это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1521514
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматриваются типичные особенности развития личности человека в юношеском и зрелом возрасте. Особое внимание уделяется чертам личности, свойственным для каждого из рассматриваемых возрастных периодов, а также основных типичных черт, объясняющих общие закономерности данных периодов в жизни личности.
Проблема всестороннего личностного развития человека привлекает внимание психологов на протяжении многих лет. Её значимость заключается в том, что развитие личности человека в тот или иной жизненный период позволяет определить, насколько данный период времени был синзитивным в плане формирования разнонаправленных личностных новообразований, соответствующих возрасту человека [4].
Личностное развитие человека имеет тесную взаимосвязь прошедшего периода с наступившим, что способствует формированию целостного представления о жизненном пути личности на различных этапах её становления и развития. Актуальность изучения данной проблемы объясняется тем, что сами по себе возрастные периоды имеют, так называемое, связующее начало, помогающее в случае проявления сбоев в личностном развитии прогнозировать, на каком именно этапе человек испытывал те или иные переживания, а также понимать, что можно исправить в данной ситуации, не смотря на то, что личность находится абсолютно на другом возрастном этапе своего развития [7].Таким образом, преемственность этапов личностного развития человека позволяет понимать его поступки и психические состояния в тот или иной момент времени.
В данном контексте особую значимость имеют такие периоды развития личности, как юношеский возраст и период зрелости. Их взаимосвязь объясняется тем, что благодаря юношескому периоду личность приобретает те или иные новообразования, стремления, желания, цели и ценностно-смысловые установки для своего дальнейшего развития. В зрелом возрасте личность находится на стадии анализа своих достижений, которые были приобретены в юности, и сыграли в жизни человека огромную важную роль. Так, например, благодаря сочетательному анализу выше описанных периодов развития личности, можно отследить, каким образом профессиональное и личностное самоопределение человека в юности повлияло на дальнейшее его трудоустройство и выбор жизненного пути в зрелости [1].
Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека. Исторически относясь к переходному этапу возмужания, взросления, юность является периодом жизни личности, в рамках которого происходит формирование первичных осознаваемых человеком представлений, как о себе, так и о своей дальнейшей жизни. В данный период личность в состоянии самостоятельно выражать свои желания, стремления, выделять важные для себя ценностно-смысловые и поведенческие эталоны реагирования на происходящие изменения в жизненной ситуации. Психика человека в юношеском возрасте формируется под эгидой самостоятельных жизненных убеждений, в связи с чем, в жизни юношей и девушек отчётливо выступают тенденции, обусловленные как желанием расти и развиваться, так и отрицанием значимости и важности данной перспективы исключительно для себя самих [9]. Представления о границах возраста охватывают период от 14-15 до 18 лет.
Учёные рассматривают юношеский период с точки зрения формирования ведущих психологических и личностных новообразований, позволяющих судипть о гармоничном развитии личности. Так, В психологических периодизациях А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина акцент делается на смене ведущего типа деятельности, которой в юношеском возрасте становится учебно-профессиональная деятельность. Л.И. Божович определяет старший школьный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы: юношество она связывает с определением своего места в жизни и внутренней позиции, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием [5].
Основными психическими новообразованиями юности являются:
Развитие уровня мывслительной деятельности. Очень часто юноши задаются важным для себя вопросом: «почему так происходит, что из этого следует». Они заняты поиском логических закономер6ностей, позволяющих им адекватно реагировать на различные жизненные ситуации.
Период профессионального и личностного самоопределения. Кем быть и каким стать – важный вопрос юношеского периода. От его решения во многом зависит постановка глобальной важной цели, формирование основных жизненных задач и этапов достижения глобальной цели через развитие её подцелей настоящего и будущего. Правильно выбранная профессиональная деятельность во многом помогает в плане формирования образа себя в различных жизненных ситуациях [8].
Свои особенности имеет и период зрелости личности. Зрелость– один из самых длительных периодов жизни человека. Это период подъема уже закончивших свое формирование психологических, индивидуальных, личностных и профессиональных качеств. В период зрелости человек имеет больше возможностей, он может ставить перед собой самые высокие цели и добиваться их. Его знания достаточно велики и разнообразны, он способен реально оценивать ситуацию и себя. Зрелостью можно назвать период индивидуального расцвета. В зрелом возрасте человек уже состоялся в профессиональной деятельности, занял определенную социальную позицию.Работа (карьера), семья– это то, что в большей степени занимает человека в этот период [11]. На этой основе, Э.Эриксонполагает, что в этом возрасте есть одна основная проблема – выбор, перед которым встает сам человек. Он заключается в определении человеком того, что для него является более значимым: карьерный рост или же решение личных проблем и задач (это продуктивность или инертность).
Важным в этом возрасте является понимание человеком того, что он не только обладает определенными возможностями и правами, но и долженнести ответственностьза своипоступки, решения [4]. Зрелость характеризуется проявлением кризиса, проявляющегося в том, что человек уже состоялся профессионально и в семейной жизни.
Основными кризисными новообразованиями развития личности в зрелости являются:
1) развитое чувство ответственности; 2) потребность в заботе о других людях; 3) способности:
а) к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей; б) к психологической близости с другим человеком; с) к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к полноте самореализации [2].
Таким образом, периоды юности и зрелости играют важную роль в развитии личности человека. Несомненно, какждый из них имеет свои особенности психического развития и приобретения тех или иных новообразований, однако, связующим их моментом является выявление таких значимых особенностей, как:
Формирование личностной направленности. Все те задатки, которые были заложены в юности, тем или иным образом проявляются в зрелости. Так, например, если человек в юности проявлял всестороннюю активность (коммуникативную, познавательную), то в зрелости это приводит к анализу достигаемых жизненных результатов;
Адаптационные характеристики развития личности. В данную подструктуру относятся уровень выраженности повышенной готовности к совладанию с разнонаправленными жизненными стрессами, а также наличие (или отсутствие в картине личности человека) преобладающего уровня ситуативной и личностной тревожности. Преобладание в картине психических поведенческих проявлений подобных факторов в значительной степени снижает адаптационные возможности личности, как в периоде юности, так и в зрелом возрасте.
Проблема выраженности смыслажизненных установок личности в юности и на этапе зрелости. Данная особенность выражается в том, что наличие первичного жизненного смысла является определяющим моментом дальнейшего всестороннего роста и развития человека. От преобладания смыслажизненных установок во многом зависит успешность личности в различных сферах жизнедеятельности.
Ценностные приоритеты личности. Как в юности, так и на этапе зрелости, человеку присуща определённая ценностная позиция, которую он занимает в тех или иных жизненных ситуациях. Так, позиция оптимиста или пессимиста во многом определяется значимостью тех или иных ценностей, так как одни люди живут ценностями настоящего, другие – ценностями прошлого, своими прошлыми достижениями [6].
В связи с выделением общих черт, объединяющих юность и зрелость, сам собой возникает вопрос о проведении сравнительного углубленного диагностического обследования, направленного на выявление общих закономерностей развития личности в период юности и зрелом возрасте. С целью проведения диагностики личности можно предложить следующие методики:
Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. Прокофьева. Методика позволяет определить социально значимую жизненную ориентацию человека, находящегося на различных возрастных этапах личностного становления и развития.
Методика НПН Т.А. Немчина, направленная на изучение уровня выраженности психологической готовности к совладанию со стрессовыми жизненными ситуациями.
Методика диагностики уровня выраженности ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера-Ю.В. Ханина, позволяющая выявить, преобладающий уровень тревоги, препятствующей личностному развитию человека. Тест СЖО Д.А. Леонтьева. Позволяет выявить наличие смысла жизни или его отсутствие, спрогнозировать уровень дальнейшего личностного роста и развития. Методика диагностики ценностных ориентаций М. Рокича. Данная методика позволяет выявить, какие ценностные приоритеты являются преобладающими в картине психических поведенческих проявлений личности [3].
Таким образом, на основе анализа особенностей психического и личностного развития человека на этапах юности и зрелости можно сделать вывод о том, что данные периоды с одной стороны имеют свои специфические особенности, характерные именно для них, но вместе с тем, имеют и схожие черты, которые могут быть выявлены при помощи комплексного разнонаправленного диагностического обследования. В свою очередь это поможет своевременному оказанию психологической помощи человеку, независимо от этапа его становления и развития в трудных жизненных ситуациях.
Библиографический список:
Болотова, А.К. Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология / Болотова А.К. Молчанова О.Н. - М.: Государственный университет - Высшая школа экономики (ГУ ВШЭ), 2012. - 32 c.
Волков, Б. С. Психология молодости / Б.С. Волков. - М.: Говорящая книга, 2012. - 272 c.
Кон И. С. Психология юношеского возраста; Книга по Требованию - Москва, 2012. - 176 c.
Кузнецова Ю.С. Статья; особенности становления и развития жизненного пути в юношеском возрасте./Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. 2007. № 7-8 (13-14). С. 76-78.
Лукьянченко Н.В. Социально-психологические особенности сиблинговых отношений как значимый фактор становления и жизненного пути зрелой личности./Психологическая наука и образование. 2010. № 1. С. 31-40.
Мандель, Б. Р. Возрастная психология / Б.Р. Мандель. - М.: Инфра-М, Вузовский учебник, 2013. - 352 c.
Молчанов, С. В. Психология подросткового и юношеского возраста. Учебник / С.В. Молчанов. - М.: Юрайт, 2016. - 352 c.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2013. - 464 c.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!