это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
787138
Ознакомительный фрагмент работы:
Суть и основные положения теории маржиналистовМаржинализм представляет собой направление в экономической теории конца XIX века, широко использующее в анализе экономических процессов и законов предельные величины. Маржинальная революция представляет собой переход от концепции классической экономической школы к неоклассической теории (маржинализму).
Основными положениями маржинализма выступают следующие
[1, c. 37]:
- применение предельных величин как инструментов для анализа изменений экономических явлений;
- фундамент изучения построен на оценке поведения отдельных фирм и предоставляет понятие потребности покупателя;
- исследование рационального распределения ресурсов и нахождение оптимального использования этих средств;
- предметом анализа являются вопросы устойчивого состояния экономики не только на макро-, но и на микроуровне;
- широкое применение математических методов для принятия оптимальных решений статистических задач;
- гедонизм, то есть жизнь ради счастья.
В своем развитии маржинализм прошел несколько этапов [2, c. 25]:
1) 70-80 годы 20 века.
У истоков маржинализма стояли У. С. Джевонс, К. Менгер, Л. Вальрас. Этап получил название "субъективного направления" в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности условием определения ценности товара. Трактовка происходила с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне.
Данный этап имел недостатки, которые заключались в том, что категорию полезности товара рассматривали независимой от количества других товаров. Оптимальное распределение ресурсов маржиналисты сводили к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении.
2) 90-е годы 20 века
В этот период развития маржинализма творили А. Маршалл, Д. Кларк. В это время исследователи отказались от субъективизма в политэкономии и отвергли психологический аспект полезности вещей. Маржиналисты обосновали необходимость совместного изучения спроса и предложения. До них эти категории изучались вне их взаимосвязи: на первом этапе развития маржинализма исследовались вопросы спроса, а классическое направление политэкономии больше делало упор на изучение проблем производства.
Маржиналистам удалось сформулировать двухкритериальную теорию стоимости. Основой этой теории стали предельные издержки и предельная полезность. В целях достижения экономикой равновесного состояния использовалось математическое моделирование.
Далее рассмотрим школы маржинализма и их представителей. Основоположником австрийской школы, которая была наиболее старым неоклассическим направлением политэкономии, стал К. Менгер.
Представители австрийской школы в трудовой теории стоимости основное внимание сосредоточили на исследовании категорий «потребительной полезности» и «полезности». Ученые данной школы ввели в экономику понятие «субъективная полезность», которую они назвали основой ценообразования. Субъективной полезностью они считали значимость (ценность) конкретного предмета для человека. Далее произошла замена терминов классической политэкономии «товар» и «стоимость» на «экономическое благо» и «ценность» [3, c. 165]. Ученые этой школы разработали принцип монизма и признали единственным основанием цены полезность. Недостатком учения этой школы выступает отсутствие связи теории с практикой. В своей книге «Основания политической экономии" К. Менгер провел изучение причин нарушения физиологического равновесия индивида и установил, что всему виной неудовлетворение стремлений и желаний. К. Менгер полагал, что природу экономических процессов можно понять только посредством познания законов, которые управляют ими.
По К. Менгеру критерий экономического характера благ можно определить, исходя из отношения между надобностью в благах и количеством благ. При исследовании экономических процессов математические методы им не применялись. Ученый объяснил действие принципа снижающейся полезности, сутью которого было то, что стоимость (ценность) любого блага определяется той наименьшей полезностью, которой обладает последняя единица запаса. Данная наименьшая полезность обусловлена соотношением числа благ и интенсивностью потребления человека. При этом соотношение числа благ выступает объективным фактором, а интенсивность потребления – субъективным фактором. Таким образом, каждая дополнительная единица блага приобретает все меньшую и меньшую ценность.
К. Менгер предложил определять ценность материальных благ, исходя из шкалы определенных потребностей индивида. Он создал шкалу Менгера, выполнив разделение экономических благ на определенные порядки. Данная шкала объясняла место определенного блага в шкале полезностей и уровень насыщенности им. К. Менгер различал абстрактную полезность различных благ, к которым он относил продовольствие, предметы одежды, украшения, а также конкретную полезность отдельной единицы определенного типа благ (1,2, 3 и т.д. килограмма продовольственных товаров и т.д.) [4, c.18]. По К. Менгеру блага первого порядка представляют собой самые необходимые потребительские блага, которые обеспечивают насущную удовлетворенность индивида.
Блага более высоких порядков - это блага, которые используются для производства потребительских благ.
Идеи К. Менгера стали основой для теории вменения, математический аппарат для которой разработал Дж. Б. Кларк. Обмен имеет место в том случае, когда блага одного индивида для него менее необходимы, чем блага иного индивида.
Яркими представителями маржинализма стали О. Бем-Баварек и Ф. Визер, разработавшие концепцию прибыли, теорию ценообразования, давшие свою трактовку понятию «обмен» и углубившие теорию ценности и предельной полезности. Ф. Визер стал автором закона Визера, суть которого заключалась в том, что настоящая стоимость любого продукта представляла собой недополученные полезности иных продуктов, которые можно было бы произвести посредством использования других ресурсов, потраченных на выпуск данного продукта.
Представителями Лозанской школы маржинализма были Л. Вальрас и В. Парето. Л. Вальрас основал статистическую экономико-математическую модель хозяйства государства, которая известна как система общего экономического равновесия. В 50-60 гг. модель Вальраса преобразовали посредством применения инструментов линейного программирования.
В. Парето предпринял попытку теоретического обоснования концепции взаимозависимости всех экономических факторов с включением цены и усовершенствования теории общего экономического равновесия Л. Вальраса. Его теория отличалась от теории В. Парето рассмотрением ряда состояний равновесия во времени, а также допущением варьирования коэффициентов производственной функции в зависимости от размеров выпуска продукции.
В. Парето стал автором оптимума Парето. Под оптимумом понималось положение экономической системы, при котором никакое перераспределение продуктов или ресурсов не может улучшить положение одного участника хозяйственного процесса, не ухудшая положения другого. Закон Парето предусматривал, что неравенство в распределении доходов может быть уменьшено в том случае, если доходы и производство будут возрастать быстрее численности населения.
В. Парето решал экономические задачи посредством применения математических методов.
Роль теории маржиналистов в экономике неоднозначна. Естественно, сторонники этого направления сделали большой вклад в развитие экономической теории. Некоторые исследователи, например Миропольский Д.Ю. и Попов А.И. указывали на односторонний характер учения маржинализма [5, c.27]. Эта гипотеза основана на том, что основой маржинализма является теория предельной полезности, итог деятельности экономики оценивается с позиции спроса, используется экономическая модель поведения индивида под названием homo economicus, применяется методологический индивидуализм при исследовании природных качеств индивида. В текущих современных условиях маржинализм трактуется с позиций частной собственности, а также рыночных методов регулирования.
Краеугольным камнем маржинализма является то, что в центре находится мотивация покупателей и продавцов, выведенных за пределы социальной и классовой институционализации, и в этом состоит ценность данного направления экономической мысли.
Список использованной литературы
1. Адвадзе, В.С. История экономических учений: учебник для вузов по направлению «Экономика» и экон. специальностям/В.С. Адвадзе и др.; под ред. А.С. Квасова.- М..: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 159 c.
2. Гловели, Г.Д. История экономических учений. Учебное пособие для бакалавров: учеб. пособие для вузов по направлениям 080100 «Экономика» и 080102 «Мировая экономика»/Г.Д. Гловели.- М.: Юрайт, 2012.- 237 c.
3. Денисова, И.П. История экономических учений: учеб. пособие для вузов по экон. специальностям/И.П. Денисова, Л.Р. Клиновенко, А.В. Щербина.- М.: Ростов н/Д.- 2012. – 375 с.
4. Роббинс Л. История экономической мысли: лекции в Лондонской школе экономики—М.: Изд. Ин-та Гайдара, 2013. – 87 с.
5. Синельник Л.В.История экономических учений : учебное пособие / Л.В. Синельник.3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 288 с.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется подкорректировать (исправить) индивидуальное задание по...
Другое, ТММ
Срок сдачи к 19 янв.
Выполнить экзаменационный тест по Введение в проектную деятельность. М-03606
Тест дистанционно, Экономика
Срок сдачи к 20 янв.
Система показателей для прогнозирования любого предприятия АПК россии
Контрольная, Планирование и прогнозирование
Срок сдачи к 20 янв.
Виды и особенности рекламной кампании
Курсовая, Медиарелейшенз и оценка эффективности рекламной и PR-деятельности, реклама и PR
Срок сдачи к 20 янв.
Глава 2. Методические аспекты обучения построению сечений многогранников обучающихся профильной школы 2.1. Методические рекомендации по изучению темы «Построение сечений многогранников»
Диплом, Написать параграф в дипломной работе, математика
Срок сдачи к 29 янв.
Выполнить экзаменационный тест по Общая физическая подготовка. М-03605
Тест дистанционно, Физкультура
Срок сдачи к 20 янв.
Запишите в протокол ряд физических упражнений для развития выбранного Вами физического качества тем или иным методом тренировки.
Другое, Физическая культура и спорт
Срок сдачи к 24 апр.
How is art present in our everyday lives and what effect does it have?
Эссе, Практикум по культуре речевого общения первого иностранного языка, лингвистика
Срок сдачи к 7 февр.
Виды и особенности рекламной кампании
Курсовая, Медиарелейшинз и оценка эффективности рекламной и PR-деятельности
Срок сдачи к 20 янв.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!