это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5013592
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
В связи с модернизацией начального образования, требований ФГОС НОО педагог должен подходить к обучению детей ответственно, творчески относится к окружающему миру, обладать способностью почувствовать и описать прекрасное, уметь донести его до человеческого разума и души, научить детей чтить произведения живописи, музыки, утончённое слово мастеров пера. Не секрет, что в последнее время изучение произведений словесного творчества в начальной школе осложняется многими объективными факторами, среди которых прежде всего выделим увлечение электронными средствами информации, неспособными заменить книгу. Итак, учителя пытаются отыскать способы оптимизации самого процесса ознакомления учащихся с художественной литературой.
С целью активизации познавательной деятельности, учащихся на уроках литературного чтения по мере необходимости используются произведения живописи, педагоги стремятся развивать у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи.
Поскольку словесное творчество является самостоятельным видом искусства, то и произведения живописи имеют свою графическую специфику изображения окружающей жизни. Они также влияют на эмоции учащихся, дополняют впечатления об определённом литературном произведении. Иными словами, помогают совместить живое слово педагога с наглядным образом, воссозданным на художественном полотне. В основном на уроках используются тематически близкие картины или просто иллюстрации художников к произведениям писателей, которые изучаются по специальной программе.
На раскрытие таких творческих взаимосвязей двух видов искусства современного учителя нацеливают новые школьные программы и учебники по литературному чтению.
Показательно, что уже в методических пособиях 60-80-х годов ХХ в. (Я.А. Коменский, К. Д. Ушинский, С. Ф. Русова, В. А. Сухомлинский, Л. В. Занков и др.) вопросу использования произведений музыки и живописи методисты и учителя-словесники уделяли должное внимание. Однако, эта проблема прежде всего рассматривалась в плане художественного и эстетического воспитания учащихся на уроках литературного чтения вообще, часто безотносительно к содержанию словесного творчества.
Данная проблема также нашла отражение в современной методике преподавания литературы в школе (Ю.Ю. Скрипова, Л.Д. Мали, М.П. Воюшина, Г.Н. Манасова, А.Б. Созаев, С.М. Хачетлова). Авторы дают содержательные советы, как следует знакомить старшеклассников с выразительными средствами живописи (композиция, светотень, цвет) и рекомендуют вести отдельный живописный словарик для знакомства с бытовыми, историческими, батальными, портретными, пейзажными и анималистическими жанрами изобразительного искусства.
Таким образом, мы видим, что данная проблема актуальна, однако рассматривалась в основном на примере старшеклассников, методы и приемы развития у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи раскрыты фрагментарно и нуждаются в дополнительных исследованиях.
Объект исследования – процесс развития у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи.
Предмет исследования – методы и приемы развития у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи.
Цель исследования – рассмотреть особенности и выявить методы и приемы развития у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть педагогический потенциал произведений живописи для приобщения младших школьников к чтению;
2. Изучить особенности работы младших школьников с произведениями словесного творчества на уроках литературного чтения;
3. Провести анализ педагогического опыта по развитию у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи;
4. Описать систему работы по развитию у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи (на примере УМК «Школа России»);
5. Выявить методы и приёмы работы по развитию у младших школьников умения соотносить произведения словесного творчества с произведениями живописи.
Методы исследования: анализ и синтез научной литературы, классификация понятий, анализ программ, учебников и педагогического опыта.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования могут быть использованы педагогами в процессе обучения младших школьников.
Структура исследования: введение, основная часть, выводы, заключение и список использованных источников.
Список использованной литературы
1. Боликова, В. Г. Создание организационно-педагогических условий для формирования читательской компетенции на уроках литературы / В. Г. Боликова // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 23-25.
2. Воюшина, М. П. Методика работы с книгой: методика обучения литературе в начальной школе / М. П. Воюшина, С. А. Кислинская, И. Р. Николаева. – Москва: Академия, 2010. – 254 с.
3. Гнатенко, K. И. Психолого-педагогические вопросы восприятия младшими школьниками / K. И. Гнатенко // Наука и образование. – 2019. – № 10. – С. 18-24.
4. Дебердеева, Т. Х. К вопросу о стратегиях смыслового чтения / Т. Х. Дебердеева // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 74-81.
5. Дебердеева, Т. Х. ФГОС - новые горизонты в осмыслении чтения? / Т. Х. Дебердеева // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 8-14.
6. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1- 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Климанова, М. В. Бойкина. - Москва: Просвещение, 2014. - 128 с.
7. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 1 класс: учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - В 2-х частях. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2012. - 80 с.
8. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 2 класс : учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - В 2-х частях. - 9-е изд. - Москва: Просвещение, 2018. - 224 с.
9. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 3 класс : учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - В 2-х частях. - 2-е изд. – Москва: Просвещение, 2013. - 223 с.
10. Климанова, Л. Ф. Литературное чтение. 4 класс учебник / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - В 2-х частях. - 2-е изд. - Москва: Просвещение, 2016. - 232 с.
11. Клопова, Н. А. Организация и содержание работы с фольклором на уроках литературного чтения / Н. А. Клопова // Таврический народный обозреватель. – 2016. - № 3. – С. 163-165
12. Королева, М. Н. Приемы анализа познавательного текста на уроках литературного чтения / М. Н. Королева // Журнал педагог. – URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ (дата обращения: 29.09.2023).
13. Королева, Н. А. Урок литературного чтения в 3 классе на тему: «Фольклор и художественный тексты» (проектная деятельность: создание опорной таблицы по теме) / Н. А. Королева // Контент-платформа Pandia.ru. - URL: https://pandia.ru/text/79/244 (дата обращения: 29.09.2023).
14. Косарева, В. А. Что значит - научить читать! / В. А. Косарева // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 107-112.
15. Кривоноженкова, А. С. Приемы работы младших школьников с художественными книгами на уроках литературного чтения / А. С. Кривоноженкова // Международный студенческий научный вестник. – 2017. - № 3. – С. 73
16. Кусова, М. Л. Формирование у младших школьников умений работать с художественным текстом на уроках литературного чтения / М. Л. Кусова // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 2. – С. 10-14
17. Лукичева, Н. Б. Обучение чтению в начальной школе / Н. Б. Лукичева // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 140-146.
18. Никифорова, О. И. Восприятие фольклора младшими школьниками: учеб. пособие /О. И. Никифорова. – Москва: Учпедгиз, 2016. – 206 с.
19. Никитаева, Н. Ф. Во всем поможет мудрость книги / Н. Ф. Никитаева // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 31-34
20. Образовательные программы. Начальное общее образование. 1-4 классы : учебно-методическое пособие : [издание в pdf-формате] / сост.: Н. В. Нечаева, С. В. Сабина. - Москва : Просвещение, БИНОМ, 2021. - 240 с.
21. Петрова, Д. О. Анализ восприятия словесного творчества младшими школьниками / Д. О. Петрова //Начальная школа. – 2018. -№2. –С. 9-13
22. Политова, М. В. Приемы работы с фольклором на уроках в начальной школе (обобщение опыта) / М. В. Политова // Школьная педагогика. – 2020. -№ 18. – С. 9-14
23. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования // Сайт Гарант. – URL: https://www.garant.ru/products (дата обращения: 29.09.2023).
24. Рулько, Т. В. Воспитание "талантливого" читателя / Т. В. Рулько // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 154-161
25. Самойлова, С. В. Методические подходы к формированию читательской компетентности младших школьников / С. В. Самойлова, Е. В. Мышкина // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 150-153
26. Смолова, Л. С. Растим читателя / Л. С. Смолова // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 46-47.
27. Слонь, О. В. Особенности работы с текстами на уроках литературного чтения / О. В. Слонь // Современные проблемы науки и образования. – 2019. -№ 14. – С. 48
28. Харчевникова, Е. Л. Чтение как ценность и культурная политика / Е. Л. Харчевникова // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 26-31.
29. Читательская компетентность для XXI века: сборник статей / Гос. авт. образовательное учреждение доп. проф. образования Владимирской обл. "Владимирский ин-т развития образования им. Л. И. Новиковой". - Владимир : ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - 196 с.
30. Щанькина, Т. О. Смысловое чтение. Работа с текстом / Т.О. Щанькина // Нспортал. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2021/11/06/smyslovoe-chtenie-nauchno-populyarnyh-tekstov (дата обращения: 29.09.2023).
31. Шанский, Н. М. Филологический анализ художественного текста: книга для учителя / Н. М. Шанский, Ш. А. Махмудов. — Москва : Русское слово, 2013. - 256 с.
Шуракова, С. А. С книгой по жизни / С. А. Шуракова // Читательская компетентность для XXI века. - Владимир: ГАОУ ДПО ВО ВИРО, 2015. - С. 53-55.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!