это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5541577
Ознакомительный фрагмент работы:
Введение
Актуальность исследования. В последние годы развитие творческих способностей у детей вызывает большой интерес не только у родителей, но и у педагогов. Не секрет, что люди с нестандартным мышлением реагируют на проблемы более адекватно и своевременно. С помощью творчества у детей создаётся система нравственных ценностей. Благодаря чему ребёнок прокладывает себе дорогу в будущее, учится критически мыслить и анализировать ситуацию.
В рамках школьного образования учителя начальных классов придерживаются личностно ориентированной модели воспитания. Благодаря которой создают условия для успешного развития личности.
Ответственным этапом становления личности является возраст 7-10 лет. Особенная чувствительность учеников начальных классов влияет на дальнейший исход развития ребенка. Важнейшей эмоциональной и психической стороной жизни ребёнка, является формирование творческих способностей и мышление. В результате, основой личности в создании условий для детского творчества остаются воображение и творчество, которые побуждают ребенка активно действовать в мире. При внимательном изучении действий человека в различных сферах можно выделить два типа поведения. Одни действия можно назвать репродуктивными, они тесно связаны с памятью и состоят в повторном использовании уже существующих приемов и действий. Несмотря на это, существует и другой тип деятельности - творческий. В его основе лежат способности к созданию новых образов и действий, не связанных с предыдущим опытом. Существует множество ученых, которые внесли значительный вклад в изучение феномена творчества, среди них - А.М. Леонтьев, С.А. Рубинштейн, Д.Б. Богоявленская, А.М. Матюшкин, Л.А. Пономарев, О.К. Тихомиров и другие отечественные психологи. Важные психологические модели также были разработаны западными учеными, такими как Дж. Гилфорд, Дж. Галлаир, Дж. Рензули, П. Торренс. Однако доступ к их работам ограничен. В связи с этим в изучении данного вопроса приходится больше полагаться на труды таких русских и советских психологов, как Б.М. Теплов, С.Л. Рубенштейн и другие.
В высшем проявлении активности человека заключается готовность к волевому напряжению, наблюдательность, легкость в комбинировании информации из памяти и другие психологические качества, которые способствуют творчеству, согласно Н.С. Лейтесу.
Рассматривая поведение человека, мы обнаруживаем два основных вида поступков: воспроизводящие (репродуктивные) и творческие. Репродуктивная деятельность основана на памяти человека и заключается в воспроизведении уже освоенных действий и приемов поведения. Это могут быть привычные рутинные операции, продиктованные предписаниями, инструкциями или прошлым опытом. Примерами воспроизводящих действий являются выполнение задания по математике по образцу, заучивание стихотворения наизусть или следование рецепту при приготовлении блюда. В отличие от воспроизводящей деятельности, творческая деятельность характеризуется созданием принципиально новых образов, идей или действий, которые не являются простым повторением прошлого опыта. В основе творческих способностей лежит способность к нестандартному мышлению, генерации новых идей и выходу за рамки привычных схем. Примерами творчества являются написание стихотворения, создание музыкальной композиции, разработка научной гипотезы или изобретение нового устройства. Творческая деятельность требует не только воображения и оригинальности, но и аналитических способностей и тщательного продумывания. Психологи выделяют несколько ключевых компонентов творческого мышления:
⎯ «Дивергентность мышления»: способность генерировать множество идей и вариантов решения проблемы, выходя за рамки привычных шаблонов.
⎯ «Конвергентность мышления»: способность анализировать имеющиеся идеи, оценивать их и находить оптимальные решения.
⎯ «Гибкость мышления»: способность переключаться с одной идеи на другую, рассматривать проблему с разных точек зрения и находить нетрадиционные решения.
⎯ «Оригинальность мышления»: способность создавать уникальные и неповторимые идеи, которые отличаются от общепринятых или ожидаемых решений. Развитие творческих способностей является важным аспектом образования и воспитания.
Исследования в области психологии образования показали, что креативность можно развивать с самого раннего возраста. Существуют различные методики и программы, направленные на стимулирование творческой активности и предоставление детям возможностей для самовыражения. Доктор психологических наук В.И. Ранбург разработал дифференцированную систему обучения, которая учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и предоставляет больше возможностей для проявления творчества. Эта система предлагает различные задания и подходы к обучению, способствуя развитию как воспроизводящих, так и творческих способностей учащихся. В современном мире творчество стало особенно актуальным, что связано с необходимостью выработки нестандартных решений, адаптации к постоянно меняющимся условиям и поиском новых путей развития. Творческие личности играют важную роль в прогрессе науки, культуры и общества в целом. Исследование психологии творчества и разработка методов его развития являются важными задачами для науки и образования. Необходимо понимать, что интеллектуальное развитие и творческие способности тесно взаимосвязаны. Многие выдающиеся творцы, оставившие значительный след в науке, искусстве и других сферах, обладали высоким уровнем интеллекта. Для реализации творческого потенциала необходимо не только умение мыслить нестандартно, но и способность анализировать информацию, оценивать идеи и находить оптимальные решения.
«Человеческая деятельность» не ограничивается простым воспроизведением привычных действий. Она также характеризуется творческим аспектом, который проявляется в создании нового и оригинального. Творчество играет решающую роль в развитии не только отдельной личности, но и науки, культуры и общества в целом.
Развитие творческих способностей требует осознанных усилий и создания благоприятной творческой среды. Важным является понимание взаимосвязи между творчеством и интеллектуальными способностями. В самом общем смысле творческие способности можно определить как индивидуальные качества человека, которые обуславливают его успехи в творческой деятельности различного рода.
Развитие творческих способностей — важнейшая задача начального образования. Этот процесс пронизывает все сферы развития личности ребенка, пробуждая инициативу, формируя самостоятельность и уверенность в себе.
В современных условиях необходим поиск новых, инновационных подходов, концептуальных путей и содержательных форм в работе с детьми по развитию их творческих способностей. Этот поиск должен быть ориентирован на развитие следующих ключевых творческих навыков:
⎯ Креативное мышление
⎯ Решение проблем
⎯ Воображение и ассоциативное мышление
⎯ Целеполагание и планирование
⎯ Оценка результатов деятельности
Педагог играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Он должен создавать благоприятную творческую атмосферу в классе, поощрять любопытство, воображение и изобретательность. Задача педагога — поддерживать учеников в их творческих начинаниях и помогать им развивать свои уникальные таланты и способности.
Существует множество методов и приемов, которые можно использовать для развития творческих способностей детей:
⎯ Дискуссии и мозговые штурмы
⎯ Исследовательская деятельность
⎯ Творческое письмо
⎯ Драматические постановки
Оценка творческих способностей учеников представляет собой сложную задачу. Традиционные методы оценки, такие как тесты и контрольные работы, не всегда позволяют выявить весь спектр творческих способностей. Педагоги должны использовать разнообразные методы оценок, учитывающие индивидуальные особенности и творческий потенциал каждого ученика.
Исследование творческих способностей является перспективной областью, открытой для новых исследований. Необходимо более глубокое изучение взаимосвязи между творчеством, интеллектом и другими когнитивными процессами.
Таким образом, развитие творческих способностей детей является важным аспектом общего образования. Креативность лежит в основе развития личности. Для успешного развития творческих способностей необходимы целенаправленные усилия педагогов, создание благоприятной творческой среды и использование разнообразных методов и приемов обучения.
Объект исследования курсовой работы – процесс воспитания младших школьников.
Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников в процессе воспитания.
Цель исследования –выявить эффективные условия развития творческих способностей в процессе воспитания младших школьников.
В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи исследования:
⎯ проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития творческих способностей;
⎯ изучить особенности творческих способностей и их формирование в младшем школьном возрасте;
⎯ осуществить диагностику уровня развития творческих способностей детей;
⎯ разработать и провести развивающие занятия с детьми по развитию творческих способностей.
Методологическая основа исследования: В основу исследования легли психологические тексты: Выготский Л.С., Крылов А.А., Матюшкин А.М., Лейтес Н.С., Леонтьев А.Н., Ярошевский М.Р., Тихомиров С.К., Рубиштайн С.Л., Теплов Б.М., Крутецкий В.А., и др.; и публикации ведущих педагогов, которые продемонстрировали развитие творческого мышления на эмоциях. Бермуса А.Г., Зака А.З., Круглова Л., Ксензова Г.Ю., Лебедева С.А., Субботина Л.Ю., Талызина Н.Ф., Роджерса., Тюникова Ю., Флериой А.М., Звинницкий Ю. и другие.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №17» г. Тольятти, 3 «Б» класс, 26 детей 8-9 лет.
Список используемой литературы
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. - Казань, 2020.
2. Бабанский. Ю.К. Как оптимизировать процесс обучения. – М.,2021. – 183с.
3. Банзелюк, Е.И. Возрастная динамика показателей креативности у детей 5-10 лет. //Вопросы психологии. – 2018. – №3.
4. Боброва, В. Г. Дифференцированный подход при обучении истории // Школьные технологии. – 2024. – №2.
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству.-М.: Знание, 2020.
6. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество //Вопросы психологии, 2023, №4. С. 20-190
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. – 3-е изд. М.: Просвещение, 2017. – 105 с.
8. Григорьева Л.Г. Развитие творческих способностей младшего школьника в процессе трудового воспитания // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. – 2011. - №1(4) .
9. Доман Г.Д. Как развить интеллект ребёнка./ Пер. с англ.-М.:Аквариум, 2022.
10. Доронова Т.Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. – М. 2021. – 123 с.
11. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2023.
12. Зиновкина, М.М. Креативная система образования. – М.: МГИУ, 2009.- 145 с.
13. Коротяев Б.И. Учение - процесс творческий: учеб. пособие.- Просвещение, 1989.-159с.
14. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.
15. Леонтьев А.Н. Очерк психологии личности. М., 1993.
16. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст.- М., 2021
17. Лободина, С. Как развивать способности ребёнка: учеб.пособие. -Питер, 2023
18. Лук А.Н. Психология творчества. –М.: Наука, 2022
19. Маслова, С. Е. К вопросу о творческих качествах личности. // Высшее образование сегодня. – 2022
20. Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики.- СПб.: Изд. Группа «Евразия», 2020
21. Маслоу, А. Мотивация и личность. – СПб., 2017
22. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.,2018
23. Педагогика: Уч. Пособие/ Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Росс. Пед. Агентство, 2019
24. Пономарёв Я.А. Психология творческого мышления.- М., 2023.
25. Развитие творческой активности школьников: учеб. пособие. под ред. А.М. Матюшкина.-М.: Просвещение, 2024.-478с.
26. Рогозина, В. Педагогические условия paзвития творческих способностей школьников на уроке. // Воспитание школьников. – 2014
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.- СПб.: Питер Ком, 2019
28. Субботина Л.Ю. Развитие воображение детей: учеб. пособие. - Ярославль: Академия развития, 2024.
29. Теплов Б.М. Избранные труды. М., 2021
30. Учебник по психологии: учеб. пособие. под ред. А.П.Кривченко.- М.: ТК Велби, 2018
31. Учебник «Психологии» под редакцией доктора психологических наук Крылова А.А. – М.: 2023.С.19.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!