Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологические предпосылки нарушения поведения у трудных подростков

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
4187386

500 руб.

Просмотров
725
Размер файла
117.22 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение …………………………………………………………………. 3

Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков…………………………………………………………….…..7

1.1 Содержательная характеристика понятия «Трудные подростки»...7

1.2 Причины и факторы нарушения поведения у трудных подростков………………………………………………………………...14

Выводы по главе 1………………………………………………………..20

Глава 2. Эмпирическое исследование психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков…………………………..21

2.1 Обоснование программы исследования предпосылок нарушения поведения у трудных подростков………………………………………..21

2.2 Анализ результатов диагностики предпосылок нарушения поведения у трудных подростков………………………………………..24

2.3 Направления работы образовательного учреждения по профилактике предпосылок нарушения поведения у трудных подростков………………………………………………………………...34

Выводы по главе 2…………………………….…………………………..38

Заключение……………………………………….……………………….39

Список использованной литературы………….…………………………41

Приложения……………………………………………………………….44

 

Введение

Актуальность проблемы исследования. Современный период развития общества характеризуется изменениями, охватывающими все сферы человеческой жизни. На фоне этих изменений именно подростки находятся в очень тяжелом положении вследствие несформованности собственной системы устойчивых моральных убеждений, ценностных ориентаций, которые нередко вызывают неадекватную реакцию на события окружающими жизни. Трудное материальное положение подавляющего большинства семей обуславливает ухудшение внутренне-семейных отношений. Недостатки школьного воспитания приводит к увеличению количества подростков, чье поведение выходит за пределы моральных норм. Т.П. Авдулова приводит данные, что криминальная активность несовершеннолетних значительно выше, чем у взрослого населения. Если на десять тысяч подростков в возрасте от 14 до 17 лет в течение года приходится около 120 преступлений, то на такое же количество взрослых - 90 преступлений [1, с. 3]. Но наиболее опасной и требующей внимания, тенденцией является увеличение за последние годы так называемых резонансных преступлений, которые отличаются особым цинизмом и жестокостью. Основными причинами этого являются социальная незрелость и психофизиологические особенности подростков, стремление пережить новые ощущения, повышенное желание независимости. Подобный сплав биологических и социальных факторов затрудняет социальную адаптацию подростков в обществе.Одной из главных причин криминализации подростков является недостаточное или неправильное воспитание в семье и в учреждениях общего образования. Именно в результате неправильного воспитания происходит деформация мотивационной и ценностно-смысловой сферы подростка и образуются отрицательные тенденции в развитии личности в форме наркомании, алкоголизма, проституции, бродяжничества и других антисоциальных действий. По этой же причине устойчивая криминальная ориентация среди несовершеннолетних преступников фиксируется значительно чаще, чем среди взрослых.Как указано в федеральном законе «Об образовании» и ФГОС, приоритетными направлениями государственной политики по развитию образования является формирование у детей и молодежи общечеловеческих ценностей, современного мировоззрения, развитие творческих способностей и навыков самостоятельного научного познания, самообразования и самореализации личности. Учитывая это существенного значения приобретает проблема своевременного выявления предпосылок нарушения поведения у трудных подростков.Степень научной проработки темы. На протяжении всего исторического пути развития цивилизации прослеживается понимание важности проблемы преодоления негативных отклонений в поведении подростков. К различным аспектам этой проблемы обращались античные мыслители: Аристотель, Демокрит, Платон. Не обошли вниманием указанную проблему отечественные мыслители, начиная еще с эпохи Киевской Руси (Владимир Мономах, Ярослав Мудрый). Психолого-педагогические основы указанной проблемы составляют теоретические и практические наработки ученых: И.Д. Беха, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, И.С. Кона и других. Проблема «трудных» подростков исследована А.А. Бесединым, А. И. Бондарчук, Л. М. Вольновой, Ю. А. Клейбергом, Т.С. Журжу, Е. В. Змановской, И. В. Кошевой, А. Д. Кресан, А. В. Шараповой и другими учеными. Социально-педагогическая профилактика нарушения поведения у трудных подростков в деятельности общеобразовательной школы: исследовано В. В. Афанасьевой.Анализ разработанности проблемы изучения психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков в литературе, показал, что на сегодня уже накоплен значительный теоретический и эмпирический материал по данной проблеме и его профилактики. Однако, до сих пор недостаточно раскрыты психологические предпосылки нарушения поведения у трудных подростков в условиях социально-экономического кризиса, который наблюдается сейчас.Цель исследования: выявить с помощью использования соответствующих психологических методик особенности и закономерности проявления психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков.Объект исследования: поведение трудных подростков.Предмет исследования: особенности и закономерности проявления психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков.Гипотеза исследования: мы считаем, что психологическими предпосылками нарушения поведения у трудных подростков можно считать наличие таких качеств, несдержанность, грубость, агрессивность, лживость, низкая учебная мотивация, проявление негативного отношения к обучению, низкие ценностные ориентации, девиантное поведение в семье.Согласно цели, объекту и предмету исследования задачами работы являются:1. Представить содержательную характеристику понятия «Трудные подростки»;2. Рассмотреть причины и факторы нарушения поведения у трудных подростков;3. Провести исследование предпосылок нарушения поведения у трудных подростков и проанализировать результаты;4. Описать направления работы образовательного учреждения по профилактике предпосылок нарушения поведения у трудных подростков.Методы исследования. Для достижения задач, что поставлены перед выполнением работы были использованы следующие методы: - теоретические: анализ психолого-педагогической литературы; анализ документации школьного психолога; изучение педагогического опыта;- эмпирические: наблюдение за воспитательным процессом; опрос педагогов и родителей (методы экспертной оценки, проективная методика «Школа зверей», методика Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко); процедуры качественной и количественной обработки эмпирических данных.Практическая значимость. Практическая ценность проведенной работы связана с возможностью диагностики, прогнозирования и обеспечения своевременной коррекции нарушений поведения трудных подростков.Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической и практической части, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложений.Глава 1. Научно-теоретические подходы к изучению психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков1.1 Содержательная характеристика понятия «Трудные подростки»Подростковый возраст характеризуется интенсивным ростом, в результате которого неравномерно развивается костно-мышечная система (мышечная масса отстает от темпов роста костной системы), поэтому возникает временная дисгармония в координации: расхлябанность, неуклюжесть. Наблюдается несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы: рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, что сопровождается повышенным артериальным давлением, нарушением ритма сердечной деятельности, быстрым утомлением. Происходит усиленное действие желез и внутренней секреции, которая влияет на функциональное состояние нервной системы. На базе этих изменений происходит ухудшение не только физического самочувствия, но и психического, все это приводит к определенному психологическому дискомфорту, повышенной раздражительности, вспыльчивости, утомленности, расстройству сна, что, в свою очередь, влияет на отношения со взрослыми, сверстниками, на поступки и поведение подростков.Больше всего на жизнь подростка, на его общее состояние и самочувствие влияет половое созревание, которое вызывает различные психофизиологические и психические отклонения, с которыми связаны трудности этого возрастного периода.Вышеперечисленные физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны между собой и с развитием психики ребенка. Она как правило развивается или равномерно, спокойно и счастливо, или мучительно, бурно, с нежелательными отклонениями. Эти изменения, зависят, конечно, от самого подростка, но в первую очередь – от родителей, учителей, воспитателей. Характер взаимоотношений взрослых с подростками, требования которые они ставят, отношения в семье-все это предопределяет определенную атмосферу, в которой подросток чувствует себя уверенно и легко или наоборот.Для воспитания уверенности в себе, защищенности, способности воспринимать себя членом семьи, коллектива, общества в целом, необходима достаточная интенсивность общения, взаимодействие с окружающим миром.Подросток должен чувствовать, что окружая его поддерживают. При этом следует учитывать то, что специфическим для подросткового возраста является стремление скорее всего получить статус взрослого человека, добиться самостоятельности и независимости, что может реализоваться как положительно, так и отрицательно. Подросток способен наравне со взрослыми участвовать в различных видах деятельности, а его стремление к оригинальности, новизне, лидерству позволяют ему достигать определенных успехов и даже приоритета в спорте, в искусстве, в различных видах творчества [12, с. 13].Именно в подростковом возрасте чаще всего проявляются акцентуации характера, как определяет Н.И. Бумаженко, – «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера слишком усилены, выражены ярко. Такие подростки на жизненные явления, при определенных обстоятельствах, реагируют неожиданно, не так, как другие; в стандартных ситуациях совершают неадекватные поступки; у них наблюдается низкий уровень противодействия негативным воздействиям окружающей среды. Поэтому, анализируя каждые нарушения нормального поведения подростка, следует понимать, что это не только желание навредить, сделать что-то неприятное, но и попытка обратить на себя внимание, защитить себя, самоутвердиться, почувствовать поддержку среди сверстников и взрослых, а также обостренное стремление к взрослости [4, с. 30].Особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий создает типичную социальную ситуацию развития в подростковом возрасте, которая часто влечет за собой конфликт подростка со взрослым окружением.Типичными чертами подростков являются стремление к новизне, оригинальности поведения (в том числе и с отклонениями), желание бороться, самоутверждаться, изменять существующую систему взглядов, которые принятые в среде ближайшего окружения, что, в свою очередь становится основой для норм и правил поведения.Таким образом, краткий анализ особенностей подросткового возраста объясняет, почему большинство педагогов- практиков считают многих подростков в той или иной степени трудными. Однако научные исследования убедительно свидетельствуют, что далеко не все подростки, которые нарушают нормы поведения и неадекватно реагируют на воспитательные воздействия, являются трудными. По этому поводу Б.С. Волков отмечает, что к разряду «трудных» попадают подростки, которым взрослые (воспитатели, родители) не смогли обеспечить бесконфликтный развитие и образование нового чувства взрослости [7, с. 8].Понятие «трудные дети» появилось в первой половине XIX в. к этой категории относили детей с ярко выраженными физическими недостатками-глухонемых, слепых. Несколько позже «трудными» стали называть беспризорных детей, а в конце ХІХ – начале ХХ в. – детей умственно отсталых.В 1929 году выдающийся психолог Н.П. Гога определил виды и типы данной категории детей, подлежат изучению: трудные дети в массовой школе, трудновоспитуемые дети в собственном смысле слова (безнадзорные, правонарушители, педагогически запущенные), психо - и невропатические дети, умственно-отсталые, слепые, глухонемые, логопаты, психически и физически больные [8, с. 28].Понятие «трудные дети» содержало в себе все случаи отклонений в развитии ребенка. Личность трудного ребенка И.В. Дубровина, Б.С. Круглов рассматривается в системе ее отношений в окружающей реальности, при этом трудный ребенок рассматривается как активная личность, продуцирующая определенные отношения с окружающей средой. «Трудность» не является устойчивым качеством личности, а проявляется в определенных ситуациях, которые зависят от внешних факторов и личностных особенностей ребенка [10, с. 40–65].В. Казанская в своих работах утверждает, что воспитательная работа имеет могучий потенциал и, что особых нарушителей нет, а есть люди, попавшие в сложное положение, «в тупик», определяющим же при работе с трудновоспитуемыми детьми является налаживание взаимоотношений ребенка с окружающей средой [14, с. 74].Итак, в начале ХХ века под термином «трудные» понимались все дети, которые нарушали моральные нормы. К этой категории относились дети с отклонениями в поведении (несовершеннолетние проститутки, бездомные, нищие, заброшенные дети; неуспевающие ученики, дезорганизаторы, испорченные воспитанием и отрицательным влиянием микросреды; несовершеннолетние правонарушители; дети, которые имели определенные отклонения в психическом и физическом развитии и др.). При этом проблема трудновоспитуемых детей рассматривалась учеными через призму негативного влияния среды, оздоровление которой было фундаментальной задачей воспитательной работы. Однако среда ошибочно понималось учеными как внешнее воздействие на уже сложившуюся личность ребенка, а это, в свою очередь, мешало исследователям четко определить диалектический взаимосвязь между социальной средой и личностью ребенка [10, с. 11-12].По утверждению В.А. Кулганова, В.Г. Белова, Ю.А. Парфёнова, трудный ребенок – это тот, у которого в силу разнообразных причин видим ненормальности, какие-то отклонения в поведении, учебной деятельности. Обычные методы и приемы воспитания, которые приводят к положительным результатам в работе с основной массой детей, с трудными детьми такого результата не приносят [14, с. 39]. По этому поводу А.М. Прихожан предостерегает, что послабления воспитательного воздействия большей частью приводит к усилению негативного действия окружающей среды, в результате чего снижается уровень воспитанности ребенка, возникает и закрепляется состояние его невоспитанности, педагогической запущенности, которая может перерасти в социальную, если воспитательные отношения в системе «воспитатель-воспитанник» не станут положительными [20, с. 39].Ребенок, подросток, что не поддается или трудно поддается воспитанию, становится трудным в воспитательном отношении, трудновоспитуемым (воспитание этих детей вызывает затруднения). Итак, исследовательница констатирует, что трудновоспитуемые - это такие категории учащихся, у которых под влиянием неблагоприятных для их развития социальных, психолого-педагогических и медико-биологических факторов происходят нарушения моральных отношений к обучению и норм поведения, снижение или потеря чувства ответственности за свои поступки» [9, с. 37-47]. У таких детей, как утверждает В. Шпак, возникают трудности с социализацией, трудно формируются моральные нормы и вследствие этого возникают отклонения форм поведения [15].Производным от термина «трудновоспитуемые дети» является понятие «трудновоспитуемость». При этом, как отмечает А.А. Реан, трудновоспитуемость-это следствие длительного воздействия на ребенка обусловленных окружающих раздражителей, которые модифицируют и накладывают отпечаток на психические особенности и социальную поведение ученика [22, с. 6].В педагогическом словаре указано, что «трудновоспитуемость – в широком понимании-понятие, объясняющее случаи трудностей, с которыми сталкивается педагог во время организации и осуществление воспитательного процесса. В вышком понимании термин «трудновоспитуемость» используется для обозначения максимально приближенного к норме уровня отклонений в поведении ребенка, нуждающегося соответствующего внимания и усилий воспитателя для его преодоления» [18, с. 90].Уточнить суть категории трудновоспитуемости позволит соотнесение ее с понятием педагогической запущенности, которая (аналогично и социальная запущенность), по мнению многих ученых, выступает предпосылкой трудновоспитуемости, поэтому «трудновоспитуемость» следует рассматривать как характеристику педагогически заброшенного ребенка. В частности, Н.А. Рождественская утверждает, что «педагогическая запущенность «характеризует историю воспитание подростка», а «трудный» – указывает на результат такого воспитания: общепринятые методы и средства педагогического действия малоэффективны или безрезультативны по отношению к нему. В большинстве случаев вследствие педагогической запущенности подросток становится тяжелым [24, с. 11].По нашему мнению, не совсем корректно выделять главное различие трудновоспитуемости педагогической запущенности по такому показателю, как периодичность нарушения правил поведения. Поскольку педагогически заброшенные-это те дети, которые не находились под действием надлежащих воспитательных воздействий как в семье, так и в разных учебно-воспитательных заведениях, то есть, это дети, с которыми плохо работали. У этих детей несформированные важны социальные качества личности, недостаточно развитые чувства, воля, самоконтроль, обусловливающий их неадекватную реакцию на педагогические воздействия. Педагогически заброшенные дети имеют существенные проблемы как в учебе, так и с дисциплиной (конфликты со сверстниками и учителями, пропуски занятий, вредные привычки). Но к ним можно применять обычные общепринятые принципы и средства воспитания и достичь положительного результата. Что касается трудновоспитуемых, то они, как отмечает В.Г. Стуканов, не подвергаются обычному влиянию родителей и педагогов, критически относятся к воспитательным усилиям и действуют на основе «собственной морали», ложных ценностей, норм и правил поведения, в обучении могут как отставать, да и нет. Дисциплину нарушают систематически как педагогически заброшенные, так и трудные дети, а периодически нарушают дисциплину обычные дети, которых не обязательно относить к категории трудных или педагогически заброшенных, потому как ребенок только учится вести себя в социуме [26].При этом мы согласны с мнением Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, которые отмечают, что педагогически запущенные дети отличаются именно несформированностью личности, незрелостью, что объясняется отсутствием правильного педагогического руководства, надлежащей организации жизненного пространства, внимания и поддержки со стороны родителей. Однако значительных искажений в формировании личности у этих учеников не замечается. Их негативное поведение чаще всего имеет реактивный характер, поскольку они способны понять свои проблемы и пытаются изменить себя [29].Итак, в научной литературе трудновоспитуемость рассматривается как психолого-педагогическая категория, которая определяет формы и причины трудностей, которые испытывает педагог при определении целей, выборе средств воспитание и перевоспитание учащихся. С трудновоспитуемостью тесно взаимосвязаны социальная и педагогическая заброшенность, они взаимодополняют и углубляют друг друга, при определенных условиях приводят к совершение правонарушений несовершеннолетними.Поэтому можем сделать вывод, что трудновоспитуемость внешне проявляется конфликтностью детей и подростков с окружением, грубостью, эмоциональной неуравновешенностью, что приводит к сложностям в исправлении поведения, необходимости приложения дополнительных усилий и средств со стороны педагога, особой внимания, индивидуального и личностно ориентированного подхода для их перевоспитания в условиях семьи, школы, коллективу.Трудновоспитуемость заключается в непринятии и противодействия подростка целеустремленным педагогическим воздействиям.Термины «трудные подростки», трудновоспитуемые подростки чаще всего употребляются как тождественные понятия, которые характеризуют учащихся с негативным отношением к педагогическому процессу и морально-правовым норм, установленных в обществе. Впрочем, в ряде исследований указано, что понятие «трудные подростки» следует использовать для характеристики несовершеннолетнего, который особенно болезненно переживает кризис переходного возраста и не умеет решать свои проблемы социально приемлемым образом. Такие подростки характеризуются внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы.1.2 Причины и факторы нарушения поведения у трудных подростковКак любое действие, поведение имеет цель или мотив, обусловленные психобиологическими особенностями личности, ее возрастными особенностями, социальным опытом, общим развитием. Соответственно, отмечают российские ученые А.А. Волков, О.В. Чурсинова нарушения поведения у трудных подростков могут появляться в нескольких плоскостях:- как особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность нервных процессов или их заторможенность; их устойчивость или слабость; повышенная активность или пассивность ребенка; сосредоточенность и рассеянность; разговорчивость или замкнутость; импульсивность и непредсказуемость, повышенная возбудимость и аффективность, и т. п);- как социально обусловленные качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, капризность, упрямство, грубость, озлобленность, агрессивность, жестокость);- как низкая общая культура, негативное отношение к моральных норм и правил, к окружающим людям (бестактность, равнодушие, необязательность, невыполнение задания, пропуски занятий, прогулы, бродяжничество, конфликты с ровесниками и взрослыми, копирование образцов асоциального поведения, ориентация на узкогрудые интересы и ценности);- как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических средств, увлечение азартными играми) [6, с. 176]. Нарушения поведения у трудных подростков имеют свою специфическую природу и ученые в сферах психологии и педагогики по-разному трактуют причины формирование отклонений в поведении подростков. В.В. Терещенко выделяет следующие факторы возникновения нарушений поведения у подростков: неуспеваемость, эмоциональная незрелость, гиперактивность, нарушения коммуникаций, одиночество, вредные привычки, социальная некомпетентность [27]. В.Г. Стуканов выделяет биологические факторы (нарушение умственного развитию дефектов слуха, хора, речи, телесные дефекты), психологические факторы (акцентуации характера), социально – психологические факторы (дефекты в школьном, семейном воспитании) [26].А.В. Торхова приводит следующие факторы нарушения поведения у трудных подростков: заболевание, повышенная возбудимость, импульсивность, неблагополучие в семье, стремление к независимости и самостоятельности, отставание в учебе, стрессовые ситуации, конфликты с родителями, низкая эмоциональность и тому подобное [28].В.Г. Казанская отмечает, что есть факторы, которые приводят к неблагополучному взрослению. В литературе указано три группы: нарушение динамизации, стабилизации и оптимизации [14].Т.А. Родермель, считая регулятором поведения человека его личностные качества, отмечает, что отклоняющееся поведение подростков часто связано с определённой средой и типом ситуации [23].Некоторые психологи, занимающиеся проблемой девиаций, считают, что одним из важнейших факторов являются внутренние семейные отношения. Проблеме проявления нарушения поведения у трудных подростков, вызванной неблагополучной ситуацией в семье, посвящены работы В.Г. Бочаровой, Ю. Р. Вишневского, Г.А, Гурко, А. Н. Елизаровой, Е.Н, Заборовой, Б.С. Павловой, Г.П. Орловой, В.Г. Поповой и др. Семья в первую очередь есть системой социального функционирования человека. Неблагополучные семьи характерны аморальным поведением по отношению подростков, пьянством, ссорами между родителями и т.п. По мнению В.Г. Казанской, семейное неблагополучие связано с пьянством и агрессией. Родителей и их друзей видели 50% подростков, 15 – 20% наблюдали как взрослые дерутся. В таких семьях возникает психологическое напряжение, и дестабилизация отношений в семье, вызывает депрессивные состояния, недовольство, конфликтность в супружеских отношениях. Дестабилизированная семья, как самый важный социальный институт не может качественно выполнять свои функции, а родители не в состоянии воспитывать подростков [14].Согласно подходу Н.П. Фетискина, В.В. Козлова на нарушения поведения у трудных подростков влияют следующие факторы [29]:1. Биологические. По мнению Н.И. Бумаженко [4] к этой группе факторов принадлежащих как наследственно-генетические особенности (половые различия, возрастные особенности, физическая конституция, выносливость, состояние и типологические свойства нервной системы, внутриутробное развитие), так и психические отклонения (нервно-психическое здоровье, психические расстройства и аномалии).2. Психологические. И.А. Дроздецкая обнаружили, что нарушения поведения у трудных подростков часто связано с типологией характера [9].Ученые установили взаимосвязи между типом акцентуации характера и нарушением поведения у подростков. Например, астеноневротический тип акцентуации у подростков характеризуются проявлениями аффекта, для подростка с эпилептоидного типа акцентуации характерны изменения настроения от злобного до печального, сопровождающегося растущим раздражением [5]. Ю.В. Александрова, которая также изучала связь акцентуаций и девиации, обнаружила что подросткам шизоидного типа акцентуации характерны алкоголизм, участие в групповых правонарушений. Ученые считают, что при неустойчивом типа акцентуации в раннем подростковом возрасте проявляется увеличенная тяга к ничегонеделание, асоциальных компаний, курение, употребление алкоголя [3].Кроме акцентуаций следует обратить внимание на психопатию как фактор нарушения поведения у подростков. Психопатия - форму аномального характера личности. Роберт Д. Хаер разработал диагностические критерии психопатии, к которых относятся отсутствие чувства вины, бессердечие, паразитарный стиль жизни, патологическая лживость, завышенная самооценка, склонность к одиночеству и т.п.3. Социально - психологические. Что касается социальных факторов, то современные исследователи в своих научных исследованиях в качестве факторов нарушения поведения у подростков отмечают психологический климат в семье, следовательно, фактор семьи следует считать одним из самых важных.Также следует отметить, что еще одним социально-психологическим фактором что может стать причиной нарушения поведения у трудных подростков – школьная дезадаптация.Выявлено, что школьная дезадаптация является одним из факторов нарушения поведения у подростков, ведь именно педагогические ошибки, особенно на более ранних этапах обучение, порождают психосоциальные проблемы личности, которые носят дезадаптированный характер. Школа на каждом возрастном этапе ставит перед личностью трудны жизненные задачи. В случае, когда у личности своевременно не формируются психологические способности, помогающие решить эти трудности, они становятся проблемой не только для самого подростка, но и для его родителей, педагогов.Обычно различают три основных вида проявления школьной дезадаптации: неуспеваемость в учебе, нарушение эмоционально –личностного нарушения к педагогам, систематические нарушения поведения в процессе обучения [11, с. 102]. Выделяются различные факторы, приводящие к совершению подростками правонарушений: социальная среда; неблагоприятные условия морального формирование личности несовершеннолетних, выступающих основной причиной возникновение антиобщественных взглядов; недостатки в моральном и трудовом воспитании учащихся; плохая организация их досуга; ошибки и упущения в деятельности государственных органов, учебных коллективов и общественных организаций в борьбе с подростковой безнадзорностью и правонарушениями [13; 18; 23 и др.].Наряду с отрицательным влиянием указанных обстоятельств обращают себя внимание недостатки и упущения воспитания в семье, особенно в неблагополучных семьях. Наиболее пагубное влияние на них оказывает конфликтная атмосфера таких семей, которые отношением и поведением прививают им грубость, жестокость, неуважение к нормам поведения и другие негативные качества. Также наблюдается и другая тенденция. Большая часть правонарушителей проживает в полных, внешне благополучных семьях, многодетных семьях с другом, реже двумя подростками-учениками. Родители, однако, проявляют неумение, а порой и нежелание воспитывать своих подростков.Проявления нарушений поведения у трудных подростков можно увидеть в следующих характеристиках:- наличие четко выраженных эгоистических, общественно негативных, в том числе аномальных, не свойственных возрасту потребностей (употребление наркотиков, курение, употребление спиртных напитков, бродяжничество, склонность к половым извращениям);- наличие примитивных, утилитарных, аномальных потребностей;- извращенная направленность таких потребностей, как потребность в самозащите, в обществе, в общении, что приводит к искаженным представлениям о дружбе, обществе, долге, чести;- деформация духовных, познавательных, эстетических потребностей;- потеря интереса к обучению (причины этого явления крылись в недисциплинированности, частых пропусках занятий, бродяжничестве, хулиганстве).- развитие интереса по отношению к обычаям и традициям той микросреды, в которой общается подросток, к традициям группы, к которой причисляет себя подросток;- крайний индивидуализм, стремлением исполнять свои желания вопреки требованиям окружающих, общества;- сосредоточение интересов на зрелищах, видео, игровых клубах и компьютерных играх;- гипертрофия интереса к зрелищам, к их развлекательной стороне за счет ослабления эстетических интересов к чтению книг, к музыке, театру;- низкая культура досуга, интерес к бесцельному времяпрепровождению, частые переходы от одного занятия к другому при общем бездействии и отсутствия трудолюбия [7].Таким образом, в целом проблеме нарушения поведения у трудных подростков уделено много внимания. В педагогической и психологической литературе определяют несколько факторов возникновения нарушения поведения у подростков: биологические факторы, такие как дефекто-когнитивных функций, как наследственно-генетические особенности типология и акцентуации характера; социально психические, такие как акцентуации характера, важным фактором является семья, климат в семье.Выводы по главе 1В ходе проведённого анализа научной литературы нами сделаны следующие выводы:Подростковый период-наиболее эмоциогенный, критический период развития, связанный со специфическими эмоциональными и возростными трудностями. Он является периодом кризиса адаптационного равновесия. В связи с этим возникает вопрос о связи стрессовых расстройств в подростковом возрасте с особенностями эмоционального развития. Подростковый возраст считается особенно «эмоционально насыщенным» и поэтому в этом возрасте подростки склонны к нарушениям поведения.Трудные в воспитательном отношении подростки-это обычные дети, у которых имеется специфическая личностная особенность – трудновоспитуемость, характеризующаяся дефектами развития и нарушением норм и правил поведения. А значит, к категории трудных подростков относим подростков, которые являются физически и умственно здоровыми, однако при этом осуществляют сознательное или бессознательное сопротивление целенаправленному педагогическому воздействию, у них наблюдаются проблемы с принятием ценностных ориентаций, сформированностью морально-волевых качеств и нарушения норм и правил поведения, что затрудняет становление их как личностей. Они остро нуждаются в личностно ориентированном подходе со стороны педагогов и внимания родителей и сверстников.Мы рассмотрели причины и факторы влияющие на нарушения поведения у подростков. При проявлениях нарушений в поведении педагогу надо внимательно изучить причины вызвавшие данное поведение и оказать педагогическую поддержку подростку.Глава 2. Эмпирическое исследование психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков2.1 Обоснование программы исследования предпосылок нарушения поведения у трудных подростковАнализ теоретических аспектов изучения психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков показал, что применительно к данному возрасту проблема является очень актуальной. Социальные условия влияют на развитие девиаций у подростков. В связи с этим во второй главе этого исследования была поставлена цель- исследовать психологические предпосылки нарушения поведения у трудных подростков. Для достижения данной цели решались задачи:1) изучить состояние проблемы нарушения поведения трудных подростков;2) подобрать диагностический инструментарий для исследования подростков с нарушениями в поведении.3) провести диагностическое исследования и проанализировать результаты.4) предложить направления работы образовательного учреждения по профилактике предпосылок нарушения поведения у трудных подростков.Для решения первой, диагностической, задачи мы прежде всего изучили научную литературу [9; 17; 19; 27 и др.] И отметили, что существует четыре вида диагностики: медицинская, психологическая, педагогическая и социально-педагогическая. В школе можно использовать все виды диагностики, выявляя особенности развития подростков (уровень тревожности, агрессии, учебной мотивации, отклонений в поведении), причины возникновения девиантного поведения, факторы, влияющие на его возникновение, критерии оценки взвешенностиДля полноценного исследования психологических причин девиантного поведения подростков нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ СОШ № 31. В исследовании приняли участие трудных 46 подростков в возрасте от 14 до 15 лет, обучающихся в 8-9 классах, 20 родителей, 4 классных руководителя.Как показывает анализ научной литературы, показателями поведение девиантного поведения подростков является: грубость, протестные формы поведения, лживость, недисциплинированность, эмоциональную несдержанность [24].Относительно данного факта на первом этапе исследования мы определили критерии для изучения состояния проблемы педагогической поддержки подростков с нарушениями в поведении. Ими стали: 1) деформация мотивационно-ценностной сферы учащихся; 2) проблемы саморегуляции;3) эмоциональные проблемы.Для исследования мы использовали методы экспертной оценки. Для изучения наличия эмоциональных проблем была использована проективная методика «Школа зверей» (Приложение 1). В качестве критерия, говорящего о склонности к девиантному поведению, был выбран в нашем исследовании уровень агрессивности подростков. Для его оценки мы взяли методику Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко (Приложение 2).Также было проведено анкетирование родителей и педагогов. В диагностике участвовали родители в количестве 20 человек. Для них нами была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов, с помощью которых выявлялась учебная мотивация, ценностные ориентации, проявления отклонений в поведении.1. Как вы считаете, нравится ли вашему ребенку учиться? а) так нравится; б) нравится иногда; в) не нравится.2. Как часто вы помогаете делать ему домашнее задание?3. Как часто вам ребенок грубит:а) часто; б) иногда; в) редко.4. В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?а) ребенок сдерживает свой гнев;б) очень редко грубит, когда что-то не получается; в) грубит, когда очень устал;г) грубит, когда отрываю от компьютера; д) постоянно грубит, у него такой характер.5. Разговариваете ли вы с ребенком о правилах поведения, делаете ему замечания?а) разговариваем постоянно, хотим, чтобы вырос воспитанным человеком;б) да, разговариваем и делаем замечания, у нас есть семейные правила, традиции, ребенок должен их соблюдать;в) стараемся не навязывать свою позицию, пусть сам решает, что делать в той или иной ситуации;г) ребенок уже большой, сам разберется как правильно поступить, главное, чтобы ему было хорошо;д) с правилами поведения у нас строго, ребенок знает, что за невыполнение их ждет наказание.6. Есть ли у ребенка домашние обязанности? а) да; б) по требованию; в) нет.7. Как часто ребенок приходит к вам на помощь в домашних делах? а) часто; б) иногда; в) редко.Ответы суммировались по критерию, отдельно родителей и отдельно учителей (Приложение 3). Помимо вышеперечисленных методов, была проведена с подростками беседа, в которой оценивались ответы на следующий вопрос:Как вы отнесётесь к тому, что- тебе предложат выкурить сигарету;- ваш одноклассник попробует спиртные напитки;- на ваших глазах толкнут собаку;- от обиды начнут ломать в кабинете мебель;- предложат принять участие в акции помощи старому человеку.Варианты ответов: а) крайне положительно; б) положительно; в) нормально; г) безразлично; д) отрицательно; ж) крайне негативно.Таким образом, благодаря анализу результатов по выбранным методикам будут выявлены причины 2.2 Анализ результатов диагностики предпосылок нарушения поведения у трудных подростковПрежде всего методом экспертного оценивания были выявлены наличие и степень выраженности представленных выше критериев. Их мы конкретизировали показателями, представленными в таблице 1.Таблица 1. Листы оценивания поведения подростковКритерии оценки Количество ответов («+»)Количество ответов («-»)Деформация мотивационной сферы87Отсутствие мотивации49Срывы занятий63Отказ от выполнения заданий (учебной деятельности)87Низкая успеваемость87Низкая познавательная активность140Деформация ценностной сферы20Нарушение правил поведения20Вызывающее поведение63Неконтролируемое поведение40Грубость по отношению к одноклассникам / учителей10Лживость87Проблемы саморегуляции1Побеги из дома2Грубость и сквернословие51Курение3Кражи 4Критика взрослых4Драки, нанесение телесных повреждений2Эмоциональные проблемы20Тревожность63Агрессивность40Импульсивность10Листы оценивания были предложены классным руководителям 8-х и 9-х классов. В отношении каждого ребенка педагоги заполняли такие листы. Результаты, полученные с помощью метода экспертной оценки, где экспертами выступили классные руководители, позволившие отметить, что среди учеников 8-9-х классов (всего оценивалось 46 человек) уже наблюдаются, хотя и в незначительном количестве, проявления девиантного поведения. При этом нами отмечено, что классные руководители указали на проблемы в мотивационной сфере подростков (17% не имеют мотивации обучения), а также ценностной (30% подростков нарушают правила поведения), что говорит о необходимости обратить на них внимание. Кроме того, подросткам в силу их возрастных особенностей трудно регулировать свое поведение (17% подростков грубят), поэтому случаи отклонений в нем говорят о важности работы в этом направлении. Поскольку подростки допускают грубость и сквернословие нужно воспитывать у них не только способность сдерживать свои чувства и мысли, но и вежливость и чуткость по отношению к другим людям, особенно взрослым.Для оценки сформированности учебной мотивации, наличие которой в данном возрасте обусловливает развитие, так как учебная деятельность-это деятельность ведущая, мы использовали методику неоконченного предложения. Подростки должны были закончить предложения:1. Мне нравится учиться, потому что ...2. Мне не нравится учиться, потому что ....Оценивая ответы, мы получили следующие результаты: (28%) любят учиться. При этом, как оказалось, познавательные мотивы не являются приоритетными. Только 28% опрашиваемых ответили, что учиться нравится, потому что «они получают знания», «Становятся умнее», «получают образование». Другим детям (46%) нравится учиться, потому что «это позволит получить хорошую профессию и заработать в будущем средства на покупку дома, машины и др.», «Нравится получать хорошие оценки», «нравится быть школьником», «Нравится быть вместе с друзьями». Это все равно говорит о положительный процесс школьной адаптации, который не приведет при такой ориентации к девиантному поведению.В то же время часть учеников (76%) указали на то, что им не нравится учиться, потому что «трудно», «не интересно», «просто не хочу», «Есть много других интересных дел» и др. этот контингент учеников попадает в «группу риска». Своей отстраненностью от учебной деятельности, нелюбовью к ней они демонстрируют не сформированность не только мотивационной, но и ценностной сферы (отсутствие ответственности, легкомыслие, капризность). Это уже в ближайшем будущем может вылиться в прогулы занятий, отставание по предметам, недисциплинированность (нарушение дисциплины на уроках, грубость и др.), То есть в девиантное поведение. Подросткам также предлагалось продолжить следующие высказывание: Если я знаю, что поступил неправильно, то ...Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно ...Когда в моем присутствии обижают человека, я ...Когда ложь становится единственным средством сохранения доброго отношения ко мне, я ....Каждое высказывание определяло готовность признать свою ошибку, прийти на помощь, пойти на обман, способность к саморегуляции (таблица 2).Таблица 2 Сформированность эмоциональной и ценностной сферы подростковКритерийГотовность признать свою ошибкуГотовность прийти на помощьГотовность пойти на обманСпособность к саморегуляцииКол-во%Кол-во%Кол-во%Кол-во%46 уч-ов1226102323501226Обработка и интерпретация результатов показали, что только одна четвертая опрошенных подростков (26%) готова признавать допущенные ошибки, дав категорический ответ: «попрошу прощения», «обязательно извинюсь» и т.п. Оказался высоким процент подростков, готовых открыто прийти на помощь тому, кого обижают. Таковых оказалась только (23%).Подростки указали в большинстве своем (61%) на то, что предпочтут необходимого занятия перед интересным, но необязательным.50% подростков, участвующих в опросе, готовы сохранить хорошее отношение к себе путем обмана.Данные результаты говорят о высоких тенденциях среди подростков к проявлению девиантного поведения.Для изучения наличия эмоциональных проблем была использована проективная методика «Школа зверей» (Приложение 1). Используя этот рисуночный тест, были отмечены тенденции в рисовании, которые говорят о агрессию: часть подростков изобразили животных с острыми клювами, иглами, выступами на плечах, когтями (30%). В то же время встретились рисунки со слабым нажимом линий, истиранию, разрывом линий, что говорит о тревожности, неуверенности (24%).Важно, что очень мало рисунков содержали вступающие сюжеты зверей в разговор, совместные действия животных. Это говорит о респондентах следующее: они дружелюбные, общительные, в большинство своем хорошо контактируют в группе одноклассников (89%). Лишь некоторые рисунки (23%) отражали школьную тематику, что подтвердило результаты экспертной оценки: большинство подростков имеют низкую учебную мотивацию. В то же время в большинстве рисунков не сказалась школа и учебная деятельность (50%). Скорее всего эти подростки не осознают своих задач в роли школьников, учеников. Эти же утверждения подтверждаются неяркими, тусклыми, иногда мрачными цветами, используемыми при рисовании.Следует отметить, что когда подросткам предлагалось завершить предложение, ответов, указывающих на нелюбовь к учебе, было больше. В рисунках подростки запечатлели скрытое (возможно, неосознаваемое) отношение к учебной деятельности. Возможно, в письменной форме некоторые подростки пытались намеренно выразить негативное отношение. Может быть, хвастались своей смелостью (бравировали) перед другими детьми, а может, выражали внезапно возникшие негативные эмоции (по поводу полученной неудовлетворительной оценки).В диагностике участвовали родители в количестве 20 человек. Для них нами была составлена анкета, состоящая из 7 вопросов, с помощью которых выявлялась учебная мотивация, ценностные ориентации, проявления отклонений в поведении.Результаты опроса родителей показали, что детям не нравится учиться (85%), 5 родителей выбрали ответ «иногда нравится» (25%), 3 отца считают, что их детям нравится учиться (15%).Почти все родители, за исключением двух, помогают детям делать уроки (90%), что, с одной стороны, говорит о том, что есть родительская опека, внимание, подростки под присмотром, а с другой стороны, что подростки привыкли к несамостоятельности, надеются на помощь родителей, что снижает их ответственность.На важный для исследования вопрос о наличии проявлений девиантного поведения («Как часто ребенок грубит?») Были получены следующие ответы (таблица 3).Таблица 3Как часто ребенок грубит?Варианты ответаЧастоИногдаРедкоКол-во%Кол-во%Кол-во%№ 204201260420Результаты говорят о том, что подростки в большинстве своем грубят (80%), но часто грубят, по мнению родителей, только 20% подростков (рис. 3.)Рис.1. Проявление грубости в подростковом возрастеДанные результаты свидетельствуют о несдержанности подростков, слабую способность выражать свое недовольство другим способом.На вопрос «В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?» родители указали на следующее (таблица 4):Таблица 4 В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?Варианты ответовПытается сдерживать свой гневОчень редко грубит, когда что-то не выходитОчень редко грубит, когда очень усталГрубит, когда отрывают от компьютераПостоянно грубит, у него такой характерКол-во%Кол-во%Кол-во%Кол-во%Кол-во%20210420525735210Полученные результаты говорят о том, что большинство подростков, хоть редко, но грубят родителям (90%), из них более одной трети раздражается, если отрывают от компьютера (35%), 10% подростков, по мнению родителей, имеют «плохой характер», 25% не сдерживают себя. Это скорее всего говорит об элементарной невоспитанности. Это скорее всего говорит об элементарной невоспитанности (рис. 2)Рис. 2. В каких ситуациях чаще всего проявляется грубость, раздражительность?Пятый вопрос предполагал выявление стиля воспитания в семье. ответов мы узнали, что авторитарное воспитание (ответ «д»), которая предусматривает строгость, наказание на неповиновение, нарушение правил поведения, продемонстрировали только 2 семьи (10% опрошенных). При этом, мы допускаем, что не все ответы были искренними. Ответы «разговариваем постоянно, хотим, чтобы вырос воспитанным человеком» и «да, разговариваем и делаем замечания, у нас есть семейные правила, традиции, ребенок должен их соблюдать» связанные с демократическим стилем воспитания, который отражает заинтересованность именно в воспитанности ребенка, формировании ценностных ориентаций. Таких семей оказалось 10, что составило 50% от общего числа опрошенных. Остальные семьи мы отнесли к семьям с попустительским стилем воспитания («стараемся не навязывать свою позицию, пусть сам решает, что делать в той или иной ситуации»; «ребенок уже большой, сам разберется как правильно поступить, главное, чтобы ему было хорошо»). Таких семей немало - 40%. Причем, 4 семьи (20%) указали на возможность самостоятельного выбора ребенком своего поведения, в котором он должен руководствоваться личными предпочтениями. Данные результаты свидетельствуют о том, что родители потакают возникновению девиаций своим попустительством.Последние два вопроса анкеты «Есть ли у подростка домашние обязанности?» и «Как часто подросток приходит к вам на помощь в домашних делах?» дали возможность выявить, приучаются ли в семьях подростки к труду, взаимопомощи (таблиц 5, 6).Таблица 5Есть ли у подростка домашние обязанности?Варианты ответаДаПри необходимостиНетКол-во%Кол-во%Кол-во%20315168015Полученные результаты говорят о том, что родители привлекают подростков к труду в случае необходимости, целенаправленного воспитания ответственности, стремления помочь в большинстве семей нет.Таблица 6Как часто подросток приходит к вам на помощь в домашних делах?Варианты ответаЧастоИногдаРедкоКол-во%Кол-во%Кол-во%206301050420Ответ на последний вопрос анкеты показал, что подростки не спешат на помощь в домашних делах. 70% подростков, со слов их родителей, видящих работу по дому обязанностью взрослых, не приучающихся к труда, могут равнодушно отнестись к усталости родителей, которые не позаботятся об их отдых, заранее вымыв посуду, пропылесосив пол и др.В качестве критерия, говорящего о склонности к девиантному поведению, был выбранный в нашем исследовании уровень агрессивности подростков. Для его оценки мы взяли методику Г. П. Лаврентьева и Т. М. Титаренко [25].Родителям подростков (20 опрашиваемых) и классным руководителям предлагалось оценить поведение учеников по каждому из 20 высказываний. Если это характерно для ребенка (оценивалось 20 учеников), ставилось 1 балл. Согласно полученным результатам, исследуемые подростки в меру агрессивные. Наиболее яркими для подростков, с точки зрения родителей, являются следующие качества, как раздражительность, ворчливость, несдержанность. Следует отметить, что педагоги более критично подошли к оценке проявлений у подростков разных качеств. Они указали на раздражительность, несдержанность и конфликтность (готовность ссорится), раздражительность, нежелание признавать свои ошибки, назойливость, нетерпеливость.По мнению родителей, высокая агрессивность (15-20 баллов) свойственна 10 подросткам (50%), средний уровень свойственен 4 ученикам (20%), у остальных подростков (30%) низкий уровень агрессии.Оценки учителей оказались не такими сдержанными: 15 человек (75%), по их мнению, имею высокий уровень агрессии, 3 - средний (15%), только 2 (10%) - низкий. Следует сказать, что в школе подростки, возможно, менее сдержанны, выплескивая агрессию на учителей и одноклассников.Все сказанное говорит о том, что агрессивное поведение - это проявление девиантного поведения. Помимо вышеперечисленных методов, была проведена с детьми беседа, в которой оценивались ответы на следующий вопрос:Результаты оказались очень интересными: подростки выразили негативное отношение к предложению приобщиться к вредным привычкам: «негативно» -40%, «крайне негативно» - 10%, «безразлично» - 50%. Это говорит о том, что половина подростков могут иметь вредные привычки.У большинства подростков не развито чувство жалости. Они безразлично отнесутся к формам насилия (50%), что настораживает и ориентирует на работу с такими подростками.Готовность помочь другому (нуждающемуся в материальной помощи) присуща не всем детям: ответ «положительно» дали только 20% учащихся, в основном (50%) ответили «нормально». 5 подростков (30%) ответили, что не видят в этом смыла, ведь у каждого человека есть родственники, которые обязаны ему помогать.Отношение к проявлениям агрессии не так принципиально. В ответе на этот вопрос, учащиеся выбрали ответы «нормально» (40%), «безразлично» (20%), меньшинство к проявлениям агрессии относятся «отрицательно» (15%) и «крайне негативно» (5%). Многие подростки, которые ответили «негативно», «нормально», пытались оправдать такое поведение обстоятельствами, предлогом.Подводя итоги исследования, мы сделали следующие выводы:1. Существует проблема нарушения поведения у подростков, о чем говорит наличие таких качеств, несдержанность, грубость, агрессивность, лживость и др.2. В ходе исследования мы выявили психологические причины проявления нарушениями в поведении у подростков: а) деформация мотивационно-ценностной сферы учащихся; б) проблемы саморегуляции; в) эмоциональные проблемы.3. Большинство подростков имеет низкую учебную мотивацию, при этом около 65% подростков находятся в зоне риска, выражая негативное отношение к обучению.4. Ценностные ориентации подростков, изучены методами экспертного оценивания, анкетирования, беседы, оказались не очень высокими: 47% подростков не готовы признавать свои ошибки, готовы ради сохранения своей чести пойти на бесчестные поступки (на ложь, обман), 55% не готовы вступить открытое противостояние, вступиться за обиженного; не готовы помочь пожилому человеку; 50% не осуждают несдерживаемую агрессию.5. Опрос родителей и педагогов показал, что у подростков проявляется грубость, раздражительность, склонность к агрессии и неспособность ее сдерживать, что говорит о наличии девиантного поведения.Таким образом, анализ результатов диагностики показал, что психологическими предпосылками нарушения поведения у трудных подростков можно считать наличие таких качеств, несдержанность, грубость, агрессивность, лживость, низкая учебная мотивация, проявление негативного отношения к обучению, низкие ценностные ориентации, девиантное поведение в семье. 2.3 Направления работы образовательного учреждения по профилактике предпосылок нарушения поведения у трудных подростковА. В. Шарапова считает, что направления работы образовательного учреждения по профилактике д предпосылок нарушения поведения у трудных подростков должны строиться в сотрудничестве семьи, школы, и внешкольного учреждения (рис. 3). Мы согласны с таким утверждением и предлагаем коррекционную программу для трудных подростков «я учусь владеть собой».Цель: развитие эмоциональной регуляции у подростков, предупреждение и снижение тревожности, агрессии, страхов, повышение уверенности в себе и т.д.Задача: овладение средствами и способами анализа своего негативного (агрессивного) поведения, а также поведения других людей. Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у трудных подростков.-118110-72390Семейное воспитаниеВнеурочная и внешкольная деятельностьУчебно-воспитательная деятельностьПрименение программы коррекции девиантного поведения; внедрение системы специальных диагностических и коррекционных методик; специальные группы коррекции; индивидуальный подход; народные игры; встречи с воспитанными людьми; конкурсы, соревнования.Упражнения в правильном поведении во время учебных занятий и на переменах; перевоспитание дидактическими средствами во время изучения школьных предметов; использование положительных литературных и жизненных примеров; стимулирование правильного поведения; дидактические игры; педагогический такт педагоговВоспитанность членов семьи; поведение родителей, других членов семьи; бытовые требования; приучение и упражнения как методы перевоспитания; педагогический такт родителей.Исправлено поведение подросткаСистема воспитательных коррекционных средств и воздействий00Семейное воспитаниеВнеурочная и внешкольная деятельностьУчебно-воспитательная деятельностьПрименение программы коррекции девиантного поведения; внедрение системы специальных диагностических и коррекционных методик; специальные группы коррекции; индивидуальный подход; народные игры; встречи с воспитанными людьми; конкурсы, соревнования.Упражнения в правильном поведении во время учебных занятий и на переменах; перевоспитание дидактическими средствами во время изучения школьных предметов; использование положительных литературных и жизненных примеров; стимулирование правильного поведения; дидактические игры; педагогический такт педагоговВоспитанность членов семьи; поведение родителей, других членов семьи; бытовые требования; приучение и упражнения как методы перевоспитания; педагогический такт родителей.Исправлено поведение подросткаСистема воспитательных коррекционных средств и воздействийСемейное воспитаниеВнеурочная и внешкольная деятельностьУчебно-воспитательная деятельностьПрименение программы коррекции девиантного поведения; внедрение системы специальных диагностических и коррекционных методик; специальные группы коррекции; индивидуальный подход; народные игры; встречи с воспитанными людьми; конкурсы, соревнования.Упражнения в правильном поведении во время учебных занятий и на переменах; перевоспитание дидактическими средствами во время изучения школьных предметов; использование положительных литературных и жизненных примеров; стимулирование правильного поведения; дидактические игры; педагогический такт педагоговВоспитанность членов семьи; поведение родителей, других членов семьи; бытовые требования; приучение и упражнения как методы перевоспитания; педагогический такт родителей.Исправлено поведение подросткаСистема воспитательных коррекционных средств и воздействийСемейное воспитаниеВнеурочная и внешкольная деятельностьУчебно-воспитательная деятельностьПрименение программы коррекции девиантного поведения; внедрение системы специальных диагностических и коррекционных методик; специальные группы коррекции; индивидуальный подход; народные игры; встречи с воспитанными людьми; конкурсы, соревнования.Упражнения в правильном поведении во время учебных занятий и на переменах; перевоспитание дидактическими средствами во время изучения школьных предметов; использование положительных литературных и жизненных примеров; стимулирование правильного поведения; дидактические игры; педагогический такт педагоговВоспитанность членов семьи; поведение родителей, других членов семьи; бытовые требования; приучение и упражнения как методы перевоспитания; педагогический такт родителей.Исправлено поведение подросткаСистема воспитательных коррекционных средств и воздействийРис. 3. Целостная система воздействий на трудных подростков с целью коррекции их поведения [36, с. 11].Приведем некоторые примеры игр, в которых ребенок или подросток может выражать свою агрессию в социально приемлемой форме.Занятие № 1. Игра «Крикни громче!».Цель: посредством создания ситуации принятия, нейтрализовать вербальную агрессию.Данное упражнение является одним из методов, применяемых, когда ребенок или подросток часто использует ненормативную лексику либо просто обзывается. Методика может быть использована как родителями, так и психологами. При очередной ситуации, когда подросток применил какие-то ненормативные слова, отцу или матери (или психологу) обязательно нужно выяснить, насколько ребенок вообще понимает значение тех слов, которые произносит. Если она понимает их смысл, провести беседу, ответив на вопросы:Почему он употребляет именно эти слова?Чем они ему нравятся? Что для него значат?Объяснить, как чувствуют себя люди, по отношению к которым адресуются ругательства.Предложить ребенку решить эту проблему, заинтриговав его тем, что предложить прогуляться в такое место, где он может говорить эти слова, сколько хочет, и его никто не будет там за это ругать ...На следующий день или в ближайшее время после такого разговора предложить ему прогуляться в лес. Привести ребенка на какую-нибудь, достаточно дальнюю полянку (где вас никто не сможет услышать), остановившись по середине, объявить, что это то самое место, где он может очень, очень громко произносить все ругательства, какие хочет.После этого, постараться сделать так, чтобы подросток произнес все известные ему негативные слова, причем не один раз, с каждым разом усиливая их громкость. Последним разом считается тот повтор, когда вы почувствуете, что ребенок уже действительно устал и не хочет больше кричать плохие слова. По окончанию этой процедуры надо похвалите его за то, что он так громко умеет кричать, и скажите, что вы в месте с ним придете сюда снова, если у него возникнет желания воспроизвести все то, что он выкрикивал. Потом просто как будто ничего и не было вернуться домой. Желательно об этом случае не кому не рассказывать, чтобы не поставить ребенка в неприятную, негативно окрашенную ситуацию.Занятие № 2. «Общение - это ....». Цель: знакомство с приемами общения; расширение представлений о способах самоанализа и самокоррекции в сфере общения, развитие базовых коммуникативных умений.А. Невербальное общение. «Передай другому»Ход упражнения. Дети сидят в кругу и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен "взять" его соответствующим образом и назвать. Затем он предлагает уже другой, свой предмет следующему по кругу. Упражнение повторяется до тех пор, пока все не примут участие.Обсуждение- Легко или трудно было передавать предмет?- Кому легко?- А в чем были трудности?- Легко или трудно было отгадывать предмет?- Кому было легко?- А в чем заключались трудности?Занятие № 3. Как сказать «нет»Цель: обучение навыку отказа.Ход упражнения: Для подростков овладение этим навыком имеет большое значение, так как им сложно бывает отказать другому, особенно если этот человек настойчив. Подросткам часто бывает трудно определить, в каких случаях следует отказывать или соглашаться.«Бывают ситуации, в которых сказать «да» значит сделать хуже себе, а сказать «нет» - сделать хуже другим. Если мы говорим «нет», то чувствуем себя виноватыми и одинокими. Однако отказ не означает разрыва отношений с человеком. Для того чтобы не оттолкнуть другого, надо проявить сочувствие, сопереживание, «послушать сердце» этого человека. Иными словами, " нет " надо говорить, учитывая чувства другого человека и при этом знать свои цели. Например: «Я вижу, вы очень расстроены, но у меня сейчас нет времени на это дело».Способность сказать «нет» повышает вашу оценку в глазах других людей. Эта способность так же важна, как и способность сказать «да».Труднее всего отказывать близким людям, например родителям, которые не только заботятся о своих детях, но и отвечают за их жизнь и здоровье, а также предъявляют к ним требования, которые надо выполнять .Шаги упражнения:1. Выслушай просьбу спокойно, доброжелательно.2. Если что-то неясно, попроси разъяснения - так же, как и в случае критического замечания.3. Оставайся спокойным и скажи «нет». Коротко объясни, почему ты отказываешь.4. Если собеседник настаивает, повтори «нет» без объяснений. «Если вы отказали, человек может попытаться манипулировать вами, вызвать чувство вины. Важно не реагировать на манипуляции и оставаться внутренне сосредоточенным на главном содержании просьбы и причине вашего отказа. Лучший способ отказать настойчивому собеседнику - повторять «нет» в ответ на его попытки продолжить разговор.Примеры ситуаций: друг просит тебя подежурить за него; уличный торговец пытается продать тебе ненужную вещь.Далее приводится основное содержание упражнений для отработки наиболее значимых для подростков навыков (шаги, комментарии, примеры моделируемых ситуаций).Выводы по главе 2Проведенное эмпирическое исследование проблемы подтвердило результаты проведенного теоретического анализа научной литературы: в подростковом возрасте нарушения поведения только начинают проявляться, хотя могут наблюдаться уже и ростки делинквентов форм у некоторых школьников.В ходе изучения трудных подростков с нарушениями в поведении мы выделили следующие психологические причины: деформация мотивационно-ценностной сферы учащихся; проблемы саморегуляции; эмоциональные проблемы.Так же мы эмпирическим путем выявили, что психологическими предпосылками нарушения поведения у трудных подростков можно считать наличие таких качеств, несдержанность, грубость, агрессивность, лживость, низкая учебная мотивация, проявление негативного отношения к обучению, низкие ценностные ориентации, девиантное поведение в семье. Далее мы предложили направления работы образовательного учреждения по профилактике предпосылок нарушения поведения у трудных подростков. ЗаключениеВ ходе проведенного исследования нами были сделаны следующие выводы:1. Понятие «трудные подростки» характеризует учащихся с негативным отношением к педагогическому процессу и морально-правовым норм, установленных в обществе. Впрочем, в ряде исследований указано, что понятие «трудные подростки» следует использовать для характеристики несовершеннолетнего, который особенно болезненно переживает кризис переходного возраста и не умеет решать свои проблемы социально приемлемым образом. Такие подростки характеризуются внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивостью эмоционально-волевой сферы.2. Нарушения в поведении у подростков можно охарактеризовать так: по сути-это действия (поступки) человека, которые соответствуют официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам; по качеству - имеет разрушительный характер для личности (нарушение процесса социализации, дезадаптация) и общества (нарушение социальных норм); по проявлению-проявляется в поведенческом характере противодействия установленным моральным и правовым общественным нормам; может выступать средством достижения значимой цели,способом психологической разрядки или удовлетворения блокированной потребности, способом переключения деятельности, как самоцель в самореализации и самоутверждении.Было обнаружено, что подростков с нарушениями в поведении влияют как внутренние (биологические), так и внешние (социальные) факторы. Виды отрицательного поведения различаются не только степенью тяжести, но и мерой вовлечения к противоправным действиям.Формы девиантного поведения отличаются направленностью на себя или на других и выражается в нарушении соответствующих возрастных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений, в повторяющихся асоциальных поступках.3. Для полноценного исследования психологических предпосылок нарушения поведения у трудных подростков нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ СОШ № 31. В исследовании приняли участие 46 трудных подростков в возрасте от 14 до 15 лет, обучающихся в 8-9 классах, 20 родителей, 4 классных руководителя.Как показывает анализ результатов исследования у трудных подростков проявляется грубость, протестные формы поведения, лживость, недисциплинированность, эмоциональную несдержанность. Следовательно, анализ результатов диагностики показал, что у трудных подростков существует проблема нарушения поведения, мы выявили наиболее характерные проявления данных нарушений. На основании результатов исследования мы сделали вывод, что психологическими предпосылками нарушения поведения у трудных подростков можно считать наличие таких качеств, несдержанность, грубость, агрессивность, лживость, низкая учебная мотивация, проявление негативного отношения к обучению, низкие ценностные ориентации, девиантное поведение в семье.4. Далее мы предложили направления работы образовательного учреждения по профилактике предпосылок нарушения поведения у трудных подростков. Мы считаем, что предложенное взаимодействие педагогов, родителей и внешкольного образования, а также описанные игры и упражнения могут способствовать развитию способности делиться своими переживаниями; развитию навыков отражения и узнавания внешних эмоциональных проявлений; снижению эмоциональной нестабильности у трудных подростков.Таким образом, в ходе проведенного исследования цель достигнута, все задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение. Список использованных источниковАвдулова Т.П. Психология подросткового возраста / учебное пособие для студ. учреждений высш. образования. - М.: Академия, 2014. - 240 с.Акажанова А.Т. Девиантология / Учебное пособие. - Алматы: Нур-пресс, 2008. — 114 с. Александрова Ю.В. Возрастная психология. Характеристика психологических особенностей подростков и юношей. – М.: Современный гуманитарный университет, 1999. - 66 с.Бумаженко Н.И. Девиантное поведение и его профилактика / Курс лекций. - Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. - 147 с.Виртуальная обучающая квест-игра «Волшебный остров». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bioumo.ru/education/pupils/games/quest_ gen01.phpВолков А.А., Чурсинова О.В. Психологические представления подростков об агрессивном поведении в условиях телевизионного влияния / Монография. - Ставрополь: Секвойя, 2017. — 224 с.Волков Б.С. Психология подростка. - М.: Академический Проект, 2017. — 240 с. Гога Н.П. Психология девиантного поведения / Учебное пособие. - Харьков: Народная украинская академия (НУА), 2020. — 80 с.Дроздецкая И.А. Психология девиантного поведения / Учебно-методическое пособие. - Томск: Издательство Томского государственного педагогического университета, 2018. - 108 с.Дубровина И.В., Круглов Б.С. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет. - М.: Педагогика, 1988. — 192 с. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. - СПб.: Речь, 2008. - 336 с. Иванов В.Г., Запалова А.В. Повышение познавательной активности обучаемых при использовании интерактивного тренажера. В сб.: Актуальные проблемы инфотелекоммуникаций в науке и образовании (АПИНО 2018). VII Международная научнотехническая и научнометодическая конференция. 2018. С. 25Ильина В. Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2017. - 1100 с.Казанская В. Подросток. Трудности взросления. - СПб.: Питер, 2006. - 240 с.Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол / Учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. — 200 с.Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. - Минск: Беларусь, 1988. — 204 с.Кулганов В.А., Белов В.Г., Парфёнов Ю.А. Профилактика социальных отклонений (превентология). - СПб.: СПбГИПСР, 2011. - 244 с.Мэтьюз Эндрю. Прорвемся! Как справиться с проблемами. - М.: Эксмо, 2011. – 176 с.Польская Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом возрасте: профилактика и основы психолого-медико-педагогической помощи / Методические рекомендации. - М.: Центр защиты прав и интересов подростков, 2019. - 58 с.Прихожан А.М. Тревожность у подростков и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 304 с. Райс Ф., Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2012. — 816 с.Реан А.А. Психология подростка / Учебник. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 480 с. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты. - М.: Научный инновационный центр Международный институт стратегических исследований, 2019. — 70 c.Рождественская Н.А. Девиантное поведение и основы его профилактики у подростков. - М.: Генезис, 2015. – 87 с.Роллингз Эндрю, Моррис Дэйв. Проектирование и архитектура игр: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. С. 3943.Стуканов В.Г. Педагогическая профилактика девиантного поведения несовершеннолетних. - Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2019. — 146, [2] с. Терещенко В.В. Современный подросток в системе отношений взаимодействия ребёнок-взрослый / Монография. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. — 172 с.Торхова А.В. Профилактика противоправного поведения школьников / Пособие для педагогов общеобразовательных учреждений. - Минск: НИО, 2009. - 120 с.Фетискин Н.П., Козлов В.В. Трудные подростки. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2018. — 544 с.Шнейдер Л. Девиантное поведение подростков и подростков. - М.: Академический Проект, Трикста, 2005. - 87 с.Приложение 1Проективная методика «Школа зверей»Позволяет выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Анализ изображенного дает возможность сделать некоторые предположения о тех трудностях, которые возникли у подростков в процессе учебной деятельности. Может проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.Оборудование: бумага, цветные карандаши.Инструкция. Сейчас мы с вами совершим необычайное путешествие в волшебный лес. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза. Представьте, что мы оказались на солнечной лесной поляне. Послушайте, как шумят листья над головой, мягкая трава касается ваших ног. На полянке вы видите «Школу зверей». Посмотрите вокруг. Какие звери учатся в этой школе? А какой зверь в ней учитель? Чем занимаются ученики? А каким животным вы видите себя? Что вы при этом чувствуете? Проживите эти чувства в себе. Вы можете находиться еще некоторое время в этой школе зверей, пока я буду считать до 10, а потом откройте глаза. Вы побывали в «школе зверей». А теперь возьмите карандаши и бумагу и попробуйте нарисовать то, что видели. Посмотрите внимательно на свой рисунок и найдите то животное, каким могли бы быть вы. Рядом с ним поставьте " х " или букву "я".Интерпретация 1. Положение рисунка на листе. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в коллективе, недостаточность признания со стороны окружающих. Положение рисунка в нижней части - неуверенность в себе, низкая самооценка. Если рисунок расположен на средней линии, то у ребенка все в норме.2. Контуры фигур. Контуры фигур анализируются по наличию или отсутствием выступов (типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнение линий - все это защита от окружающих. Агрессивная-если выполнена в острых углах; со страхом или тревогой - если имеет место затемнение контурной линии; с опаской, подозрительностью-если поставлены щиты, заслоны.3. Натиск. При оценке линий необходимо обратить внимание на давление. Стабильность нажима говорит об устойчивости, слабый нажим - о проявлении тревожности, очень сильный-о напряженности. О тревожности может свидетельствовать разорванность линий, наличие обводов, следы истирания.4. Наличие деталей, соответствующих органам чувств, - глаза, уши, рот. Отсутствие глаз свидетельствует о неприятии информации, изображение ушей (тем более крупных и детально прорисованных) говорит о заинтересованности в информации, особенно касающейся мнения окружающих о себе. Открытый, заштрихованный рот-о легкости возникновения страхов. Зубы-признак вербальной агрессии.5.Анализ качества и взаимодействия персонажей показывает особенности коммуникативных отношений. Большое количество поступающих в разные отношения друг с другом (играют, изображены в учебной деятельности и т.д.) и отсутствие разделяющих линий между ними говорит о благоприятных взаимоотношениях с одноклассниками. В противном случае можно говорить о трудностях в построении контактов с другими учениками.6. Характер отношений между животным-учителем и животным, изображающим ребенка. Необходимо проследить, нет ли противопоставления между ними? Как расположены фигуры учителя и ученика по отношению друг к другу?7. Изображение учебной деятельности. В случае отсутствия изображения можно предположить, что школа привлекает ребенка внеучебными сторонами. Если же нет учеников, учителя, учебной или игровой деятельности, рисунок не изображает школу зверей или людей, то можно сделать предположение, что у ребенка не сформировалась позиция ученика, он не осознает своих задач как школьника.8. Цветовая гамма. Яркие, жизнерадостные тона говорят о благополучное эмоциональное состояние ребенка в школе. Мрачные тона могут свидетельствовать о неблагополучии и подавленном состоянии.Приложение 2Методики исследования агрессивностиМетодика уровня агрессивности (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко)Опросник включает 20 вопросов, где каждый положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл.1. порой и кажется, что в него вселился злой дух. 2.Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.4.Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.5.Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.7. он не прочь подразнить животных. 8. переспорить его трудно.9. очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.11.В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.12. Часто не по возрасту ворчлив.13. воспринимает себя как самостоятельного и решительного. 14. любит быть первым, командовать, подчинять себе других.15.Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.16. Легко ссорится, вступает в драку.17.Старается общаться с младшими и физически более слабыми. 18.У него нередки приступы мрачной раздражительности.19.Не уважает сверстников, не уступает, не делится. 20.Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.Показатели: Высокая агрессивность - 15-20 баллов. 95Средняя агрессивность - 7-14 баллов.Низкая агрессивность - 1-6 баллов.Карта наблюдения за подросткомКритерии наблюденияКак проявляетсяСила проявленияЧасто теряет контроль над собой123Часто спорит, ругается со взрослымиЧасто отказывается выполнять правилаЧасто специально раздражает людейЧасто обвиняет других в своих ошибкахЧасто сердится и отказывается сделать что либоЧасто завистливый, МстительныйЧувствительный, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (подростков и взрослых),которые нередко раздражают егоПриложение 3Результаты оценки уровня агрессивности подростков Критерии оценкиРодителиПедагогиКол-во%Кол-во%1. порой кажется, что в него вселился злой дух5253152. он не может промолчать, когда чем-то недовольный6308403. Когда кто-то причиняетему зло, он обязательнопытается отплатитьтем же4208404. иногда ему без всякойпричины хочетсявыругаться5253155. бывает, что он изудовольствием ломает вещи,что-то разбивает, потрошит6308406. Иногда он такнастаивает на чем-то, чтоокружающие теряюттерпение4208407. Он не противподразнить животных5253158. переспорить еготрудно6308409. очень сердится, когдаему кажется, что кто-тонад ним подшучивает42084010. Иногда у него вспыхиваетжелание сделать что-топлохое, шокируяокружающих52531511. в ответ наобычные распоряжениястремится сделать всенаоборот63084012. Часто не по возрастуворчливый42084013. Воспринимает себя каксамостоятельного и решительного52531514. любит быть первым,командовать, подчинятьсебе других63084015. неудачи вызывают унего сильноераздражение, желаниенайти виновных42084016. легко ссорится,вступает в драку52531517. Стараетсяобщаться смоложе и физическислабее63084018. у него нередкиприступы мрачнойраздражительности42084019. не считается ссверстников, неуступает, не делится63084020. уверен, что будь-задачу выполнитлучше всех420840


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.