Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Психологическое сопровождение самоопределения личности

Тип Курсовая
Предмет Психология

ID (номер) заказа
4223204

500 руб.

Просмотров
878
Размер файла
57.02 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты личностного самоопределения старшеклассников…………………………………………………………………6

Психологические особенности формирования личности подростка………6

1.2 Характеристика личностного самоопределения в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...12

Глава 2. Содержание психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников …………………...23

2.1 Психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассников…………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………….34

Список литературы………………………………………………………………36

 

Введение

Работа посвящена актуальной проблеме личностного самоопределения современных старшеклассников.На данный момент сложилась такая ситуация, что настоящих специалистов, работающих с энтузиазмом и поднимающих нашу страну на более высокие уровни развития все меньше. Почему это происходит? Даже несмотря на то, что в нашей стране много высших и средних учебных заведений с высоким уровнем и качеством образования, которые каждый год выпускают «специалистов», их компетентность и профессионализм оставляют желать лучшего. Наличие образования уже не обеспечивает автоматически профессиональную карьеру, даже просто получение работы. По данным органов управления образованием, значительная часть выпускников школ не имеет сформированных планов профессионального самоопределения и не делает осознанного выбора профессии. Выпускники нередко весьма смутно представляют содержание профессий, потребность в них, путь из освоения, возможности трудоустройства.Особого внимания в сложившейся ситуации требуют учащиеся старших классов, находящиеся накануне выбора профессии и места учёбы или работы, так как действующие учебные программы не учитывают современных потребностей рынка труда.Как показывают исследования, учащиеся не получают знаний о современном рынке труда, о правилах поведения на рынке труда, слагаемых построения успешной профессиональной карьеры о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений. Молодые люди не готовы конкурировать и быть субъектом на рынке труда.В настоящее время в системе непрерывного образования отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости.Сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых и не из легких.Самостоятельный выбор профессии — это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и психологическое здоровье, радость и счастье.В настоящей работе предпринята попытка: рассмотреть теоретические аспекты личностного самоопределения старшеклассников, определить их сущность и взаимосвязь на данном возрастном этапе; осветить содержание, основные формы и методы работы психолога по психологическому сопровождению личностного самоопределения на данном возрастном этапе.Цель: изучение особенностей психологического сопровождения личностного самоопределения старшеклассников.Объект: процесс психологического сопровождения личностного самоопределения старшеклассников.Предмет: содержание, методы и условия психологического сопровождения личностного самоопределения старшеклассников.Задачи исследования:-охарактеризовать возрастные особенности старшеклассников и их влияние на личностное самоопределение;-изучить научные и теоретические аспекты работы со старшеклассниками;-описать содержание, методы и условия психологического сопровождения личностного самоопределения старшеклассников.Методы: теоретические:- анализ и синтез методологической, психологической литературы по вопросам психологических особенностей формирования личности подростков, инструкций и методических рекомендаций по проблемам исследования.Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.Глава 1. Теоретические аспекты личностного самоопределения старшеклассниковПсихологические особенности формирования личности подросткаОсобое место в изучении подросткового возраста занимает теория Э.Шпрангера.Подростковый возраст — это возраст врастания в культуру. Э. Шпрангер рассматривал вопрос о том, всегда ли подростковый возраст является периодом «бури и натиска». В итоге он описал три типа развития отрочества.Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое «Я».Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности [6].Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы.Главные новообразования этого возраста - открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности.Теоретические положения Э.Шпрангера были конкретизированы Ш.Бюллер.Подростковый этап — это негативная фаза юношеского периода, характерные черты которого: тревожность, раздражительность, агрессивность, бесцельный бунт, стремление к самостоятельности, неподкрепляемой соответствующими физическими и психическим возможностями.Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Э.Штерн попытался изменить старую поговорку («Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты»), придав ей другое значение: «Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты». Переживаемые ценности обусловливают тип человеческой личности. Э. Штерн описал шесть таких типов [12]:- теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;- эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и «исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями»;- экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление «с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата»;- социальный - «смысл жизни составляют любовь, общение и жизнь для других людей»;- политический - для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию;- религиозный - такая личность соотносит «всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира».Согласно взглядам Э.Штерна, человек остается молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которую он достиг, есть другая, высшая.Выготский Л.С. предлагает рассматривать подростковый возраст с точки зрения интересов, определяющие структуру направленности реакций. Например, особенности поведения подростков (падение школьной успеваемости, ухудшение отношений с родителями др.) можно объяснить коренной перестройкой всей системы интересов в этом возрасте. Эльконин Д.Б., называет подростковым возрастом период 11-17 лет, основываясь на критерии смен ведущих форм деятельности. Но подразделяет его на два этапа: средний школьный возраст (11-15 лет), когда ведущей деятельностью является общение, и старший школьный возраст (15-17 лет), когда ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Следует отметить, что Л.С. Выготский и Д.Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Временем, отделяющим подростковый возраст от младшего школьного и юношеского, Л.С. Выготский считал кризисы 13 и 17 лет, соответственно. Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова рассматривают возраст 11-12 лет, как переходный от младшего школьного к подростковому периоду. Кризисом, отделяющим подростковый возраст от юношеского, Д.Б. Эльконин считает кризис 15 лет, а отделяющим юность от взрослости - кризис 17 лет [8].Границы подросткового возраста не устанавливаются четко, у каждого подростка они индивидуальны. Наравне с понятием «подростковый возраст» используется понятие «переходный возраст». В этот период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. В данном возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.Особенности развития познавательных способностей подростка часто служат причиной трудностей в школьном обучении: неуспеваемость, неадекватное поведение. Успешность обучения во многом зависит от мотивации обучения, от того личностного смысла, которое имеет обучение для подростка. Основное условие всякого обучения – наличие стремления к приобретению знаний и измерению себя и обучающегося. Но в реальной школьной жизни приходится сталкиваться с ситуацией, когда подросток не имеет потребности в обучении и даже активно противодействует обучению.Знание особенностей познавательной сферы подростка очень важно, потому что при обучении воспитании эти особенности нужно обязательно учитывать.Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления [14].Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысл, а механическое запоминание. Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Подросток в силу взрослых особенностей способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.Восприятие является чрезвычайно важным познавательным процессом, который тесно связан с памятью: особенности восприятия материала обуславливают и особенности его сохранения.Внимание в подростковом возрасте является произвольным и может быть полностью организовано и контролируемо подростком. Индивидуальные колебания внимания обусловлены индивидуально-психологическими особенностями (повышенной возбудимостью или утомляемостью, снижением внимания после перенесенных соматических заболеваний, черепно-мозговых травм), а также снижением интереса к учебной деятельности.Связь памяти с мыслительной деятельностью, с интеллектуальными процессами в подростковом возрасте приобретает самостоятельное значение. По мере развития подростка содержание его мыслительной деятельности изменяется в направлении перехода к мышлению в понятиях, которые более углубленно и всесторонне отражают взаимосвязи между явлениями действительности.Содержанием психического развития подростка становится развитие его самосознания. Одной из важнейших черт, характеризующих личность подростка, является появление устойчивости самооценки и образа «Я». Важным содержанием самосознания подростка является образ его физического «Я» – представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя с точки зрения эталонов «мужественности» и «женственности». Особенности физического развития могут быть причиной снижения у подростков самооценки и самоуважения, приводить к страху плохой оценки окружающими. Недостатки внешности (реальные или мнимые) могут переживаться очень болезненно вплоть до полного непринятия себя, устойчивого чувства неполноценности [19].Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированности и правонарушениям. Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подтвержден влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников.Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.Подростки чаще начинают опираться на мнение своих сверстников. Если у младших школьников повышенная тревожность возникает при контактах с незнакомыми взрослыми, то у подростков напряженность и тревога выше в отношениях с родителями и сверстниками. Стремление жить по своим идеалам, выработка этих образцов поведения может приводить к столкновениям взглядов на жизнь подростков и их родителей, создавать конфликтные ситуации. В связи с бурным биологическим развитием и стремлением к самостоятельности у подростков возникают трудности и во взаимоотношениях со сверстниками [6].Упрямство, негативизм, обидчивость и агрессивность подростков являются чаще всего эмоциональными реакциями на неуверенность в себе.Ситуация развития подростка (биологические, психические, личностно-характерологические особенности подростка) предполагает кризисы, конфликты, трудности адаптации к социальной среде. Подросток, не сумевший благополучно преодолеть новый этап становления своего психосоциального развития, отклонившийся в своем развитии и поведении от общепринятой нормы, получает статус «трудного». В первую очередь это относится к подросткам с асоциальным поведением. Факторами риска здесь являются: физическая ослабленность, особенности развития характера, отсутствие коммуникативных навыков, эмоциональная незрелость, неблагоприятное внешне-социальное окружение. У подростков появляются специфические поведенческие реакции, которые составляют специфический подростковый комплекс: - реакция эмансипации, которая представляет собой тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых.Из вышесказанного следует, что подростковый период – время активного формирования личности, преломления социального опыта через собственную активную деятельность индивида по преобразованию своей личности, становление своего «Я». Центральным новообразованием личности подростка, в этот период, является формирование чувств взрослости, развитие самосознания. Таким образом, подростковый период является очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека. Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее – все это формируется именно в этом возрасте.Характеристика личностного самоопределения в старшем школьном возрастеСтарший школьный возраст относится к старшему подростковому и раннему юношескому возрасту. Этот возрастной период является своеобразной границей между детством и взрослостью. Старший подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. В плане социального положения все остается так же, как и раньше: подросток ходит в школу, живет с родителями, общается со сверстниками. Однако в его личности происходят кардинальные изменения – он начинает задумываться о будущем, происходит активное формирование ценностно-смысловых ориентаций, мировоззрения, самостоятельности суждений, молодой человек начинает стремиться к самообразованию. Все перечисленные тенденции в развитии личности старшеклассника являются новообразованиями данного возраста [8].В старшем подростковом возрасте человек активно развивается и меняется. Меняется ведущая деятельность, интимно личностное общение начинает отходить на второй план, сменяясь учебно-профессиональной деятельностью. Подросток начинает задумываться о своем будущем, о перспективах своего развития, начинает строить планы на будущую жизнь. Происходит становление личностного и профессионального самоопределения. По мнению М. Р. Гинзбурга, личностное самоопределение возникает именно на границе старшего подросткового возраста и ранней юности. Но личностное самоопределение формируется в течение продолжительного времени и часто не завершается к моменту окончания школы. Однако, некоторые авторы, в частности И.В. Дубровина, полагают, что хоть в старшем подростковом возрасте вопрос личностного и профессионального самоопределения является центральным, актуальным, но в этом возрасте формируется не само самоопределение, а психологическая готовность к нему. По ее мнению, готовность к самоопределению предполагает «формирование у старших школьников устойчивых, сознательно выработанных представлений о своих обязанностях и правах по отношению к обществу, другим людям, моральных принципов и убеждений, понимания долга, ответственности, умения анализировать собственный жизненный опыт, наблюдать за явлениями действительности и давать им оценку и пр.». То есть готовность к самоопределению включает в себя некие предпосылки к формированию личностного самоопределения. Однако большинство авторов (Л.И. Божович, М.Р. Гинзбург, К.А. Абульханова-Славская, Е.А. Климов, И.С.Кон) склонно считать началом формирования личностного и профессионального самоопределения именно старший подростковый возраст. Мы разделяем эту точку зрения, так как она была подкреплена многими исследованиями [4].Рассмотрим понятие личностного самоопределения. В акмеологическом словаре данному термину соответствует следующее определение: «Самоопределение личности – универсальный механизм сознательного выбора личностью способа бытия по траекториям: человек – мир (путь в вечность, универсум – смысл жизни); человек – профессия (путь в историю – миссия деятеля); человек – человек (путь к себе – открытие собственного Я). Само- определение включает в себя: познание мира (миропонимание); рефлексию (мирочувствование, самопознание); выработку концепции (стратегии) жизни, жизненных целей (мироотношение), жизненного кредо (выбор для себя, экзистенция)». Данное определение, на наш взгляд, имеет философскую направленность, однако оно, безусловно, отражает тот смысл, который ему придается в психологической литературе.Личностное самоопределение редко упоминается в психологических словарях. Возможно, это связано с тем, что данному термину сложно дать однозначное, конкретное толкование. М. Р. Гинзбург, обсуждая психологическое содержание личностного самоопределения, также подчеркивает, что это довольно сложный феномен, и не дает четкого определения. Поэтому мы тоже не будем брать какое-то конкретное определение этого понятия, а постараемся описать его основные характеристики и соотнести их с рассматриваемым возрастом [2].Во-первых, личностное определение имеет ценностно-смысловую основу. Потребность в самоопределении М. Р. Гинзбург характеризует как «потребность слить в единую смысловую систему обобщенные представления о мире и обобщенные представления о себе самом и тем самым найти и определить смысл своего собственного существования». То есть в старшем подростковом возрасте на первый план выходит потребность в поиске смысла жизни, в определении основных жизненных целей. Именно система ценностей является тем компонентом личности, который характеризует содержание и направленность активности человека, а также придает смысл его действиям и поступкам. М. Рокич определяет ценности, как очень влиятельные позиции личности. По мнению ученого, ценности представляют собой устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее, с личной или социальной точек зрения. Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей. Ценностные ориентации очень тонко и неповторимо формируют весь набор жизненных ориентиров, а, следовательно, и перспектив личности. Ценностные ориентации являются индивидуальными для каждого человека, хотя сам набор ценностей, по мнению М. Рокича, невелик. Но их взаимосвязь и иерархия являются очень разнообразными. Как мы видим, ценностные ориентации направлены в будущее и с их помощью человек формирует свою неповторимую картину мира.Формированию ценностных ориентаций старших подростков посвящено большое количество исследований. На иерархию ценностей оказывает влияние множество факторов, как внутренних, личностных, так и внешних, социальных. Поэтому исследование ценностных ориентаций всегда является необходимым и значимым для общества. Преобладание той или инойнаправленности в системе ценностей может многое рассказать об изучаемой возрастной или социальной группе. По результатам различных исследований ведущие позиции в иерархии ценностей современных старшеклассников занимают ценности, связанные со здоровьем, семейной жизнью, общением с друзьями, а также профессиональные ценности [15]. Исследователи объясняют эти тенденции тем, что данные ценности пропагандируются в обществе в целом (здоровье, семейные ценности), а также в связи со спецификой возрастного периода. Старший школьный возраст характеризуется развитием профессионального самоопределения, в соответствии с этим ценности профессиональной деятельности играют важную роль для подростка. Также, на наш взгляд, с каждым годом увеличивается значимость гедонистических ценностей, что связано с нарастающим инфантилизмом современных молодых людей.Вторая особенность личностного самоопределения – его направленность в будущее. Выдающийся русский философ Бахтин указывает на то, что необходимо разделять временное будущее и смысловое будущее. Именно смысловое будущее имеет важное значение для самоопределения. Смысловое будущее выступает для человека как идеальное проецирование себя в будущее, то есть смысловое будущее выступает как перспектива развития человека. Здесь мы прослеживаем очень тесную взаимосвязь видения будущего и ценностных ориентаций. Направленность ценностных ориентаций в будущее, их связь с целеполаганием и является сущностью данной характеристики. М. Р. Гинзбург рассматривает жизненное поле личности как совокупность значимых ценностей, смыслов и «пространства реального действования – актуального и потенциального, охватывающего прошлое, настоящее и будущее». И время, представленное в этом пространстве, является психологическим временем личности, в котором прошлое существует как опыт, будущее – как проект, а настоящее – как действенность. Психологическое прошлое, настоящее и будущее взаимосвязаны и находятся в сложном взаимодействии друг с другом. Психологическое прошлое проявляется как воплощение прошлого опыта; психологическое настоящее проявляется в саморазвитии, самопознании, самореализации; психологическое будущее выполняет функцию обеспечения смысловой и временной перспективы. Таким образом, реальное время преломляется через субъективный опыт, систему ценностей и смыслов жизни. В ходе личностного самоопределения роль психологического будущего становится ведущей. К. А. Абульханова-Славская в рамках психологического будущего выделяет три уровня перспектив – психологическую, личностную и жизненную перспективу [10]. Психологическая перспектива – это способность человека сознательно, мысленно предвидеть будущее, прогнозировать его, представлять себя в будущем. У старшеклассников могут наблюдаться различные психологические перспективы. Направленность психологической перспективы зависит от личностных особенностей и ценностных ориентаций человека. Личностная перспектива – это не только способность человека предвидеть будущее, но и готовность к нему в настоящем, установка на будущее (готовность к трудностям в будущем, неопределенности и т. д.). Способность к личной перспективе предполагает более высокий уровень зрелости личности. Личностная перспектива может формироваться уже в старшем школьном возрасте. Жизненная перспектива включает совокупность обстоятельств и условий жизни, которые при прочих равных условиях создают личности возможность для оптимального жизненного продвижения. Жизненная перспектива может быть недоступна даже личности со сформированной психологической и личностной перспективой. Таким образом, мы можем заключить, что для старшего школьного возраста важно формирование психологической перспективы. Формирование же личностной перспективы возможно в юношеском и более позднем возрасте.Ценностные ориентации тесно взаимосвязаны с психологическим будущим человека, его психологическими перспективами. Ценностные ориентации, цели и планы, по мнению Е. И. Головахи, являются последовательными ступенями субъективной регуляции жизнедеятельности человека. Ценностные ориентации определяют то, какую сферу деятельности, какой жизненный путь выберет человек. Постановка целей определяет не только направление, но и выделение определенного идеального результата, который человек хочет достигнуть. А содержанием плана становится конкретное событие или последовательность событий, которые приведут человека к поставленной цели. Жизненные планы представляют собой конкретизацию смыслового будущего человека, определение конкретных шагов в рамках психологической перспективы [7].Как подчеркивает Е. И. Головаха, сбой в любом из этих компонентов жизненной перспективы будет негативно сказываться на реализации жизненных планов. В частности, одной из наиболее часто встречающихся проблем является противоречивость ценностных ориентаций человека, что может помешать его самореализации и личностному самоопределению в целом. Также негативно влияет отсутствие определенных целей, либо несоответствие целей возможностям человека. Но даже если цели определены и соотнесены с возможностями, их достижению может помешать абстрактность жизненных планов, когда человек не видит четких средств к достижению целей. Все эти опасности могут негативно повлиять на становление личностного самоопределения в старшем школьном возрасте.Следующей характеристикой личностного самоопределения является активность субъекта самоопределения. С. Л. Рубинштейн подчеркивал важность активности субъекта в самоопределении. Внутренняя и внешняя обусловленность активности личности взаимосвязаны. Однако именно внутренняя обусловленность, через которую преломляются внешние воздействия, находится, по мнению автора, в основе самоопределения. В этом контексте самоопределение выступает как самодетерминация, собственная активность личности. Проблемой самодетерминации также занимается известный отечественный исследователь Д. А. Леонтьев. Он определяет самодетерминацию как «способность действовать непредсказуемым для внешнего наблюдателя образом, не поддаваясь внешним давлениям, однако в соответствии с определенной логикой, основанной на собственных долгосрочных интересах и ценностно-смысловых ориентациях». (Д.А. Леонтьев, Е.Р. Калитеевская, Е.Н. Осин «Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации») [8]. То есть самодетерминация предполагает самостоятельность в действиях субъекта, независимость от внешнего воздействия. Д. А. Леонтьев подчеркивает, что самодетерминация является важной характеристикой взрослого человека, и ее становление происходит именно в подростковом возрасте. Самодетерминация является результатом позитивного завершения подросткового кризиса. Однако проведенное Д. А. Леонтьевым и Е. Р. Калитеевской исследование показало, что далеко не у всех подростков формируется самодетерминация. Были выделены четыре основных пути развития самодетерминации, из которых только один предполагает ее позитивное формирование в подростковом возрасте. Большинство подростков не выдерживают давление извне и пытаются приспосабливаться к окружающему миру, что негативно сказывается на их психологическом благополучии.Своеобразной противоположностью самодетерминации и активности субъекта самоопределения выступает проблема инфантилизма современной молодежи. В научных статьях по социологии и психологии мы встречаем наблюдения, связанные с инфантилизмом современной молодежи. Юноши, и девушки все реже стремятся задумываться о будущем, не хотят принимать решений. Они выбирают свою будущую дорогу не потому, что это осознанный выбор взрослеющего человека. Подростки все чаще идут на поводу у родителей, средств массовой информации, друзей и т.д. Часто выбор профессии становится не потребностью, а необходимостью, многие подростки не хотят взрослеть, переходить на новую ступень развития. Научных работ, посвященных проблеме юношеского инфантилизма, пока не так много, и чаще всего его развитие связывают с влиянием родителей. Однако в рамках философии и социологии уже обсуждается проблема инфантилизма, причем глобального инфантилизма, распространяющегося в обществе и в культуре [6]. Проблема инфантилизма с каждым годом становится все более выраженной в обществе, в связи с пропагандой гедонистического образа жизни, отсутствием сколько-нибудь устойчивой перспективы на будущее у современной молодежи, да и многих взрослых людей. Инфантилизм среди молодежи характеризуется незрелостью эмоционально-волевой сферы, задержкой нравственного и социального созревания, отсутствием трудовой мотивации, низкой потребностью в достижениях, несамостоятельностью решений и действий, зависимостью от других, хаотичностью поведения, гедонизмом. Как мы видим, инфантилизм может помешать осознанному активному личностному самоопределению. Мы не можем отрицать влияние общества и культуры на развитие личности молодых людей. Призывы жить «здесь и сей- час» и получать максимальное удовольствие от жизни, на наш взгляд, негативно влияют на еще формирующуюся систему ценностей и смыслов жизни подростка, препятствуя обращенности молодого поколения в будущее, затрудняя видение перспективы. Проанализировав современные тенденции, мы можем заключить, что проблема инфантилизма существует, обостряется и нуждается в исследованиях. К сожалению, на данный момент практически нет научных работ, связанных с влиянием современной культуры на личностное самоопределение молодежи.Последней особенностью самоопределения в старшем школьном возрасте является его взаимосвязь с выбором профессии. Л. И. Божович подчеркивает, что личностное самоопределение нельзя сводить к профессиональному самоопределению. В зарубежной литературе понятие самоопределения практически не встречается, там употребляется термин «идентичность». Проанализировав зарубежные литературные источники, Н. В. Антонова и В. В. Белоусова делают вывод, что идентичность – «это сложное личностное образование, включающее в себя Я-концепцию, развернутую во временной перспективе(прошлое, настоящее, будущее Я), а также цели, ценности и убеждения личности». Многие исследователи считают самоопределение и идентичность синонимичными понятиями. Однако существует точка зрения, что это не так. Идентичность проявляется скорее, как результат самоопределения. Самоопределение рассматривается как процесс, а идентичность как определенное сложившееся образование личности [11].Наиболее популярной зарубежной концепцией идентичности является концепция Дж. Марсиа. Он определяет идентичность как «структуру эго – внутреннюю самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории». Дж. Марсиа рассматривает проявления идентичности в процессе решения проблем. Автор выделяет четыре основных статуса идентичности в зависимости от наличия или отсутствия кризиса идентичности, а также наличия или отсутствия личностно значимых целей, ценностей убеждений:Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.Мораторий. Этот термин Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей [9].Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.Данная модель статусов идентичности часто используется для исследования идентичности подростков.Согласно С. Л. Рубинштейну в процессе самоопределения, как и при любой психической активности, происходит сложный процесс взаимодействия психических свойств личности и деятельности (что и является одним из постулатов деятельностного подхода к личности). С одной стороны, качества, свойства личности влияют на ход самоопределения, с другой стороны, личность изменяется, развивается в ходе самоопределения. Поэтому нельзя с уверенностью сказать, какие качества личности человека являются предпосылками к самоопределению, а какие являются его результатом. Глава 2. Содержание психологического сопровождения личностного и профессионального самоопределения старшеклассников 2.1 Психологическое сопровождение личностного и профессионального самоопределения старшеклассниковПрежде всего, определим, что же такое психологическое сопровождение. Согласно «словарю русского языка» «сопровождать — значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого». Отсюда психологическое сопровождение личностного самоопределения личности — это движение вместе с изменяющейся личностью, рядом с ней, своевременное указание возможных путей, при необходимости - помощь и поддержка.Кто же осуществляет это сопровождение? Сопровождающих много: это родители, родственники, учителя, друзья. Компетентное и продуктивное психологическое сопровождение может осуществлять - психолог-профконсультант. Психолог оказывает человеку помощь и поддержку в выборе траектории профессионального развития, не навязывая ему своего мнения, а помогая наметить ориентиры. Именно о таком сопровождении и идет речь [20].«Таким образом, психологическое сопровождение — это целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции становления личности.Философским основанием системы сопровождения человека является концепция свободного выбора как условия развития.Естественно, каждая ситуация выбора порождает множественность вариантов решений, опосредованных социально-экономическими условиями. Сопровождение может трактоваться как помощь субъекту в формировании ориентационного поля развития, ответственность за действия в котором несет он сам».Цель такого психологического сопровождения - полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности и удовлетворение субъекта деятельности.Одна из важных задач психологического сопровождения профессионального становления личности не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности этого процесса, ответственно относиться к своему становлению. Необходимость решения этой задачи обусловлена социально-экономической нестабильностью, многочисленными жизненными переменами, индивидуально-психологическими особенностями, а также случайными обстоятельствами.Психологическое сопровождение предполагает создание ориентационного поля профессионального развития личности, укрепление профессионального Я, поддержание адекватной самооценки, оперативную помощь и поддержку, саморегуляцию жизнедеятельности.«Таким образом, психологическое сопровождение — это технология, основанная на единстве четырех функций: диагностики возникшей проблемы, информации о проблеме и путях решения, консультации на этапе принятия решения и выработке плана решения проблемы, первичной помощи на этапе реализации плана решения» [7].Можно выделить наиболее распространенные ситуации психологического сопровождения самоопределения старшеклассников:1. Обращение к психологу за подтверждением правильности выбора профессииВ этом случае важно проверить устойчивость профессиональных намерений. Для этого психолог может провести беседу о профессиональном плане, обратив внимание на соответствие интересов содержанию профессии, степень продуманности путей приобретения профессии, адекватность оценки своих возможностей в овладении выбранной профессией. Диагностические приемы следует использовать в случаях, когда выбранная профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям. Результаты необходимо подробно обсудить с оптантом. И в случае выявления серьезных препятствий для овладения профессией, психолог должен сообщить об этом и постараться найти альтернативные для него области деятельности в русле избранной профессии.2. Обращение к психологу за помощью в самоопределении, в случае отсутствия выраженных интересов и способностей.Такая ситуация наиболее сложная для психолога и требует порядка 5-6 встреч, чтобы добиться активизации процесса профессионального самоопределения. Здесь задача психолога - пробудить у школьника интерес к проблеме своего будущего, к себе, к своим возможностям, активизировать процесс самопознания. Для этого можно провести обстоятельное диагностическое обследование, позволяющее обсудить со школьником его тестовый профиль, психофизиологические особенности и черты личности. Учитывая особую чувствительность старших подростков к оценке себя, психологу следует создать обстановку крайней доброжелательности, полное принятие оптанта [5].3.Обращение к психологу в связи с тем, что у школьника наблюдается расхождение между интересами и способностямиЗдесь позиция психолога такова: при выборе профессии в наибольшей степени следовать за интересами оптанта, исключение - прямые ограничения психофизиологического характера.4. Обращение к психологу вызвано расхождением мнения учащегося и его родителей относительно профессионального выбораЗдесь имеет место работа со всей семьей. Позиция психолога: отстаивание интересов оптанта, исходя их его реальных возможностей и склонностей, тактично помогая родителям лучше понять своего ребенка.Центральным моментом профессионального самоопределения старшеклассников является конкретный выбор профессии.Согласно обобщенной модели профессиональной жизни человека, предложенной Е.А. Климовым, выбор профессии - принятие жизненно и профессионально значимого решения, которое меняет вектор дальнейшего профессионального становления. Именно в эти переломные моменты жизни человек нуждается в психологической помощи.При принятии решения полезно руководствоваться формулой выбора профессии (см. приложение 1). Наиболее удачно, стратегия выбора профессии дана в Уроке 30 в учебно-методическом пособии Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки».При выборе профессии необходимо учитывать следующие обстоятельства:· потребности экономического региона в кадрах той или иной профессии и квалификации;· требования, которые предъявляет профессия к состоянию здоровья, психофизиологическим свойствами, психологическим качествам человека;· профессионально-образовательные возможности оптанта;· перспективы профессионального роста, карьеры, повышения квалификации;· противопоказания и ограничения по возрасту и полу.Психологу необходимо учесть основные причины ошибочного выбора профессии:* отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища. В условиях динамичного экономического развития общества, технологического прогресса человеку нередко приходится несколько раз в течение жизни менять специальность и профессию;* предрассудки чести -- необоснованный взгляд на некоторые важные профессии, считающиеся непрестижными и «неприличными»;* выбор профессии под прямым или косвенным влиянием друзей, родственников, знакомых [9];* перенос отношения к человеку - представителю той или иной профессии -- на саму профессию;* увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. К таким привлекательным профессиям относятся профессии менеджера, топ-модели, летчика, актера и др.;* отождествление учебного предмета в школе с профессией;*незнание или недооценка своих физических возможностей и способностей;* незнание основного содержания трудовых действий и операций выбираемой профессии или слабое представление о нем».Психологическая помощь при выборе профессии осуществляется психологом преимущественно двумя способами: путем индивидуальной психологической консультации и через работу в группах.«При индивидуальной работе взаимодействие с оптантом ориентировано прежде всего на самосознание индивида; используются психотехнологии на осознаваемой основе: беседа, интервью, диагностика, сочинения, психобиография и др. При групповой работе значительно большую роль играют процессы идентификации эмоционального заражения, внушения, т.е. неосознаваемые процессы. К групповым формам консультативного взаимодействия относятся профориентационные игры, тренинги, психологические практикумы и др.». Индивидуальные формы проведения консультации занимают много времени, но обеспечивают доверительность, конфиденциальность. Групповые формы профконсультации позволяют за менее продолжительное время оказать помощь большему количеству людей. Эффективность групповых технологий консультирования для решения проблем профессионального самоопределения убедительно показал Н.С. Пряжников. Им разработаны активизирующие профконсультационные методики, адекватные целям профессионального самоопределения [14].Наиболее подробно данный теоретический и практический материал для работы со старшеклассниками представлен в книгах Н.С. Пряжникова и Е.Ю. Пряжниковой «Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников», Н.С. Пряжникова «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники», М.Ю. Савченко, «Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам», а также Ю. Тюшева «Выбор профессии», программе предпрофильной подготовки Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии», С.Н. Чистяковой «Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: Методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников».Проведем краткий обзор некоторых вышеперечисленных программ.Н.С. Пряжников в своей книге «Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11классы)» предлагает активизирующие методики для использования профориентационных занятий, тематических классных часов, индивидуальных консультаций. Методики сгруппированы по разделам:- для работы с классом (20-25 человек)-с группой (10-15 человек)-с группой (3-6 человек)-для индивидуальной консультации.Здесь даны научно-методические основы школьной профориентации, с учетом современных тенденций в школьном образовании, о необходимости первичного профессионального самоопределения учащихся в процессе профильного обучения и предпрофильной подготовки, даны оригинальные (авторские) игры, упражнения, опросы, дискуссии. Игровые профориентационные упражнения основаны на весьма эффективной методике. Участники рассаживаются в круг (по 8-15 чел.), что делает упражнения внешне похожими на занятия психотерапевтических групп.Н.С. Пряжников предлагает следующие игровые профориентационные упражнения: «Профессия на букву...», «Автопортрет», «Человек-профессия». По утверждению Н.С.Пряжникова, карточные профконсультационные методики являются высокоэффективными технологиями. Главные их достоинства -- предметность поискового действия и возможность оперативного составления из карточек образов моделируемых объектов. Данная технология весьма продуктивна при проектировании профессиональной судьбы. Важной особенностью проведения карточных консультационных игр является их высокая динамичность, позволяющая охватывать моделируемую жизнь в целостности, а не рассматривать частные вопросы [5].Важной особенностью предлагаемых методик является то, что большинство методик психологи могут модифицировать и использовать в зависимости от конкретных ситуаций, т.е. они не являются строго стандартизированными.Г.В. Резапкина «Психология и выбор профессии». В этом учебно-методическом пособии содержатся подробные конспекты занятий, включающие надежные профдиагностические методики, деловые и ролевые игры, проблемно - поисковые задачи, элементы исследовательской и проектной деятельности и профинформационные материалы. В комплект входит Рабочая тетрадь учащегося, что влияет на эффективность занятий.Эта программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на 1 год при одном уроке в неделю. Уроки сгруппированы в четыре самостоятельных, но логически связанных модуля, по принципу один модуль - одна четверть:I четверть. Что я знаю о своих возможностях.II четверть. Что я знаю профессиях.III четверть. Способности и профессиональная пригодность.IV четверть. Планирование профессиональной карьеры.Цель программы: формирование психологической готовности старшеклассника к профессиональной карьере.«Основная задача курса: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мирра профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда, правилами выбора и способами получения профессии».Савченко М.Ю. «Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы». В этом пособии дан практический материал для работы со старшеклассниками в виде:- сценариев занятий по профориентации;- групповых занятий (cоциально-психологических тренингов);- диагностического материала.Курс занятий по профориентации «Мои профессиональные намерения» (9 класс) имеет цели:-оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку старшеклассникам;- открыть перспективу в дальнейшем личностном развитии;-помочь определить свои жизненные планы.Задачи:-формирование актуального для подростка «информационного поля», развитие умений и навыков по целеполаганию и планироаванию;-обеспечение подростков средствами самопознания;-формирования мотивов саморазвития, личностного роста.Программа рассчитана на 9 занятий, в объеме 11-16 часов. Работа осуществляется с помощью игровых методов, методов моделирования, использования диагностических методик, методов групповой работы, таких как дискуссия и «генерация идей», («мозговой штурм»).Проведение профориентации часто сопровождается психологической диагностикой, которая значительно повышает продуктивность работы психолога [4].Психодиагностика - теория и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличия и степени выраженности у человека определенных психологических признаков. Из этого определения следует, что психодиагностика является средством информационного обеспечения профконсультирования. Объектами психодиагностики выступают знания, умения, общие и специальные способности, особенности психических процессов, состояния, направленность, мотивы, интересы, черты личности и др.Психологическая диагностика старшеклассников при психологическом сопровождении профессионального и личностного самоопределения, как правило, осуществляется в такой последовательности:1.Изучение профессиональных намерений учащегося с помощью беседы, анкет, сочинений на тему о выборе профессии. Необходимо выяснить, есть ли у него предпочитаемые профессии, продуманы ли пути овладения ими, имеются ли резервные намерения.2.Определение профессиональной направленности учащихся.Направленность выступает как системообразующее качество личности, определяющее ее психологический склад. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы и субъективные отношения к различным сторонам действительности. Между развитием мотива и овладением деятельностью существуют сложные взаимоотношения. Каждый период жизни человека приводит к изменению мотивационной сферы. Для выявления сформированности профессионального плана, мотивов выбора профессии и профессиональной направленности личности в профконсультации обычно используются [9]:Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), методика, предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий.Методика диагностики направленности личности Б. Баcса (ориентационная анкета).3. Исследование познавательных интересов учащихся.Профессиональные интересы у подростка формируются на основе имеющихся познавательных интересов и тесно с ними взаимосвязаны. Поэтому диагностика познавательных интересов имеет существенное значение в практике профконсультации. Для этого используются «Карты интересов», разнообразных модификаций, включающие разное количество вопросов и информационных карт. Наиболее удобна в нашем случае методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) предложенная Г.В. Резапкиной.4. Исследование взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности.Отнесение людей к тому или иному психологическому типу осуществляется с помощью соответствующих опросников по методике Дж. Голланда, различных модификаций, например: «Определение профессионального типа личности».5. Диагностика (специальных) способностей.Для диагностики применяют наблюдение, естественный и лабораторный эксперимент, анализ продуктов деятельности, тесты. Для выявления артистических, музыкальных, художественных способностей требуется участие специалистов-экспертов. Одним из признаков способностей является высокая результативность в каком-либо виде деятельности. Чтобы выявить степень развития этих способностей, можно использовать не только тесты специальных способностей, но и некоторые тесты интеллекта, например [2]:1) тест Р. Амтхауэра, позволяет получить тестовый профиль по трём параметрам: по выраженности гуманитарных, математических и технических способностей.2) Тест ШТУР позволяет определить выраженность способностей к гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим дисциплинам. Наиболее удобная модификация Школьного теста умственного развития для нашего возраста предложен Г.В. Резапкиной и т.д.Наиболее рационально предложены методики по диагностике способностей и профессиональной пригодности в книге Г.В. Резапкиной 6. Диагностика профессионально-важных качеств - внимания, памяти, восприятия, ощущения. Она осуществляется по стандартизированным тестам.7. Диагностика индивидуальных психологических особенностей включает следующие методики: Методики Г. Айзенка (определение темперамента); цветовой тест Люшера (настроение, устойчивые черты личности); Тейлора (измерение уровня тревожности); методику экспресс-диагностики свойств нервной системы Е.П. Ильина (определение силы-слабости нервных процессов, работоспособности).Заключение«Подростковый возраст — возраст критического ума, быстро нарастающего логического мышления, стремления к познанию всего окружающего, активности, инициативности, смелости, мужества, а также нравственно-эмоционального развития. Как в организме подростка, так и в его психическом мире происходят существенные изменения. В этом возрасте продолжается становление личности, дальнейшее развитие интеллектуальных и волевых черт характера. Подросток деятелен, а это значит, что с каждым годом нарастает способность к абстрактному мышлению и формированию творческого мышления. В отличие от младшего школьника, он способен не только отдельным произвольным действиям, но и к волевой деятельности. Бурно развиваются его чувства. Эмоциональные переживания приобретают устойчивость»Самоопределение — это сложное, динамичное, системное образование, многократно опосредованное внутренними и внешними факторами. Результатом этого процесса является личностный рост индивида, самоактуализация, идентификация, самореализация и др.Профессиональное самоопределение старшеклассников находится!' во взаимосвязи с личностным самоопределением, являясь- важной характеристикой, социально-психологической' зрелости личности, ее потребности в\ самореализации и самоактуализации, которая подразумевает наличие у старшеклассника следующих новообразований: потребность в самоопределении; умение видеть психологическую> перспективу; внутреннюю позицию и целеполагание.На процесс профессионального самоопределения старшеклассников оказывают влияние различные факторы (престиж профессии, уровень оплаты труда специалиста в данной сфере, положение профессии на рынке труда и востребованность данной профессии в современных условиях, возможность получения помощи в обучении; в том числе и материальной, и расположение выбираемого учебного заведения, предмет и условия труда, мнения -окружающих значимых людей, средства массовой информации, социально-экономические условия) и условия (личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формированиям профессионального).Список литературы1. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Владос, 2018. 289 с.2.    Батаршев А.В. Учебно-профессиональный мотив и ее значение в профессиональном становлении учащихся базовой профессиональной школы// Методист—2007 №3-с.41-44. 3.     Волкова Л. М., Козинцева Л.С. Профессия моих родителей. Минск: Красико-Принт, 2010. 126с.4.     Голерова О. А., Гурова Е. В. Выбор профессии - дело семейное: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2016. 96с.5.     Деркач А. А. Акмеологический словарь. М.: Изд-во РАГС, 2004. 1616.     Зеер Э. Ф., О. А. Рудей. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. Учеб. пособие / Э. Ф. Зеер, О. А. Рудей. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 20167.     Калугин Н.В. Профессиональная ориентация учащихся: учебное пособие для студентов педагогических институтов./ Н.И. Калугин, А.Д. Сазонов, В.Д. Симоненко—Н .1983.8. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издат. центр «Академия», 2004. 304 с.9.     Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издательство: Академия, 2017. 304с.10.     Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблема формирования личности. М., 2014. 175 с.11. Носкова О. Г. Психология труда. М.: Академия, 2012. 384 с.12. Психология труда и организационная психология: современное со стояние и перспективы развития: хрестоматия / сост. А.Б. Леонова, О.Н. Чернышева. М.: Высш. шк., 2013. 420 с.13. Пряжников Н. С., Методы активизации личного и профессионального самоопределения. М.: «МОДЭК», 2015. 400с.14. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). М.: Вако, 2013. 288с.15. Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы / Е.С. Романова. 2е изд. СПб.: Питер, 2018с. 21016. Сторожева, Г.О. Школьному психологу о профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников. 2011. №10. С. 37-44.17. Чернер, С. Л. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьника // Школа. 2017. №3. С. 3-6.18. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. М., Педагогика 2013. -95 с19. Шадриков В. Д. Деятельность и способности. М., Логос 2018.320 с.20. Шевандрин Е. А. Психодиагностика, коррекция и развития личности.М.: Педагогика, 2013. 152


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
159599
рейтинг
icon
3275
работ сдано
icon
1404
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
156450
рейтинг
icon
6068
работ сдано
icon
2737
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
105734
рейтинг
icon
2110
работ сдано
icon
1318
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
54 132 оценки star star star star star
среднее 4.9 из 5
НОУ ВО МосТех
По моей просьбе, работа была выполнена раньше назначенного срока. Сдал на отлично, были не...
star star star star star
Московский технологический институт
Работа сдана на отлично, автор все замечания выполнил без проблем!!! Спасибо 5+
star star star star star
ЮУрГУ
Благодарю за выполненную работу! Всё сделано на высшем уровне. Рекомендую всем данного исп...
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

решить 6 практических

Решение задач, Спортивные сооружения

Срок сдачи к 17 дек.

только что

Задание в microsoft project

Лабораторная, Программирование

Срок сдачи к 14 дек.

только что

Решить две задачи №13 и №23

Решение задач, Теоретические основы электротехники

Срок сдачи к 15 дек.

только что

Решить 4задачи

Решение задач, Прикладная механика

Срок сдачи к 31 дек.

только что

Выполнить 2 задачи

Контрольная, Конституционное право

Срок сдачи к 12 дек.

2 минуты назад

6 заданий

Контрольная, Ветеринарная вирусология и иммунология

Срок сдачи к 6 дек.

4 минуты назад

Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...

Решение задач, Налоговое право

Срок сдачи к 5 дек.

4 минуты назад

ТЭД, теории кислот и оснований

Решение задач, Химия

Срок сдачи к 5 дек.

5 минут назад

Решить задание в эксель

Решение задач, Эконометрика

Срок сдачи к 6 дек.

5 минут назад

Нужно проходить тесты на сайте

Тест дистанционно, Детская психология

Срок сдачи к 31 янв.

6 минут назад

Решить 7 лабораторных

Решение задач, визуализация данных в экономике

Срок сдачи к 6 дек.

7 минут назад

Вариационные ряды

Другое, Статистика

Срок сдачи к 9 дек.

8 минут назад

Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе

Курсовая, Методика преподавания химии

Срок сдачи к 26 дек.

8 минут назад

Вариант 9

Решение задач, Теоретическая механика

Срок сдачи к 7 дек.

8 минут назад

9 задач по тех меху ,к 16:20

Решение задач, Техническая механика

Срок сдачи к 5 дек.

9 минут назад
9 минут назад
10 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.