это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
597594
300 руб.
Ознакомительный фрагмент работы:
Великий русский писатель 19 века Федор Михайлович Достоевский, книги которого получили всемирную известность, не был философом в строгом смысле этого слова: он не писал философских трактатов, не исследовал теоретические вопросы мировоззренческого характера. Однако в своем творчестве, в каждой своей книге он поднимает такие сложнейшие вопросы бытия, рисует столь противоречивые человеческие характеры, что это ставит писателя в один ряд с выдающимися философами его времени. Для меня Ф. Достоевский – гениальный мыслитель и прозорливец, а главное качество его философии – это истинный гуманизм и глубокая любовь к каждому человеку как божьему созданию. Мировоззрение Достоевского претерпевало изменения: от увлечения утопическим социализмом в кружке петрашевцев до христианского почвенничества. Мы рассмотрим «философию человека» Федора Михайловича Достоевского, уже усвоившего религиозно-нравственные идеи.
Во всех произведениях Федора Михайловича Достоевского основными являются темы внутренней, духовной жизни человека, свободы, борьбы добра и зла в человеке. Человек для писателя является микрокосмом, центром бытия, внешние события тоже важны, но постольку, поскольку они влияют на душевную жизнь героев. В душе каждого человека идет противостояние и борьба между добром и злом, и поэтому часто его поступки противоречивы, иррациональны. Таков Раскольников из романа «Преступление и наказание»: простой студент совершает преступление, на которое его вынудила не столько крайняя нужда, сколько идейные заблуждения. «Смогу ли я переступить или не смогу! …Тварь ли я дрожащая или право имею» - так рассуждает Раскольников, усмотрев в себе личность исключительную. Он совершает жестокое и бессмысленное убийство, желая подтвердить свою теорию. Но после преступления понимает, что никакие теории не стоят жизни человека. Преступление привело не только к заслуженному наказанию, но и к нравственному перерождению героя.
Писатель считает, что важной для человека является свобода. Прийти к добру и самосовершенствованию человек может только через свободу. Федор Михайлович был категорически против «насильственного счастья» людей, когда к нему приводят принудительно. Про это убеждение мы узнаем из притчи о «Великом инквизиторе», которую рассказывает Иван Карамазов в романе «Братья Карамазовы». Великий инквизитор в ночной беседе с Христом, которого он заточил в тюрьму, излагает свои взгляды на человечество. Он считает, что Христос идеализирует человека, что люди слабы, они не могут справиться со сложностью выбора между добром и злом, человечество недостойно свободы. Великий инквизитор хочет уничтожить свободу и привести людей, как послушное стадо, к счастью. Однако Достоевский считает, что человек сознательное существо, и он способен и должен делать осознанный свободный выбор. Но и сама свобода по своей природе противоречива, поскольку может стать причиной и добра и зла. И еще у свободы человека есть свой предел. Она не должна стеснять свободу другого человека, не должна переходить в своеволие, которое ведет к злу, зло приводит к преступлению, а за преступлением следует наказание. Свобода, вышедшая за пределы, не знает ограничений, ведет к утрате святынь. Если нет Бога, если есть сам человек – Бог, то все позволено, возникает одержимость «идеей». Последствием зла является страдание. Однако оно и очищает от зла: через покаяние и страдание личность перерождается, становится чище, духовнее. В своих романах Достоевский проводит героев через этот процесс: свобода-зло-искупление. Так произошло с Родионом Раскольниковым и Соней Мармеладовой в «Преступлении и наказании». Убийца и падшая женщина обретают через страдания веру в Бога, любовь к миру и друг к другу. По мнению В.С. Соловьева, Ф.М. Достоевский открыл для себя три истины, которые «были для него совершенно ясны: он понял прежде всего, что отдельные лица, хотя бы и лучшие люди, не имеют права насиловать общество во имя своего личного превосходства; он понял также, что общественная правда не выдумывается отдельными умами, а коренится во всенародном чувстве, и, наконец, он понял, что эта правда имеет значение религиозное и необходимо связана с верой Христовой, с идеалом Христа». Образ Христа, христианская тема органично вошла в творчество Достоевского, они присутствует практически во всех его романах. Для писателя важен Бог в душе человека. Например, в романе «Идиот» Достоевский, преследуя цель описать «положительно прекрасного человека», изображает князя Мышкина как благородного, кроткого, доброго человека. Он искренне верующий человек, последователь и почитатель Христа. Достоевский считал, что настоящая личность должна нести в себе Бога, именно такой человек способен на великие поступки, он достоин прекрасной жизни.
Изучая творчество Ф.М. Достоевского можно прийти к, казалось бы, противоположным выводам. С одной стороны, он является летописцем противоречий и конфликтов своего времени, писательская мысль часто обращается к социологическим проблемам. Действительно, Достоевский в своих произведениях описывает ужасающие условия жизни героев, общественные пороки; изображает дух цинизма, расчета, эгоизма, которые перерастают в человеческое безразличие; его герои «униженные и оскорбленные». С другой стороны, в тех же произведениях Достоевский выступает как философ, который углублен в рассмотрение сущности человека вне времени и пространства; человека, который измучен внутренними и внешними проблемами своей жизни. Достоевский исследует сложности индивидуального сознания, он погружается, вслед за героями, в глубины беспросветного страдания. На самом деле это противоречие мнимое: в своем творчестве он, ставя в центр внимания противостояние свободы и своеволия, альтруизма и эгоизма, бунта и смирения, добра и зла, показывает их проявление во внешнем мире и в душе человека. А также показывает последствия, когда одна из этих сторон одерживает победу.
Таким образом, Федор Михайлович Достоевский является выразителем тех положений, которые являются основанием своеобразия национальной нравственной философии. Он искал искру Бога в любом человеке, даже дурном и преступном. На мой взгляд, «философия человека» Достоевского заключается в том, что люди не являются совершенными, но могут и должны стремиться к этому, проходя через страдания, отвержение, противостояние злу внешнему и внутреннему. Гуманизм Федора Михайловича Достоевского проявляется в сострадании этим людям, глубине в восприятии и описании даже мельчайших сдвигов в душевной жизни человека в сторону добра, всепрощения, любви к ближнему. Миролюбие и кротость, любовь к идеальному и открытие образа Божия даже под покровом временной мерзости и позора — вот идеал этого великого писателя, который был тончайшим психологом-художником, вдумчивым мыслителем и философом.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!