это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4215898
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава I. Теоретический анализ особенностей психической взаимосвязи внимания и воли 5
1.1.Понятие внимания 5
1.2. Воля как психический процесс личности 11
1.3. Психическая взаимосвязь внимания и воли 14
Выводы по I главе 17
Глава II. Методы изучения внимания и воли 19
2.1. Методы исследования внимания и воли 19
2.2. Методики исследования внимания и воли 21
Выводы по II главе 28
Заключение 29
Список использованных источников и литературы: 30
Введение
Современную жизнь отличает стремительное течение. И находясь под постоянным информационным потоком, мы замечаем и улавливаем лишь ничтожную часть нужно информации. При этом это испытывают люди разного возраста: пожилые люди, которые сталкиваются с множеством цифровых нововведений и необходимостью понимать и справляться с возникающими трудностями. Работающие люди среднего и молодого возраста, которые в данный момент более эффективны в избирательности и умением выделять главное в потоке информации. Школьники и дети дошкольного возраста, которые учатся процессу познания и по-разному реагирующие на происходящие процессы вокруг них. Всё, что мы воспринимаем, зависит от нашего внимания, это сторона нашего сознания, как деятельность, направленная на объект. Если человек внимателен, направленность его мыслей регулируется его волей и направленностью деятельности. На наш взгляд наиболее актуальным является изучение взаимосвязи внимания, как ведущего познавательного процесса и проявления воли человека. Различные свойства внимания изучали, давали свои объяснения и строили теории многие ученые, например Л.С. Выготский, Ж. Годфруа, П.Я. Гальперин, К.Д. Ушинский, В.В. Давыдов, А. Валлон, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ж.Пиаже, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, А.В. Запорожец, К. Коффка и др. Наряду с вниманием, волю многие ученые относят в числу жизненно важных психических явлений в становлении личности. Вопросами теории воли в разное время занимались И.П. Павлов, К.И.Корнилов, С.Я.Рубинштейн, Дж.Уильям и другие. В процессе жизни у ребенка преобладают рефлекторные движения, далее в своем возрастном развитии некоторые инстинктивные. Самыми поздними, сознательными являются волевые движения, это сопровождает сосредоточенность, внимание на тех или иных объектах человеческой деятельности. Это и определило тему нашей работы «Психическая взаимосвязь внимания и воли». Цель работы: изучить психическую взаимосвязь внимания и воли человека.Объектом исследования являются психические процессы внимания и воли.Предметом – взаимосвязь внимания и воли человека.Для достижения цели поставим следующие задачи исследования: проанализировать теоретические источники по проблеме внимания и воли человека;выделить и описать психическую взаимосвязь этих психических процессов;изучить методы и методики исследования по выбранной теме;Методы исследования: анализ психологической литературы по проблеме; методики определения различных свойств внимания, воли, волевых проявлений человека.Работа состоит из введения, двух глав – теоретической и методической, заключения и списка литературы.Глава I. Теоретический анализ особенностей психической взаимосвязи внимания и волиПонятие вниманияПсихику человека отличает ее избирательность. Все сенсорные процессы (ощущения, восприятия, впечатления) обеспечивают нормальное протекание познавательных процессов человека. Благодаря вниманию человек может выбрать и сосредоточиться на одном объекте с максимальной ясностью и отчетливостью. Внимание увеличивает полноту и точность восприятия человека«Внимание – это сквозной психический процесс, состоящий в избирательной направленности психической деятельности на объект» [5].Это всеобъемлющий процесс, который придает направленность и избирательность психической жизни человека, а значит, эта сосредоточенность на определенном объекте в тоже время отключает психику от других объектов. Переход внимания с одного занятия на другое – это переключение, а погружение в одно занятие – это сосредоточение. Об процесса взаимно дополняют друг друга и сосуществуют. Если человек направляет на что-либо свое внимание, то одновременно и сосредоточивается на этом, и наоборот.Этот процесс является опорой для остальных процессов, внимание непосредственно участвует в организации всех познавательных процессов (ощущения, восприятия, мышления) и выполняет функции:1) главная функция внимания – выбор значимых раздражителей и игнорирование всех несущественных;2) удержание сосредоточенности на деятельности до тех пор, пока не будет цель достигнута;3) функция контроля и регуляции деятельности человека.Таким образом, это сложное явление, которое одновременно является и процессом (сенсорное, перцептивное) и состоянием (сосредоточенность); и свойством личности (наблюдательность).В основе физиологии внимания лежит общая активация мозга, которая связанна с работой ретикулярной формации. В этом процессе выделяют несколько уровней, они, в свою очередь, обеспечивают различные процессы внимания. Функция внимания состоит в том, чтобы ориентировать психику на какой-либо объект. А чтобы событие было воспринято, необходимо вызвать ориентировочную реакцию, она и позволит сориентировать на него все органы чувств, таким образом, внимание - это рефлекторный процесс и возникает в результате ориентировочного рефлекса.«Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. В нервной системе наиболее сильное возбуждение принято называть доминантой, все прочие очаги в нервной системе – субдоминанты. Важнейшим механизмом, обеспечивающим внимание, является механизм доминанты. Доминанта – временно господствующий в коре очаг возбуждения, который тормозит работу других нервных центров» - писал Ухтомский А.А. [9]Это открытие А.А.Ухтомского играет важную роль в понимании процесса внимания, дает много возможностей для исследования доминантных очагов, процессов возбуждения и торможения, действие посторонних раздражителей, а также как можно усилить основной доминантный очаг. Этот очаг возбуждения, доминанта, является условием высокой концентрации, а также позволяет длительно сосредотачивать внимание. Так особо увлекаясь, человек может не обращать внимания на некоторые неудобства, а том числе и физиологические (чувство голода, холода, затёкшие мышцы при неудобной позе, посторонние люди и т.д.).Благодаря такой сложной физиологической системе, внимание удерживает устойчивость на объекте и осуществляет контроль поведения.Внимание служит предпосылкой возникновения и развития мышления и воли человека, оно активирует процессы восприятия и памяти. «Деятельность субъекта всегда опосредована установкой - целостным неосознаваемым отражением действительности как ситуации удовлетворения актуальной потребности. Отбор впечатлений, концентрация психической энергии на них и, как следствие, ясность и отчетливость соответствующих содержаний психики обусловлены установкой, а не процессом внимания» [9].Различные ученые сходятся во мнении, что существует несколько видов внимания, так как направленность и сосредоточенность психической деятельности бывает произвольной или непроизвольной. В связи с этим и внимание произвольное, непроизвольное, послепроизвольное. Произвольное внимание полностью осознаваемо и подконтрольно, направлено на поставленную задачу; непроизвольное внимание, рефлекторно, основано на ориентировочном рефлексе, включается при новизне, резкости, контрасте, значимости объекта; послепроизвольное внимание удерживается на возникшей доминанте (включенном интересе).Непроизвольное внимание – это простой пассивный вид внимания. Оно возникает само по себе, не зависит от сознания человека. Все причины (физические, психические и психофизиологические), которые его вызывают, ученые разделили на четыре группы. яркие, отличающиеся от общего фона, раздражители. Чем сложнее и интереснее, чем сильнее и чаще стимул повторяется, тем легче он может привлечь к себе внимание.Непроизвольное внимание вызывается внешними причинами, которые соответствуют внутренним чувствам, мыслям человека в этот момент.Непроизвольное внимание включается духовными, профессиональными интересами и ожиданиями человека, общая направленность личности – именно такие объекты могут включить этот вид внимания.Возникновение чувств в ответ на внешний раздражитель также включает непроизвольное внимание.Следующий вид внимания – произвольный, полностью управляется психикой и является продутом работы сознания, он напрямую связан с волей человека, его называют волевым вниманием, преднамеренным и конечно же активным. Именно этот вид внимания является самым продуктивным, активно регулирующим протекание психических процессов личности. Непроизвольное и произвольное внимание тесно связаны друг с другом, так как произвольное внимание возникло из непроизвольного.Послепроизвольное внимание носит целенаправленный характер. В начале деятельности человек прилагает волевые усилия, но затем входит в работу и увлекается ею. Содержание и процесс деятельности становятся интересными и значимыми, человек получает удовольствие от самого процесса достижения цели. Такой вид внимания связан с сознательными целями, сопровождается сознательными интересами. В этом виде внимания мало проявляются волевые усилия.Также внимание обладает разными свойствами, прежде всего к ним относятся: устойчивость, избирательность, переключение, концентрация, распределение и объем. Устойчивость внимания - это способность человека на определенное время сосредоточиваться на одном и том же объекте. Это свойство внимания зависит от особенностей материала, степень его понимания и трудности, отношения к нему со стороны личности, на сколько он заинтересован в нем, а также индивидуальные особенности личности.Избирательность внимания – это способность выбирать значимые стимулы и не обращать внимания на второстепенные. Например, параллельные занятия во время учебы у студентов. Если предмет лекции студентом хорошо изучен, то он в это время может выполнять более значимые и сложные задания, одновременно присутствуя на лекции. Возникает вопрос, на сколько эффективно будут усвоены материалы по обоим предметам при такой передаче информации.Переключаемость внимания – это способность человека сознательно и осмысленно перемещать внимание с одного объекта на другой. Это умение быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации, а также способность к переключению по-другому гибкость внимания. Это свойство внимания тренируется для повышения профессиональных качеств во многих специальностях. Застревание в предыдущих заданиях и объектах свойственно людям с различными ограниченными возможностями здоровья.Концентрация внимания – это фокусирование внимания, другими словами это та область, на которой сосредоточена вся психическая или сознательная деятельность. Под этим свойством имеют ввиду степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Это свойство отражает физиологическую основу внимания, а именно «следствие возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга» [8].Распределение внимания – это способность человека выполнять несколько видов работы одновременно, то есть уметь концентрироваться и управлять несколькими параллельными процессами. Например, одновременно слушать музыку и учить уроки, что часто происходит в современных семьях не совсем распределение внимания, так как музыка становится фоном, а не является непосредственно воспроизводимом процессом. Например, «Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Вероятно, что в данном случае несколько дел совершаются не совсем одновременно: скорее всего, здесь имеет место очень быстрое чередование внимания от одного к другому» [5]. Еще В. Вундт доказал, что «человек не может сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности: в тех случаях, когда один из видов выполняемой деятельности полностью автоматизирован и не требует присутствия внимания» [2].Объем внимания – это то количество впечатлений, которое может быть с полной ясностью и отчетливостью воспринято в одном акте внимания. Это свойство внимания меняется в зависимости от того, на сколько человек владеет материалом и приемами структурирования материала, а значит отчасти научным мышлением.По подсчетам В.Вундта, «человеческое сознание может охватить одновременно от 16 до 40 простых впечатлений, в то время как внимание способно подготовить организм к реагированию одновременно на гораздо меньшее количество впечатлений – от 6 до 12 – такого же характера. Отсюда делается совершенно ясным его избирательный характер» [2].Различные свойства внимания взаимосвязаны, например, распределяя внимание на множество объектов, его интенсивность на отдельный объект становится значительно меньше. Следует отметить, что большая или меньшая способность распределять внимание имеет существенное значение для успехов в той или иной профессии. Одни занятия требуют большей распределяемости внимания, другие, напротив, могут удачно выполняться лицами и со слабой способностью к распределению.Различные ученые сходятся во мнении, что распределение внимания есть обратный процесс переключаемости внимания.Таким образом, внимание – это процесс проявления выборочно-ориентированной направленности психической деятельности сознания. Оно взаимосвязывает основные психические процессы, одновременно участвует и подчиняется эмоциональным, волевым проявлениям в виде произвольного внимания.1.2. Воля как психический процесс личностиПсихическая и физическая деятельность человека состоит из конкретных действий - произвольных и непроизвольных. Они отличаются самим принципом их возникновения. Произвольные действия осуществляются под контролем сознания и возникают из-за проявления определенных усилий человека для достижения поставленной сознанием цели. Это и есть волевая регуляция или воля. Само понятие воля пронизывает другие психические стороны человека, она выражается в направленности человеческой деятельности. Человек осознанно – внешне и внутренне – преодолевает возникающие трудности, решает поставленные перед ним задачи, совершает действия и поступки.«Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных движений относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося звука и т.д. Непроизвольный характер носят и выразительные движения: при гневе человек непроизвольно стискивает зубы, при удивлении поднимает брови, когда чему-то радуется, то начинает улыбаться» [6].Волевое поведение противоположно непроизвольному, осознание действий и их результативность целиком зависят от значимости поставленной цели. Так воля может стимулировать, активизировать, либо наоборот затормозить любую деятельность человека. В основе такой регуляции активности личности лежит физиологический механизм взаимодействия возбуждения и торможения центральной нервной системы. Сами волевые действия делятся на простые и сложные. «Простое волевое действие – побуждение к действию переходит в самодействие почти автоматически» [8].Сложные волевые действия требуют последовательных шагов для достижения цели, достижения промежуточных результатов. Именно поэтому волевой процесс проходит свои стадии развития. Разные авторы выделяют от 3 до 6 стадий:«1) возникновение побуждения и постановка цели;2) осознание имеющихся возможностей;3) появление мотивов (за и против этих возможностей);4) борьба мотивов и выбор;5) принятие решения (одной возможности);6) осуществление принятого решения» [8].В начале волевого процесса сама потребность возникает как образ, что-то желаемое и пока еще неосознаваемое. Затем потребность усиливается и возникает желание, которое побуждает человека к действиям и решениям. Человек начинает оценивать свои возможности для осуществления желаемого, при этом возникает несколько противоречивых, несогласованных между собой желаний и человек не может выбрать, какое желание следует осуществить. Это состояние человека называют борьбой мотивов, в которой ярко выражается воля, постепенно формулируется цель и принимается решение. Как только эти этапы пройдены, начинается планирование отдельных шагов к достижению цели, определяются пути и средства. Начинается реализация плана, человек начинает действовать.Само понятие воля очень многогранно, ученые выделяют силу воли как некая способность, которая помогает преодолевать затруднения на пути к цели. Чем сложнее препятствия, тем больше силы воли требуется. И именно препятствия могут объективно показать проявляемый субъектом уровень силы воли. Все волевые качества личности относятся к фенотипической характеристике возможностей человека. К ним относятся и моральные компоненты воли, которые человек приобретает в процессе воспитания, и генетические, которые присущи человеку с рождения из-за особенностей нервной системы. Например, быстрое реагирование на события, страх, умение долго терпеть, растерянность зависят от врожденных особенностей человека (силы и слабости нервной системы, ее лабильности).Следовательно, волевые качества состоят из трех компонентов: морального - собственно психологического, физиологического - волевое усилие и нейродинамического - типологические особенности нервной системы. К таким качествам относят выдержку, целеустремленность, терпеливость, настойчивость, упорство, смелость, решительность.Выдержка и самообладание – умение владеть собой, сдерживать свои чувства и импульсивные действия, умение и заставлять себя выполнять задуманное действие.Целеустремленность – активная осознаваемая направленность личности на достижение определенного результата деятельности.Настойчивость – позитивно окрашенное качество личности, стремление человека в достижении поставленной цели в самых сложных условиях. Упрямство – негативное качество, синонимичное настойчивости, руководство личными сиюминутными желаниями, вопреки их разумности.Инициативность – способность выдвигать различные способы решения проблемы или обхода трудностей для достижения цели.Самостоятельность – это способность не поддаваться влиянию различных факторов, в том числе чужому влиянию, осознанно принимать решения. Отрицательный оттенок самостоятельности это негативизм (это склонность действовать наперекор другим людям, даже не имея разумных доводов против тех или иных мнений.Решительность – отсутствие колебаний в принятом решении, отсутствие сомнений в борьбе мотивов. Отрицательное значение этой способности проявляется в импульсивности, а именно в поспешности принятия решений.Последовательность – это отсутствие противоречий между этапами действий, все поступки вытекают из единого принципа.Воля формируется прижизненно, у новорожденного преобладают рефлекторные движения, первые желания очень неустойчивы и мало зависят от волевого усилия. К 4-5 годам дети начинают проявлять свою волю через желания, настойчивость в достижении желаемого. В этот период можно увидеть борьбу мотивов. Чем меньше ребенок, тем меньше моральных выборов им осуществляется. Так как моральные изменения и волевые качества меняются в ходе развития самого ребенка.Следовательно, все аспекты волевой сферы содержатся в способностях человека и проявляются в саморегуляции деятельности и основных психических процессах. 1.3. Психическая взаимосвязь внимания и воли Любой психический акт, любое проявление психики человека является целенаправленным, если человек сосредоточился на том, что он делает. В отличие от природного внимания, которое присуще человеку с рождения, как способность избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, социально-обусловленное внимание формируется при жизни человека в связи с осуществлением обучения и воспитания. Оно напрямую зависит от волевой регуляции поведения, а также избирательным сознательным реагированием на объекты социального окружения, как например поведение в общественных местах, транспорте и т.д.Внимание пронизывает основные психические процессы, служит им основой, будь то мышление – сосредоточенность на решении каких-либо задач, восприятии – как способность целостно воспринимать объекты окружающий мир. Нельзя быть вообще внимательным, человека не характеризуют этим свойством, внимание, как процесс всегда проявляется в психических процессах: когда человек учится, слушает, всматривается, решает задачи, пишет свое выступление, т.е. «когда повышена активность познавательной деятельности в процессе познания или отражения объективной реальности» [3].«Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным будет его внимание. В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее» [3]. Волевое усилие подключается здесь для достижения цели. Волевой акт имеет свои присущие ему признаки: «приложение усилия; принятие решения; реализация принятого решения; наличие заранее продуманного плана; усиленное внимание к выполнению действия; отсутствие удовольствия от выполнения данного действия» [5].То есть это действие человека при помощи волевых усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, которое совершается сознательно. Часто волевое усилие направлено человеком на самого себя или в условиях разнонаправленных влечений.Воля является одним из отличительных признаков человека от животного, в тоже время как внимание присуще и животным представителям.В основе волевой регуляции человека лежит физиологическая основа внимания – доминантой в этом случае является «сознательная постановка человеком таких целей, которые требуют приложения волевых усилий в течение длительного времени» [8]. Одновременно с этим в человеке происходит множество других изменений: непроизвольные психические процессы становятся произвольными, человек обретает контроль над своим поведением; вырабатываются волевые качества личности, развиваются сила, воли, энергичность, настойчивость и выдержка. Весь этот процесс называется волевым актом. Представим это в виде схемы.Рис.1. Структура волевого актаПо мнению Ю.Б. Гиппенрейтер «Внимание есть особая активная способность духа» [1].Некоторые психологи, изучающие внимание, отмечают тот факт, что при внимании волевое усиление ведет к интенсивности представления, и поэтому считают внимание за первичную и активную способность. Эту теорию встретить у шотландских психологов Рид и Стюарт, которые считали, что «разумение и воля, разные способности, внимание же рассматривается как влияние воли на разумение»; и современной теории, в которой показано, что внимание есть не результат, но сама сила, оно «есть чисто духовная активность и истинное fiat воли, что воля прямо влияет на силу данных представлений и это влияние есть первичное, дальнейшим образом неразложимое психическое действие» [8].Подтверждающей истиной в этих теориях является тот факт, что «волевые движения должны быть объяснимы из волевого внимания» [5].Внимание в своей сущности несет и направленность и сосредоточенность сознания на объекте, а также выполняет функцию контроля. По мнению Гальперина Л.Я., «не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль» рин Л.Я.,1993) [4]. В.В. Никандров определял волю как «способность человека к саморегуляции, заключающаяся в умении выбрать значимые цели и направлять физические и психические усилия на их достижение» [11]. В затрудненных условиях жизни существенную роль играет воля, как сознательная регуляция активности. По мнению Вундта, «все процессы переработки информации управляются волевыми действиями. Это относится к вниманию и апперцепции, а также к восприятиям, мыслям и воспоминаниям. Волевой процесс является самостоятельным синтезом предшествующих ему аффектов, которые в ходе онтогенетического развития первоначально проявляются в форме внешних пантомимических выразительных движений» [2]. Мотивы по Вундту это сочетания представлений и чувств, в них входят представления - «основания действия» и чувства - «движущая сила».Таким образом, предназначением волевых действий является сознание значения цели и необходимости ее достичь. В этом процессе задействованы вторая сигнальная система и познавательные процессы человека, которые в свою очередь запускают и регулируют внимание, формируют мотивы волевых действий, активизируются в моторной части поведения человека. Все вышесказанное подтверждает психическую взаимосвязь внимания и воли.Подведем итоги теоретической главы.Выводы по I главеВнимание – это направленный и осознаваемый психический процесс, сосредоточенности на предмете, явлении или деятельности. Он обеспечивает и упорядочивает внешнюю информацию в зависимости от значимости и важности решаемых человеком задач.Воля – это способность осознанно управлять своими ресурсами, направлять усилия на достижение цели. Воля – преломление побуждения из-за возможных мотивов, связывающих с целью действия и изменения смысла действия.В отличие от природного внимания, которое присуще человеку с рождения, как способность избирательно реагировать на внешние и внутренние стимулы, социально-обусловленное внимание – это результат обучения и воспитания, который человек приобретает в процессе жизни. Внимание связано с волевой регуляцией поведения, с его ориентировочным реагированием на объекты социального окружения, как например поведение в общественных местах, транспорте и т.д.Воля - это отличительный признак человека, в тоже время как внимание присуще и животным представителям.При внимании волевое усиление ведет к интенсивности представления, поэтому внимание является первичной и активной способностью человека.Глава II. Методы изучения внимания и воли2.1. Методы исследования внимания и воли Для составления объективной информации об особенностях внимания и воли применяются неэкспериментальные и экспериментальные методы со своими требованиями, условиями и особенностями проведения. Как любой метод исследования среди неэкспериментальных методов главный – это наблюдение. Его эффективность можно повысить если составлена программа наблюдения и наблюдения систематичны. При обобщении результатов наблюдений в различных ситуациях разными людьми надежность выводов и результатов повышается. В качестве наблюдателей могут выступать различные профессионалы, представители социальных групп, психологи, родители, учителя, воспитатели детских садов, руководители кружков и секций. Применение экспериментальных методов позволяет оценить точность оценки свойств внимания, а также есть возможность проверить полученные результаты на других выборках.В России исследовали различные свойства внимания, начиная с психофизиологов и проводились исследования с целью тестирования свойств внимания у представителей разного рода занятий и возраста. Особо следует отметить исследования психофизиологических показателей внимания Е.Н. Соколова и нейропсихологические работы А.Р. Лурии и Е.Д. Хомской. Значительный вклад в исследования свойств внимания внесли работы Н. Ф. Добрынина, Д. Н. Узнадзе и П. Я. Гальперина [4;9]. По мнению Д. Узнадзе, «деятельность внимания характеризуется всюду одним и тем же, а именно более или менее продолжительной задержкой нашей активности на предмете, большей или меньшей продолжительностью фиксирования наших познавательных сил на нем» [1]. В этой теории поведение человека различают двух видов: первый, когда внимание не требуется и вся деятельность привычна, процесс такого поведения безостановочен, протекает под действием внешней и внутренней среды организма. Второй вид поведения более сложный, он возникает при трудностях, с которыми сталкивается человек, они осознаются им и объективизируются и становятся предметом познавательной активности человека. В ходе познавательной деятельности посредствам волевых действий меняется установка, ее условия. По Узнадзе, «внимание как специфически человеческий, особый и содержательный процесс, служащий необходимой предпосылкой трансформации установок импульсивного поведения» [1].Для получения результатов о волевых качествах как устойчивых характеристик волевого регулирования используют: беседы; анкеты, сочинения, анализ продуктов деятельности, методы самооценок развития морально-волевой сферы; экспертных (методика объективированной самооценки волевых качеств личности А. Ц. Пуни, шкала самооценки настойчивости, самоуверенности Торнтона) и взаимооценок волевых качеств (метод полярных профилей, метод параллельных профилей В. И. Селиванова); тесты и опросники (уровень субъективного контроля Роттера; проективные методы, опросник волевых качеств Н. Б. Стамбуловой; опросник волевого самоконтроля (ВСК) Е.В. Эйдмана; волевой опросник личности (ВОЛ) А. Хохлова) и другие.При применении различных методов изучения внимания и волевых качеств необходимо соблюдать несколько условий: 1) испытуемые и эксперты должны одинаково понимать изучаемые процессы; 2) должны быть использованы одни и те же критерии оценки; 3) для оценки волевых качеств должны привлечены несколько экспертов для получения объективной оценки.Экспериментальные методы широко применяются в психологических исследованиях, научных студенческих работах, так как создание ситуации эксперимента для выяснения истинности или ложности выдвинутой гипотезы является прекрасным инструментом в изучении различных свойств и качеств личности человека.Естественный эксперимент имеет довольно узкое применение в изучении внимания и волевых качеств. Разные жизненные обстоятельства требуют проявления разных волевых качеств – то выдержки, то настойчивости, или решительности.Еще одним методом исследования являются лабораторные эксперименты. В условиях такого эксперимента экспериментаторы могли оценить сложность предъявляемых заданий, но не степень приложенных усилий испытуемым, так как одно и то же препятствие является разным для разных людей. Здесь включаются разные механизмы и процессы и выделить только волевые качества и внимание не представляется возможным.Для диагностики степени развития решительности требуется соблюсти условия: 1) ситуация должна быть значимой для испытуемых, 2) должна вызывать у человека определенную долю неуверенности или угрожать ему опасностью; 3) испытуемый должен действовать в процессе диагностирования; 4) в процессе диагностики определяют трудность принятия решения, связанная с выбранной ситуацией. По команде экспериментатора засекалось время от момента принятия исходного положения до момента начала действия.Так нами были описаны неэкспериментальные и экспериментальные методы исследования воли и внимания, методики психодиагностики применяемые для исследования свойств воли и внимания рассмотрим ниже.2.2. Методики исследования внимания и волиДля исследования свойств внимания может применяться любой вербальный (словесный, знаковый) или образный материал. Он должен быть хорошо узнаваем. В качестве материала используются таблицы, бланки с цифрами, буквами, значками, геометрическими фигурами. Задание дается на время, чаще всего не более 10 минут. Фиксируются особенности поведения испытуемых, подсчитываются ошибки и результативность, объем выполненного задания в специальной форме протокола.Рассмотрим методики исследования внимания, которые применяются в различных исследованиях чаще всего, из-за их эффективности, результативности, адаптированности, валидности и надежности.1) «Корректурная проба», ее цель – выявление способности к концентрации, устойчивость внимания. Для исследования применяются специальные бланки, в которых напечатаны ряды случайных хаотичных букв. В инструкции испытуемый должен зачеркнуть конкретные названные буквы (1 или 2), иногда используется разные варианты подчеркиваний, обведений. В процессе отмечаются промежутки времени и на банке ставятся отметки. Оценивается количество ошибок, темп выполнения, распределение, характер выполнения задания.2) Счет по Крепелину. Эта методика позволяет оценить работоспособность. В большой столбец записывается множество однозначных цифр. Инструкция требует, чтобы Вы сложили их в уме. Регистрируются время каждого действия и ошибки. Оценка заключается в составлении графика работоспособности, на котором видны темп выполнения задания, равномерность, наличия истощаемости, врабатываемости, расстройства внимания.3) Отсчитывание также было предложено Крепелиным. Выявляется возможность Вами считать и состояние Вашего внимания. Исследование заключается в отсчитывании одного и того же числа от 100 или 200. Регистрируются проговариваемые Вами результаты и время.4) Таблицы Шульте. Позволяют оценить особенности внимания и темп сенсомоторных реакций. Исследование производится с помощью специальных таблиц, на которых случайным способом расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен называть и показывать числа с прямом порядке. За каждые 30 секунд отмечается количество найденных чисел испытуемым. При проведении методики составляется и анализируется кривая истощаемости, которая имеет характерный для различных состояний вид [7].5) Пробы на переключение. Позволяют оценить подвижность психических процессов, степень сохранности словарного запаса, навыков счетных операций и пр. Исследование заключается в назывании поочередно пар слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы, чередовании антонимов и синонимов, поочередном вычитании, сложение с поочередно меняющимися слагаемыми. Рассмотрим методики изучения различных свойств внимания. В методике изучения объёма внимания – предъявляется большое количество объектов, воспринимаемых одновременно в определенный отрезок времени. Для изучения объема внимания используются две группы методов: в первом случае предъявляются буквы, цифры, фигуры; во втором – отыскиваются числа [7].В методике «Объем и распределение внимания» целью является определение объема и распределяемости внимания. В качестве стимульного материала используются карточки с цифрами. В ходе эксперимента испытуемым на 1-2 с. показывают три различные геометрические фигуры с вписанными в них цифрами. Например, 475475475475Записав сумму, испытуемые должны ответить, на каких фигурах какие числа были написаны. На основе проведенного опыта делают вывод об уровне развития свойств внимания (его объема и распределяемости).В методике оценки переключаемости внимания «Пирамида–туннель» цель - выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении внимания. Для проведения необходимо оборудование - плакат с двойным изображением, секундомер. Порядок исследования. Исследование продолжается в течении трех минут и проводится в двух вариантах. «Первый вариант инструкции: «Перед Вами рисунок с двойным изображением. Что Вы видите на нем? Пирамиду или туннель? (Исследуемый отвечает.) Продолжайте смотреть и сообщите, когда изображение изменится. По команде «Начали!» отмечайте черточкой на бумаге каждую перемену изображения» [7]Во втором варианте дается следующая инструкция: «Сейчас Вы должны волевым усилием удержать то или иное изображение. Когда все же изображение изменится, стукните карандашом по столу». Экспериментатор фиксирует по секундомеру число ударов карандашом за 1 мин.При учете и анализе результатов подсчитывается число переключений внимания за каждую минуту. Потом составляется протокол с фиксацией количества переключаемости внимания за каждую минуту исследования.Рис. 2. Двойное изображение.В методике исследования способностей распределения внимания исследуется одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.В методике «Индивидуальные особенности распределяемости внимания» цель - изучение индивидуальных особенностей проявления распределяемости внимания испытуемых. «В ходе опыта испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них – число, прибавляя при следующей букве по 3, то есть: «а–1», «б–4», «в–7», «г–10», «д–13» и т. д., пока не дойдет до буквы «ф». Затраченное время (в с.) записывают на доске. Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке – от 20 до 1. Испытуемый громко читает по книге текст и одновременно пишет что- нибудь на доске (например, + -+ - + - и т. д.). Все следят за тем, насколько легко и равномерно протекают оба вида деятельности. Испытуемые должны письменно производить счет и произносить наизусть стихотворение. Количество ошибок и быстрота действий явятся показателями распределяемости внимания» [7].Шкала контроля за действием (контроль действия при успехе, неудаче и планировании) выявляет особенности волевой регуляции при планировании (принятии решения, инициации намерения), реализации деятельности и при неудачах. Она позволяет оценить устойчивые личностные особенности — ориентацию на действие или на состояние при произвольной регуляции. Методика валидна и стандартизирована.Большое количество методик на выявление волевых качеств применялись на спортсменах такие, как опросник «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов», для работников спецслужб - опросник волевого самоконтроля А. Г. Зверкова, Е. В. Эйдмана. В 80-е гг. было актуально изучение волевых свойств так известны результаты исследования С. Ильина и Е. К. Фещенко, ими разработан опросник для оценки настойчивости и упорства. В описании методик представлены вопросы и ключи. Нормативы для интерпретации отсутствуют.Эксперимент «Нерешаемая задача» разработан Н. И. Александровой и Т. И. Шульгой в 1987 г. Методика предназначена для оценки упорства волевых усилий в процессе интеллектуальной деятельности у взрослых и школьников любого возраста. В зависимости от возраста обследуемым предлагаются: кубики Косса с картинками, которые нельзя собрать; лабиринты, не имеющие выхода; поиск на карте несуществующего города; математические задачи и др. В качестве показателя упорства оценивается время от начала решения до отказа от задания. Авторами доказана валидность и надежность методики. Однако отсутствие стимульного материала и нормативов, соответствующих разным возрастам, затрудняет проведение обследования и делает невозможным сравнительный анализ результатов [8].Опросник «Готовность к риску», разработанный А. М. Шубертом (США), позволяет оценить выраженность смелости. Опросник содержит 25 вопросов с пятью вариантами ответов. В публикациях и компьютерных версиях представлены бланки, ключи и интерпретация. Сведения об адаптации и психометрических характеристиках отсутствуют.Психолого-педагогические эксперименты для оценки смелости разработаны в 1970-1980-е гг. А. И. Высоцким, Г. А. Калашниковым, Смирновым, Н. Д. Скрябиным. Методики этого направления проводятся с помощью специального оборудования: поднимающейся платформы (Калашников), гимнастического стола, перекладины и т.д. (Смирнов, Скрябин) или в условиях естественного эксперимента (Высоцкий). В описаниях методик представлены процедуры проведения эксперимента, но расплывчато указаны правила обработки (в частности, начисления баллов), также отсутствуют нормативы.Эксперимент «Задержка дыхания» разработан М. Н. Ильиной (ЛГУ им. А. А. Жданова) в 1976 г. и предназначен для оценки терпеливости аппаратурным методом. Обследование — функциональная проба — проводится с помощью прибора оксигемометра, измеряющего количество кислорода в крови. Испытуемому предлагается задержать дыхание на выдохе и не делать вдох как можно дольше. Фиксируется время появления потребности сделать вдох и но формуле вычисляется время, которое испытуемый «терпит», проявляя волевое усилие для борьбы с нарастающим дискомфортом и желанием сделать вдох. Доказана валидность методики. Ильин отмечает, что эксперимент также можно проводить без оксигемомстра, ориентируясь на показания испытуемых [6].Кроме вышеописанных методик Ильиной, для оценки волевых качеств разработаны и другие функциональные пробы, требующие более сложной аппаратуры. Например, для использования метода электромиографии, разработанного в 1989 г. В. Н. Носовым и С. В. Коржом, необходимы электрокардиограф и специалисты, имеющие соответствующую подготовку.Выбирая методики оценки волевых качеств, необходимо принимать во внимание, что перечни волевых качеств у многих специалистов различаются. Экспериментальные методики для диагностики волевых качеств подразделяются на две группы: педагогические эксперименты и функциональные пробы. Применение педагогических экспериментов представляется крайне затруднительным из-за сложности условий экспериментальной ситуации, длительного времени проведения, неясности фиксации данных и их обработки. Выполнение заданий связано не только с проявлением воли, но и с мотивацией испытуемых, их отношением к обследованию и др. Этот аспект трудно учесть при интерпретации результатов. Также необходимо принимать во внимание, что подавляющее количество педагогических экспериментов разработано и апробировано на школьниках, не занимающихся спортом. Поэтому их использование для диагностики спортсменов и взрослых людей может оказаться необъективным.При диагностике волевой сферы спортсмена необходимо учитывать:- возраст — у юных спортсменов волевые качества находятся в стадии формирования;- вид спорта — какие волевые качества являются ведущими для достижения успехов в данном виде;- выраженность свойств НС, обусловливающих развитие значимых для вида спорта качеств, для определения перспектив и ограничений развития волевых качеств конкретного спортсмена.Подведем итоги по второй главе.Выводы по II главеСбор объективной информации об особенностях внимания и воли может основываться на неэкспериментальных и экспериментальных методах, со своими требованиями и условиями проведения.Применение экспериментальных методов позволяет оценить точность оценки свойств внимания, а также есть возможность проверить полученные результаты на других выборках.В России исследовали различные свойства внимания, начиная с психофизиологов, проводились исследования с целью тестирования свойств внимания у представителей разного рода занятий и возраста. Для получения результатов о волевых качествах как устойчивых характеристик волевого регулирования используют: беседы; анкеты, сочинения, анализ продуктов деятельности, методы самооценок развития морально-волевой сферы; экспертных и взаимооценок волевых; тесты и опросники и другие.Экспериментальные методы широко применяются в психологических исследованиях, научных студенческих работах, так как создание ситуации эксперимента для выяснения истинности или ложности выдвинутой гипотезы является прекрасным инструментом в изучении различных свойств и качеств личности человека.ЗаключениеВнимание – это направленный и осознаваемый психический процесс, сосредоточенности на предмете, явлении или деятельности. Он обеспечивает и упорядочивает внешнюю информацию в зависимости от значимости и важности решаемых человеком задач.Воля – это способность осознанно управлять своими ресурсами, направлять усилия на достижение цели. Воля – преломление побуждения из-за возможных мотивов, связывающих с целью действия и изменения смысла действия.Сбор объективной информации об особенностях внимания и воли может основываться на неэкспериментальных и экспериментальных методах, со своими требованиями и условиями проведения.Применение экспериментальных методов позволяет оценить точность оценки свойств внимания, а также есть возможность проверить полученные результаты на других выборках. В России исследовали различные свойства внимания, начиная с психофизиологов, проводились исследования с целью тестирования свойств внимания у представителей разного рода занятий и возраста. Для получения результатов о волевых качествах как устойчивых характеристик волевого регулирования используют: беседы; анкеты, сочинения, анализ продуктов деятельности, методы самооценок развития морально-волевой сферы; экспертных и взаимооценок волевых; тесты и опросники и другие. Описанные методики имеют стимульный материал, нормативы, соответствующие разным возрастам, валидны и адаптированы.Взаимосвязь внимания и воли весьма тесно проявляется в человеческом сознании при преодолении затруднений на пути к достижению цели.Список использованных источников и литературы:Вопросы психологии внимания. [Текст] – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та., 2012.Вундт В. Волевые процессы [Текст] /В.Вундт // Общая психология: сборник текстов. Выпуск 2. «Субъект деятельности» М., 1998. - С.154-155. Выготский Л.С. Психология развития человека. [Электронный ресурс] - монография - https://www.book.com/psychology/psi_razvitiya_cheloveka/html/ (дата обращения 21.07.2022)Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания. [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая - М.: Изд-во МГУ, 1974. - 101 с.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. [Текст] / Ф.Н. Гоноболин - М.: Педагогика, 1972. - 160 с.Ильин Е. П. Психология воли. [Электронный ресурс] - монография - Режим доступа https://mybook.ru/author/e-p-ilin/psihologiya-voli/read/ (дата обращения 20.07.2022)Кирдяшкина Т.А. - Методы исследования внимания. [Текст] (Практикум по психологии); Учебное пособие. / Т.А. Кирдяшкина - Челябинск: .Изд. ЮУрГУ, 2014.Леонтьев Д.А. Воля (в психологии) [Текст] / Д.А. Леонтьев // Большая Российская Энциклопедия, т. 5. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2006, с. 698.Лурия А.Р. Внимание и память. [Текст] - М.: Изд-во МГУ, 1976. – 247с.Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. [Текст]/ А.Г. Маклаков - СПБ. : 2018. - С.373.Никандров В.В. Психология: учебник [Текст] / В.В. Никандров - М. Волтерс Клувер, 2009. - С.510. Страхов В.И. Внимание в структуре личности. [Текст] / В.И. Страхов - Саратов: Изд-во СГПИ, 2011. - 19 с.Хрестоматия по вниманию [Текст] / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А. Пузырева, В.Я. Романова. - М.: Изд-во МГУ, 1976. - 295 с.Чхартишвили Ш. Н. Проблема воли в психологии [Электронный ресурс] / Ш. Н. Чхартишвили // Вопросы психологии. – URL: http://lib.mgppu.ru/opacunicode/app/webroot/index.php?url=/notices/ind (дата обращения 24.07.2022)
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!