это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
726166
Ознакомительный фрагмент работы:
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях действия федеральных государственных образовательных стандартов основное внимание исследователей обращено к проблеме формирования универсальных учебных действий различными средствами, в том числе метапредметного свойства [1, c. 95].
Сущность овладения обучающимися универсальными учебными действиями заключается в формировании способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения социального опыта. Универсальные учебные действия являются основой умения учиться, успешного усвоения новых знаний, умений и навыков.
Логические универсальные учебные действия оказывают огромное влияние на формирование учебно-познавательной деятельности школьников и познавательное развитие в целом. В процессе познавательного развития происходит формирование у учащихся научной картины мира, развитие умений управлять познавательной деятельностью, способов познания, развитие всех познавательных процессов, а также рефлексии. К числу познавательных универсальных учебных действий принято относить общеучебные действия, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы [4, c. 68].
В связи с этим формирование универсальных учебных действий выступает одной из приоритетных задач образования. На данный момент, несмотря на большое количество научных исследований, посвященных учебно-познавательной деятельности, способам ее формирования, подходам к развитию общеучебных умений и навыков, большинство учителей испытывают трудности при реализации новых целей образования, продолжают опираться на традиционные способы формирования знаний, умений и навыков.
В результате у обучающихся не в полной мере формируются учебные умения необходимые для действия в изменившихся учебных ситуациях, что обуславливает многочисленные трудности. Также незаслуженно малое внимание уделяется такому средству формирования УУД, как метапредметные задачи, и такой благоприятной для достижения педагогических целей среде, как взаимодействие педагога и обучающихся в рамках курса математики в начальной школе [11, c. 155].
Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между современными требованиями к организации учебно-познавательной деятельности учащихся и учебной деятельности в целом, и недостаточным владением учителями педагогическими технологиями, позволяющими в полной мере достигать задач формирования универсальных учебных действий в процессе преподавания математики в начальной школе посредством метапредметных задач.
Цель исследования: изучение возможностей формирования УУД у учащихся начальной школы в процессе изучения курса математики.
Объект исследования: процесс формирования познавательных универсальных учебных действий школьников.
Предмет исследования: формирования УУД у учащихся начальной школы в процессе изучения курса математики.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий школьников будет осуществляться наиболее эффективно при использовании возможностей метапредметных задач в процессе изучения математики учащимися начальной школы.
Перед школой теперь стоит задача не столько передавать знания и навыки от педагога к ученику, но и цель более высокого уровня: научить учиться. Данное умение предполагает, что школьник уже будет способен [11, c. 157]:
- самостоятельно сформулировать цели учения,
- составить план их достижения,
- определить пути выполнения поставленных задач;
- контролировать и оценивать достижения как промежуточные, так и итоговые.
Умение учиться исследователи относят к общеучебным умениям, и в этом ракурсе данная проблема не является новой – наоборот, ее скорее можно отнести к традиционным путям укрепления качества образовательного процесса. Федеральные государственные стандарты общего образования (ФГОС) нового поколения универсальные учебные действия (УУД) трактуют как действия общего характера, позволяющие школьникам ориентироваться в разных предметных сферах обучения и помогают создать у них внутреннюю мотивацию к процессу обучения [12].
Именно формирование навыка учения и самообучения дает возможность повысить процент усвоенного школьниками материала, осознанных выводов и понятой информации, что становится базисом для того, чтобы нужные умения были полноценно сформированы и стали частью их внутреннего комплекса знаний.
Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий (УУД) осуществляется на всех уроках в начальной школе, в частности и на уроках математики. При организации учебного процесса на уроках математики у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД [4, c. 74].
Рассмотрим конкретные приемы и методы, которые можно использовать при обучении по курсу «Математика» в начальной школе [8, c. 57].
Для примера выберем такой важный вид УУД, как регулятивные универсальные учебные действия.
В процессе изучения курса «Математика» с точки зрения регулятивных УУД школьник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- проявлять познавательную инициативу [8, c. 64].
Для реализации технологии формирования регулятивных УУД важно соблюдать следующие этапы:
- формулирование цели УУД в соответствии с содержанием учебного материала и возрастными особенностями детей, постепенно добавляя новые для обучающихся виды УУД;
- организация ориентировки учащихся для обеспечения успешного выполнения работы;
- организация поэтапной отработки УУД от совместно выполненных действий к самостоятельному выполнению [9, c. 35].
Рассмотрим формирование регулятивных УУД на этапах урока изучения нового материала по теме: «Единицы массы. Грамм» в 3 классе.
1. Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
Формирование регулятивных УУД происходит через создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.2. Актуализация опорных знаний.
Формирование регулятивных УУД происходит через целеполагание как постановка учебной задачи для выполнения заданий изученных видов.
Фрагмент урока
1. На доске числа: 563,789, 412, 899, 120, 743,777, 54, 781.
- Назовите наименьшее число
- Назовите наибольшее число.
- В каком числе 8 сот.?- В каком 78 дес.?
- В каком из чисел количество единиц 1 разряда равно 0?
- В каком числе 2 ед.?
- В каком из чисел 9 дес.?
- В каких числах число сотен одинаковое?
- Расположите карточки с числами в порядке уменьшения.
2. Что нужно сделать? (Сравнить единицы)
34 дм 3м 4дм
67 дм 6 м 7см
83 м 120 см
3 дм2 300 мм2
70 дм2 ………..7 м 2
83 см2 900мм2
50 кг ……..43 кг
4 кг …… 5 кг
3. Установка познавательной задачи.
Формирование регулятивных УУД происходит через выполнение пробного учебного действия.
Фрагмент урока. Демонстрация кухонных весов. Взвешивание моркови.
- Посмотрите: где один кг?
- А где остановилась стрелка?
- Что можно сказать о массе моркови?
- Тогда как мы обозначим массу?
Учитель выслушивает версии учащихся и подводит к выводу о введении новой единицы массы – грамм.
4. Закрепление знаний.
Формирование регулятивных УУД происходит через целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно, контроль коррекция, саморегуляция.
Фрагмент урока. Задания на сравнение.
Сравнить единицы массы.
1 кг 1000 г
3 кг 345 г
765 г 700 кг
- Что больше весит 2 моркови по 200 граммов или одна 300 г?
- Что меньше весит 5 яблок по 100 г или одно 450 ?Учитель организует самостоятельную работу. Предлагает работу по учебнику. Обеспечивает мотивацию выполнения.
- Раньше в магазинах не было электронных весов. Люди пользовались весами с гирями. Для кг просто подобрать гири, а для 1000 граммов сложно. Поэтому гири делали только на определённое количество граммов. Прочитайте текст и скажите, какие гири бывают.
Учащиеся самостоятельно читают текст в учебнике, называют вес.
-Учитель выставляет макеты гирь на доску.
- Какие гири возьмёте, чтобы получить 140 г, 315 г, 820 г, 675 г, 190 г, 903г.
Учитель акцентирует внимание учащихся на задаче №2.
Как по-другому называют 500г?
6. Самопроверка знаний
Формирование регулятивных УУД происходит через контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
6. Итог. Рефлексия
Очевидно, что формирование регулятивных УУД осуществляется практически на каждом этапе урока, каждое задание при правильном формулировании становится не просто обучающим и развивающим, но и воспитательным.
Таким образом, в рамках курса обучения математике в начальной школе у учителя открывается широкое поле деятельности для формирования регулятивных универсальных учебных действий, в том числе метапредметного характера.
Литература:
Аксенова Н. И. Формирование метапредметных образовательных результатов за счет реализации программы формирования универсальных учебных действий [Текст] / Н. И. Аксенова // Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 94-100.
Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе. От действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова [Текст] / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская. - М.: Просвещение, 2014. - 159 с.
Болотина, Л.Р. Развитие мышления учащихся [Текст] / Л.Р. Болотина // Начальная школа. – 2013. - № 11. - С. 8-13.
Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия как метапредметный компонент содержания основного общего образования [Текст] / С. Г. Воровщиков, Д. В. Татьянченко // Справочник заместителя директора школы : журнал. - М. : МЦФЭР, 2015. - № 5. - С. 67-76.
Воровщиков С.Г. Разработка метапредметной образовательной программы в начальной школе [Текст] / С. Г. Воровщиков // Управление начальной школой : Качественное образование с первой ступени : журнал. - М. : МЦФЭР, 2013. - № 1. - С. 5-13.
Горленко, Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования // Народное образование: рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ; РАО [Текст] / Н.М. Горленко // Народное образование. – 2016. - № 4. - С. 153-160.
Елисеева, Д.С. Возрастные возможности формирования познавательных универсальных учебных действий младшего школьника // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. [Текст] / Д.С. Елисеева. - Уфа: Лето, 2013. - С. 91-94.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / ред. : А. Г. Асмолов, 2014. – 152 с.
Лебединцев В.Б. Разработка программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся [Текст] / В. Б. Лебединцев // Управление начальной школой: Качественное образование с первой ступени: журнал. - М.: МЦФЭР, 2012. - № 4. - С. 33-47.
Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого. - М. 2004. - с.197.
Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Текст] / Н. М. Горленко [и др.] // Народное образование : рос. обществ.-пед. журн. / М-во образования и науки РФ ; РАО. - М. : Народное образование, 2012. - № 4. - С. 153-160.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования [Текст] / М.: Просвещение, 2011. - 31 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Реферат на тему зарождение культуры речи как науки По этим требованиям...
Реферат, Русский язык
Срок сдачи к 17 дек.
Тема штраф как мера ответственности в гражданском праве
Курсовая, Гражданское право
Срок сдачи к 19 дек.
финансовые результаты деятельности предприятия: показатели и порядок формирования
Курсовая, Экономика организации
Срок сдачи к 23 дек.
написать курсовую работу по дисциплине "Таможенный менеджмент", соблюдая методические рекомендации
Курсовая, Таможенный менеджмент
Срок сдачи к 22 дек.
выполнить 3 задания
Другое, «стратегическое управление и планирование развития экономики»
Срок сдачи к 24 дек.
Отчёт по учебной практике (кейсовая проектно-аналитическая работа)
Отчет по практике, Учебная практика, менеджмент
Срок сдачи к 20 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!