это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
792383
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность данной проблемы на социальном уровне определяется заметно возросшим за последние десятилетия количеством детей с искажённым психическим развитием в целом и расстройствами аутистического спектра, в частности, кроме того, отмечается тенденция к увеличению частоты данного нарушения развития. В то же время в условиях гуманизации общества эти дети, ранее считавшиеся необучаемыми, включаются в систему образования и адаптируются в ней более или менее успешно. Соответственно, при обеспечении государственных гарантий доступности и равных возможностей для получения полноценного образования для каждого ребёнка, перед обществом в целом и системой образования, в частности, встаёт вопрос о взаимной адаптации ребёнка к требованиям социума и социума к индивидуальным возможностям ребёнка.
Для того чтобы дать оценку коммуникативным возможностям детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС) выясним, что является коммуникацией.
Коммуникация (от лат. communicatio - сообщение, передача) - передача информации от одной системы к другой посредством специальных материальных носителей, сигналов. Коммуникация между людьми происходит в форме общения как обмен целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в которых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон.
Коммуникация — в широком смысле означает обмен информацией между индивидами через посредство общей системы символов. Коммуникация может осуществляться вербальными и невербальными средствам.
Общение является одним из главных факторов развития ребенка, важнейшим условием формирования его личности. Основной задачей специалистов коррекционных и образовательных учреждений является формирование у детей мотивации к общению и помощь в освоении навыков взаимодействия с окружающими людьми.
Желание общаться неразрывно связано с развитием общественных отношений, в которых дети с РАС испытывают значительные трудности. Основной признак искаженного развития— это неконтактность ребенка, которая проявляется обычно на первом году жизни, но особенно четко — в возрасте 2—3 лет, в период первого возрастного кризиса. Дети с РАС начинают говорить намного позже своих сверстников. При появлении первых слов и фраз выясняется, что многие аутичные дети не в состоянии использовать свои языковые навыки в целях коммуникации.
Часто произнесенные первые слова нетипичны, вместо ожидаемых «мама» или «папа» ребенок вдруг произносит «телевизор» или «уйди». Причем, прозвучавшие один раз, эти слова могут не повторяться в дальнейшем. Отмечено, что после появления первых слов в возрасте 11—18 месяцев ребенок затем вообще замолкает на длительный период времени. В 3 года у части аутичных детей вновь наблюдается усиление речевой активности, которая выражается в эхолалиях (ребенок повторяет слова за окружающими). Характерным является то, что аутичный ребенок может отражать не только слова, но и темп речи и интонацию. О себе он, как правило, говорит во втором и третьем лице или использует инфинитивную форму («хочешь пить!» вместо «хочу пить!», «дать Егору!» вместо «дай мне!»), т.е. так, как слышит от окружающих. Часто высказывания ребенка содержат отрывки из услышанного по телевизору.
Отечественные исследователи, изучающие проблему аутизма (Никольская О.С., Баенская Е.Р., Нуриева Л.Г., Богдашина О.Б.), а также зарубежные авторы (Ф.Волкмар, Л.Винг, С.Шор) описывают множество особенностей формирования коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра, подчеркивая огромное влияние нарушений социально-коммуникативной сферы на их речевое развитее. Несмотря на увеличение интереса ученых к проблеме аутизма, на данный момент проведено мало исследований, касающихся особенностей формирования навыков общения у детей с таким диагнозом. Поэтому единого представления о специфике работы по развитию коммуникативной сферы у детей с РАС нет. При этом педагогическая практика требует экспериментального выявления закономерностей формирования коммуникативной деятельности, ее связи с речевым развитием, составления коррекционно-педагогических рекомендаций, обеспечивающих эффективную работу с детьми с особенностями развития.
Психическое развитие детей с расстройством аутистического спектра очень искажено, поэтому методы работы с другими нарушениями не подходят, и проблема разработки способов коррекции остается актуальной в настоящее время.
Проблема исследования связана с развитием возможностей коммуникации и общения. Речевая коммуникация дает возможность усваивать социальный опыт, формировать собственную систему символов и значений. У речевой коммуникации есть информация, эмоции, регулятивный аспект, следовательно, существуют проблемы саморегуляции, планирования, регуляции взаимоотношений с людьми, зависящие от речевой коммуникации ребенка.
У детей с РАС имеются нарушения речевой коммуникации так как у них не сформирована привязанность к близким людям, нарушена возможность установления эмоционального контакта, но развита «аутистическая защита», аутостимуляции. Все это препятствует социализации аутистического ребенка.
Таким образом, актуальность темы состоит в изучении проблемы развития возможностей общения и является крайне актуальной для детей с расстройством аутистического спектра.
Способность к коммуникации и установлению социальных связей у детей с РАС нарушается в разной степени, в зависимости от тяжести самого расстройства и от того микросоциального контекста, в котором они находятся. Большинство аутичных детей на активную коммуникативную инициативу взрослого, особенно незнакомого, реагируют избеганием, прячутся, отворачиваются или зажмуривают глаза, закрывают лицо или уши ладонями — запускается привычная для каждого ребенка протестная реакция вплоть до сильнейшего возбуждения и истерики. Однако такой ребенок способен довольно пристально наблюдать за происходящим вокруг него, т.к. это дает ему ощущение контроля. При легких формах расстройства аутистического спектра такое поведение выглядит как стеснительность, и только с годами упорное неумение общаться становится очевидным для близких. При более мягких формах расстройства ребенок способен продемонстрировать попытки установления контакта с окружающими, но чаще всего не ради общения, а при возникновении какой-либо актуальной потребности (еда, получение приятных сенсорных ощущений и т.д.). Причем делает он это либо архаичным способом, например тянет за руку или толкает, либо использует способ эмоционального общения, закрепленный с младенчества и не меняющийся годами, — «комплекс оживления». При тяжелых формах расстройства аутистического спектра ребенок вообще не способен проявлять социальную активность и выглядит абсолютно отрешенным от окружающей его жизни. В раннем возрасте такой ребенок производит впечатление глухого. Он не откликается на свое имя, не смотрит в глаза. У него отсутствует живая мимика, он игнорирует присутствие людей рядом с собой, внешне может даже никак не реагировать на присутствие матери, но при ее уходе проявит беспокойство вплоть до истерики.
Для развития у ребенка речевой коммуникации необходимо создавать условия для того, чтобы ребенок мог общаться, главное выработать у него мотивацию кобщению. В соответствии с этим принципом, общение начинается с инициативы ребенка, а не с команды взрослого.
Очень важно отличать коммуникативные навыки от речевых. Часто детей с РАС определяют как «не разговаривающих», и поэтому существует предположение, что если их обучить говорить, то все проблемы общения разрешатся сами собой. Но это не так, и наиболее важным компонентом общения является именно коммуникация, а не разговорный язык. Ведь в обыденной жизни мы сами можем взглядом, мимикой, жестом сказать многое, а дети в дошкольном возрасте с РАС этого делать не умеют. Они не понимают, что могут использовать общение, чтобы получить что-то или заставить кого-то сделать для них, пытаются удовлетворить свои потребности и желания самостоятельно и расстраиваются, когда это невозможно.
У ребенка с РАС нарушено формирование всех форм довербального и вербального общения. Прежде всего, у него не формируется зрительный контакт, ребенок не смотрит в глаза взрослого, не протягивает ручки, чтобы его взяли. Во многих литературных источниках отсутствие взгляда в глаза называется самым характерным признаком расстройства аутистического спектра. Однако далеко не все дети, страдающие РАС, особенно в процессе установления с ними доверительных отношений, продолжают активно избегать зрительного контакта, другое дело, что большая часть аутичных детей не умеют использовать его для успешного социального сотрудничества.
Более чем у 50—70 % детей с РАС наблюдается недостаточность использования жестов и интонации в общении. На всех этапах развития ребенок в общении с окружающими не обращается к невербальным средствам общения, чтобы привлечь взрослого к совместному эмоциональному переживанию от увиденного, как это делают дети в норме. Кроме того, аутичный ребенок сам не способен адекватно «трактовать» социальные сигналы окружающих людей или демонстрировать совместное внимание (например, ребенок смотрит на руку взрослого, а не на предмет, на который ему указывают). Глубоко аутичный ребенок редко меняет выражение лица, даже испытывая дискомфорт, но немалая часть аутичных детей демонстрирует довольно яркую, а иногда, наоборот, чрезмерную мимику, выражающую удовольствие, страдание или панику и имеющую отношение к базовым человеческим эмоциям, но при расстройстве аутистического спектра грубо нарушен механизм социализации таких эмоций. Считается, что ребенок с РАС лишен эмпатии и поэтому не может адекватно понимать как собственное эмоциональное состояние, так и настроение других людей. Он может активно улыбаться, испытывая удовольствие, или делать рассерженное лицо, не получив желаемое, но он не способен понять, почему кто-то плачет.
Большинство специалистов, работающих с такими детьми, утверждают, что потребность в общении у них исходно не нарушена. Психологи и педагоги знают, как сильно такой ребенок может быть привязан к близкому человеку. Человеческое лицо, согласно данным экспериментов, так же привлекательно для аутичного ребенка, как и для любого другого, но глазной контакт он выдерживает лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет, контактировать с окружающими людьми, более того, исследования и практика коррекционной работы свидетельствуют о более широкой неспособности таких детей к организации контактов с окружающим миром.
Проводимые исследования, позволили выявить особенности коммуникации у детей с РАС. Более чем у половины исследуемых детей с РАС наблюдаются сложности при общении, поскольку нарушено понимание речи, т.е. страдают экспрессивная и рецептивная коммуникации. Нарушения речи отражают основную специфику расстройства аутистического спектра, а именно несформированность коммуникативного поведения. Поэтому у детей с РАС, прежде всего, нарушено развитие коммуникативной функции речи и коммуникативного поведения в целом.
Значительная часть аутичных детей вообще не пользуется речью. Вместо речи ребенок использует вокализации, сигнализирующие о комфорте или дискомфорте, которые родители нередко называют «пением» или «мычанием». Характерным в таких случаях является появление в потоке вокализаций звуков, скопированных из неречевого окружения ребенка, а иногда и абрисы слов, различить которые способны только наблюдательные близкие.
В тех случаях, когда словарный запас аутичного ребенка с возрастом начинает бурно пополняться, возникают речевые проблемы, которые называются семантико-прагматическим нарушением. Этот вид речевого нарушения характеризуется неумением адекватно пользоваться речью для общения, он является специфичным при высокофункциональном расстройстве аутистического спектра и включает в себя следующие признаки:
• ребенок, как правило, имеет быстрый темп речи,
• не умеет слушать собеседника, постоянно его перебивает,
• не умеет поддерживать беседу и соблюдать очередность,
• не умеет донести информацию, навязывает свою собственную, как правило, одну и ту же тему;
• не понимает контекст беседы за счет конкретности восприятия речи;
• не понимает, что можно говорить и что нельзя.
Социальные навыки и, как составляющая их часть, игровые навыки являются наиважнейшими навыками для развития общения и у аутичного ребенка они не формируются самостоятельно. Это, в значительной степени, влияет на отставание в развитии связной речи.
Таким образом, то, что в норме является основой организации речевой коммуникации, для данной категории детей становится объектом особого внимания, источником аутостимуляций. Развиваются речевые стереотипии (однообразные действия), позволяющие снова и снова воспроизводить одни и те же необходимые ребенку впечатления. Для развития речи аутичных детей характерно своеобразное асинхронное развитие различных компонентов языковой системы.
Специфической особенностью речи всех детей с аутизмом следует назвать нарушение коммуникативной функции речи (аутичный ребенок избегает общения, что ухудшает возможности речевого развития); его речь автономна, эгоцентрична, недостаточно связана с ситуацией и окружением; оторванность такого ребенка от мира, неспособность осознать себя в нем очевидно сказывается на становление его самосознания, позднее появление в речи местоимения «Я» и других личных местоимений в первом лице.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Сделать презентацию на тему Виды расчетов предприятий.
Другое, Экономика и управление предприятием
Срок сдачи к 31 окт.
Учет основных средств вариант 11 26 января 20?г
Решение задач, Бухгалтерский учет
Срок сдачи к 31 окт.
Политика кондефециальности защиты информации в управлении документацией
Реферат, Документационное обеспечение управления
Срок сдачи к 3 нояб.
Решить 5 задач по вероятности и статистике
Решение задач, Вероятность и статистика
Срок сдачи к 30 окт.
Тезисы по теме исследования
Статья, Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Срок сдачи к 2 нояб.
Средства и методы развития координационных способностей у баскетболистов 8-11 лет
Курсовая, Избранный вид спорта
Срок сдачи к 10 нояб.
Диплом по предмету «Педагогическое образование»
Диплом, Педагогическое образование
Срок сдачи к 13 дек.
Тема: Применение графически-иллюстративного материала в обучении...
Диплом, Литература
Срок сдачи к 7 нояб.
Написать курсовую работу "Фотографирование при проверке показаний на месте"
Курсовая, Судебная Фотография
Срок сдачи к 26 нояб.
Две презентации на любые темы из списка
Презентация, Основы безопасности и защиты родины
Срок сдачи к 31 окт.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!