это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
2134101
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. В статье рассматриваются зарубежные и отечественные концепции психологического благополучия и эмоционального интеллекта. Анализируются результаты эмпирических исследований взаимосвязи психологического благополучия и эмоционального интеллекта личности.
Abstract. This article discusses the theoretical foundations and foreign and Russian concepts of psychological well-being and emotional intelligence. Article is present the analysis of empirical studies of the relationship of psychological well-being and emotional intelligence of the individual.
Изучение психологического благополучия в качестве объекта исследования началось в середине XX века, что спровоцировало появление множества психологических исследований в данной области. По большей части появление такого интереса к изучению психологического благополучия обусловлен появлением позитивной психологии как самостоятельного направления, в рамках которого изучаются не отклонения в развитии и патологические проявления, а ресурсы и потенциал личности [5]. Если рассматривать психологическое благополучие как компонент качества жизни, то можно предполагать его взаимосвязь с удовлетворенностью или неудовлетворенностью жизнью, а также с эмоциональным интеллектом [4, 11].
Под эмоциональным интеллектом понимается способность взаимодействовать со своими внутренними эмоциями, желаниями и чувствами, осуществляя при этом интеллектуальный анализ и синтез. Составляющие эмоционального интеллекта тесно взаимосвязаны между собой и оказывают достаточно большое влияние на продуктивность социальных взаимоотношений. Наиболее активно данное явление в психологии стали изучать относительно недавно, чуть более двадцати лет назад. Ученые объясняют возросший интерес к изучению эмоционального интеллекта именно в этот период наличием многочисленных попыток определить основные адаптационные механизмы личности сквозь призму эмоционального взаимодействия с социумом [3].
Таким образом, актуальность изучения взаимосвязи психологического благополучия и эмоционального интеллекта обусловлена наличием множества исследований первого психологического феномена и недостаточностью разработки концепции развития эмоционального интеллекта, несмотря на то, что достаточное количество эмпирических данных подтверждают его важность для эффективного социального взаимодействия в любой сфере жизнедеятельности человека.
В основе нашего исследования лежат концепции психологического благополучия и счастья Рифф К., Шевеленковой Т.Д., Фесенко П.П., Аргайл М., Джидарьян И.А., Воронина А.В., Селигман М.; концепции эмоционального интеллекта Гоулман Д., Майер Дж., Саловей П., Карузо Д.Р., Бар-Он Р., Люсина Д.В.
Сам термин психологического благополучия был введен зарубежным исследователем Н. Бредберном. В его трудах под психологическим благополучием подразумевается ощущение объективного счастья и общий уровень удовлетворенности жизнью.
В исследованиях отечественных ученых П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой психологическое благополучие понимается как универсальное обощающее понятие для определения здоровой гармоничной личности [10].
В трудах Н.А. Батурина и его последователей психологическое благополучие изучается в виде фактора самостоятельного управления личностью собственными психическими состояниями и восприятием жизни в целом [1].
Использование термина «эмоциональный интеллект» в научной терминологии стало популярным после поэтапного изменения взглядов на проблему соотношения эмоциональных и познавательных процессов. Так, Р. Бар-Он понимал эмоциональный интеллект в виде совокупности аффективных способностей, знаний и навыков, которые позволяют человеку успешно преодолевать различные жизненные ситуации [9].
Д.В. Люсин объясняет эмоциональный интеллект с точки зрения способности понимать и распознавать собственные и чужие эмоции и управлять ими. Человек способен не просто распознавать эмоции, а еще и идентифицировать их и анализировать причинно-следственные связи [7].
По мнению М.А. Манойловой, эмоциональный интеллект представляет собой интегративное понятие, включающее в себя интеллект, эмоции и волевой компонент. Помимо этого, в своих исследованиях автор выделяет структуру эмоционального интеллекта, состоящую из внутриличностного и социального аспектов [8].
Исходя из вышеизложенных теорий и концепций становится очевидным выявить, существует ли взаимосвязь между этими двумя изучаемыми феноменами.
Так в исследовании М.А. Белкина [2] изучается взаимосвязь психологического благополучия с составляющими эмоционального интеллекта вожатых Всероссийского детского центра «Океан» (г. Владивосток). Для изучения данной связи автором использовались следующие методики: шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко); опросник эмоционального интеллекта ЭМиН (Д.В. Люсина); опросник «Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл)». В результате проведенного исследования у 28% вожатых был выявлен достаточно низкий уровень психологического благополучия, 68% респондентов обладают средним уровнем психологического благополучия и лишь у 4% вожатых отмечается высокий уровень психологического благополучия. При высоком уровне общего психологического благополучия респонденты способны управлять своей жизнью, давать адекватную оценку происходящим в их жизни событиям. Таким людям легче заводить новые знакомства и начинать общение с незнакомыми людьми. В результате изучения эмоционального интеллекта 37% вожатых обладают низким уровнем развития данного компонента, у 28% преобладает средний уровень развития эмоционального интеллекта, а 35% вожатых имеют высокий уровень развития эмоционального интеллекта. У респондентов, обладающих недостаточным уровнем эмоционального интеллекта, присутствует низкий уровень понимания эмоций других людей, их жестов, мимики, тона голоса. Для таких людей характерен слабый контроль нежелательных эмоций, низкая осознанность своих эмоциональных переживаний, поэтому таким людям сложно оказывать поддержку другим людям, сопереживать их проблемам и переживаниям. По результатам установления корреляционной связи с помощью коэффициента корреляции Спирмена была выявлена взаимосвязь психологического благополучия с интегративным эмоциональным интеллектом. Другими словами, чем выше общий уровень психологического благополучия, тем выше уровень интегративного эмоционального интеллекта, и наоборот, чем ниже общий уровень интегративного эмоционального интеллекта, тем ниже психологическое благополучие и наоборот.
В исследовании Н.С. Котлярова [6] изучается взаимосвязь эмоционального интеллекта и психологического благополучия в виде удовлетворенности жизнью у студентов факультета психологии, рекламы и связей с общественностью СЭИ БГУ. Для изучения удовлетворенности жизнью автор использовал методику «Шкала оценки качества жизни», для изучения эмоционального интеллекта – отечественная методика диагностики эмоционального интеллекта М.А. Манойловой. Для выявления взаимосвязи применялся метод корреляции Пирсона. В результате полученных результатов было выявлено, что более половины испытуемых обладают высоким уровнем эмоционального интеллекта и средним уровнем удовлетворенности жизнью. Была выявлена взаимосвязь между осознанием собственных чувств и эмоций и всеми показателями удовлетворенности жизнью. Показатели по шкале управления чувствами и эмоциями других людей взаимосвязана с такими показателями, как работа, личные достижения и самоконтроль. Интегральный индекс эмоционального интеллекта взаимосвязан со всеми показателями качества жизни, кроме общения с близкими людьми и оптимистичностью. Это может свидетельствовать о том, что респонденты при наличии близких взаимоотношений, как с родными, например, не подвергают осознанному контролю проявление своих эмоций. Таким образом, в ходе исследования была установлена взаимосвязь между шкалами эмоционального интеллекта и некоторыми показателями удовлетворенности жизнью студентов.
Исходя из анализа существующих теорий и концепций отечественных и зарубежных авторов по проблеме изучения психологического благополучия и эмоционального интеллекта, а также некоторых результатов эмпирических исследований взаимосвязи между данными психологическими единицами, можно сказать, что существует статистически значимая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и психологическим благополучием. Успешная социализация и развитые коммуникативные способности способствуют повышению продуктивности и эффективности в любой деятельности человека, что приводит к состоянию психологического благополучия в целом. Но на наш взгляд, этих исследований недостаточно. Существует необходимость в исследовании взаимосвязи психологического благополучия и отдельных показателей эмоционального интеллекта. Для психологически благополучной личности характерно проявление позитивных эмоций, адекватное проявление эмоций и наличие эмоционального здоровья в общем. Эти характеристики являются показателями и высокого уровня эмоционального интеллекта. Поэтому можно предполагать, что у психологически неблагополучной личности возможны положительные изменения в эмоциональной сфере через развитие эмоционального интеллекта. Поэтому обоснованным становится дальнейшее экспериментальное изучение указанных нами показателей для дополнения уже существующих исследований взаимосвязи психологического благополучия и эмоционального интеллекта.
В перспективе нами планируется проведение исследования показателей психологического благополучия и эмоционального интеллекта через исследование эмоциональной сферы психологически благополучной и неблагополучной личности.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Требуется разобрать ст. 135 Налогового кодекса по составу напогового...
Решение задач, Налоговое право
Срок сдачи к 5 дек.
Школьный кабинет химии и его роль в химико-образовательном процессе
Курсовая, Методика преподавания химии
Срок сдачи к 26 дек.
Реферат по теме «общественное мнение как объект манипулятивного воздействий. интерпретация общественного мнения по п. бурдьё»
Реферат, Социология
Срок сдачи к 9 дек.
Выполнить курсовую работу. Образовательные стандарты и программы. Е-01220
Курсовая, Английский язык
Срок сдачи к 10 дек.
Изложение темы: экзистенциализм. основные идеи с. кьеркегора.
Реферат, Философия
Срок сдачи к 12 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!