это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
5711687
Ознакомительный фрагмент работы:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 5
1.1. Сущность, цели и задачи методической работы в начальной школе 5
1.2. Содержание и основные направления методической работы учителя начальных классов 71
.3. Формы организации методической работы в начальной школе 9
2 АНАЛИЗ ОПЫТА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 13
2.1. Изучение практики методической работы в начальной школе (на примере Гимназии №6) 13
2.2. Анализ методических материалов учителей начальных классов в Гимназии №6 16
2.3. Разработка методических материалов и рекомендаций для учителей начальных классов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в условиях модернизации начального образования и внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) значительно возрастают требования к уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов. Эффективная методическая работа является одним из ключевых условий развития педагогического мастерства, освоения учителем современных образовательных технологий, повышения качества обучения младших школьников.Объект исследования - профессиональная деятельность учителя начальных классов.Предмет исследования - содержание, формы и методы методической работы учителя начальной школы.Цель исследования - на основе анализа теоретических источников и изучения практического опыта выявить эффективные подходы к организации методической работы учителя начальных классов в современных условиях.Гипотеза исследования заключается в том, что методическая работа учителя начальных классов будет эффективной, если:она носит системный и непрерывный характер;опирается на современные достижения педагогической науки и практики;сочетает коллективные и индивидуальные формы;учитывает профессиональные потребности и затруднения конкретного педагога.Задачи исследования:Раскрыть сущность, цели и задачи методической работы в начальной школе.Проанализировать содержание и основные направления методической деятельности учителя начальных классов.Охарактеризовать формы организации методической работы в начальной школе.Изучить практику методической работы учителей на примере конкретного образовательного учреждения.Разработать методические материалы и рекомендации для учителей начальных классов.Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы по проблеме, изучение и обобщение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, анализ методической документации.Практическая значимость работы заключается в том, что представленные методические материалы и рекомендации могут найти применение в деятельности учителей начальных классов, методистов, руководителей школьных методических объединений.Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ1.1. Сущность, цели и задачи методической работы в начальной школеМетодическая работа является частью профессиональной деятельности учителя начальных классов и играет ключевую роль в развитии его педагогического мастерства, освоении современных образовательных технологий, повышении качества обучения младших школьников. В педагогической науке существуют различные подходы к пониманию сущности методической работы.По мнению Ю.К. Бабанского, методическая работа представляет собой целостную, основанную на достижениях науки и педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, направленных на повышение профессионального мастерства каждого учителя, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете – на рост качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на совершенствование образовательной деятельности [2].М.М. Поташник рассматривает методическую работу как часть системы непрерывного образования педагогов [3]. Ее целью, по мнению ученого, является освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышение уровня общедидактической и методической подготовленности учителя к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмен опытом между членами педагогического коллектива.Т.И. Шамова и Н.В. Немова понимают методическую работу как систему мероприятий, базирующуюся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленную на развитие творческого потенциала учителя [4]. По их мнению, для эффективной организации методической работы необходимо создание в школе таких условий, в которых педагоги самостоятельно осознают необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.Цель методической работы в начальной школе - повышение эффективности образовательного процесса через непрерывный рост уровня педагогического мастерства учителя, освоение им новых образовательных технологий, развитие творческого потенциала.В соответствии с этой целью основными задачами методической работы в начальной школе являются [5]:Повышение профессиональной компетентности учителей, развитие их творческого потенциала, направленного на повышение эффективности и качества педагогического процесса.Создание условий для освоения и внедрения в практику преподавания современных образовательных технологий, эффективных методик, обеспечивающих развитие у младших школьников навыков и компетенций, соответствующих ФГОС.Разработка учебно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.Выявление, изучение, обобщение и распространение положительного педагогического опыта творчески работающих учителей.Реализация этих задач предполагает разнообразие содержания, форм и методов методической работы, направленных на развитие профессионализма учителей. Содержание методической работы определяется на основе уровня профессиональной компетентности педагогов, их профессиональных интересов, запросов, затруднений, а также с учетом приоритетных направлений развития начального образования.Как отмечает П.И. Третьяков, методическая работа в начальной школе многоаспектна и многогранна, ее содержание включает [6]:углубленное изучение и внедрение в практику преподавания требований ФГОС, новых образовательных программ и технологий;развитие педагогического творчества, инновационной деятельности, участие в разработке авторских образовательных программ, учебно-методических комплексов;изучение и внедрение передового педагогического опыта, эффективных форм, методов и приемов обучения;участие в разработке и апробации контрольно-диагностических материалов для оценки качества образования;совершенствование методики организации самостоятельной, проектной, исследовательской деятельности учащихся;совершенствование педагогического мастерства учителей через систему семинаров, мастер-классов, практикумов, тренингов и т.д.;организация консультирования учителей по проблемам совершенствования профессионального мастерства, методики проведения уроков и внеурочных занятий.Методическая работа, ориентированная на запросы и потребности учителя, является фактором повышения эффективности образовательного процесса в начальной школе. Комплексная, систематическая работа в этом направлении способствует росту профессионализма учителей, освоению ими эффективных методов и технологий обучения младших школьников, что в конечном итоге обеспечивает повышение качества начального образования.1.2. Содержание и основные направления методической работы учителя начальных классовОдним из направлений методической работы учителя является глубокое изучение и внедрение в практику преподавания требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Это предполагает не только знание содержания стандарта, но и понимание концептуальных основ, идей и подходов, заложенных в него. Учитель должен уметь проектировать свою педагогическую деятельность в соответствии с требованиями ФГОС, разрабатывать рабочие программы по предметам, планировать и проводить уроки, направленные на формирование у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), использовать эффективные формы и методы обучения, системно-деятельностный подход [7].Учитель начальных классов должен не только знать о существовании таких технологий, как развивающее обучение, проблемное обучение, проектная деятельность, технология развития критического мышления, игровые технологии, ИКТ-технологии и др., но и уметь эффективно применять их на практике, адаптируя к возрастным особенностям младших школьников и специфике учебного предмета.Учитель начальных классов принимает участие в составлении рабочих программ по предметам, разработке тематического планирования, подборе или создании дидактических материалов, контрольно-измерительных материалов для оценки образовательных результатов обучающихся. Эта работа требует от педагога не только хорошего знания преподаваемого предмета, но и умения анализировать и отбирать учебный материал, структурировать его, представлять в виде системы заданий и упражнений, обеспечивающих достижение планируемых результатов [8].Следующим направлением методической работы учителя является педагогическое самообразование и развитие профессиональных компетенций. Это регулярное ознакомление с новинками педагогической литературы, изучение передового педагогического опыта, участие в работе методических объединений, семинаров, конференций, вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. Формой самообразования является проведение самоанализа и рефлексии собственной педагогической деятельности, что позволяет учителю осознать свои сильные и слабые стороны, наметить пути профессионального роста.Инновационная и экспериментальная деятельность - еще одно направление методической работы современного учителя. Оно предполагает участие в разработке и апробации новых образовательных программ, технологий, методов обучения, в проведении педагогических исследований, в работе инновационных площадок. Такая деятельность требует от учителя не только профессиональной компетентности, но и творческого подхода, готовности к риску и экспериментированию.Методическая работа учителя также включает взаимодействие с коллегами, работу в составе методических объединений, творческих групп. Это участие в коллективном планировании, разработке и обсуждении рабочих программ, контрольно-измерительных материалов, в анализе и оценке результатов педагогической деятельности. Совместная работа позволяет учителям обмениваться опытом, учиться друг у друга, вырабатывать единые подходы к решению педагогических проблем [9].Отдельным направлением методической работы является организация внеурочной деятельности по предмету. Учитель планирует и проводит предметные олимпиады, конкурсы, викторины, предметные недели, экскурсии, разрабатывает задания для самостоятельной и проектной деятельности учащихся. Такая работа не только углубляет и расширяет знания школьников по предмету, но и способствует развитию их познавательных интересов, творческих способностей.И, конечно, частью методической работы учителя является оценочная деятельность, мониторинг образовательных результатов учащихся. Педагог разрабатывает и применяет различные формы и методы контроля, анализирует их результаты, использует эти данные для коррекции и индивидуализации обучения, для построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся.1.3. Формы организации методической работы в начальной школеМетодическая работа в начальной школе - это не монолитный процесс, а скорее мозаика, складывающаяся из множества разнообразных форм и видов деятельности. И от того, насколько грамотно и гармонично организована эта деятельность, во многом зависит ее эффективность [10].Формой методической работы является работа методического объединения учителей начальных классов. Это своего рода "педагогическая мастерская", где учителя имеют возможность коллективно планировать свою работу, обсуждать актуальные проблемы, делиться опытом, вырабатывать единые подходы к обучению и воспитанию. На заседаниях методического объединения могут рассматриваться вопросы внедрения ФГОС, применения новых педагогических технологий, разработки рабочих программ и дидактических материалов, анализа результатов обучения и многое другое. Эффективность работы методического объединения во многом зависит от того, насколько активно и заинтересованно участвуют в ней все педагоги.Другой формой методической работы являются педагогические советы. Это высший орган коллективного руководства школой, который позволяет обсудить и принять решения по ключевым вопросам образовательного процесса. На педагогических советах могут обсуждаться результаты работы школы за определенный период, основные направления ее развития, вопросы внедрения инноваций, повышения качества обучения и т.д. Для учителей начальных классов особенно важны те педагогические советы, которые посвящены преемственности между дошкольным, начальным и основным общим образованием.Семинары, практикумы, мастер-классы - эти формы методической работы позволяют учителям не просто получать новую информацию, но и активно осваивать ее на практике. На семинарах могут рассматриваться теоретические вопросы педагогики и психологии, новые подходы к обучению и воспитанию. Практикумы дают возможность отработать конкретные приемы и методы работы, например, по использованию ИКТ в обучении, по организации проектной деятельности учащихся и т.д. Мастер-классы позволяют учителям перенимать опыт своих более опытных и успешных коллег, осваивать под их руководством новые педагогические техники [11].Открытые уроки и взаимопосещение уроков - это возможность для учителей увидеть реальный педагогический процесс, перенять эффективные приемы и методы работы. Особенно ценны открытые уроки, которые демонстрируют применение новых педагогических технологий, нестандартных форм организации учебной деятельности. Анализ и обсуждение открытых уроков позволяет учителям рефлексировать свою собственную практику, видеть свои сильные и слабые стороны.Работа в творческих и проблемных группах является возможностью для учителей объединиться для решения какой-то конкретной педагогической проблемы или для разработки нового направления работы. Например, творческая группа может работать над созданием нового курса внеурочной деятельности, над разработкой системы оценки метапредметных результатов, над проектированием образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС. Работа в таких группах позволяет учителям проявить свои творческие способности, реализовать свои педагогические идеи [12].Участие в профессиональных конкурсах, конференциях, публикационная деятельность позволяют учителю не только обобщить и представить свой педагогический опыт, но и получить его внешнюю оценку, сравнить себя с другими педагогами. Подготовка к конкурсам и конференциям стимулирует учителя к профессиональному росту, к поиску новых идей и решений. А публикации в педагогических изданиях позволяют транслировать свой опыт широкому кругу коллег.Курсы повышения квалификации, обучающие семинары, вебинары тем временем дают учителю возможность "подпитаться" новыми знаниями, идеями, технологиями извне. Они позволяют знакомиться с последними достижениями педагогической науки и практики, осваивать новые компетенции. Особенно ценны те курсы и семинары, которые носят практико-ориентированный характер, где учителя не просто слушают лекции, но и активно работают, пробуют новые методы и приемы.Самообразование, пожалуй, самая личная, самая индивидуальная часть профессионального развития учителя. Это чтение профессиональной литературы, освоение новых цифровых инструментов, просмотр вебинаров и видеоуроков, размышления над своими педагогическими проблемами и поиск их решений. Без постоянного самообразования невозможно быть современным, эффективным учителем.2 АНАЛИЗ ОПЫТА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ2.1. Изучение практики методической работы в начальной школе (на примере Гимназии №6)Чтобы понять, как теоретические основы методической работы реализуются в реальной школьной практике, обратимся к опыту конкретного образовательного учреждения - Гимназии №6 г. Пермь. Это учебное заведение имеет репутацию одного из лучших в городе, известно своими инновационными подходами к обучению и воспитанию, высоким профессионализмом педагогического коллектива.Методическая работа в начальной школе Гимназии №6 строится в соответствии с годовым планом работы, который разрабатывается заместителем директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе совместно с руководителем методического объединения учителей начальных классов. Этот план является частью общешкольного плана методической работы и учитывает как общие задачи развития школы, так и специфические потребности начального звена.Главным звеном методической работы является методическое объединение учителей начальных классов. В Гимназии №6 оно объединяет 12 педагогов, работающих в 1-4 классах. Руководитель методобъединения - опытный учитель высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ. Заседания методобъединения проводятся не реже одного раза в четверть, их тематика охватывает самые разные аспекты педагогической деятельности.Вот, например, план работы методобъединения на 2022-2023 учебный год:Анализ результатов работы за прошлый учебный год. Обсуждение плана работы на новый учебный год. Рассмотрение рабочих программ по предметам.Современные педагогические технологии в начальной школе: теория и практика применения.Формирование читательской грамотности младших школьников: эффективные приемы и методы работы.Организация проектной и исследовательской деятельности в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС.Использование цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников.Подготовка к ВПР: анализ типичных ошибок, методика работы над проблемными заданиями.Преемственность в обучении между начальной и основной школой: проблемы и пути решения.Итоги работы методобъединения за год. Планирование работы на следующий год.Как видим, тематика заседаний охватывает и вопросы внедрения ФГОС, и освоение современных педагогических технологий, и подготовку к итоговой аттестации, и проблемы преемственности. На каждом заседании учителя не просто слушают доклады, но и активно обсуждают проблемы, делятся своим опытом, вырабатывают общие подходы.Помимо работы методобъединения, в Гимназии №6 практикуются и другие коллективные формы методической работы. Так, ежегодно проводятся педагогические советы, посвященные проблемам начального образования. Например, в прошлом учебном году такой педсовет был посвящен теме "Формирование функциональной грамотности младших школьников как ключевая задача современного образования". На педсовете выступали не только учителя начальных классов, но и преподаватели-предметники, психологи, представители администрации. Это позволило рассмотреть проблему комплексно, с разных сторон.Регулярно в Гимназии проводятся и тематические семинары для учителей начальной школы. В этом учебном году были проведены семинары "Развитие критического мышления младших школьников средствами учебных предметов", "Эффективные практики патриотического воспитания в начальной школе", "Формирующее оценивание как инструмент повышения учебной мотивации учащихся". Эти семинары проводились в интерактивной форме, с использованием групповой работы, практических упражнений, что позволило учителям не просто усвоить новую информацию, но и апробировать полученные знания на практике.Внимание в Гимназии уделяется взаимопосещению и анализу уроков. В течение учебного года каждый учитель должен посетить не менее 4 уроков своих коллег и провести не менее 2 открытых уроков. График взаимопосещений составляется таким образом, чтобы учителя могли увидеть применение разных методик и технологий, работу с детьми разных возрастов. После каждого открытого урока проводится его подробный анализ, выделяются сильные стороны и точки роста. Это позволяет учителям учиться друг у друга, перенимать эффективные приемы работы.Каждый учитель имеет свой план самообразования, в котором определяет профессиональные задачи на год, планирует изучение литературы, освоение новых технологий, разработку дидактических материалов. Выполнение этого плана контролируется администрацией школы, по итогам года учитель представляет отчет о проделанной работе.Многие учителя начальной школы Гимназии №6 активно участвуют в инновационной и экспериментальной работе. Например, в прошлом учебном году группа учителей работала над проектом "Развитие эмоционального интеллекта младших школьников средствами театральной педагогики". В рамках этого проекта были разработаны и апробированы специальные упражнения и занятия, направленные на развитие у детей способности понимать и управлять своими эмоциями, сопереживать другим. Результаты этого проекта были представлены на городской научно-практической конференции и получили высокую оценку коллег.Ещё в прошлом году учитель 3 класса стала победителем городского конкурса "Учитель года" в номинации "Педагогический дебют". А команда учителей начальной школы заняла 2 место в городском конкурсе методических разработок "Педагогическая мозаика". Участие в таких конкурсах не только позволяет учителям заявить о себе, но и стимулирует их профессиональный рост, творческий поиск.Все учителя регулярно, не реже чем раз в три года, проходят курсы повышения квалификации как по своему профилю, так и по актуальным вопросам образования - внедрению ФГОС, использованию ИКТ, работе с детьми с особыми образовательными потребностями и т.д. 2.2. Анализ методических материалов учителей начальных классов в Гимназии №6Был проведен детальный анализ методической базы учителей начальной школы Гимназии №6 г. Пермь.Всего было проанализировано более 100 различных методических материалов.Анализ проводился по нескольким критериям:Соответствие материалов требованиям ФГОС НОО.Использование современных педагогических технологий и методов обучения.Направленность на формирование у учащихся универсальных учебных действий (УУД).Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.Качество оформления и структурирования материалов.Результаты анализа по каждому из критериев были оформлены в виде таблицы.Например, анализ рабочих программ по критерию соответствия ФГОС НОО показал следующие результаты (таблица 1):Таблица 1 - Соответствие рабочих программ требованиям ФГОС НООКритерийКоличество программ%Полностью соответствует1890%Частично соответствует210%Не соответствует00%Подавляющее большинство проанализированных программ (90%) полностью соответствуют требованиям ФГОС. Они включают все необходимые разделы (планируемые результаты, содержание учебного предмета, тематическое планирование), отражают системно-деятельностный подход к обучению.В то же время, были выявлены и некоторые недочеты. Например, в двух программах по математике и русскому языку не были в полной мере отражены планируемые результаты в части формирования УУД. Этот момент был отмечен и рекомендован учителям для доработки.Интересные результаты дал анализ конспектов и технологических карт уроков по критерию использования современных педагогических технологий. Учителя начальной школы Гимназии №6 активно используют в своей работе различные современные технологии. Наиболее популярными являются технология проблемного обучения (используется на 30% проанализированных уроков), технология развития критического мышления (25%), ИКТ-технологии (20%). Также встречаются элементы проектной технологии, технологии развивающего обучения, игровые технологии.Такое разнообразие применяемых технологий свидетельствует о высоком методическом уровне учителей, их стремлении сделать процесс обучения более эффективным и интересным для учащихся.Вместе с тем, анализ также показал, что не все учителя в равной степени владеют этими технологиями. У некоторых педагогов их применение носит несколько формальный, поверхностный характер. Например, в одном из проанализированных конспектов урока по окружающему миру заявлено использование технологии проблемного обучения, но при этом проблемная ситуация создается искусственно, учитель сам задает вопросы и сам на них отвечает, ученики остаются пассивными слушателями. Очевидно, что в данном случае потенциал технологии не реализуется в полной мере.Анализ дидактических и контрольно-измерительных материалов по критерию направленности на формирование УУД также дал неоднозначные результаты.С одной стороны, во многих материалах явно прослеживается нацеленность на развитие у учащихся различных групп УУД. Например, в дидактических материалах по литературному чтению много заданий на развитие смыслового чтения, умения работать с информацией (познавательные УУД). В материалах по математике - задания на развитие логического мышления, умения строить рассуждения (познавательные УУД), а также на развитие самоконтроля, самооценки (регулятивные УУД). В материалах по окружающему миру - задания на развитие умения работать в паре, группе (коммуникативные УУД).С другой стороны, распределение заданий на развитие УУД по материалам неравномерно. В некоторых из них явно доминируют предметные задания, а задания на развитие УУД встречаются эпизодически. Особенно это характерно для контрольно-измерительных материалов (тестов, проверочных работ). Многие из них нацелены преимущественно на проверку предметных знаний и умений и в меньшей степени - на диагностику метапредметных результатов.Этот факт был отмечен как один из векторов дальнейшего совершенствования методической работы учителей. Интересные наблюдения были сделаны при анализе индивидуальных планов методической работы учителей. Сам факт наличия таких планов у каждого учителя свидетельствует о системном подходе к организации методической работы в школе. В планах отражены все основные направления методической деятельности: работа над индивидуальной методической темой, участие в коллективных формах методической работы, самообразование, обобщение и трансляция педагогического опыта.Но качество составления планов у разных учителей различается. В некоторых планах цели и задачи сформулированы достаточно общо, не всегда конкретизированы мероприятия по их реализации, не указаны предполагаемые результаты. Это может свидетельствовать о несколько формальном подходе учителя к планированию своей методической работы.Также обращает на себя внимание тот факт, что индивидуальные методические темы некоторых учителей не меняются на протяжении нескольких лет. Это может говорить как о глубине и масштабности темы, так и о некоторой стагнации, отсутствии развития у педагога.Проведенный анализ методических материалов показал, что учителя начальной школы Гимназии №6 обладают высоким уровнем методической компетентности, активно и творчески подходят к организации учебного процесса. Большинство проанализированных материалов отвечают современным требованиям, нацелены на реализацию ФГОС, на развитие личности учащихся.2.3. Разработка методических материалов и рекомендаций для учителей начальных классовЦелью этого этапа работы было обобщить и систематизировать те эффективные приемы, методы, технологии методической работы, которые были выявлены в ходе теоретического анализа и изучения практического опыта, и представить их в форме, удобной для практического применения учителями.Разработка методических материалов велась по нескольким направлениям:Рекомендации по планированию и организации методической работы учителя. На основе анализа теоретических источников и практики работы школ были сформулированы рекомендации по составлению индивидуального плана методической работы учителя. Предложена примерная структура такого плана (таблица 2).Таблица 2 - Примерная структура индивидуального плана методической работы учителя№Раздел планаСодержание раздела1Анализ работы за прошлый учебный год- Что удалось, что не удалось и почему - Проблемы, над которыми предстоит работать2Задачи методической работы на новый учебный год- Формулируются на основе анализа, с учетом задач школы и методобъединения3Повышение квалификации- Курсы повышения квалификации - Самообразование (темы, формы, сроки)4Работа над индивидуальной методической темой- Тема, цель, задачи - Этапы работы и их содержание5Деятельность в рамках методобъединения- Участие в заседаниях - Открытые уроки - Выступления, мастер-классы6Обобщение и трансляция собственного опыта- Участие в конкурсах, конференциях - Публикации - Работа в творческих группах7Работа с одаренными детьми, детьми с проблемами в обучении- Индивидуальные консультации - Подготовка к олимпиадам, конкурсам - Разработка индивидуальных заданий8Внеурочная деятельность по предмету- Предметные недели - Кружки, факультативы - Экскурсии, проекты9Работа с родителями- Родительские собрания - Индивидуальные консультации - Привлечение к внеурочной деятельности10Ожидаемые результаты методической работы- Для учителя - Для учащихсяТакже были даны рекомендации по выбору и формулировке индивидуальной методической темы, планированию этапов работы над ней.Методические разработки уроков и внеурочных занятий. На основе изученного опыта учителей были отобраны и систематизированы наиболее эффективные методические приемы и технологии, применяемые на уроках в начальной школе. Они были оформлены в виде конкретных разработок уроков и внеурочных занятий по разным предметам.Например, была подготовлена разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме "Экологические проблемы нашего края" с использованием технологии проблемного диалога (см. Приложение 1). В ней подробно описаны все этапы урока, сформулированы проблемные вопросы для обсуждения, предложены варианты организации групповой работы учащихся.Также был разработан классный час по теме "Мы - граждане России" (см. Приложение 2), направленный на патриотическое воспитание младших школьников. Диагностические материалы. Важной частью методической работы учителя является диагностика и мониторинг образовательных результатов учащихся. В помощь учителям были подобраны и систематизированы различные диагностические методики и инструменты.Например, была составлена подборка методик для диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников (таблица 3).Таблица 3 - Методики диагностики УУДУУДМетодики диагностикиЛичностные- Методика "Лесенка" (самооценка) - Анкета "Оцени поступок" (нравственно-этическая ориентация)Регулятивные- Методика "Корректурная проба" (внимание) - Методика "Рисование по точкам" (саморегуляция)Познавательные- Методика "Исключение лишнего" (анализ, синтез) - Методика "Логические задачи" (логические УУД)Коммуникативные- Методика "Рукавички" (кооперация) - Методика "Дорога к дому" (планирование учебного сотрудничества)В ходе исследования был подготовлен комплекс методических материалов и рекомендаций, который может стать реальным подспорьем для учителя в его ежедневной работе. Он не является чем-то застывшим и неизменным - предполагается, что учителя будут дополнять его своими разработками, обмениваться опытом его применения. Главная задача этих материалов - не просто дать готовые рецепты, но вдохновить учителя на творческий поиск, постоянное совершенствование своего мастерства. Ведь, как говорил В.А. Сухомлинский, "сердце отдаю детям" означает не только любовь к детям, но и постоянное стремление педагога к познанию и совершенствованию [12]. И методическая работа - важный путь на этом бесконечном, но захватывающем пути профессионального роста учителя.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование было посвящено теоретическим и прикладным аспектам методической работы учителя начальных классов. Его актуальность обусловлена тем, что в условиях реализации ФГОС НОО, обновления содержания и технологий начального образования именно от эффективности методической работы во многом зависит профессиональный рост педагога, его готовность к инновационной деятельности, а в конечном итоге - качество обучения и воспитания младших школьников.В ходе исследования были решены все поставленные задачи.Во-первых, на основе анализа научно-педагогической литературы были раскрыты сущность, цели и задачи методической работы в начальной школе. Было показано, что методическая работа - это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования.Во-вторых, были проанализированы содержание и основные направления методической деятельности учителя начальных классов. Показано, что эта деятельность многогранна и включает в себя работу с нормативными документами, освоение современных педагогических технологий, разработку учебно-методического обеспечения, самообразование, инновационную деятельность, обобщение и трансляцию педагогического опыта, организацию внеурочной деятельности, оценку образовательных результатов учащихся.В-третьих, были охарактеризованы формы организации методической работы в начальной школе. Показано разнообразие этих форм: от традиционных (заседания методических объединений, педагогические советы, семинары, открытые уроки) до инновационных (творческие группы, методические фестивали, педагогические мастерские, сетевые профессиональные сообщества).В-четвертых, был изучен и обобщен практический опыт организации методической работы в начальной школе Гимназии №6 г. Пермь. Показано, что в данной школе сложилась эффективная система методической работы, включающая разнообразные формы и направления деятельности. Особый интерес представляет опыт организации индивидуальной методической работы учителей, планирования их профессионального роста.В-пятых, был проведен анализ реальных методических материалов, разработанных учителями начальных классов Гимназии №6. Этот анализ позволил оценить методическую компетентность учителей, выявить сильные стороны и точки роста в их работе, наметить пути дальнейшего совершенствования.На основе проведенного исследования были разработаны конкретные методические рекомендации и материалы для учителей начальных классов. Эти материалы направлены на оптимизацию индивидуального методического планирования, освоение современных педагогических технологий, разработку учебно-методического обеспечения в соответствии с требованиями ФГОС.Гипотеза исследования в целом подтвердилась. Действительно, методическая работа учителя начальных классов будет эффективной при соблюдении ряда условий:если она носит системный и непрерывный характер, охватывает все основные аспекты профессиональной деятельности педагога;если она опирается на современные достижения педагогической науки и практики, учитывает тенденции развития начального образования;если она сочетает коллективные и индивидуальные формы, предполагает активность и заинтересованность самого учителя;если она учитывает реальные профессиональные потребности и затруднения каждого педагога, строится на основе диагностики и самодиагностики.Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его материалы - теоретические выводы, практические наработки, методические рекомендации - могут быть использованы в практике работы школ для совершенствования системы методической работы, для повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов.Перспективы дальнейших исследований мы видим в более детальной разработке диагностического инструментария для оценки эффективности методической работы, в изучении и обобщении инновационного опыта организации методической работы в условиях реализации ФГОС, в разработке персонифицированных моделей повышения квалификации учителей начальных классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение, 2018. — 53 с.
Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2019. — 448 с.
Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Шамовой. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2018. — 320 с.
Методическая работа в школе: организация, планирование, анализ / авт.-сост. Л.В. Голубева, Т.А. Чегодаева. — Волгоград: Учитель, 2019. — 410 с.
Методическая служба в школе: современные требования и пути преобразования / авт.-сост. Л.И. Белова. — Волгоград: Учитель, 2020. — 271 с.
Методическая работа в школе: от теории к практике: сборник статей / под ред. И.Ю. Ивановой, О.Д. Лельчицкой. — М.: Перспектива, 2021. — 160 с.
Диагностика профессиональных затруднений педагогов в условиях реализации ФГОС / авт.-сост. О.Н. Тулупова, Т.В. Сафонова. — Волгоград: Учитель, 2020. — 99 с.
Потанина Л.Т., Склярова Н.Ю. Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС // Академический вестник. Вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. — 2022. — № 2 (52). — С. 26-33.
Методическое сопровождение педагога в процессе реализации ФГОС начального общего образования / авт.-сост. Н.В. Калинина, Л.В. Мозгалева, И.В. Прохорова. — Ульяновск: УИПКПРО, 2019. — 59 с.
Кочегарова Л.В. Инновационная методическая работа учителя начальных классов // Эксперимент и инновации в школе. — 2019. — № 6. — С. 5-9.
Кулаева Г.М. Формы методической работы в школе: традиции и инновации // Методист. — 2020. — № 7. — С. 12-15.
Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр "Академия", 2018. — 576 с.
Дубцова М.М. Система методической работы школы в условиях внедрения ФГОС // Молодой ученый. — 2021. — № 19 (361). — С. 422-424.
Шерстобитова Ю.В. Индивидуальный образовательный маршрут педагога как средство повышения его профессиональной компетентности // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2022. — № 2 (51). — С. 42-48.
Тимофеева Ю.В. Проектирование методической работы в начальной школе в условиях реализации ФГОС // Начальная школа. — 2019. — № 9. — С. 74-77.
Методическая копилка учителя начальных классов: сетевой образовательный ресурс. — URL: https://www.kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi (дата обращения: 25.06.2023).
Грибанова О.Е. Формирование системы оценки качества образования на институциональном уровне // Педагогическое образование и наука. — 2020. — № 4. — С. 104-108.
Максимова Е.А. Профессиональное развитие педагога в системе методической работы школы // Педагогическое образование в России. — 2022. — № 2. — С. 72-78.
Волкова Л.В. Современные формы организации методической работы в школе // Завуч начальной школы. — 2021. — № 6. — С. 4-12.
Гладкая И.В., Жуланова Е.А. Оценка профессиональной компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС // Герценовские чтения. Начальное образование. — 2019. — Т. 10. — № 1. — С. 139-145.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!