это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
985369
Ознакомительный фрагмент работы:
Крайне важной составной частью международных отношений и дипломатической деятельности является протокол и этикет. Умение грамотно вести себя, знание этикета и норм дипломатического и делового протокола определяет характер и атмосферу сотрудничества и обуславливает благоприятный имидж не только дипломатического ведомства, но и государства в целом. Так, протокол, вежливость, хорошие манеры и этикет представляют собой важнейшие дипломатические инструменты.
Европейский дипломат Т. Ф. Салливан считает, что «если бы не было протокола, поддержание связи между государствами было бы гораздо сложнее реализовывать, а международные отношения столкнулись бы со многими препятствиями, было бы меньше гармонии, больше противоречий, даже больше войн». Дипломатический протокол и церемониал предлагают рамки, благоприятствующие установлению и ведению правильных отношений между государствами.
Концепция «дипломатического протокола» появилась в 1815 году в контексте Венского конгресса. На сессиях присутствовали представители государств, дипломаты высоких рангов, аристократы и представители элиты и, во избежание недоразумений и вопросов касательно того, кто где должен сидеть и прочие моменты относительно превосходства отдельных лиц, был определён единый порядок превосходства.
В 1961 году была принята важнейшая Венская конвенция о дипломатических сношениях, которая регламентирует виды и функции дипломатических миссий, процедуру назначения главы дипломатического представительства, классы глав таких представительств, pаскpывает понятие дипломатического иммунитета.
Сегодня под «дипломатическим протоколом» мы понимаем следующее – это совокупность общепринятых правил, традиций и условностей, которых придерживаются руководители государств и правительств, ведомства иностранных дел, дипломатические и торговые представительства, официальные лица в международном общении. Хорошее знание протокола необходимо каждому дипломату и дипломатическому служащему. Дипломатический протокол является не только неким кодексом международной вежливости, но и очень важным и тонким политическим инструментом.
Разумеется, в каждом государстве могут быть свои особенности, вытекающие из его исторического развития, национальной культуры, обрядности и т.п., которые порой накладывают опечаток на установившиеся протокольные нормы, на тот или иной ритуал. Однако, существо протокольных требований, в целом, сохраняется. Далее более подробно рассмотрим особенности французского и российского дипломатического протокола.
Франция сделала, возможно, самый большой вклад в формирование дипломатического протокола и этикета. Французская дипломатия является одним из основателей современной мировой дипломатии. Не ставя под угрозу достоинство дипломатии других стран, можно сказать, что рейтинг дипломатии трех лучших государств в течение нескольких лет занимала английская, французская и восточная. Французский язык, начиная с XVIII века, был дипломатическим и заменил латынь, на котором до этого проводились все дипломатические переговоры и создавались документы. Французская дипломатическая служба была самой большой по сравнению с другими зарубежными странами. Как отметил один исследователь, «и теперь, хотя она больше не берет на себя ведущую роль в мировой дипломатии, французская дипломатия заслуживает внимания отчасти из-за манеры, отчасти благодаря своей гордости».
Приемы и визиты. Протокольные особенности, связaнные с проведением визитов, почести, оказываемые официaльным делегaциям, зaвисят от их уровня, положения руководителя, хaрaктерa нaмечaемых к обсуждению вопросов. Действующие в стрaне нормы протокольной прaктики, связaнные с приемом отдельных государственных деятелей и официaльных делегaций, кaк прaвило, доводятся до сведения дипломaтического корпусa циркулярными нотaми.
Принятые в Pоссии виды визитов — официaльный, деловой (рaбочий), неофициaльный, визит проездом, в целом соответствуют клaссификaции, придерживaющейся во Фрaнции. В обеих стрaнaх принято, что о хaрaктере предстоящего визитa, его срокaх и уровне стороны договaривaются по дипломaтическим кaнaлaм (через посольствa) зaрaнее. После достижения договоренности об официaльном визите зaблaговременно, в один и тот же день в обеих стрaнaх публикуются информaционные сообщения.
Общее для обеих стран то, что официальному визиту (высший уровень визитов) присущи большая политическая значимость и особая торжественность. В программу закладываются, как правило, церемониальные мероприятия, связанные с посещением памятных мест и возложением венков к ним; официальные обед (завтрак), посещение театра (по желанию); встречи с представителями общественности; нередко визит в парламент; при наличии времени — ознакомительная поездка по стране. Церемониал встречи в столице носит особо торжественный характер. На аэродроме поднимаются государственные флаги, вывешиваются приветственные транспаранты.
Однако есть и отличия. В соответствии с российским протоколом участие дипкорпуса в церемонии не предусматривается. Однако посольство страны гостя по согласованию с департаментом Протокола МИД РФ может пригласить некоторых иностранных послов, аккредитованных в Москве. В соответствии с российским протоколом завершение официальной церемонии встречи происходит в Кремле. Гость проходит в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, где его приветствуют Президент РФ с супругой (если гость прибыл в Россию с супругой). После взаимных приветствий и краткой беседы гость прощается и в сопровождении директора департамента Протокола МИД РФ направляется в отведенную ему резиденцию в Кремле.
Главным пунктом в программе визитов Франции является торжественный гала-ужин в Елисейском дворце, во время которого также ведутся переговоры. Согласно протоколу, во время государственного визита во Францию гости после того, как член правительства встретит их в аэропорту, обязательно посещают дом Инвалидов, где проходит торжественная церемония. Возложение цветов к могиле неизвестного солдата — необязательный пункт в протоколе госвизита. Но приглашенный может сделать это, если у него есть такое желание. В последний день госвизита приглашенные могут выехать за приделы Парижа.
Во многом практика организации и проведения приемов в Российской Федерации и Франции совпадает с международной общепринятой: приемы классифицируются как дневные и вечерние, с рассадкой за столом и без рассадки. К дневным относятся приемы типа «бокал шампанского», «бокал вина», завтрак.
Наиболее распространенным приёмом в РФ считается завтрак. Чаще всего устраиваются именно завтраки по разным случаям: приезд/отъезд послов, годовщина договоров и юбилейных дат, прибытие высоких гостей, а иногда просто для поддержания контактов МИД РФ с иностранными дипломатическими представительствами в Москве. Это является неким национальным своеобразием.
Структура Министерства иностранных дел. Согласно Конституции РФ, Министерство иностранных дел РФ определяет и разрабатывает общую стратегию внешней политики, представляет соответствующие предложения Президенту РФ, реализует внешнеполитический курс, координирует международные связи субъектов РФ, обеспечивает дипломатическими средствами защиту суверенитета, безопасности, территориальной целостности, других интересов Российской Федерации на международной арене, защиту прав и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом, обеспечивает дипломатические и консульские отношения Российской Федерации с иностранными государствами, сношения с международными организациями.
МИД функционирует посредством Центрального аппарата МИД России, Загранучреждений МИД России, Представительства МИД России на территории Российской Федерации. Так, структурными подразделениями ЦА МИД являются множество различных территориальных департаментов, информационно-аналитических и прочих департаментов по основным направлениям деятельности, возглавляемых Генеральным секретариатом (Департаментом).
МИД России возглавляет Министр иностранных дел, которого назначает на должность и освобождает Президент РФ по представлению Председателя Правительства. Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство полномочий и реализацию государственной политики в установленной сфере деятельности. У министра имеются заместители, которых также назначает и освобождает Президент.
В структуре МИД Франции функционируют три генеральные дирекции: по политическим вопросам и вопросам безопасности; по административным вопросам; международного развития и сотрудничества.
Генеральная дирекция по политическим вопросам и вопросам безопасности — ключевое звено министерства. В состав Дирекции входят 4 Департамента, которые во многом определяют и реализуют политику Франции в отношении международных организаций, занимаются вопросами разоружения, безопасности и обороны и т.д. Генеральная дирекция по административным вопросам, в рамках 6 Департаментов занимается общими вопросами административного управления, организации и модернизации центрального аппарата и сети зарубежных представительств, определяет и осуществляет политику отбора кадров и подготовки специалистов и пр. Генеральная дирекция международного сотрудничества и развития состоит из 5 Департаментов, которые разрабатывают политику в области международного сотрудничества и развития, планируют средства для ее осуществления, определяют и осуществляют мероприятия в сфере технического сотрудничества.
Подразделения, находящиеся ниже, не входят в структуру генеральных дирекций МИД Франции, а находятся в прямом подчинении руководства министерства. Это прежде всего протокольная служба и территориальные департаменты, которые занимаются вопросами внешней и внутренней политики, экономическими и социальными проблемами стран, входящих в эти географические зоны.
Министр иностранных дел Франции является членом правительства и руководителем Министерства иностранных дел. Он главный консультант президента по вопросам определения внешней политики и несет ответственность за осуществление выработанного президентом курса.
В отличие от российской схемы организации МИД, во Франции нет института заместителей министра иностранных дел. Вторым после министра должностным лицом в центральном аппарате является генеральный секретарь.
Структура протокольной службы. В настоящее время, в мире наблюдается тенденция к меньшей централизации служб государственного протокола. Наличие отдельного органа, занимающегося реализацией единой государственной политикой в протокольном обеспечении международных контактов должностных лиц различных ветвей власти на сегодняшний день крайне важно для национальной политики.
Что касается Франции, этим занимается протокольный департамент «Ке-д, Орсе» – МИД Французской Республики. Департамент одновременно обслуживает президента. Его директор сопровождает главу государства во всех поездках за границу. К услугам протокольной службы внешнеполитического ведомства прибегают все министерства и даже частные лица, когда речь идет о приеме ими иностранных высокопоставленных лиц. В подчинении у главы департамента находится ряд отделов, в том числе отдел церемониалов.
В системе дипломатической службы России вопросами протокольной практики занимается Департамент государственного протокола (ДГП), являющийся политическим структурным подразделением Министерства иностранных дел Российской Федерации. Департамент создан для обеспечения внешнеполитических мероприятий Российской Федерации средствами и нормами дипломатического протокола, применения единой протокольной практики при приеме иностранных официальных представителей в Российской Федерации и осуществлении визитов руководителей России в зарубежные страны.
Вопросами протокольной работы в дипломатическом представительстве занимается специально выделенный для этой цели сотрудник – «шеф протокола», который непосредственно подчиняется главе представительства. Часто функции такого шефа совмещает помощник посла или другой оперативный сотрудник представительства.
По всем вопросам, касающимся обеспечения единой протокольной практики в Российской Федерации, Департамент государственного протокола работает в тесном и постоянном контакте с протокольными службами Президента РФ и Правительства. Тесно взаимодействует Департамент со всеми министерствами, ведомствами и субъектами Российской Федерации по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, координирует деятельность загранучреждений и подразделений МИД по протокольными вопросам, ведет досье государственных флагов, гимнов и гербов иностранных государств.
Выводы. Международные контакты с зарубежными государствами получают все большее развитие. Они охватывают весь спектр межгосударственных отношений. Поэтому важность протокольной службы и успешного функционирования её в структуре МИД не теряет своей актуальности. Важно нарабатывать эффективные механизмы по реализации и осуществлению успешной работы системы протокола в рамках национального государства. А дипломатическая служба должна динамично совершенствоваться, стремиться находить адекватные решения проблем дипломатической деятельности порождаемых глобализацией международных отношений.
Очевидно, что дипломатический протокол как во Франции, так в России обладает национальным своеобразием, вытекающим из исторического развития, национальной культуры, обрядности и т.п., которые порой накладывают опечаток на установившиеся протокольные нормы, на тот или иной ритуал. Кроме того, отличия исходят из специфики ведения внешнеполитической деятельности.
Однако, мы убедились, что, несмотря на существующие различия между подходами к реализации дипломатического протокола в России и во Франции, и некоторые отличительные черты в структурах ведомств по международным делам Фундаментальным и первостепенным для обеих государств (как и во многих других) являются общепринятые международным сообществом нормы и правила. Более того, правление Петра Первого, а позже наполеоновские войны оставили свой след в развитии дипломатической службы России, в следствие этого, в дипломатической практике нашего государства и Франции можно найти и множество схожих черт.
Библиографический список
Manciur E. Protocol institutional / E. Manciur. – URL: https://books.google.co.uk/books?id=NtAWAQAAIAAJ&q=Manciur,+Emilian&dq=Manciur,+Emilian&hl=ru&sa=X&ved=0ahUKEwjBztHOnKPaAhUMM8AKHfN-AiAQ6AEIJzAA
Vienna Convention on Diplomatic Relations [Electronic resource]. – URL: https://treaties.un.org/Pages/ViewDetails.aspx?src=TREATY&mtdsg_no=III-3&chapter=3&lang=en
Егоров, В. П. Дипломатический протокол и этикет : учеб. пособие / В. П. Егоров. – М. : Юридический институт МИИТа, 2013. – С. 65
Никольсон Дж. «Дипломатия» / Дж. Никольсон [Электронный ресурс]. – URL: web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/files.php?f=pf
Protocol guide. France [Electronic resource]. – URL: https://webcache.googleusercontent.com/search?q=cache:XITRPSswboMJ:https://www.diplomatie.gouv.fr/en/the-ministry-and-its-network/protocol/+&cd=1&hl=ru&ct=clnk&gl=uk
Конституция РФ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.constitution.ru/Iucu O. Diplomacy and Diplomatic Protocol/ O. Iucu // Communication, PR, advertising. –2008. – №8. – P. 8
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!