это быстро и бесплатно
Оформите заказ сейчас и получите скидку 100 руб.!
ID (номер) заказа
1926737
Ознакомительный фрагмент работы:
Аннотация: В статье рассмотрены особенности организационно-управленческих условий профилактики конфликтов в студенческой группе, в частности гуманизация образовательной среды, создание комфортного психологического климата в студенческой группе, повышение конфликтологической компетенции преподавателей и студентов. Также кратко рассмотрены факторы и причины возникновения конфликтов в студенческой группе.
Annotation: The article considers the features of the organizational and managerial conditions for the prevention of conflicts in the student group, in particular the humanization of the educational environment and the creation of a comfortable psychological climate in the student group, increasing conflict competence of teachers and students The factors and causes of conflicts in the student group are also briefly reviewed.
Ключевые слова: конфликт; профилактика; организационно-управленческие условия; студенческая группа.
Key words: conflict; prophylaxis; organizational and managerial conditions; student group.
Конфликт: понятие, характеристика и типы
Конфликты представлены практически во всех сферах отношений между людьми. Образовательная среда, в частности, высшая школа не является исключением. В конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. В западной литературе широко распространено понятие конфликта, которое было сформулировано известным американским теоретиком и одним из основоположников социологии конфликта Л. Козером. Под конфликтом он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника является нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, так как его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп. В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, которые направлены на достижение определенных интересов и целей. В целом конфликт есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей [10, с.36]. Главные составляющие конфликтного взаимодействия [11, с.114].:
Объект конфликта;
Участники конфликта;
Социальная среда;
Условия конфликта;
Субъективное восприятие конфликта;
Личностные элементы конфликта.
Теоретики выделяют четыре основных типа конфликта: внутриличностный, межличностный, Конфликт между личностью и группой, Межгрупповой конфликт. Так примером внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, примером межличностного является конфликт, когда две личности имеют противоположные взгляды или стремятся достигнуть цели при условии, что достичь желаемого может только одна из них, примером конфликта между личностью и группой является конфликт, который возникает, когда поведение отдельной личности в группе не соответствует интересам, правилам группы, яркими примерами межгруппового конфликта является конфликт элиты и масс, националистов и космополитов [10]. Этапы конфликта [11, с.114]:
Предконфликтная ситуация;
Открытый конфликт (инцидент);
Эскалация конфликта;
Сбалансированное противодействие;
завершение конфликта;
послеконфликтный период.
2. Факторы и причины конфликтов в студенческих группах
Актуальность конфликтов для студенческих групп обусловлена несколькими факторами. Во-первых, распространенность конфликтов согласно опросам студентов, преподавателей. Результаты опросов показывают, что наиболее частыми являются конфликты между преподавателем и студентом (группой студентов), несколько реже встречаются внутригрупповые конфликты между студентами. Конфликты нарушают ход учебного процесса, снижают его эффективность, влекут неоправданные затраты учебного времени, сказываются на успеваемости, негативно влияют на психическое и физическое состояние, ухудшают социально-психологический климат в академических. Во-вторых, следует помнить о конструктивном потенциале конфликтов, реализация которого требует управления последними. Также следует обратить внимание на то, что студенты получают профессиональное образование, а обучение в вузе выступает одной из последних «ступеней» на пути к взрослой самостоятельной жизни, где будущие специалисты еще имеют возможность освоить модели конструктивного поведения в условиях конфликта. Учебная группа в этом смысле выступает как микромодель социума, а также как модель профессионального сообщества, и опыт позитивного преодоления разногласий в студенческой среде может составить основу для успешного преодоления конфликтов, с которыми неизбежно будет сопряжена будущая трудовая деятельность [7, с.565].
Конфликт в студенческой среде рассматривается как совокупность учебно-организационных, социальных, возрастных, личностных факторов, которые способствуют обострению противоречий взаимодействия студентов в учебной, внеучебной деятельности. К основным характеристикам студенческого возраста студенческого возраста можно отнести следующие: интенсивное психическое развитие, сложное переструктурирование психических функций интеллекта, изменение структуры личности в связи с вхождением в более широкие, разнообразные социальные общности. Также в студенчестве происходит изменение отношений с окружающими людьми. Таким образом, существует много внутренних и внешних причин конфликтов и противоречий [3, с.586]. К одной из внешних причин можно отнести специфику формирования студенческого коллектива, который в своем развитии обязательно проходит конфликтную стадию, на этом этапе в группировках и между ними возникают разногласия, проявляются слабые, сильные стороны тех или иных студентов, особое значение приобретают личные взаимоотношения. Таким образом, можно сказать, что конфликты являются неотъемлемой частью студенческой жизни, что актуализирует необходимость разрабатывать и осуществлять ряд мероприятий, направленных на профилактику конфликтов. [3, с.587].
3. Профилактика конфликтов в студенческой группе: понятие и актуальность
Профилактика конфликтов – это их предупреждение в широком смысле слова. Цель профилактики конфликтов – создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые минимизировали бы вероятность возникновения или деструктивного развития противоречий между ними. Профилактика конфликтов заключается в такой организации жизнедеятельности субъектов социального взаимодействия, которая исключает или сводит к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними [11, с.115]. Также профилактика конфликтов – это целый комплекс теоретических положений и практических методик, которые обосновывают целенаправленное воздействие руководителя на все элементы организационной системы. Избежать конфликтов вообще невозможно, ими надо научиться управлять – именно на этом постулате англо-германского социолога Р. Дарендорфа выстраивается современная конфликтология как наука управления конфликтами. В научной и учебной литературе под профилактикой конфликтов обычно понимается комплекс мероприятий по их прогнозированию и предупреждению. Прогнозирование конфликта – один из важнейших видов деятельности субъектов управления, направленный на выявление его причин в потенциальном развитии. Точный прогноз развития конфликтной ситуации способствует более эффективному ее разрешению. Предупреждение конфликтов основывается на прогнозировании и предполагает недопущение конфликтов. По мнению А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова, предупредить конфликт гораздо легче, чем разрешить его. Авторы выделяют такие предпосылки предупреждения конфликтов [1]:
Создание объективных условий, препятствующих возникновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций;
Оптимизация организационно-управленческих условий созданий и функционирования организаций;
Устранение социально-психологических причин конфликтов;
Нейтрализация личностных причин возникновения конфликтов.
В большинстве высших учебных заведений не уделяется должного внимания профилактике конфликтов в студенческой среде, анализу вызывающих их причин, разработке мер по их разрешению. Между тем игнорирование таких сложных процессов, как конфликты, при характерном для современного периода, увеличении их числа, нарастании разрушительных последствий способствует углублению и развитию социально-негативных процессов, характеризующихся доминированием иррациональных, стихийных элементов, сложно поддающихся управлению или ограничению без жестких насильственных методов. Несмотря на достаточно большое количество публикаций, посвященных конфликтам в сфере образования, на сегодняшний день не существует универсального способа их разрешения. Сегодня вопрос урегулирования конфликтов в сфере образования переходит в более практическую плоскость. Этот возрастающий интерес вне малой степени связан с ростом напряженности в ходе социального взаимодействия студентов, с острой потребностью студентов в практической помощи в разрешении конфликтов. Тем не менее, проблематика предупреждения студенческих конфликтов в отечественной педагогике и социальной психологии практически не изучена [8, с.45].
Таким образом, в рамках данной статьи рассмотрим организационно-управленческие условия профилактики конфликтов в студенческой группе.
4. Организационно-управленческие условия
Как отмечает М.И. Бекоева, существенными организационно-управленческими условиями, способствующими существенному снижению конфликтных ситуаций в организациях и конфликтов в коллективе, является профилактика уменьшение уровня конфликтности тех сотрудников, которые склонны к их провоцированию, строго выстроенная и эффективно функционирующая кадровая политика, психодиагностика уровня конфликтности личности, высокий авторитет руководителя предприятия, высокий уровень профессиональной культуры коллектива, престиж деятельности и организации, приятный психологический климат в организации [2].
Т.М. Ташина подчеркивает, что профилактика конфликтов в студенческой среде должна быть ориентирована на создание таких реальных условий, которые препятствовали бы возникновению предконфликтной ситуации. Важная благоприятная среда для жизнедеятельности студентов в вузе, комфортная психологическая атмосфера, нужно пресекать конфликты, обусловленные личностными особенностями студентов. Также профилактика конфликтов среди студентов заключается в психологическом просвещении и повышении таким образом конфликтологической компетентности [9].
Т.Я. Петренко в профилактике конфликтов в студенческой группе также отмечает оптимизацию учебной деятельности и взаимодействие внутри коллектива, обеспечение объективных, объективно-субъективных и социально-психологических условий, которые способствуют профилактике межличностных конфликтов [6].
Важную роль в предотвращении конфликтов играет совершенствование организации образовательного процесса, когда четко разъясняются требования членов команды к группе и руководителю группы, распределяются обязанности, права и обязанности руководителя группы и непосредственно каждому члену группы. Студенты информируются о функциях и степени ответственности высшего управленческого звена университета, о полномочиях структурных подразделений, об их границах ответственности и об ответственности структурных подразделений [6].
1. Выделим гуманизацию образовательной среды, как необходимое организационно-управленческое условие профилактики конфликтов в студенческой группе. Одним из факторов современного образования является признание безусловной ценности личности обучающихся на уровне общегосударственных документов. В последних Образовательных стандартах, введенных на разных уровнях образования, заявлена реализация качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели образовательной организации: ставятся задачи развития личности обучающегося, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желание и умение учиться. Фактически на уровне законодательных и регламентирующих документов, декларируются человеко-центрированные установки и субъект-субъектные типы взаимодействия, лежащие в основе гуманизации образовательной среды. На практике реализация этих установок пока затруднена в силу различных причин. Среди таковых можно назвать трудность сочетания объективных и субъективно-личностных критериев и показателей оценки качества образования, большую временную и внутреннюю (эмоциональную, интеллектуальную, энергетическую) затратность педагогов в субъект-субъектных типах взаимодействий с учащимися, затрудненную формализацию способов педагогического и психологического воздействия и отсутствие готовых образцов и конкретных целей развития личности человека, получающего образование. К тому же, субъект-субъектные типы взаимодействия могут реализовываться по-разному: как субъект-обособленный, субъект-совместный, субъект-порождающий. Субъект-обособленный тип взаимодействия встречается, когда каждый из участников активно воздействует на другого участника, но при этом стремится достичь свои цели. В данном типе взаимодействия ни о какой гуманизации образовательной среды речь не идет. Субъект-совместный тип взаимодействия подразумевает активность, направленную на решение одной цели, педагога и обучающего, несмотря на различие в «своих интересах». Примером такого типа взаимодействия преподавателя и студента является зачет или экзамен, но при этом цель преподавателя – выяснить полноту знаний студента по дисциплине, а у студента – получить определенную оценку. Установки на гуманизацию в этом типе взаимодействия также ограничены, прежде всего мотивами. Субъект-порождающий тип характерен для взаимодействия, в котором результатом совместного развития участников становится единый субъект совместного развития. Примерами порождения такого субъекта развития могут служить тренинговые группы, учебные группы в процессе совместного с преподавателем решения проблемных ситуаций, дискуссий. При этом каждый из участников взаимодействия развивает свою субъектность, то есть преодолевает эгоцентрические установки, стереотипы, старается понять другого, транслировать ему информацию так, чтобы произошло ответное понимание. В итоге каждый из участников делает открытие в самом себе, реализации потребности в самоактуализации сопровождается положительными эмоциями, укреплением позитивной Я-концепции, а это, в свою очередь, создает мощную и надежную мотивационную основу для дальнейшего собственного развития каждого участника и укрепления убеждения в ценности другой личности. Именно в таком типе взаимодействия реализуются установки на гуманизацию не только образовательной среды, но и любой среды, в которой происходят социальные контакты. Гуманистический подход в образовании нельзя свести к каким-то конкретным технологиям или методам обучения, это ценностная ориентация, в основе которой – перестройка личностных установок педагога и студентов. Однако одной перестройки убеждений недостаточно. Гуманистические установки, даже если они присутствуют у каждого участника взаимодействия, могут не реализоваться в силу недостаточно развитых средств общения. Компетентность в общении субъектов образовательных отношений – это фактор реализации гуманистических установок в образовании. Поскольку тренировка средств общения, способствующих субъект-субъектному типу взаимодействия, может способствовать коррекции доминантных, эгоцентричных, дискриминационных, стереотипных установок в силу механизма интериоризации и переживания положительного опыта самоактуализации во взаимодействии с другими людьми. Также гуманизация образовательной среды подразумевает сочетание гуманистических установок педагога с его дидактической компетентностью, поскольку, если педагог плохо ориентируется в содержании учебной дисциплины, методике преподавания, средствах и методах оценки, то реализация человекоцентрированных установок по отношению к студентам в образовательном процессе может привести в этом случае к стремлению создать исключительно психологический комфорт, без напряжения, трудностей и противоречий, так называемую В.А. Ясвиным безмятежную образовательную среду [4].
2. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе является необходимым условием на занятиях, так как в доброжелательной, непринужденной, раскованной рабочей атмосфере, которая базируется на сознательной самодисциплине и организованности партнерских отношений, настроенность студентов связана с положительными эмоциями и содействует развитию их творческого потенциала. К условиям, которые способствуют созданию комфортного психологического климата в группе, можно отнести: установление партнерских взаимоотношений преподавателя и студентов, правильную организацию педагогического общения, учет особенностей коллективной работы, учет индивидуально-психологических особенностей личностей студентов, создание оптимистического эмоционально-психологического настроя, организацию преподавателем «ситуаций успеха». Не менее важно придерживаться установки одинакового подхода ко всем студентам. Уважительное отношение к преподавателю – обязательное правило для студента, но аналогичного правила должен придерживаться и преподаватель во взаимодействии со студентами, что поможет завоевать расположение и необходимый авторитет. В настоящее время немаловажен не столько авторитет роли, сколько авторитет личности - яркая, неповторимая индивидуальность преподавателя, которая оказывает воспитывающее (педагогическое) и психотерапевтическое воздействие на студентов. На студентов влияет также их самочувствие на занятии, психолого-эмоциональное состояние. Поэтому немаловажным является создание на занятии студенту условия для успеха. На занятиях необходимо использовать демократический стиль общения. Основными способами данного вида общения являются совет, просьба, информация. Во избежание создания отрицательного эмоционального состояния студентов необходимо всегда соблюдать чувство педагогического такта. Учет индивидуально-психологических особенностей личностей студентов подразумевает использование индивидуального потенциала студента, творческие, исполнительские, организаторские возможности студента, включение каждого в коллективную жизнь группы, содействие активной позиции личности в деятельности и т.д. Эмоционально-психологическому настрою способствует нормальный межличностный контакт, который устраняет внутреннюю напряженность. Ситуация успеха формирует в студентах субъекта учебной деятельности [5].
3. Немаловажной составляющей профилактики конфликтов в студенческой группе является повышение конфликтологической компетентности преподавателей и студентов. С этой целью необходимо проводить психологические семинары и тренинги, в частности, тренинги эффективного общения, личностного роста, сензитивности, разрешения проблем, управления стрессом, принятия решения, креативности, поведения в конфликтах.
Таким образом, конфликт в студенческой группе – это качество взаимодействия между преподавателем и студентом (ами) или студентом и студентом (ами), которое выражается в противоречиях в учебной и внеучебной деятельности. Профилактика конфликтов – это создание таких условий взаимодействия в студенческой группе, которые минимизировали бы вероятность возникновения и развития противоречий в учебной и внеучебной деятельности. К организационно-управленческим условиям профилактики конфликтов относится гуманизация образовательной среды, создание комфортного психологического климата в студенческой группе, повышение конфликтологической компетенции преподавателей и студентов.
Список литературы:
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология [Текст]: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. 4-е изд., испр.и доп. – М.: Эксмо, 2016. – 512 с
Бекоева М.И. Организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов в коллективе [Текст] / М.И. Бекоева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. –2017. –Т. 6. – № 4 (21). – С. 277-280.
Голодко Т.Л. Профилактика конфликтов среди студентов вуза [Текст] / Т.Л. Голодко, М.Д. Поддубный, Л.В.Сысоева // Научное обеспечение агропромышленного комплекса:сборник статей по материалам 74-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2018 год. Ответственный за выпуск А.Г. Кощаев. – 2019. – С. 585-588.
Григорьева М.В. Социально-психологические факторы гуманизации образовательной среды [Текст] / М.В. Григорьева // Гуманизация образовательного пространства: сборник научных статей. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. – 2018. – С. 204-209
Дорофеева Е.В. Создание комфортного психологического климата в студенческой группе [Текст] / Е.В. Дорофеева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2012. – № 10 (74). – С. 51-56.
Петренко Т.Я. Профилактика конфликтов в студенческой среде [Текст] / Т.Я. Петренко, В.А. Алябьева, А.Д Бояджян // Аллея науки. – 2018. – Т. 6. № – 11 (27). – С. 122-125.
Смирнова Ю.С. Управление конфликтами в студенческих группах: психолого-педагогическое сопровождение процесса [Текст] // Актуальные проблемы совершенствования высшего образования: материалы XIII научно-методической конференции с международным участием, 22-23 марта 2018. Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова. –2018. – С. 565-567.
Студент как субъект конфликтов в сфере высшего образования [Текст] : коллективная монография / И.С. Миллер, А.С. Константинова, Д.С. Чекменев, И.А. Чумак ; под общей ред. к. полит. н. И.С. Миллер ; РГНФ. – Ставрополь : Ставролит, 2014. – 232 с.
Ташина Т.М. Профилактика внутригрупповых конфликтов в студенческой среде [Текст] / Т.М. Ташина // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2014. –Т. 22. – № 2. – С. 41-45.
Трушников Д.Ю. Конфликтология [Текст]: учебник / Д.Ю. Трушников. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2009. – 448 с.
Шабанова Е.А. Профилактика конфликтов в студенческой группе [Текст] / Е.А. Шабанова // Приоритетные научные направления: от теории к практике: сборник материалов XXXVIII Международной научно-практической конференции –2017. – С. 113-117.
Сделайте индивидуальный заказ на нашем сервисе. Там эксперты помогают с учебой без посредников
Разместите задание – сайт бесплатно отправит его исполнителя, и они предложат цены.
Цены ниже, чем в агентствах и у конкурентов
Вы работаете с экспертами напрямую. Поэтому стоимость работ приятно вас удивит
Бесплатные доработки и консультации
Исполнитель внесет нужные правки в работу по вашему требованию без доплат. Корректировки в максимально короткие сроки
Гарантируем возврат
Если работа вас не устроит – мы вернем 100% суммы заказа
Техподдержка 7 дней в неделю
Наши менеджеры всегда на связи и оперативно решат любую проблему
Строгий отбор экспертов
К работе допускаются только проверенные специалисты с высшим образованием. Проверяем диплом на оценки «хорошо» и «отлично»
Работы выполняют эксперты в своём деле. Они ценят свою репутацию, поэтому результат выполненной работы гарантирован
Ежедневно эксперты готовы работать над 1000 заданиями. Контролируйте процесс написания работы в режиме онлайн
Выполнить 2 контрольные работы по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07765
Контрольная, Информационные технологии
Срок сдачи к 12 дек.
Архитектура и организация конфигурации памяти вычислительной системы
Лабораторная, Архитектура средств вычислительной техники
Срок сдачи к 12 дек.
Организации профилактики травматизма в спортивных секциях в общеобразовательной школе
Курсовая, профилактики травматизма, медицина
Срок сдачи к 5 дек.
краткая характеристика сбербанка анализ тарифов РКО
Отчет по практике, дистанционное банковское обслуживание
Срок сдачи к 5 дек.
Исследование методов получения случайных чисел с заданным законом распределения
Лабораторная, Моделирование, математика
Срок сдачи к 10 дек.
Проектирование заготовок, получаемых литьем в песчано-глинистые формы
Лабораторная, основы технологии машиностроения
Срок сдачи к 14 дек.
Вам необходимо выбрать модель медиастратегии
Другое, Медиапланирование, реклама, маркетинг
Срок сдачи к 7 дек.
Ответить на задания
Решение задач, Цифровизация процессов управления, информатика, программирование
Срок сдачи к 20 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Информационные технологии
Срок сдачи к 11 дек.
Написать реферат по Информационные технологии и сети в нефтегазовой отрасли. М-07764
Реферат, Геология
Срок сдачи к 11 дек.
Разработка веб-информационной системы для автоматизации складских операций компании Hoff
Диплом, Логистические системы, логистика, информатика, программирование, теория автоматического управления
Срок сдачи к 1 мар.
Нужно решить задание по информатике и математическому анализу (скрин...
Решение задач, Информатика
Срок сдачи к 5 дек.
Заполните форму и узнайте цену на индивидуальную работу!