это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
584969
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
М.К.Мамардашвили. «Появление философии на фоне мифа».
1. Появлению философии предшествовали тысячи лет так называемого мифа, совокупности человеческих представлений о строении мира, причинно-следственных связях всего сущего, хотя сами эти понятия, конечно, не были сформулированы. Миф — это облеченная в образы и метафоры коллективная безымянная традиция, понятные абстрактные принципы, посредством которых люди понимают мир. Автор использует определение «миф» ввиду ненаучности подхода и отсутствия доказательной базы мифологических трактовок явлений. Мифологическая картина мира включает в себя определенные процедуры, последовательность предписанных действий, способов поведения (автор называет их ритуалами), зачастую имеющие священную (магическую) окраску.
В разных уголках мира в религиозных общинах, кружках древних мыслителей независимо друг от друга начинают происходить некие акты, как называет их автор (появляются слова, вырабатываются понятия, тексты): люди осознают, что проявления неизвестных человеку сил стало невозможным осмыслить путем приписывания их известному, доступному и понятному существующему мифологическому образу.
Стало очевидно, что мифологическая картина мира не отвечает на все вопросы бытия. Мир стал непонятным. Таким образом произошло осознание проблемы, немыслимой в парадигме мифологической картины мира, и положено начало философии.
2.Философия по определению автора — это автономная теоретическая мысль, самостоятельный акт мышления, непременно связанный с конкретным именем (авторский) и датируемый. Философия — способ самосозидания, как формулирует М.К. Мамардашвили, орудие личностного конструирования человека, неразрывно связанное со спецификой его феномена.
Философия, выходя за рамки мифа, может рождаться в виде традиции внутри определенных социальных форм, например, в буддийской общине. Философская школа — это форма социального существования конкретного философа, носящая отпечаток его личности.
Философская традиция по определению автора — это передача знания от учителя к ученику и далее (от ученика к другим ученикам): знание передается другим, обрастает комментариями и дополнениями, становится содержанием деятельности, призванием людей.
Философия появляется там, где выделены проблемы и область непознанного (непонятное). Философия и наука в трактовке М.Мамардашвили — способ внесения в мир непонятного. Незнание — это неочевидный факт, требующий осмысления, и, по мнению автора, существует только в связке со знанием. Факт незнания должен осознаваться человеком, и не существует в отрыве от него.
3. Структура мифологического сознания предполагает существование лишь осмысленных предметов, это мир освоен и описан посредством понятий, укладывающихся в общую канву или уже вписанных в знакомый сюжет. Мифологическое сознание отражает мир, где все взаимообусловлено, понятно и близко. Разновидностью мифического мира является мир магический: посредством определенных ритуалов (заклинаний, подношений) можно общаться с некими таинственными существами и влиять на них. Стихийные бедствия в мифологическом сознании объясняются гневом богов и таким образом приобретают смысл.
Для толкования необъяснимого в мифологическом сознании придуманы существа или явления (которые мы назвали бы чудесами) соединяющие несоединимое. Мифологические объекты соединяют в себе то, что невозможно соединить в человеке: жизнь и смерть, например. Они бессмертны либо способны воскреснуть, воплотиться в другие существа. Содержанием мифов становятся существа, объединяющие свойства одновременно людей и животных (например, кентавры у греков), которые обладают сверхприродными (не существующими в действительности) качествами. Подобные персонажи помогают выработать понимание картины мира, а значит, придать ей определенный смысл, организовать ее, отформатировать, говоря современным языком, сделать соизмеримой с самим собой. Ведь понимание — не что иное как мера между человеком и тем, что он пытается познать (осознать), определение, «овеществление» смысла. Причем мифологический смысл должен быть соразмерен человеческой способности понять его — символы должны обладать доступностью.
В мире мифологического сознания не существует проблем (познания), непонятного. Мир освоен, в нем существуют только осмысленные, понятные предметы и явления. Например, гнев богов воплощен в образе конкретного существа — верховного божества Зевса-громовержца. Молния — знак его гнева, его овеществленный смысл. Все просто, доступно, логично и адаптировано для древнего человека.
Таким образом, человек включается в картину мифологического построения действительности. Мифологическое сознание наполняет смыслом жизнь человека даже тогда, когда он сам способен производить и дифференцировать самостоятельные мыслительные (отвлеченные) построения.
Миф — это не представление о мире, а способ организации того, что без мифа было бы хаотично и необъяснимо. Мифологическое сознание выступает неким инструментом, «машиной» культуры, посредством которой человек встраивает себя в бытие до появления философской науки.
4. Начало процесса самоидентификации человека ознаменовало появление разрыва между культурой и природой. Мифическое сознание нивелировало этот разрыв, поскольку мифы «населены» сверхъестественными существами.
В природе не существует самодействующего основания, порождающего в людях человеческие качества. В чисто физиологическом смысле он ничем не отличается от животного. Только животными управляют инстинкты, а человеку даны мыслительные способности. Можно сказать, что он человек в той мере, в какой способен ими воспользоваться. «Человеку не на что положиться вне самого себя», «человек есть существо, висящее в пустоте» — это значит, что его духовные запросы (когда они появляются) не имеют готовых ответов, а все решения он должен принять и осмыслить сам.
Человек как таковой существует лишь в той мере, в какой он способен сделать сам себя, «самосозидаться», по определению автора, и средства для этого не существуют в готовом виде. Они создаются не в ходе эволюции, а чисто человеческие проявления не обусловлены никаким биологическим механизмом, обеспечивающим жизнедеятельность человека. Именно специфические человеческие качества выделяют его на фоне природы и космоса.
Человек состоит из праха — природного, биологического материала (нервы, мышцы), но человеческое естество его держится не на этом. У животных существуют инстинкты и привязанность к месту. То, что делает человека человеком — интуитивно, неосязаемо. Например, любовь, привязанность, чувство долга, совесть.
Природному человеку еще только предстоит узнать, освоить мудрое и полезное для себя, проделать нелегкую мыслительную работу, принять индивидуальные решения. В отличие от животных, у него нет естественных природных защитных механизмов, закодированных в инстинктах. Без мыслительных (аналитических) усилий он способен отклониться от законов природы либо нарушить их себе во вред.
Человек устанавливает факты, которые ему не даны в готовом виде, и получает знание (устанавливает истину) путем сложной работы, построения теорий, фантазмов, по выражению автора.
К культуре относятся все те предметы, которые создаются человеком, в отличие от того, что создается природой. Необходимы способы внесения порядка в нечто, не обладающее само по себе порядком, некий культурный котел — искусственное неприродное явление, ибо природа — хаос по определению. Автор вводит понятие культурного котла как порядка, на котором основаны человеческие состояния и сам феномен человека.
Человек природный варится в этом котле, продуцируя нечто, не порождаемое природой. Ведь актом природы воспроизводится только хаос и распад. Человеческое в человеке проявляется исключительно в связи с вневременным, так как само время — синоним хаоса и распада. Память, привязанность человек сохраняет на протяжении всей своей жизни, они выступают как разновидность порядка на фоне общей неупорядоченности жизни, приводящей к всеобщей энтропии (беспорядку).
Автор приходит в выводу, что человека как такового конструирует его связь с явлениями вневременными. Поскольку время является неотъемлемым свойством природы, следовательно, вневременное является сверхприродным, иными словами, сверхъестественным. Выдвигается важный тезис о том, что становление человека как личности невозможно без связи со сверхъестественным.
Так автор подводит базу божественного происхождения человека и божественного основания моральных норм, регулирующих человеческое общение и все стороны его повседневной жизни. А культурный человек представляется автору искусственным существом, рождаемым через культурно изобретенные устройства.
Все физические процессы подвержены вырождению, и не могут длиться сколь угодно долго (ничто не вечно под луною). Человеческая память, опыт предыдущих поколений неминуемо должны бы были исчезнуть, рассеяться (поскольку протекают во времени). Тем не менее, мы сохраняем память и способны накапливать жизненный опыт, систематизировать его. Следовательно, феномен памяти основан на сохранении не только ее физических следов. Памяти не было бы, если бы она зависела только от природного материала.
Для овладения культурой как творением, искусственным по своей сути, человеку необходимо преступить пределы природного. Вне мыслительной деятельности природа человека носит ограниченный инстинктами и чувствами характер. Культурный человек — прежде всего творец, способный изменять и творить самое себя.
5. Основной вопрос философии автор формулирует таким образом: «Почему в мире есть нечто, а не ничто». Рождение философии, человеческой мысли начинается, по его мнению, именно с этого вопроса. Если хаос (энтропия) — естественное, первичное состояние природы, откуда в мире берется порядок? Сам факт возникновения этого вопроса автор считает ключевым моментом возникновения философии, любви к мудрости. С этого момента начинается работа человеческой мысли философское знание как результат такой работы.
Греческие философы употребляли слово «мудрость» в тесной связке со словом «удивление», но не в его прямом, бытовом смысле. Это удивление от того, что должно быть ничто, а есть нечто. Любовь, справедливость, честь, совесть — всего лишь понятия, их не пощупаешь рукой, не измеришь с помощью приборов. Это вещи нематериальные, умозрительные. Но мало этого, они совершенно бесполезны в практической жизни, к тому же вызывают болезненную рефлексию и чувство вины. Зачем выхаживать стариков и больных детей? Почему не ввести обязательную эвтаназию? Естественный природный закон — закон джунглей, по которому выживает сильнейший.
Но порядок и мораль существуют, и именно они делают человека человеком. Вот что удивительно, и это бесконечное удивление (стремление к познанию, любознательность) является предметом философской науки.
Э. Гуссерль. «Кризис европейского человечества и философия».
1. Местом рождения духовной Европы (родоначальниками теоретической науки) автор считает древнегреческую нацию. Уже в VII веке до нашей эры сформировалась новая установка человека в отношении окружающего мира, новый, прорывный род духовной культуры, развившийся в законченное культурное образование. Появилась универсальная наука о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. Многообразные частные науки появились позже как части этой «всеохватной» науки о бытии.
2. Началом философии как науки выступает непрактическая (умозрительная), «теоретическая» установка, антипод универсальной мифо-практической установки, о которой речь пойдет ниже. В изложении Э. Гуссерля это «страсть к созерцанию и познанию мира, свободная от всяких практических интересов в замкнутом кругу познавательных действий».
Духовное влияние философии по Гуссерлю состоит в следующем. Наиболее значимые черты философской науки — полная универсальность установок, критическое восприятие и вдумчивый анализ готовых истин, мнений. Но влияние философии не ограничивается процессом познания действительности. Практическая деятельность человека (эмпирия), подчиненная идеальным нормам, вызывает кардинальные изменения в совокупной практике человеческого существования (общественной деятельности) и всей культурной жизни, которая также должна соответствовать требованиям объективной истины.
Следствие: на основании философского познания мира возникает новое человеческое отношение, имеющее прямое влияние на практическую жизнь с ее потребностями и целями. Возникает сообщество людей с особым призванием — профессиональных философов, людей с чисто идеальными (отвлеченными) интересами, людей, преданных идеям полезным и принадлежащим всему человечеству. Главный продукт философской мысли — чистая и безусловная истина, ставшая всеобщим достоянием.
3. Мифо–религиозная установка состоит в том, что конкретно представляемый данной общностью людей (нацией) мир презентуется исключительно в практической плоскости. Подобная модель мира управляется мифическими силами, от действия которых (прямо или косвенно) зависит судьба человека. Такое видение мира продиктовано практическими соображениями, одновременно являющимися и его приматом (первоосновой). Традиции, значимые лишь в узком мирке мифологического сознания, и наивный опыт повседневности — таковы нормы универсальной мифо-практической установки.
Формирование нового человека как результат философского познания
Формирование нового человека с постоянно обновляющимся духовным бытием происходит в ходе создания первой же идейной концепции. Становление нового стиля жизни человека начинается в процессе его коммуникации, универсальный («космологический») жизненный интерес появляется сначала в пределах одной нации, затем складывается «всеобщий дух культуры», привлекательный для всего человечества. Цель философских сообществ, бесконечная и универсальная задача — исключительно теоретическое знание и его совершенствование путем вовлечения широкого круга ученых.
Философия выступает как новая форма культуры, продуктом которой является новый тип обобществления, это идеальное образование — теория, которая перенимается путем обучения и подражания. Неспособность (или нежелание) воспринять теоретические знания может вызвать внутренний раскол на образованных и необразованных.
Занимаясь философской наукой, человек получает новую мотивацию, становится незаинтересованным наблюдателем, перестает действовать в практической плоскости, полностью освобождается от практических интересов. Занятия философией возможны лишь в этой (теоретической) установке.
Изменение установки провоцируется пресловутым «удивлением». «Незаинтересованная» созерцательная теория в результате метаморфозы «от мнения к знанию» становится сутью теоретической науки, своеобразной модификацией любопытства (в смысле теоретического интереса), развлечения ума, когда все жизненные потребности удовлетворены. Разница реального мира и представлений о нем поднимает вопрос об истине, общезначимой и тождественной для всех. Новой установкой человека становится бесконечное совершенствование (надстраивание) теоретического познания.
Анализ представленных отрывков позволяет сделать следующие выводы.
Авторы делают акцент на различные аспекты истории и сути философии как науки. Определение философии и мифологического сознания у обоих авторов практически совпадает с той разницей, что Э. Гуссерль заостряет внимание читателя на духовном влиянии философии, а в работе М.К. Мамардашвили даны развернутые ответы на все представленные вопросы.
Мамардашвили М.К., раскрывая смысл бинарности человека, рассматривает обе его сущности, в то время как Э. Гуссерль раскрывает лишь механизм формирования нового (культурного) человека, уклонившись от развернутой формулировки основного вопроса философии и очень кратко описав предысторию философской науки.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!