это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
541181
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Совершенно очевидно, что каждый вид искусства по-своему влияет на
практическую сторону жизни, и только в их взаимной работе достигается
эффективное художественное духовно-практическое воздействие на общество.
Специфика каждого вида искусства всего нагляднее выступает в особенностях его
языка. Но сравнение художественных языков по их существенным признакам
невозможно без знания общих закономерностей их формирования, которые
вытекает из природы искусства и связаны с закономерностями и функционирования.
Сравнение художественных направлений и художественных эмоций,
характерных для разных сфер искусства, принесло бы, вероятно, исключительно
важный материал для понимания особенностей каждой из них. Возможно, именно в
этом и находится ключ к решению одной из сложных задач теории музыки - о
своеобразии художественных образов в этом искусстве 1 .
Сегодня уже ясно, что мыслить музыку только видом искусства недостаточно.
Современная эстетика говорит о ценностном отношении человека к миру, о
неповторимости этого мира, в рамках музыкально-возможного, вместе с тем явной
детерминированности музыкального целого фундаментальными законами,
лежащими за пределами музыкальной технологии.
Вопрос "что есть музыка?", казалось бы, уже давно и согласно решённый,
оказался в ХХ веке по-новому животрепещущим и остро дискуссионным.
Существует ряд гипотез о происхождении музыки - мифического,
философского и научного характера. Процесс формирования музыки отразила
античная мифология. Мифы повествуют о греческих богах, которые и сотворили
мусикийские искусства, девять Муз, помощниц бога красоты и покровителя музыки
Аполлона, равных которому в игре на лире не было.
На основе изучения музыки различных народов мира, сведений о первичном
музыкальном фольклоре племен ведда, кубу, огнеземельцев и других, было
выдвинуто несколько научных гипотез происхождения музыки.
Другая гипотеза также отдает первенство ритму, который лежал в основе
появления музыки. Последняя сформировалась в результате трудовой деятельности
человека, в коллективе, во время согласованных физических действий в процессе
совместного труда.
Теория Ч. Дарвина, исходящая из естественного отбора и выживания, наиболее
приспособленных организмов, давала возможность предполагать, что музыка
появилась как особая форма живой природы, как звуко-интонационное
соперничество в любви самцов (кто из них голосистее, кто красивее).
Широкое признание получила "лингвистическая" теория происхождения
музыки, в которой рассматривается интонационные основания музыки, связь ее с
речью.
Более современные авторы утверждают, что музыка могла существовать даже
раньше, чем речь - в неоформившейся речевой артикуляции, состоящей из
глиссандирующих подъемов, подвываний. Необходимость подачи звуковых
сигналов привела человека к тому, что из неблагозвучных, неустойчивых по высоте
звуков голос стал фиксировать тон на одной и той же высоте, затем закреплять
определенные интервалы между различными тонами (различать интервалы более
благозвучные, в первую очередь октаву, которая воспринималась как слияние) и
повторять короткие мотивы 2 .
Большую роль в осмыслении и самостоятельном бытовании музыкальных
явлений играла способность человека транспонировать один и тот же мотив, напев.
При этом средствами для извлечения звучаний были как голос, так и музыкальный
инструмент. Ритм участвовал в процессе интонирования (интонационный ритм) и
помогал выделять наиболее значимые для напева тоны, размечал цезуры,
способствовал формированию ладов.
Действительно, многие особенности музыки это находка для многих течений,
направлений философии, например, для философии идеализма. Ведь связь музыки с
жизнью - сложна, опосредованная, часто неявна. Она воспроизводит жизнь не "в
формах самой жизни" как это делают многие другие искусства. В музыкальном
творчестве огромная роль принадлежит, прежде всего, интуиции и эмоции.
Философия музыки - это раздел эстетики, исследующий сущность и
значениемузыки. Временная, выразительная природа музыкиобусловливает
своеобразие философии музыки в сравнении с др. филос. экскурсами в область
искусства. К основным проблемам философии музыки, в частности, относятся
вопросы исторического бытованиямузыки, ее происхождения, отношения с
родственными видами искусства, функции в обществе и др.
В методологию музыковедения входят вопросы о природе музыкального
творческого процесса, о конкретно-исторических образцах музыкальных
произведений, форм и жанровмузыки, об историко-стилистических направлениях
музыкии изменяющейся нотографии.
Философия музыки касается также наиболее общих проблем музыковедения:
общих закономерностей композиторского и исполнительского творчества,
особенностей восприятия музыкальных произведений. Уже в древностибыло
замечено, что такие компоненты музыки, как ритм и мелодия, способны влиять на
внутреннее состояние человека. Теперь, в полной мере оценив, влияние музыки на
человека можно смело сказать, что она является маяком для всех, и в некоторых
моментах жизни слушая прекрасную мелодию, можно отвлечься от насущных
проблем и окунуться в незабываемый океан гармоничных созвучий и
пронизывающих сердце вариаций.
Классический подход наиболее четко и последовательно выражен в античном
учении о «гармонии сфер». Здесь музыка получает статус одного из
основополагающих принципов бытия: философы Древней Греции были убеждены в
музыкально-математическом устройстве космоса. Первым эту идею высказал
Пифагор (580–500 до н.э.), заметивший, что математические характеристики планет
(длина орбит, скорость движения) соотносятся между собой так же, как тоны
консонирующих музыкальных интервалов 3 .
У Пифагора речь шла о трех сферах – звезд (включая планеты), Луны и Солнца,
соотносившихся с тремя интервалами: квартой (4:3), квинтой (3:2) и октавой (2:1).
На этом основании он сделал вывод о музыкальном звучании планет. «Музыка
сфер» возникает потому, что планеты, как и всякое движущееся тело, вследствие
трения об эфир, издают звуки. Однако эта прекрасная музыка не слышна простым
смертным, поскольку в момент их рождения она уже звучала и человеческое ухо не
может выделить ее «за неимением контрастирующей тишины». Исключением был,
по его собственному утверждению, лишь «полубожественный» Пифагор.
Первое свидетельство об открытии Пифагора содержится у ученика Платона
Ксенократа. Пифагор, писал он, открыл, что и музыкальные интервалы возникают
не без участия числа. Затем он исследовал, при каких обстоятельствах интервалы
бывают созвучными и несозвучными, и как вообще возникает все гармоническое и
негармоническое.
На Пифагора, его учеников и современников неизгладимое впечатление
произвел тот факт, что вещь, казалось бы, неуловимая – музыкальная гармония –
подчиняется простым числовым соотношениям. Легенда рассказывает о
возникновении идеи числовой соразмерности музыки. Однажды Пифагор, проходя
мимо кузницы, услышал звуки молотов, ударяющихся о наковальню, которые
складывались в гармоничные созвучия. Он распознал в них октаву, квинту и кварту.
Обрадованный Пифагор поспешил в кузницу, и после серии экспериментов
установил, что разница в звуках зависит от веса молотов. Это позволило ему сделать
колоссальный по своему значению философский вывод: красота и гармоничность
звука, любого чувственного восприятия, имеет своим основанием количественные
соотношения, которые можно рассчитать, вычислить. Отсюда и знаменитый
постулат пифагорейцев: «Число владеет миром».
Гармония звуков, цветов, красок и линий – все многообразие чувственно
воспринимаемого мира может быть выражено числом, имеет число в качестве своей
причины и основания! Обнаружение же числовых соответствий между
музыкальными интервалами и взаиморасположением планет не могло не побудить
античного мудреца к утверждению о музыкально-математическом устройстве
космоса.
Важно иметь в виду, что, придавая музыке столь важное онтологическое
значение, помещая ее в картине мироздания среди первых принципов бытия,
пифагорейцы имели в виду вовсе не звучащую музыку, не музыку в нашем
современном понимании.
Столь высокие «метафизические почести» предназначались теоретической
музыке, тому строгому гармоничному соотношению тонов, которое лежит в основе
всякой звучащей мелодии и которое удивительным образом коррелирует с
математической гармонией космоса.
Именно в пифагореизме сложилось специфическое для античности понимание
музыки как науки, более того, – как отрасли математического знания. Знание
музыкальной науки помогало приблизиться к пониманию философских истин. Это
было умозрительное занятие, связанное с рассуждениями, касающимися различных
сторон человеческого бытия, природы вещей и всеобщей гармонии, лежащей в
основе мира. Поэтому тот, кто знал науку о музыке, считался более сведущим в
вопросах гармонии, чем музыкант-исполнитель.Музыка способна выразить все
оттенки эмоций, настроений, переживаний, их движение, изменение. Она
необычайно сильно и непосредственно воздействует на эмоциональную сферу
человека, объединяет его чувства и мысли в едином порыве. Замечательная
особенность музыки состоит в том, что, определяя общую направленность
переживаний, она вместе с тем вызывает индивидуальный отклик в душе каждого -
сначала исполнителя, затем слушателя.
Музыка обладает могучей силой воздействия на человека и его отношения к
миру их самому себе. Об этом говорит огромное множество фактов - вся история.
Музыка способна успешно служить общественной практике в ее личностной
плоскости, а значит играть роль в жизни общества 4 .
Музыка обладает и коммуникативными средствами, которые отвечают этим ее
задачам. Мы находим в музыке все необходимые и достаточные стороны искусства
в их теснейшем взаимодействии, в их нерасторжимом целом. Поэтому не имеет
смысла выделение музыки из семьи других искусств, придание ей какого-то особого
положения.
Музыка уникальна тем, что в основе музыки лежит не слово, не краска, но,
прежде всего - интонация. Она восходит к обобщению интонаций человеческой
речи, но, разумеется, несравненно шире их. Источник музыкальной образности -
высотная (мелодико-гармоническая) и ритмическая (по длительности) организация
музыкальных звуков на основе лада и метра, дополняемая тембром и
динамическими средствами (темпом, громкостью).
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!