенциалом субъекта РФ и структурой его экономики.Затем уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации сравнивается с таким же показателем, средним по Российской Федерации. Последний показатель рассматривается как критерий выравнивания сметной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации. Он рассчитывается как отношение суммы налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации к общей численности населения во всех субъектах Российской Федерации.Трансферт в регионы также может быть предоставлен из федерального компенсационного фонда. Они выступают в качестве субвенций из этого фонда, распределяемых по единой методике пропорционально населению и с учетом других факторов, влияющих на этот процесс. Но при распределении субвенций не допускается использование показателей, характеризующих собственные доходы региональных бюджетов.Кроме того, формами финансовой поддержки регионов из федерального бюджета являются:1) средства Фонда регионального развития. Это субсидии и субсидии на долевое финансирование инвестиционных программ, а также на развитие объектов инфраструктуры регионального значения;2) средства из Фонда софинансирования социальных расходов.Это субсидии на долевое финансирование приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.Воспроизводство общественных благ (услуг) также связано с трансфертами из Фонда региональной и муниципальной финансовой реформы. Но эта связь косвенная, так как средства этого Фонда в основном предназначены для поддержки финансово-экономических реформ, проводимых в регионах.Практика показывает, что потребности регионов в трансфертах, как правило, превышают объемы фактических дотаций, субсидий и субвенций, поступающих из федерального бюджета. Поэтому органы государственной власти как на региональном, так и на муниципальном уровне должны проводить работу, с одной стороны, по изучению и оптимизации потребностей в общественных товарах (услугах), а с другой - по усилению влияния факторов, стимулирующих рост перевод доходов в регион. Однако в любом случае трансферты являются лишь частью финансового потока, связанного с финансированием затрат на воспроизводство общественных благ (услуг). Другая часть формируется за счет налоговых поступлений региональных и муниципальных бюджетов. Таким образом, для успешного продвижения к конечной цели необходимы эффективные действия по двум направлениям: укрепление налогового потенциала регионов, муниципальных образований и расширение финансовой поддержки субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.Важнейшими проблемами в рамках государственного обеспечения общественными благами в России являются:- выявление общественных предпочтений граждан;- определение оптимального объема производства;- финансирование производства общественных благ;- решение проблемы безбилетника.Выявление предпочтений — это предоставление поставщику общественного блага информации о том, как потребитель воспринимает выгоды от потребления этих товаров.Выявив предпочтения, можно определить требуемые масштабы производства того или иного общественного блага. Но для любого правительства получение реальной оценки общественного блага является сложной задачей. Эта проблема возникает из-за того, что потребители общественного блага не уверены, что их платежи, установленные государством, согласуются с их оценками полезности общественного блага.Представьте себе ситуацию, когда потребители платят суммы, не связанные с их оценкой полезности товаров. В этом случае они склонны использовать возможность повлиять на результат обнаружения предпочтений, завышая или занижая свои оценки. Например, тот, кто считает необходимым создать в городе общественный парк и активно пропагандирует такую идею, может переоценить полезность парка, надеясь, что это поможет реализовать этот проект.Другой пример — жители, которые выступают против расширения близлежащей автомагистрали. Оценивая стоимость проекта расширения дороги, они, как правило, недооценивают проект, надеясь, что это поможет им предотвратить его реализацию. Таким образом, из приведенных примеров видно, что оценки общественных благ осуществляются исходя из того, что никто не думает, что он будет платить в соответствии со своими оценками. Также предполагается, что никто не будет наказан за предоставление ложной информации.Проблема искажения предпочтений при раскрытии предпочтений аналогична проблеме безбилетника. Даже те, кто придает большое значение данному общественному благу, как правило, недооценивают его, поскольку они склонны уменьшать сумму платежей, которые они должны вносить в качестве своего вклада в производство блага. Поэтому при выявлении предпочтений в отношении общественных благ оценки полезности блага могут быть неверными. Это приведет к недопроизводству или перепроизводству товара в зависимости от того, недооценивают его потребители или переоценивают, делая коллективный выбор.Одним из существующих решений проблемы предоставления ложной информации при выявлении преференций является введение специального налога, так называемого налога Кларка (названного по имени автора идеи).Налог Кларка предназначен для предоставления надежной информации при определении предпочтений.В этом случае каждый индивид ставится в положение, когда его влияние на принятие решений обособляется и становится решающим. Процедура организации такого налога практически сложна, поэтому возможность введения такого налога представляет лишь теоретический интерес.Что касается безбилетников, то самое простое решение проблемы безбилетников — ограничить доступ к потреблению товара. Введение абонентской платы за подключение к кабельному телевидению и компьютерным сетям, продажа билетов на разного рода развлекательные мероприятия - наиболее наглядные примеры вовлечения ценового механизма в решение проблемы обеспечения общественными благами.2.3. Перспективы производства общественных благСледует отметить, что развитие мирового сообщества не стоит на месте. Международные организации играют все большую роль в жизни всего населения мира. Одно из первых мест занимает острая проблема загрязнения окружающей среды. Поэтому важно отметить перспективные направления развития общественных благ.Современный уровень и перспективы эволюции общественных благ определяются совокупностью различных условий, среди которых необходимо выделить два определяющих. Это, во-первых, достигнутый в мире уровень индустриального развития, который позволяет говорить о переходе к постиндустриальной стадии в экономически развитых странах, соответственно, о создании новой номенклатуры общественных благ и механизмов их распространение - местное и национальное. Эти блага связаны прежде всего с новыми информационными технологиями, знаниями, стандартами и нормами, а также с сохранением природной среды.Во-вторых, интернационализация производства и мирохозяйственная глобализация в целом, обусловившая появление феномена международных общественных благ. Сегодня к ним относятся международные: экономическая и экологическая устойчивость, безопасность и политическая устойчивость, гуманитарная помощь, формы обмена общественными благами, деньгами, методы макроэкономической политики (в том числе антикризисной) и тому подобное.Эти более широкие подходы, очевидно, предъявляют дополнительные требования к освещению общественных благ в курсе экономики.В литературе осуждались социальное неравенство и ростовщичество. Таким образом, на раннем этапе развития экономической мысли идеи равенства и справедливости, справедливого распределения экономических благ интерпретировались с точки зрения морали и религии. Первостепенной целью было создание справедливого общества, эти идеи нашли отражение в социальных утопиях позднего Средневековья (Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.).Позднейшее «равенство» и «справедливость» в отношениях между людьми трансформировалось в представление об эквивалентности обмена товарами, а «честный труд» — в обоснование буржуазного предпринимательства. Появляется первая школа в политической экономии — меркантилизм, выражавший интересы купцов, стремившихся, в свою очередь, выдать себя за общегосударственные. То есть в этот период проблема общественного благосостояния сводилась к активной роли торговли.Классическая политическая экономия развивалась как философия рыночной экономики. Представители классической политической экономии считали чрезвычайно важным принцип невмешательства государства в экономику, а также видели в свободной конкуренции решение многих проблем, связанных как с производством, так и с распределением товаров. Классики политической экономии (Ф. Кенэ, А. Смит, Д. Рикардо и др.) сосредоточивали внимание не на самом общественном процессе производства, а главным образом только на его внешнем результате — капиталистическом богатстве. Однако экономические кризисы перепроизводства, обострение классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией все настойчивее ставили вопрос о внутренних противоречиях капитализма. Феодальный, мелкобуржуазный, «истинный», консервативный и критически утопический варианты социализма предлагали свои рецепты разрешения конфликта между недовольной и ищущей личностью, отчужденной от общества, и буржуазной социальной средой.Во второй половине XIX века разработка общих принципов политической экономии сменяется изучением различных проблем экономической практики. Джон Мейнард Кейнс отвергал неоклассические постулаты (А. Маршалл, Дж. Шумпетер), в частности, от рассмотрения рынка как идеального саморегулирующегося механизма, и считал необходимым предоставление государственных стимулов. Так посткейнсианцы (Дж. Робинсон, П. Сраффа, Н. Калдор и др.) выступали за более равномерное распределение доходов, ограничение рыночной конкуренции, реализацию системы мер по эффективной борьбе с инфляцией. Монетаристы (М. Фридман) рассматривали рынок как саморегулирующуюся систему и выступали против чрезмерного государственного вмешательства в экономику. Сторонники новой классической экономики (А. Лаффер, Дж. Гилдер, М. Эванс, М. Фельдштейн и др.) считали необходимым снижение налогов и предоставление льгот корпорациям, государство должно выполнять функцию оздоровления экономики. Приверженцы теории общественного выбора (Дж. Бьюкенен, Г. Таллох, М. Олсон и др.) ставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику, считая, что люди действуют только в своих интересах. Ученые этой школы последовательно развенчивают миф о государстве, у которого нет иной цели, кроме как заботиться об общественных интересах.С появлением институционализма приходит идея о том, что реальность намного сложнее. Объектом исследования должен быть не «хозяйственный человек», а всесторонне развитая личность.Можно сделать вывод, что международное сотрудничество в связи с анализируемой проблемой общественных благ может обеспечить в грядущем столетии решение проблем бедности, более равномерное распределение капитала, достижение постиндустриальной фазы национального и мирового развития экономики.ЗаключениеТаким образом, в экономике государства большое значение имеют общественные блага. Грамотная интерпретация, управление производством, распределением и потреблением являются необходимым условием эффективности и развития народного хозяйства. Общественные блага являются одним из важнейших аспектов, от которых зависит рост благосостояния субъекта, - одним из основных показателей качественного состояния производительных сил. Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством своим гражданам на равных правах и обладающие двумя свойствами: неконкурентностью и неисключаемостью. Различают чистые и смешанные общественные блага. К чистым общественным благам относятся блага, обладающие свойствами полной неконкурентоспособности, неубывающей, неделимости, неисключаемости. В связи с таким свойством чистого общественного блага, как неубывание, возникает проблема безбилетника - проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него. Смешанные общественные блага — это блага, имеющие совместный характер потребления с разной степенью исключения и убывающего потребления.Государственный и частный секторы участвуют в производстве общественных благ. Действия государственного сектора направлены на решение проблемы безбилетника и производства общественных благ, основной чертой которых является совместное потребление (оборона, полицейская деятельность, образование, строительство общественных объектов, водоснабжение, вывоз мусора и т.д.). Кроме того, государственный сектор регулирует производство в отраслях, где возникают условия для «естественной монополии», корректирует неблагоприятные социальные последствия рыночной экономики, порождающие (или закрепляющие) социальное неравенство, безработицу и бедность. Производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором, когда допущение о потребительском поведении как безбилетнике не работает, речь идет о клубных благах или имеются комплементарные частные блага.В России функции определяет государство. Для выполнения этих функций он назначает налоги и распределяет их между уровнями управления. Люди вынуждены платить налоги, соответственно отношения в паре "плательщик - чиновник" обратные - у чиновника больше власти. Население не может протестовать против размера налогов, возникают «черные» и «серые» теневые обороты, снижается мотивация населения, порождается коррупция. Назначаемость функций порождает неэффективность их реализации, так как основной потребитель товаров не может повлиять на их выбор.Например, муниципалитет решает, что селу нужна дорога к шахтам, и заказывает ее строительство. Дорогу в столицу области должен строить областной центр, люди платят дополнительный налог. Если людей мало, налог большой. Тогда людям выгоднее покупать внедорожники и ездить по проселочным дорогам. Строительство дороги, которая будет мало использоваться, означает чрезвычайно высокие номинальные тарифы. В регионах Сибири и Дальнего Востока, где плотность населения составляет 1-2 человека на км2, такие дороги малоэффективны.В России во многом сохраняется характерная для времен СССР структура товаров, хотя материальное производство является частным. Например, качество медицинского обслуживания заключается не в количестве оборудования, а в доступности самих услуг. Государственная медицина не имеет решения проблемы очередей, из-за чего наименьшая доступность приходится на долю людей, не имеющих свободного времени – молодых, работающих. Очереди заставляют переносить болезнь на ногах, провоцируя рецидивы. Индивидуальное потребление медицинских услуг решает эту проблему, эффективность здравоохранения становится выше.Требования обобществления экономики переводят такие блага, как образование, здравоохранение, культура и искусство, физическая культура и спорт, не являющиеся общественными по экономической сущности, в разряд общественных на политической основе для той части населения, которая не в состоянии оплатить потребление таких благ. Соответственно, финансирование таких пособий по отраслевому признаку не эффективно, так как оно предназначено для всего населения страны. Наилучший доступ к общественным благам в этом случае получают богатые, ухудшая возможности бедных. Например, региональные высокотехнологичные медицинские центры выгодны богатым — они получают более широкий доступ к услугам за определенную плату. Бедняки в большинстве случаев не смогут даже добраться до центра. Такая же ситуация и в образовании.Потребление таких товаров необходимо финансировать по программам, которые можно дифференцировать по категориям населения: предоставление стипендий одаренным студентам вузов, безвозмездное субсидирование образования для бедных, бесплатное лечение и больницы для бедных, субсидирование жилья и т. д. Программы гораздо эффективнее отраслевого финансирования именно потому, что проблема безбилетника в этих отраслях легко решается.Плата за потребление общественных благ (налоги) должна быть дифференцированной. Бедные не заинтересованы в получении всех общественных благ. Для них важны блага социальной направленности, но они должны предоставляться им бесплатно. Бедные должны быть освобождены от налогов вообще, богатые платят по принципу - чем богаче, тем больше. Их потребность в общественных благах тем больше, чем они богаче. «Плавное» налогообложение означает, что бедные платят за нужды богатых.России нужно осознать реальную ситуацию: страна очень бедная. В бедной стране необходимо увеличивать общественные блага как гарантию существования бедняков. В противном случае растет недовольство населения, что приводит к потере мотивации, обостряется социальная напряженность.Богатые в развитых странах должны платить больше налогов, чем в бедных, так как рыночная экономика определяет приоритет глобализации в мировой экономике, которая порождает интерес к рынкам и сырью, т. е. явно имеет интересы за пределами страны. Экономика высокотехнологичных стран экспансионистская.Сфера производства общественных благ – это - сфера кристаллизующая эффективность государства и достижение гармонии в обществе; - выполняя свои функции, государство должно стремиться к построению эффективной институциональной системы регулирования экономики (прежде всего, системы налогообложения) с позиции согласования интересов бизнеса, общества и самого государства; - любая из сфер производства общественных благ должна быть освобождена от излишней бюрократизации (бюрократизации); - в системе отношений государства и общества должны развиваться институты гражданского общества, главными из которых мы видим социально ориентированные партии и «некарманные» профсоюзы.Список использованной литературыАхророва, М.Ф. Некоторые аспекты государственного регулирования экономики: производство общественных благ и внешние эффекты / М.Ф. Ахророва // Вестник Таджикского государственного университета коммерции. – 2020. - №1(30). – С. 35-40.Артеменко, А.В. Институциональные формы и принципы развития локальных общественных благ / А.В. Артеменко, Р.Г. Абакумов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. - №4(30). – С. 17-22.Васковская, Е.Р. Общественные и корпоративные финансы с точки зрения теории общественных благ / Е.Р. Васковская, А.К. Шустова // Академия педагогических идей. Новация. Серия: студенческий научный вестник. – 2018. - №6. – С. 514-521.Вахитова, Л.Р. Переосмысление понятия общественных благ в цифровую эпоху / Л.Р. Вахитова, К.В. Кудрявцева // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: экономика и экологический менеджмент. – 2020. - №2. – С. 213-218.Ефимова, О.Н. Общественные блага и общественные издержки в условиях пандемии / О.Н. Ефимова // MODERN ECONOMY SUCCESS. – 2021. - №3. – С. 27-34.Еськова, В.А. Глобальные общественные блага: проблемные аспекты в экономике и международном праве / В.А. Еськова // Правовая позиция. – 2021. - №10(22). – С. 45-51.Князькова, Н.Е. Роль и значение общественных благ в экономике / Н.Е. Князькова, В.А. Танеева // Экономика регионов России: современное состояние и прогнозные перспективы. – 2019. – С. 96-100.Коновалова, М.Е. Трансформация процесса производства общественных благ в условиях новой информационной парадигмы / М.Е. Коновалова, А.В. Кравченко // Наука XXI века: актуальные направления развития. – 2021. - №1-1. – С. 418-422.Кравченко, А.В. Трансформация процесса производства общественных благ в условиях цифровизации / А.В. Кравченко, М.Е. Коновалова // Экономические науки. – 2020. - №192. – С. 246-249.Кичурчак, М. Концепт воспроизводства общественных благ в экономической теории / М. Кичурчак // Вестник Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Экономика. – 2018. - №1(196). – С. 33-39.Малахов, А.А. Общественное благо в концепции государства всеобщего благосостояния / А.А. Малахов, С.А. Михайлина // Экономические и социально-гуманитарные исследования. – 2021. - №4. – С. 80-88.Романова, Д.О. Фиаско рынка: незаинтересованность рынка в производстве общественных благ / Д.О. Романова // Аллея науки. – 2018. - №4. – С. 804-806.Седова, А.В. Общественные блага в системе классификации благ / А.В. Седова // Финансовый бизнес. – 2021. – №2. – С. 51-53.Харевич, Г.Л. О содержании существенных свойств общественных благ / Г.Л. Харевич // Научные труды республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2021. - №20-2. – С. 257-267.Худолей, Д.М. Конституционная экономика и конституционные основы общественного выбора в производстве и распределении общественных благ / Д.М. Худолей // Пермский юридический альманах. – 2020. – №3. – С. 262-270.Хужамагомедова, А.Г. Парадоксы общественных благ / А.Г. Хужамагомедова // INNOVATION SCIENCE. – 2019. – С. 124-126.Чубакова, Д.С. Общественные блага: проблема многогранности понятия / Д.С. Чубакова // Управление и экономика народного хозяйства России. – 2021. – С. 274-276.Шмарин, А.П. Подходы к оценке качества общественных благ / А.П. Шмарин, Н.З. Сафиуллин // Экономика в меняющемся мире. – 2020. – С. 673-678.Щетинина, С.А. Общественные блага: сущность, классификация / С.А. Щетинина, В.Н. Мосиенко // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. – 2019. – С. 39-41.Яковлева, Н.Г. Производство общественных благ как пространство развития человеческого потенциала: противоречия и потенциал советских практик / Н.Г. Яковлева // Экономическая наука современной России. – 2021. - №4(95). – С. 148-151.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!