это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
671827
Ознакомительный фрагмент работы:
С возникновением централизованных государств в XV–XVI вв. началась их борьба за
доминирование на европейской части Евразии, а затем и в мире в целом. В ходе этой борьбы
сложилась система официального фиксирования и закрепления складывавшегося в каждый
исторический период равновесия сил в региональной и мировой политике с помощью
многосторонних, межгосударственных договоров. Так, формируются не только системы
международных отношений, но и системы обеспечения международной безопасности.
Первой из них мы вполне можем назвать Вестфальскую систему, созданную по окончании
Тридцатилетней войны в 1648 г. Чтобы согласиться с необходимостью ее создания и подойти
вплотную к формированию, человечеству потребовалась кровопролитная война, затронувшая
все слои населения и вовлекшая в свой огненный водоворот все крупные европейские
государства. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских
конфликтов в ряду предшественников мировых войн XX в. Наибольший урон при этом был
нанесён Германии, где, по некоторым данным, погибло 5 млн человек. Сокрушительный удар
был нанесён и производительным силам Германии. Шведы сожгли и разрушили там
практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи. Демографические
потери войны были восполнены в Германии лишь спустя столетие. Вестфальский мир,
заключенный в 1648 г. европейскими державами, знаменовал окончание Тридцатилетней
войны (1618-1648 гг.). Созванный с этой целью конгресс в вестфальских городах Мюнстере и
Оснабрюке стал самым представительным совещанием в истории Европы: на нём
присутствовали делегации 140 субъектов империи и 38 других участников
Вестфальский мир 1648 г. представлял собой по сути два объединенных мирных
договора, заключению которых предшествовали переговоры, начавшиеся с весны 1645 г. 1 :
Оснабрюкский договор между императором Священной Римской Империи с
союзниками и Швецией с союзниками (переговоры проходили в Оснабрюке);
Мюнстерский договор между императором Священной Римской Империи с
союзниками и Францией с союзниками (переговоры проходили в Мюнстере).
Главными представителями на переговорах были: послы императора Священной
Римской империи граф Траутмансдорф, граф Л. Нассау, доктор Фольмар; от Франции –
Лонгвиль, г д'Аво, А. Сервьен; от Швеции – Ю. Оксеншерна, А. Сальвиус.
Постановления Вестфальского мира 1648 г. касались территориальных изменений,
вероисповедных отношений в империи, политического устройства империи. Согласно
Вестфальскому миру 1648 г., Франция получила бывшие владения Габсбургов в Эльзасе и
подтверждение своего суверенитета над Мецем, Тулем и Верденом, Швеция получила о.
1 Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.2. Международные
отношения в 1648-1918 гг. / сост. Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – 336 с — С.5.
Рюген, всю Западную и часть Восточную Померании с г. Штеттином, г. Висмар и
секуляризованные архиепископство Бремен и епископство Верден. Обе эти державы-
победительницы были объявлены главными гарантами выполнения Вестфальского мира 1648
г.. (в числе гарантов значился и великий князь Московский, т. е. русский государь).
Германские князья получили полную независимость от императора в проведении как
внутренней, так и внешней политики с тем лишь формальным ограничением, что они не
могли заключать внешнеполитических союзов, направленных против империи и императора.
Союзники держав-победительниц – германские княжествава Бранденбург, Мекленбург,
Брауншвейг-Люнебург получили более или менее значительные территориальные прирезки
за счет секуляризованных епископств и монастырей. Все это закрепило и усилило
политическую раздробленность Германии. В области религиозной Вестфальский мир 1648 г.
уравнял в Германии кальвинистов в правах с католиками и лютеранами, узаконил
секуляризацию церковных земель, произведенную до 1624 г., но лишил германских князей
права определять религиозную принадлежность подданных.
Швейцария, Голландская республика добились международного признания.
Вестфальский мир 1648 г., закрепивший победу в войне антигабсбургской коалиции,
имел большое международное значение. Попытка создания мировой «христианской»
империи под эгидой испанских и австрийских Габсбургов, их планы подавления
реформационного движения в Западной Европе и подчинения Голландской республики
потерпели крах.
Французское государство на длительное время обеспечило себе доминирующее
положение в Западной Европе. Границы европейских государств, установленные
Вестфальским миром 1648 г., сохранились в основном в течение всего последующего
столетия.
Таким образом, Вестфальский договор стал следствием того, что многие государства
стали определять свою политику таким образом, чтобы не допустить слишком явного
усиления возможностей своих потенциальных соперников. В международной системе
сложились своего рода «правила игры», получившие в европейской истории название
«политическое равновесие». Закрепленные в мировом порядке «правила игры» являются
основными принципами обеспечения международной безопасности и сегодня. Как
справедливо замечает И. В. Радиков, Вестфальская система не запретила, а разрешила войны,
в том числе и агрессивно-наступательные, начало и ведение которых она отнесла к законному
праву суверенного государства 2 . Эта система не только не препятствовала, но, по сути дела,
2 Радиков И.В. Архитектура безопасности в системе международных отношений: эволюция и перспективы
обновления // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2010. - Т.6. - №4. - С.229-248.
способствовала закреплению в международном праве права сильного. Вестфальская система
утвердила в международном праве принцип невмешательства во внутренние дела других
суверенных государств, следуя нормативной максиме, сформулированной Ж. Боденом. Менее
чем за столетие до Вестфальского мира он определил суверенитет как абсолютную и
постоянную власть государства («абсолютная, не связанная никакими законами власть над
гражданами и подданными») и противопоставил суверенное государство папству и империи 3
.
Обратим внимание на два обстоятельства. Во-первых, декларированный принцип
невмешательства других государств во внутренние дела в реальной жизни достаточно часто
нарушался. Например, Вестфальская система не могла препятствовать созданию в 1871 г.
вокруг королевства Пруссии федеративного государства Германской империи из нескольких
десятков независимых государств с немецким населением, не смогла защитить суверенные
права Неаполя и Сицилии, после военных кампаний Пьемонта вошедших в состав
новообразованного Итальянского государства. Во-вторых, государственно-центричный
характер системы, принцип безусловного суверенитета государства приводили к массовым
нарушениям прав человека, сводили национальную безопасность только к безопасности
государственной, фактически игнорируя безопасность человека. Основанная на этих
принципах система международной безопасности, в сущности, была неполноценной.
Первостепенная забота суверенных государств о собственной безопасности не вела к
пресечению насилия в международных отношениях, однако обеспечивала нераспространение
локального конфликта на всю систему. Таким образом, локальная стабильность
(безопасность) не принималась во внимание во имя обеспечения структурной стабильности
самой системы международных отношений (международной безопасности). Ни в XVII, ни в
XVIII, ни в XIX вв., да и в первой половине XX в., никто не считал себя вправе вмешиваться
во внутренние дела европейских диктаторских режимов, в которых откровенно и в массовом
порядке нарушались права человека и гражданина. Таким образом, со времен Вестфальского
мира в межгосударственных отношениях сложилась реальная многополярность, понимаемая
как существование в мире нескольких ведущих государств, сопоставимых по совокупности
своих военных, политических, экономических возможностей и культурно-идеологического
влияния.
С 1648 г. Вестфальская система международных отношений претерпела шесть
модификаций 4 , каждая из которых была результатом крупных военных столкновений.
3 История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: ИНФРА М, 1998. - С.181.
4 Богатуров А. Д. Системный подход и эволюция международных отношений в ХХ веке // Богатуров А. Д.,
Косолапов Н. А., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. - М.,
2002. - С.116–117.
Венская система международных отношений (Венская система международной
безопасности, Система «Европейского концерта») сложилась после наполеоновских войн,
которые потрясли Европу не только замыслом установления всеевропейского господства
Франции, создания мировой империи, но и масштабом людских потерь. Поэтому первой и
важнейшей целью участников конгресса было создание в Европе такой системы, которая
будет способна обеспечить мир и спокойствие после революционных и военных катаклизмов.
Новая система была нормативно закреплена конгресом, проходившим в Вене с сентября 1814
г. по июнь 1815 г. под председательством австрийского дипломата графа Меттерниха. В
конгрессе участвовали представители всех европейских государств за исключением
Османской империи. Система отношений между ведущими европейскими государствами,
выработанная на Венском конгрессе, просуществовала до второй половины XIX в. Уже после
окончания конгресса, 26 сентября 1815 г., Россия, Австрия и Пруссия подписали в Париже
акт об образовании Священного союза.
На конгрессе обострилась борьба между Австрией и Францией за влияние в Италии.
Талейран и Меттерних боролись против неаполитанского короля Иоахима Мюрата (один из
наполеоновских маршалов). В результате победа осталась за Австрией, которая получила
Ломбардию, Венецию, Вальтелину, Триест, Далмацию, Иллирию, Тироль. Тоскана
переходила в наследственное владение эрцгерцога Фердинанда Австрийского, а Модена –
эрцгерцога Франца д'Эсте. Парма была предоставлена дочери австрийского императора
Франца I, жене Наполеона I Марии-Луизе в пожизненное владение. Таким образом, Австрия
укрепила свое господствующее положение в раздробленной Италии и при помощи Англии и
Франции проводила политику подавления национальных движений. Конгресс
санкционировал все эти территориальные изменения.
На конгрессе также была решена судьба множества мелких германских государств.
8 июня 1815 г. представители германских княжеств, вольных городов, император Австрии,
короли Пруссии, Дании, Нидерландов, Баварии, Вюртемберга, Саксонии подписали
федеральную коституцию Германии. Акт провозглашал создание Германского союза, целью
которого объявлялось «соблюдение внешней и внутренней безопасности Германии,
независимости и неприкосновенности принадлежащих к оной земель». Суверенитет каждого
из государств, входивших в Германский союз, ограничивался обязательствами не заключать
соглашения, направленные против федерации. Каждое из государств имело по одному
представителю (но с разным количеством голосов) в общегерманском сейме.
Председательство и главная роль в союзе принадлежала Австрии.
Положение Франции было определено в соответствии с Парижским договором 1814 г.:
она возвращалась к границам 1792 г., вопрос о правящей династии французы должны были
решить сами. Еще один узел территориально-государственных проблем затрагивал
Швейцарию. По решению Венского конгресса в ее состав были включены Валлис, Женева,
Невшатель. В результате Швейцария стала конфедерацией из 19 кантонов и была
провозглашена нейтральным независимым государством.
Великобритания получила приращение в своих колониальных владениях: за ней были
закреплены Капская область на юге Африке, острова Цейлон, Мальта и другие захваченные
ею колонии.
9 июня 1815 г. состоялось торжественное подписание Заключительного акта Венского
конгресса. В основной части Заключительного акта была 121 статья, где были зафиксированы
все территориально-государственные изменения. Сюда же были внесены «Акт о Германском
союзе» и документы о создании королевства Нидерландов, образованного из Голландии и
Бельгии (ст. 55, 56). В Заключительный акт кроме основной части входили 17 приложений:
декларация об отмене работорговли, положение о свободе речных путей, положение о
старшинстве дипломатических агентов и пр. Согласно документам Венского конгресса, во
Франции, Испании, Неаполитанском королевстве восстанавливалась власть Бурбонов.
Документ подписали уполномоченные восьми государств: России, Австрии, Англии,
Испании, Португалии, Пруссии, Франции и Швеции. В течение последующих пяти лет к
Венскому трактату присоединились еще 33 государства. Статьи Заключительного акта
отразили сложившееся между государствами соотношение сил, был закончен 25-летний
период непрерывных европейских войн, начиналась эпоха мира. Роль России в Европе
возросла.
Подводя итоги работы Венского конгресса, в первую очередь следует отметить, что в
основу его решений был положен принцип легитимизма: законные династии были
возвращены на свои престолы. Кроме того, государства, способствовавшие низвержению
Наполеона, получили территориальные вознаграждения, у границ Франции создавались
барьерные государства.
Перекраивая карту Европы, конгресс игнорировал права национальностей, что в
дальнейшем и привело к возникновению национально-освободительных движений в Италии,
Германии, Польше. Включение в состав России Польши, как показал дальнейший ход
событий, создало впоследствии такую проблему для России, решение которой затянулось на
долгие десятилетия
Принципиально новым в создаваемом механизме обеспечения безопасности в отличие
от Вестфальской системы явилась идея коллективной безопасности. Элементами Венской
системы выступали не только государства, но и коалиции государств. Меняется не только
субъект обеспечения безопасности, но и объект ее: они становятся коллективными. Опыт
создания таких временных военно-политических союзов европейских государств уже
имелся: истории известны 7 антинаполеоновских коалиций. В основу коалиционного
взаимодействия ставился моральный закон взаимности: каждое отдельное государство
должно было в общении с другими не только отстаивать свои интересы, но и учитывать
интересы других государств, с уважением относиться к ним, поступать с другими так, как бы
хотелось, чтобы поступали с ним (Евангелие, гл. 7, ст. 12).
По окончании конгресса началась так называемая эпоха «Европейского концерта» —
баланса сил между европейскими государствами. Вошло в оборот понятие «великие
державы», обозначавшее такие государства, которые благодаря своему военно-
политическому потенциалу оказывают определяющее влияние на систему международных и
международно-правовых отношений. Это наиболее могущественные государства,
обладающие высоким уровнем военных возможностей и относительной самодостаточностью
с точки зрения военной безопасности. Великие державы были неуязвимыми к военным
угрозам, исходящим со стороны менее крупных стран, и реально опасались только других
великих держав. Кроме того, великие державы могли проецировать применение своей
военной мощи за пределами своих границ и проводить как наступательные, так и
оборонительные военные операции. Подчеркнем особо еще раз военную составляющую
мощи этих государств. Великодержавное «право управлять» определяется, по мнению
многих исследователей этого периода истории, прежде всего, «победой в последней войне за
гегемонию и продемонстрированной способностью распространять свою волю на другие
государства», т. е. военным престижем государства 5 . Великими державами со времени
Венского конгресса стали называться пять европейских государств: Австрия,
Великобритания, Пруссия, Россия и Франция.
Эти страны преимущественно путём взаимных соглашений руководили политической
жизнью Европы. На них формально возлагалась главная ответственность за поддержание
мира и всеобщей безопасности. На протяжении XIX столетия европейские великие державы
претендовали на обладание особыми правами и ответственностью, которыми они не
собирались делиться с другими государствами. Они обычно консультировались по ключевым
вопросам друг с другом, но не с малыми государствами. Они считали себя стражами мира в
Европе, брали на себя ответственность за поддержание порядка в соседних с ними
государствах 6 .
В пределах баланса сил государства могли изменять состав союзников для
обеспечения собственных интересов, но не нарушая при этом общей структуры союзов и
5 Gilpin R. War and Change in World Politics. - London: Cambridge University Press, 1983. - P.14.
6 Bridge F., Bullen R. The Great Power and the European States System 1815–1914. - London: Longman, 1980. -
P.1–2.
характера международных отношений. «Европейский концерт», оставаясь формой гегемонии
больших государств, впервые достаточно эффективно стал ограничивать свободу действий
самих этих государств на международной арене. Благодаря установленному Венской
системой балансу сил войны и вооруженные конфликты в Европе временно почти
прекращаются за исключением незначительных. Те принципы, которые разделяли правящие
элиты ведущих держав, отличались схожестью в видении международных ситуаций.
Фактически это приводило к стремлению ведущих держав решать международные проблемы
путем компромиссов и коалиционных соглашений.
Новым структурным элементом складывающейся системы обеспечения региональной
безопасности стал имперский принцип контроля географического пространства в пределах
колониальных империй. Венская система, как и Вестфальская, имела евроцентристский
характер, охватывая Западную и Центральную Европу. Позже она интегрировала к сфере
своего действия Восточную Европу, Россию, Средиземноморье, Северную Америку.
Итак, подведем итоги:
1. Основные итоги Вестфальского мира: Франция и Швеция получили значительные
территории; усугубилась политическая раздробленность Германии; кальвинисты в Германии
были уравнены в правах с католиками и лютеранами; в Европе установилось так называемое
"политическое равновесие". Согласно нормам, установленным Вестфальским миром, главная
роль в международных отношениях, ранее принадлежавшая монархам, перешла к
суверенным государствам.
Основные итоги Венского конгресса: Австрия получила значительные территории;
создан Германский союз; Франция вернулась в границы 1792 года; Швейцария
провозглашена независимым государством; государства, противодействовавшие Наполеону,
получили территориальные вознаграждения; началась эпоха так называемого "Европейского
концерта". Конгресс обозначил ведущую роль стран-победительниц — России, Пруссии,
Австрии и Великобритании — в международных отношениях. В результате конгресса
сложилась Венская система международных отношений, и был создан Священный союз
европейских государств, имевший целью обеспечение незыблемости европейских монархий.
2. Перегруппировка стран-лидеров международной политики в результате
Вестфальского мира: Франция выдвинулась в лидеры, повысила свой рейтинг Швеция,
Германия утратила позиции.
Перегруппировка стран-лидеров международной политики в результатеВенского
конгресса: Австрия и Великобритания, Пруссия и Россия укрепили свои позиции и
территориально расширились, созданы предпосылки для усиления Германии (Германский
Союз), Франция утратила позиции и территории.
3. Нерешенные проблемы Вестфальского мира: декларированный принцип
невмешательства других государств во внутренние дела в реальной жизни достаточно часто
нарушался; государственно-центричный характер системы, принцип безусловного
суверенитета государства приводили к массовым нарушениям прав человека, сводили
национальную безопасность только к безопасности государственной, фактически игнорируя
безопасность человека.
Нерешенные проблемы Венского конгресса: конгресс игнорировал права
национальностей, что в дальнейшем и привело к возникновению национально-
освободительных движений в Италии, Германии, Польше
4. Основные принципы Вестфальской системы международных отношений: 1)
приоритет национального интереса 2) принцип баланса сил 3) приоритет государств —
наций 4) принцип государственного суверенитета: право требовать невмешательства в свои
дела, равенство прав европейских государств.
В основу решений Венского конгрессабыл положен принцип легитимизма. Принцип
легитимизма был использован как идейное оружие, им обосновывалось уничтожение
политических и территориальных изменений, происшедших во время революций.
5. Распад системы международных отношений, установленных Вестфальским миром
окончательно был закреплен Венским конгрессом.
Распад системы международных отношений, установленных Венским конгрессом,
фактически произошел с Первой Мировой войной.
Список использованной литературы:
1. Богатуров А. Д. Системный подход и эволюция международных отношений в ХХ веке
// Богатуров А. Д., Косолапов Н. А., Хрусталев М. А. Очерки теории и политического
анализа международных отношений. - М., 2002. - С.116–117.
2. История политических и правовых учений / Под ред. В.С.Нерсесянца. - М.: ИНФРА
М, 1998.
3. Радиков И.В. Архитектура безопасности в системе международных отношений:
эволюция и перспективы обновления // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. - 2010.
- Т.6. - №4. - С.229-248.
4. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.2.
Международные отношения в 1648-1918 гг. / сост. Д.В. Кузнецов. – Благовещенск:
Изд-во БГПУ, 2010. – 336 с
5. Bridge F., Bullen R. The Great Power and the European States System 1815–1914. -
London: Longman, 1980. - P.1–2.
6. Gilpin R. War and Change in World Politics. - London: Cambridge University Press, 1983.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!