это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5684762
Ознакомительный фрагмент работы:
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения межличностной коммуникации 7
1.1 Понятие межличностной коммуникации 7
1.2 Теории коммуникации 12
1.3 Структура межличностной коммуникации отечественных и зарубежных авторов 18
Заключение 26
Список литературы 29
Введение
Актуальность темы исследования. Межличностная коммуникация – краеугольный камень человеческого существования. Она пронизывает все сферы жизни, от интимных отношений до глобальных социальных взаимодействий. В современном мире, отмеченном стремительными технологическими изменениями, культурным многообразием и усложняющимися социальными структурами, эффективное межличностное общение становится все более важным и в то же время все более сложным.Сегодня человечество живет в эпоху глобальной взаимосвязанности. Интернет и социальные сети стирают географические границы, объединяя людей из разных культур и социальных групп. Это открывает невиданные ранее возможности для диалога и сотрудничества, но также порождает новые вызовы для межличностного понимания. Различия в языке, ценностях, нормах поведения могут приводить к недопониманию, конфликтам и даже к манипуляции.В профессиональной сфере эффективная межличностная коммуникация становится ключевым фактором успеха. Умение строить конструктивные отношения с коллегами, партнерами и клиентами, четко и убедительно излагать свои мысли, активно слушать и понимать собеседника – все это необходимые навыки для достижения целей в любой области деятельности.Однако в условиях информационной перегрузки и ускорения темпа жизни мы часто сталкиваемся с дефицитом качественного общения. Поверхностные контакты в социальных сетях, формальные взаимодействия на работе, недостаток времени для глубокого общения с близкими – все это может приводить к чувству одиночества, непонимания, эмоционального выгорания.Степень разработанности темы. Проблематика межличностной коммуникации является предметом исследования в разных научных дисциплинах: психологии, социологии, лингвистике, коммуникологии.В отечественной психологии значительный вклад в изучение межличностной коммуникации внесли такие исследователи, как А.А. Бодалев [1], который разработал общепсихологическую теорию общения, рассматривая её как особую форму активности субъекта и важный фактор развития психики; Б.Ф. Ломов [11, 12, 13, 14, 15], исследовавший общение как проблему общей психологии; А.Н. Леонтьев [10], анализировавший проблемы развития психики, в том числе и речевой деятельности; А.В. Мудрик [19], рассматривавший общение как социально-педагогический феномен, связанный с удовлетворением базовых социальных потребностей; С.Ю. Головин [23], определивший общение как ключевую категорию взаимодействия, способствующую становлению личности.В зарубежной науке ключевые идеи о коммуникации были сформулированы в рамках разных теоретических подходов: математической теории коммуникации (C.E. Shannon, W. Weaver) [33], символического интеракционизма (G.H. Mead [31], Г. Блумер), теории речевых актов (Дж. Остин, Дж. Серль), семиотического подхода (Ч. Пирс, Ч. Моррис [18]) и др. Эти теории помогают понять разные аспекты коммуникации: от технических особенностей передачи информации до социального конструирования смысла и роли культуры в развитии коммуникативных навыков.Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на обилие исследований, понимание межличностной коммуникации остается фрагментарным и не всегда учитывает влияние современных социальных и технологических факторов.В связи с этим необходим комплексный анализ межличностной коммуникации как научной проблемы, который позволил бы систематизировать имеющиеся знания и выработать рекомендации по повышению эффективности общения в современном мире.Цель работы: исследовать межличностную коммуникацию как научную проблему.Задачи работы:Раскрыть сущность понятия «межличностная коммуникация», проанализировав разные подходы к его определению.Рассмотреть основные теории коммуникации, разработанные отечественными и зарубежными исследователями, выделяя их ключевые положения, сходства и различия.Проанализировать структуру межличностной коммуникации, выделив ее основные компоненты.Объект исследования: межличностная коммуникация.Предмет исследования: структура, функции и закономерности межличностной коммуникации.Методы исследования: анализ научной литературы, синтез,систематизация информации,сравнительный анализ.Теоретическая основа исследования. В данной работе мы опираемся на следующие теоретические подходы:Символический интеракционизм (Дж. Мид, Г. Блумер) [7, 31]. Этот подход позволяет глубже понять, как люди создают и интерпретируют символы в процессе общения, как формируются общие значения и смыслы в социальном взаимодействии. Особое внимание в рамках этого подхода уделяется роли языковой коммуникации, интерпретации символов, принятию роли другого, формированию идентичности и самосознания.Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский) [5]. Этот подход показывает, как культура и социальное взаимодействие влияют на развитие высших психических функций человека, включая речь и мышление. Теория Выготского помогает понять, как культурные знаки и орудия (язык, письменность, произведения искусства и др.) становятся для человека средствами овладения собственным поведением, формируя его сознание и личность.Психологическая теория деятельности (А.Н. Леонтьев) [8, 10]. Этот подход рассматривает общение как неотъемлемую часть любой деятельности – трудовой, игровой, учебной, – подчеркивая её роль в координации действий и достижении общих целей. В рамках этой теории анализируются такие понятия, как мотив, цель, действие, операция, которые помогают понять структуру и динамику деятельности, а также ее влияние на развитие психики и личности.Математическая теория коммуникации (К. Шеннон, У. Уивер) [33]. Этот подход фокусируется на количественных аспектах коммуникации, таких как измерение информации, пропускная способность каналов связи, эффективность кодирования и декодирования. Эта теория стала основой для развития информационных технологий, но имеет ограниченное применение для понимания социальных и психологических аспектов общения.Семиотический подход (Ч. Пирс, Ч. Моррис) [18, 20]. Этот подход исследует знаки и знаковые системы, анализируя их структуру, функции и процессы интерпретации. Он позволяет понять, как люди используют разные знаковые системы – язык, изображения, символы – для передачи информации и создания смысла, а также как эти системы влияют на наше восприятие мира и коммуникацию.Практическая значимость исследования межличностной коммуникации заключается в разработке инструментов для повышения её эффективности в профессиональной, образовательной и личной сферах. Результаты исследования позволят оптимизировать взаимодействие в рабочих коллективах, совершенствовать процессы обучения и воспитания, строить гармоничные отношения с близкими. В условиях цифровизации общества исследование будет способствовать формированию этики сетевого общения и культуры безопасного использования интернета. Кроме того, будут предложены практические рекомендации по преодолению коммуникативных барьеров, обусловленных культурными различиями, что особенно важно в современном мире.Структура работы. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка литературы.
Список литературы
Бодалев А.А. Психология общения. Воронеж: Издательство «Институт практической психологии» НПО «МОДЭК», 2016. 272 с.
Душков Б.А., Ломов Б.Ф., Рубахин В.Ф., Смирнов Б.А. Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Высшая школа, 1986. 391 с.
Журавлев А.Л. Факторы формирования стиля руководства производственным коллективом // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. М.: Наука, 1983. С. 101–115.
Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986. 176 с.
Кайлер П. «Культурно-историческая теория» и «культурно-историческая школа»: От мифа (обратно) к реальности» // Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». 2012. № 1. С. 34–46.
Копцева Н.П., Ма Лия, Кирко В.И. «Феномен коммуникации как предмет современных научных исследований» // Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 4. С. 191–204.
Кузнецов А. «Символический интеракционизм и акторно-сетевая теория: точки пересечения, пути расхождения и зона обмена» // Социология власти. 2014. № 1. С. 64–74
.Лекторский В.А. «Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева и современные когнитивные исследования» // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46, № 2. С. 67–83.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. М.: Смысл, 1997. 287 с
.Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1959. 584 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 448 с.
Ломов Б.Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. С. 124–135.
Ломов Б.Ф. Психология и общественная пpактика. М.: Знание, 1974. 48 с
.Ломов Б.Ф. Человек и автоматы. М.: Педагогика, 1984. 128 с.
Ломов Б.Ф. Человек и техника (Очерки инженерной психологии). 2-е изд. М.: Советское радио, 1966. 464 с.
Луценко Е.В. «Математическая сущность системной теории информации (СТИ)» // Научный журнал КубГАУ. 2008. № 42(8). С. 1–28.
Масюра Л.Ю. Понятие и виды коммуникации // Научные исследования и разработки в эпоху глобализации: сборник статей III Международной научно-практической конференции (22 апреля 2016 г., г. Уфа). Уфа: Аэтерна, 2016. С. 90–92.
Моррис Ч. Основы теории знаков. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1938. 429 с.
Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания: учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2017. 352 с.
Мустафин А.А. «К вопросу о ключевых понятиях теории знаков Чарльза Пирса и Чарльза Морриса» // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2022. Вып. 3. С. 32‒41.
Писаревская Н.С. Проблема исследования интерпретации в межличностной коммуникации // Интернет-журнал «Науковедение». 2021. Т. 13, № 4. С. 1–4.
Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2001. 656 с.
Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Мн.: Харвест, 2009. 800 с.
Толстогузова Е. В., Прыгичева М. А. Особенности межличностной коммуникации // Картина мира в системно-структурном и антропоцентрическом аспектах: сборник материалов X Всероссийской научно-практической конференции (Биробиджан, 30 ноября 2021 г.). Биробиджан: ПГУ им. Шолом-Алейхема, 2022. С. 141.
Шавардова Е.Ю. Медиация и конфликт. Особенности межличностной коммуникации в образовательной среде // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология. 2022. Т. 8 (74), № 2. С. 36–50.
Шершнёва Т.В. Психология: пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение (по направлениям)»: в 5 ч. Минск : БНТУ, 2022. Ч. 3. 105 с.
Berlo D. K. The process of communication: an introduction to theory and practice. N. Y. : Holt, Rinehart and Winston Inc., 1960. 318 p.
Boon Susan D., Yoshimura Stephen M. Revenge as social interaction: Merging social psychological and interpersonal communication approaches to the study of vengeful behavior // Social and Personality Psychology Compass. 2020. Vol. 14, Is. 9. Art. e12554. P. 54
Eganov A.V., Cherepov E., Romanova L., Bykov V. Interpersonal communication of students and mental health data // Journal of Physical Education and Sport (JPES). 2020. Vol. 20 (Supplement issue 4). Art. 328. Pp. 2405–2408.
Govindaraju Vimala. A Review Of Social Cognitive Theory From The Perspective Of Interpersonal Communication // Multicultural Education. 2021. Vol. 7, Is. 12. С. 488–492.
Mead G. H. Mind, self, and society from the standpoint of a social behaviorist. Chicago: The University of Chicago Press, 1934. 402 p.
Schramm W. How communication works // The process and effects of mass communication. 1954. Vol. 3. P. 26.
Shannon C.E., Weaver W. The mathematical theory of communication. Urbana, Illinois: University of Illinois Press, 1949. 131 p.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!