Всё сдал! - помощь студентам онлайн Всё сдал! - помощь студентам онлайн

Реальная база готовых
студенческих работ

Узнайте стоимость индивидуальной работы!

Вы нашли то, что искали?

Вы нашли то, что искали?

Да, спасибо!

0%

Нет, пока не нашел

0%

Узнайте стоимость индивидуальной работы

это быстро и бесплатно

Получите скидку

Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!


Возможности коррекции общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью средствами театрализованных игр

Тип Статья
Предмет Коррекционная педагогика

ID (номер) заказа
425178

300 руб.

Просмотров
720
Размер файла
93.98 Кб
Поделиться

Ознакомительный фрагмент работы:

У лиц, имеющих интеллектуальную недостаточность, то есть такие качественные изменения всей психики, личности в целом, которые явились результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы, проявляется сниженный уровень развития общения, а также всех параметров, в которых он проявляется (относительно разных умений в области вербальных и невербальных средств; в сферах взаимоотношений со взрослыми и сверстниками). Однако развитие таких детей все же возможно в определенном диапазоне, но в более замедленном темпе, чем у детей без нарушений интеллекта. При этом сам по себе социальный фактор – предполагающий общение и взаимодействие с окружающими – выступает как основа преобразования разных сторон и характеристик личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью, что свидетельствует об актуальности коррекционно-развивающей работы по данному направлению.
Театрализованная игра, позволяя реализовать принципы природосообразности и культуросообразности воспитания (М.И. Никитина) через формирование «образа мира» (А.Н. Леонтьев), развитие пространственно-временной ориентировки, знакомство с законами природы, формируя умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, С.Н. Николаева и др.), наиболее отвечает «мишеням коррекции» при интеллектуальной недостаточности. Тем более, что в ее процессе имитируются разнообразные ситуации общения, развивается логическая последовательная речь (М.А. Васильева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, С.А. Козлова и др.). Становление произвольности, особой чуткости и внимания к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать их значение, а также чувства и взаимоотношения (A.B. Запорожец, Л.Г. Стрелкова, Д.Б. Эльконин) обращает внимание именно к этому варианту коррекции общения. Имеются лишь отдельные рекомендации по их включению театрализованных игр в коррекцию с дошкольниками и младшими школьниками (И.М. Бгажнокова, В.В. Воронкова, Н.Д.Соколова), а также исследования самого генезиса данных игр И.Г. Вечкановой и их возможностей в процессе коррекции ЗПР в работе А.В. Поповичева [1; 2, с. 97]. Это нацелило нас на изучение особенностей общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью и выделение педагогических условий его коррекции.
Нами обследованы 10 старших дошкольников на базе МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 24 «Космос» г. Сургута. Психодиагностический комплекс состоял из двух методик наблюдения (для определения ведущей формы общения ребенка, развитости невербального компонента его общения), проективной методики «Два дома» И. Вандвик, П. Экблад в модификации Г. Х. Юсуповой (для установления сформированности круга значимого общения ребенка) и методики анализа документов – Карты психолого-педагогической диагностики по Н.В. Верещагиной (с целью определения развитости вербального компонента общения и коммуникативных навыков в целом).
По результатам исследования диаграмма (рис. 1.) отражает процентное соотношение уровней развития общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, полученных на основе композитных оценок по всем показателям общения.
В группе дошкольников с интеллектуальной недостаточностью преобладают дети с низким уровнем развития общения в 70% случаев. Лишь 30% ребят отличаются средним уровнем развития общения. Это говорит о том, что они в целом отличаются преимущественно слабо развитыми навыками установления контактов с окружающими, испытывают трудности в использовании речи для выражения просьб и намерений, с трудом подбирают и расшифровывают выразительные движения, которыми она сопровождаются. Это ведет к суженному кругу значимого общения, к преобладанию взаимодействия, опосредованного только наличной наглядной ситуацией. Лишь примерно треть ребят выделяется более развитыми возможностями в этом плане. В некоторых ситуациях они способны поддержать контакт, их репертуар речевых возможностей для обозначения различных предметов и поддержания общего контекста разговора гораздо шире. Они используют не только мимику, но и жесты, позы для выражения собственного состояния и намерений и могут расшифровывать некоторые из невербальных средств окружающих более полно и адекватно. В этой связи круг значимого общения таких ребят шире и, взаимодействуя с другими людьми, они ориентируются не только на ситуацию, но и стремятся узнать что-то.
Рисунок 1. Результаты диагностики уровня сформированности
общения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, %
Картина выраженности каждого параметра общения представлена на гистограмме – рис. 2.
Все особенности общения представлены на низком уровне. Их незначительные колебания имеются в диапазоне порядка 0,1 балла. При проверке значимости различий между уровнями выраженности данных особенностей по выборке посредством U-критерия Манна-Уитни мы обнаружили, что они отсутствуют (при p<0,05).
Рисунок 2. Усредненные значения особенностей общения по выборке
Условные обозначения:
1 – ведущая форма общения со взрослым, 2 – коммуникативные навыки во взаимоотношениях со сверстниками, 3 – развитость вербального компонента общения, 4 – развитость невербального компонента общения, 5 – сформированность круга значимого общения в группе детей.
Относительно ведущей формы общения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью мы получили следующие данные. У ребят преобладает ситуативное общение (60% ребят), встречается также познавательно ориентированное – у 40%, что является, скорее всего, результатом уже проводимой с детьми до этого коррекционно-развивающей работы. Но в целом они разительно отличаются от норм сверстников без интеллектуальной недостаточности по этому параметру, ведь к концу дошкольного возраста дошкольник должен уже внеситуативно взаимодействовать и коммуницировать со взрослым. В основном ребята реагируют на окружающих исходя только из наличной ситуации. Такие дошкольники готовы взаимодействовать с игрушками, но невнимательны в процессе чтения книг, не готовы обсуждать содержание прочитанного. У отдельных из них отмечается интерес к книгам, но никто не демонстрирует направленность и увлеченность взаимоотношениями со взрослыми людьми, не задает относительно их жизни и поведения какие-либо вопросы.
Коммуникативные навыки во взаимодействии со сверстниками у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью слабо развиты, в особенности у 80%, что вообще является характерным для лиц данной категории, так как общении со взрослыми развивается обычно более быстрыми темпами. Проявляется эта ситуация использованием в общении с такими же ребятами невербальных средств в большей степени, чем вербальных, содержание же последних является в силу эмоциональной депривированности на более ранних этапах онтогенеза бедным, не хватает достаточного для детей данного возраста объема словаря, различных синтаксических конструкций и опыта его реализации в деятельности общения. У 20% дошкольников отмечалось большее использование речи во взаимодействии, причем в гораздо меньшем объеме со взрослыми, нежели с другими ребятами. Соотношение невербальных проявлений было обратным, большим относительно сверстников, нежели взрослых.
У примерно трети уровень развития речи, сопровождающей общение и взаимодействие с окружающими, является средним, у остальных – низким. Это говорит о том, что дети отличаются в основном бедным словарным запасом. Их высказывания преимущественно состоят из двух-трех слов. Для получения ответа на вопросы требуется в основном повторная подача вопросов, а также их предъявление в закрытой форме, предполагающей ответы «да» или «нет».
Порядка 40% способны наполнить коммуникативное взаимодействие развитыми образно-выразительными возможностями собственного тела при взаимодействии со сверстниками и в два раза меньше – со взрослыми. Визуальный контакт ребят главным образом заключается в отведении глаз и отсутствии эмоционального отклика на улыбку других людей, они преимущественно редко реагируют на визуальное обращение собеседника. Характер тактильного контакта заключается в основном в отстранении, избегании его и не поддержании, если он все же происходит по инициативе собеседника. Специфика ориентации на лицо и голос других заключается в том, что дети чаще не просят о помощи и не обращаются к другим по собственной инициативе, реагируют при обращении к ним несколько раз. Они предпочитают социальную дистанцию в общении и взаимодействии с другими людьми. Находятся в контакте с ними в основном менее 3 минут. При средней развитости данного компонента общения у обследованных ребят, что встречается в 30% случаев, дети иногда реагируют на визуальный контакт и поддерживают его, как и тактильное обращение, если на них обратят внимание, то обращаются с просьбой, здороваются. Дистанция в общении в этом случае представлена как персональная, и время взаимодействия превышает диапазон 3-5 минут.
Несформированный круг значимого общения отмечается у 70% обследованных. В этом случае зафиксирован перевес незначимых людей над значимыми, отнесение части близких родственников и друзей к незначимым. Лишь у 30% испытуемых отмечается средняя сформированность круга значимого общения, то есть присутствует перевес числа значимых лиц в положительную сторону, но одного из друзей или родителей или других родственников (дедушку, бабушку) ребенок относит к незначимым лицам.
Анализ результатов привел нас к осознанию необходимости коррекционной работы с детьми, в ходе которой следует ориентироваться на проявления особенностей общения на среднем уровне, а именно: познавательная форма общения со взрослым; более широкий диапазон использования речи и выразительных средств в процессе установления и поддержания контактов с другими людьми; более активная позиция ребенка – самостоятельность в просьбах и обращении, использование широкого запаса речевых оборотов; реагирование на визуальный и тактильный контакт его поддержанием; персональная дистанция с собеседниками и продолжительность контакта свыше 3-5 минут; более широкий круг значимого общения.
Средством, которое мы выбрали для формирования требуемых особенностей общения, выступили театрализованные игры. Нами предложена авторская программа, учитывающая такие педагогические условия коррекции общения старших дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: учет структуры дефекта; учет уровня сформированности общения; целенаправленная коррекционная работа с использованием театрализованных игр. Обеспечение единства обучения игре и формирования навыков общения в ходе ее реализации, постепенное выстраивание элементов общения, необходимых для проявления себя в театральном искусстве, могут способствовать коррекционно-развивающему эффекту при ее проведении.
В качестве перспективы изучения данной проблемы нам представляется значимым проверка выделенных условий в ходе формирующего эксперимента, создание и апробация целостной системы коррекционного сопровождения общения и социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью на протяжении дошкольного детства и их переходе в школу.
Литература:
Вечканова И.Г. Тетрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью // Специальное образование. 2012. № 2. С. 20–26.
Поповичев А.В. Формирование навыков общения у дошкольников с задержкой психического развития в процессе театрализованных игр: автореф. дис. … канд. пед. наук: 52.13.00.05 . Тамбов, 2004. 82 с.


Нет нужной работы в каталоге?

Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.

Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов

Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит

Бесплатные доработки и консультации

Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки

Гарантируем возврат

Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа

Техподдержка 7 дней в неделю

Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему

Строгий отбор экспертов

К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»

1 000 +
Новых работ ежедневно
computer

Требуются доработки?
Они включены в стоимость работы

Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован

avatar
Математика
История
Экономика
icon
148428
рейтинг
icon
3134
работ сдано
icon
1355
отзывов
avatar
Математика
Физика
История
icon
142444
рейтинг
icon
5882
работ сдано
icon
2654
отзывов
avatar
Химия
Экономика
Биология
icon
95919
рейтинг
icon
2036
работ сдано
icon
1275
отзывов
avatar
Высшая математика
Информатика
Геодезия
icon
62710
рейтинг
icon
1046
работ сдано
icon
598
отзывов
Отзывы студентов о нашей работе
47 955 оценок star star star star star
среднее 4.9 из 5
СурГУ
Быстро и что очень здорово - досрочно! Не раз заказывал работу. Думаю, обращусь еще.
star star star star star
РПА Минюста РФ
Работа выполнена быстро, в соответствии с рекомендациями и пожеланиями. Замечаний не было.
star star star star star
СВФУ
Отличный исполнитель! Всё чётко, понятно, по теме, без претензий. Благодарю за работу.
star star star star star

Последние размещённые задания

Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн

Генеалогия

Другое, Генеалогия

Срок сдачи к 6 нояб.

только что

Переделать работу

Курсовая, Строительство

Срок сдачи к 4 нояб.

только что

Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.

Другое, Экономика и управление предприятием

Срок сдачи к 31 окт.

1 минуту назад

кароче надо отсосать всю сперму у отчима

Онлайн-репетитор, членососание

Срок сдачи к 2 нояб.

1 минуту назад

Система единиц величин. Единицы величин системы «СИ»

Контрольная, метрология

Срок сдачи к 3 нояб.

1 минуту назад

Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г

Решение задач, Бухгалтерский учет

Срок сдачи к 31 окт.

1 минуту назад

Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией

Реферат, Документационное обеспечение управления

Срок сдачи к 3 нояб.

2 минуты назад

В единстве народа -сила России

Сочинение, На конкурс

Срок сдачи к 3 нояб.

2 минуты назад

Решить 5 задач по вероятности и статистике

Решение задач, Вероятность и статистика

Срок сдачи к 30 окт.

3 минуты назад

Конспект урока

Другое, Педагогика

Срок сдачи к 30 окт.

3 минуты назад

Тезисы по теме исследования

Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании

Срок сдачи к 2 нояб.

3 минуты назад

Нужен иск

Другое, Документационное обеспечение

Срок сдачи к 31 окт.

4 минуты назад
4 минуты назад

Диплом по предмету «Педагогическое образование»

Диплом, Педагогическое образование

Срок сдачи к 13 дек.

4 минуты назад
4 минуты назад
4 минуты назад

Две презентации на любые темы из списка

Презентация, Основы безопасности и защиты родины

Срок сдачи к 31 окт.

4 минуты назад

2 задания

Эссе, Управление профессиональным развитием персонала

Срок сдачи к 1 нояб.

5 минут назад
planes planes
Закажи индивидуальную работу за 1 минуту!

Размещенные на сайт контрольные, курсовые и иные категории работ (далее — Работы) и их содержимое предназначены исключительно для ознакомления, без целей коммерческого использования. Все права в отношении Работ и их содержимого принадлежат их законным правообладателям. Любое их использование возможно лишь с согласия законных правообладателей. Администрация сайта не несет ответственности за возможный вред и/или убытки, возникшие в связи с использованием Работ и их содержимого.

«Всё сдал!» — безопасный онлайн-сервис с проверенными экспертами

Используя «Свежую базу РГСР», вы принимаете пользовательское соглашение
и политику обработки персональных данных
Сайт работает по московскому времени:

Вход
Регистрация или
Не нашли, что искали?

Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!

Файлы (при наличии)

    это быстро и бесплатно
    Введите ваш e-mail
    Файл с работой придёт вам на почту после оплаты заказа
    Успешно!
    Работа доступна для скачивания 🤗.