это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
4287027
Ознакомительный фрагмент работы:
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ 7
1.1 Экологическое воспитание: понятие, цель, задачи, компоненты 7
1.2 Психолого–педагогические особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ 16
1.3 Формы, методы и средства экологического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ 25
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по экологическому воспитанию дошкольников с ОВЗ 37
2.1 Исследование исходного уровня знаний о природе и отношения к ней дошкольников с ОВЗ 37
2.2 Разработка мероприятий по формированию положительного отношения к природе у дошкольников с ОВЗ 44
2.3 Результаты практической работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста с ОВЗ в ходе природоведческих экскурсий 50
Заключение 57
Список использованной литературы 61
Введение
Актуальность. Не нова проблема взаимосвязи человека с природой, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Детство, по мнению педагогов и психологов, является таким возрастным периодом, когда активно формируются основы мировоззрения ребенка: его отношение к себе, другим людям, окружающему миру. Поэтому именно в этом возрасте важно создать условия для развития у детей понимания того, что все в природе взаимосвязано.Проблема формирования экологической культуры в России, занимает важное место в педагогике и требует всестороннего рассмотрения и глубокого изучения не только на теоретическом уровне, но и на уровне организации практической работы с детьми. Разностороннее развитие и воспитание детей с ОВЗ осуществляется разными средствами. Одно из них — ознакомление с природой. Природа неисчерпаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой, которая оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием и динамичностью. Ребенку кажется, что он первооткрыватель, что он первый услышал стрекотание кузнечика, увидел, что снег — это много красивых снежинок, для него поет скворец. Так дети впервые воспринимают природу, тянутся к ней, она возбуждает их любознательностью.Дошкольники с ОВЗ с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.Актуальность нашего исследования объясняется тем, что бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания закладывается в дошкольном возрасте. В связи с этим перед детскими образовательными учреждениями встаёт важная задача формирование экологической культуры и природоохранного сознания подрастающего поколения. Согласно ФГОС ДО, педагогические условия реализации экологического образования должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сфере экологии на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к природному окружению [ 14, с. 12].Значительный вклад в разработку обозначенной нами проблемы внесли исследования Е. И. Тихеевой, П. Т. Саморуковой, Л. И. Бажович, Г. И. Щукиной, Т. А. Куликовой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой. Е. И. Тихеева подчеркивала силу воспитательного влияния природы на ребенка, считала, что это неиссякаемый источник, из которого дети черпают содержание игр, наблюдений, труда. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии природы, чем активнее при этом дошкольник, тем полнее он познает окружающее. Е. И. Тихеева считает, что мир природы таит большие возможности для развития у детей наблюдательности и совершенствования родной речи [16 с. 22]. Большое значение Е.И. Тихеева придавала правильному отбору знаний для дошкольников и планированию работы. В предложенном ею плане-программе план предусматривает усложнение материала от одного возраста к другому, соблюдение таких принципов, как сезонный, краеведческий. Она предложила целостный подход к изучению природы, что является наиболее полезным и доступным для детей дошкольного возраста с ОВЗНесмотря на то, что существует множество программ экологической направленности таких, как комплексная программа «Детство» парциальных «Мы», «Наш дом - природа», «Юный эколог» и др., практическая реализация данных программ в ДОУ продолжает оставаться проблемной.В современных исследованиях, связанных с проблемами повышения эффективности образовательного процесса, одним из аспектов, вызывающих наибольший интерес, является выявление педагогических условий, обеспечивающих успешность осуществляемой деятельности. Педагогические условия — это результат целенаправленного отбора и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей. В работах Л. А. Каменевой, Н. Н. Кондратьевой и других психолого-педагогические условия экологического воспитания и развития ребенка представляются как совокупность возможностей образовательной и материально- пространственной среды, основной функцией которых является организация таких мер педагогического воздействия, которые обеспечивают преобразование конкретных характеристик экологического обучения, воспитания и развития ребенка.Объект исследования: процесс экологического воспитания дошкольников. Предмет исследования: формирование системы экологических представления в ходе экологического воспитания дошкольников. Цель: выявить эффективность применения комплекса целенаправленных занятий и работы по формированию системы экологических представлений на уровень экологической воспитанности дошкольников с ОВЗ. Задачи: 1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников. 2. Разработать комплекс мероприятий по повышению уровня экологического образования дошкольников с ОВЗ.3. Выявить эффективность влияния работы в комплексе на экологическое образование дошкольников с ОВЗ. Для решения задач исследования нами был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической литературы; беседы, опрос, вопросы к детям, чтение художественной литературы, наблюдение и др.Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сформулированные в работе положения и выводы позволяют более глубоко исследовать вопросы организации экологического воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ с применением активных методов и форм.Практическая значимость заключается в том, что материалы работы могут использоваться воспитателями в специализированных детских учреждениях по практической организации экологического воспитания детей дошкольного возраста ОВЗ с применением активных методов и форм.Исследование проходило в 4 этапа:1 этап: изучение психолого-педагогических источников по проблеме.2 этап: выявление критериев сформированности экологического воспитания дошкольников с ОВЗ.3 этап: разработка системы мер по повышению уровня экологического воспитания дошкольников с ОВЗ и контроль эффективности данных мер.Базой исследования является НАИМЕНОВАНИЕ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВАШЕГО ГОРОДА ГДЕ ПРОВОДИЛОСЬ ИССЛЕДОВАНИЕ (12 детей) Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Список использованной литературы
Авдеева, Н. Н. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников Текст. : учеб.-метод. пособие / Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова. — Ярославль : Акад. развития, 2013. - 112 с. - (Жизнь вокруг нас).
Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников / Пособие для воспитателей детей дошкольного возраста М., Просвещение, Бобылева Л. Бывают ли "полезные" и "вредные" животные? // Дошкольное воспитание. 2020. N 7. С. 38–46.
Борякова Н. Ю. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Коррекционная педагогика. 2016. - № 2
Бочарова, Н.И. Туристические прогулки в детском саду: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений [Текст] / Н. И. Бочарова – М.: АРКТИ, 2019. - 116с.
Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А. И. Васильева. - Минск, 2013. - 297с.
Выготский JI. С. Вопросы теории и истории психологии / JI. С. Выготский. Собр. соч., т. 1.- М.: Педагогика, 2017. - 436 с.
Долгова Т. Л., Кравченко И. В. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная группы. Практическое пособие, методические указания. - М.: ТЦ «Сфера», 2018. - c. 208.
Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: учебное пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: Форум, 2021. - с. 256.
Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2019. - c.288
Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: ТЦ «Сфера», 2018. - 320 с.
Йозова О. Наглядные пособия в экологическом воспитании // Дошкольное воспитание. 2015. N 7. - С. 70–73.
Камнева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Тереньтьева Е. Ф. Мир природы и ребенок. (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование»./ Камнева Л. А., Кондратьева Н. Н., Маневцова Л. М., Тереньтьева Е. Ф. СПб.: Акцидент, 1998, - с 285–294.
Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой: диагностический журнал. Подготовительная группа / Авт-сост. Ю.А. Афонькина. М.: Учитель, 2012, - c.119.
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под. Редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Подготовительная группа / авт.-сост. Н.В. Лободина. Волгоград: Учитель, 2012, - с. 415.
Кондратьева Н. Н. и др. «Мы». Программа экологического образования детей./ Кондратьева Н. Н. и др. 2-е изд., испр.и доп. CП6.: «Детство-пресс». 2016 - c.70-78.
Лучич М. В. Детям о природе. Изд. 2-е. М., 1989. – 143 с.
Мамедов Н. М., Суравегина И.Т.Экология. / Н.М.Мамедов, И.Т.Суравегина; М.: «Школа-Пресс», 1996. - 464c.
Менчинская H.A. Вопросы умственного развития ребенка / H.A. Мен-чинская. М., 1970. - 365 с.
Методика ознакомления детей с природой в детском саду [Текст]: учеб. Пособие для пед. Уч-щ по спец «Дошкольное воспитание» / под ред. П.Г.Саморуковой. – М.: Просвещение, 2019.-240 с.
Мир природы и ребёнок. /Методика экологического воспитания дошкольников. // Под ред. Маневцовой Л. М., Саморуковой П. Г., изд. 2-е, переработанное и дополненное. Санкт-Петербург, Акцидент, 2014.- 181 с.
Михеев А. В., Пашканг К.В., Родзевич Н. И., Соловьева М. П. Охрана природы. / Михеев А. В., Пашканг К.В., Родзевич Н. И., Соловьева М. П. М.: Просвещение, 1983. — 144 c.
"Мы" Программа экологического образования детей / Н. Н. Кондратьева и др. CП6: Детство-пресс, 2003. - 240 с
.Никишина В. В. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов: - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с.
Николаева С. Н. Совместная деятельность взрослого и детей. / Дошкольное воспитание, 2019г. № 5. – С. 6–9.
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2001, с. - 184.
Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу.// Начальная школа.2003. № 9, - c.6-11.
Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. М.: Новая школа, 2009, - с .232.
Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. / Методические рекомендации для дошкольных учреждений. М., Новая школа, 2019. – С. 28–37
.Николаева С. Н. Формирование начал экологической культуры.// Дошкольное воспитание. 2016. № 7, - С.36
Нищева Н. В. Программа коррекционно–развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) / Нищева Н. В. С.-П., Детство-пресс, 2007. – 345 с.
От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, издание шестое, дополненное (издательство МОЗАИКА — СИНТЕЗ, Москва, 2020. - 304 с.
О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // (ред. от 21.01.2019) - Дошкольное воспитание, 2020. № 5. – С. 31–47.
Психология детей с отклонениями и нарушениями психического развития/Сост. и общая ред. В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. – СПб.: Питер, 2022. – 304 с.
Реймар Н.Ф., Яблоков А. В. Словарь терминов и понятий, связанных с охраной природы. М.: Наука, 2017. - 144 с.
Саморукова П. Г. Как знакомить дошкольников с природой. / П. Г. Саморукова. М.: Просвещение, 2019. – 207 c.
Серебрякова Т. А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. М.: Академия, 2018. - с. 208.
Симонова А. П. Ключи от природы, или Этические беседы по экологии. М. Соломенникова О. Диагностика экологических знаний дошкольников// Дошкольное воспитание, 2004. N 7 - С. 21–27.
Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. – СПб.: Питер, 2008. – 192 с.
Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль, 2016. – 197 с.
Экологическое воспитание в детских дошкольных учреждениях/Сост. А. М. Федотова. Пермь, 2011. – 163 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!