это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1558716
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация. Статья посвящена выявлению особенностей предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам на фоне законодательных новелл и реформирования земельного законодательства в целом. Рассматриваются процедуры предоставления земельных участков с торгов и без проведения торгов, а также особенности предоставления земельных участков в зависимости от его категории.
Ключевые слова: земельный участок, торги, аукцион, государственная и муниципальная собственность, собственность, земельное законодательство.
Annotation. The article is devoted to identifying the characteristics of the provision of land to citizens and legal entities against the background of legislative innovations and the reform of land legislation in general. It considers the procedures for granting land plots with and without tenders, as well as the peculiarities of granting land plots depending on its category.
Keywords: land, bidding, auction, state and municipal property, property, land legislation.
Действующее законодательство Российской Федерации не запрещает предоставление земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности в собственность физических и юридических лиц. В частности, данная возможность нашла законодательное закрепление в ст. 39.1 Земельного кодекса РФ (далее-ЗК РФ) и появилась в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» от 23.06.2014 года № 171-ФЗ. Стоит отметить, что подготовка указанного нормативно-правового акта осуществлялась в течение пяти лет, и в конечном итоге удалось обобщить опыт правоприменения за последние двадцать пять лет. Данный закон внес в текст ЗК РФ 37 новый статей, объединенных в шесть глав, что по объему составило почти одну треть всего кодекса. Законодательные новации коснулись многих вопросов в сфере земельных правоотношений, однако особое внимание было уделено порядку предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, по договорам купли-продажи.
В соответствии с ч.2 ст. 39.1 ЗК РФ, земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. Анализируемая статья содержит и иные основания приобретения собственности на земельные участки данной категории, перечень которых является исчерпывающим.
В настоящее время выделяют две формы продажи земельных участков, которые находятся в государственной и муниципальной собственности. Во-первых, это продажа земельных участков на торгах и во-вторых, продажа земельных участков без проведения торгов. Правовая регламентация указанных форм купли-продажи осуществляется ст. 39.3 ЗК РФ, а также совокупностью подзаконных нормативных актов РФ.
В соответствии с общим правилом, которое содержится в ч.1 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности осуществляется на торгах. Торги проводятся в форме аукциона. Исключения из данного правила предусмотрены ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ. Рассмотрим особенности подготовки и проведения аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Так, в соответствии с ч.1 ст. 39.11 ЗК РФ, решение относительно проведения аукциона, направленного на продажу земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности принимается уполномоченным органом, в том числе, на основании соответствующих заявлений физических и юридических лиц.
Объединение двух или более земельных участков для включения их в один лот аукциона запрещается, на что указывает ч.2 ст. 39.11 ЗК РФ. В соответствии со ст. 62 Бюджетного кодекса РФ (далее-БК РФ), доходы от реализации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности поступают в бюджеты муниципальных районов. Законодательство содержит указание на определенный порядок образования земельного участка для продажи посредством проведения аукциона и подготовки аукциона в целом.
Организатор аукциона определяет время, место, а также порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок, а также порядок внесения и возврата задатка, шаг аукциона (величину повышения начальной цены). Извещение о проведении данного мероприятия должно быть произведено надлежащим образом, а именно, размещено на соответствующих ресурсах, доступных для широкой аудитории. Извещение размещается не менее чем за тридцать дней до проведения аукциона. Стоит отметить, что к указанному извещению в обязательном порядке прикладывается проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Действующее законодательство содержит указание на девятнадцать случаев, когда земельные участки не могут выступать в качестве предмета аукциона. Среди них можно выделить такие ситуации, как необходимость уточнения границ земельного участка, отсутствие сведений о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического подключения, расположение земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории и иные, указанные в ч.8 ст. 39.11 ЗК РФ. При наличии данных обстоятельств, уполномоченный орган отказывается от проведения аукциона, размещая об этом соответствующее извещение (ч.24 ст. 39.11 ЗК РФ).
Как правило, аукцион по продаже земельного участка, находящего в государственной или муниципальной собственности, по составу участников является открытым. Исключение составляют случаи, когда лотом аукциона является земельный участок, предоставляемый для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством. Начальная цена предмета аукциона составляет рыночная или кадастровая цена данного земельного участка, по выбору организатора аукциона. Конечная цена земельного участка определяется по результатам аукциона, что представляется вполне естественным и является характерным для мероприятий подобного рода. В случае если аукцион был признан несостоявшимся и договор купли-продажи не был заключен с лицом, которое подало единственную заявку на участие в аукционе, начальная цена земельного участка в рамках повторного аукциона подлежит снижению, но не более чем на тридцать процентов от изначальной цены.
Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности регламентируется ст. 39.12 ЗК РФ.
В определенных случаях, заявитель не допускается к участию в аукционе. Например, в случае непредставления необходимого пакета документов, отсутствие у лица возможности принимать участие в конкурсе или в отсутствие задатка (ч.8 ст. 39.12 ЗК РФ). Полагаем, что перечень оснований для отказа, указанный в ч.8 ст. 39.12 ЗК РФ нуждается в более тщательной правовой регламентации. Например, не совсем понятен механизм защиты прав участника аукциона в случае, если задаток не поступил по вине банковского работника, а также в случаях, когда определенные данные не были указаны заявителем, но были продублированы копией документов. Очевидно, что в данных случаях, неправомерно принимать заявку на участие в аукционе, однако также неправомерно ее отклонять, так как заявитель предпринял все меры, необходимые для участия в аукционе. Полагаем, что трудности в данной сфере во многом обусловлены тем, что формулировки ст. 39.12 ЗК РФ расходятся с принципом определенности, в соответствии с которым, нормы закона должны быть понятны лицу, в отношении которого они применяются. Отсюда следует, что ч.8 ст. 39.12 ЗК РФ нуждается в пересмотре и совершенно ином изложении, в том числе, с точки зрения юридической техники.
Правовая природа задатка, необходимого для участия в аукционе, состоит в том, что он призван подтвердить платежеспособность лица, желающего принять участие в аукционе и серьезность его намерений. Как следствие, не допускается к участию в аукционе субъекты, которые не внесли сумму задатка до начала внесения аукциона. Однако данная норма нередко оспаривается заявителями в судебном порядке. Примером может выступать Определение ВС РФ от 08.12.2016 года по делу № 14-АПГ16-18. Так, истец обратился в Верховный суд с требованием отменить решения суда первой и апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении его исковых требований. Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия установила, что истец (Воронежское сообщество инвалидов) подало заявку на участие в аукционе по продаже земельного участка, однако сумма задатка была внесена за сообщество третьим лицом. Внесение задатка является обязательной часть процедуры проведения торгов и должно быть осуществлено непосредственно заинтересованным лицом (участником аукциона). В связи с тем, что истцом задаток не был внесен самостоятельно, он не подтвердил свою платежеспособность и, как следствие, к участию в аукционе допущен не был. На основании данных фактов, судебная коллегия ВС РФ не удовлетворила исковые требования истца.
О положительном или отрицательном решении относительно возможности участия лица в аукционе, заявителю сообщается в уведомлении. В случае если все заявители не могут быть допущены к участию в аукционе, аукцион признается несостоявшимся. Аналогичное правило действует в случае, если для участия в аукционе не было подано ни одной заявки или была подана только одна заявка. Если к участию в аукционе допускается только один заявитель, уполномоченный орган направляет ему три экземпляра проекта договора купли-продажи земельного участка. В данном случае, договор купли-продажи будет заключаться по начальной цене земельного участка. В соответствии с ч.15 ст. 39.12 ЗК РФ, результаты аукциона оформляются в виде протокола, содержащего данные, указанные в п.1-5 ч. 15 ст. 39.12 ЗК РФ. Протокол также размещается для ознакомления на официальных интернет - ресурсах.
В результате анализа норм, регламентирующих порядок проведения аукциона можно заключить, что ст. 39.11-39.12 ЗК РФ не регулируют порядок внесения изменений в документацию аукциона или в извещение о его проведении, в то время как объективная необходимость в этом может присутствовать в практической деятельности. Как следствие, налицо существенный законодательный пробел, так как данная ситуация не урегулирована и нормами гражданского законодательства, которые можно было бы применить в спорной ситуации. Необходимость в восполнении данного пробела во многом обусловлена тем, что фактически, сегодня организатор торгов может вносить изменения в документацию аукциона в любое время, в то числе, перед самым его началом, что нарушит права его участников. Полагаем, что любые изменения могут проводиться только до даты, когда был назначен аукцион, в противном случае, будет иметь место злоупотребление правом. Как следствие, для урегулирования данной ситуации предлагаем дополнить ст. 39.11 ЗК РФ пунктом 25, наделив его следующим содержанием:
«уполномоченный орган принимает решение относительно внесения изменений в документацию об аукционе, либо в извещение о его проведении не позднее, чем за три дня до проведения аукциона. Изменение существенных условий договора купли-продажи земельного участка является недопустимым».
Полагаем, что внесение данных дополнений в полной мере восполнит существующий законодательный пробел.
На современном этапе развития, аукцион по продаже земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности проводится в электронной форме, что предусмотрено ч.1 ст. 39.13 ЗК РФ. Исключения составляют случаи, когда земельный участок предоставляется гражданам для индивидуального жилищного строительства (далее-ИЖС), ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, а также для деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства и сельскохозяйственного производства.
Вторая форма предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности - предоставление в собственность без предоставления торгов. В соответствии с ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ, продажа земельных участков без проведения торгов осуществляется в случае продажи земельных участков, образованных из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения территории, земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому товариществу. Кроме того, без проведения торгов реализуются земельные участки, на которых располагаются здания или сооружения, при продаже участка собственникам данных зданий. Также определенные категории земельных участков, находящихся в собственности государственных или муниципальных образований, которые продаются без проведения торгов, указаны в п.7-11 ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ. Например, к ним относятся участки, предназначенные для сельскохозяйственного производства, индивидуального жилищного строительства гражданам и некоторые иные. Несмотря на тот факт, что купля-продажа данных земельных участков не предусматривает проведение торгов, должна соблюдаться процедура продажи участков без проведения торгов, предусмотренная действующим законодательством.
Так, в соответствии с п.1 ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ, на первоначальном этапе предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов осуществляется подготовка схемы расположения земельного участка. Данное правило действует в случае, если земельный участок только предстоит образовать или не утвержден проект межевания территории, в рамках которой будет образован земельный участок. Полагаем, что внедрение в действующее законодательство нормы о подготовке и утверждении схемы расположения земельного участка является позитивным изменением, так как в данном случае отсутствует дублирование действий органов публичной власти. Например, ранее, орган публичной власти сначала утверждал схему расположения земельного участка, которая предлагалась заявителем, затем утверждал соответствующий акт. Однако сегодня, действий совершается меньше, что существенно упрощает и ускоряет процедуру предоставления земельных участков в собственность. Одновременно с этим, в результате анализа п.1 ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ можно выявить, что законодатель указывает исключительно на подготовку схемы расположения земельного участка, не упоминая об утверждении данной схемы решением исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления. Представляется вполне естественным, что в случае, если схема расположения земельного участка не будет утверждена органом публичной власти, его предоставление в собственность едва ли представляется возможным. В связи с этим, возникает правовая неопределенность, которая нуждается в скорейшем законодательном уточнении, в частности, посредством внесения дополнений в п.1 ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ. В частности, законодателю стоит ссылаться на норму, содержащуюся в ст. 11.10 ЗК РФ, которая регламентирует процедуру утверждения схемы расположения земельного участка. Отсюда следует, что п.1 ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ целесообразно изложить в следующей редакции:
«подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, согласно правилам, установленным ст. 11.10 настоящего Кодекса».
Полагаем, что данные изменения также исключат возможность злоупотреблений со стороны публичных образований в сфере предоставления земельных участков в собственность.
На втором этапе в уполномоченный орган подается заявление относительно предварительного согласования предоставления земельного участка. Данная необходимость присутствует в случае, если земельный участок необходимо образовать или его границы подлежат уточнению. При расположении на участке зданий или сооружений, с соответствующим заявлением может обращаться правообладатель здания или сооружения. В рамках третьего этапа принимается решение относительно предварительного согласования предоставления земельного участка, после чего заинтересованный гражданин или юридическое лицо выполняют кадастровые работы. Стоит отметить, что в соответствии с п.4 ч.1 ст. 39.14 ЗК РФ, кадастровые работы проводятся для образования земельного участка, в полном соответствии с проектом межевания территории и схемой расположения земельного участка.
На пятом этапе осуществляется обязательный государственный кадастровый учет земельного участка и регистрация права государственной или муниципальной собственности на данный земельный участок. После проведения данных мероприятий, заинтересованное лицо подает в уполномоченный орган заявление о предоставлении земельного участка, что порождает заключение договора купли-продажи земельного участка.
В рамках анализируемой статьи законодатель также акцентирует внимание на том, что предоставление земельного участка в собственность без проведения торгов осуществляется однократно. Таким образом, для предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, объективной необходимостью является подача соответствующего заявления, в котором указываются необходимые данные о заявителе и земельном участке. Например, указывается кадастровый номер земельного участка (п.1 ч.1 ст. 39.17 ЗК РФ), основание предоставления участка без торгов и цель использования земельного участка (п.7 ч.1 ст. 39.17 ЗК РФ). К заявлению прилагаются необходимые документы, в том числе, о предварительном согласовании предоставления земельного участка (39.15 ЗК РФ). При несоответствии заявления предъявляемым к нему требованиям, оно возвращается заявителю с указанием причин возврата.
Срок рассмотрения заявления составляет тридцать календарных дней с момента его поступления. По итогам рассмотрения заявления уполномоченный орган составляет проект договора купли-продажи земельного участка и направляет данные проекты для подписания заявителю. Стоит отметить, что заявитель должен подписать и представить в уполномоченный орган договор купли-продажи земельного участка в течение тридцати дней с момента их получения. Данное правило аналогично правилу о предоставлении земельного участка в результате торгов. В свою очередь, при наличии оснований, которые предусмотрены ст. 39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган будет принимать решение об отказе предоставления земельного участка, и направит решение об отказе заявителю.
Рассмотрим основания отказа в предоставлении земельного участка без проведения торгов более детально. Так, в соответствии со ст. 39.16 ЗК РФ, решение об отказе в предоставлении земельного участка без торгов принимается уполномоченным органом в случае, если с соответствующим заявлением обратилось лицо, не имеющее права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Более того, отказ следует в случаях, если земельный участок уже предоставлен по другим основаниям. Особым основанием отказа можно назвать случай, когда на земельном участке расположено здание или сооружение, принадлежащее гражданам, юридическим лицам или государству. Кроме того, земельный участок не предоставляется, если он ограничен в обороте или изъят из него, зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, является предметом договора о развитии, или освоении застроенной территории и является предметом аукциона. Также не разрешается предоставление земельного участка в собственность без торгов, если разрешенное использование земельного участка не соответствует целям его предоставления или он расположен в границах с особыми условиями использования территории. Кроме того, законодатель содержит указание на иные случаи, например, когда земельному участку не установлен вид разрешенного использования или он не отнесен к определенной категории земель. Стоит отметить, что как справедливо указывается в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2016 года № Ф04-29186/15 по делу № А46-6594/2015, перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без торгов, является исчерпывающим.
Из анализа положений главы V.Ι ЗК РФ следует, что новый порядок предоставления земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, направлен на публичное перераспределение земельных участков, так как применение рыночных отношений к указанной сфере оказалось неприемлемым. Однако как показывает судебная практика и отмечается в юридической литературе, физическим и юридическим лицам, а также публичным образованиям по-прежнему необоснованно отказывается в заключении договоров купли-продажи земельных участков, что обусловлено фактами коррупции и злоупотребления служебными полномочиями. Отсюда следует, что новый порядок реализации земельных участков, принадлежащих государству или муниципальным образованиям в виде торгов или без таковых, не решил всех проблем, непосредственно связанных с распоряжением данными земельными участками.
Кроме того, главу V.Ι ЗК РФ отличает низкий уровень законодательной техники, что находит свое проявление в следующем. В ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ содержится перечень случаев, когда продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности осуществляется без торгов. Данная часть содержит 11 пунктов, которые не систематизированы и не обобщены законодателем, а формально перечислены без какой-либо логической связи. Полагаем, что существующая ситуация существенно усложняет процесс восприятия случаев реализации земельных участков без торгов. В связи с этим, ч.2 ст. 39.3 ЗК РФ нуждается в качественном улучшении и систематизации.
В ст. 39.18 ЗК РФ законодатель отдельно выделил особенности предоставления земельных участков гражданам для личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, жилищного строительства, садоводства, а также крестьянским (фермерским) хозяйствам для ведения соответствующей деятельности. Полагаем, что подробная регламентация продажи данных земель является продолжением так называемой «дачной реформы», что, безусловно, является положительной тенденцией развития действующего законодательства. Так, в соответствии с ч.1 ст. 39.18 ЗК РФ, для предоставления земельного участка по указанному основанию, в уполномоченный орган направляется соответствующее заявление заинтересованного лица, направленное на инициирование процедуры согласования предоставления участка. При положительном решении, уполномоченный орган в обязательном порядке публикует извещение о предоставлении земельного участка для указанных целей, содержащее информацию о способе подачи заявлений, земельном участке и его характеристиках и иную необходимую информацию. При образовании земельного участка к извещению прикладывается схема расположения земельного участка.
В завершении необходимо рассмотреть особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здания или сооружения. Так, в соответствии с общим правилом, при расположении на земельном участке зданий или сооружений, исключительное право на приобретение данных земельных участков имеют граждане и юридические лица, которые выступают в качестве собственников данных зданий и сооружений, что представляется вполне естественным.
В частности, это обусловлено принципом единой судьбы земельного участка и объектов, которые на нем расположены, который указан в п.5 ч.1 ст. 1 ЗК РФ. Так, в соответствии с данной нормой, принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Отсюда следует, что все объекты, которые прочно связаны с земельными участками, следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Полагаем, что в данном случае исключения введены для земельных правоотношений, на которые данная норма не распространяется.
Как справедливо отмечается в Определении Конституционного Суда РФ от 10.06.2010 года № 684-О-О, принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, основан на закреплении права частной собственности на землю.
Более того, рассматриваемый принцип базируется на одном из общеизвестных положений гражданского права, указанного в ст. 135 ГК РФ, в соответствии с которой, принадлежность следует судьбе главной вещи. Очевидно, что в указанной ситуации земельный участок целесообразно рассматривать через призму главной вещи, а здания и сооружения в качестве принадлежностей. Однако нельзя не отметить тот факт, что в ст. 35 ЗК РФ описывается диаметрально противоположная ситуация, при которой приобретение здания или сооружения порождает право на земельный участок, на котором данные здания расположены.
Аналогичное правило содержится в ст. 273 ГК РФ. В соответствии с данной статьей, при переходе права собственности на здание или сооружение, которое принадлежит собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю переходит право на земельный участок. Отсюда следует, что в данном случае земельный участок будет являться принадлежностью к главной вещи - зданию или сооружению.
Таким образом, земельный участок может являться как главной вещью, так и принадлежностью, в зависимости от конкретного вида земельных правоотношений.
В ст. 39.20 законодатель не допускает возможность предоставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования лицу, которое собственником здания или сооружения не является. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики, например, Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.02.2016 года № Ф08-10386/15 по делу А53-24969/2013. Так, суд указал, что лица, которые не являются собственниками объектов, не могут приобрести данный участок в собственность.
Как указано в ч.2 ст. 39.20 ЗК РФ, если здания и сооружения находятся в частной собственности сразу нескольких лиц, либо на участке располагается несколько зданий и сооружений, принадлежащих разным лицам на праве частной собственности, данные лица могут приобрести указанный земельный участок в общую долевую собственность. Одновременно с этим, законодатель указывает на возможность каждого собственника ставить вопрос относительно выдела соответствующей части земельного участка в самостоятельный участок и о приобретении его в собственность. Приходим к выводу, что в рамках договора купли-продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, цена участка определяется по итогам торгов или, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, если он продается без торгов. Предметом такого договора будет являться земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, который тщательно детализируется. Особое внимание уделяется назначению земельного участка и основаниям его приобретения. Данные договора купли-продажи земельных участков будут считаться заключенными, когда стороны придут к согласию относительно всех существенных условий договора.
В связи с тем, что в данном случае, это условия о цене и предмете, при продаже земельного участка в порядке аукциона договор купли-продажи земельного участка можно считать заключенным после проведения аукциона и подписания его сторонами. Очевидно, что именно порядок реализации земельных участков в данном случае и предопределяет особенности договора купли-продажи.
В завершении анализа приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности нельзя не отметить тот факт, что внесенные изменения в Земельный кодекс породили непродуманную и сложную структуру данного кодифицированного акта. В связи с этим, целесообразно задуматься о принятии нового Земельного кодекса Российской Федерации с качественно новой структурой, позволяющей объективно воспринимать содержащуюся в нем информацию. В частности, предлагается структурировать главу V.Ι ЗК РФ. Так, в рассматриваемой главе, стоит полностью изменить содержание ст. 39.12 ЗК РФ, которую отличает низкий уровень законодательной техники и изменить нормы, посвященные порядку проведения аукциона (39-11-39.12) Очевидно, что данные статьи содержат множество упущений, которые, однако, обусловлены изменением действующего законодательства, не учтенных в указанных нормах. Возвращаясь к ст. 39.12 ЗК РФ стоит отметить, что данная статья не урегулировала все вопросы, которые касаются распределения затрат между организатором и победителем аукциона, в связи с чем, новый проект главы V.Ι ЗК РФ должен максимально учитывать моменты, неурегулированные ныне существующей редакцией документа. Определенными недостатками характеризуется ст. 39.14 ЗК РФ, порождающая правовую неопределенность. Полагаем, что ситуация также может быть исправлена посредством помещения в главу отсылочных норм. Очевидно, что глава V.Ι ЗК РФ, которая была введена в действие сравнительно недавно, характеризуется множеством недостатков, в связи с чем, особое внимание стоит уделить изменению данной главы в частности, а не всего Кодекса в целом, хотя такие предложения неоднократно встречаются в научном сообществе.
Одновременно с этим, стоит отметить наличие положительных тенденций, например, регламентация каждого этапа предоставления земельных участков, установление сроков, перечни оснований для отказа в предоставлении участка, которые являются исчерпывающим. Однако сама по себе процедура предоставления земельного участка является достаточно сложной, что во многом обусловлено наличием отсылочных норм в земельном законодательстве и определенных пробелов в правовом регулировании.
Список использованных источников:
Нормативные источники
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты» от 23.06.2014 года № 171-ФЗ (ред. 31.12.2017) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - N 26 (часть I) - Ст. 3377;
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - N 44. - Ст. 4147;
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - N 31. - Ст. 3823;
Литература
4. Аверьянова Н.Н., Конституционно-правовое регулирование земельных отношений в Российской Федерации, монография / Г.Н. Комкова. – М.: Юстицинформ, 2017-264 с.;
5. Андреев Ю.Н., Договор в гражданском праве России: сравнительно-правовое исследование / Д.А. Коськина. – М.: Норма, 2019-272 с.;
6. Бевзенко Р.С., Земельный участок с постройками на нем: введение в российское право недвижимости, монография. – М.: Статут, 2017-80 с.;
7. Боголюбов С.А., Земельное законодательство: сборник документов. – М.: Проспект, 2017-С.266;
8. Вычерова Н.В., Вопросы проведения аукционов по продаже и аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности // Таврический научный обозреватель. – 2016. - № 12(17). - часть 1. - С. 113-116;
9. Гришко Л.А., Механизм предоставления земельных участков государственной и муниципальной собственности // Colloquium-journal. - 2019. - № 1. - С.31-33;
10. Ковальчук Н.И., Новации в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности // Вестник Омского университета. – 2015. - № 2 (43). - С.210-216;
11. Прошунина Е.В.. Продажа земельного участка с публичных торгов: новеллы законодательства // Актуальные проблемы экономики и права. – 2015. - № 2. - С.228-232;
12. Полежаев О.А., Гражданско-правовое регулирование отношений по застройке земельных участков, монография / В.А. Вайпан. – М.: Юстицинформ, 2018-252 с.;
13. Романовский Г.Б., Конституционное регулирование права собственности публичных образований на землю в Российской Федерации, монография. – М.: Проспект, 2017-176 с.;
14. Фаттахова Р.Р., Предоставление земельных участков льготным категориям граждан // Вестник Уфимского юридического института МВД России. – 2016. - № 2. - С.21-27;
15. Хажаева А.Х., Юридическая природа договора купли-продажи будущей недвижимости, Вестник Уральского института экономики, управления и права, 2018, № 1, С.81-85;
16. Щенникова Л.В., Гражданско-правовое регулирование: публичные интересы, общие пользы, добрые нравы, монография / О.А. Лисицына. – М.: НОРМА, 2019-144 с.;
17. Яценко Т.А., Гражданско-правовая охрана публичных интересов, монография. – М.: Статут, 2016 – 312 с.;
Материалы судебной практики
18. Определение ВС РФ от 08.12.2016 года по делу № 14-АПГ16-18. Сайт кодексы и законы [Электронный ресурс] URL: https://www.zakonrf.info/suddoc (дата обращения: 23.05.2019);
19. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.02.2016 года № Ф08-10386/15 по делу А53-24969/2013. Энциклопедия судебной практики системы Гарант [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/40693159/ (дата обращения: 23.05.2019);
20. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2016 года № Ф04-29186/15 по делу № А46-6594/2015. Энциклопедия судебной практики системы Гарант [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 23.05.2019);
21. Определение Конституционного Суда РФ от 10.06.2010 года № 684-О-О «О прекращении производства по делу о проверке конституционности части 2 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие…»» [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 23.05.2019);
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!